Постановление администрации муниципального образования "Наримановский район" от 23 мая 2018 г. N 568
"Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в администрации муниципального образования "Наримановский район"
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 438н от 19.08.2016 "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" администрация муниципального образования "Наримановский район" постановляет:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в администрации муниципального образования "Наримановский район" (прилагается).
2. Обнародовать настоящее постановление на информационных стендах в зданиях администраций муниципальных образований поселений, входящих в состав муниципального образования "Наримановский район", на официальном сайте муниципального образования "Наримановский район" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://narimanov.astrobl.ru/), электронных информационных стендах, расположенных в здании администрации района.
3. Постановление вступает в силу со дня его опубликования.
Глава района |
В.И. Альджанов |
Утверждено
постановлением администрации
муниципального образования
"Наримановский район"
от 23 мая 2018 г. N 568
Положение
о системе управления охраной труда в администрации муниципального образования "Наримановский район"
1. Общие положения
1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда в администрации муниципального образования "Наримановский район" (далее - Положение) определяет основные принципы формирования и структуру системы управления охраной труда в администрации муниципального образования "Наримановский район" (далее - администрация) ее функции и основывается на Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах Астраханской области.
2. Система управления охраной труда в администрации муниципального образования "Наримановский район" (далее - Система) представляет собой совокупность организационных форм и методов совместных действий администрации и ее структурных подразделений (без образования юридического лица) (далее - структурные подразделения) по вопросам охраны труда, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
3. Уровнями управления и регулирования по вопросам охраны труда в администрации в рамках Системы являются структурные подразделения администрации, специалист по охране труда администрации, глава администрации муниципального образования "Наримановский район".
2. Политика администрации в области охраны труда
4. Политика администрации в области охраны труда (далее - Политика по охране труда) гарантирует выполнение администрацией обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
5. Политика по охране труда обеспечивает:
а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;
д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности Системы;
е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;
ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;
з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.
3. Цели администрации в области охраны труда
6. Основные цели работодателя в области охраны труда (далее - цели) содержатся в Политике по охране труда и достигаются путем реализации работодателем процедур, предусмотренных разделом V настоящего положения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать как "разделом 5"
7. Основные цели Системы:
а) реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
б) разработка и реализация программы улучшения условий и охраны труда;
в) создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
г) формирование безопасных условий труда;
д) контроль над соблюдением требований охраны труда;
е) обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
ж) предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющих трудовую деятельность в администрации;
з) охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в администрации, организация их лечебно - профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха;
4. Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами администрации
8. Администрация муниципального образования "Наримановский район":
а) гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
б) обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников;
в) обеспечивает своевременное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профессиональных рисков;
г) организовывает ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;
д) организует в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
е) обеспечивает соблюдение установленного порядка обучения и профессиональной подготовки работников, включая подготовку по охране труда, с учетом необходимости поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда;
ж) допускает к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
з) обеспечивает приобретение и функционирование средств коллективной защиты;
и) организует проведение специальной оценки условий труда;
к) осуществляет информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
л) обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;
м) принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
н) своевременно информирует органы государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
о) организует исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно - надзорной деятельности;
9. Обязанности сотрудников администрации:
а) обеспечивает соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения своих трудовых функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, а также соблюдение производственной, технологической и трудовой дисциплины, выполнение указаний руководителя работ;
б) проходит медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, химико-токсикологические исследования по направлению работодателя;
в) проходит подготовку по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
г) участвует в контроле за состоянием условий и охраны труда;
д) содержит в чистоте свое рабочее место;
е) перед началом рабочей смены (рабочего дня) проводит осмотр своего рабочего места;
ж) следит за исправностью оборудования и инструментов на своем рабочем месте;
з) проверяет в отношении своего рабочего места наличие и исправность ограждений, предохранительных приспособлений, блокировочных и сигнализирующих устройств, средств индивидуальной и групповой защиты, состояние проходов, переходов, площадок, лестничных устройств, перил, а также отсутствие их захламленности и загроможденности;
и) о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает своему непосредственному руководителю и действует по его указанию;
к) правильно использует средства индивидуальной и коллективной защиты и приспособления, обеспечивающие безопасность труда;
л) извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), или иных лиц;
м) при возникновении аварий действует в соответствии с ранее утвержденным работодателем порядком действий в случае их возникновения и принимает необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и ее ликвидации;
10. Специалист по охране труда:
а) обеспечивает функционирование Системы;
б) осуществляет руководство организационной работой по охране труда у работодателя, координирует работу структурных подразделений работодателя;
в) организует размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения подготовки по охране труда;
г) осуществляет контроль за обеспечением работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
д) контролирует соблюдение требований охраны труда у работодателя, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников, указаний и предписаний органов государственной власти по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
е) осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;
ж) организует разработку структурными подразделениями работодателя мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контролирует их выполнение;
з) осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда;
и) участвует в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;
к) участвует в организации и проведении подготовки по охране труда;
л) контролирует обеспечение, выдачу, хранение и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, их исправность и правильное применение;
м) рассматривает и вносит предложения по пересмотру норм выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих веществ, молока, лечебно-профилактического питания, продолжительности рабочего времени, а также размера повышения оплаты труда и продолжительности дополнительного отпуска по результатам специальной оценки условий труда;
н) участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;
о) участвует в управлении профессиональными рисками;
п) организует и проводит проверки состояния охраны труда в структурных подразделениях работодателя;
р) организует проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников;
с) дает указания (предписания) об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;
т) участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность по ним, анализирует их причины, намечает и осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует их выполнение;
11. Руководитель структурного подразделения:
а) обеспечивает условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, в структурном подразделении работодателя;
б) обеспечивает функционирование Системы;
в) несет ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей в сфере охраны труда;
г) распределяет обязанности в сфере охраны труда между своими подчиненными, в том числе делегирует им часть своих полномочий, определяет степень их ответственности;
д) содействует работе комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных работниками представительных органов;
е) обеспечивает своевременное проведение за счет средств работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников структурного подразделения;
ж) обеспечивает допуск к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
з) организует проведение подготовки по охране труда;
и) организует выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
к) организует обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком соответствующего контингента работников структурного подразделения;
л) обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников структурного подразделения в соответствии с требованиями охраны труда;
м) организует в структурном подразделении безопасность эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и используемых в производстве сырья и материалов;
н) участвует в организации проведения специальной оценки условий труда;
о) участвует в организации управления профессиональными рисками;
п) участвует в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
р) принимает меры по предотвращению аварий в структурном подразделении, сохранению жизни и здоровья работников структурного подразделения и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим в результате аварии первой помощи;
с) принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваний работников структурного подразделения, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
т) своевременно информирует работодателя об авариях, несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваниях работников структурного подразделения;
у) обеспечивает исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно - надзорной деятельности, указаний (предписаний) службы (специалиста) охраны труда;
ф) обеспечивает наличие и функционирование в структурном подразделении необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами;
х) приостанавливает работы в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
ц) обеспечивает наличие в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников структурного подразделения и иных лиц;
ч) при авариях и несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении, принимает меры по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию.
5. Процедуры, направленные на достижение целей администрации в области охраны труда
12. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда работодатель устанавливает (определяет):
а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;
б) перечень профессий (должностей) работников, проходящих стажировку по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности);
в) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;
г) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя;
д) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;
е) работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя, за проведение стажировки по охране труда;
ж) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
з) состав комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
и) регламент работы комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
к) перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний в комиссии работодателя;
л) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
м) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;
н) порядок организации и проведения стажировки на рабочем месте и подготовки по охране труда.
13. В ходе организации процедуры подготовки работников по охране труда работодатель учитывает необходимость подготовки работников исходя из характера и содержания выполняемых ими работ, имеющейся у них квалификации и компетентности, необходимых для безопасного выполнения своих должностных обязанностей.
14. С целью организации процедуры организации и проведения оценки условий труда работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет):
а) порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов;
б) особенности функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда при наличии у работодателя обособленных структурных подразделений;
в) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работодателя в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
г) порядок осуществления отбора и заключения гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, учитывающий необходимость привлечения к данной работе наиболее компетентной в отношении вида деятельности работодателя;
д) порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда;
е) порядок использования результатов специальной оценки условий труда.
15. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
а) выявление опасностей;
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.
6. Планирование мероприятий по реализации процедур
16. С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее - План).
17. В Плане отражаются:
а) результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя;
б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;
е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
7. Контроль функционирования Системы и мониторинг реализации процедур
18. С целью организации контроля функционирования Системы и мониторинга реализации процедур работодатель устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:
а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;
б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;
в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию Системы.
19. Работодатель определяет основные виды контроля функционирования Системы и мониторинга реализации процедур, к которым можно отнести:
а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;
б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;
г) контроль эффективности функционирования Системы в целом.
20. Для повышения эффективности контроля функционирования Системы и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования Системы и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования Системы и мониторинга показателей реализации процедур.
8. Планирование улучшений функционирования Системы
21. С целью организации планирования улучшения функционирования Системы работодатель устанавливает зависимость улучшения функционирования Системы от результатов контроля функционирования Системы и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.
22. При планировании улучшения функционирования Системы работодатель проводит анализ эффективности функционирования Системы, предусматривающий оценку следующих показателей:
а) степень достижения целей работодателя в области охраны труда;
б) способность Системы обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике по охране труда;
в) эффективность действий, намеченных работодателем на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования Системы;
необходимость изменения Системы, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении Системы;
е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования Системы.
9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
23. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работодатель устанавливает порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.
24. При установлении порядка действий при возникновении аварии работодателем учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:
а) защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;
б) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;
в) невозобновление работы в условиях аварии;
г) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними;
д) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи (или оказание первой помощи при наличии у работодателя здравпункта), выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;
е) подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.
10. Управление документами Системы
25. С целью организации управления документами Системы работодатель устанавливает (определяет) формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование Системы.
26. Лица, ответственные за разработку и утверждение документов Системы, определяются работодателем на всех уровнях управления. Работодателем также устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов Системы, сроки их хранения.
27. В качестве особого вида документов Системы, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы Системы (записи), включая:
а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления Системы;
б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
г) результаты контроля функционирования Системы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации муниципального образования "Наримановский район" от 23 мая 2018 г. N 568 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в администрации муниципального образования "Наримановский район"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования
Текст постановления официально опубликован не был