Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Правительства
Астраханской области
от 29.10.2018 N 580-Пр
Концепция
создания центра развития современных компетенций детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
1. Общие положения
Центр развития современных компетенций детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", реализующий дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее - центр), создается как отдельное структурное подразделение федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный университет" (далее - университет). В основу его создания заложены принципы сетевого и интегративного взаимодействия с общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, общественными организациями, предприятиями и учреждениями Астраханской области, органами государственной власти и местного самоуправления.
Университет имеет лицензию (от 21.01.2016 N 1893, серия 90Л01 N 0008923) на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для детей, развивающим современные компетенции и формирующим у детей изобретательское, креативное, критическое и продуктивное мышление, в том числе с использованием сетевых форм организации образования совместно с образовательными организациями иных уровней образования и иных организаций, с целью подготовки будущих кадров для ряда отраслей промышленности, в которых лидирующая роль на юге России принадлежит Астраханской области.
Миссия центра университета - повышать качество образования на всех ступенях для подготовки молодых ученых и лидеров, желающих жить и работать в Астраханской области.
Решаемая задача - обеспечить детям и молодежи Астраханской области возможности для получения качественного, современного дополнительного образования, способствующего достижению успеха.
Видение деятельности центра университета - создать диверсифицированную группу единомышленников, работающую над улучшением качества дополнительного образования в Астраханской области и России в целом, из числа профессорско-преподавательского состава, студентов и выпускников университета, а также иных заинтересованных лиц.
Целевой аудиторией центра будут выступать как потребители, так и организаторы образовательных услуг, являющиеся слушателями центра.
Потребители образовательных услуг:
- дети в возрасте от 9 до 18 лет, обучающиеся в общеобразовательных организациях (школах) на уровнях основного общего и среднего общего образования;
- одаренные дети, проявившие свои выдающиеся интеллектуальные и творческие способности, интерес к научной (научно-исследовательской) деятельности;
- обучающиеся в профессиональных образовательных организациях.
Организаторы образовательных услуг:
- педагоги и специалисты общеобразовательных организаций, а также системы дополнительного и среднего профессионального образования, испытывающие профессиональные ограничения при разработке и реализации образовательных проектов и программ, выборе технологий работы с детьми;
- молодые специалисты, учёные и аспиранты, в том числе в рамках педагогической практики;
- студенты и аспиранты образовательных организаций высшего образования, проходящие практику;
- сотрудники организаций-партнеров, представляющих реальный сектор экономики, в том числе для получения квалификации "наставник урока технологии".
Концепция создания центра развития современных компетенций детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - концепция) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 03.07.2016 N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части предоставления права органам государственной власти субъектов Российской Федерации на предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей";
- приоритетным проектом "Доступное дополнительное образование детей", утвержденным протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 года N 1;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 N 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития";
- концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
- приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
- методическими рекомендациями по организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ, прилагаемыми к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 N АК-2563/05;
- методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы), прилагаемыми к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 N 09-3242.
Концепция определяет цели и задачи создания и развития центра.
Целью деятельности центра является создание условий для повышения качества образования детей и молодежи путем:
- реализации дополнительных образовательных программ для детей и молодежи и подготовки кадров для развития современных компетенций;
- использования сетевой формы взаимодействия с образовательными организациями региона при создании условий непрерывного образования.
Центр призван решать следующие задачи:
- развитие современных компетенций у широких слоев населения, включая обучающихся и преподавателей общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методов и технологий развития современных компетенций;
- разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии (в сотрудничестве) международных и российских компаний;
- развитие современных компетенций у широких слоев населения, включая обучающихся и преподавателей общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методов и технологий развития современных компетенций;
- разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии (в сотрудничестве) международных и российских компаний.
2. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра при софинансировании из средств федерального бюджета
2.1. Проблематика и предполагаемые результаты.
Создание центра предполагает реализацию ряда проектов, включающих в себя разнообразные программные пакеты дополнительных общеразвивающих программ, формирующих современные компетенции, первичные навыки проектного управления, командной работы, основ программирования, использования баз данных, информационных ресурсов и других навыков.
Работа центра ориентирована на разнообразные потребности целевой аудитории. К реализации подготовлены и апробированы курсы по развитию экономического мышления, финансовой и правовой грамотности, социальной и психологической устойчивости. Слушатели смогут получить доступ к современным исследованиям и наработкам во всех областях знания как классическим (например, история, география, химия, обществознание, русский и иностранные языки и другие), так и нетрадиционным (логистика, агроинженерия, ветеринария, философия, астрономия, психологический театр и прочие).
В центре будут реализовываться следующие траектории: "Психология", "Human-Art", "Экономика и право", "Журналистика", "История", "Химия", "Занимательная физика", "Геномная инженерия", "Биоинформатика", "Машинное обучение", "Дизайн", "Детская академия физического развития" и "Технокурсы университета". Ключевыми в 2019 году траекториями деятельности центра будут являться "Геномная инженерия", "Биоинформатика", "Машинное обучение" и "Дизайн".
Траектории "Геномная инженерия" и "Биоинформатика".
Российский рынок геномной инженерии и биоинформатики в настоящий момент находится на стадии формирования. Функционирует достаточное количество организаций, занимающихся секвенированием генома, однако организаций и специалистов, способных анализировать полученную информацию, крайне мало. Определенную роль в подобного рода дефиците кадров играет неготовность детей и молодежи к осознанному выбору данной профессиональной области. Связано это в том числе и с тем, что осмысливание молекулярно-генетических данных невозможно без привлечения современных информационных технологий, создания и развития эффективных методов и алгоритмов анализа данных и моделирования биологических систем и процессов.
В связи с этим возникает острая необходимость в создании специализированных программ по биоинформатике, направленных на предоставление высокотехнологичных образовательных услуг широкому кругу обучающихся Астраханской области и близлежащих регионов с перспективой обеспечения подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных на рынке труда кадров в сферах общего и специального биологического и IT-образования, здравоохранения и социальной защиты на уровне среднего, высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки.
Траектория "Геномная инженерия" позволит создать научную платформу для обучения школьников современным научным методам исследования молекулярной структуры геномов и генов, молекулярных механизмов регулирования работы генов, погружаясь в научный мир. Работа центра позволит уменьшить наблюдаемую сегодня оторванность детей школьного возраста от естественно-научных исследований, привить им интерес к научным исследованиям, что позволит им лучше понимать и осваивать школьную программу, получать более глубокие знания через практическую деятельность.
Кроме того, открытие в центре данных направлений позволит создать своего рода научную платформу для формирования среды ускоренного развития детей от 9 до 18 лет в естественно-научной сфере и развития у подрастающего поколения изобретательского мышления. Это позволит школьникам выполнять научные проекты и тем самым решать задачи по перспективным естественно-научным направлениям, при этом школьники смогут познавать не только теоретические научные знания, но и практически осваивать молекулярно-генетические методы работы, обучаться на современном генетическом оборудовании, в лабораториях, соответствующих современному мировому уровню.
Цель траектории "Геномная инженерия" - создание и развитие современной инновационной среды научного развития детей и подростков для формирования учебно-познавательных, информационных компетенций, критического и продуктивного мышления и опыта научно-исследовательской деятельности в области геномной инженерии.
Задачи траектории "Геномная инженерия":
- создание системы научно-технического просвещения через привлечение детей и молодежи к изучению и практическому применению методов геномной инженерии;
- формирование современных профессиональных и общекультурных компетенций в области молекулярно-генетического исследования;
- организация научных мероприятий и сопровождение на всероссийском и международном уровнях обучающихся центра;
- обеспечение подготовки профессионально ориентированного подрастающего поколения - будущих специалистов в области генетических технологий для Астраханской области и Российской Федерации в целом;
- подготовка условий для отработки профессиональных навыков студентами-бакалаврами, магистрантами, аспирантами при работе с детьми в области геномной инженерии.
Цели траектории "Биоинформатика":
- побудить интерес у школьников к изучению молекулярной биологии, информатики, программированию, математическому анализу;
- сформировать теоретическую базу знаний в области биологической информатики: содержание, возможности, методы и алгоритмы получения, представления и анализа данных в биоинформатике для решения прикладных задач в области биомедицины, экологии, филогении.
Задачи траектории "Биоинформатика":
- способствовать освоению на практике базовых методов биоинформатики, включая работу с молекулярными базами данных, выравнивание последовательностей и молекулярную визуализацию;
- изучить возможности приложения методов информационной биологии, в том числе теоретического анализа и компьютерного моделирования, к решению фундаментальных и прикладных проблем современной биологии, медицины, фармакологии и экологии;
- сформировать у школьников первичные навыки использования сетевых технологий для эффективного поиска, передачи и обработки научной информации;
- ознакомить с существующими видами современного программного обеспечения и научить основам его разработки, необходимым для быстрой обработки и извлечения необходимой информации из сверхбольшого объема разнородных экспериментальных данных (BigData, SemanticWeb, OpenLinkingData).
Ожидаемые результаты траекторий "Геномная инженерия" и "Биоинформатика":
- привлечение детей и подростков к научно-исследовательской деятельности в области биоинформатики, освоение методов исследования молекулярной структуры геномов и генов, молекулярных механизмов регулирования работы генов;
- систематические занятия школьников на базе центра позволят сформировать учебно-познавательные и информационные компетенции, которые помогут сформировать профессионально ориентированного специалиста в области геномной и биоинженерии;
- создание научной платформы для обучения школьников современным методам научного исследования на высокотехнологическом оборудовании в лабораториях, соответствующих современному мировому уровню.
Траектория "Машинное обучение".
Еще не так давно машинное обучение было сугубо академическим интересом лишь нескольких сотен ученых, разбросанных по отдельным образовательным организациям высшего образования и лабораториям. Однако к 2012 году машинное обучение стремительно выдвинулось на передний план. А спустя всего три года оно дошло до компьютерных и околокомпьютерных масс и стало актуальной проблематикой не только для ученых, но и широких масс населения.
Практическая потребность в машинном обучении возникла в связи с тем, что сегодня разнообразие входных данных и возможных решений становится слишком велико для традиционных заранее запрограммированных систем. Машинное обучение реализуется на вычислительных и статистических принципах, объединяя самые разные подходы, включая теорию вероятности, статистику, логику, вычислительную оптимизацию, поисковые методы, обучение с подкреплением, теорию управления и иное. Область его применения на данный момент распространяется на широкий круг приложений, среди которых обработка всех возможных видов данных (текст, видео, аудио), прогнозирование, распознавание образов, добыча данных (data mining), экспертные системы, робототехника и даже игры.
Несмотря на то, что в последнее время наблюдается повышение интереса со стороны молодежи к получению инженерно-технического образования, современные требования, предъявляемые к специалистам данной отрасли, диктуют необходимость всестороннего образования, формирования не только профессиональных, но и личностных и межличностных компетенций. Например, сейчас уже невозможно представить инженера, не использующего компьютерные и сетевые ресурсы для своих задач. Однако наличие только базовых знаний (информатика) явно недостаточно для полноценного использования современных вычислительных ресурсов.
Для современного инженера любого направления подготовки необходимо знание языков программирования нижнего и верхнего уровней (работа с аппаратными средствами и, например, разработка простых мобильных приложений и программных обеспечений) как средств коммуникации с искусственным интеллектом, обеспечивающих полноценное использование огромных вычислительных мощностей.
Современный инженер должен быть способен искать, накапливать и анализировать огромное количество информации, используя возможности информационных сетей (локальных, международных) и специальные программные средства, системы поддержки принятия решений.
К инженерам применяются все большие требования в плане развития таких качеств, как лидерство, способность работать в коллективе, для обеспечения устойчивости к изменениям, рискам, слаженной и зачастую сетевой работе с сотрудниками. Инженера должна отличать особая психология, подразумевающая способности к быстрому реагированию на изменяющиеся задачи, стрессоустойчивость, креативность и способность к работе в максимально продуктивном режиме продолжительное время.
Очевидно, что формирование такого базиса знаний, умений, навыков и компетенций в процессе обучения в образовательной организации высшего образования не представляется возможным. Основы должны закладываться еще со школьной скамьи. Реализация в создаваемом центре траектории "Машинное обучение", прежде всего, позволит обеспечить формирование базовых инженерных компетенций на основе международных стандартов инженерного образования CDIO (задумай, спроектируй, реализуй и управляй), успешно внедряемых в университете на протяжении нескольких лет.
Цели реализации траектории "Машинное обучение":
- развить научно-технический и творческий потенциал личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники;
- подготовка к созданию новых перспективных робототехнических модулей и систем управления роботизированным производством, разработке их аппаратно-программного обеспечения.
Задачи траектории "Машинное обучение":
- создание оптимальных условий для предпрофильной подготовки и профильного обучения, для свободного выбора обучающимися видов и форм деятельности в различных предметных областях, развитие познавательной мотивации, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами в отношении продолжения образования;
- активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы обучающихся, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность;
- эффективная организация учебной проектной деятельности, внедрение исследовательского метода обучения;
- воспитание социально ответственной личности, способной на свободный жизненный выбор;
- привлечение к работе со школьниками учёных, специалистов высших учебных заведений;
- включение одарённой молодёжи в исследование актуальных научно-технических, эстетических и духовных проблем, ориентированных на перспективы развития региона.
Личностные результаты траектории "Машинное обучение":
- положительное отношение к российской науке;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- способность применять свой опыт из различных областей знаний;
- умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- навыки проведения физического эксперимента.
Метапредметные результаты траектории "Машинное обучение":
- использование умений различных видов познавательной деятельности (наблюдение, эксперимент, работа с книгой, решение проблем, знаково-символическое оперирование информацией и другие);
- применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование, экспериментирование и другие) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- владение интеллектуальными операциями - формулирование гипотез, анализ, синтез, оценка, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогии - в межпредметном контексте;
- использование различных источников для получения физической информации.
Траектория "Дизайн".
Для успешной деятельности в любой области необходимо уметь находить оптимальные решения возникающих проблем. В соответствии с этим в число особо приоритетных качеств личности включаются такие, как инновационный стиль мышления, креативность, готовность к творчеству, к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности. Сознание человека расцветает благодаря новизне и разнообразию впечатлений, но в работе и в быту люди по большей части следуют давно заведенным, привычным схемам. Однако вполне можно развить творческие способности применительно практически ко всем жизненным ситуациям.
Дизайн нужен всем, поскольку основная цель дизайна в любой сфере - предвидеть и воплощать в жизнь улучшенную ситуацию в будущем. В программах, готовящихся к реализации в центре, дизайн рассматривается в качестве практического инструмента, которым может воспользоваться каждый как для решения ежедневных бытовых задач, так и в реализации сложных профессиональных и личностных проектов. Известно, что в менеджменте и управлении проектами дизайн в меньшей степени ориентирован на контроль и стремление сделать все правильно сразу, а в большей - на обучение, внимание к возможностям и отклик на них. К сожалению, развитию дизайн-мышления ни в школах, ни в процессе профессионального обучения специального внимания не уделяется.
Кроме того, обозначению в качестве основных в деятельности центра траектории "Дизайн" способствовала и иная насущная проблема - проблема сохранения и передачи культурных традиций, ценностей родного края, преемственности поколений. Данный аспект усиливает актуальность сохранения культурных архетипов астраханского края и передачу их подрастающему поколению через восстановление (воссоздание) исчезающих образов и традиций прошлого с учетом современных требований развивающейся бизнес-среды на отдельно взятой территории.
В рамках траектории "Дизайн" будут реализовываться:
- творческая мастерская "Детский АРТ-ЗАВОД", которая позволит создать благоприятную обстановку для погружения детской аудитории в атмосферу бизнес-среды, приближенной к реальным условиям, через освоения практических и творческий компетенций. В игровой форме участникам будет предоставлена возможность освоить этапы жизненного цикла при производстве новой продукции;
- творческая мастерская "Детский АРТ-САЛОН".
Все люди обладают невероятным потенциалом для того, чтобы изобретать инновационные подходы к решению проблем, генерировать новые идеи и смотреть на мир свежим взглядом. Художественные приёмы и творчество такие, как рисование, лепка способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению и развитию креативности, с другой. Кроме того, занятия по живописи способствуют развитию кругозора и художественного вкуса, вырабатывают умение работать с большим количеством разнообразной информации, поступающей из внешнего мира.
На площадке творческой мастерской "Детский АРТ-САЛОН" слушатели смогут проявлять свою креативность, реализовывать творческие замыслы, решать внутренние противоречия через творчество, что будет способствовать созданию гармонично развитой личности, открытой к переменам и инновациям в обществе.
Цель реализации траектории "Дизайн" - создание условий для раскрытия внутреннего потенциала слушателей, формирования и развития дизайн-мышления как основы готовности к инновационной деятельности.
Задачи траектории "Дизайн":
- выявление талантливых, одаренных детей и молодежи, формирование у них основных компонентов креативности (знаний, умений и навыков, компетенций, дизайн-мышления, мотивации к созданию);
- развитие творческих, личностных и межличностных компетенций у разноуровневых групп участников, поддержание культурной активности участников проекта;
- генерация новых идей, способных к материальному воплощению.
Результаты траектории "Дизайн":
- умение управлять своей познавательной деятельностью, творчески подходить к решению задачи;
- развитие образного, технического мышления, творческих способностей обучающихся, умения выразить свой замысел;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации (проявление инновационной активности);
- умение определять цели, задачи деятельности, находить и выбирать средства достижения цели, реализовывать их и проводить коррекцию деятельности по реализации цели.
Вышеуказанные траектории будут реализованы посредством четырех основных образовательных проектов: "Детский университет", "Малая академия", "Педагог К-21" и "Урок технологии".
Проект "Детский университет" - это образовательный проект, призванный объединить детей, подростков, учителей, специалистов в области дополнительного образования подрастающего поколения, педагогов университета с целью развития личности и раскрытия интеллектуального и эмоционально-волевого потенциала детей и подростков. Проект подразумевает реализацию цикла дополнительных общеразвивающих и образовательных программ центра, направленных на развитие интереса обучающихся по программам основного общего образования (5-9 классы) к науке и образованию на основе сотрудничества общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, интеграции образовательных программ общего и дополнительного образования.
Основными задачами реализации проекта являются:
- повышение мотивации к познавательной, творческой, проектной деятельности за счет выхода за рамки школьной программы;
- популяризация науки через реализацию проектов, стимулирующих интерес к процессу создания современных научных знаний;
- развитие исследовательской культуры и навыков исследовательской работы через вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность;
- подготовка к предметным олимпиадам;
- развитие soft skills детей, обучающихся по программам основного общего образования (5-9 классы);
- формирование непрерывной системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
В проекте "Детский университет" представлен широкий спектр образовательных направлений, которые слушатели выбирают самостоятельно, на основе личных, творческих, научных и иных предпочтений и (или) по результатам проводимой на базе центра психологической диагностики, направленной на выявление скрытых задатков и способностей детей. Обучение может осуществляться как в индивидуальной очно-заочной форме (с применением дистанционных методов), так и в очной форме в малых группах (от 5 до 12 человек). Занятия проходят под руководством ведущих ученых-практиков, преподавателей в стенах университета, а также на базе общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций.
Пример курсов, предлагаемых к освоению в рамках реализации ключевых траекторий деятельности центра проекта "Детский университет":
- траектория "Геномная инженерия":
"Кто Я: структура и свойства ДНК";
- траектория "Биоинформатика":
"Мы с тобой одной крови (сборка и изучение генома)";
"Структурно-функциональная организация белков и нуклеиновых кислот";
- траектория "Машинное обучение":
"Введение в инженерно-конструкторскую деятельность (робототехника LEGO)";
"Естествознание";
- траектория "Дизайн":
творческая мастерская "Детский АРТ-ЗАВОД":
"Керамическая мастерская";
"Ювелирная мастерская (эмалирование)";
творческая мастерская "Детский АРТ-САЛОН":
"Курс живописи с нуля";
"Мир ярких красок";
- траектория "Психология":
"Психологический театр";
"Дорожная карта абитуриента";
"Школа юного медиатора";
- траектория "Human-Art":
"Школа-студия модельного искусства";
"Школа-студия театрального искусства";
"Школа лидера";
"Современная хореография";
"Школа аниматоров";
"Школа ведущих";
"Театральная мастерская";
- траектория "Экономика и право":
"Школа юного юриста";
"Академия финансовой грамотности";
- траектория "Журналистика":
Школа медианалитики и проектирования;
- траектория "История":
"Боги, гробницы, учёные: как археологи открывали мир заново";
"История у нас под ногами: древности Астраханского края" (экскурсионно-лекционный курс);
"Вторая природа: как человек создал мир вокруг себя" (практический курс исторической реконструкции);
"История нашей Родины: от княжеств до империи";
"Рассказы по истории Древнего мира";
"Мир в эпоху Средних веков";
"Специальные исторические дисциплины";
- траектория "Химия":
"Юный исследователь";
"Химическая школа";
- траектория "Занимательная физика":
"Методы исследования явлений природы";
"Физико-техническая школа".
Проект "Малая академия" представляет собой цикл дополнительных общеразвивающих и образовательных программ Центра, направленных на вовлечение детей, обучающихся по программам среднего общего образования (10-11 классы), среднего профессионального образования и абитуриентов по приоритетным направлениям, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации (биоинформатика, машинное обучение), в инновационные формы учебной, научной и инновационной деятельности, способствующих непрерывности в развитии творческой, исследовательской активности учащихся на основе сотрудничества общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, интеграции образовательных программ общего и дополнительного образования.
Основными задачами реализации проекта являются:
- развитие метапредметных навыков через реализацию междисциплинарных проектов и исследований;
- формирование внутренней мотивации, познавательного интереса и умений по реализации творческой, научно-исследовательской деятельности;
- углубление и расширение профильных знаний обучащихся# по различным отраслям научного знания;
- развитие когнитивной активности учащихся посредством научно-исследовательской, учебной, коммуникативной, творческой и других видов деятельности;
- развитие ценностно-смысловой сферы учащихся, необходимых качеств активной творческой личности, способствующих их самоактуализации и достижению личностного и профессионального успеха;
- профориентация слушателей, привлечение талантливой молодежи в университет, первичная адаптация к особенностям обучения и жизнедеятельности в университете.
В проекте "Малая академия" представлен широкий спектр образовательных программ, которые слушатели выбирают самостоятельно, на основе личных, творческих, научных и иных предпочтений и (или) по результатам проводимой на базе центра психологической диагностики, направленной на выявление скрытых задатков и способностей детей. Обучение может осуществляться как в индивидуальной очно-заочной форме (с применением дистанционных методов), так и в очной форме в малых группах (от 5 до 12 человек). Занятия проходят под руководством ведущих ученых-практиков, преподавателей в стенах университета, а также на базе общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций.
Пример курсов, предлагаемых к освоению в рамках реализации ключевых траекторий деятельности центра образовательного проекта "Малая академия":
- траектория "Геномная инженерия":
"Генетический паспорт";
- траектория "Биоинформатика":
"Эволюционная и сравнительная биология";
"Моделирование эволюции";
"Выравнивание последовательностей (установление структурных, функциональных и эволюционных отношений между последовательностями);
"Конструирование филогенетических деревьев";
- траектория "Машинное обучение":
"Робототехника (продвинутый уровень)";
"Машинное обучение (программирование на языке Python)";
- траектория "Дизайн":
- творческая мастерская "Детский АРТ-ЗАВОД":
"Мастерская по производству художественных изделий из стекла";
"Школа граффити";
- творческая мастерская "Детский АРТ-САЛОН":
"Знакомство с различными приемами написания этюдов акварелью";
"Знакомство с различными приемами написания этюдов маслом";
- траектория "Психология":
"Психологический театр";
"Моя профессия";
"Медитативные техники";
- траектория "Human-Art":
"Школа-студия модельного искусства";
"Школа-студия театрального искусства";
"Школа лидера";
"Современная хореография";
"Школа аниматоров";
"Школа ведущих";
"Театральная мастерская";
- траектория "Экономика и право":
"Правовая грамотность";
"Школа молодого бизнесмена";
"Академия финансовой грамотности";
- траектория "Журналистика":
"Школа журналистики";
- траектория "История":
"Музейные сокровища мира" (интерактивное знакомство с историческими собраниями лучших музеев планеты);
"Астраханская археология" (лекционно-практический курс с выездом школьников на археологические раскопки в составе экспедиции университета);
"Средневековые ремёсла" (практический курс исторической реконструкции с практикумом в полевых условиях);
"История нашей Родины: многоликая Россия (XVIII-XXI вв.)";
"История и культура народов Нижнего Поволжья";
"Новая и новейшая история мира - взгляд из России";
"Специальные исторические дисциплины";
- траектория "Химия":
"Фундаментальная и прикладная химия";
- траектория "Занимательная физика":
"Конструируем технические устройства".
Центр занимается переподготовкой учителей, педагогов среднего профессионального и дополнительного образования в соответствии с современными вызовами когнитивной и цифровой экономики, а также изменяющимися запросами общества.
Студия "Супер-учитель" (в рамках реализации образовательного проекта "Педагог К-21") - это образовательный форсайт, обновление содержания и технологий преподавания школьных предметов путем реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров и использования образовательных технологий программы "Компетенции 21 века".
Актуальность направления продиктована необходимостью обновления и развития личностных, межличностных и профессиональных компетенций педагогов в связи со сменой роли учителя в современной школе от транслятора знаний до роли учителя-организатора, учителя-наставника (ментора), тьютора, сопровождающего учащихся в проектной деятельности и поиске необходимых ресурсов (информационных, творческих, физических) для поиска, анализа и критической оценки информации и решения поставленных нестандартных задач.
Цель: трансляция технологий, методов и форм развития ключевых педагогических компетенций, необходимых для реализации в профессиональной деятельности.
Концепция данного направления позволяет креативно сочетать развитие личностного и когнитивного потенциала педагогов и получение компетенций в новой профессиональной области. Программа совмещает в себе изучение инновационных образовательных, цифровых и информационно-коммуникационных технологий, технологий тайм- и стресс-менеджмента, оценки результатов обучения и мотивации учащихся, активизацию навыков проектной деятельности (в том числе управления проектами), взаимодействия и командной работы, развитие критического мышления, лидерских качеств, приобретение предпринимательских навыков, от которых зависит способность осуществить задуманные и "придуманные" идеи.
Участие в работе студии станет основой для формирования и развития у педагогов навыков межличностного взаимодействия, принятия нестандартных решений, креативного и критического мышления, личностных и межличностных компетенций, способности к непрерывному образованию и функционированию в новой образовательной среде.
Обучение по программам, реализуемым в студии, базируется на принципах вариативности, модульности, мобильности, единства, преемственности, технологичности и включает разные направления переподготовки учителей от предметных, методических до управленческих.
Повышение квалификации педагогов и подготовка магистрантов для работы в центре, а также переподготовка педагогов "К-21" для преподавания технических и естественно-научных дисциплин в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы, по программе "Компетенции 21 века", согласованной с проектным офисом национального проекта "Образование" (далее - федеральный оператор), включает очный и дистанционный формат, где в удобное для педагога время осуществляется получение новых знаний.
Преимущества данной модели повышения квалификации: педагоги могут осуществлять обучение дома в удобное время, они идут по индивидуальной траектории в соответствии со своими образовательными запросами, курсы построены от теории к реальной практике, обучение через опыт, познавательный материал подается в современном формате.
Результатом переподготовки является формирование собственной рабочей программы по модулю с прицелом на формирование современных компетенций.
Основными задачами реализации проекта являются:
- развитие когнитивных, социально-эмоциональных и цифровых компетенций (продуктовое мышление, кооперация, социально-эмоциональный интеллект), способствующих достижению успеха в сегодняшнем мире;
- развитие личностных качеств (ценностно-смысловые основы, духовный мир, коммуникативные навыки, лидерство, ориентированность на результат, работа в команде, ориентированность на успех, критическое мышление, креативность, саморегулирование и самоорганизация);
- углубление базовых знаний, умений и навыков, новых образовательных технологий.
В результате работы центра будет подготовлена новая команда современный учителей и педагогов, способных:
- представлять и разрабатывать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед субъектом или способы выражения идей в прикладных разработках;
- идентифицировать, анализировать и оценивать ситуации, идеи и информацию для формулирования ответов и решения проблем;
- интеллектуально организовывать процесс активной и умелой концептуализации, применения, анализа, обобщения и (или) оценки информации, собранной или созданной посредством наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или коммуникации и используемой в качестве ориентира для формирования собственных суждений и действий;
- критически оценивать аргументы, допущения, абстрактные понятия и данные (которые могут быть неполными), чтобы вынести суждение и сформулировать соответствующие вопросы для достижения решения или набора решений;
- мыслить такими категориями, как проблемы пользователя, работы, подлежащие выполнению, цели и доходы компании и другими категориями, предполагающими фокус цели разработчика на удовлетворении интересов заказчика и потребителя;
- слушать, понимать, передавать и контекстуализировать информацию через вербальные, невербальные, визуальные и письменные средства;
- эффективно обмениваться информацией;
- эффективно работать с другими людьми для достижения общей цели, а также предотвращать и урегулировать конфликты;
- кооперироваться с другими людьми для достижения общих целей;
- идентифицировать и управлять своими собственными эмоциями и эмоциями других, использовать эмоции и применять их к таким задачам, как мышление и решение проблем, регулирование собственных эмоций и подбадривание или успокоение других людей;
- распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные в целях решения практических задач;
- управлять своими мыслями и поведением, а также устанавливать и достигать цели.
Проект "Урок технологии" - это образовательный проект центра, направленный на обновление содержания и технологий преподавания школьного предмета "Технология" в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в том числе путем реализации указанных уроков в сетевой форме с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов университета.
Одним из направлений профессиональной переподготовки, планируемым к реализации в деятельности центра, является подготовка (переподготовка) педагогов-наставников, обеспечивающая обновление содержания и технологий преподавания школьного урока "Технология".
Серьезное обновление средств производства, изменение характера труда в постиндустриальном обществе требуют от школы и особенно технологической подготовки школьников соответствовать требованиям современной инновационной экономики. Значительно расширился спектр изучаемых школьниками современных и перспективных технологий (материальных, информационных, гуманитарных) и их реализация, как в процессе создания продуктов труда, так и в процессе ознакомления с современным производством и овладения профессиональными навыками (в том числе и в области рабочих профессий).
Для этого учитель технологии должен обладать серьезной подготовкой в естественно-научной и гуманитарной предметных (образовательных) областях, математике, знать основы предпринимательской деятельности. Современный учитель должен иметь подготовку, открывающую возможность научить учащихся решению современных производственно-технологических задач (проектных, конструкторских, технологических, управленческих, предпринимательских) в процессе моделирования и создания объектов труда и реализации проектов.
В процессе реализации проектных и исследовательских задач необходимо обеспечить не только соблюдение технологического процесса, но и обеспечить понимание и выполнение учащимися всех этапов проектной деятельности: от начальной стадии проектирования до реализации готового продукта, включая развитие предпринимательских навыков и способностей, к которому приводит только инициативное и инновационное творчество.
В университете имеется мощная материально-техническая база, способная обеспечить разнообразные потребности в развитии не только профессиональных, но и бытовых навыков. В рамках запланированных центром курсов слушатели смогут освоить такие программы дополнительного образования, как школа "Шеф-повар", школа "Мастер-кондитер", школа "Метрдотель-менеджер по сервису", школа "Бухгалтер-калькулятор", школа "Молодая хозяйка" и школа "Здоровое и правильное питание". Познакомятся с современными пищевыми технологиями экологического животноводства и растениеводства. Освоят инновационные технологии сыроварения, проектирования кисломолочных продуктов лечебно-профилактического назначения; разработки схем диетотерапии и методических рекомендаций по применению новых пробиотических продуктов. В швейной мастерской слушателей с нуля обучают навыкам проектирования и создания одежды. Для молодых людей предусмотрены курсы по сварке, программированию, резке, 3Д-моделированию, цифровому машиностроению и прочие.
Цели реализации проекта "Урок технологии": формирование представлений о профессиях и профессиональных компетенциях в различных областях знаний и жизнедеятельности.
Основными задачами реализации проекта являются:
- создание условий для выработки художественных навыков, развитие проектного мышления, креативных способностей;
- обеспечение возможностей для максимальной самореализации и поиска себя детьми и молодежью;
- развитие практических навыков.
2.2. Данные по сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, их количеству, кадровому составу.
На территории Астраханской области осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования следующие образовательные организации:
- университет.
Квалификация научно-педагогических работников кафедр университета соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.
Показатели доли штатных научно-педагогических работников, доли научно-педагогических работников, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), доли научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, доли работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области) соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Преподаватели в достаточной мере владеют современными формами и методами организации учебного процесса и проведения занятий.
Кафедры университета укомплектованы высокопрофессиональными специалистами, имеющими большой опыт работы в вузе. Учебный процесс в университете по состоянию на 01.04.2018 ведут 818 научно-педагогических работников, в том числе 635 штатных и 183 совместителя.
В общем числе научно-педагогических работников 135 докторов наук и профессоров, 471 кандидат, доцентов, из них более 20 имеют государственные награды. Средний возраст педагогических работников 46 лет;
- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Астраханский государственный технический университет" (далее - АГТУ).
Численность всего персонала в АГТУ составляет 1 318 человек, из них 1 146 основных работников и 172 внешних совместителя. В настоящее время в реализации образовательных программ высшего образования принимает участие 584 преподавателя, из которых 402 человека штатные преподаватели (в том числе кандидатов наук, доцентов - 226, докторов наук, профессоров - 66), внутренних совместителей из числа административно-хозяйственного персонала и учебно-вспомогательного персонала - 39 человек, в том числе кандидатов наук, доцентов - 14, докторов наук, професс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.