Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 24 ноября 2016 г. N 87
Информация
о реализации на территории Тюменской области Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 20.10.2016)
1. Система социального обслуживания (организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Тюменской области, негосударственные (коммерческие и некоммерческие), в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, и другие)
Социальное обслуживание в Тюменской области сложилось в целостную систему, представляющую собой различные типы и виды организаций, служб, оказывающих социальные услуги на дому, в полустационарных и стационарных условиях. Проведенный комплексный анализ действующей сети организаций социального обслуживания, основных потребителей социальных услуг, уровня востребованности в муниципальных образованиях конкретных видов и форм обслуживания, определение профильной направленности организаций социального обслуживания, а также реализованный комплекс определенных управленческих мероприятий позволили сформировать в регионе оптимальную сеть организаций социального обслуживания.
В рамках реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) в Тюменской области (в целях обеспечения реализации прав гражданина на выбор поставщика социальных услуг, повышения конкуренции в сфере социального обслуживания и, как следствие, повышения качества предоставления социальных услуг) урегулирован вопрос включения негосударственных организаций в реестр поставщиков социальных услуг.
По состоянию на 01.10.2016 общее количество поставщиков социальных услуг составляет 51 единицу, из них:
а) 47 государственных и муниципальных организаций (22 и 25 соответственно):
- 26 центров (комплексных центров) социального обслуживания населения;
- 3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;
- центр социальной помощи семье и детям;
- центр социальной помощи лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из учреждений УФСИН;
- центр реабилитации инвалидов;
- 15 стационарных учреждений (на 3 729 мест), в том числе 4 дома-интерната для престарелых и инвалидов, пансионат для ветеранов войны и труда, специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов, геронтологический центр, 7 психоневрологических интернатов, детский психоневрологический дом-интернат;
б) 4 негосударственные организации: 3 социально ориентированных некоммерческих организации, 1 коммерческая.
2. Состояние материально-технической базы организаций социального обслуживания
В целях повышения эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в учреждениях отрасли "Социальная политика" Тюменской области (далее - учреждения) на системной основе реализуются мероприятия по приведению материально-технической базы отрасли в нормативное состояние и его поддержанию.
Строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений в учреждениях проводятся в плановом порядке. Запланированные мероприятия осуществляются в полном объеме.
Все объекты отрасли оснащены современными системами автоматической пожарной сигнализации с речевым оповещением о пожаре, позволяющими обнаружить признаки возгорания на ранних стадиях, системами вывода сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт ближайшего пожарного подразделения, а также первичными средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами, разработаны декларации пожарной безопасности, планы эвакуации людей и имущества на случай пожара.
Все учреждения оборудованы исправными системами инженерно-технической укрепленности, соответствующими установленным требованиям и способными обеспечить комфортное и безопасное проживание обслуживаемых граждан.
В учреждениях реализуются мероприятия по обеспечению комплексной безопасности из различных источников финансирования, в том числе:
- противопожарные мероприятия;
- мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, инженерно-технической укрепленности;
- мероприятия по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм.
Помещения учреждений социального обслуживания, в которых предоставляются социальные услуги, адаптированы к потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья, оснащены необходимыми средствами для создания безбарьерной, доступной среды, соответствуют современным требованиям и обеспечивают комплексную безопасность получателей социальных услуг. В зданиях имеются все виды коммунального благоустройства: теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, канализация.
Стационарные учреждения социального обслуживания с прилегающей территорией огорожены, оборудованы системой видеонаблюдения, охраняются сотрудниками частного охранного предприятия, благоустроены для прогулок проживающих и оборудованы малыми архитектурными формами.
В организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, имеется хорошая материально-техническая база, позволяющая предоставлять весь спектр медицинских услуг и проводить социально-реабилитационные мероприятия.
Оснащение организаций социального обслуживания специальным оборудованием, аппаратурой и приборами, в том числе для проведения реабилитационных мероприятий, обеспечивает надлежащее качество предоставления социальных услуг.
Питание в организациях социального обслуживания осуществляется в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами согласно нормам питания, установленным приказом Департамента социального развития Тюменской области. Питание осуществляется преимущественно по 21-дневному меню с учетом калорийности.
Все организации социального обслуживания находятся в нормативном состоянии, соответствуют установленным требованиям, имеют необходимые для предоставления социальных услуг финансовые и материально-технические ресурсы. Здания, находящиеся в ветхом и аварийном состоянии, отсутствуют.
3. Кадровое обеспечение (организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг)
Формирование системы непрерывного профессионального образования является одной из приоритетных задач развития кадрового потенциала отрасли "Социальная политика". Работа ведется через проведение модульного обучения, курсов повышения квалификации, семинаров, стажерских площадок (с ежегодным обучением не менее 40% численности работников отрасли "Социальная политика").
В настоящее время действующая система обучения и профессиональной переориентации сотрудников отрасли модернизирована с учетом методических рекомендаций Минтруда России, а также требований к профессиональному и квалификационному уровню работников отрасли, внедрен "гибкий" механизм управления кадрами внутри каждого учреждения.
Для эффективного кадрового обеспечения отрасли "Социальная политика" на постоянной основе проводится переподготовка и повышение квалификации работников автономных учреждений на базе образовательных организаций высшего образования городов Тюмени, Тобольска, Ишима, а также на базе автономных учреждений, имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности: АУ ТО ДПО "Центр социальной помощи семье и детям "Семья" и АУ СОН ТО и ДПО "Областной геронтологический центр" (далее - областные базовые учреждения).
Кроме того, для развития кадрового потенциала специалистов, работающих в организациях социального обслуживания, являющихся поставщиками социальных услуг, в т.ч. в организациях негосударственного сектора, обеспечено методическое сопровождение деятельности. Областными базовыми учреждениями проводятся обучающие мероприятия, семинары, мастер-классы, стажерские площадки, тренинги, в т.ч. дистанционно с применением видеоконференцсвязи. Системно проводятся научно-практические конференции по вопросам повышения качества жизни пожилых людей, реабилитации инвалидов, работы с семьей и детьми. В качестве лекторов привлекаются преподаватели образовательных организаций высшего образования и лучшие специалисты социальных служб и медицинских учреждений из различных субъектов Российской Федерации (Курганская, Омская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Пермский край и др.). Участникам обучающих мероприятий предоставляются комплекты информационно-методических материалов.
В целях повышения статуса профессии и социально-экономического положения работников социальных служб в муниципальных образованиях области ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства. Важным нематериальным стимулом для повышения кадрового потенциала работников отрасли стало участие победителей областного конкурса во Всероссийском конкурсе на звание "Лучший работник учреждения социального обслуживания".
С целью обеспечения достаточного уровня квалификации работников отрасли по состоянию на 01.10.2016 обучено 2 843 сотрудника:
- 296 человек повысили квалификацию;
- 45 человек прошли профессиональную переподготовку;
- 1557 человек приняли участие в семинарах;
- 533 человека приняли участие в стажерских площадках;
- 412 человек прошли иные виды обучения.
Доля сотрудников государственных учреждений социального обслуживания, повысивших свой профессиональный уровень, в 2016 году составила 50%.
4. Координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, обеспечение контроля за их деятельностью. Общественный контроль в сфере социального обслуживания
Уполномоченным органом, осуществляющим функции в сфере социального обслуживания населения, является Департамент социального развития Тюменской области (в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2010 N 385-п "Об утверждении положения о Департаменте социального развития Тюменской области").
В Тюменской области в целях реализации Федерального закона N 442-ФЗ принято 26 нормативных правовых актов, в т.ч. Закон Тюменской области от 02.12.2014 N 108 "О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг", постановление Правительства Тюменской области от 03.10.2014 N 510-п "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Тюменской области" (далее - постановление Правительства Тюменской области N 510-п), содержащие стандарты социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, полустационарной и стационарной формах социального обслуживания, стандарты срочных социальных услуг.
В целях обеспечения государственных гарантий в сфере социального обслуживания включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг Тюменской области осуществляется при условии соблюдения требований к деятельности и доступности поставщика социальных услуг, оснащению оборудованием, укомплектованности специалистами, их квалификации, установленных постановлением Правительства Тюменской области N 510-п.
В целях реализации Федерального закона N 442-ФЗ Департамент социального развития Тюменской области определен уполномоченным органом по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (постановление Правительства Тюменской области от 26.10.2011 N 391-п "Об определении органов исполнительной власти Тюменской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора)"). Реализация данного полномочия в Тюменской области регламентирована постановлением Правительства Тюменской области от 25.08.2014 N 452-п "Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Тюменской области" и распоряжением Департамента социального развития Тюменской области от 24.08.2015 N 12-р "Об утверждении и внедрении административного регламента исполнения Департаментом социального развития Тюменской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания".
Все регламентирующие данное направление деятельности нормативные правовые акты доведены до сведения заинтересованных лиц посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе на официальном портале органов государственной власти Тюменской области и в справочно-правовых системах "Гарант" и "КонсультантПлюс".
Реализация полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на основании утвержденных и согласованных с органами прокуратуры планов проведения контрольных мероприятий.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Законом Тюменской области от 25.02.2015 N 5 "Об осуществлении общественного контроля в Тюменской области" в качестве субъекта общественного контроля в сфере социального обслуживания выступает Общественный совет при Департаменте социального развития Тюменской области, сформированный из числа представителей Общественной палаты Тюменской области, общероссийских и региональных общественных организаций, образовательных организаций высшего образования, средств массовой информации, областного совета профсоюзных организаций и некоммерческих партнерств.
Одним из механизмов осуществления общественного контроля в сфере социального обслуживания является проведение независимой оценки качества оказания социальных услуг организациями социального обслуживания (далее - независимая оценка).
В области реализуется План мероприятий по организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания на период 2016 - 2018 годов, утвержденный приказом Департамента социального развития Тюменской области от 30.03.2016 N 69-п.
За период 2015 - 2016 годов независимая оценка внедрена во все расположенные в Тюменской области государственные и муниципальные учреждения, оказывающие социальные услуги, с соблюдением требований о периодичности проведения независимой оценки.
В рамках формирования независимой оценки гражданам и организациям обеспечен свободный доступ к информации о деятельности организаций социального обслуживания через официальный портал органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru), а также возможность взаимодействия через средства коммуникации:
- потребители услуг могут принять участие в онлайн-голосовании и оценить работу организаций социального обслуживания Тюменской области;
- запущен электронный сервис "Интернет-приемная Департамента социального развития Тюменской области", благодаря данному сервису каждый желающий может поделиться мнением по поводу работы организаций социального обслуживания Тюменской области, а также выразить свои пожелания и предложения;
- организации социального обслуживания имеют сайты, где размещена информация об их деятельности, отражены действующие программы, проводимые мероприятия. Представленная на сайтах информация систематически актуализируется, доступ посетителей свободный;
- организации социального обслуживания участвуют в рейтинге "Открытость и прозрачность государственных и муниципальных учреждений" на официальном сайте для размещения информации о государственных муниципальных учреждениях.
Начиная с 2015 года в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2015 N 116н информация о результатах независимой оценки размещается Департаментом социального развития Тюменской области как уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru).
Наряду с Общественным советом в качестве субъектов общественного контроля в организациях социального обслуживания Тюменской области действуют:
- в качестве инновационной формы работы в психоневрологических интернатах - родительские комитеты (комитеты родственников). Основной задачей родительских комитетов является оценка качества услуг и содействие руководству психоневрологических интернатов в вопросах совершенствования социально-реабилитационных, социально-бытовых, социально-психологических услуг, обеспечения безопасности и комфортности проживания клиентов;
- попечительские советы, которые формируются из числа представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере социального обслуживания, деятелей науки, образования и культуры, предпринимателей. В компетенцию попечительского совета входит оценка материально-технической базы учреждения и содействие в её совершенствовании, улучшении качества предоставляемых социальных услуг, повышении квалификации работников учреждения, информационной открытости.
Кроме того, в организациях социального обслуживания функционируют наблюдательные советы, в состав которых также входят представители общественных организаций.
5. Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания
В рамках реализации Федерального закона N 442-ФЗ, предусматривающего возможность участия негосударственных организаций или индивидуальных предпринимателей в системе социального обслуживания населения, в Тюменской области для государственных и негосударственных организаций на законодательном уровне созданы равные условия в предоставлении социальных услуг, а именно:
- установлены единые требования к поставщикам социальных услуг независимо от их организационно-правовой формы;
- установлены уполномоченным органом тарифы на социальные услуги для всех поставщиков социальных услуг;
- своевременно осуществляется выплата компенсации негосударственным организациям за предоставленные социальные услуги;
- проводится системная информационно-разъяснительная работа с социально ориентированными некоммерческими организациями по вопросам о возможности участия в предоставлении социальных услуг;
- осуществляется методическое сопровождение социально ориентированных некоммерческих организаций путем проведения обучающих семинаров, совещаний, встреч, индивидуальных консультаций об организации социального обслуживания, условиях финансовой обеспеченности предоставления услуг.
Негосударственными поставщиками социальных услуг являются 4 негосударственные организации, в том числе 3 социально ориентированные некоммерческие организации:
- Тюменская городская общественная организация инвалидов по онкологическому заболеванию "Забота" (г. Тюмень);
- автономная некоммерческая организация "Центр реализации социальных и благотворительных проектов "Сестры милосердия" (г. Тобольск);
- Тюменская областная общественная организация "Будущее начинается сейчас" (г. Тюмень);
- ООО "Дом солнца" (г. Тюмень).
Негосударственные поставщики предоставляют гражданам пожилого возраста и инвалидам социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, а в полустационарной форме - лицам без определенного места жительства.
Всего за 2015 год негосударственными организациями обслужено 55 человек, по состоянию на 01.10.2016 - 87 человек, произведена выплата компенсации за предоставленные социальные услуги в размере около 1000 тыс. руб., в 2016 году на указанные цели предусмотрено 2 500 тыс. руб.
Кроме того, поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на предоставление услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания осуществляется из средств областного бюджета в виде субсидий и в соответствии с законодательством о контрактной системе Российской Федерации. На указанные цели в 2016 году предусмотрено более 13,6 млн. руб.
Кроме того, региональными ресурсными центрами поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется обучение и консультирование специалистов, информационная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций. Так, в сентябре - октябре 2016 года ресурсным центром на базе Благотворительного фонда развития города Тюмени проведены обучающие семинары с использованием интерактивных форм обучения, индивидуальных консультаций экспертов-специалистов (г. Ишим, с. Голышманово, г. Тобольск, г. Тюмень), в которых приняли участие 190 человек.
В области активно осуществляют свою деятельность волонтерские социально-благотворительные отряды.
С целью создания благоприятных условий для формирования и развития добровольческого движения, привлечения детей и молодежи к бескорыстному участию в социально значимой деятельности, в т.ч. по оказанию помощи пожилым людям различных категорий, организована работа Координационного центра развития волонтерского движения Тюменской области. Подобные центры работают во всех муниципальных образованиях Тюменской области. Благодаря этому в области выстроено системное межведомственное взаимодействие участников добровольческого движения и всех заинтересованных структур по оказанию необходимой помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми.
Данная деятельность осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным между Департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области и Департаментом социального развития Тюменской области. Всего в области действуют более 63 тыс. волонтеров. В зоне внимания и заботы школьников находятся около 13 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны и граждан пожилого возраста, нуждающихся в помощи. Приоритетным направлением в деятельности волонтерских и тимуровских отрядов является предоставление помощи ветеранам в уборке жилых помещений, заготовке дров, благоустройстве придомовых территорий и приусадебных участков. Также добровольцы организуют поздравление ветеранов с праздниками, осуществляют сопровождение на культурно-массовые, общественные и иные мероприятия.
С целью поддержки добровольческих объединений в ежегодном режиме проводятся обучающие программы, конкурсы, направленные на выявление и поддержку лидеров из числа волонтеров. Создан экспертный совет по координации работы по выявлению и продвижению талантливых детей и молодежи в Тюменской области, в том числе представителей волонтерского движения. Наиболее активные молодые люди получают поддержку и поощрение.
Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что в области организована работа по оказанию государственной поддержки участия благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в том числе в части профилактики обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан.
6. Обеспечение доступности и качества оказываемых услуг в организациях социального обслуживания (ежегодная потребность и фактическая обеспеченность населения услугами в сфере социального обслуживания)
Действующая сеть организаций социального обслуживания полностью удовлетворяет потребность в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми и способна оказывать своевременную и качественную социальную, реабилитационную помощь населению региона. Структура сети организаций сформирована с учетом особенностей демографической ситуации и социально-экономического развития области, уровня востребованности видов и форм социального обслуживания основных категорий потребителей услуг, в том числе проживающих в удаленных районах и в сельских населенных пунктах.
Для обеспечения адресности социальных услуг организации социального обслуживания расположены в каждом муниципальном районе, вблизи от медицинских организаций, имеют удобную транспортную развязку.
В Тюменской области на протяжении семи лет очередность на социальные услуги по всем формам социального обслуживания отсутствует.
Уровень обеспеченности граждан социальными услугами в данных организациях составляет 100% от фактической потребности населения.
В соответствии с мониторингом социального обслуживания общая численность получателей социальных услуг за 9 месяцев текущего года составляет 473 666 человек (2015 год - 604 102 человека).
В целях получения информации об уровне удовлетворенности граждан предоставляемыми социальными услугами ежеквартально проводится анкетирование получателей социальных услуг. По результатам анкетирования, проводимого в 2015 - 2016 гг., выявлено, что 100% опрошенных удовлетворены полученными услугами и не испытывают трудностей при их получении, 100% респондентов удовлетворены доступностью информации об оказываемых услугах.
В регионе используются следующие меры, обеспечивающие доступность для населения социальных услуг:
- реализация стационарозамещающих технологий:
а) технология "Стационар на дому" ориентирована на ежедневный уход социального работника за тяжелобольными людьми. В рамках технологии гражданам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, предоставляется расширенный перечень социальных услуг. Ежегодно в рамках технологии получают услуги более 500 человек;
б) технология "Приемная семья для пожилого гражданина" направлена на повышение качества жизни пожилых граждан, укрепление традиций взаимопомощи, повышение нравственной и гражданской активности населения в решении социальных проблем, при этом отсутствует необходимость обращения за социальными услугами в стационарные учреждения. В рамках данной технологии исполнителю услуг предусмотрено ежемесячное денежное вознаграждение, размер которого является дифференцированным и устанавливается в зависимости от состояния здоровья принятого в семью получателя услуг. Более 160 граждан пожилого возраста проживают в приемных семьях;
- организация предоставления социальных услуг в удаленных районах и в сельских населенных пунктах с применением участкового метода работы, обеспечивающего своевременное выявление нуждающихся в социальных услугах граждан и предоставление им в оперативном порядке необходимых услуг. Более чем в 1200 сельских поселениях работают более 300 участковых специалистов, оказывающих услуги по месту проживания граждан, в том числе обеспечивают поддержку семей с детьми. Участковый принцип работы клиентоориентирован, обеспечивает индивидуальный подход к каждому получателю социальных услуг. Работа участковых специалистов позволяет оказывать 50% от общего объема предоставленных срочных социальных услуг в год по месту проживания граждан;
- применение выездной формы работы с населением, в том числе организация работы межведомственных мобильных бригад, оказывающих необходимые населению услуги в отдаленных населенных пунктах (ежегодный охват - более 8 тыс. человек);
- равный доступ к получению социальных услуг семьям с детьми, проживающим в отдаленных местностях, обеспечен действующей с 2012 года выездной службой комплексной реабилитационной помощи несовершеннолетним и их семьям. В состав данной службы входят педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, медицинские работники, юристы, инструкторы по труду, логопеды и др. специалисты. Специалисты данной службы, выезжая по месту жительства семьи, оказывают комплексную помощь в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг;
- организация филиальной формы работы с населением. В филиалах отделений дневного пребывания несовершеннолетних и реабилитации инвалидов, открытых в образовательных организациях, учреждениях культуры, молодежной политики и спорта, расположенных на территории отдаленных населенных пунктов, предоставляется комплекс социальных услуг и проводятся реабилитационные мероприятия;
- организация приема документов на предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе в сфере социальной защиты населения, через многофункциональные центры. В настоящее время многофункциональные центры работают на территории всех муниципальных образований Тюменской области;
- реализация возможности получения государственных услуг в сфере социальной защиты населения в электронной форме на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональном портале государственных услуг;
- в целях обеспечения доступности информации о социальных услугах, а также при реализации различных технологий предоставления социальных услуг организациями использование различных средств коммуникации, в том числе официальных сайтов, диспетчерских служб, помощь онлайн-консультантов, единой областной информационно-справочной службы;
- организация работы служб транспортного обслуживания отдельных категорий граждан при центрах социального обслуживания населения, реабилитационных центрах во всех муниципальных образованиях области. Услугами данной службы могут воспользоваться инвалиды I и II групп, дети-инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата и нервной системы, нарушением зрения. Услуги по доставке маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры предоставляются бесплатно и без ограничения количества поездок (ежегодный охват - около 6 тыс. инвалидов, детей-инвалидов);
- организация работы по оказанию ситуационной помощи в организациях социального обслуживания определенным категориям инвалидов (слепые, глухие, слепоглухие, колясочники, с нарушениями функций верхних конечностей, с психическими нарушениями);
- в целях оказания экстренной психологической помощи несовершеннолетним и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, реализуется технология "Оказание экстренной психологической и правовой помощи подросткам и членам их семей в сети Интернет". Ежегодно поступает более 22 тыс. обращений, в том числе более 50% от несовершеннолетних;
- функционирует 14 служб психолого-педагогической помощи по оказанию своевременной психологической помощи несовершеннолетним и семьям с детьми в городах области, действующих на базе комплексных центров социального обслуживания населения, организаций дополнительного образования. Работа служб организована в выходные дни и вечернее время, что позволяет получать гражданам психологическую помощь в удобное и свободное от учебы и работы время;
- семьям с детьми по месту их жительства обеспечена доступность в получении экстренной социальной и правовой помощи в круглосуточном режиме Службой экстренного реагирования, в состав которой входят специалисты органов внутренних дел, учреждений и организаций социального обслуживания и образования;
- доступность социально-психологических и социально-педагогических услуг для семей с детьми обеспечена психолого-педагогическими консультационными пунктами, действующими в том числе в отдаленных городах области, в вечерние часы и выходные дни на базе учреждений социального обслуживания населения, организаций дополнительного образования;
- срочную консультационную психологическую помощь семьи с детьми могут круглосуточно получить по единому общероссийскому детскому телефону "Доверие" 8-800-2000-122, действующему с 2010 года;
- с 01.04.2016 в регионе начала деятельность областная служба инспекторов по охране детства. Основным направлением деятельности данной службы является выявление и устранение конфликтных ситуаций с участием обучающихся школ, фактов их асоциального поведения, семейного неблагополучия посредством групповой и индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.
Таким образом, вопрос обеспечения доступности и качества оказания социальных услуг находится на постоянном контроле Департамента социального развития Тюменской области.
7. Предоставление социальных услуг на бесплатной основе, за плату или частичную плату
Социальные услуги во всех формах социального обслуживания предоставляются бесплатно категориям граждан, указанным в статье 31 Федерального закона N 442-ФЗ:
- несовершеннолетним детям;
- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
В соответствии с положениями Федерального закона N 442-ФЗ нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
Так, в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 03.10.2014 N 510-п "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Тюменской области" определены дополнительные категории граждан, которым услуги предоставляются бесплатно:
а) в стационарной форме социального обслуживания:
- инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
- бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
- лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
б) в форме социального обслуживания на дому:
- инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
- бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
- лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
- получателям услуг по технологии "Приемная семья для пожилого гражданина";
- гражданам пожилого возраста (супружеским парам) и инвалидам, одиноким, а также имеющим близких родственников, которые не могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этого гражданина пожилого возраста или инвалида и его близких родственников составляет до 150% от установленной по Тюменской области величины прожиточного минимума по соответствующей социально-демографической группе.
Кроме того, гражданам, нуждающимся в постоянной посторонней помощи, часть услуг предоставляется в рамках технологии "Стационар на дому" бесплатно независимо от дохода получателя социальных услуг;
в) в полустационарной форме социального обслуживания:
- всем гражданам, признанным нуждающимися в полустационарной форме социального обслуживания.
Также действующим законодательством предусмотрено предоставление социальных услуг за плату или частичную плату, исходя из уровня доходов получателей социальных услуг:
- в форме социального обслуживания на дому предоставляются услуги за частичную плату в размере 50% от установленных тарифов, если среднедушевой доход этих граждан не более двух прожиточных минимумов; за плату - если среднедушевой доход получателя социальных услуг превышает два прожиточных минимума.
У граждан, получающих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому за плату либо за частичную плату, размер взимаемой платы не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода гражданина и полуторной величиной прожиточного минимума;
- в стационарной форме социального обслуживания размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода гражданина.
Гражданам, имевшим право на социальное обслуживание бесплатно до 01.01.2015, условия предоставления социальных услуг сохранены.
8. Другие вопросы, связанные с организацией деятельности по социальному обслуживанию граждан
В целях реализации Федерального закона N 442-ФЗ в Тюменской области проведена масштабная подготовительная работа: приняты нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания, организована информационная кампания среди населения, организаций, в т.ч. потенциальных поставщиков социальных услуг из числа социально ориентированных некоммерческих организаций, в отношении всех получателей социальных услуг разработаны индивидуальные программы предоставления социальных услуг, заключены договоры. Существующие в регионе информационные комплексы и информатизация учреждений, оказывающих социальные услуги в электронном виде, позволили сформировать регистр получателей услуг и реестр поставщиков социальных услуг.
При разработке региональной нормативной правовой базы в сфере социального обслуживания выполнено главное требование Федерального закона N 442-ФЗ: в Тюменской области сохранены объем и условия социального обслуживания граждан, в т.ч. региональный перечень категорий граждан, имевших право на бесплатное получение социальных услуг до 01.01.2015, сохранен в полном объеме. Также в регионе сохранены объем социального обслуживания и дополнен услугами, предоставляемыми многодетным семьям, признанным нуждающимися в частичной посторонней помощи, в форме социального обслуживания на дому.
В Тюменской области обеспечена реализация закрепленного Федеральным законом N 442-ФЗ принципа осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах. Действующая структура Департамента социального развития Тюменской области позволяет обеспечить единообразие в работе по всей властной вертикали, включающей территориальные управления социальной защиты населения во всех муниципальных образованиях. Областная вертикаль управления обеспечивает оперативность и адресность оказания гражданам необходимых социальных услуг. Принятие решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и определении индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах осуществляют территориальные управления социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) гражданина.
При составлении индивидуальных программ предоставления социальных услуг обеспечивается индивидуальный подход к определению нуждаемости в социальных услугах на основании оценки условий жизнедеятельности гражданина, а также его потребности в социальных услугах на основании акта обследования материально-бытового положения гражданина. При оценке условий жизнедеятельности гражданина учитываются условия его проживания, состояние здоровья, в отношении инвалидов - рекомендации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида. При этом обеспечена возможность участия гражданина в составлении индивидуальной программы.
В перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг в индивидуальной программе включаются все поставщики, в том числе из числа негосударственных, предоставляющих социальные услуги в необходимой гражданину форме социального обслуживания на территории проживания получателя социальных услуг.
За 9 месяцев 2016 года численность получателей социальных услуг, для которых разработаны индивидуальные программы, составляет 35 999 человек (100% от числа получателей социальных услуг на дому, в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания).
В соответствии с Федеральным законом N 442-ФЗ гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
В регионе созданы условия для организации межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения.
Реализация мероприятий по социальному сопровождению осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 11.09.2014 N 485-п "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Тюменской области при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения", постановлением Правительства Тюменской области от 02.10.2014 N 506-п "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Тюменской области в связи с реализацией полномочий Тюменской области в сфере социального обслуживания".
При составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг органами социальной защиты проводится комплексная оценка индивидуальной нуждаемости гражданина в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, с учетом его потребностей и возможностей.
В рамках действующих межведомственных соглашений о сотрудничестве в случае выявления потребности в оказании услуг сторонней организацией гражданину оказывается содействие в получении необходимой помощи.
Финансирование организаций социального обслуживания Тюменской области осуществляется в рамках реализации государственной программы Тюменской области "Основные направления развития отрасли "Социальная политика" до 2020 года. На оказание государственных услуг в учреждениях социального обслуживания на 2016 год предусмотрено 2 141 млн. руб. (2015 год - 2 060 млн. руб.).
Действующее федеральное и региональное законодательство в сфере социального обслуживания позволяет своевременно и в полном объеме обеспечить предоставление социальных услуг и социального сопровождения населению Тюменской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 24 ноября 2016 г. N 87 "О реализации на территории Тюменской области Федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.