Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 9 февраля 2017 г. N 260
Информация
Совета муниципальных образований Тюменской области о проблемных вопросах, с которыми сталкиваются муниципальные образования, в сфере сохранения и воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения (представлена в областную Думу управляющим делами Совета Е.В. Быстровым 13.01.2017)
В рамках подготовки к заседанию комитета Тюменской областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям Совет муниципальных образований Тюменской области организовал заочное обсуждение проблем в сфере сохранения и воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В обсуждении приняли участие представители девяти муниципальных районов Тюменской области (Абатского, Армизонского, Бердюжского, Ишимского, Нижнетавдинского, Омутинского, Сорокинского, Упоровского, Юргинского), Заводоуковского городского округа, а также Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области.
Ключевыми направлениями государственной и муниципальной политики в вопросах сохранения плодородия сельскохозяйственных земель, по мнению участников обсуждения, являются:
- функционирование системы мониторинга использования земель и состояния почв;
- обеспечение сельхозтоваропроизводителей минеральными удобрениями;
- инвентаризация и экономическая оценка с последующим вводом в оборот либо изменением статуса неиспользуемых (невостребованных) земель сельскохозяйственного назначения.
Представители муниципалитетов выделили три блока проблемных вопросов:
1) использование сельскохозяйственных земель не по назначению (речь идет о захламлении участков отходами производства и потребления, а также разработке карьеров на территории сельхозугодий, сопровождаемой снятием и перемещением плодородного слоя почвы);
2) естественное низкое плодородие почв (в частности, в Армизонском, Бердюжском, Сладковском районах распространены солончаки. Использование сельхозугодий здесь требует дополнительных мероприятий (гипсования));
3) снижение плодородия сельскохозяйственных земель вследствие нарушения технологий земледелия:
- интенсификация нагрузки на почвы и их истощение как результат несоблюдения севооборота;
- доминирование зерновых культур в структуре посевных площадей;
- закисление почв, потеря ими способности к самовосстановлению, изменение физических и иных свойств. Обусловлено неиспользованием органических и минеральных удобрений либо использованием кислых (азотных) удобрений.
Среди факторов, препятствующих проведению мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия сельскохозяйственных земель на должном уровне, отмечаются:
- нехватка либо отсутствие актуальных данных мониторинга состояния земель (на некоторых предприятиях и в фермерских хозяйствах руководители и агрономы не обладают картографическими материалами с указанием точного размера полей и запольных участков, не говоря уже о картах крутизны склонов и степени эродированности территорий, результатах агрохимического анализа и иных мероприятий по мониторингу состояния почв);
- нехватка финансовых средств на проведение почвозащитных мероприятий, высокая стоимость удобрений.
Отдельный вопрос - судьба неиспользуемых земельных участков.
В рамках реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", местные администрации в последние годы активно проводят работу по выявлению и изъятию невостребованных земельных долей с дальнейшим переводом их в муниципальную собственность. Как итог - администрации муниципальных образований стали собственниками больших массивов земель сельскохозяйственного назначения. Значительная часть этой земли в сельскохозяйственном производстве не используется в связи с отсутствием заявок на заключение договоров аренды земельных участков. При этом на органы местного самоуправления как собственников земли возлагаются обязанности по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, однако в местных бюджетах денежные средства на соответствующие мероприятия не предусмотрены. В связи с изложенным администрации Ишимского муниципального района и Заводоуковского городского округа предлагают рассмотреть вопрос о создании специальной областной программы, предусматривающей наделение органов местного самоуправления полномочиями в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Следует отметить, что большая часть неиспользуемых в регионе земель сельскохозяйственного назначения не может быть введена в оборот ввиду низкой экономической отдачи. В современных условиях их обработка неэффективна, в том числе в силу факторов естественного низкого плодородия и транспортной недоступности. Показательно, что лидерами по количеству невостребованной пашни в регионе являются Сладковский район (43 тыс. га, зона низкого плодородия), а также преимущественно лесные Вагайский (23 тыс. га) и Ярковский (20 тыс. га) районы.
По оценкам Департамента АПК Тюменской области, из 193,2 тыс. га неиспользуемой в регионе пашни 13, 8 тыс. га являются низкоплодородными, 7,8 тыс. га - подвержены засолению и закислению, еще 40 тыс. га - переувлажнены, заболочены или подвержены затоплению, 83,4 тыс. га характеризуются закустаренностью и залесенностью, 48,6 тыс. га находятся в удалении от транспортных коммуникаций.
Таким образом, в Тюменской области площадь потенциально пригодной к вводу в оборот пашни составляет около 37 тыс. га (19%).
Таблица
Факторы,
обуславливающие неиспользование пашни в Тюменской области (по данным Департамента АПК Тюменской области)
Площадь неиспользуемой пашни, всего (га) |
193 154 |
В том числе по причинам: | |
- залесенность и закустаренность |
83 441 |
- низкое плодородие |
13 785 |
- засоление, закисление |
7 819 |
- переувлажнение, заболоченность, подверженность подтоплению |
39 949 |
- труднодоступность территории и отсутствие трудовых ресурсов |
48 160 |
Площадь пашни, пригодной для ввода в оборот |
36 979 |
В связи с изложенным предлагается рассмотреть вопрос о проведении инвентаризации и экономической оценки неиспользуемых (невостребованных) земель сельскохозяйственного назначения с возможным последующим вводом в оборот либо изменением категории земель (перевод в земли запаса, лесного фонда и пр.). Данная мера позволит сохранить заинтересованность муниципальных администраций в работе с невостребованными участками, снизит административную нагрузку и обеспечит эффективное расходование бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.