Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к протоколу согласия N 117
Совета Законодателей Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
и Ямало-Ненецкого автономного округа
от 11 сентября 2017 года
О законодательном регулировании
мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Тюменской области
Новая разновидность некоммерческих организаций - социально ориентированные некоммерческие организации получила законодательное закрепление Федеральным законом от 05 апреля 2010 года N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".
Согласно вновь введенному пункту 2.1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом о некоммерческих организациях формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 указанного закона. Указанной статьей установлен примерный перечень видов деятельности, при условии осуществления которых некоммерческие организации будут признаваться социально ориентированными.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2015 г. N 1738-р утвержден Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Стандарт является одним из ключевых инструментов для формирования и реализации конкурентной политики на региональном уровне, в т.ч. рынка услуг в социальной сфере. Он представляет собой пошаговую инструкцию для органов исполнительной власти в части выработки механизмов реализации данной политики. Деятельность по содействию развитию конкуренции на основе стандарта учитывается при оценке эффективности деятельности глав регионов и региональных органов исполнительной власти. Ежегодно до 10 марта субъекты Российской Федерации должны направлять доклады о состоянии и развитии конкурентной среды на региональных рынках товаров, работ и услуг, утвержденные коллегиальными органами, в Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив, Минэкономразвития России и ФАС России.
В Послании Президента РФ 03 декабря 2015 года Федеральному Собранию Российской Федерации впервые прозвучало понятие "некоммерческая организация - исполнитель общественно-полезных услуг", и был предложен ряд конкретных решений, направленных на поддержку НКО.
Поручением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 3468п-П44 определен комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 года N 1144-р утвержден план мероприятий "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере", призванных расширить участие негосударственного сектора экономики в оказании услуг в социальной сфере.
В регионах России разработаны и утверждены комплексные планы по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных НКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению. Для этого Правительством РФ были подготовлены для регионов методические материалы.
Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 287-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" внесены изменения в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг".
Указом Президента РФ от 08 августа 2016 года N 398 утверждены приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2016 года N 1096, вступившим в силу с 01 января 2017 года, утвержден перечень общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания.
Это достаточно широкий перечень, который включает социальное обслуживание граждан, оказание социальной помощи, содействия в трудоустройстве инвалидам, гражданам пожилого возраста, людям в трудной жизненной ситуации, профилактику детской безнадзорности, социального сиротства, семейное устройство детей-сирот, организацию отдыха и оздоровления детей, профилактику социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании и многое другое.
НКО, которая удовлетворяет этим требованиям, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2017 N 89 "О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг" включается в реестр исполнителей общественно полезных услуг на два года, по истечении которых она может быть вновь признана исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке. Ведение реестра осуществляет Минюст РФ.
Новый статус НКО влечет за собой получение в приоритетном порядке дополнительных мер поддержки. Ключевой преференцией для многих НКО является особый, льготный порядок доступа к бюджетным средствам.
Если некоммерческая организация наделяется статусом исполнителя общественно полезных услуг, то тем самым она получает "сертификат качества" ее деятельности. Это означает, что средства бюджета она использует эффективно, целевым образом, что нет жалоб и нареканий на ее работу со стороны тех, кому социальные услуги оказываются. А значит, бюджетные субсидии могут предоставляться НКО на более длительный срок, без сомнений в том, что показатели качества будут выдерживаться в течение всего периода.
Помимо этого, для таких НКО предусмотрено предоставление государственными организациями телерадиовещания и печатными изданиями бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, а также введение в полномочия органов государственной власти и МСУ подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев НКО.
После того, когда в полном объёме заработает комплекс мер по обеспечению доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, их объём составит до 10 процентов средств, предусмотренных на реализацию соответствующих региональных и муниципальных программ.
Указанный комплекс мер содержит следующие блоки:
- совершенствование нормативно-правовой базы в целях обеспечения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации социальных услуг за счет бюджетных средств;
- повышение потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций;
- отраслевые меры;
- координация деятельности органов власти по обеспечению доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.
Прорабатывается вопрос о принятии федерального закона о государственном социальном заказе, устанавливающего равные условия доступа на рынок социальных услуг организациям разных форм собственности. Требуют урегулирования вопросы, связанные с правоприменением закона о социальном обслуживании граждан в части снятия барьеров по входу НКО на рынок социальных услуг.
В Тюменской области осуществляется поэтапный доступ социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.
Нормативная база Тюменской области приведена в соответствие с новыми федеральными нормативными правовыми актами.
Принят Закон Тюменской области от 18 февраля 2016 года N 2 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Тюменской области", которым регулируются полномочия органов государственной власти Тюменской области в сфере государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, их виды деятельности, при осуществлении которых указанным организациям может быть предоставлена государственная поддержка, а также порядок утверждения перечней государственного имущества Тюменской области для использования в целях предоставления его социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы).
Уполномоченным органом по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Тюменской области в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 05 октября 2015 года N 1571-рп определен Департамент социального развития Тюменской области.
Работает Координационный совет по вопросам развития и поддержки СО НКО в Тюменской области, обеспечивающий согласованную деятельность исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества.
Реализуется комплексный план мероприятий ("дорожная карта") Тюменской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, негосударственных организаций, социальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
Информация о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Тюменской области, в том числе нормативные правовые акты, размещены на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций". На официальном портале сформирована и постоянно пополняется база, которая насчитывает порядка 500 организаций. Заявку в базу может подать любая некоммерческая организация Тюменской области.
В Тюменской области организовано проведение семинаров для социально ориентированных некоммерческих организаций и социальных предпринимателей. Более 10 семинаров проведено очно и в режиме вебинара, видео-конференц-связи органами исполнительной власти Тюменской области, Общественной палатой Тюменской области, Благотворительным фондом развития города Тюмени с участием представителей грантооператоров конкурса "Президентских грантов", Российской академии наук, экспертов Фонда региональных социальных программ "Наше будущее". Проведены обучающие семинары по зональному принципу (Ишим, Голышманово, Тобольск, Тюмень) с использованием интерактивных форм обучения, индивидуальных консультаций экспертов-специалистов, в которых приняли участие более 200 человек из всех муниципальных образований области.
Финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций из средств областного бюджета осуществляется в рамках подпрограммы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Тюменской области "Основные направления развития отрасли "Социальная политика" до 2020 года" в виде субсидий на конкурсной основе. Объем финансовых средств на 2016 год - более 19 млн рублей, на 2017 год - более 20 млн рублей. В 2016 году проведено 15 конкурсов, победителями которых стали 40 социально ориентированных некоммерческих организаций.
Порядок предоставления поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций установлен постановлением Правительства Тюменской области от 17 октября 2011 года N 363-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Тюменской области социально ориентированным некоммерческим организациям".
В Тюменской области работают 6 региональных ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций:
/----------------------------------\ /---------------------------------\
| Благотворительный фонд развития | |Общественный ресурсный центр при |
| города Тюмени | | Общественной палате Тюменской |
| | | области |
\----------------------------------/ \---------------------------------/
/----------------------------------\ /---------------------------------\
|/--------------------------------\| |/-------------------------------\|
|| Ресурсный центр поддержки || || Ресурсный центр поддержки СО ||
||гражданских лидеров и молодежных|| || НКО и социальных ||
||сообществ Тюменской области при || || предпринимателей в Тюменской ||
|| АНО "Агентство современных || || области при Инвестиционном ||
|| коммуникаций" || || агентстве Тюменской области ||
|\--------------------------------/| |\-------------------------------/|
\----------------------------------/ \---------------------------------/
/----------------------------------\ /---------------------------------\
|/--------------------------------\| |/-------------------------------\|
|| Ресурсный центр повышения || ||Ресурсный центр при Ассоциации ||
||квалификации сотрудников СО НКО || || организаторов отдыха и ||
|| и подготовке кадров при Центре || || оздоровления населения "Мы ||
|| социальной помощи семье и детям|| || вместе" ||
|| "Семья" || || ||
|\--------------------------------/| |\-------------------------------/|
\----------------------------------/ \---------------------------------/
/--\ \--/ |
В 2016 году ресурсным центрам предоставлена субсидия из средств областного бюджета - 3,5 млн. руб., в 2017 году запланирована сумма поддержки в объеме 2016 года
Все необходимые условия созданы, теперь крайне важно, чтобы НКО активно включились в новый процесс, а региональные и муниципальные власти своевременно оказывали всю необходимую помощь и содействие в этой важной работе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.