Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к протоколу согласия N 118
Совета Законодателей Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
и Ямало-Ненецкого автономного округа
от 11 сентября 2017 года
О практике
работы многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг в Тюменской области
В апреле 2013 года для оказания государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" Правительством Тюменской области было создано Государственное автономное учреждение Тюменской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области" (далее - ГАУ ТО "МФЦ", МФЦ, центр "Мои документы).
С целью максимального охвата населения услугами МФЦ в Тюменской области создана сеть филиалов и территориально обособленных структурных подразделений (ТОСП) ГАУ ТО "МФЦ".
В рамках развития сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области реализованы следующие мероприятия:
1. Назначены ответственные за качество предоставления государственных и муниципальных услуг на областном и муниципальном уровнях.
2. Создана комиссия по организации поэтапного предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в Тюменской области, в состав которой включены представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления.
3. ГАУ ТО "МФЦ" наделено статусом уполномоченного МФЦ на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, предоставляющими государственные услуги.
4. Утвержден Порядок взаимодействия уполномоченного МФЦ с исполнительными органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления, иными МФЦ, организациями, привлекаемыми к реализации функций МФЦ при организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
5. Утверждены:
- перечень государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти Тюменской области, территориальными государственными внебюджетными фондами в МФЦ;
- типовой перечень муниципальных и переданных государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в МФЦ;
- перечни муниципальных и переданных государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в МФЦ.
Исполнительными органами государственной власти Тюменской области в нормативные правовые акты Тюменской области внесены изменения, предусматривающие возможность предоставления услуг в МФЦ.
6. Утверждена методика и программа подготовки специалистов МФЦ и привлекаемых организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.
Сотрудники МФЦ являются универсальными специалистами, уполномоченными не только принимать заявления и документы, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, от заявителей, но и направлять межведомственные и межуровневые запросы в иные органы власти и органы местного самоуправления. Таким образом, принцип "одного окна" реализуется в МФЦ в полной мере.
7. Функционирует автоматизированная информационная система "Единый центр услуг" (далее - АИС "ЕЦУ").
8. Действует официальный портал сети многофункциональных центров Тюменской области, на котором, помимо прочего, доступна функция предварительной записи на оказание услуг и выдачу результата, с помощью которой можно записаться на желаемое время приема без ожидания в очереди.
9. Все филиалы МФЦ осуществляют предоставление услуг в удобное для населения время - с 8:00 до 20:00 как в рабочие дни, так и в один из выходных дней - в субботу.
10. В целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" уполномоченным МФЦ заключены соглашения с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых действуют филиалы МФЦ.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
12. Все услуги, предоставляемые в МФЦ, оттестированы в рамках АИС "ЕЦУ", которая интегрирована с автоматизированной системой межведомственного электронного взаимодействия, что обеспечивает возможность осуществлять обмен документами, необходимыми для предоставления государственных и муниципальных услуг, с органами власти и органами местного самоуправления, в распоряжении которых соответствующие документы находятся.
В настоящее время в Тюменской области функционирует 30 МФЦ - в каждом городе и районе, в т.ч. 9 в г. Тюмени.
Общее количество функционирующих окон приёма заявителей: 433, в т.ч. 235 в г. Тюмени, 144 окна в МФЦ городов и районов, 24 окна в территориально обособленных структурных подразделениях МФЦ, 30 окон приёма на базе отделений филиала ФГУП "Почта России".
По стандарту Минэкономразвития России на каждые 5 тысяч человек населения региона должно быть 1 окно приёма заявителей, в Тюменской области 1 окно приёма на каждые 3,4 тысяч человек.
Количество обращений в МФЦ неуклонно растет. Если в 2014 году было 82 834 обращения, в 2015 году - 532 939, то в 2016 году - 945 029 обращений. По состоянию на середину июля 2017 года зафиксировано 620000 обращений.
Существенное (десятикратное) увеличение количества обращений в МФЦ требует принятия мер, направленных на уменьшение времени ожидания заявителей в очереди для подачи документов и получения результата услуг в МФЦ.
С этой целью в Тюменской области предпринимаются следующие меры:
Во-первых, дополнительно к ранее открытым и действующим МФЦ в количестве, обеспечивающим выполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", 01 марта 2017 года в г. Тюмени открыт дополнительный центр "Мои документы" на 48 окон обслуживания заявителей по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 57а.
01 июля 2017 года открыт еще один центр в г. Тюмени на 20 окон обслуживания по адресу: г. Тюмень, ул. Тимофея Маркова, 60.
В настоящее время прорабатывается вопрос расширения площади МФЦ в г. Тобольске не менее чем на 200 кв. м.
Ведутся переговоры с филиалом ФГУП "Почта России" на предмет открытия новых окон приема центра "Мои документы" в почтовых отделениях, в первую очередь, Тобольского и Ялуторовского муниципальных районов с перспективой продолжения аналогичной работы по другим муниципальным образованиям.
Во-вторых, в 2017 году в штат ГАУ ТО "МФЦ" введены дополнительные штатные единицы операторов в центрах "Мои документы" по всей Тюменской области: 08 февраля - 6 шт. ед., 01 апреля - 55 шт. ед., 16 апреля - 3 шт. ед., 16 июня - 34 шт. ед.
В-третьих, оптимизированы порядки предоставления ряда услуг:
- государственной услуги по выдаче разрешений на осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси. Теперь решение о выдаче разрешения принимается в МФЦ, который и выдаёт результат заявителю;
- разработан и внедрён в МФЦ порядок предоставления комплекса государственных услуг по оказанию мер социальной поддержки малоимущим многодетным семьям по одному заявлению. В комплекс вошло 6 государственных услуг: признание семьи малоимущей в целях получения государственной социальной помощи, пособие на ребёнка, возмещение расходов на оплату жилищно - коммунальных услуг, возмещение расходов на оплату проезда школьников, оказание адресной социальной помощи в виде социального пособия, ежемесячная денежная выплата на третьего и последующих детей. Таким образом, замена 6 заявлений на 1 и формирование 1 пакета документов вместо 6 привели к реальному сокращению времени приёма документов в 4 и более раза, что позволило высвободить время, затрачиваемое операторами приёма, что в конечном итоге способствовало сокращению времени ожидания заявителей в очереди;
- оптимизированы процессы по ряду услуг за счёт передачи результата предоставления услуги из органа власти в МФЦ в электронном виде. Если ранее орган власти передавал готовый результат услуги в МФЦ на бумаге, МФЦ, соответственно, выдавал этот результат заявителю, то сейчас орган власти направляет в МФЦ результат услуги в электронном виде - файл с электронной подписью через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), в дальнейшем результат услуги МФЦ распечатывает из информационной системы, заверяет печатью МФЦ и подписью уполномоченного специалиста и выдаёт заявителю. В настоящее время такой механизм реализован по муниципальной услуге по выдаче градостроительного плана земельного участка, на очереди услуги по выдаче разрешений на строительство и присвоение адресов объектам адресации. За счёт электронного взаимодействия МФЦ и Госохотуправления Тюменской области и фотографирования заявителей непосредственно в МФЦ без необходимости приносить с собой фотографию упрощен порядок получения охотничьих билетов;
В-четвёртых, продолжается в постоянном режиме повышение профессионализма сотрудников МФЦ: обучение сотрудников, в том числе и как правило, с привлечением специалистов из органов власти, чьи услуги предоставляются через МФЦ. Практикуется "переброска" наиболее профессиональных сотрудников в наиболее "активные" с точки зрения посещаемости МФЦ.
В-пятых, это перевод "простых" услуг, предоставляемых в МФЦ, в электронный вид. Например, получение охотничьих билетов, обращения за транспортной картой и пр., что, в свою очередь, также способствует "разгрузке" очередей в МФЦ.
Для увеличения количества пользователей электронными государственными услугами во всех МФЦ предоставляется такая техническая услуга, как "Регистрация в ЕСИА". ЕСИА - единая система идентификации и аутентификации, регистрация в которой позволяет пользоваться Единым порталом государственных услуг. Во всех МФЦ размещаются материалы, разъясняющие плюсы и удобство получения услуг именно в электронном виде, также в МФЦ организована возможность самостоятельного обращения за услугами в электронном виде (имеются компьютеры с доступом к сети Интернет).
Кроме того, одним из неоспоримых удобств для граждан получения услуг через МФЦ, наряду с обширной сетью центров "Мои документы", работой в один из выходных дней и в течение 12 часов в день, является и то, что большая часть предоставляемых в МФЦ государственных услуг оказывается по экстерриториальному принципу, т.е. заявитель имеет возможность обратиться за получением услуги и получить результат услуги в любом МФЦ Тюменской области по месту своего нахождения и без привязки к регистрации по месту жительства. Данный принцип реализован в отношении 38 из 45 услуг федеральных органов, предоставляемых в МФЦ Тюменской области, и всех региональных государственных услуг. Муниципальные услуги в силу своей востребованности на каждой конкретной территории предоставляются именно через МФЦ, расположенные в соответствующих муниципалитетах.
Положительная практика работы МФЦ Тюменской области была отмечена на федеральном уровне. Так, ГАУ ТО "МФЦ" стало лауреатом Всероссийского конкурса "Лучший многофункциональный центр России" 2015 года в номинации "Лучший МФЦ" в категории "МФЦ с количеством действующих окон менее 20". Итоги конкурса подведены 22.03.2016 года на заседании центральной конкурсной комиссии Министерства экономического развития Российской Федерации (протокол N 42-ОФ от 22.03.2016 года). В июле 2016 года распоряжением Правительства Российской Федерации N 1545-р ГАУ ТО "МФЦ" объявлена благодарность Правительства Российской Федерации за большой вклад в работу по совершенствованию предоставления государственных и муниципальных услуг.
30 марта 2017 года на заседании центральной конкурсной комиссии Минэкономразвития России по проведению Всероссийского конкурса "Лучший многофункциональный центр России" 2016 года Тюменский МФЦ был признан лауреатом конкурса за проект "Предоставление государственных услуг в МФЦ: убираем лишнее" (протокол N 17-СШ от 30.03.2017 года).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.