Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 19.10.2017 N 799
Информация
о реализации Закона Тюменской области "Об особенностях регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Тюменской области" (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 28.09.2017)
Закон Тюменской области "Об особенностях регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Тюменской области" (далее - Закон) в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" регулирует отношения в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Тюменской области.
В рамках Закона уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области выполняются следующие мероприятия.
1. Выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями), регистрация выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
В соответствии с Положением о департаменте потребительского рынка и туризма Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 27.10.2016 N 455-п, департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее - Департамент) является органом, осуществляющим лицензирование и лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции.
Деятельность по реализации алкогольной продукции в Тюменской области осуществляли:
- по состоянию на 01.01.2016 - 1 073 организации на 2 791 объекте;
- по состоянию на 01.01.2017 - 867 организаций на 2 530 объектах;
- по состоянию на 01.07.2017 - 826 юридических лиц на 2 423 объектах.
В процессе осуществления лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в 2016 году уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области рассмотрено:
- 161 заявление соискателей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции;
- 425 заявлений о продлении срока действия лицензии;
- 291 заявление о переоформлении лицензии.
В 26 случаях отказано в выдаче (переоформлении, продлении срока действия) лицензии. Основанием для отказа являлось наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления заявления задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В первом полугодии 2017 года рассмотрено:
- 43 заявления соискателей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции;
- 206 заявлений о продлении срока действия лицензии;
- 100 заявлений о переоформлении лицензии.
В 18 случаях отказано в выдаче (переоформлении, продлении срока действия) лицензии. Основанием для отказа являлось наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления заявления задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением.
В 2016 году и первом полугодии 2017 года декларирование осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Механизм представления деклараций предусматривает их направление в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и в копии - в уполномоченный федеральный орган государственной власти (Росалкогольрегулирование) в электронной форме. Представление деклараций на бумажном носителе не допускается.
Для сдачи деклараций в электронной форме организации и индивидуальные предприниматели обязаны зарегистрироваться на официальном сайте Росалкогольрегулирования, приобрести соответствующую электронно-цифровую подпись и составить декларацию с использованием специализированного программного обеспечения, предоставляемого Росалкогольрегулированием бесплатно. При осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в нескольких субъектах Российской Федерации организация представляет одну декларацию в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации по месту своего нахождения.
В рамках осуществления государственного контроля за представлением деклараций уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области проводятся мероприятия по выявлению и привлечению нарушителей к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП Российской Федерации за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании оборота алкогольной продукции.
В 2016 году:
- возбуждено административное производство в отношении 100 организаций и 5 должностных лиц, нарушивших сроки представления деклараций;
- составлены протоколы об административном правонарушении в отношении 105 юридических лиц и должностных лиц;
- вынесено 105 постановлений о привлечении к административной ответственности;
- вынесено 11 предупреждений лицам, впервые допустившим правонарушение;
- наложено административных штрафов на сумму 4 645 тыс. рублей.
В первом полугодии 2017 года:
- возбуждено административное производство в отношении 68 организаций и 15 должностных лиц, нарушивших сроки представления деклараций;
- составлены протоколы об административном правонарушении в отношении 92 юридических лиц и должностных лиц;
- вынесено 89 постановлений о привлечении к административной ответственности;
- вынесено 56 предупреждений лицам, впервые допустившим правонарушение;
- наложено административных штрафов на сумму 2 185 тыс. рублей.
В целях профилактики правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.13 КоАП Российской Федерации, всем организациям, имеющим лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, заблаговременно рассылаются электронные письма с напоминанием о необходимости своевременного представления деклараций.
Кроме того, в 2017 году к лицам, впервые допустившим правонарушения по ст. 15.13 КоАП Российской Федерации, применяется ст. 4.1.1 КоАП Российской Федерации и выносится предупреждение без наложения реального административного штрафа.
В отношении лицензиатов, допустивших повторное в течение одного года искажение информации или повторное в течение одного года нарушение сроков при декларировании, в 2016 году:
- уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области принято 23 решения об обращении в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением об аннулировании лицензии с приостановлением срока действия лицензии до вступления в законную силу судебного решения;
- 9 лицензий аннулировано Арбитражным судом Тюменской области по указанному основанию.
В первом полугодии 2017 года:
- уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области принято 16 решений об обращении в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением об аннулировании лицензии с приостановлением срока действия лицензии до вступления в законную силу судебного решения;
- шесть лицензий аннулировано Арбитражным судом Тюменской области по указанному основанию.
3. Осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Лицензионный контроль осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
За 12 месяцев 2016 года уполномоченным органом исполнительной власти в рамках осуществления лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции проведено 774 проверки в отношении 667 юридических лиц, в том числе:
- плановые проверки в отношении организации, включенной в ежегодный план проверок на 2016 год, согласованный Генеральной прокуратурой Российской Федерации;
- 769 внеплановых выездных проверок в отношении соискателей лицензий, представивших заявления о выдаче лицензии, или лицензиатов, представивших заявления о переоформлении или продлении срока действия лицензий;
- одна внеплановая выездная проверка по требованию прокуратуры Тюменской области.
За первое полугодие 2017 года специалистами отдела лицензирования уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области проведено 328 проверок на 625 объектах в отношении 242 организаций, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, в том числе:
- 2 плановые проверки (на двух объектах) в отношении организации, включенной в ежегодный план проверок на 2017 год, согласованный Генеральной прокуратурой Российской Федерации;
- 326 внеплановых выездных проверок (на 623 объектах) 240 организаций, в отношении соискателей лицензий, представивших заявления о выдаче лицензии, или лицензиатов, представивших заявления о переоформлении или продлении срока действия лицензий.
Проверки проведены во всех муниципальных образованиях Тюменской области. По результатам плановых проверок нарушений, повлекших за собой приостановление срока действия лицензии, вынесение предписаний, привлечение к административной ответственности, не выявлено.
По результатам проведенных внеплановых проверок, а также в связи с рассмотрением обращений граждан уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в 2016 году возбуждено 276 дел об административных правонарушениях, составлен 171 протокол об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции, в том числе:
- 17 протоколов по части 2 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации (занижение регулируемых государством цен на алкогольную продукцию);
- 6 протоколов по части 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации (оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота);
- 7 протоколов по части 2.1 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации (розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции);
- 3 протокола по части 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции);
- 11 протоколов по части 1 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации (оборот алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований);
- 1 протокол по части 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации (оборот алкогольной продукции без лицензии);
- 2 протокола по статье 14.19 КоАП Российской Федерации (нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
- 10 протоколов по части 4 статьи 15.12 КоАП Российской Федерации (оборот алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации);
- 114 протоколов по части 1 статьи 20.25 КоАП Российской Федерации (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП Российской Федерации).
По результатам рассмотрения административных дел в отчетном периоде назначено административных штрафов на сумму 7 795 тыс. рублей, поступление составило 2 286 тыс. рублей с учетом предыдущего периода.
За первое полугодие 2017 года уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области возбуждено 77 дел об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции, в том числе составлено:
- 4 протокола по части 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии);
- 15 протоколов по части 2 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации (занижение регулируемых государством цен на алкогольную продукцию);
- 1 протокол по части 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации (оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота);
- 16 протоколов по части 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции);
- 2 протокола по части 1 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации (оборот алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований);
- 4 протокола по статье 14.19 КоАП Российской Федерации (нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
- 3 протокола по части 4 статьи 15.12 КоАП Российской Федерации (оборот алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации);
- 32 протокола по части 1 статьи 20.25 КоАП Российской Федерации (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП Российской Федерации).
По результатам рассмотрения административных дел в отчетном периоде назначено административных штрафов на сумму 7 250,5 тыс. рублей, поступление составило 2 285 тыс. рублей с учетом предыдущего периода.
Осуществление уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области лицензионного контроля в совокупности с мероприятиями, проводимыми федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, способствует защите потребительского рынка легальной алкогольной продукции в Тюменской области.
4. В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.
В соответствии с данным Федеральным законом и рассматриваемым Законом Тюменской области Правительством Тюменской области принято постановление от 29.12.2005 N 265-п "Об установлении требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции", в нем на основе дифференцированного подхода к формулировке требований, касающихся размера уставного капитала (уставного фонда) для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, установлено деление населенных пунктов области на 5 групп:
1-я группа - город Тюмень;
2-я группа - города Тобольск, Ишим, поселок Боровский Тюменского района;
3-я группа - города Заводоуковск, Ялуторовск, поселки Богандинский, Винзили Тюменского района;
4-я группа - административные центры районов, населенные пункты Тюменского района (кроме поселков Боровский, Богандинский, Винзили);
5-я группа - населенные пункты, не указанные в группах 1, 2, 3, 4.
Для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в населенных пунктах каждой из групп, установлен индивидуальный размер минимального оплаченного уставного капитала (уставного фонда):
1-я группа - 500 тыс. рублей;
2-я группа, при условии, если ни одно ее обособленное подразделение не осуществляет деятельность в населенных пунктах 1-й группы, - 300 тыс. рублей;
3-я группа, при условии, если ни одно ее обособленное подразделение не осуществляет деятельность в населенных пунктах 1-й, 2-й групп, - 150 тыс. рублей;
4-я группа, при условии, если ни одно ее обособленное подразделение не осуществляет деятельность в населенных пунктах 1-й, 2-й, 3-й групп, -75 тыс. рублей;
5-я группа, при условии, если ни одно ее обособленное подразделение не осуществляет деятельность в населенных пунктах 1-й, 2-й, 3-й, 4-й групп, - минимальный размер уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с действующим гражданским законодательством, определяющим порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
5. В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения. Такие соглашения уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в 2016 году и первом полугодии 2017 года не заключались.
6. Предложения о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2016 году и первом полугодии 2017 года не вносились.
6.1. Уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области представляет в федеральный орган исполнительной власти сведения о прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также сведения об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
6.2. Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 575-п "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Тюменской области" введен запрет:
- на розничную продажу алкогольной продукции в Тюменской области с 8 часов до 21 часа по местному времени в некоторые праздничные дни, дни, связанные со знаменательными событиями в культурной, политической и общественной жизни;
- в дни проведения массовых мероприятий, установленные правовыми актами органов местного самоуправления, в случае наделения органов местного самоуправления государственным полномочием по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;
- с 21 часа до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания при организации потребления алкогольной продукции на месте оказания таких услуг, а также при оказании услуг общественного питания на торговых объектах, расположенных вне жилых домов на расстоянии более 300 метров от ближайшего жилого дома;
- на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков, определяемых согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52409-2005 "Продукция безалкогольного и слабоалкогольного производства. Термины и определения", Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52845-2007 "Напитки слабоалкогольные тонизирующие. Общие технические условия".
Законом Тюменской области от 26.12.2014 N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" полномочие органов государственной власти Тюменской области по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в дни проведения массовых мероприятий, установленные муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области.
6.3. Уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области устанавливает порядок информирования, предусмотренный абзацами 2 и 3 пункта 8 статьи 16 Федерального закона.
Постановлением Правительства Тюменской области от 21.06.2017 N 245-п утвержден Порядок информирования органов местного самоуправления о хозяйствующих субъектах, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, а также Порядок информирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, о муниципальном правовом акте об определении границ прилегающих территорий.
Информация по исполнению пункта 2 постановления Тюменской областной Думы от 21.04.2016 N 3620 в 2016 году и первом полугодии 2017 года
В абзаце втором пункта 2 постановления Тюменской областной Думы от 21.04.2016 N 3620 Правительству Тюменской области предписано уделить особое внимание осуществлению мероприятий, направленных на содействие подключению малых и средних организаций торговли и общественного питания к единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).
Во исполнение данной рекомендации необходимо отметить, что по состоянию на 01.07.2017 в Тюменской области деятельность по розничной продаже алкогольной продукции (в том числе розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) осуществляли 826 юридических лиц на основании 829 выданных лицензий на 2 423 объектах. Не подключенными из числа тех, для которых существует необходимость передачи данных, после 01.07.2017 оставались 552 объекта, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, - 22,5%. По состоянию на 01.09.2017 их доля сократилась до 6%.
Основной причиной неисполнения организациями обязанности по подключению к ЕГАИС в части подтверждения розничной продажи алкогольной продукции являются:
- отсутствие устойчивого соединения с сетью Интернет;
- длительный срок поставки специального оборудования для считывания марок.
В 2016 году уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области совместно с уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции проведено четыре семинара с заинтересованным предпринимательским сообществом в режиме видеоконференцсвязи о подключении к ЕГАИС объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (в том числе пива, пивных напитков) на территории Тюменской области.
Департаментом потребительского рынка и туризма Тюменской области для целей освобождения организаций в сельской местности с отсутствием устойчивого доступа к сети Интернет от обязанности по фиксации информации в системе ЕГАИС подготовлен и в настоящее время проходит процедуру согласования проект постановления Правительства Тюменской области "О перечне населенных пунктов, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет".
Согласно абзацу третьему пункта 2 постановления Тюменской областной Думы от 21.04.2016 N 3620 Правительству Тюменской области рекомендовано осуществлять консультирование по вопросам получения и продления срока действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в целях сокращения расходов предприятий торговли и общественного питания на услуги посредников.
Уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области осуществляет такое консультирование в ежедневном режиме при личном приеме, по телефону, а также путем размещения информации на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Лицензирование" Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области.
Согласно абзацу четвертому пункта 2 постановления Тюменской областной Думы от 21.04.2016 N 3620 Правительству Тюменской области рекомендовано осуществление мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, предусмотренных статьей 15.13 КоАП Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области осуществляет:
- размещение информации о необходимости в срок предоставлять декларации посредством размещения новостей в личных кабинетах декларантов на портале Росалкогольрегулирования;
- рассылку на официальный адрес электронной почты декларантов информации организациям, прекратившим розничную продажу алкогольной продукции в отчетном квартале;
- размещение на стенде, столах для посетителей информации о необходимости декларирования оборота алкогольной продукции;
- консультирование организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, по вопросам декларирования;
- размещение на портале органов исполнительной власти Тюменской области нормативных правовых актов, итогов работы, касающихся вопросов декларирования и привлечения к ответственности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 19 октября 2017 г. N 799 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.