Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
N 198 от 5 сентября 2017 г.
Стандарт
оказания услуги "Реализация дополнительных общеразвивающих программ"
1. Общие положения
1.1. Наименование услуги: реализация дополнительных общеразвивающих программ.
Общеразвивающие программы реализуются по направленностям:
- техническая направленность;
- естественнонаучная направленность;
- физкультурно-спортивная направленность;
- художественная направленность;
- туристско-краеведческая направленность;
- социально-педагогическая направленность.
1.2. Потребители услуги: физические лица.
Возраст потребителей услуги, определяется соответствующей дополнительной общеразвивающей программой.
1.3. Финансовое обеспечение услуги: бюджетные ассигнования либо собственные средства физических и юридических лиц, выступающих заказчиком услуги.
За счет бюджетных ассигнований получают услуги по дополнительным общеразвивающим программам:
- дети из малоимущих семей;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- участники Региональной базы данных талантливых детей и молодежи Тюменской области, являющиеся победителями и призерами международных, всероссийских конкурсов, соревнований, фестивалей и т.п.;
- несовершеннолетние, состоящие в Областном Банке данных семей и несовершеннолетних "Группы особого внимания".
Кроме этого за счет бюджетных ассигнований получают услуги по дополнительным общеразвивающим (адаптированным) программам инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья; по дополнительным общеразвивающим программам физкультурно-спортивной направленности - дети из многодетных семей.
Финансовые условия оказания услуги (за счет бюджетных ассигнований либо за счет собственных средств) конкретному потребителю определяются
правилами приема на обучение по дополнительным общеразвивающим программам, устанавливаемым организацией. Организация вправе установить льготы на оказание платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости за счет собственных средств организации.
1.4. Основание оказания услуги: договор на оказание образовательных услуг
1.5. Понятия, используемые в стандарте:
образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
потребитель (получатель) услуги - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги, оказываемые организацией, исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
дети - лица до достижения ими возраста 18 лет (совершеннолетия); молодежь (молодые граждане) - граждане в возрасте до 30 лет; обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
дополнительные общеразвивающие программы - программы, реализуемые как для детей, так и для взрослых без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы;
направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;
учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся;
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (группы обучающихся);
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;
участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;
педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
1.6. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих качество предоставления услуги:
- Закон Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р "Концепция развития дополнительного образования детей";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
- постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2014 N 151 "О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями);
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 722-р "План мероприятий ( "дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки";
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" СанПиН 2.4.4.3172-14;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 N 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации";
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта";
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 N АК-2563/05 "Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ";
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".
1.7. Исполнители услуги; образовательные организации Тюменской области, реализующие дополнительные общеразвивающие программы.
2. Требования к исполнителям услуги
2.1. Требования к наличию лицензий, сертификатов:
- деятельность организации регламентируется уставом;
- организация, оказывающая услугу по реализации дополнительных общеразвивающих программ, должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности;
- организация должна иметь акт готовности к учебному году, включающий заключение соответствующей комиссии;
- в случае оказания услуги на иных базах (объектах) организация должна иметь соглашение о совместной деятельности (взаимодействии), договоры сетевой формы реализации дополнительных общеразвивающих программ и (или) гражданско-правовые договоры.
2.2. Требования к месту расположения исполнителя услуг. Организация должна быть размещена в специально предназначенных
зданиях, обеспеченных всеми средствами коммунально-бытового обслуживания, телефонной связью и соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям.
2.3. Требования к режиму работы исполнителя услуг.
Режим работы во время предоставления услуги определяется организацией самостоятельно.
Расписание занятий составляется организацией для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей по представлению педагогических работников с учетом пожеланий получателя услуги, родителей (законных представителей) получателя услуги, возрастных особенностей и в рамках установленных санитарно - гигиенических норм.
Услуга предоставляется не ранее 08.00 часов утра и не позднее 20.00 часов для обучающихся в возрасте до 16 лет. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов. Для обучающихся старше 18 лет допускается окончание занятий не позднее 22.00 часов.
Продолжительность занятий устанавливается организацией, предоставляющей услугу по реализации дополнительных общеразвивающих программ различной направленности, с учетом санитарно - гигиенических норм.
При наличии двух смен занятий организуется перерыв между сменами для уборки и проветривания помещений не менее 30 минут.
После 30-45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин.
Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день. Рекомендуемый объем занятий детей по дополнительным общеразвивающим программам в течение недели (включая внеурочную деятельность в школе)- не более 10 академических часов.
Услуга может предоставляться в любой день недели, включая субботу, воскресные, праздничные нерабочие и каникулярные дни.
2.4. Требования к помещению.
В здании, в котором расположено помещение, должны быть предусмотрены следующие помещения:
- учебные помещения (рабочая зона для получателей услуги, рабочая зона педагога, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, зона для индивидуальных занятий получателей услуги и возможной активной деятельности);
- гардеробная (гардеробная размещается на первом этаже и оснащается вешалками для одежды);
- санитарные узлы (санитарные узлы для мальчиков и девочек должны быть раздельные и оборудованы кабинами; для персонала должен быть выделен отдельный санузел).
Исходя из направленности предоставляемых услуг, в организации могут быть предусмотрены иные помещения.
Помещения для теоретических занятий различной направленности предусматриваются из расчета не менее 2 кв. м на одного учащегося.
Помещения организации по размерам (площади) и техническому состоянию должны отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил, правил противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и так далее), иметь беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения.
При предоставлении услуги организация имеет право использовать специальное оборудование, инвентарь, аппаратуру, приборы, отвечающие требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающих надлежащее качество предоставляемой услуги.
Организация должна быть укомплектована медицинскими аптечками для оказания доврачебной помощи.
Оформление предметно-пространственной среды организации должно обеспечить нормальное физическое и психическое здоровье учащегося. Необходимо учитывать требования эргономики, возрастной цветопсихологии и эстетические требования.
Обязательными в оформлении учреждения являются;
- копии учредительных документов (устав, свидетельство о постановке на учет в государственном налоговом органе и т.д.);
- расписание занятий.
3. Требования к персоналу, непосредственно обеспечивающему предоставление услуги
3.1. Требования к количеству специалистов, необходимому для предоставления услуги.
Организация должна располагать необходимым числом специалистов в соответствии с требованиями, установленными соответствующими нормативными актами. Организация имеет право привлекать специалистов на основании трудовых договоров и гражданско-правовых договоров на реализацию дополнительных общеразвивающих программ.
Порядок комплектования организации работниками регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации и уставом учреждения.
Оказание услуги осуществляют следующие категории персонала:
административно-управленческий персонал (директор, заместитель директора, главный бухгалтер);
- педагогический персонал (педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, методисты, педагоги-организаторы);
- учебно-вспомогательный персонал;
- медицинский персонал (при необходимости);
обслуживающий персонал (уборщики помещений, рабочие по комплексному обслуживанию зданий, сторожа, вахтеры, администраторы и т.д.).
3.2. Требования к образованию, квалификации, опыту персонала, наличию лицензии на осуществление деятельности.
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Необходимый уровень квалификации педагогических работников подтверждается при прохождении аттестации в установленные сроки.
Ограничение права на занятие педагогической деятельностью установлено ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации.
Педагогические работники не реже чем один раза в три года должны проходить обучение на курсах повышения квалификации.
Административно-управленческий персонал, а также лица, участвующие в оказании услуги, должны обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей.
Учреждение должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.
3.3. Требования к служебному поведению персонала, внешнему виду, форме одежды, состоянию здоровья.
Услугу могут оказывать сотрудники, не имеющие медицинских противопоказаний к выполняемой деятельности.
Каждый сотрудник, участвующий в оказании услуги, должен иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.
Организация вправе разработать "Кодекс корпоративной культуры". В этом случае внешний вид сотрудников и культура их поведения должны соответствовать его требованиям. Форма одежды должна соответствовать специфике выполняемой работы. Вне зависимости от специфики выполняемой работы внешний вид сотрудника должен быть опрятным.
4. Требования к порядку (процедуре) предоставления услуги
4.1. Требования к информированию о порядке предоставления услуги. Порядок (процедура) предоставления услуги устанавливаются локальными актами и уставом организации.
Организация формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об ее деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях "Интернет", в том числе на официальном сайте.
Организация обеспечивает открытость и доступность информации:
- о дате создания, об учредителе, о месте нахождения, режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
- о структуре и об органах управления;
- о реализуемых образовательных программах,
- о руководителе, его заместителях;
- о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
- о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе.
4.2. Требования к порядку приема обучающихся
Правила приема на обучение по дополнительным общеразвивающим программам, перевод обучающихся и их отчисление определяются локальным актом организации.
Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) обучающегося, педагогические работники и их представители, организация.
Основанием возникновения образовательных отношений является заключенный между организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся договор, на основании которого издается распорядительный акт учреждения о приеме лица на обучение.
Основанием для отказа в предоставлении услуги является:
- наличие медицинского заключения о состоянии здоровья потребителя услуги, препятствующего оказанию услуги;
- несоответствие получателя услуги возрастной группе, установленной в дополнительной общеразвивающей программе;
- отсутствие свободных мест в организации (в группе);
- систематическое нарушение получателем услуги, родителями (законными представителями) прав и законных интересов получателей услуг и работников организации или препятствии осуществлению процесса предоставления услуги;
невыполнение получателем услуги, родителями (законными представителями) получателя услуги иных условий договора оказания услуги.
4.3. Требования к содержанию услуги но реализации дополнительных общеразвивающих программ
Услуга по реализации дополнительных общеразвивающих программ должна быть направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией.
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются организацией, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Организация реализует дополнительные общеразвивающие программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам определяются организацией самостоятельно.
Организация, предоставляющая услугу, организует образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально.
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой.
Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной общеразвивающей программы, в том числе в случае его несоответствия ни одной из сформированных групп, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы обучения по дополнительным общеразвивающим программам определяются организацией, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий зависят от специфики дополнительной общеразвивающей программы и определяются организацией, предоставляющей услугу.
Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
При реализации дополнительных общеразвивающих программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации дополнительных общеразвивающих программ организация может применять форму организации образовательной деятельности, основанную на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Использование при реализации дополнительных общеразвивающих программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся, запрещается.
При оказании услуги по реализации дополнительных общеразвивающих программ организация может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
При реализации дополнительных общеразвивающих программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
Организация, предоставляющая услугу, определяет формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организация, предоставляющая услугу, организует образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации - для учащихся детей-инвалидов и инвалидов.
Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
4.4. Контроль за оказанием услуги
Контроль за соблюдением организациями требований и условий реализации дополнительных общеразвивающих программ осуществляет руководитель организации и учредитель в форме проведения плановых и внеплановых проверок.
Внеплановые проверки оказания услуг проводятся по обращениям физических и юридических лиц, обращениям органов государственной власти и местного самоуправления (далее - обращения).
Обращения подлежат рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации". По результатам рассмотрения обращений дается письменный ответ.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области от 5 сентября 2017 г. N... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.