Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Приоритеты и цели муниципальной политики Уватского муниципального района в сфере охраны труда
Настоящая Программа разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Тюменской области от 08.07.2003 N 155 "О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений", постановлением Администрации Уватского муниципального района от 10.10.2017 N 185 "О формировании, реализации и оценке эффективности муниципальных программ Уватского муниципального района".
В соответствии с п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесённые к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключённые из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счёт собственных доходов местных бюджетов.
К таким вопросам, не отнесённым напрямую к компетенции органов местного самоуправления Уватского муниципального района, можно отнести улучшение условий и охраны труда в организациях, учреждениях и на предприятиях Уватского муниципального района.
Цели и задачи настоящей Программы направлены на создание здоровых и безопасных условий труда на предприятиях Уватского муниципального района, сокращение производственного травматизма, обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления, государственных органов контроля и надзора и организаций в решении вопросов охраны труда.
Основной целью Программы являются:
Улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Уватского муниципального района, и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций.
Достижение поставленной цели предполагается реализовать на принципах межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления Уватского муниципального района, государственных органов надзора и контроля за состоянием и условиями охраны труда в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм, профсоюзных объединений, а также руководителей предприятий Уватского муниципального района.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей:
а) совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны труда;
б) организационное обеспечение охраны труда;
в) техническое обеспечение охраны труда;
г) санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
е) учебно-информационное обеспечение по охране труда, пропаганда.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия.
Обеспечение безопасных и здоровых условий труда в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм является первостепенной задачей работодателя, так как любая производственная деятельность сопряжена с риском травматизма работников, развитием профессиональных заболеваний и существенными экономическими потерями. Организация труда, при которой игнорируются требования безопасности и гигиены труда, подрывает экономическую эффективность предприятий и не может являться основой для устойчивой стратегии развития. Грамотный руководитель в условиях современных рыночных отношений признает значимость заботы о создании достойных условий труда своим работникам. Человек - основной капитал организации, ее главное богатство.
Анализ состояния условий и охраны труда в организациях Уватского муниципального района показал, что ситуация с уровнем травматизма на производстве, а также обеспечением санитарно-гигиенических условий на многих предприятиях остаётся сложной и является серьёзной социально-экономической проблемой.
Максимальный уровень производственного травматизма зафиксирован в 2012 году - 4,3 пострадавших от несчастных случаев на 1000 работающих с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более. В 2014 году данный показатель планомерно снизился до 1,4 чел. на 1000 работающих.
По итогам 2013 года в Уватском муниципальном районе не зарегистрирован рост травматизма на производстве. Численность пострадавших снизилась и достигла 10 человек (19 чел. в 2012 году), женский травматизм и несчастные случаи со смертельным исходом отсутствуют.
По данным Государственной инспекции труда по Тюменской области и территориального отдела Фонда социального страхования в г. Тобольске в 2012 году на территории Уватского района зарегистрировано 19 несчастных на производстве.
За 2013 год от несчастных случаев на производстве пострадало 10 человек.
За 2014 год от несчастных случаев на производстве пострадало 5 человек.
За 2016 год от несчастных случаев на производстве пострадало 3 человек.
К несчастным случаям приводит недостаточное внимание со стороны работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, соблюдению норм и правил охраны труда при проектировании оборудования и технологических процессов.
Наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных материально-технических затрат, более половины несчастных случаев связаны с организацией труда. Это неудовлетворительное обеспечение безопасности производства и рабочих мест. Допуск к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, не изучивших требования инструкций по охране труда, нарушение трудовой и производственной дисциплины.
Это официальные данные органов контроля и надзора за состоянием условий и охраны труда на предприятиях, а сколько несчастных случаев на производстве в организациях Уватского района скрываются - выявить крайне трудно.
В последние годы наметилась позитивная тенденция по улучшению условий труда работающих на территории района, однако существует и ряд проблем, требующих разрешения:
а) необходимость совершенствования законодательной базы по охране труда на региональном и муниципальном уровнях;
В целях реализации совершенствования системы государственного управления охраной труда в Тюменской области целесообразно разработать и принять региональный закон об охране труда, создающий правовую основу деятельности государственных органов исполнительной власти Тюменской области и органов местного самоуправления.
Передача отдельных государственных полномочий в области охраны труда на уровень органов местного самоуправления Уватского муниципального района позволит создать эффективную систему управления охраной труда, основанную на взаимодействии местных органов власти, государственных органов контроля и надзора, профсоюзных организаций, а также руководителей предприятий района.
б) отсутствие финансирования мероприятий по охране труда, проводимых на территории муниципального района, из регионального бюджета;
Существует необходимость в разработке и утверждении региональной программы по улучшению условий и охраны труда. Комплексная программа предполагает осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников, повышению уровня их правовой и социальной защищённости.
Разработка региональной программы имеет особенное значение для малых организаций, руководители которых зачастую пренебрегают элементарными правилами техники безопасности и контролем работников при выполнении работ, не обеспечивают работников средствами индивидуальной защиты.
в) отсутствие реальных полномочий районной межведомственной комиссии по охране труда, которые позволили бы с помощью эффективных методов и рычагов воздействия влиять на конкретного работодателя: обязывать его организовывать производство работ на должном уровне, содержать в удовлетворительном состоянии рабочие места, эксплуатировать исправные машины и оборудование, приобретать средства индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормативами, и, таким образом, планомерно улучшать условия труда своих работников;
Решения комиссии в отношении работодателей носят лишь рекомендательный (номинальный) характер, что позволяет руководителям предприятий пренебрежительно относиться как к вынесенным решениям районной комиссии, так и к своим прямым обязанностям по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
г) недостаточные темпы и объёмы специальной оценки условий труда;
По данным аккредитованных организаций г. Тюмени, предоставляющих услуги по специальной оценки условий труда, за период с 2012 по 3 квартал 2017 годах в Уватском муниципальном районе прошли специальную оценку условий труда всего 5376 рабочих мест. Отсутствуют данные о количестве аттестованных рабочих мест предприятий нефтяной и газовой промышленности, железнодорожного транспорта Уватского муниципального района.
В организациях, где работники заняты на работах во вредных (или) опасных условиях труда, особое значение имеет проведение специальной оценки условий труда. Новая идеология в области улучшения условий и охраны труда предусматривает переход от реагирования на уже произошедшие несчастные случаи к их предупреждению. Основой данной работы является внедрение в повседневную практику управления безопасностью работников на производстве механизмов управления профессиональными рисками на основе результатов специальной оценки условий труда. К сожалению, несмотря на активную пропаганду в местных средствах массовой информации и постоянное освещение вопросов проведения данного мероприятия в организациях района на тематических семинарах, совещаниях и Днях охраны труда, работодатели редко откликаются на призывы районной межведомственной комиссии по охране труда по причинам недостаточности финансовых средств, отсутствия необходимого уровня знаний по организации и проведению специальной оценки условий труда.
Комплексные мероприятия Программы в том числе направлены на мотивацию руководителей организаций района к проведению специальной оценки условий труда, которая позволит извлечь предприятиям дополнительную экономическую выгоду:
налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут включить затраты на проведение специальной оценки условий труда в расходы на обеспечение нормальных условий труда;
получение льгот - снижение ставки взносов по страхованию от несчастных случаев (скидки к страховым тарифам на величину до 40% от исходной ставки);
возврат Фондом социального страхования Российской Федерации до 20% начисленных за предыдущий предшествующий год сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
д) недостаточное финансирование мероприятий по охране труда организациями и предприятиями Уватского муниципального района;
По данным Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области в 2013 году на мероприятия по охране труда было израсходовано 6568,1 млн. руб., 24737,3 руб. в среднем на 1 работающего, что значительно превышает аналогичные показатели за 2011 - 2011 годах. Однако резкое увеличение затрат на охрану труда, вероятнее всего, объясняется вложением значительных финансовых средств крупными предприятиями нефтяной и газовой промышленности.
Вызывает опасения то, что работодатели - субъекты малого предпринимательства не осознают необходимости и экономической выгоды осуществления мероприятий по охране труда. Для них охрана труда и техника безопасности - лишь дополнительная статья затрат на производство.
е) минимальная численность государственных инспекторов труда, за которыми закреплена территория Уватского муниципального района. Один инспектор физически не в состоянии осуществлять проверки такого огромного количества предприятий и организаций на предмет соблюдения норм и правил охраны труда, выносить предписания и, тем более, отслеживать их исполнение работодателем;
Как правило, при обнаружении нарушений требований охраны труда в ходе проверки, инспекторами налагаются минимальные штрафы - 1 тыс. руб. на руководителя предприятия. Оплатив штраф, работодатель благополучно забывает о вынесенных предписаниях до следующей проверки.
Необходимо создать межведомственную комиссию по проверке состояния и условий охраны труда в организациях, в состав которой в обязательном порядке войдут представители территориального отдела Роспотребнадзора в Уватском районе, государственной инспекции труда в Тюменской области, отдела государственного противопожарного надзора в Уватском районе, администрации Уватского муниципального района.
Проведение подобных комплексных проверок позволит получать достоверные данные о состоянии и условиях охраны труда в обследуемых организациях, оперативно принимать необходимые управленческие решения по устранению выявленных нарушений требований безопасности труда, а также отслеживать динамику ведения работ по охране труда на предприятиях.
ж) низкий уровень знаний руководителей организаций и предприятий в области охраны труда и промышленной безопасности;
В организациях, как правило, отсутствует обеспечение нормативной документацией, наглядными информационными материалами по охране труда и безопасному ведению работ. Работодателями не соблюдаются государственные нормативные требования охраны труда (межотраслевые правила, санитарные нормы, инструкции по безопасной эксплуатации, правила по проектированию и строительству и т.д.).
Важна организация непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки инженеров и специалистов по охране труда в лицензированных центрах, осуществляющих непрерывное обучение кадров на высоком уровне с использованием современных компьютерных технологий и систем образования в области охраны труда.
При содействии администрации Уватского муниципального района были обучены по охране труда руководители и специалисты 50 организаций, удостоверения получили 158 работников.
Всего по итогам анализа состояния и условий труда в 80 исследуемых организациях и предприятиях Уватского муниципального района осуществляют деятельность 762 обученных в установленном порядке специалистов по охране труда, членов комиссий по охране труда, уполномоченных по охране труда от трудового коллектива. В основном это работники образовательных учреждений района - 46,6% от общего количества обученных. Слабо проходит обучение по охране труда и технике безопасности в субъектах малого предпринимательства, и особенно на малых предприятиях.
В 62 из 80-ти обследованных организациях функционируют комиссии по охране труда в составе не менее 3-х человек.
Обучаться безопасному ведению работ, стандартам и требованиям в области охраны труда мирового и российского уровня должны не только непосредственно специалисты высшего и среднего звена, но и сами работники, осуществляющие трудовую деятельность на производственных участках, цехах и т.д.
з) недостаточная информационная политика в области охраны труда, трудовых прав и обязанностей работников;
В региональных и особенно местных средствах массовой информации нечасто встречаются разъяснения по поводу защиты трудовых прав работающих, что оказывает негативное влияние на формирование высокой трудовой, производственной и технологической дисциплин в организациях.
Следует обратить внимание и на трудовые отношения, складывающиеся между работодателями и работниками. При осуществлении проверок районная межведомственная комиссия по охране труда часто сталкивается с фактами нарушений трудового законодательства в области охраны труда: с работниками не заключается трудовой договор, либо в нем не отражаются существенные условия, трудящиеся не обеспечиваются в полной мере средствами индивидуальной защиты, не проводится инструктажи по технике безопасности и ведению работ, повсеместно практикуется работа сверх установленного режимом рабочего времени.
и) отсутствует реальная государственная политика по обеспечению экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда работников;
Ежегодно законодательно устанавливается право Фонда социального страхования принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по страхованию, произведённых страхователем в предшествующем году, на финансирование превентивных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Однако становится понятно, что данная льгота выгодна прежде всего крупным организациям и предприятиям, отчисления которых в Фонд социального страхования Российской Федерации существенны. Малым же организациям приобретение скидок к тарифам ощутимой выгоды не несёт.
к) низкий уровень качества предоставляемых медицинских услуг на территории муниципального района, в том числе в организации и проведении предварительных, периодических и углублённых медицинских осмотров работников;
При проведении периодических медицинских осмотров выявляются профессиональные заболевания. Значительную долю в структуре причин возникновения профессиональных заболеваний занимает воздействие шума, вибрации. Основными причинами несвоевременного или позднего выявления больных с профессиональными заболеваниями являются: незаинтересованность работодателей в выявлении проф. заболеваний, скрытие работниками ранних признаков профзаболеваний, отсутствие экономических механизмов стимулирования работодателей к профилактике профессиональной заболеваемости работников. Это не позволяет своевременно выявить наличие или предрасположенность к возникновению у работника профессионального заболевания и принять соответствующий комплекс мероприятий по устранению условий воздействия на него вредных (опасных) факторов производственной среды, либо реабилитации пострадавшего.
Увеличение численности организаций, а также лиц, вовлечённых в трудовые отношения с работодателями, темпы роста экономического производства и сопряжённые с производственной деятельностью риски получения работниками травм требуют принятия муниципальной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Уватском муниципальном районе на 2018 - 2020 годы".
Правовым основанием для принятия данной Программы является Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.