Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 22.11.2018 N 1708
Информация
о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 09.02.2017 N 251 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О защите прав ребенка" за период 2015 - 2016 годов" (представлена в областную Думу заместителем Губернатора Тюменской области, начальником Главного правового управления Правительства Тюменской области Е.С. Еремеевой 29.10.2018)
Повышение доступности услуг по содержанию, развитию и воспитанию детей дошкольного возраста
В целях обеспечения доступности и качества дошкольного образования в Тюменской области реализуется комплекс мероприятий, включающий строительство новых дошкольных образовательных организаций, проведение капитального ремонта существующих детских садов с целью открытия дополнительных мест, развитие вариативных форм предоставления дошкольного образования, оказание содействия организациям негосударственного сектора в сфере дошкольного образования.
Так, начиная с 2012 года обеспечена и сохраняется 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. При этом в 24 муниципальных образованиях Тюменской области полностью удовлетворена потребность в услугах дошкольного образования для детей всех возрастов. По состоянию на 20.10.2018 местами в детских садах остаются не обеспечены 5 462 ребенка в возрасте до 3 лет, из них 5 443 ребенка - в г. Тюмени, 19 детей - в Тюменском муниципальном районе.
С целью наиболее полного удовлетворения потребности населения в обеспечении детей местами в дошкольных образовательных организациях и ликвидации очередности на получение места в детском саду продолжается реализация мероприятий по созданию дополнительных мест и обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Так, за 2017 год в образовательных организациях для детей дошкольного возраста было создано 794 новых места, из них 615 - в г. Тюмени, 90 - в Ялуторовском муниципальном районе, 25 - в Вагайском муниципальном районе, 25 - в Ишимском муниципальном районе, 24 - в г. Ишиме, 15 - в Заводоуковском городском округе. За истекший период 2018 года создано дополнительно 2 092 места, из них: 1 903 - в г. Тюмени, 75 - в Ярковском муниципальном районе, 64 - в Ишимском муниципальном районе, 30 - в Тюменском муниципальном районе, 20 - в Голышмановском городском округе. До 2020 года запланировано создание более 5 000 дополнительных мест как путем строительства новых детских садов, так и в ходе капитального и текущего ремонта.
С 2018 года Тюменская область участвует в реализации проекта "Создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования", в рамках которого до конца 2019 года для детей раннего дошкольного возраста планируется создать не менее 1 100 мест.
Наряду с созданием дополнительных мест развивается спектр вариативных форм представления дошкольного образования с учетом запросов родителей (группы кратковременного и интегрированного пребывания, в том числе группы адаптации для детей раннего возраста (до 3 лет), группы выходного дня, предоставление услуг дошкольного образования в консультационно-методических пунктах). По состоянию на 01.10.2018 вариативными формами дошкольного образования охвачены 10 600 детей, что составляет 10% от получающих услуги дошкольного образования.
Кроме расширения видового разнообразия групп кратковременного пребывания, в Тюменской области внедряются различные механизмы, направленные на поддержку и развитие негосударственного сектора дошкольного образования.
В настоящее время в сфере дошкольного образования функционируют 55 частных организаций и детских развивающих центров (в 2017 году - 48), которые посещают более 3 200 детей преимущественно раннего дошкольного возраста. Среди указанных организаций 34 являются получателями бюджетных средств, из них 26 организаций в полном объеме реализуют программу дошкольного образования и имеют соответствующую лицензию (в том числе 12 индивидуальных предпринимателей).
Ежегодно из средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований Тюменской области выделяется субвенция на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в негосударственных (частных) дошкольных образовательных организациях, определенная в соответствии с нормативами. Размер субвенции зависит от численности детей, посещающих указанные организации, формы предоставления услуги и режима пребывания детей в детском саду (различные нормативы для "полнодневного", кратковременного и интегрированного пребывания, а также для получения услуг в консультативно-методических пунктах).
Родителям детей, посещающих дошкольные образовательные организации, в том числе частные детские сады, предоставляется компенсация родительской платы, исходя из среднего по Тюменской области размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных образовательных организациях (на 2018 год - 2 330 рублей) и очередности рождения ребенка в семье. Вместе с тем частные дошкольные образовательные организации получают субсидии из средств местного бюджета на частичное возмещение расходов по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми. В настоящее время получателями таких субсидий являются 29 дошкольных организаций, в том числе индивидуальные предприниматели.
Равный доступ негосударственных организаций к средствам областного бюджета на реализацию образовательной программы дошкольного образования и компенсация части родительской платы способствуют не только развитию сети частных детских садов и развивающих центров, но и повышению уровня доступности данных услуг для населения.
В регионе сохранена и действует многовариантная сеть учреждений дополнительного образования детей, которая состоит из 149 организаций (дома детского творчества, спортивные школы, школы искусств, загородные оздоровительно-образовательные центры и др.). Особое внимание уделяется доступности предоставляемых услуг. Организовано сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования с дошкольными образовательными организациями.
В целях администрирования системы дополнительного образования проведена работа по оптимизации сети учреждений, административно-управленческого персонала. За счет перераспределения ставок открыты новые отделения, увеличено количество получателей услуг в учреждениях дополнительного образования. Внедрена система эффективных контрактов в учреждениях отрасли, увеличено количество педагогических ставок, повышена заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования.
В настоящее время в сфере дополнительного образования представлен широкий спектр услуг. Реализуются все 6 направленностей дополнительного образования, предусмотренных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам": техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, социально-педагогическая, туристско-краеведческая. При этом особое внимание уделяется содержанию реализуемых программ.
В целях обеспечения информационной открытости учреждений дополнительного образования потребителям данных услуг предоставлен доступ к полной информации о деятельности учреждений (у всех учреждений дополнительного образования разработаны и действуют сайты), о реализуемых программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальной образовательной траектории детей и молодежи. Информация о данных услугах размещается в общеобразовательных организациях. Также создан интернет-ресурс "Банк лучших практик дополнительного образования", разработан сборник типовых моделей реализации различных программ дополнительного образования (разноуровневые, модульные, сетевые, краткосрочные и др.).
Сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у них потребности в здоровом образе жизни
Мероприятия по данному направлению работы предусмотрены государственной программой Тюменской области "Развитие образования и науки" до 2020 года и на плановый период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 698-п.
В рамках проекта комплексной оздоровительной работы "Здоровье на 5+" в общеобразовательных организациях реализуется подпрограмма "Питание и здоровье", которая предполагает проведение просветительской работы по популяризации здорового питания среди детей, их родителей и педагогов.
В частности, начиная с 2013 года ежегодно проводится областной фестиваль-конкурс детских тематических проектов "Питание и здоровье", призванный содействовать формированию заинтересованного отношения к собственному здоровью, привитию навыков здорового образа жизни, нацелен на развитие инновационной деятельности в системе образования Тюменской области по вопросам здоровьесбережения, а также конструктивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, заинтересованными организациями и предприятиями. В марте - апреле 2018 года состоялся VI фестиваль-конкурс, на очный (заключительный) этап которого поступило более 60 групповых и индивидуальных работ детей школьного и дошкольного возраста.
При организации питания детей и подростков образовательные организации продолжают решать следующие задачи:
- совершенствование организации питания в соответствии с требованиями СанПиН;
- внедрение новых технологий организации питания (шведский, витаминные столы, обогащенные продукты);
- формирование культуры здорового питания.
С 01.09.2017 во всех школах города Тюмени в информационном автоматизированном комплексе "Электронная школа Тюменской области" появился новый модуль "Учет питания". Данная электронная система позволяет родителям вместе с детьми формировать меню в соответствии с предпочтениями. Модуль дает возможность корректировать формирование навыков правильного питания, более ответственно относиться к выбору рациона школьного питания детей. С апреля 2018 года модуль "Учет питания" был внедрен в пилотном режиме во всех школах городов Тобольска, Ишима, Ялуторовска, Заводоуковского городского округа, р.п. Голышманово, п. Винзили, п. Боровский.
Результатом работы образовательных организаций по совершенствованию питания стало:
- сохранение высокого уровня охвата обучающихся горячим питанием - на протяжении последних 5 лет охват питанием превышает 99%;
- полный охват горячим питанием детей из малообеспеченных семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- полный охват бесплатным двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от типа образовательного учреждения и форм обучения;
- реализация на постоянной основе мер социальной поддержки в форме компенсации из областного бюджета части средств на оплату школьного питания всем учащимся, с учетом дифференцированного подхода к объему финансирования;
- сохранение высокой степени удовлетворенности обучающихся и родителей (законных представителей) школьным питанием - более 95%.
Активная работа по поддержанию материально-технического состояния школьных пищеблоков на высоком современном уровне обеспечивает возможность обучающимся всех общеобразовательных организаций пользоваться современными столовыми.
В рамках проекта "Здоровье на 5+" реализуется подпрограмма "Физкультура по интересам".
Данная подпрограмма направлена на подбор и использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и других особенностей, развитие потребности в занятии физической культурой и спортом. Особое внимание уделяется проведению подвижных перемен на свежем воздухе, физкультминуток, техникам здоровьесохранения на всех уроках, внедрению вариативных программ для реализации третьего часа учебного предмета "Физическая культура".
В ходе реализации программы "Физкультура по интересам" в условиях интеграции общего и дополнительного образования в городе Тюмени с 2014 года реализуется проект "Физкультура по интересам обучающихся 9 - 11 классов", основанный на концепции учебно-тренировочной специализации. В 2018/2019 учебном году в проекте участвуют 13 (22 корпуса) школ города Тюмени. Общее количество старшеклассников, занимающихся в форме спортивной тренировки, составляет более 4,5 тыс. человек (в предыдущем учебном году - 3 642 человека).
Использование потенциала межведомственного взаимодействия позволяет организовывать и проводить разнообразные спортивные и оздоровительные мероприятия:
- акции "Областная зарядка", "Областной заряд бодрости", день здоровья (традиционно охват составляет 100% обучающихся);
- единые физкультминутки на уроках (проводятся во всех школах);
- школьный, муниципальный, региональный этапы Всероссийских спортивных соревнований "Президентские состязания";
- школьный, муниципальный, региональный этапы Всероссийских игр "Президентские спортивные игры";
- областные спартакиады: спартакиада школьников, спартакиада высших учебных заведений (январь - июнь), спартакиада профессиональных образовательных организаций (февраль - май), областной зимний день здоровья;
- всероссийские спортивные соревнования "Кросс наций", "Чудо-шашки", соревнования по мини-футболу, открытая Всероссийская массовая лыжная гонка "Лыжня России", "Всероссийский азимут";
- региональный этап Всероссийского конкурса на лучшую общеобразовательную организацию, развивающую физическую культуру и спорт "Олимпиада начинается в школе";
- областной шахматный турнир среди школьных шахматных клубов;
- областные соревнования по лыжным гонкам среди обучающихся общеобразовательных учреждений на призы газеты "Пионерская правда";
- спортивные мероприятия для детей и молодежи, реализуемые при поддержке Губернатора Тюменской области и Правительства области (Кубок Губернатора Тюменской области по танцевальному спорту, волейболу, мини-футболу, Кубок Тюменской области по биатлону).
В настоящее время школьные спортивные клубы функционируют в 173 общеобразовательных организациях (т.е. в 94,5% от общего количества общеобразовательных организаций), в которых занимается около 70 000 человек. В школьных спортивных клубах представлены различные виды спорта, наиболее распространенными являются волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, лыжи, спортивная гимнастика. В настоящее время почти половина обучающихся во внеурочное время посещает спортивные кружки, секции, занимается в спортивных школах. Так, по итогам первого полугодия 2018 года физкультурно-спортивным направлением охвачено 59,9% школьников (2017 год - 59%).
С 2014 года во всех образовательных организациях различного уровня ведется работа по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
По итогам первого полугодия 2018 года 26 105 обучающихся приняли участие в выполнении норм ГТО, из них 37,1% выполнили нормативы. Из числа сдавших нормативы 2 105 человек получили золотой знак, 2 994 - серебряный, 4 579 - бронзовый.
Система мер по предотвращению болезней, сохранению имеющегося уровня здоровья и, желательно, улучшению его состояния предусматривается подпрограммой "Профилактика - залог здоровья".
Все муниципальные органы управления образованием реализуют муниципальные программы (проекты) "Здоровье", в рамках которых предусмотрена работа по созданию здоровьесберегающей среды в образовательных организациях, ведется мониторинг состояния здоровья школьников (технологической карты здоровья обучающихся).
Профилактическая работа проводится с использованием потенциала межведомственного взаимодействия. Традиционно медицинские работники привлекаются к проведению профилактической работы с детьми, родителями и персоналом образовательных учреждений, а именно участвуют:
- в проведении лекториев, семинаров, тренингов, индивидуальных консультаций, "уроков здоровья";
- распространении листовок, брошюр профилактического содержания, разработанных организациями системы здравоохранения специально для образовательных организаций;
- проведении совместных проектов и конкурсов (проект "Здоровая школа" для обучающихся и родителей начальных классов всех школ г. Тюмени, областной конкурс социальных рекламных проектов "Шагать по жизни здорово", конкурсы рисунков и плакатов "Мир глазами детей", Всероссийская акция "Белая ромашка", областной конкурс социальных рекламных проектов "Шагать по жизни здорово", Европейская неделя иммунизации и др.).
В образовательных организациях ведется постоянная работа по совершенствованию медицинского обслуживания, что позволяет выявлять заболевания на начальных стадиях развития:
- материально-техническая база медицинских кабинетов приведена в нормативное состояние;
- медицинские кабинеты укомплектованы квалифицированными медицинскими кадрами, состоящими как в штате образовательных организаций, так и в штате территориальных лечебно-профилактических организаций, обеспечивающих медицинское обслуживание образовательных организаций на основании договоров;
- организуется своевременное повышение квалификации медицинских работников образовательных организаций в рамках курсовой и семинарской подготовки;
- ежегодно в установленные сроки проводятся профилактические осмотры и углубленная диспансеризация подростков с привлечением узких специалистов.
Для повышения эффективности проводимой профилактической работы широко используются возможности средств массовой информации, сети Интернет: освещение в СМИ мероприятий здоровьесберегающей направленности, размещение профилактической информации на сайтах образовательных учреждений (раздел "Здоровье").
Во всех общеобразовательных организациях ведется непрерывная работа с родителями, способствующая формированию заинтересованного отношения детей и родителей к собственному здоровью, в том числе лектории для родителей и совместное выполнение творческих работ на темы здорового образа жизни, участие в спортивных мероприятиях.
Информационно-разъяснительная работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни, проводится в рамках содержания учебных предметов, дополнительных занятий, внеурочных мероприятий, в том числе на базе 76 опорных (базовых) кабинетов по профилактике употребления психоактивных веществ. Ежегодно проводится более 31 000 индивидуальных консультаций по медико-социальным и правовым вопросам, более 3 500 семинаров, конференций, лекций.
На всех уровнях системы образования созданы волонтерские отряды, в числе ключевых направлений деятельности которых - пропаганда здорового и безопасного образа жизни, профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения (более 15 500 человек).
В целом работа по формированию принципов здорового образа жизни интегрирована во все направления деятельности школ, а также является самостоятельным видом деятельности. Успешная реализация всех запланированных мероприятий способствовала широкому внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и позволила достичь позитивной динамики по всем показателям эффективности работы в данном направлении. В частности, показатель количества школьников, отнесенных к 1-й и 2-й группам здоровья, на протяжении последних четырех лет превышает 88%.
Для сохранения и укрепления здоровья школьников уполномоченным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения проводятся:
- первичная профилактика заболеваний, формирование здорового образа жизни;
- своевременное выявление и полноценное оздоровление школьников с отклонениями в состоянии здоровья;
- предупреждение обострений хронических заболеваний.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 N 514н "О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних" осуществляется мониторинг состояния здоровья детей школьного возраста региона, при этом:
- определяются статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;
- оценивается эффективность лечебно-профилактической работы;
- выявляются факторы риска, влияющие на коллективное здоровье детей;
- определяется потребность в специфических мероприятиях и специалистах;
- планируется оздоровительная деятельность.
Ежегодно осматривается 97% всего детского населения школьного возраста. В 2018 году осмотрены 170 178 детей.
По результатам оценки уровня физического развития детей от 5 до 17 лет в 2018 году нормальное физическое развитие имеют 90,8%, избыточную массу тела - 3,9%, дефицит массы тела - 1,84%.
В структуре заболеваемости детей в возрасте от 5 до 17 лет первое место занимают болезни органов пищеварения, удельный вес которых составляет 24%. Основными причинами возникновения и развития данных заболеваний являются нарушение режима и качества питания, переедание, стрессы, малоподвижный образ жизни. На втором месте - болезни глаза и его придаточного аппарата - 18,6%. На третьем находятся болезни костно-мышечной системы - 16,7%.
В регионе создается современная инфраструктура оказания медицинской помощи детям в школах. Проводимые мероприятия нацелены на создание информационно-образовательной среды, способствующей раннему выявлению проблем здоровья и их профилактике у обучающихся. В настоящее время создается новая модель эффективного медицинского обеспечения и профилактики заболеваний в образовательных организациях, внедряется обучающая программа по формированию навыков жизнестойкости у детей подросткового возраста.
Профилактика "школьных" и неинфекционных заболеваний, а также заболеваний, управляемых средствами вакцинопрофилактики, рассматривается с новых позиций и осуществляется на основе формирования здорового образа жизни.
Для эффективного медицинского обеспечения в части своевременного оказания неотложной помощи проводится обучение навыкам первой помощи детей, родителей и педагогов.
С этой целью уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в сфере здравоохранения разработаны семинары для сотрудников образовательных организаций по вопросам тактики оказания первичной медицинской помощи и самопомощи на доврачебном этапе. Во всех образовательных организациях общего среднего образования для педагогов два раза в год проводятся обучающие семинары.
Сотрудниками ГАУЗ ТО "Областной центр медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины" разработан и внедрен проект "Я вырасту здоровым!" по изучению тематического материала в интерактивном режиме с детьми. В рамках летней оздоровительной кампании данные мероприятия прошли в 39 образовательных учреждениях. Занятия проводились по темам: "Правила полезного питания", "Правила оказания первой помощи", "Правила личной гигиены".
Добровольческое движение занимает особое место в формировании здорового образа жизни у детей. Добровольцами из числа студентов педиатрического факультета ФГБОУ ВО "Тюменский ГМУ" Минздрава России проводятся занятия с детьми по вопросам правил оказания первой помощи.
В образовательных организациях проводится иммунопрофилактика. Вакцинация является одной из важнейших мер, предпринимаемых для поддержания здоровья ребенка, и самым надежным средством от инфекций.
Одним из важнейших условий проекта "Школьная медицина" является включение родителей в процесс здоровьесбережения и здоровьеформирования. С этой целью с января 2017 года внедрено мобильное приложение "Беби-Гид" для информирования родителей о состоянии здоровья детей, обучающихся в общеобразовательных организациях.
Современная школьная медицина ориентирована не столько на подбор мер ограничений в обучении при наличии заболеваний, сколько на интеграцию каждого ребенка в образовательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей развития.
В рамках реализации комплекса мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, внедрение здоровьесберегающих технологий, профилактику курения, употребления алкоголя и наркотических веществ уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в сфере физической культуры и спорта реализуется комплекс мер, включающий в себя:
- модернизацию и развитие материально-спортивной базы, повышение эффективности использования сети существующих спортивных сооружений;
- привлечение населения, в том числе детей и молодежи, к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе среди детей и молодежи;
- организацию и проведение востребованных акций и мероприятий в сфере физической культуры и спорта;
- активное участие учреждений сферы физической культуры, спорта и дополнительного образования в организации и проведении летней оздоровительной кампании;
- профилактический комплекс мероприятий по профилактике употребления ПАВ, детского травматизма, пропаганде здорового образа жизни и др.
Необходимым условием привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом является модернизация и развитие материально-спортивной базы, повышение эффективности использования сети существующих спортивных сооружений.
В настоящее время насчитывается более 3,5 тыс. спортивных сооружений (стадионы, спорткомплексы, ледовые дворцы, лыжные базы, бассейны, спортивные залы и др.). Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, по итогам 2017 года составил 53,7%.
Важным фактором привлечения населения, в том числе детей и молодежи, к регулярным занятиям физической культурой и спортом является доступность, которая обеспечивается центрами физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства. Занятия организованы для детей и молодежи во внеучебное время, для взрослых - в вечерние часы, а также в выходные дни. Занятия организованы бесплатно для всех возрастных и социальных категорий населения, на платной основе осуществляется прокат спортивного инвентаря и ряд специальных услуг.
В настоящее время в центрах физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства регулярно занимается физической культурой и спортом 134,6 тыс. чел., в том числе более 2 тыс. лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Активно развивается деятельность частных спортивных клубов, фитнес-клубов и иных негосударственных организаций сферы физической культуры и спорта, в которых занимается около 40 тыс. человек. Ежегодно увеличивается численность населения, самостоятельно занимающегося физической культурой и спортом.
В целях вовлечения максимального количества населения в занятия физической культурой и спортом организовано межведомственное взаимодействие с заинтересованными структурами, в том числе по вопросам взаимовыгодного использования материально-спортивной базы.
Особое внимание в регионе уделяется вопросам вовлечения учащихся и студентов в систематические занятия физической культурой и спортом. За последние 3 года доля учащихся и студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, в регионе увеличилась на 5% - с 86,2% (385 тыс. чел.) в 2015 году до 91,4% (405,3 тыс. чел.) в 2017 году.
В регионе продолжена комплексная централизованная работа по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). В 2017 году участие в выполнении нормативов приняли 42,4 тыс. обучающихся и студентов, из них выполнили нормативы на знаки отличия 17,7 человека, т. е. 41,9% (2016 год - 32%).
Проведено два зимних фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и летний фестиваль ГТО среди обучающихся общеобразовательных организаций.
Значительным потенциалом в сфере формирования здорового образа жизни обладает комплекс физкультурных и спортивных мероприятий. В первом полугодии 2018 года в соответствии с календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий Тюменской области проведено 231 официальное мероприятие областного, межрегионального, всероссийского и международного значения с общим количеством участников 38,7 тыс. чел.
Наиболее масштабными и массовыми проектами, направленными на повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни, проведенными за истекший период, стали массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия с привлечением всех возрастных групп населения: зимний день здоровья, "День снега", "Лыжня России", "Российский азимут".
В массовых соревнованиях приняли участие представители различных групп населения, в том числе школьники, студенческая молодежь.
Традиционно проводятся "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры". Данные мероприятия проводятся в три этапа: школьный этап, муниципальный, региональный. Победители регионального этапа принимают участие в соревнованиях всероссийского уровня. В 2017 году в школьном и муниципальном этапах "Президентских состязаний" приняли участие более 182 тыс. учащихся общеобразовательных учреждений Тюменской области.
В школьном и муниципальном этапах "Президентских спортивных игр" приняли участие 139,6 тыс. обучающихся общеобразовательных организаций области. На Всероссийском этапе "Президентских спортивных игр", которые состоялись в ВДЦ "Орленок", Тюменскую область представляла команда МАОУ СОШ имени Декабристов города Ялуторовска.
В 2017 году количество занимающихся в спортивных секциях по видам спорта, организованных в общеобразовательных организациях, составило 98,2 тыс. человек (2016 год - 95 993 чел.).
Также в учреждениях сферы физической культуры, спорта и дополнительного образования реализуются планы воспитательной работы, которыми в том числе предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, внедрение здоровьесберегающих технологий, профилактику курения, употребления алкоголя и наркотических веществ, детского травматизма и др. В рамках данной работы тренерами-преподавателями, инструкторами по спорту, педагогами дополнительного образования проводятся тематические мероприятия, информационно-разъяснительная работа как с воспитанниками учреждений, так и с представителями родительской общественности. Учреждениями обеспечивается размещение информационно-пропагандистской, профилактической информации на сайтах учреждений, в социальных сетях, а также на информационных стендах.
Системная информационно-разъяснительная профилактическая работа осуществляется также в рамках реализации межведомственных проектов: областной профилактический марафон "Тюменская область - территория здорового образа жизни" (проведение комплекса информационно-разъяснительных, массовых мероприятий в течение учебного года), "Лето - пора находок, а не потерь" (профилактическая работа с детьми и молодежью в период летней оздоровительной кампании).
В целях воспитания в детской и молодежной среде ценностей здорового образа жизни, социально ответственного поведения, неприятия асоциальных форм поведения, отказа от употребления психоактивных веществ в области активно ведется работа по вовлечению детей и молодежи в деятельность волонтерского профилактического движения. Согласно мониторингу в 26 муниципальных образованиях Тюменской области данное движение насчитывает более 17 тыс. участников.
Волонтерами осуществляется информационно-разъяснительная и агитационно-пропагандистская работа по профилактике различных асоциальных явлений, пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся образовательных организаций и других групп населения, проводятся тематические акции и флешмобы, в том числе в рамках областных проектов.
Волонтеры совместно со специалистами подразделений по делам несовершеннолетних участвуют в выявлении случаев нарушения законодательства в части продажи несовершеннолетним табачной и алкогольной продукции.
При активном участии волонтеров реализуется проект "Киберпатруль", целью которого является выявление противоправной информации в социальных сетях, в том числе контента, пропагандирующего распространение и употребление наркотических средств и психотропных веществ.
В 2018 году с участием волонтеров проведены информационно-разъяснительные мероприятия для обучающихся и воспитанников образовательных организаций в рамках мероприятия "Безопасный интернет" областного профилактического марафона "Тюменская область - территория здорового образа жизни". В социальной сети "ВКонтакте" организовано проведение квеста "Мы за безопасный Интернет!" и др.
Продолжается работа по реализации проектов с использованием технологии наставничества, с привлечением молодых лидеров общественных объединений, волонтерского движения в формате "равный - равному":
- проект "Рука помощи", основной идеей которого является консолидация усилий волонтерских отрядов, общественных объединений в организации работы с несовершеннолетними, склонными к совершению преступлений и общественно опасных деяний и состоящими на учете в банке данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания", посредством развития института волонтерского наставничества. Проект реализуется на территории 25 муниципальных образований, охват подростков, за которыми закреплены наставники-кураторы, на данный момент составляет около 300 человек;
- проект "Я еду в SibSub", представляющий комплекс мероприятий, состоящий из серии соревнований по молодежным позитивным субкультурным направлениям и экстремальным видам спорта, образовательных мастер-классов, показательных демо-выступлений и творческих встреч, выездных профильных профилактических мероприятий для молодежи и подростков, склонных к девиантному поведению и относящихся к "группе риска". Участниками проекта ежегодно становятся более 200 детей различных категорий.
Указанные проекты представлены молодежью различных возрастов, социальных групп и интересов, что позволяет молодым людям из группы особого внимания оперативно включиться в интересную им тематику.
По результатам реализации проектов наблюдается положительная динамика в процессе социализации и социальной адаптации подростков "группы риска" посредством их участия в деятельности общественных объединений и организаций.
Кроме того, с 2017 года в области реализуется проект "Наставники: не рядом, а вместе!", одобренный на расширенном заседании наблюдательного совета АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
Проект подразумевает участие топ-менеджеров региона в качестве наставников для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников учреждений для детей-сирот, а также детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 15 до 23 лет. Задача наставника заключается в оказании помощи в определении образовательного и профессионального выбора, повышении социальной компетентности и актуализации жизненного плана вышеназванных категорий детей и молодежи. В 2018 году участниками проекта стали 10 пар наставников и подопечных.
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики региона является обеспечение качественного, полноценного и безопасного отдыха населения.
Ежегодно успешно реализуется ряд программ по обеспечению детей путевками на льготных условиях с использованием дифференцированного подхода к предоставлению льготы в зависимости от доходов семей.
На программу софинансирования выделяются значительные средства из областного бюджета. Программа предусматривает реализацию населению путевок, часть стоимости которых оплачивается из областного бюджета - в пределах от 30 до 70%.
В 2018 году на реализацию мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей в областном и местных бюджетах предусмотрено 1 059 млн. рублей. Объем финансирования мероприятий по организации отдыха детей и их оздоровления увеличен на 10% в сравнении с прошлым годом.
Всего в период оздоровительной кампании 2018 года в организациях отдыха детей и их оздоровления запланирован отдых более 189 тыс. детей (93,5% от общей численности), из них около 34 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отдохнут на безвозмездной основе, более 10 тыс. детей - на условиях софинансирования бюджета Тюменской области и средств родителей, 85,5 тыс. детей - в лагерях с дневным пребыванием на льготных условиях.
В 2018 году продолжена организация отдыха и оздоровления населения Тюменской области по путевкам "Мать и дитя" в организациях отдыха Черноморского района Республики Крым. Путевки за счет средств областного бюджета предоставлялись детям, состоящим на диспансерном учете в организациях здравоохранения Тюменской области, относящимся к группе часто и длительно болеющих.
Также в 2018 году в соответствии с региональным законодательством гражданам, имеющим в своем составе детей с хроническими заболеваниями, за счет средств областного бюджета предоставляются путевки "Мать и дитя" в организации отдыха детей и их оздоровления Тюменской области.
Все детские лагеря и центры Тюменской области включены в областной реестр организаций отдыха детей и их оздоровления.
В 2018 году в данном реестре состоит 651 организация отдыха детей и их оздоровления различных форм собственности: загородные лагеря отдыха и оздоровления, детские специализированные (профильные лагеря), детские лагеря различной тематической направленности, лагеря с дневным пребыванием, палаточные лагеря.
Все детские оздоровительные организации работают в соответствии с утвержденным стандартом безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха и оздоровления Тюменской области.
В оздоровительных организациях соблюдены все требования санитарной и пожарной безопасности.
Наличие сертифицированных программ является одним из важнейших требований допуска организаций отдыха детей и их оздоровления к участию в детской оздоровительной кампании.
В 2018 году в преддверии летней кампании областным экспертно-методическим советом допущены к реализации более 670 программ.
В программы отдыха и оздоровления детей включены мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения, цикл развивающих занятий кружков и секций (декоративно-прикладного, спортивно-технического, военно-патриотического, спортивно-оздоровительного направлений). Проводится информационная и разъяснительная работа, направленная на защиту детей от распространения информации, наносящей вред здоровью, их нравственному, духовному развитию, пропагандирующей насилие и жестокость между сверстниками, антиобщественное поведение.
В рамках реализации программ отдыха и оздоровления:
- транслируются телепрограммы, соответствующие возрастной классификации;
- зрелищные мероприятия разрабатываются педагогическим составом с учетом их воспитательной значимости и проходят предварительный просмотр администрацией учреждения;
- внешнее и внутреннее оформление, музыкальное сопровождение и печатные издания подобраны в соответствии с требованиями законодательства;
- организуются викторины, игры и воспитательные беседы, направленные на ознакомление детей с основами информационной безопасности.
В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в летний период 2018 года проведены профилактические мероприятия ("Внимание - дети!", "Внимание - каникулы!"), организованы массовые флешмобы по безопасности дорожного движения в городах и крупных населенных пунктах Тюменской области.
В ходе мероприятий размещены плакаты и уголки по безопасности дорожного движения, проведены конкурсы, викторины с детьми, беседы с детьми и их родителями.
В течение всего летнего периода сотрудниками ГИБДД была организована работа в детских автогородках, в ходе которой с детьми из детских садов и пришкольных лагерей проводились практические занятия по безопасному поведению на дороге.
Одной из самых эффективных и малозатратных форм отдыха остается организация досуговых и спортивных площадок по месту жительства. Ценность этой формы занятости заключается в развитии социальной активности молодежи, ее включении в процесс реализации мероприятий, акций.
В 2018 году в Тюменской области функционировало около 1,6 тыс. спортивных и досуговых площадок по месту жительства (общий охват детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет - более 80 тыс. человек).
С детьми и молодежью на площадках работают профессиональные спортинструкторы, специалисты по работе с молодежью, культорганизаторы. Активное участие в организации работы площадок принимают подростки, работая в качестве помощников спорторганизаторов и организаторов досуговой занятости. Деятельность площадок по месту жительства в муниципальных образованиях организуется в соответствии с программами досуговых и спортивных площадок.
Остаются популярными среди детей и молодежи мероприятия, связанные с развитием туризма и краеведения. Эта форма досуга максимально учитывает интересы детей и подростков, создает необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей, способствует формированию практических умений туризма, закреплению двигательных навыков, обогащает знания о природе родного края.
В 2018 году были организованы 214 пеших, 5 водных, 6 велосипедных, 10 лыжных и 16 комбинированных походов с общим охватом участников более 5 тыс. человек, в т.ч. 4,5 тыс. несовершеннолетних. Все проводимые походы проходят обязательную регистрацию в маршрутно-квалификационной комиссии и согласование с органами МЧС.
В целях обеспечения безопасности при проведении походов с участием детей утверждены "Методические рекомендации о порядке организации детских туристических лагерей палаточного типа, походов, экспедиций на территории Тюменской области".
В регионе сформирован реестр маршрутов для организации походов в регионе. Проводится работа по повышению квалификации организаторов туристско-краеведческой деятельности на территории муниципальных образований. Координатором данной работы является центр краеведения и туризма "Азимут" (ГАУ ДО ТО "Дворец творчества и спорта "Пионер").
С 2016 года работает единый информационный ресурс для организации деятельности по развитию самодеятельного детско-юношеского и молодежного туризма www.tropa72.ru, на котором размещен реестр туристских маршрутов по Тюменской области (описание, прием заявок на включение в реестр новых маршрутов), а также информация региональной маршрутно-квалификационной комиссии (прием заявок на проведение походов, консультирование).
С 2017 года ведется работа по формированию информационного ресурса "Детский познавательный туризм", содержащий актуальную информацию в области организации детского познавательного туризма: маршруты по Тюменской области, России, спецпроекты, виртуальные викторины и т.д.
Совершенствование системы ранней профилактики инвалидности у детей
В Тюменской области по состоянию на 01.07.2018 проживает более 6 тыс. детей-инвалидов, из них детей-инвалидов в возрасте от 0 до 3 лет - 578 чел.:
1) детей-инвалидов по первым трем ранговым местам классов болезней:
- психические расстройства - 2 023 чел., в т.ч. в возрасте от 0 до 3 лет - 25 чел.;
- заболевания нервной системы - 1 277 чел. (из них ДЦП - 1 049 чел.), в т.ч. в возрасте от 0 до 3 лет - 186 чел. (из них ДЦП - 141 чел.);
- врожденные аномалии - 791 чел.;
2) детей-инвалидов, нуждающихся в особых условиях создания безбарьерной среды:
- передвигающихся на колясках - 975 чел., в т.ч. в возрасте от 0 до 3 лет - 189 чел.;
- с нарушением зрения - 438 чел., в т.ч. в возрасте от 0 до 3 лет - 19 чел.;
- с нарушением слуха - 299 чел., в т.ч. в возрасте от 0 до 3 лет - 36 чел.;
3) детей-инвалидов, нуждающихся в особых условиях реабилитации:
- с аутизмом - 364 чел., в т.ч. в возрасте от 0 до 3 лет - 3 чел.;
- с задержкой речевого развития - 988 чел., в т.ч. в возрасте от 0 до 3 лет - 14 чел.;
- с синдромом Дауна - 216 чел., в т.ч. в возрасте от 0 до 3 лет - 46 чел.
В Тюменской области на протяжении нескольких лет численность детей-инвалидов практически не меняется.
В течение последних пяти лет показатель первичной детской инвалидности по Тюменской области повысился на 14% и составил на конец 2017 года 27,7 на 10 тыс. детского населения.
Традиционно в структуре причин детской инвалидности в Тюменской области, как и в целом по Российской Федерации, преобладают психические расстройства, врожденные аномалии, заболевания нервной системы. При этом отмечено снижение уровня первичной детской инвалидности при болезнях нервной системы с 1 250 детей до 1 207 детей. В течение 2016 - 2017 годов относительно показателя 2015 года в ранге психических расстройств отмечался рост уровня первичной детской инвалидности при речевых нарушениях.
Обращает на себя внимание динамика уровня первичной детской инвалидности в разных возрастных группах. Так, снижение показателя на 9% отмечено в возрастной группе 0 - 3 года с 37,4 на 10 тыс. детей в 2013 году до 33,9 на 10 тыс. детей соответствующего возраста в 2017 году. Данная динамика обусловлена реализацией в Тюменской области межведомственных программ помощи детям раннего возраста с нарушениями развития, оказанием в медицинских организациях высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи.
Так, с 2010 года в рамках реализации программы "Первый шаг" на 2010 - 2012 годы и программы по обеспечению комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам и детям с нарушениями развития "Мы вместе" на 2013 - 2015 годы, реализуемых при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, эффективно функционирует межведомственная система профилактики детской инвалидности и оказания детям от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ) ранней помощи. Участие в программах Фонда позволило пополнить материально-техническую базу учреждений современным реабилитационным оборудованием, расширить спектр предоставляемых социально-реабилитационных услуг, внедрить в работу инновационные методики и технологии, а также обеспечить территориальную доступность учреждений.
В сфере здравоохранения профилактика детской инвалидности осуществляется в двух приоритетных направлениях:
1) предупреждение рождения детей с заболеваниями, приводящими к ранней инвалидизации (хромосомные заболевания, генетически детерминированные синдромы, врожденные аномалии и пороки развития органов и систем) - в учреждениях родовспоможения Тюменской области внедрена комплексная пренатальная (дородовая) диагностика аномалий развития плода в первом триместре беременности. За 2017 год обследовано 17 150 женщин на сроке до 14 недель беременности (90% от вставших на учет). Выявлено 39 случаев хромосомной патологии у плода, 399 врожденных пороков развития, из них несовместимых с жизнью - 177 случаев.
Проводится массовое обследование новорожденных на выявление наследственных заболеваний и аудиологический скрининг на выявление нарушений слуха. Охват новорожденных неонатальным скринингом в 2017 году составил 98,5% (целевое значение - не менее 95%), обследовано 21 475 детей, выявлено 11 детей, имеющих наследственные заболевания. На выявление нарушений слуха в течение 2017 года обследовано 21 300 детей (1-й этап скрининга). В сурдологопедическом отделении ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" углубленное диагностическое обследование (2-й этап скрининга) проведено 80 детям, нарушение слуха выявлено у 26 детей. Охват аудиологическим скринингом составил 99,2%.
С целью сохранения репродуктивного здоровья подростков созданы центры репродуктивного здоровья подростков, оказывающие медицинскую, психологическую и медико-социальную помощь. Охват детей в возрасте 15 - 17 лет осмотрами врачей акушера-гинеколога и детского уролога-андролога составляет 95%;
2) ранняя помощь детям из группы риска, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам - за 2017 год в регионе раннюю медицинскую помощь, включая диагностику заболевания, высокотехнологичное и специализированное лечение, медицинскую реабилитацию получили 6 678 детей, охват составил 84,9%.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 16.08.2018 N 1015-рп утверждена Региональная программа развития ранней помощи детям в Тюменской области до 2020 года и на плановый период до 2023 года. С целью реализации данной программы разработан и утвержден межведомственный план мероприятий, направленный на профилактику и снижение первичной детской инвалидности.
В целях обеспечения комплексного подхода к организации реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в области в 2010 году проведена работа по заключению соглашений между органами исполнительной власти различной ведомственной принадлежности о сотрудничестве и совместной деятельности. В 2016 году проведена доработка указанных соглашений с учетом изменений законодательства и расширения форм взаимодействия.
Во всех муниципальных образованиях области созданы службы ранней помощи.
Кроме того, в ходе реализации программных мероприятий по организации эффективной межведомственной системы профилактики детской инвалидности:
- созданы организационно-правовые механизмы, обеспечивающие своевременное выявление и социально-медицинское сопровождение детей раннего возраста с нарушениями в развитии;
- для служб ранней помощи приобретено реабилитационное оборудование, что значительно расширяет спектр оказываемых реабилитационных услуг;
- проведено обучение более 100 специалистов служб ранней помощи по различным реабилитационным программам, что позволило повысить уровень квалификации специалистов служб ранней помощи, обеспечить проведение работы междисциплинарной командой специалистов, освоить и использовать в работе современные инновационные методики;
- разработаны методические пособия и материалы, что способствует улучшению качества работы специалистов по приему и информированию населения, предоставлению услуг;
- разработан порядок взаимодействия медико-социальных служб ранней помощи детям - участникам программы "Первый шаг" с дошкольными учреждениями в рамках преемственности реабилитационных и коррекционно-образовательных программ;
- разработан и утвержден стандарт оказания социальных услуг детям с ОВЗ в возрасте до 3 лет (постановление Правительства Тюменской области от 03.10.2014 N 510-п "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Тюменской области").
В настоящее время ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам в Тюменской области организована поэтапно:
- первый этап - выявление ребенка, нуждающегося в услугах ранней помощи;
- второй этап - предоставление реабилитационных услуг детям, нуждающимся в ранней помощи;
- третий этап - переход от обучения по коррекционным программам к обучению по образовательным программам.
Механизмом выявления детей целевой группы в различных учреждениях как системы здравоохранения, так и учреждений других ведомств, имеющих в штате медицинских работников, является проведение регулярной оценки состояния здоровья ребенка, особенностей развития и функционирования ребенка. У детей с особенностями развития и функционирования данная оценка может осуществляться в системе образования, определение нуждаемости детей-инвалидов в предоставлении определенных услуг - в системе социального обслуживания. Учреждения системы здравоохранения, включая родовспомогательные учреждения, детские поликлиники и стационары, осуществляют выявление детей с проблемами развития на основе патронажного сопровождения ребенка, во время которого осуществляется динамическое наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием ребенка.
С целью оказания реабилитационных услуг детям от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями и семьям, их воспитывающим, в области социальной защиты населения действует разветвленная сеть учреждений:
- 19 центров социального обслуживания населения с отделениями реабилитации несовершеннолетних и инвалидов;
- 3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;
- областной центр реабилитации инвалидов.
Ежегодно в службах ранней помощи органов социальной защиты населения проходят реабилитацию более 800 детей от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья.
В вышеуказанных центрах детям предоставляются социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические, социально-педагогические и другие виды реабилитационных услуг, используются различные современные методы и приемы абилитации и реабилитации детей раннего возраста, формы работы с семьей, в том числе социально-медицинское сопровождение на дому.
При прохождении программы курсовой комплексной реабилитации для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа с учетом особенностей состояния здоровья, выраженности функциональных нарушений, возможности посещения учреждения. Родители активно участвуют в реабилитационном процессе, обучаются навыкам и приемам реабилитации, получают методические рекомендации специалистов для проведения "домашнего" периода реабилитации. Для детей с тяжелыми функциональными нарушениями реабилитационные мероприятия проводятся на дому.
В рамках программы "Первый шаг" указанные центры были оснащены современным реабилитационным оборудованием (комплекты оборудования для сенсорной комнаты, функциональные стулья для восстановления двигательного аппарата, вертикализаторы, ходунки с креплением для ног, детские тренажеры для ходьбы, приспособления двухъярусные для обучения ходьбе, горки для ходьбы, препятствия для тренировки ног, тактильные дорожки, модули настенные и др.).
В настоящее время приобретенное оборудование позволяет эффективно проводить занятия с детьми, имеющими двигательные нарушения, занятия по обучению родителей методам и элементарным навыкам реабилитации.
В целях повышения абилитационной компетентности родителей в службах ранней помощи используются различные формы их обучения: обучение в процессе реабилитации ребенка, дистанционное обучение, занятия в "школах здоровья", консультирование в режиме он-лайн, обучение в группах родительской взаимопомощи.
Ежегодно в АУ СОН ТО "Областной центр реабилитации инвалидов" реабилитационную помощь получает более 400 детей раннего возраста. Реабилитация детей представлена комплексными курсовыми социально-педагогическими (психологическая и логопедическая коррекция, обучение навыкам самообслуживания, коммуникации и адаптации) и социально-медицинскими услугами (массаж, лечебная физкультура, физиотерапевтическое восстановительное лечение).
С 2018 года Тюменская область при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализует комплекс мер Тюменской области по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи (далее - Комплекс мер). В рамках Комплекса мер запланировано открытие кабинетов раннего вмешательства в детских поликлиниках, адаптационных групп в дошкольных учреждениях и в структуре территориальных центров социального обслуживания. К развитию служб ранней помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ в возрасте до 3 лет активно привлекаются социально ориентированные некоммерческие организации.
В рамках Комплекса мер в АУ СОН ТО "Областной центр реабилитации инвалидов" реализуется коррекционная социально-медицинская программа "Умничка". Данная программа направлена на организацию социально-психологического, социально-медицинского и педагогического сопровождения детей в возрасте от рождения до трех лет с выявленными нарушениями в развитии (врожденными пороками развития, генетическими аномалиями, психоэмоциональными нарушениями, инвалидностью) для содействия оптимальному развитию и адаптации детей в обществе, а также для оказания помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.
Коррекционная программа содержит 2 ступени сопровождения:
- 1-я ступень включает социально-психологическую, педагогическую и коррекционно-развивающую помощь детям с нарушениями в развитии от рождения до 6 месяцев и их семьям. Организована мобильная социально-психологическая бригада "Буду с мамой!" для оказания помощи по ранней профилактике сиротства новорожденных детей с генетическими аномалиями и пороками развития в целях предупреждения отказов от детей и сохранения их в семье;
- 2-я ступень представляет собой адаптационную группу детей-инвалидов и детей с ОВЗ до 3 лет "По дороге в детский сад!". Работа в группе направлена на подготовку детей к включению в дошкольное образовательное пространство с целью обеспечения их дальнейшего сопровождения.
Разработана концепция ресурсного центра "Академия родителей" для наиболее эффективной организации социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ от 0 до 3 лет, в рамках коррекционной социально-медицинской программы "Умничка". Главной целью внедрения технологии является ресурсная помощь всем участникам комплексной программы. Реализация технологии позволит решить вопросы помощи семьям с детьми-инвалидами, повысить компетентность и социальную активность родителей, а также организовать сопровождение специалистов, работающих с семьями детей-инвалидов.
Основной задачей АУ СОН ТО "Областной центр реабилитации инвалидов" в рамках реабилитационных и адаптационных мероприятий является улучшение условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, чье развитие проходит под влиянием множественных факторов риска. От эффективной организации ранней помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и снижение степени ограничения жизнедеятельности.
В целом реализация Комплекса мер позволит повысить эффективность существующей системы профилактики детской инвалидности в Тюменской области, увеличить ежегодный охват детей-инвалидов и семей с детьми с ОВЗ до 30%, выработать единые подходы и усовершенствовать межведомственное взаимодействие по своевременному выявлению и дальнейшему сопровождению и реабилитации.
В настоящее время существует необходимость совершенствования подходов в диагностике состояний, ограничивающих жизнедеятельность детей, а также развития современных технологий коррекции проблем развития.
В Тюменской области в рамках реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 1839-р, проведена следующая работа:
- распоряжением Правительства Тюменской области от 27.09.2017 N 1114-рп "Об определении уполномоченного органа, ответственного за координацию мероприятий по развитию ранней помощи детям в Тюменской области" определен координатор по реализации вышеуказанной Концепции;
- распоряжением Правительства Тюменской области от 08.12.2017 N 1448-рп утвержден план мероприятий Тюменской области по реализации Концепции;
- определена базовая организация для создания ресурсного методического центра ранней помощи в Тюменской области - областной центр реабилитации инвалидов;
- распоряжением Правительства Тюменской области от 16.08.2018 N 1015-рп утверждена Региональная программа развития ранней помощи детям в Тюменской области до 2020 года и на плановый период до 2023 года. В рамках данной программы планируется продолжить совершенствование межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия, обеспечивающего деятельность организаций, занимающихся вопросами комплексной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, накопленный в Тюменской области опыт реализации программ, направленных на оказание детям раннего возраста медико-социальной помощи, способствует дальнейшему развитию в регионе системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, профилактике детской инвалидности и социального сиротства.
Обеспечение реализации имущественных прав детей (исполнение алиментных обязательств)
В целях обеспечения реализации имущественных прав детей (в части исполнения алиментных обязательств) ведомства системы профилактики Тюменской области действуют в соответствии с алгоритмом межведомственного взаимодействия в сфере соблюдения прав несовершеннолетних на получение алиментов, утвержденным председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области 29.01.2015.
В целях защиты имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области заключено соглашение о взаимодействии от 18.03.2009 с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, в соответствии с которым определен порядок взаимодействия сторон в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение алиментов. В рамках данного соглашения ведомствами проводится обмен информацией о детях, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, согласовываются меры принуждения, применяемые в отношении должников, в целях исполнения алиментных обязательств в отношении детей, оставшихся без попечения родителей.
В регионе на 01.07.2018 количество детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение алиментов, составляет 2 135 человек, из них 526 человек (24,6%) получают алименты, 1 609 человек (75,4%) алименты не получают.
Основными причинами неисполнения алиментных обязательств являются отсутствие у должника денежных средств и иных доходов, нахождение должника в местах лишения свободы, отсутствие сведений о месте нахождения должника, уклонение должника от исполнения обязательств.
Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданными органами местного самоуправления, во взаимодействии с территориальными отделами судебных приставов УФССП по Тюменской области осуществляется координация деятельности органов и учреждений системы профилактики по защите прав несовершеннолетних, имеющих право на получение средств на содержание от родителей и их не получающих, семей, нуждающихся в получении средств социальной поддержки в связи с уклонением от уплаты алиментов родителем, проживающим отдельно. В рамках взаимодействия проводится совместная профилактическая работа с гражданами, уклоняющимися от уплаты алиментов. На заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав проводится анализ причин и условий уклонения родителей от уплаты алиментов, с данными родителями проводится работа, направленная на устранение причин неуплаты денежных средств на содержание детей, в том числе на мотивацию прохождения лечения от алкогольной, наркотической зависимости, трудоустройства, необходимости выполнения алиментных обязательств.
Территориальными управлениями социальной защиты населения в целях защиты имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей, проводятся рабочие встречи с представителями службы судебных приставов, осуществляются информирование законных представителей о необходимости защиты имущественных прав подопечных и закрепление обязанности законных представителей по обеспечению права несовершеннолетних на получение алиментов в договорах об осуществлении опеки (попечительства) и в договорах о приемной семье. Также территориальными управлениями социальной защиты населения осуществляются формирование реестра детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на алиментное содержание, и инициирование вопросов о трудоустройстве родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, о розыске и о привлечении к ответственности указанных лиц.
В 2017 году специалистами ведомств системы профилактики Тюменской области оказано содействие в трудоустройстве 4 253 чел. из числа должников, за 9 месяцев 2018 года - 1 428 чел. из числа должников. Снижение количества лиц, которым оказано содействие в трудоустройстве в 2018 году, связано со снижением количества нетрудоустроенных граждан из числа должников по алиментным обязательствам. В 2017 году специалистами ведомств системы профилактики Тюменской области оказано содействие в прохождении лечения от алкогольной, наркотической зависимости 50 чел. из числа должников, за 9 месяцев 2018 года - 38 чел. из числа должников.
В 2017 году территориальными отделами судебных приставов УФССП по Тюменской области по ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбуждено 944 дела об административных правонарушениях, рассмотрено 939 дел, за 9 месяцев 2018 года возбуждено 772 дела, рассмотрено 766 дел.
К уголовной ответственности по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации в 2017 году привлечено 447 чел., за 9 месяцев 2018 года - 349 чел.
В соответствии с постановлением Администрации Тюменской области от 06.12.2004 N 159-пк "О пособии на ребенка" в целях социальной поддержки на ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, выплачивается пособие в размере 583 руб. в месяц.
В рамках реализации Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ведется работа по осуществлению контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В комплекс мероприятий по охране имущественных и жилищных прав несовершеннолетних входят выявление, обеспечение сохранности имущества и управление таким имуществом несовершеннолетних, ежегодное проведение обследований жилых помещений.
Территориальными управлениями социальной защиты населения осуществляется контроль за 1 020 жилыми помещениями, нанимателями или членами семьи нанимателя либо собственниками которых являются 1 254 ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Рассмотрение всех вопросов, связанных с совершением сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих несовершеннолетним прав, раздел имущества или выдел из него долей, любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества несовершеннолетних, проживающих в семье либо лишенных родительского попечения, осуществляется при участии органа опеки и попечительства в рамках утвержденного административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав несовершеннолетних. По состоянию на 01.10.2018 специалистами органа опеки и попечительства оказано около 10 тыс. таких государственных услуг (в 2017 году - 13,1 тыс.).
Также одним из способов защиты и восстановления имущественных прав несовершеннолетних является обращение в суд и участие органа опеки и попечительства в судебных разбирательствах по таким вопросам, как выселение лиц, вселившихся в жилое помещение с нарушением жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признание за ними права на жилое помещение и т.д.
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
Мероприятия по приобретению жилья для детей-сирот проводятся в рамках государственной программы Тюменской области "Развитие жилищного строительства" до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 682-п, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области".
За последние 7 лет значительно увеличены расходные обязательства субъекта на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем ежегодно более 500 человек обеспечиваются жилыми помещениями.
Закупка жилых помещений для детей-сирот осуществляется на рынке первичного жилья путем приобретения готовых жилых помещений или участия в долевом строительстве многоквартирных домов посредством проведения электронных аукционов. Приобретаемые для детей-сирот жилые помещения соответствуют установленным санитарно-техническим требованиям, имеют чистовую отделку, не требующую дополнительного косметического ремонта, оснащены сантехническим оборудованием, электрической или газовой плитой, приборами учета потребления коммунальных ресурсов.
В целях софинансирования расходных обязательств по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются субсидии.
В 2017 году на выполнение мероприятий по приобретению жилья для детей-сирот было направлено 717,27 млн. рублей, из них:
- 677,31 млн. рублей - средства областного бюджета, из которых 185,58 млн. рублей выделены дополнительно;
- 39,96 млн. рублей - средства федерального бюджета.
В 2018 году на выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот предусмотрено 616,65 млн. рублей, из них:
- 592,46 млн. рублей - средства областного бюджета, в том числе 100,36 млн. рублей выделены дополнительно;
- 24,19 млн. рублей - средства федерального бюджета.
По состоянию на 19.10.2018 в мероприятиях по приобретению жилых помещений для детей-сирот задействованы средства в сумме 616,65 млн. рублей на приобретение 602 жилых помещений, из них:
- 194 жилых помещения приобретено в специализированный жилищный фонд для детей-сирот (266,21 млн. рублей);
- на 357 жилых помещений заключены государственные контракты, в том числе участия в долевом строительстве многоквартирных домов со сроком ввода в эксплуатацию - 4-й квартал 2018 года (303,98 млн. рублей);
- в отношении 51 жилого помещения проводятся электронные аукционы (46,46 млн. рублей).
В рамках исполнения Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По состоянию на 01.10.2018 в данном списке состоят 2 665 человек, из них у 1 471 человека возникли основания для предоставления жилых помещений.
По состоянию на 01.10.2018 в специализированный жилищный фонд Тюменской области для указанной категории граждан включено и распределено 196 жилых помещений (в 2016 году - 577 жилых помещений, в 2017 году - 568 жилых помещений).
В первоочередном порядке рассматривается вопрос о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения судов о предоставлении жилых помещений.
До момента фактического предоставления жилых помещений указанные лица получают дополнительную меру социальной поддержки в форме возмещения расходов по найму жилья. По состоянию на 01.10.2018 данной мерой социальной поддержки воспользовались 256 человек, из бюджета области направлено 9,841 млн. рублей (в 2016 году - 699 человек на общую сумму 39,672 млн. рублей, в 2017 году - 512 человек на общую сумму 23,037 млн. рублей).
Информирование граждан о предоставлении данной меры социальной поддержки осуществляется в постоянном режиме, направляются письменные уведомления о возможности возмещения расходов по найму жилья.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 22 ноября 2018 г. N 1708 "О выполнении постановления Тюменской областной Думы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.