Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 22.11.2018 N 1712
Информация
о реализации Закона Тюменской области "О пчеловодстве" (представлена в областную Думу заместителем Губернатора Тюменской области, начальником Главного правового управления Правительства Тюменской области Е.С. Еремеевой 23.10.2018)
Закон Тюменской области от 08.05.2013 N 29 "О пчеловодстве" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по разведению, содержанию, охране медоносных пчел и источников медосбора, их использованию для опыления энтомофильных культур, производству продуктов пчеловодства, а также созданию условий для повышения эффективности пчеловодства, обеспечению защиты прав и интересов граждан и юридических лиц, занимающихся пчеловодством в Тюменской области.
В соответствии с информацией территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области на 01.01.2018 в Тюменской области содержалось 20 014 пчелосемей, что составило 98% по отношению к уровню прошлого года. При этом распределение пчелосемей между хозяйствующими субъектами, занимающимися пчеловодством, было следующим: на сельскохозяйственных предприятиях пчелосемьи отсутствовали, в личных подсобных хозяйствах граждан содержалось 19 615 пчелосемей, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 399 пчелосемей.
Таблица 1
Динамика количества пчелосемей в Тюменской области на начало года
Хозяйствующие субъекты |
Пчелосемьи, семей |
|||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2018 год, в % к 2017 году |
|
Сельскохозяйственные предприятия |
21 |
9 |
11 |
29 |
- |
- |
Личные подсобные хозяйства граждан |
20 000 |
19 846 |
19 351 |
20 022 |
19 615 |
98,0 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
130 |
37 |
62 |
375 |
399 |
106,4 |
Всего |
20 151 |
19 892 |
19 424 |
20 426 |
20 014 |
98,0 |
Данные статистического учета показывают, что на протяжении последних пяти лет существенных изменений в категориях хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области пчеловодства, не произошло: как и в предыдущие годы, основное количество пчелосемей (98%) содержится в личных подсобных хозяйствах граждан. Количество пчелосемей, содержащихся в крестьянских (фермерских) хозяйствах, не превышает 2% от общего количества пчелосемей. В то же время за 2017 год в крестьянских (фермерских) хозяйствах количество пчелосемей увеличилась на 24 единицы, или 6,4%, а количество пчелосемей, содержащихся в личных подсобных хозяйствах граждан, снизилось на 407 пчелосемей, или 2%. Наибольшее количество пчелосемей содержится в следующих районах области: Тюменском - 2 307, Исетском - 1 813, Викуловском - 1 755, Ялуторовском - 1 557, Нижнетавдинском - 1 540.
Фактором, сдерживающим рост количества сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся пчеловодством в Тюменской области на промышленной основе, является отсутствие гарантированного сбыта продукции пчеловодства в связи с невысокой культурой ее производства, а именно: отсутствие собственной переработки и фасовки продуктов пчеловодства. Одним из основных отличий промышленного пчеловодства от любительского является различие в форматах продажи меда: реализация продукции любительского пчеловодства осуществляется главным образом на рынках и ярмарках, в то время как продукция промышленного пчеловодства должна попадать в магазины и конкурировать с продукцией предприятий таких субъектов Российской Федерации, как Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Алтайский край, а также выходить на рынки соседних субъектов Российской Федерации.
К основным направлениям развития пчеловодства относятся укрупнение производства, селекция лучших пород рабочих особей и маток, усовершенствование конструкции ульев, механизация труда, развитие кочевого метода работы, защита от инфекций, противороевые технологии пчеловодства, научные исследования в этой отрасли, интеграция с другими отраслями сельского хозяйства. Оптимизация и изменение именно этих составляющих процесса добычи меда дают наибольший эффект с экономической и технологической точек зрения.
Производства меда на промышленной основе с сохранением высокой рентабельности можно добиться с количеством пчелосемей не менее 500. При этом крупные пчеловодческие предприятия имеют возможность заниматься реализацией вторичных продуктов, таких как перга, пыльца, прополис и др., что позволяет им получать дополнительно до 30% прибыли.
Таблица 2
Динамика производства меда в Тюменской области
Лица, занимающиеся пчеловодством |
Производство меда, тонн |
|||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2017 год, в % к 2016 году |
|
Сельскохозяйственные предприятия |
- |
- |
0,4 |
1,0 |
- |
- |
Личные подсобные хозяйства граждан |
320 |
440 |
423 |
426 |
440 |
103,2 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
3 |
0,4 |
0,3 |
5,0 |
3,0 |
60,0 |
Всего |
323 |
440,4 |
423,7 |
432 |
443 |
102,5 |
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, основная часть меда, произведенного в 2017 году, была получена на пасеках граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. Несмотря на небольшое снижение численности пчелосемей, а также относительно неблагоприятные погодные условия весны и начала лета 2017 года, объемы полученного меда по сравнению с аналогичным показателем 2016 года увеличились на 2,5% и составили 443 тонны.
В соответствии со статьей 7 Закона Тюменской области от 08.05.2013 N 29 "О пчеловодстве" на каждой пасеке должен быть ветеринарно-санитарный паспорт, выданный в соответствии с действующим законодательством. Паспортизация пасеки осуществляется при обращении пчеловода в государственное ветеринарное учреждение. Вместе с тем по причине использования меда для собственных нужд пчеловоды отказываются паспортизировать пасеки, что на протяжении нескольких лет подтверждается количеством полученных паспортов. В 2016 году было выдано 17 паспортов, в 2017 году - 19, за период с января по сентябрь 2018 года - 6.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области ежегодно при проведении полевых работ доводит до сведения производителей сельскохозяйственной продукции информацию о необходимости соблюдения инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами, а именно: об обязательном информировании пчеловодов через средства массовой информации и органы местного самоуправления о проводимых обработках, сроках их проведения, применяемых препаратах. Все применяемые сельскохозяйственными товаропроизводителями Тюменской области пестициды имеют разрешение на использование в Российской Федерации. За истекший период 2018 года в адрес уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области поступило одно обращение о гибели пчел от пчеловода из Исетского района. По факту обращения была проведена проверка, по результатам которой нарушений при проведении полевых работ не выявлено.
В целях информирования пчеловодов о сроках и местах посева медоносных культур органами местного самоуправления при обращении заинтересованных лиц может быть предоставлена информация о местах, видах и сроках использования кормовых и масличных культур. Кроме того, органы местного самоуправления могут участвовать в согласовании маршрутов кочующих пасек для обеспечения безопасного сбора пчеловодческой продукции.
В настоящее время государственный ветеринарный надзор за соблюдением ветеринарного законодательства в сфере пчеловодства осуществляется: при экспорте-импорте пчел в Российскую Федерацию - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; при перемещении живых пчел и продуктов пчеловодства из других субъектов Российской Федерации, а также внутри Тюменской области - ветеринарной службой Тюменской области.
За 9 месяцев 2018 года в ГАУ ТО "Тюменская областная ветеринарная лаборатория" проведено 1 480 исследований проб подмора пчел и пчелиного расплода. При исследовании проб на паразитарные заболевания варроатоз выявлен в 15% проб, нозематоз - в 4,9% проб. Акарапидоз и браулез не выявлены. По результатам исследований пчеловодам даются рекомендации о принятии мер по профилактике и ликвидации болезней пчел.
В целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы при районных станциях по борьбе с болезнями животных за 9 месяцев 2018 года на сельскохозяйственных рынках проведено 228 ветеринарно-санитарных экспертиз меда, выпущено без ограничений под контролем государственной ветеринарной службы 22,03 тонны меда, выработанного производителями Тюменской области. Всего выпущено в свободную реализацию на рынках и сельскохозяйственных ярмарках 32,35 тонны меда. Случаи несоответствия продукции требованиям ветеринарно-санитарных правил не выявлены.
Ветеринарной службой Тюменской области за 9 месяцев 2018 года осуществлен ветеринарный контроль 26,2 тонны меда, ввезенного из других субъектов Российской Федерации, из них 0,27 тонны меда импортного производства.
На подвергнутый исследованиям мед, соответствующий требованиям ветеринарно-санитарных правил, оформлены ветеринарные сопроводительные документы.
В 2018 году ГАУ ТО "Городская станция по борьбе с болезнями животных" (г. Тюмень) осуществлен контроль за ввозом на территорию города Тюмени меда промышленного изготовления в объеме 171,6 тонны. Продукция поступила на торговые предприятия города Тюмени.
В целях недопущения реализации на территории города Тюмени некачественного и опасного в ветеринарно-санитарном отношении меда специалистами ГАУ ТО "Городская станция по борьбе с болезнями животных" (г. Тюмень) с 2015 года осуществляется контроль за местами организации ярмарок (ОАО "Тюменская ярмарка" (выставочный зал), ДК "Железнодорожник", ДНК "Строитель"). В 2018 году проведено 17 исследований меда, по результатам которых к реализации допущено 1,9 тонны продукции. Случаев несоответствия меда требованиям ветеринарно-санитарных правил не выявлено.
В сентябре 2018 года на ярмарочной площадке по адресу: город Тюмень, ул. Севастопольская - установлен факт реализации меда без ветеринарных сопроводительных документов. По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении. Владелец меда привлечен к административной ответственности.
В целях своевременного контроля за организацией подобных ярмарок в адрес руководителей ОАО "Тюменская ярмарка" (выставочный зал), ДК "Железнодорожник", ДНК "Строитель" направлена информация о необходимости информирования ветеринарной службы о проводимых мероприятиях.
За 9 месяцев 2018 года в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области поступило 3 обращения граждан о нарушении ветеринарно-санитарных правил содержания медоносных пчел. Нарушения касались близкого расположения ульев к соседним участкам, а также укусов пчел. По всем случаям государственными ветеринарными инспекторами проводились осмотры пасек на предмет соблюдения ветеринарно-санитарных правил. Два владельца пасек в Ишимском и Сорокинском районах были привлечены к административной ответственности.
Одним из основных каналов реализации меда и продуктов пчеловодства являются регулярно проводимые в Тюменской области ярмарки по расширенной продаже продовольственных товаров. Организация ярмарочных мероприятий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 600-п "Об утверждении порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них в Тюменской области".
На основании сведений, представленных муниципальными образованиями Тюменской области, уполномоченным исполнительным органом государственной власти области ежегодно (не позднее 1 февраля) формируется сводный план организации и проведения ярмарок, который размещается на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Экономика и финансы"/ "Потребительский рынок"/ "Розничные рынки".
По данным органов местного самоуправления, в 2017 году в Тюменской области проведена 561 специализированная продовольственная ярмарка и ярмарка выходного дня (за 9 месяцев 2018 года - 388 ярмарок), в которых приняли участие сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Участниками ярмарочной торговли был представлен широкий ассортимент продукции, в том числе меда. Всего на ярмарочных мероприятиях в 2017 году было реализовано 576,36 тонны продовольственных товаров (за 9 месяцев 2018 года - 364,7 тонны) на общую сумму 103,016 млн. рублей (за 9 месяцев 2018 года - 56,937 млн. рублей).
Следует отметить, что в 2015 - 2017 годах пчеловоды Тюменской области принимали активное участие в продовольственных ярмарках, проводимых в городе Тюмени, а также в выездных ярмарках в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе.
При реализации Закона Тюменской области от 08.05.2013 N 29 "О пчеловодстве" затруднений, в том числе связанных с правовым регулированием, не возникает.
По вопросу о возможности и целесообразности дополнительного правового регулирования торговли продукцией пчеловодства гражданами на ярмарках, в частности путем включения в договоры о предоставлении торговых мест обязательных требований о размещении информации о товаре, изготовителе и продавце, необходимо отметить следующее.
Отношения в области торговой деятельности, а также отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках в Тюменской области регулируются Законом Тюменской области от 05.07.2001 N 354 "О регулировании торговой деятельности в Тюменской области".
В соответствии со статьей 10.1 указанного областного закона требования к организации продажи товаров и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются Правительством Тюменской области с учетом требований действующего законодательства.
Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 600-п утвержден Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них в Тюменской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4.4 Порядка при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) на ярмарке участник ярмарки, продавец обязаны своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателей (потребителей) необходимую и достоверную информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (работ, услуг), информацию о товарах (работах, услугах), изготовителях товаров. Данное правило распространяется на всех участников ярмарок, включая граждан, независимо от вида реализуемой продукции.
Учитывая изложенное, следует отметить, что необходимость дополнительного правового регулирования вышеуказанного вопроса областным законодательством отсутствует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.