Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 22.11.2018 N 1712
Информация
о реализации Закона Тюменской области "О пчеловодстве" (представлена в областную Думу руководителем Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Г.В. Шарухо 30.10.2018)
В рамках имеющихся полномочий Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области (далее - Управление) контрольно-надзорные мероприятия за соблюдением требований указанного закона (Закон Тюменской области от 08.05.2013 N 29 "О пчеловодстве") при осуществлении деятельности по производству продуктов и продукции пчеловодства не осуществлялись, что обусловлено отсутствием жалоб граждан на качество меда и продукции пчеловодства, выпускаемой тюменскими производителями.
Вместе с тем ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" проводились исследования проб меда на соответствие обязательным требованиям.
Исследованные пробы соответствовали техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ГОСТ 19792-2011 "Мед натуральный. Технические условия"; повышенного содержания токсических химических элементов, пестицидов, посторонних примесей не обнаружено.
Несмотря на то что по результатам лабораторных исследований пробы меда соответствовали обязательным требованиям по безопасности, существуют проблемы в организации и осуществления контроля и надзора за деятельностью лиц по реализации меда.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В соответствии со ст. 10 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать в том числе:
- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Требования к маркировке продукции установлены техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
Вместе с тем согласно преамбуле Закона "О защите прав потребителей" продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Закон определяет, что продажа товаров гражданами-пчеловодами не подпадает под сферу регулирования названного закона, в связи с чем деятельность последних не может быть оценена Управлением на предмет соблюдения или несоблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Пищевая продукция в части маркировки является объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" за исключением пищевой продукции, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства, а также пищевой продукции, производство которой осуществляется физическими лицами в личных подсобных хозяйствах не для целей осуществления предпринимательской деятельности.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 Гражданского кодекса РФ), т.е. в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Исходя из изложенного, следует отметить, что требования технического регламента на деятельность граждан-пчеловодов, не зарегистрированных в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, не распространяются.
Иными нормативными правовыми актами, контроль и надзор за исполнением которых возложен на Управление, не возложена обязанность на граждан (в том числе граждан - глав крестьянских (фермерских) хозяйств, членов таких хозяйств, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством), осуществляющих торговую деятельность на ярмарках, предоставлять потребителям информацию о реализуемой продукции пчеловодства в соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, необходимо, по мнению Управления, принятие ряда мер, связанных с организацией торговли продукцией пчеловодства гражданами, в том числе включение в договоры о предоставлении торговых мест обязательных требований в части наличия информации о товаре (сроки годности, условия хранения и т.п.), изготовителе, продавце.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.