Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 18.12.2018 N 1794
Информация
о результатах мониторинга правоприменения Закона Тюменской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" (представлена в областную Думу заместителем председателя областной Думы В.А. Рейном 23.11.2018)
Мониторинг правоприменения Закона Тюменской области от 03.11.2003 N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" (далее - Закон N 170) проведен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации", Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов, принятых Тюменской областной Думой, утвержденным распоряжением председателя областной Думы от 04.07.2012 N 127-рп, Планом организационно-технических и исследовательских мероприятий по мониторингу правоприменения Закона N 170 на 2018 год, утвержденным распоряжением председателя Тюменской областной Думы от 15.02.2018 N 20-рп.
В рамках мониторинга правоприменения использовались материалы, подготовленные органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей государственной власти, органами местного самоуправления, депутатами Тюменской областной Думы, а также структурными подразделениями аппарата Тюменской областной Думы. Осуществлялся мониторинг действующего законодательства субъектов Российской Федерации в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения.
В информациях органов исполнительной, законодательной и судебной ветвей государственной власти содержится вывод об отсутствии проблем в правоприменении рассматриваемого закона и отсутствии предложений по внесению в него изменений.
В информациях органов местного самоуправления Уватского и Упоровского муниципальных районов содержатся пожелания по совершенствованию законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в части законодательного уточнения критериев неиспользования земельных участков; рассмотрения вопроса о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в упрощенном порядке). Однако по данным вопросам, находящимся в сфере компетенции федеральных органов власти, приняты постановления Правительства Российской Федерации, сформировалась правоприменительная и судебная практика. По вопросу признания муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в упрощенном порядке Тюменской областной Думой внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (постановление Тюменской областной Думы от 21.09.2017 N 700). Однако в мае 2018 года Госдумой данный законопроект отклонен.
В информации Тобольского района отмечается имеющее место в правоприменительной практике необоснованное неприменение уполномоченными органами исключений из нормы о минимальном размере образуемого нового земельного участка сельскохозяйственного назначения (60 га). Однако решение данного вопроса находится в сфере компетенции органов исполнительной или судебной власти и не требует дополнительного законодательного регулирования.
По результатам изучения общественного мнения по вопросам реализации Закона N 170 были сформулированы следующие выводы.
1. Закон Тюменской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" в целом оценивается экспертами как действенный механизм регулирования земельных отношений, способствующий развитию агропромышленного комплекса региона.
2. Большинство экспертов считает, что острых проблем в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения на юге Тюменской области нет. Отмечена эффективность работы департамента агропромышленного комплекса Тюменской области.
3. Система планирования использования земель сельскохозяйственного назначения в регионе оценивается как эффективная.
4. Однозначно фиксируемая тенденция сокращения или увеличения площадей земель сельскохозяйственного назначения отсутствует. Экспертные оценки основываются на особенностях конкретных муниципальных образований.
5. Серьезных проблем в вопросах приватизации земельных участков не зафиксировано.
6. Установленные Законом N 170 предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, с учетом содержащихся в данном Законе исключений, оцениваются как оптимальные, достаточные.
7. Предусмотренный Законом N 170 механизм купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, при котором преимущественное право покупки земли предоставляется Тюменской области, далее муниципалитетам и уже потом частным лицам, признан экспертами оправданным и удобным. Высказаны предложения ввести гибкую систему тарифов нотариального оформления земли в зависимости от размера земельного участка.
8. Предусмотренный Законом N 170 механизм предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения оценивается положительно. Высказаны предложения понизить стоимость приобретения права собственности на земельные участки.
9. Уровень доступности информации о возможностях использования земель сельскохозяйственного назначения гражданами и юридическими лицами признан удовлетворительным.
10. Процедура выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения оценивается как длительная и сложная.
11. Процедура изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения оценивается как трудновыполнимая и требующая совершенствования. Высказаны предложения конкретизировать порядок изъятия земель и сократить срок для выявления ненадлежащего использования участка земли сельскохозяйственного назначения.
Предложения, содержащиеся в пунктах 7, 10, 11, относятся к компетенции федерального законодателя.
Предложение, содержащееся в пункте 8 (о снижении стоимости приобретения права собственности на земельные участки) относится к компетенции законодательного органа субъекта Российской Федерации.
В этой связи следует отметить следующее.
Законом N 170 установлены максимально возможные (в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") значения цены приобретения сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в собственность земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, - 15% кадастровой стоимости.
При этом Законом N 170 не установлена выкупная цена для случаев реализации права выкупа земельных участков без проведения торгов добросовестными арендаторами по истечении трех лет аренды (в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В отсутствие в областном законе специальной нормы о размере выкупной цены земельных участков сельскохозяйственного назначения для добросовестных арендаторов такая цена в соответствии с частью 3 статьи 39.4 ЗК РФ определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка.
При этом надо иметь в виду, что в соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, кадастровая стоимость земельного участка определяется на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости. То есть в настоящее время кадастровая стоимость земельных участков максимально приближена к их рыночной стоимости.
В целях стимулирования добросовестных арендаторов земельных участков сельскохозяйственного назначения (при соблюдении ими условий, предусмотренных подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ) в некоторых субъектах Российской Федерации на основании части 2 статьи 39.4 ЗК РФ приняты законы, предусматривающие льготную цену выкупа арендуемого земельного участка. Например, выкупная цена для указанных случаев составляет в Тульской области - 30%, в Красноярском крае - 15%, во Владимирской области - 3% от кадастровой стоимости земельного участка.
В целом по результатам проведенного мониторинга установлено, что полномочия, предоставленные федеральным законодательством органам государственной власти субъекта Российской Федерации в части оборота земель сельскохозяйственного назначения, Законом N 170 урегулированы в полном объеме. Пробелов, коллизий, а также коррупциогенных факторов в Законе N 170 не выявлено.
На основании изложенного считаем возможным рассмотреть на заседании профильного комитета областной Думы предложение о внесении изменений в Закон N 170 в части установления в Тюменской области льготной выкупной цены земельного участка для случаев, установленных подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.