Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 14.03.2019 N 1957
Информация
администрации Ишимского муниципального района о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.05.2016 N 3712 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений" (представлена в областную Думу первым заместителем главы Ишимского муниципального района С.В. Максимовым 05.02.2019)
О выполнении рекомендаций постановления Тюменской областной Думы от 26.05.2016 N 3712 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений" (в редакции постановлений N 320 от 16.03.2017 и N 1066 от 08.02.2018) сообщаем следующее:
1. В Ишимском муниципальном районе продолжается работа по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения и обращению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей.
Так, по состоянию на 01.01.2019 в муниципальную собственность обращено органами местного самоуправления 1 080 долей общей площадью 16 932,3 га, из них за 2019 год 177 долей общей площадью 2 735,2 га.
Всего в муниципальную собственность за весь срок реализации Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон) с учетом инвентаризации 2009 года обращено 36 751,86 га (2 685 долей).
Инвентаризация не закончена в 4 муниципальных образованиях района, весь объем планируется охватить к концу 2019 года.
Образованы земельные участки в счет невостребованных земельных долей на общей площади 26 715,76 га, кадастровые работы по образованию участков в 4 поселениях общей площадью 7 303,8 га заказаны. Работы по образованию всех земельных участков (в случае, если расходы будут включаться в балансируемые расходы местных бюджетов) планируется закончить до конца 2020 года.
Информация обо всех образованных в счет невостребованных земельных долей земельных участках, пригодных для передачи в аренду, размещается и обновляется на постоянной основе на официальном сайте района. При проведении вышеуказанных работ возникают следующие проблемы:
1.1. После размещения объявления о продаже земельных долей, признанных по решению суда муниципальной собственностью в порядке, установленном пунктом 4 ст. 12 Закона, в течение шести месяцев сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности, не обращаются с заявлениями о заключении договоров купли-продажи на вышеуказанные доли, даже с учетом льготной цены. Указанная норма Закона не работает, органы местного самоуправления по всем выделенным долям должны проводить кадастровые работы по образованию земельных участков. Причем, даже если образуемые участки и востребованы в сельскохозяйственном производстве, сельскохозяйственной организации удобнее обратиться за заключением договора аренды уже образованного земельного участка, чем проводить самостоятельно кадастровые работы после выкупа земельных долей.
1.2. Возникают многочисленные сложности при установлении прав на невостребованные земельные доли. Самой большой проблемой является то, что суды отказывают в установлении прав на земельные доли в случае, если имеется наследник умершего собственника земельной доли и наследство было открыто (например, наследник вступил в наследство на денежные средства на счетах в банке, на жилой дом и др.). Возникает ситуация, когда при проведении всех установленных Законом процедур органы местного самоуправления не могут достигнуть цели, указанной в Законе, и земельные участки по-прежнему не включаются в хозяйственный оборот: юридически наследник в наследство на земельную долю не вступает, выдел участков не осуществляет, сельскохозяйственной организации участки не передает. Но и органы местного самоуправления лишаются возможности осуществления законных мероприятий по передаче таких земельных участков эффективному собственнику. Обзор практики прилагается. Такая позиция судов может быть изменена только при внесении соответствующих изменений в Закон в части наследования земельных долей.
2. В порядке муниципального земельного контроля результаты проверок выявленных действий (бездействия) юридических и физических лиц, имеющих признаки нарушения земельного законодательства, в Управление Россельхознадзора по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО (в части земель сельскохозяйственного назначения) не направляются по причине невозможности включения в план проверок юридических лиц при наличии моратория, установленного ст. 26.1 и 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Такие проверки согласно Федеральному закону N 294-ФЗ не проводятся в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства. Подавляющая часть сельхозтоваропроизводителей района (кроме ЗАО "Племзавод-Юбилейный") относится к названной категории предпринимателей. В отношении физических лиц осуществляется инвентаризация принадлежащих им участков; при этом физическим лицам в основном из состава земель сельскохозяйственного назначения принадлежат не земельные участки, а земельные доли. Осуществить процедуру проведения муниципального земельного контроля в отношении одновременно большого количества физических лиц, большая часть которых не регистрируют принадлежащие им права в органах Росреестра, не представляется возможным. А именно такие земельные участки, относящиеся к коллективно-долевой собственности, не используются. В отношении одного земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения и используемого без перевода под карьер, материалы были направлены в органы Россельхознадзора для проведения проверки. В отношении направленных в течение 2018 года актов по результатам выявленных нарушений в отношении физических лиц в органы Росреестра поступили определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с тем, что использование земельного участка без правоустанавливающих документов для ведения личного подсобного хозяйства или под жилую застройку не образуют события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. Поэтому проведение мероприятий муниципального земельного контроля в отношении земельных участков под частными домовладениями в границах населенных пунктов на предмет отсутствия правоустанавливающих документов в настоящее время вообще лишено смысла. Ситуация с проведением муниципального земельного контроля в отношении предпринимателей в границах населенных пунктов также ограничена действующим мораторием.
3. Мероприятия по предотвращению зарастания сорной растительностью (в рамках защиты сельскохозяйственных угодий) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (до их отчуждения новым правообладателям) путем применения минимальной безотвальной обработки почвы с посевом многолетних медоносных трав согласно постановлению Тюменской областной Думы от 26.05.2016 N 3712 не проводились в связи с отсутствием в утвержденных балансируемых расходах местного бюджета средств на проведение таких мероприятий. Однако практически все такие участки, относящиеся к категории "пашня", предоставлены в аренду. Большая часть муниципальных земель, не предоставленных в аренду, относится к сенокосам либо пастбищам, в настоящее время они заросли кустарниковой либо древесной растительностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.