Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
областной Думы
от 12.04.2019 N 2026
Информация
о задачах Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года (представлена Председателем Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Б.С. Хохряковым)
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации было сосредоточено прежде всего на вопросах внутреннего социального и экономического развития - сбережение народа и поддержка семей. Особое внимание глава государства уделил задачам, которые поставлены в Указе Президента, принятом в мае 2018 года, развернуты в национальных проектах.
Решение задач, обозначенных в Послании, и формирование на этой основе поручений - ключевые направления деятельности для законодательных и исполнительных органов власти в каждом субъекте Российской Федерации. Большинство вопросов относятся к полномочиям органов власти на местах: работа учреждений здравоохранения и образовательных организаций, совершенствование форм поддержки семей, более активное внедрение практики оказания государственной помощи на основе социального контракта, обеспечение условий для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса, а также объемов инвестирования в производственную и социальную сферы.
Для реализации поставленных в Послании Президента Российской Федерации задач требуются как федеральная, так и региональная законодательные базы, основанные на гибком подходе ко всем государственным новациям.
Ключевая задача - поддержка семей, обеспечение демографического роста. Для ее решения Президентом Российской Федерации предложен ряд мер, которые должны быть поддержаны и реализованы в регионах. Предстоит сделать все необходимое для законодательного сопровождения роста объемов инвестиций, льгот, преференций для поддержки многодетных семей в области жилищного строительства и снижения для них ипотечной нагрузки, образования и медицины, что поможет серьезно улучшить качество их жизни на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В Югре успешно работают долгосрочные программы поддержки семьи, материнства и детства.
Так, обеспечена и поддерживается 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Финансовая поддержка семей при рождении детей предусмотрена системой единовременных выплат и ежемесячных пособий.
Например, по случаю рождения детей дополнительно к федеральным в автономном округе предусмотрено пять видов единовременных пособий, два из них уникальны - единовременная выплата при рождении первенца в первые два года брака и выплата при рождении детей гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера. Размер единовременных пособий составляет от 5 до 25 тыс. рублей.
Законодательно продлен срок выплаты Югорского (семейного) капитала до 31 декабря 2021 года. Первоначально размер этой выплаты составлял 100 тыс. рублей, на сегодняшний день он превышает 116 тыс. рублей.
В 2018 году 408 тыс. югорчан, родившихся в период с 1 января 1993 года по 31 декабря 2017 года, получили единовременную выплату в размере 5 тыс. рублей в связи с началом Десятилетия детства в автономном округе и в честь 25-летия Конституции Российской Федерации.
Согласно закону автономного округа многодетным семьям в приоритетном порядке предоставляются бесплатно в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Также законодательно установлена такая мера социальной поддержки, которая позволяет с согласия граждан взамен предоставления бесплатного земельного участка обеспечить их жилыми помещениями. Такое решение было принято депутатами Думы автономного округа исходя из необходимости сокращения очереди на получение земельных участков и с учетом финансовых сложностей, возникающих у таких семей при строительстве жилых домов.
Сегодня в автономном округе проживает почти 31 тыс. многодетных семей, в них около 100 тыс. детей. Уровень и объем мер социальной поддержки для данной категории семей значительно выше федерального уровня. Это дает свои результаты - ежегодный рост численности многодетных семей в автономном округе составляет 10 - 12%.
В автономном округе эффективно реализуются адресные меры поддержки семей с детьми. Мы ориентируемся на реальные потребности семей и постоянно актуализируем региональные меры поддержки, что, безусловно, предстоит сделать и в этом году в соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации.
В вопросах обеспечения доступности эффективного здравоохранения по-прежнему актуальным остается законодательное обеспечение мер по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению - функционированию фельдшерско-акушерских пунктов, отвечающих современным требованиям и достойному уровню качества их работы в рамках новой модели "Бережливая поликлиника".
В автономном округе за последние годы наработан опыт по использованию передвижных мобильных медицинских комплексов, позволяющих в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах автономного округа не только принимать больных, но и осуществлять диагностирование заболеваний на ранних стадиях, а также профилактические мероприятия.
Продолжается внедрение услуг высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях автономного округа, проводится подготовка и переподготовка кадров.
С целью привлечения в автономный округ квалифицированных медицинских кадров Думой автономного округа неоднократно продлевалось действие законодательных норм по предоставлению единовременных компенсационных выплат приезжающим в автономный округ медицинским работникам востребованных специальностей. При этом выплаты в сумме 1 млн рублей и 500 тыс. рублей могли получать врачи и фельдшеры соответственно в возрасте до 50 лет, приехавшие на работу в сельскую местность.
Программа "Земский доктор", успешность которой отметил Президент Российской Федерации и законодательную поддержку которой необходимо продолжить, способна и в дальнейшем мотивировать медицинских работников на переезд в сельскую местность, решая проблему дефицита кадров. Необходимо на законодательном уровне обеспечить возможность для специалистов в возрасте старше 50 лет получать единовременную выплату.
По аналогии с зарекомендовавшей себя программой Президент Российской Федерации предложил запустить и программу "Земский учитель" начиная с 2020 года. Программа "Земский учитель" позволит существенно стабилизировать кадровые ресурсы в региональных системах общего образования и будет иметь огромное значение для развития системы образования, привлечения и воспитания квалифицированных кадров.
В соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в Послании, необходимо предусмотреть все возможные законодательные нормы, которые позволят осуществлять финансирование строительства или реконструкции зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, существенно улучшив условия для обучения и пребывания детей, совершенствование системы дополнительного образования, поддержку талантливых детей и молодежи.
На территории автономного округа в данной сфере ведется планомерная работа. Расходы на образование остаются в числе наиболее крупных в общем объеме бюджетных расходов, направляемых на социально-культурную сферу в очередном финансовом году. Также в автономном округе законодательно обеспечено развитие негосударственного сектора в сфере образования. Особое внимание уделяется созданию современных условий как при организации дошкольного образования, так и общего среднего образования.
В ряде нормативных правовых актов автономного округа, в том числе в Законе "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства", законах о бюджете на очередной финансовый год и государственных программах, определена поддержка одаренных детей. Предусмотрены субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям на эти цели.
В автономном округе в соответствии с указами Президента Российской Федерации, принятыми в мае 2018 года, достигаются целевые показатели по повышению заработных плат работникам образования, здравоохранения, культуры. Данная работа будет продолжена в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, касающимся обеспечения контроля за сохранением достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в регионе.
Что касается социальной сферы, где основной целью является обеспечение активного внедрения практики оказания государственной помощи на основании социального контракта, наша задача - законодательно обеспечить расширение круга получателей такой помощи и предусмотреть финансирование соответствующих расходов в бюджете автономного округа. Но при этом считаю необходимым совершенствовать меры, повышающие ответственность граждан при использовании права на ее получение, что позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств на эти цели.
Хочу отметить новые практики в сфере социального обслуживания населения, которые являются одним из значимых инструментов эффективной реализации социальной политики в автономном округе.
Инновационную модель семьи для одиноких пожилых людей, позволяющую обрести семейное тепло и заботу, продлить жизнь в домашней обстановке и получить различные виды помощи, предоставил закон автономного округа о приемной семье для пожилого гражданина. Законом установлено ежемесячное денежное вознаграждение за счет средств бюджета автономного округа аналогичное оплате труда приемных родителей, воспитывающих детей-сирот, которое проиндексировано с 1 января 2019 года и составляет 10 263 рубля.
С 2019 года в автономном округе обеспечено правовое сохранение льгот и социальных гарантий для граждан, достигших действующего в настоящее время в регионе пенсионного возраста.
Вопросы социальной поддержки детей-сирот и защиты их прав находятся на особом контроле депутатов Думы автономного округа. Совершенствуются и уточняются отдельные нормы Закона "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот".
Сегодня в автономном округе проживает более 1,6 млн человек, каждый четвертый житель получает меры социальной поддержки и социальные услуги.
В автономном округе реализуется около 95 мер социальной поддержки граждан.
В сфере экономики Президентом Российской Федерации были выделены приоритеты: рост производительности труда, развитие цифровой экономики, дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса и улучшение делового климата, подготовка кадров.
В автономном округе уже приняты и работают законы о промышленной политике, об инвестиционной и инновационной политике, о развитии предпринимательства и мерах господдержки, о порядке предоставления государственных гарантий. Действуют льготы по налогообложению для организаций, реализующих инвестиционные проекты, включенные в Реестр инвестиционных проектов автономного округа.
Развитие цифровой экономики и внедрение современных средств государственного управления также входят в перечень стратегических задач региона.
Таким образом, указанные законы и ряд других служат надежной законодательной базой для поставленных Президентом Российской Федерации задач при их решении на региональном уровне.
В дальнейшем мы сможем оперативно осуществлять законодательное сопровождение развития предпринимательской деятельности, мер, направленных на ускорение роста инвестиций в основной капитал.
Еще один аспект Послания Президента, которому также было уделено особое внимание, - вопросы экологии. Исходя из этого, в числе задач нашей законодательной деятельности - совершенствование принятых на уровне регионов норм в сфере обращения с ТКО, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, вовлечение молодежи в природоохранную деятельность, а граждан, представителей общественных объединений и иных некоммерческих организаций - к участию в общественном экологическом контроле в качестве общественных инспекторов.
Все намеченные главой государства векторы развития в полной мере соответствуют интересам жителей страны, ориентированы на достижение приоритетных целей в ключевых отраслях.
Для исполнения задач, поставленных в Послании Президента, необходимо объединение усилий на всех уровнях - от федерального и регионального до муниципального. От этого зависят как качество принимаемых законов, так и общее развитие территорий.
В связи с этим может быть целесообразным рассмотрение вопроса о создании рабочих групп по законодательному обеспечению реализации Послания Президента Российской Федерации, рабочих групп при законодательных собраниях регионов, которые могут формироваться с участием муниципальных депутатов, экспертов и представителей бизнес-сообщества. Их задача - разработать дополнительные законодательные меры налогового стимулирования развития несырьевых отраслей промышленности, направленные на повышение инвестиционной активности, поддержку и развитие малого предпринимательства, аграрно-промышленного комплекса.
Кроме того, предметом постоянного мониторинга таких рабочих групп может стать обеспечение высоких стандартов экологического благополучия, строительство и обустройство автомобильных дорог, создание современной жилой среды, совершенствование облика городов и поселений с учетом сохранения их исторического наследия.
При этом в вопросах местного значения, связанных с определением и выбором объектов расходования бюджетных средств, включая последующий контроль над реализацией проектов, необходим максимальный учет мнения граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.