Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к протоколу согласия
Совета Законодателей Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
и Ямало-Ненецкого автономного округа
от 21 июня 2019 г. N 150
Информация
об опыте развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе (представлена председателем комитета Тюменской областной Думы по экономической политике и природопользованию И.В. Лосевой)
В Тюменской области на 10 января 2019 года в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 66 235 хозяйствующих субъектов, численность занятых на малых и средних предприятиях - 218 194 человека.
Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.
Инвестиции в основной капитал за последние пять лет выросли в 3,5 раза и составили в 2018 году 7 953 млн рублей. Растет и оборот предприятий малого бизнеса: за пятилетний период он вырос в 1,4 раза.
Для реализации мероприятий национального проекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в Тюменской области реализуется государственная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы", которая предусматривает систему мер поддержки субъектов малого бизнеса.
Программа направлена на достижение двух целей: повышение роли малого и среднего предпринимательства в развитии конкурентной экономической среды области и усиление интеграции научно-технической сферы и производства, обеспечивающей внедрение новых технологий.
В 2018 году на мероприятия по госпрограмме было потрачено 329,0 млн рублей бюджетных средств, в том числе 13,6 млн рублей за счет федерального бюджета. В 2019 году на эти расходы запланировано 251,9 млн рублей, из них 33,2 млн рублей - федеральные средства.
В Тюменской области создана эффективная инфраструктура содействия развитию малого и среднего бизнеса, разработаны и используются механизмы финансового, имущественного, информационного, консультационного, обучающего и иного содействия в развитии субъектов МСП.
Государственную поддержку в сфере предпринимательства в Тюменской области в 2018 году оказывали:
- Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области;
- АО "Агентство инфраструктурного развития Тюменской области";
- государственное автономное учреждение Тюменской области "Западно-Сибирский инновационный центр" (Тюменский технопарк);
- фонд "Инвестиционное агентство Тюменской области";
- микрокредитная компания "Фонд микрофинансирования Тюменской области";
- Гарантийный фонд Тюменской области;
- Центр поддержки предпринимательства Тюменской области;
- Центр поддержки экспорта Тюменской области;
- Центр инноваций социальной сферы Тюменской области;
- Центр оказания услуг для бизнеса, бизнес-инкубатор Тюменской области;
- региональный центр компетенций в сфере производительности труда, инжиниринга и прототипирования;
- Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области;
- государственное автономное учреждение Тюменской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (Тюменский филиал N 7, в составе которого функционируют 10 окон для бизнеса).
В 2019 году планируется создание еще одного элемента поддержки, это центр "Мой бизнес", проект, разработанный Минэкономразвития России с целью обеспечения единства подходов к организации по предоставлению услуг для предпринимателей.
В рамках содействия развитию деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, органы государственной власти Тюменской области активно взаимодействуют с общественными организациями предпринимателей - Торгово-промышленной палатой Тюменской области, ТРО ООО "ОПОРА РОССИИ", ТРО ООО "Деловая Россия", Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Тюменской области, отраслевыми ассоциациями. Проводятся консультации по вопросам улучшения предпринимательского климата, обсуждаются законодательные инициативы. Реализуются совместные мероприятия, многие из которых уже стали ежегодными и приобрели статус ключевых площадок для консультаций по вопросам развития предпринимательства, определения векторов развития (областная конференция "День предпринимателя", конференция "День знаний для предпринимателей", молодежный бизнес-форум "Слет успешных предпринимателей").
В рамках совершенствования работы организационных механизмов поддержки бизнеса запущена процедура проведения регулярного мониторинга ключевых государственных и муниципальных услуг, а также услуг ресурсоснабжающих организаций, ориентированных на инвесторов и предпринимателей, через механизм "контрольных закупок". Этот механизм администрируют общественные объединения бизнеса "Деловая Россия" и "Опора России".
Совершенствуется правовая база для развития малого и среднего бизнеса в регионе. Законом Тюменской области от 29.06.2017 N 42 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей" снижены действующие размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в отношении 42 видов предпринимательской деятельности, которые в течение четырех лет действия патентной системы налогообложения на территории области были не востребованы либо востребованы минимально, а также в отношении автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров (за исключением услуг такси), в целях повышения прозрачности предпринимательской деятельности в данной сфере. Кроме того, для всех предпринимателей до конца 2020 года приостановлено применение ежегодного коэффициента-дефлятора. В результате принятых мер размер снижения стоимости патента составил порядка 40%.
В целях формирования в Тюменской области благоприятного налогового климата для микро и малого бизнеса Законом Тюменской области от 29.06.2017 N 41 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения в Тюменской области" расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ставка налога в размере 0 процентов. "Налоговые каникулы" распространены на 24 новых вида деятельности для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и на 21 новый вид для плательщиков, применяющих патентную систему налогообложения.
В целом результатом принятых мер можно считать увеличение количества индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основе патента, - с 62 в 2013 году до 1 348 в 2018 году.
В начале 2019 года принят областной закон, который продлевает до конца 2023 года мораторий, установленный пять лет назад, на повышение налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Закон устанавливает пониженные ставки - в размере 5% для налогоплательщиков с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и 1% - для плательщиков - организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий. Под действие данного закона подпадают более 20 тыс. предпринимателей. Мораторий распространяется прежде всего на микробизнес, в котором, как правило, работают начинающие и молодые бизнесмены. Данная норма позволяет увеличить число субъектов, которые работают в правовом поле.
Для поддержки IT-отрасли принят Закон Тюменской области от 16.02.2018 N 11 "О государственной поддержке и развитии отрасли информационных технологий в Тюменской области", который предусматривает целый ряд мер государственной поддержки для IT-компаний, таких как льготное налогообложение, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, субсидий, бюджетных инвестиций и имущества, образовательных и консультационных услуг, информационной и организационной поддержки.
Серьезное внимание уделяется развитию инфраструктуры для бизнеса. В настоящее время на территории региона созданы 3 индустриальных парка, один из которых - "Боровский" - ориентирован на размещение перерабатывающих производств в малом и среднем бизнесе.
По состоянию на 1 января 2019 года резидентами индустриального парка "Боровский" отобраны 12 предприятий. В 2018 году 2 предприятия уже начали производство промышленной продукции на территории индустриального парка (завод по производству мороженого компании "Ландис" и завод по переработке дикоросов компании "Ягоды плюс"). Резидентам парков предлагается комплекс преимуществ: готовая площадка с подведенной инженерной инфраструктурой, за подключение к которой плата не взимается. Свет, газ, вода, канализация и дорога до участка подведены для инвестора бесплатно. Для резидентов действуют льготные условия по налогу на прибыль (снижение региональной части до 14%), освобождение от налога на имущество, льготная арендная ставка (коэффициент 0,01%). Кроме того, резиденту предоставляются субсидии на оборудование, приобретаемое через лизинг, в объеме до половины стоимости самого оборудования и на возмещение части процентной ставки по кредитам (в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 07.05.2007 N 105-п "О порядках отбора субъектов деятельности в сфере промышленности, управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков на получение поддержки").
Одним из приоритетных направлений деятельности по поддержке малого и среднего предпринимательства является дополнение перечней государственного и муниципального имущества, предоставляемого в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 01.12.2008 N 340-п "О порядке формирования, ведения и опубликования перечня государственного имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него государственного имущества".
Значимой точкой роста для предпринимательства является участие малого и среднего бизнеса в государственных закупках. По состоянию на 31 декабря 2018 года государственные заказчики Тюменской области в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществили закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 7 146,5 млн рублей, что составляет 23,6% совокупного годового объема закупок.
Начиная с 2006 года в Тюменской области происходит непрерывный процесс формирования региональной инновационной системы. С 2007 года действует Закон Тюменской области от 21.02.2007 N 544 "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области", которым определены полномочия органов государственной власти Тюменской области и направления государственной поддержки.
Анализ инновационного потенциала показывает, что регион имеет развитой научно-исследовательский комплекс и значительный производственный потенциал. Специфика научной деятельности большинства организаций связана с решением проблем развития нефтяной и газовой промышленности.
Вузовская наука охватывает весь спектр научно-технических разработок от фундаментальных исследований до выполнения конкретных заданий предприятий-заказчиков. По состоянию на 31 декабря 2018 года при образовательных организациях высшего образования Тюменской области созданы 33 малых инновационных компании.
Для активизации инновационной деятельности предприятий, отбора перспективных проектов и содействия их успешному внедрению на рынке в Тюменской области действует Тюменский технопарк, являющийся ключевым звеном инновационной инфраструктуры региона. Его деятельность нацелена на комплексную поддержку всех стадий инновационного процесса: от создания опытного образца до внедрения новой технологии в серийное производство.
На основе данных Росстата рейтинговым агентством медиагруппы МИА "Россия сегодня" составлен рейтинг "Индекс научно-технологического развития субъектов РФ". В качестве исходных данных использовались такие показатели, как наличие и характеристики материальной базы, человеческих ресурсов, а также эффективность и масштаб научно-технологической деятельности. Тюменская область улучшила свои позиции в рейтинге 2018 года, поднявшись на 11-е место (в 2017 году - 12-е место, 2016 году - 21-е место).
В целях популяризации предпринимательской деятельности и повышения экономической и правовой грамотности предпринимательского сообщества проводятся обучающие мероприятия, в том числе в муниципальных образованиях, что существенно повышает их доступность для сельских предпринимателей. Проходят ежегодные конференции по формированию положительного имиджа предпринимателя и популяризации предпринимательской деятельности.
В Тюменской области реализуется комплекс мероприятий по содействию развитию молодежного предпринимательства в рамках программы "Ты - предприниматель" (ориентирована на лиц в возрасте от 14 до 30 лет). В 2018 году на эти цели направлено 7,5 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 1,65 млн рублей. В Тюменской области организатором программы выступает ООО "Центр развития бизнеса" при ООО "ОПОРА РОССИИ". Стартовала бесплатная школа делового английского языка для предпринимателей. Ее задача - преподавать в год деловой английский язык 120 предпринимателям. В 2018 году наряду со школой английского запущена школа китайского языка. Этот проект связан с решением задач по развитию экспорта.
С целью продвижения и сбыта продукции тюменских предпринимателей на внутреннем и внешнем рынке Центром поддержки экспорта оказывается разносторонняя помощь: проведение маркетинговых исследований рынка, участие в бизнес-миссиях, экспортных платформах, поиск партнеров для поставок продукции на иностранные рынки и др.
Для облегчения ведения предпринимательской деятельности разработан портал "Бизнес-навигатор МСП" - бесплатный интернет-ресурс как для представителей малого и среднего предпринимательства, так и для физических лиц. Бизнес-навигатор поможет начинающему предпринимателю выбрать бизнес, найти, где взять кредит и оформить гарантию, подобрать в аренду помещение для бизнеса, узнать о закупках крупнейших компаний, рассчитать примерный бизнес-план.
В мобильном приложении "Бизнес72" реализованы сервисы бесплатных консультаций для предпринимателей, анонсы мероприятий, формы господдержки, новости делового сообщества, переход на "Бизнес-навигатор МСП".
В долгосрочной перспективе одним из важных факторов экономического роста Тюменской области станет увеличение роли малых и средних предприятий в реальном секторе экономики. В первую очередь, это сельское хозяйство, рыболовство, лесной комплекс, обрабатывающие производства.
Важное значение в развитии малого и среднего предпринимательства имеют реализуемые в области крупные инвестиционное проекты, которые позволяют задействовать предпринимателей региона в процессе создания новых предприятий, привлекать к выполнению части заказов для их нужд, а также способствуют развитию сферы услуг.
Развитие индустриальных парков будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих производствах.
Развитие туристской отрасли будет способствовать развитию сферы услуг, традиционных (национальных) ремесел и промыслов.
Государственная поддержка в агропромышленном комплексе стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства.
Повышение конкурентоспособности товаров местных производителей, устойчивый рост числа малых и средних предприятий приведет к увеличению экспорта продукции высокой степени переработки, изменению структуры регионального экспорта, увеличению числа участников внешнеэкономической деятельности и их инвестиционной активности.
Создание технологичных производств, обеспечивающих высокий уровень заработной платы, развитие сферы услуг, стимулирование развития малого предпринимательства, реализация программ самозанятости населения будут способствовать закреплению населения и стимулировать миграционный приток, а также обеспечивать рост благосостояния граждан, снижение дифференциации населения по уровню доходов, поддерживать благоприятный демографический профиль.
Меры государственной поддержки, применяемые в Тюменской области, отражают высокие места региона в рейтингах, оценивающих состояние инвестиционного климата, инновационной активности, научно-технологического развития. В 2018 году Тюменская область заняла 1-е место в рейтинге состояния инвестиционного климата, 11-е место в рейтинге инновационных регионов России, 11-е место по индексу научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, 22-е место по показателям экспорта.
Рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2018 года составил 2,2%, в 1-м квартале 2019 года - 3,6%.
Рост числа занятых в малом и среднем бизнесе по итогам 2018 года - 0,4%, за первый квартал 2019 года - 0,7%.
Для дальнейшего развития малого бизнеса в регионе делается акцент на перспективных точках роста: это направление на инновационное развитие в сфере IT-технологий, а также в нефтегазовой сфере.
Таблица
Сведения о достижении плановых показателей государственной программы Тюменской области "Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы" до 2020 года"
N п/п |
Наименование показателя, единица измерения, направленность |
Фактическое значение за 2017 год |
Плановое значение на 2018 год |
Фактическое значение за 2018 год |
Цель 1. Повышение роли малого и среднего предпринимательства в развитии конкурентной экономической среды области | ||||
|
Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства по Тюменской области (ежегодно), тыс. единиц |
1,118 |
0,216 - 1,119 |
1,636 |
Задача 1. Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||
1 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, единиц |
64 832 |
66 128 |
66 235 |
2 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет (включительно), единиц |
75 |
94 |
104 |
3 |
Количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), завершивших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий, тыс. единиц |
0,75 |
0,939 |
0,950 |
4 |
Количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченных в реализацию мероприятий, тыс. ед. |
2,955 |
2,8 - 2,956 |
3,250 |
5 |
Количество вновь созданных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, единиц |
644 |
350 - 645 |
945 |
Цель 2. Создание благоприятных условий для интеграции научно-технической сферы и производства, обеспечивающей внедрение новых технологий | ||||
|
Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций, % |
9,9 |
10,5 |
10,5 |
Задача 2. Содействие реализации и продвижению инновационных проектов и разработок. Развитие культуры инноваций в регионе | ||||
1 |
Выручка резидентов технопарка от реализации продукции, услуг, млн руб. |
1 381,04 |
1 460,00 |
1 954,18 |
2 |
Количество поступивших инновационных проектов, претендующих на получение статуса резидента бизнес-инкубатора технопарка, единиц |
45 |
48 |
48 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.