Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Городской Думы
муниципального образования
г. Ноябрьск
от 21 апреля 2016 г. N 247-Д
Отчет
о деятельности Счетной палаты города Ноябрьска за 2015 год
Настоящий отчет о работе Счетной палаты города Ноябрьска в 2015 году (далее - отчет) подготовлен и представляется Городской Думе в соответствии со статей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статьи 22 Положения о Счетной палате города Ноябрьска.
В отчете отражена деятельность Счетной палаты города Ноябрьска (далее - Счетная палата) по реализации полномочий, определенных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования.
1. Вводные положения
Счетная палата является постоянно действующим органом местного самоуправления муниципального образования город Ноябрьск, осуществляющим внешний муниципальный финансовый контроль, и образована в целях контроля за исполнением бюджета города, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города.
Кроме того, Счетная палата является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений города.
Полномочия Счетной палаты определены Бюджетным кодексом РФ, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Уставом муниципального образования, Положением о Счетной палате города Ноябрьска, утвержденным Решением Городской Думы от 21.11.2011 N 371-Д (далее - Положение о СП), и иными муниципальными правовыми актами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Решение Городской Думы от 25.11.2011 N 371-Д"
При этом следует отметить, что законодательно установленными полномочиями по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам мероприятий внешнего муниципального финансового контроля, муниципальные контрольно-счетные органы не наделены. Выбор и реализация механизма устранения нарушений осуществляется исполнительным и представительным органом местного самоуправления.
Информация об исполнении в 2015 году Счетной палатой, возложенных на нее полномочий приведена в Приложении N 1.
2. Особенности деятельности Счетной палаты в 2015 году
В 2015 году деятельность Счетной палаты была направлена на решение задач по развитию внешнего муниципального финансового контроля и его совершенствования в условиях реформирования бюджетного процесса, на реализацию положений, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04 декабря 2014 года, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", в ежегодном докладе Губернатора автономного округа о положении дел в автономном округе от 19 ноября 2014 года, в основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики муниципального образования город Ноябрьск на 2015 - 2017 годы.
В отчетном периоде приоритетным направлением в деятельности Счетной палаты являлось предупреждение нарушений при формировании и исполнении бюджета, а также контроль эффективности управления и распоряжения муниципальной имуществом.
3. Деятельность Счетной палаты в 2015 году
В 2015 году План работы Счетной палаты выполнен в полном объеме.
В соответствии с Положением о Счетной палате города Ноябрьска в 2015 году Счетная палата осуществляла свою деятельность, руководствуясь принципами добровольности, законности, ответственности, гласности, партнерства, равноправия и соблюдения профессиональной этики.
Результаты проведенных мероприятий в 2015 году способствовали дальнейшему укреплению финансовой дисциплины, сокращению количества правонарушений в бюджетной сфере, обеспечению стабильности бюджетного процесса в муниципальном образовании.
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Решением Городской Думы от 18.12.2014 N 55-Д "О бюджете муниципального образования город Ноябрьск на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" в целях обеспечения единой системы контроля за формированием и исполнением бюджета муниципального образования город Ноябрьск Председателем Счетной палаты на 2015 год были определены следующие направления деятельности Счетной палаты:
- контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий администратора доходов бюджета, полномочия по ведению реестра расходных обязательств, за исполнением бюджета муниципального образования, бюджетным процессом;
- контроль за формированием и исполнением доходов бюджета города, управлением и распоряжением муниципальной собственностью;
- контроль за расходами бюджета города в сфере градостроительной и дорожной деятельности;
- контроль за расходами бюджета города на капитальный ремонт реконструкцию и текущий ремонт учреждений подведомственных управлению культуры, управлению по физической культуре и спорту;
- контроль за расходами бюджета, направленными на поддержку малого и среднего предпринимательства;
- контроль за расходами бюджета города в сфере культуры и социальной защиты населения;
- контроль за расходами бюджета города в области массовой информации;
- контроль за эффективностью закупок, осуществленных для обеспечения муниципальных нужд и соблюдением законодательства о контрактной системе и закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В рамках осуществления обозначенного контроля проводились контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, направленные на выявление и предупреждение нарушений и недостатков, осуществлялась информационная и иная деятельность.
Основной задачей каждого экспертно-аналитического и контрольного мероприятия было формирование предложений, направленных на повышение эффективности и роста результативности бюджетных расходов.
В рамках каждого контрольного мероприятия анализировалось соблюдение проверяемыми объектами действующего законодательства. Изучение нормативных актов в практике их применения, позволяло выявлять пробелы и несогласованность норм права, оценивать полноту регламентации деятельности Администрации города.
В контрольной деятельности Счетной палаты в соответствии с поставленными на 2015 год задачами акцент был сделан на проверках эффективности функционирования органов местного самоуправления, казенных и бюджетных учреждений. В рамках данных мероприятий исследованы муниципальные правовые акты и качество исполнения органами местного самоуправления установленных им полномочий, проанализирован порядок формирования муниципального задания учреждению подведомственному управлению по информационной политике Администрации города.
Кроме того, особое внимание было уделено качественному анализу и системной оценки достаточности и результативности использования финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования.
В 2015 году Счетной палатой осуществлен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых позволили оценить:
- эффективность управления муниципальным дорожным фондом и расходов осуществляемых за счет него;
- эффективность использования бюджетных средств направленных на музейное обслуживание, на средства массовой информации и градостроительную деятельность;
- эффективность использования бюджетных средств, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Оценена эффективность и законность расходов в сфере капитального ремонта. Контроль в этой сфере был и остается одним из приоритетных направлений деятельности Счетной палаты. В этой связи по данной теме проведены два контрольных мероприятия на четырех объектах в различных отраслях экономики, в ходе которых вновь обращено внимание на системные недостатки и нарушения, связанные в основном с низким уровнем ведомственного контроля, недостатками при формировании дефектных ведомостей технической и сметной документации и при приемке выполненных работ.
В 2015 году Счетной палатой продолжена работа по расширению взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам повышения качества и прозрачности бюджетного процесса, роста результативности бюджетных расходов, поиска дополнительных резервов доходных источников бюджета. В рамках данного взаимодействия предусмотрено участие Счетной палаты в заседаниях межведомственной комиссии по мобилизации источников доходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск.
Кроме того, Счетная палата принимала участие в деятельности рабочих групп и комиссий Администрации города, в том числе по вопросам приватизации четырех объектов, в составе которых присутствует доля муниципалитета, по определению источника финансирования расходов на содержание помещения территориальной избирательной комиссии используемого на безвозмездной основе и др.
Счетная палата в 2015 году продолжила взаимодействие с межведомственным Советом при Главе Администрации города по вопросам противодействия коррупции. В рамках данного взаимодействия Счетная палата принимала участие в деятельности заседаний межведомственного Совета.
Важным направлением работы Счетной палаты в 2015 году остается развитие межмуниципального сотрудничества. С декабря 2011 года Счетная палата входит в состав Союза муниципальных контрольно-счетных органов, осуществляя активное взаимодействие с контрольно-счетными органами других муниципальных образований, в том числе Ямало-Ненецкого автономного округа. В рамках такого сотрудничества Счетной палатой по обращению председателя Союза МКСО подготовлены и направлены в адрес ответственного секретаря Союза МКСО уральского федерального округа предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 07.02.2011N 6-ФЗ.
В отчетном году Счетная палата приняла участие в трех заседаниях Совета муниципальных контрольно-счетных органов ЯНАО с принятием решения в форме заочного голосования.
В ходе заседания по вопросам организации и деятельности контрольно-счетных органов в ЯНАО были рассмотрены актуальные для контрольно-счетных органов вопросы организации и планирования деятельности органов муниципального финансового контроля, в том числе подведены итоги конкурса "Лучший сотрудник контрольно-счетного органа муниципального образования в ЯНАО".
Также продолжено взаимодействие с контрольными органами. Совместно с управлением финансового контроля департамента финансов Администрации города специалисты Счетной палаты провели ревизию финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, находящегося в ведении Управления информационной политики Администрации города. Контролем охвачена деятельность Управления, проведена оценка исполнения им возложенных на него функций.
Счетной палатой продолжена практика проведения расширенных Коллегий с участием представителей Администрации города. Заседания расширенной Коллегии были направлены на формирование совместных решений, в первую очередь, по повышению эффективности работы в сфере устранения выявленных нарушений и совершенствованию нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.
В части повышения эффективности работы по устранению нарушений, установленных Счетной палатой продолжает действовать механизм осуществления контроля со стороны Администрации города, направленный на принятие своевременных мер по устранению нарушений бюджетного законодательства субъектами контроля. В этой связи распоряжением Администрации утверждена форма отчета, периодичность и сроки его предоставления органу местного самоуправления и контрольным органам.
Деятельность Счетной палаты в минувшем году была направлена как на обеспечение контроля за соблюдением муниципальными заказчиками законодательства при осуществлении закупок, так и на эффективность закупок. Внедрены методы контрактного аудита, в ходе которого осуществлялась оценка эффективности осуществления заказчиками функций по планированию и осуществлению закупок. В ходе применения методов контрактного аудита проводилась не только проверка соответствия фактических результатов планируемым, но и наличие соответствующей документальной доказательной базы, а также оценка объективности формирования начальной максимальной цены.
В 2015 году была продолжена работа по развитию нормативной правовой базы, регулирующей деятельность Счетной палаты. В соответствии с планом методологического обеспечения деятельности Счетной палаты на 2015 год было разработано четыре стандарта финансового контроля. Проводимая работа по методологическому обеспечению деятельности Счетной палаты является реализацией ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований".
Кроме того, внесены изменения в регламент Счетной палаты, заключено Соглашение об информационном взаимодействии с Управлением федерального казначейства по ЯНАО и департаментом экономики ЯНАО. Заключено в новой редакции Соглашение о взаимодействии между Счетной палатой города Ноябрьска и департаментом финансов Администрации города.
4. Основные показатели деятельности Счетной палаты
Формирование отчета о контрольной, экспертно-аналитической, информационной и иной деятельности Счетной палаты осуществляется в соответствии с Порядком формирования и предоставления отчета контрольно-счетными органами муниципальных образований в автономном округе.
Основные показатели деятельности Счетной палаты позволяют подвести итоги работы по исполнению своих полномочий, в числе которых количество проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, объемы проверенных бюджетных средств, выявленные нарушения и меры, принятые по их устранению, количество объектов, охваченных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями.
Реализацию поставленных перед Счетной палатой задач в отчетном периоде обеспечивали 9 сотрудников Счетной палаты, представляющих собой ограниченный потенциал для исполнения полномочий органа внешнего муниципального финансового контроля.
Основные показатели деятельности Счетной палаты за 2015 год приведены в Таблице 1.
Таблица 1
N |
Наименование показателя |
Значение |
1. |
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий - всего, в том числе: |
119 |
1.1. |
количество проведенных контрольных мероприятий |
36 |
1.2. |
количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий, из них: |
83 |
1.2.1. |
по проектам муниципальных правовых актов |
52 |
2. |
Количество объектов, охваченных при проведении контрольных мероприятий |
42 |
3. |
Объем бюджетных средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий (тыс. рублей) |
913 687 |
4. |
Выявлено нарушений в ходе контрольных мероприятий всего (тыс. рублей), в том числе: |
507 124,7 |
4.1. |
нецелевое использование бюджетных средств (тыс. рублей) |
247,8 |
4.2. |
неэффективное использование бюджетных средств (тыс. рублей) |
21 110,7 |
5. |
Устранено финансовых нарушений (тыс. рублей), из них: |
12 511,2 |
5.1. |
устранено финансовых нарушений в отчетном году (тыс. рублей), из них: |
10223,8 |
5.1.1. |
возмещено средств в бюджет (тыс. рублей) |
218,7 |
5.2. |
устранено финансовых нарушений по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному (тыс. рублей), из них |
2287,4 |
5.2.1. |
возмещено средств в бюджет (тыс. рублей) |
402,1 |
6. |
Количество подготовленных экспертных заключений |
31 |
7. |
Направлено представлений и предписаний |
27 |
8. |
Количество представлений и предписаний, снятых с контроля (исполненных), из них: |
15 |
8.1. |
за прошедшие периоды |
1 |
9. |
Привлечено к дисциплинарной ответственности (чел.) |
7 |
10. |
Направлено материалов в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы |
13 |
11. |
Возбуждено дел об административных правонарушениях по материалам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий |
3 |
12. |
Количество утвержденных стандартов и методических документов (методических указаний и рекомендаций), из них: |
4 |
12.1. |
Стандартов |
4 |
13. |
Фактическая численность сотрудников контрольно-счетных органов |
9 |
14. |
Численность сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование |
8 |
15. |
Численность сотрудников, прошедших обучение по программе повышения квалификации за последние три года, в том числе: |
5 |
15.1. |
в отчетном году |
2 |
16. |
Количество публикаций в СМИ, на официальном сайте "Интернет", отражающих деятельность контрольно-счетных органов |
97 |
Всего в 2015 году Счетной палатой проведено 119 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, из них:
- 83 экспертно-аналитических мероприятий, в их числе 52 экспертизы муниципальных правовых актов и 25 экспертиз по обращениям о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком;
- 36 контрольных мероприятий (с учетом внешней проверки отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2014 год);
В отчетном периоде в соответствии с ч. 15 статьи 99 Федерального закона 44-ФЗ в рамках обращений муниципальных учреждений по результатам осуществленного ведомственного контроля в сфере закупок, проведено четыре внеплановых контрольных мероприятия.
По обращению Прокуратуры города в рамках соглашения о взаимодействии Счетная палата оказала содействие в форме консультаций в проводимой Прокуратурой города проверке финансово-хозяйственной деятельности организации коммунального комплекса.
На диаграмме 1 представлена структура мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2015 году.
Диаграмма 1
Структура мероприятий, проведенных в 2015 году
Динамика проведенных мероприятий представлена следующими показателями на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Количество контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2012 - 2015 годах
Вышеприведенные показатели свидетельствуют о сокращении количества контрольных мероприятий в течение последних двух лет, что обусловлено закреплением статьей 98 Федерального закона 44-ФЗ за контрольно-счетными органами с 2014 года дополнительного полномочия по проведению аудита закупок.
Проведение аудита закупок параллельно с проверками соблюдения заказчиками законодательства о закупках, в рамках статьи 99 Федерального закона 44-ФЗ, повлияло на уровень охвата проверками муниципальных заказчиков. Как показала практика, контрольное мероприятие в форме аудита закупок, требует большего периода времени на его подготовку и проведение, чем проверки соблюдения заказчиками законодательства о контрактной системе.
Кроме того, снижение количества контрольных мероприятий, характеризует тенденцию перехода от узко тематических проверок к комплексным контрольным и аналитическим мероприятиям, позволяющим формировать системные выводы и рекомендации.
Основные показатели, характеризующие деятельность Счетной палаты и краткий обзор осуществленных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий за 2015 год приведены в приложениях N 2, N 3, N 4 к отчету.
Объем средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск, охваченных проверками в отчетном периоде составил 913 687 тыс. рублей (без учета средств, подлежащих контролю в рамках внешней проверки в сумме 10 065 414 тыс. рублей), из них аудитом в сфере закупок охвачены закупки на сумму 266 386 тыс. рублей. Внебюджетные средства проверены в объеме 84 456,2 тыс. рублей, стоимость проверенного муниципального имущества составила 373 227 тыс. рублей
По итогам внешнего муниципального контроля выявлено нарушений на сумму 507 124,7 тыс. рублей, в том числе:
- нарушения при формировании и исполнении бюджета - 206 276,2 тыс. рублей;
- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности - 205 864,6 тыс. рублей;
- нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - 53 305,9 тыс. рублей;
- нарушения при осуществлении муниципальных закупок- 18 082,7 тыс. рублей;
- нарушения принципа эффективного использования бюджетных средств - 23 347,5 тыс. рублей;
- нецелевое использование бюджетных средств - 247,8 тыс. рублей.
Структура выявленных в 2015 году нарушений представлена на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Структура нарушений
Структурный анализ одной из наибольшей группы нарушений, выявленных при исполнении бюджета - 40,7% показал, что основной объем нарушений составили, такие показатели, как направление бюджетных средств до получателя, без закрепления в учредительных документах получателя права распоряжения средствами (90% от общей суммы нарушений при формировании и исполнении бюджета) и ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления функций и полномочий учредителя муниципального бюджетного учреждения (3,4% от общей суммы нарушений при формировании и исполнении бюджета).
На втором месте нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (40,6%), на третьем месте по объему нарушений, находятся нарушения, связанные с управлением и распоряжением муниципальной собственностью (10,5%).
Нецелевое использование бюджетных средств, нарушения при осуществлении муниципальных закупок, неэффективное использование бюджетных средств имеют не высокий процент в общей структуре выявленных нарушений (соответственно 0%, 3,6%, 4,6%).
Такое значительное количество нарушений, установленных в ходе контрольных мероприятий Счетной палаты в структурных подразделениях Администрации города и подведомственных им муниципальных учреждениях, свидетельствует о недостаточной эффективности и результативности ведомственного финансового контроля со стороны главных распорядителей бюджетных средств.
В 2015 году доля нарушений, связанных с неэффективным использованием бюджетных средств относительно предыдущего периода уменьшилась, однако в структуре нарушений доля неэффективного использования муниципальной собственности возросла.
Как показали проверки неэффективное использование бюджетных средств связано с неверным формированием себестоимости услуги, субсидируемой из бюджета а именно, с не обеспечением муниципальным учреждением ведения учета затрат по источникам финансового обеспечения, осуществлением избыточных расходов при исполнении контрактов в результате не качественного обоснования цены на соответствие нормативам в части сметного нормирования и ценообразования, отвлечением бюджетных средств в дебиторскую задолженность и на оплату неиспользуемого оборудования.
Как и раньше, собственником имущества и учредителем в недостаточной мере осуществляется контроль за использованием муниципального имущества, формированием и поступлением доходов, в результате чего созданы условия для неосновательного обогащения, незаконного использования недвижимого имущества казны и имущества находящегося в пользовании юридических лиц, что привело к образованию нереальной к взысканию задолженности по арендным платежам и соответственно к не поступлению в бюджет доходов более чем на 24 млн. рублей. Вместе с этим, собственником имущества не обеспечивается контроль за полнотой формирования имущества казны, в результате в составе имущества казны отсутствовало 17 объектов стоимостью более 4 млн. рублей, и более 24 млн. рублей были направлены на содержание объектов, не являющихся муниципальной собственностью.
Основная доля нарушений ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности связана с искажением задолженности по неналоговым доходам.
Расчетные потери бюджета, которые формируют неправомерные, безрезультатные и избыточные расходы составили 31,2 млн. рублей или 6,2% от общей суммы нарушений. Основная доля потерь бюджета связана с произведенными из бюджета расходами при предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания и иные цели, при расчетах с подрядными организациями из-за неверного определения стоимости производства работ.
Кроме того, в бюджет не в полном объеме поступили доходы, что обусловлено не реализацией заказчиками предоставленного права требовать неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам, отсутствием порядка возврата сумм финансовой поддержки, что исключило поступление платы за пользование бюджетными средствами и др.
Отмечены проблемы с администрированием доходов бюджета. К потере бюджетом доходов более чем на 1,4 млн. рублей привели пропуск сроков исковой давности по взысканию недоимки по арендным платежам, непринятие мер к взысканию арендной платы после удовлетворения судом исковых требований собственника.
На диаграмме N 4 представлена информация о допущенных нарушениях в разрезе форм контроля.
Диаграмма N 4
Распределение сумм выявленных нарушений по формам контроля
О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информировала Городскую Думу, Главу Администрации города, Прокуратуру города, а также доводила результаты мероприятий до сведения руководителей структурных подразделений Администрации города, которым подведомственны проверяемые объекты.
По итогам 2015 года проверяемыми организациями в целях устранения нарушений приняты меры на сумму 12 511,2 тыс. рублей.
Не подлежат устранению выявленные нарушения и недостатки в 2015 году на сумму 488 265,9 тыс. рублей, в основном сложившиеся за счет нарушений в сфере учета и отчетности, неэффективных и безрезультатных расходов.
Сведения о выявленных в 2015 году нарушениях
Диаграмма 5
Информация об объемах выявленных нарушений в разрезе контрольных мероприятий и видов нарушений представлена в приложении N 3.
5. Внешний муниципальный финансовый контроль
5.1 Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты
В порядке осуществления экспертно-аналитической деятельности Счетной палатой в 2015 году проведено 83 экспертно-аналитических мероприятий в рамках, которых проводились экспертизы проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в пределах компетенции Счетной палаты, экспертизы проекта бюджета на 2016 год и отчета об исполнении бюджета за 2014 год. Результаты их оформлялись в виде заключений.
Вместе с этим исследовались отдельные вопросы, связанные с формированием и исполнением бюджета, такие как формирование расходных обязательств бюджета и администрирование доходов бюджета.
На диаграмме 6 представлена структура экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2015 году.
Диаграмма 6
Структура экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в 2015 году
Основные показатели, характеризующие экспертно-аналитическую деятельность Счетной палаты за период 2014 - 2015 годов, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели |
2014 год |
2015 год |
Изменения |
Количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий, всего, в том числе: |
371 |
83 |
-288 |
1. экспертизы проектов муниципальных правовых актов органов местного самоуправления |
101 |
52 |
- 49 |
количество подготовленных Счетной палатой предложений |
202 |
77 |
-125 |
количество предложений Счетной палаты, учтенных при принятии решений |
102 |
62 |
-40 |
2. экспертиза материалов, предоставленных в целях согласования заключения контрактов с единственным поставщиком |
266 |
27 |
- 239 |
3. экспертно-аналитические мероприятия |
4 |
4 |
|
Уменьшение количества экспертно-аналитических мероприятий с 371 в 2014 году до 83 в 2015 году, в большей части обусловлено изменением законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг в отношении требований по согласованию заключения контрактов с единственным поставщиком контрольно-счетным органом.
Структура экспертиз муниципальных правовых актов приведена на диаграмме N 7.
Диаграмма N 7
Структура экспертиз муниципальных правовых актов
В отчетном периоде Счетной палатой проведено 3 экспертно-аналитических мероприятий, и одно в форме консультации сверх утвержденного плана, на основании обращения Прокуратуры города. Результаты экспертно-аналитических мероприятий представлены в приложении N 2 к Отчету.
5.1.1. Финансовая экспертиза проекта решения Городской Думы "О бюджете муниципального образования город Ноябрьск на 2016 год
В рамках предварительного контроля осуществлен анализ показателей проекта решения Городской Думы "О бюджете муниципального образования город Ноябрьск на 2016 год" (далее - проект решения о бюджете), анализ наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования, анализ иной информации о социально-экономическом развитии и финансовом положении муниципального образования. На основании анализа было подготовлено заключение Счетной палаты на проект решения о бюджете.
Особенностями проекта решения о бюджете согласно пояснительной записке представленной с проектом решения явились:
- формирование бюджета на один год;
- формирование расходов бюджета с коэффициентом индексации единица.
Бюджет муниципального образования город Ноябрьск на 2016 год был сформирован без дефицита. Для реализации задач, обозначенных в основных направлениях бюджетной политики муниципального образования город Ноябрьск на 2016 год и основных направлениях налоговой политики муниципального образования город Ноябрьск на 2016 год, Счетная палата обратила внимание на наличие рисков, связанных с сокращением доходной базы бюджета, с высокой зависимостью бюджетной системы муниципального образования город Ноябрьск от поступлений из бюджетов других уровней, ограниченностью внутренних финансовых ресурсов.
Счетной палатой было указано на имеющиеся резервы увеличения доходов бюджета, так как в отдельных случаях при расчете показателей доходов не применена методика прогнозирования, использована не соответствующая база для формирования объема поступлений, использован не коэффициент-дефлятор, а индекс потребительских цен. В расчетах по неналоговым доходам не учитывается дебиторская задолженность, которая также является резервом пополнения доходной части бюджета.
Учитывая формирование бюджета в программной структуре расходов по 12 муниципальным программам в заключении на проект решения о бюджете отмечалось, что все муниципальные программы нуждаются в доработке в связи с их несоответствием проекту решения о бюджете.
В установленном порядке заключение было направлено в Городскую Думу и Главе Администрации города.
5.1.2. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета муниципального образования город Ноябрьск за 2014 год и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2014 год
Как и в предыдущие годы, одним и основных мероприятий, проведенных Счетной палатой в отчетном периоде в рамках последующего контроля, в соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) и статьи 43 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Ноябрьск, принятого решением Городской Думы от 21 ноября 2013 N 629-Д, является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 2014 год, без которой представительный орган не имеет права его рассматривать.
Внешняя проверка является важнейшим комплексным контрольным мероприятием, в рамках которой проводится проверка достоверности бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, дается оценка исполнению бюджета за отчетный год на основе основных факторов, оказавших влияние на исполнение бюджета муниципального образования за 2014 год.
В марте 2015 года была проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2014 год, утвержденных решением Городской Думы от 19.12.2013 N 641-Д "О бюджете муниципального образования город Ноябрьск на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов".
Проверена бюджетная отчетность 12 главных администраторов бюджетных средств и годовой отчет об исполнении бюджета за 2014 год. В результате проведения внешней проверки оформлено 12 актов по каждому главному администратору бюджетных средств и подготовлено 12 отчетов по результатам проверки бюджетной отчетности. Объем проверенных средств в рамках внешней проверки 10 065 414 тыс. рублей. Счетной палатой указано на несоблюдение органом исполнительной власти бюджетного законодательства, которым не разработан нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения внутреннего финансового аудита. В результате в течение 2014 года не осуществлялся финансовый аудит у всех главных распорядителей бюджетных средств и бюджетная отчетность главных распорядителей бюджетных средств за 2014 год представлена без результатов внутреннего финансового аудита, целью которого является подтверждение достоверности бюджетной отчетности.
Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств показала, что несмотря, на то, что большинство рекомендаций Счетной палаты по результатам внешней проверки главных администраторов бюджетных средств за прошлые годы были учтены, ведомственный финансовый контроль в 2014 году, не отличался достаточной результативностью и эффективностью, о чем свидетельствуют факты нарушений, установленные Счетной палатой, отдельная их часть устранялась в ходе проведения внешней проверки.
Вместе с этим, как и в предыдущие годы, результаты предварительного и последующего контроля свидетельствуют о проблемах с достоверностью бюджетной отчетности, так как в годовых отчетах главных администраторов бюджетных средств не отражается имеющаяся задолженность перед контрагентами. Подобного рода нарушения были установлены в отчете Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города в котором не была отражена задолженность на сумму 1 145,7 тыс. рублей и в отчете МУ "Дирекция муниципального заказа" отсутствовала задолженность на сумму 2 069,9 тыс. рублей.
По результатам внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств муниципального образования город Ноябрьск, направлены предложения:
Администрации города разработать правовой акт, регламентирующий порядок проведения внутреннего финансового аудита;
главным администраторам бюджетных средств достоверность годовой отчетности за 2015 год подтвердить аудиторским заключением.
На основании результатов внешней проверки бюджетной отчетности проведена экспертиза отчета об исполнении бюджета муниципального образования город Ноябрьск за 2014 год и подготовлено заключение на соответствующий проект решения Городской Думы.
Целью подготовки заключения является определение полноты поступления доходов и иных платежей в бюджет муниципального образования город Ноябрьск, привлечения и погашения источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования город Ноябрьск, фактического расходования средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск по сравнению с показателями, утвержденными решением Городской Думы по объему и структуре, а также целевого назначения, эффективности финансирования и использования средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск в отчетном году.
Внешняя проверка исполнения бюджета муниципального образования город Ноябрьск за 2014 год показала, что основными причинами сложившейся ситуации с уровнем исполнения бюджета города в 2014 году послужили:
- длительность цикла проведения закупок;
- отсутствие в начале финансового года нормативных правовых актов, регулирующих порядок финансового обеспечения отдельных расходных обязательств;
- оптимизация расходов;
- неисполнение контрагентами условий контрактов, позднее заключение контрактов, отсутствие заявок на участие в торгах, снижение цены контрактов по результатам торгов, расторжение контрактов по соглашению сторон;
- нарушение сроков выполнения работ подрядчиками, несвоевременная разработка проектно-сметной документации.
В адрес Председателя Городской Думы, Главы Администрации города направлено заключение с предложениями по повышению результативности бюджетных расходов.
5.1.3 Финансовая экспертиза проектов решений Городской Думы по внесению изменений в бюджет муниципального образования город Ноябрьск
За отчетный период решениями Городской Думы бюджет города увеличен по доходам на 289,2 млн. рублей по расходам на 338,6 млн. рублей.
Счетной палатой в 2015 году проведена экспертиза пяти проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в действующее решение о бюджете муниципального образования город Ноябрьск.
Вносимые изменения касались в основном корректировки основных характеристик бюджета муниципального образования город Ноябрьск, перераспределения прогнозируемой экономии бюджетных средств по отдельным статьям расходов между главными распорядителями бюджетных средств, уточнением объема целевых средств, поступивших из окружного бюджета, перераспределением бюджетных ассигнований на основании обращений главных распорядителей бюджетных средств. В заключениях отражался анализ доходных и расходных статей бюджета муниципального образования город Ноябрьск, отмечались имеющиеся недостатки, отражались иные замечания.
В рамках заключений Счетной палатой ставились вопросы об увеличении ассигнований по некоторым расходам бюджета (КСК "Ямал") и необходимости предоставления главными распорядителями и администраторами бюджетных средств муниципального образования обоснований по увеличению (сокращению) некоторых значимых расходных обязательств для города.
Основная часть рекомендаций Счетной палаты относится к вопросу несоответствия объемов финансового обеспечения муниципальных программ объему бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на реализацию программ.
5.1.4. Финансовая экспертиза проектов правовых актов, касающихся расходных обязательств и доходов муниципального образования
Экспертно-аналитическая деятельность в 2015 году была представлена подготовкой 83 экспертных заключений, в том числе 52 по проектам муниципальных правовых актов, из них 49 - по проектам решений представительного органа муниципального образования, 27 экспертиз материалов, предоставленных в целях согласования заключения контрактов с единственным поставщиком и 4 экспертно-аналитических мероприятий.
В качестве примера результата экспертно-аналитической работы следует привести следующие предложения Счетной палаты, которые приводят к существенному результату:
- так предотвращены излишние, неэффективные расходы бюджетных средств за счет:
- уменьшения ассигнований, несоответствующих потребности на 5,1 млн. рублей, на оплату содержания и коммунальных услуг за незаселенные жилые помещения.
- предотвращено неэффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом:
- снят с рассмотрения проект решения Городской Думы, направленный на согласование заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом в пользу УФМС по ЯНАО.
- сокращена сумма потерь доходов бюджета:
- за счет сокращения срока пользования муниципальным имуществом на праве безвозмездного пользования;
- за счет уменьшения площади, передаваемой в пользование на безвозмездной основе;
- за счет снятия с рассмотрения проекта решения Городской Думы, направленного на приватизацию пакетов акций четырех акционерных обществ, чем предупреждено занижение поступлений в бюджет доходов от приватизации акций как минимум на 125 млн. рублей.
- исключена возможность несоответствия действующему законодательству отдельных проектов путем доработки с участием Счетной палаты, устранения редакционных замечаний, неоднозначных формулировок:
- за счет снятия с рассмотрения проекта решения Городской Думы, направленного на внесение изменений в порядок приватизации муниципального имущества;
- за счет доработки проекта решения Городской Думы направленного на внесение изменений в положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Ноябрьск".
По итогу экспертно-аналитического мероприятии, проведенного по вопросу оценки исполнения органами местного самоуправления муниципального образования полномочий администраторов доходов бюджета в 2014 - 2015 годах Счетной палатой были выявлены нереализованные источники доходов бюджета, в связи с некачественным исполнением функций администраторами доходов, что привело к потере неналоговых доходов на сумму 25,8 млн. рублей.
По результатам рассмотрения проектов решений Городской Думы (дополнительных материалов к ним) и муниципальных правовых актов Администрации города, Счетной палатой в заключениях высказано 77 предложений. Большая часть предложений направлена на устранение существенных недоработок в рамках обоснований (в том числе финансово-экономических) к проектам нормативных правовых актов, предоставление разработчиками необходимых дополнительных пояснений и информации, что свидетельствует о недостаточном качестве подготовленных документов. Кроме того, часть предложений направлена на корректировку, представленных на экспертизу проектов решений. В ходе рассмотрения вопросов проекты решений дорабатывались разработчиками с учетом предложений и замечаний Счетной палаты. Таким образом, часть предложений Счетной палаты учитывалась разработчиком уже на стадии подготовки заключения.
В 2015 году в Счетную палату на экспертизу представлялись материалы, требующие согласования права заключения муниципальных контрактов у единственного поставщика. Из 25 представленных пакетов документов согласовано заключение контрактов у единственного поставщика в 22 случаях.
5.1.5 Финансовая экспертиза проектов решений Городской Думы по вопросам распоряжения муниципальным имуществом
В рамках предварительного контроля проведены экспертизы 29 проектов правовых актов Городской Думы по вопросам распоряжения муниципальным имуществом.
В рамках заключений Счетной платой были даны рекомендации о необходимости использования имущества на возмездной основе для увеличения собственной доходной базы, о нецелесообразности передачи на праве безвозмездного пользования имущества государственным учреждениям, которые имеют источники финансирования арендной платы. В 2015 году наблюдается тенденция увеличения случаев, при которых муниципальное имущество передается уже не на 5 лет, а на год или три года с условием оценки деятельности ссудополучателя, что способствует уменьшению выпадающих доходов бюджета и оценке эффективности использования муниципального имущества.
Счетная палата указывала, что достижение наибольшего социально-экономического эффекта при предоставление муниципального имущества на безвозмездной основе некоммерческим организациям социальной направленности, следует ожидать при условии участия некоммерческих организаций в мероприятиях, обеспечивающих исполнение полномочий муниципального образования, что в свою очередь при делегировании отдельных полномочий органа местного самоуправления некоммерческим организациям, будет способствовать сокращению расходов бюджета.
В ходе совместной проработки органами местного самоуправления вопросов формирования доходов от реализации имущества по предложениям, изложенным в экспертных заключениях Счетной палаты в 2015 году предупреждена неэффективная, по заниженным ценам, приватизация акций четырех акционерных обществ, находящихся в собственности муниципального образования.
5.1.6 Подготовка ежеквартальной информации об исполнении бюджета муниципального образования город Ноябрьск
В рамках оперативного контроля осуществлялась подготовка ежеквартальной информации об исполнении бюджета за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев 2015 года на основании отчетов об исполнении бюджета муниципального образования.
Информация, подготавливаемая Счетной палатой содержала оценку исполнения доходных и расходных статей бюджета по объему и структуре, а также анализ причин выявленных отклонений.
Результаты проведенного анализа по итогам исполнения бюджета на 01.04.2015, 01.07.2015 и 01.10.2015 года были рассмотрены на заседаниях комиссии по бюджету и налогам Городской Думы.
5.2 Контрольная деятельность Счетной палаты в разрезе направлений
В рамках контрольной деятельности Счетной палатой проведено 36 контрольных мероприятий, из них 14 проверок соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг и 4 аудита закупок.
Контрольными мероприятиями и проверками были охвачены 42 объекта из них: 3 органа местного самоуправления, 10 структурных подразделений Администрации города, 22 муниципальных учреждения.
В 2015 году Счетной палатой осуществлялся контроль:
- за расходованием бюджетных средств на капитальный ремонт, реконструкцию и текущий ремонт;
- за расходами в области национальной экономики;
- за обоснованностью и эффективностью расходования бюджетных средств в сфере общегосударственных вопросов;
- за расходами средств в области массовой информации;
- за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5.2.1 Контроль за расходованием средств бюджета, направленных на капитальный ремонт, реконструкцию и текущий ремонт
Итоги двух контрольных мероприятий по вопросам использования ассигнований на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства указали на некачественное исполнение Учредителем полномочий в отношении подведомственных учреждений при проведении ими текущего и капитального ремонта. Учредителем не обеспечено определение реальной потребности объема субсидии на финансирование капитального ремонта недвижимого имущества подведомственных учреждений, не обеспечен контроль за соблюдением подведомственными учреждениями законодательства о закупках при использовании средств субсидии, предоставленной для проведения капитального ремонта.
Осуществление приемки выполненных работ проводилось учреждениями без разрешительных документов, требуемых законодательством РФ, специалистами, не имеющими профессиональных знаний, соответствующих квалификационным требованиям, как следствие не была обеспечена достоверность объема и качества выполненных работ по капитальному и текущему ремонтам.
Отмечены также нарушения при осуществлении ответственными должностными лицами контроля за выполненными работами, их приемкой, и соблюдением условий муниципальных контрактов. Действиями ответственных должностных лиц были созданы условия для образования задолженности заказчика за работы, которые по факту выполнены не были.
Выявлены факты нарушений ведения бюджетного учета основных средств, создаваемых при проведении капитального ремонта, при этом имущество не передавалось в состав имущества казны, что создавало риски утраты права муниципалитета на имущество.
Объем нарушений составил 22 050,1 тыс. рублей, возмещению подлежит 11 902,3 тыс. рублей.
5.2.2 Контроль за расходами в области национальной экономики
В области расходов национальной экономики контролем охвачены средства направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и средств муниципального дорожного фонда.
Итоги одного из контрольных мероприятий указали на недостатки разработки, реализации и контроля за ходом исполнения долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск".
Отсутствовал порядок возврата и мер ответственности за несвоевременный возврат неиспользованной либо использованной не по назначению финансовой поддержки.
Действующие порядки предоставления различных видов поддержки не обеспечивали возможность оценки влияния оказанной из бюджета поддержки на развитие сферы предпринимательства, и результатов реализации бизнес проектов на всем протяжении срока их реализации.
Конкурсной комиссией выносились решения за пределами ее компетенции, в результате принимались нелегитимные решения, отменяющие возврат, предоставленной поддержки за нарушения условий при ее использовании.
Управление муниципальным имуществом, предоставляемого в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства осуществлялось собственником неэффективно. Контроль за возвратом муниципального имущества после прекращения действия договора, за соблюдением платежной дисциплины, за своевременным оформлением правовых оснований на пользование имуществом, не обеспечен. Передача прав владения, пользования имуществом осуществлялась без участия Совета по развитию малого и среднего предпринимательства. Реестр получателей поддержки содержал недостоверные и необъективные сведения. Не была обеспечена долгосрочная основа имущественной поддержки и не созданы благоприятные условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Итоги другого контрольного мероприятия указали на нарушения бюджетного законодательства при доведении главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств по разделу "Транспорт" до получателя, за которым не закреплены соответствующие полномочия.
Планирование мероприятий по выполнению дорожных работ осуществлялось без учета климатических условий территории и особенностей их выполнения вследствие чего не были созданы условия для выполнения подрядчиками обязательств в объеме заключенных контрактов.
Содержание объектов дорожной деятельности и направление средств муниципального дорожного фонда производилось в отсутствие правоустанавливающих документов на объекты дорожной деятельности.
Функции контроля за исполнением обязательств в рамках заключенных муниципальных контрактов осуществлялись некачественно, на что указали такие факты как выполнение и оплата работ, не предусмотренных техническим заданием, неправильное определение и применение коэффициента торгов, оплата необоснованно увеличенного объема и периодичности работ, оплата работ уже учтенных в составе расценки, оплата работ фактически не выполненных. Соответственно возможность достижения результата с меньшим объемом бюджетных средств осталась нереализованной.
Объем нарушений в суммовом выражении составил 212 399,7 тыс. рублей, требующий устранения 2227 тыс. рублей.
5.2.3 Контроль за обоснованностью и эффективностью расходования бюджетных средств в сфере общегосударственных вопросов
Итоги контрольного мероприятия по вопросу исполнения органом местного самоуправления полномочий в градостроительной деятельности показали, что уполномоченным органом в проверяемый период их исполнение осуществлено с нарушением законодательства:
- при расходовании бюджетных средств не соблюдены требования бюджетного законодательства;
- не обеспечено соблюдение требования инструкции по составлению бюджетной отчетности;
- отмечено не соответствие муниципальных правовых актов правовым актом субъекта РФ и несвоевременная актуализация нормативных правовых актов;
- не был обеспечен надлежащий контроль сроков выполнения работ по заключенным контрактам;
- в контрактах не устанавливались условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставляемого товара, выполняемых работ, требуемые правовыми нормами;
- допущено ненадлежащее исполнение уполномоченным органом условий муниципального контракта, и как следствие из бюджета произведены необоснованные расходы.
- производилось необоснованное продление сроков выполнения работ по муниципальным контрактам, вследствие чего исключалось право заказчика применения мер гражданско-правовой ответственности за нарушение срока контракта исполнителем.
Объем нарушений составил 3 433 тыс. рублей, возмещению подлежит 152,6 тыс. рублей.
5.2.4. Контроль за расходами в области массовой информации
В данном направлении была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности и эффективности использования муниципального имущества муниципальным учреждением "Ноябрьское телевизионное информационное агентство "МИГ", позволившая оценить качество исполнения органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, законность и результативность использования субсидии, выделенной на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, а также и иные недостатки в деятельности учреждения при оказании муниципальных услуг и расходовании бюджетных средств.
Отмечено, что органом местного самоуправления при осуществлении функции по учреждению печатного органа создано муниципальное учреждение, наделенное правом осуществления деятельности, как в области радиовещания, так и телевидения. Осуществление деятельности в области телевидения для опубликования муниципальных правовых актов не требуется, более того не соответствует полномочиям органа местного самоуправления, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ.
Также органом местного самоуправления не обеспечено качественное исполнение полномочий учредителя муниципального учреждения по утверждению и внесению изменений в устав Ноябрьского телевизионного информационного агентства "МИГ", по включению услуг в перечень муниципальных услуг, оказываемых учреждением, соответствующих видам деятельности, установленных учредительными документами учреждения, по формированию муниципальных заданий на выполнение муниципальных услуг на основании перечня муниципальных услуг и основных видов деятельности учреждения, по утверждению перечня муниципальных услуг (работ), предоставляемых учреждением, учитывающего методические рекомендации Минфина России
Учредителем ненадлежащим образом обеспечивались полномочия по контролю за деятельностью муниципального учреждения, по финансовому обеспечению муниципального задания, по определению объема и оснований для предоставления субсидий на иные цели. В составе объемных показателей выполнения муниципального задания отражались объемы работ, не связанные с выполнением муниципального задания. Действующими муниципальными правовым актам не определен источник содержания имущества, передаваемого учреждением в пользование на возмездной основе. Субсидии на иные цели предоставлялись без предварительных расчетов объема субсидий, без соответствующих расчетов и документов, обосновывающих необходимость предоставления субсидии, с необоснованным применением корректирующих коэффициентов.
Утвержденный учредителем порядок определения нормативных затрат на предоставление муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества НТИА "МИГ" содержит существенные недостатки, так как формирует не затраты на выполнение работ (услуг) в рамках муниципального задания, а определяет фактические расходы на содержание учреждения.
Распределение затрат между источниками финансирования осуществлялось учреждением в отсутствие методики распределения общехозяйственных расходов, осуществляемых в рамках платной деятельности и в целях выполнения муниципального задания. В итоге финансовое обеспечение муниципального задания на выполнение муниципальной услуги было установлено выше потребности из-за неверного применения методики распределения затрат между источниками доходов, а также включения в нормативные затраты в целях оказания муниципальных услуг общехозяйственных расходов, без их распределения, вследствие необоснованного завышения потребности на расходы, не требуемых для проведения мероприятий в рамках соглашений на предоставление субсидий на иные цели, вследствие изменения расценки в локально сметном расчете, вследствие необоснованного определения муниципальной услугой услугу по доведению официальной информации через выпуск и распространение сетевого издания "Информационный портал города Ноябрьска "НоябрьскИнформ".
Отмечены нарушения по формированию перечня особо ценного движимого имущества. Собственником не в полном объеме определено и закреплено за учреждением указанное имущество. Объекты жилого фонда находились в распоряжение учреждения в отсутствие правовой основы, а их использование на возмездной основе производилось без согласия собственника
Ко всему этому вскрыта проблема - не обеспечение своевременной открытости и доступности информации о муниципальном задании, о результатах деятельности муниципального учреждения.
В ходе проверки были установлены нарушения на сумму 20 636,6 тыс. рублей, не подлежащие устранению.
5.2.5 Контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Счетной палатой города Ноябрьска в целях предупреждения нарушений, а также контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок и эффективности расходов на закупки в 2015 году проведены 10 плановых и 4 внеплановых проверки соблюдения законодательства, 5 - аудита закупок, рассмотрены 25 обращений, направленных муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями с целью получения решения о согласовании заключения контрактов с единственным поставщиком и 2 уведомления о заключении контракта с единственным поставщиком.
Внеплановые проверки проведены в соответствии с полномочиями, установленными частью 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам обращений в Счетную палату юридических лиц с сообщением о выявлении в результате ведомственного контроля нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Из 25 обращений, направленных муниципальными заказчиками и муниципальными бюджетными учреждениями с целью получения решения о согласовании заключения контрактов с единственным поставщиком по 22 обращениям вынесено решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. Два обращения оставлены без рассмотрения, в связи с изменением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в виду того, что на момент получения обращений, Счетная палата не исполняла функции по согласованию заключения контрактов с единственным поставщиком в результате несостоявшихся электронных аукционов. По одному обращению вынесено решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком по причине не предоставления заявителем информации о цене контракта, заключаемого заказчиком, при этом Счетная палата была не вправе согласовать заключение контрактов всем заказчикам, принимавшим участие в совместном конкурсе на основании обращения одного из них, так как при признании совместного конкурса несостоявшимся принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно.
Предметом всех проверок являлись средства муниципального образования город Ноябрьск, направленные на обеспечение муниципальных нужд в товарах, работах, услугах. Общая сумма проверенных средств составила 267 223,2 тыс. руб.
При проведении проверок было рассмотрено 1387 контрактов (договоров), из которых 132 контракта на сумму 29 009,1 тыс. руб., заключенные по результатам проведенных электронных аукционов, конкурсов, запросов котировок, а также 1255 договоров на сумму 238 214,1 тыс. руб., заключенные у единственного поставщика, то есть 89 процентов бюджетных расходов, охваченных проверками, были направлены на закупки без применения конкурентных процедур. Закупки, осуществленные с применением конкурентных процедур обеспечили экономию бюджетные средства в размере 4 764,1 тыс. рублей или 14 процентов от объема средств направленных на закупки конкурентными способами. Исходя из объема достигнутой экономии в случае 100 процентного осуществления закупок конкурентными способами экономия бюджетных средств могла увеличиться на 33 350 тыс. рублей.
Результаты проверок за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок и эффективности расходов на закупки в 2015 году свидетельствуют о наличии нарушений при планировании закупок, при организации закупочной деятельности, при заключении и исполнении контрактов. По анализу нарушений существуют проблемы по организации контрактных служб укомплектования их персоналом, имеющим необходимый уровень профессиональной подготовки, низкий уровень использования конкурентных процедур и высокий уровень закупок осуществляемых у единственного поставщика. При этом не всегда при закупках обеспечивалось соответствующее качество приемки товаров, работ, что приводило к избыточным расходам бюджета. По-прежнему частыми остаются такие нарушения как несоблюдение сроков размещения на официальном сайте планов-графиков, извещений об осуществлении закупки с единственным поставщиком, сведений о заключении и исполнении контрактов.
Акты проверок, отчеты по результатам контрольных мероприятий и документы, подтверждающие нарушения, в соответствии с соглашением о взаимодействии от 23.04.2014 N 1/14 направлялись в Прокуратуру города для принятия мер и привлечения к ответственности лиц, по вине которых допущены нарушения, содержащие признаки административных правонарушений. За 2015 год в Прокуратуру города Ноябрьска были направлены 6 материалов проверок, с признаками административных правонарушений. Руководителям пяти объектов контроля внесены представления об устранении нарушений закона, по одному объекту возбуждено три административных производства, по одному из которых одно должностное лицо привлечено к административной ответственности с наложением штрафа.
6. Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
В целом по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенным в 2015 году Счетной палатой подготовлено 42 акта и 36 отчетов. По всем нарушениям в адрес главных распорядителей бюджетных средств было направлено 31 представление (в том числе 5 Прокуратурой города) и 1 предписание.
В 2015 году из 26 направленных руководителям проверенных организаций представлений Счетной палаты, 13 остаются на контроле. В 2015 году снято с контроля 1 представление, направленное в периоде, предшествующему отчетному.
В отчетном периоде по реализации результатов работы Счетной палатой практиковалась такая форма взаимодействия с Администрацией города и ее структурными подразделениями как совместное рассмотрение итогов контрольных мероприятий, в том числе на Коллегии Счетной палаты.
Всего по итогам работы за 2015 год предложено устранить нарушений на 18 858,8 тыс. рублей и возместить 7 037,1 тыс. рублей. К дисциплинарной ответственности привлечено 5 должностных лиц, допустивших нарушения, к административной ответственности с наложением штрафа в размере 20 тыс. рублей привлечено 1 должностное лицо. Меры, принятые по результатам проведенных в 2015 году Счетной палатой мероприятий, обеспечили устранение выявленных нарушений на сумму 12 511,2 тыс. рублей, из них возмещено в бюджет города 620,8 тыс. рублей (таблица 2).
Устранение нарушений
Таблица 2
N |
Наименование |
Устранено финансовых нарушений в 2015 году по результатам проверок (тыс. руб.) |
|
Прошлых лет |
2015 года |
||
1. |
Выполнено работ, оказано услуг |
|
1 096,7 |
2. |
Возвращено в бюджет |
402,1 |
218,7 |
3. |
Устранены нарушения бухгалтерского учета и формирования бюджетной годовой отчетности |
|
3438,8 |
4. |
Устранены нарушения порядка управления и распоряжения имуществом |
|
4 322,3 |
4. |
Устранено иными способами |
1 885,3 |
1 147,3 |
|
Итого |
2 287,4 |
10 223,8 |
|
В % от объема нарушений, подлежащих устранению |
Х |
54,2 |
В рамках устранения нарушений проводится следующая работа:
- по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства бухгалтерской и бюджетной отчетности объектов проверок, Уставов муниципальных учреждений и иных локальных актов;
- по утверждению муниципальных правовых актов и приведению их в соответствие с действующим законодательством;
- по устранению замечаний в отношение не учтенного в казне муниципального образования имущества объектов основных средств, образуемых в процессе капитального ремонта;
- по возмещению средств в бюджет города и предъявлению неустойки подрядным организациям;
- по устранению замечаний в отношение формирования контрактных служб и их профессиональной подготовке.
По результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в прошлые годы и остающихся на контроле в течение отчетного периода в бюджет города возмещены средства в сумме 402,1 тыс. рублей. На контроле остается сумма не возмещенных средств в объеме 9 101,8 тыс. рублей, в том числе в рамках представлений Счетной палаты:
- по результатам проверки капитальный ремонт на объекте "Детская поликлиника" по решению суда от 23.10.2013 N А81-5451/2011 включены в реестр требований кредиторов ОАО "Управление жилищного хозяйства" в третью очередь суммы неустойки и неосновательного обогащения в размере 3 418,5 тыс. рублей (160,6 тыс. рублей поступило в бюджет в 2015 году);
- по результатам проверки, проведенной в МУ ДМЗ - 286,9 тыс. рублей,
- по результатам проверки "Подготовка города к осенне-зимнему периоду", проведенной в 2011 году - неустойка невзысканная с ООО "Внешрегион" в сумме 234,4 тыс. рублей;
- по результатам проверки "Эффективность и целевое использование бюджетных средств, выделенных в 2013 - 2014 годах в соответствии с перечнем строек и объектов Адресной инвестиционной программы ЯНАО и перечнем объектов строящихся и реконструируемых за счет средств бюджета муниципального образования", на объекте муниципальное учреждение "Дирекция муниципального заказа" - невзысканная неустойка 71,1 тыс. рублей и оплата завышенной стоимости работ -513,1 тыс. рублей;
- по результатам проверки "Реализация полномочий органа местного самоуправления в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами муниципального образования за период с 01.012013 по 31.12.2013 года" - неполученные доходы от продажи земельных участков в сумме 4 284,6 тыс. рублей вследствие завышения собственником выкупной цены и неисполнения заявителями условий договоров, по причине не согласия с определенной НГДИ в договоре купли - продажи выкупной ценой, не востребования пени за нарушение сроков оплаты по договорам купли-продажи земельных участков в сумме 364,4 тыс. рублей.
Анализ исполнения представлений показал, что остается проблемным вопрос возмещения средств бюджета подрядными организациями и учреждениями, допустившими нарушения, а также уклонение от возмещения. Одним из решений данной проблемы, прежде всего, является проведение претензионной работы, которая требует особого внимания к срокам и реализации процедуры досудебного урегулирования вопроса возмещения средств, а также качественная подготовка сметной документации и приемка выполненных работ, от которой во многом зависят итоги судебных разбирательств.
Как показывают результаты устранения нарушений значительная часть, установленных финансовых нарушений, допущенных подрядными организациями при выполнении работ и оказании услуг, подлежащих возмещению, требует обращения в арбитражный суд. Так, по результатам проверок в 2015 году МУ ДМЗ подало исковое заявление на взыскание денежных средств на сумму 755,8 тыс. рублей. При этом решением арбитражного суда, вынесенного в пользу МУ ДМЗ сумма неустойки была уменьшена более чем на 95 процентов.
Кроме того, судебная практика показывает, что обращение в суд о взыскании неправомерной уплаты из бюджета денежных средств подрядчику в связи с такими нарушениями как оплата заказчиком работ, не предусмотренных техническим заданием, но включенных в акт выполненных работ, необоснованное включение и оплата работ предусмотренных уже в расценках, приемка и оплата объема и периодичности работ, несоответствующих техническому заданию, завышение понижающего коэффициента, бесперспективно и не приводит к положительному результату. Суд принимает решения в пользу подрядчиков поскольку заказчик принял результат работ без претензий, акт выполненных работ подписал без возражений и оплатил их в соответствии с условиями контракта. По итогам контрольных мероприятий нарушения подобного характера составляют 1 315,2 тыс. рублей, вероятность их возврата отсутствует.
7. Прочие аспекты деятельности
В целом за 2015 год обеспечено участие Счетной палаты во всех заседаниях депутатских комиссий, Городской Думы и иных совещаниях с представителями Администрации города.
Проведено 40 заседание Коллегии Счетной палаты, на которых рассматривались результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, стандарты внешнего финансового контроля, внесение изменений в план работы, внутренние вопросы деятельности Счетной палаты. Всего рассмотрено 98 вопросов.
Успешно реализовывался в 2015 году принцип гласности и открытости в деятельности Счетной палаты за счет публичного представления на сайте итогов деятельности органа внешнего муниципального контроля, размещения в открытом доступе информации по результатам экспертно-аналитических и контрольных мероприятий. Счетная палата регулярно представляет информацию о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях в Городскую Думу и Главе Администрации города.
В 2015 году несмотря на проводимую оптимизацию расходов бюджета муниципального образования повышение квалификации прошли 2 работника Счетной палаты по следующим направлениям:
- аудит в строительстве, ценообразование и сметное дело в строительстве;
- технологии и методы противодействия коррупции в системе муниципальной службы.
В течение 2015 года сотрудники Счетной палаты участвовали в консультационных семинарах, проведенных негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Дом науки и техники" и Автономной некоммерческой организацией "Образовательный центр Гарант". Счетной палатой активно используется такой консультационный ресурс как "Система Главбух", позволяющий в режиме онлайн задавать вопросы и получать консультации.
В отчетный период Счетной палатой предпринимались меры по развитию системы внутренней антикоррупционной безопасности. Актуализировались внутренние акты Счетной палаты, направленные на противодействие коррупции. Проводились мероприятия по проверке исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в части, касающейся представления муниципальными служащими Счетной палаты полных и достоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
8. Выводы и основные задачи Счетной палаты на 2016 год
В отчетном году Счетной палатой обеспечена реализация возложенных на нее полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. План работы Счетной палаты за 2015 год выполнен в полном объеме.
В течение года усилия Счетной палаты были направлены на предупреждение, и контроль за устранением нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.
Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о том, что существует необходимость укрепления финансовой дисциплины в ходе формирования и исполнения бюджета города, обеспечения надежности и обоснованности прогнозных показателей социально-экономического развития муниципального образования и соответственно показателей бюджета города, повышения качества администрирования доходов бюджета города и сохранению доходного потенциала в целях обеспечения принятых обязательств, в том числе социальных. В муниципальном образовании имеются возможности для повышения эффективности бюджетных расходов, управления муниципальной собственностью. При этом не следует пренебрегать мотивационным эффектом дисциплинарных взысканий к лицам, допускающим нарушения.
Действенный контроль за муниципальными финансовыми ресурсами и имуществом невозможен без взаимодействия всех ветвей власти, без координации внешнего и внутреннего контроля.
В целях исключения нарушений в финансово-бюджетной сфере, в первую очередь, требуются меры направленные на:
- повышение исполнительской дисциплины сотрудников;
- анализ организации внутреннего ведомственного контроля и повышения его эффективности;
- обеспечение соблюдения требований нормативных правовых актов, условий договоров, платежной дисциплины, периодичности, полноты и качества проведения инвентаризации муниципального имущества, приведение учета муниципального имущества в соответствие с требованиями законодательства.
В 2016 году Счетной палатой будет продолжена работа по совершенствованию системы внешнего муниципального финансового контроля, по укреплению бюджетной дисциплины и по повышению эффективности использования бюджетных средств в интересах устойчивого развития экономики муниципального образования и повышения качества жизни населения города.
В этой связи в рамках деятельности Счетной палаты в 2016 году приоритетным будет проведение следующих мероприятий:
- развитие сотрудничества и взаимодействия по вопросам совершенствования финансового контроля и аудита, взаимного обмена информацией и опытом;
- взаимодействие с контрольно-счетными органами, для обеспечения действенного контроля за использованием бюджетных средств, предназначенных для решения задач муниципального образования.
- стимулирование профессионального роста сотрудников подтверждение их высокой квалификации путем участия в конкурсе "Лучший сотрудник контрольно-счетного органа муниципального образования в Ямало-Ненецком автономном округе";
- дальнейшее формирование и актуализация стандартов и порядков проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которые позволят повысить эффективность внешнего муниципального финансового контроля, его результативность;
- изучение, обобщение и внедрение в деятельность Счетной палаты опыта взаимодействия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований Российской Федерации с целью повышения эффективности своей деятельности.
Реализация намеченных мероприятий будет способствовать организации надежного внешнего муниципального финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, муниципального имущества, что является одним из неотъемлемых условий динамичного социально-экономического развития муниципального образования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "постановление Администрации муниципального образования г. Ноябрьск от 1 сентября 2015 N П-989"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.