Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Соблюдение прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания и лишения свободы
В 2015 году Уполномоченный продолжил деятельность по контролю за соблюдением прав и свобод граждан, отбывающих уголовное наказание в исправительных учреждениях и заключенных под стражу в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Ямало-Ненецкого автономного округа.
Граждане, отбывающие наказания в виде лишения свободы ограничены в возможностях отстаивания своих прав и интересов по сравнению с гражданами, находящимися на свободе, поэтому обращениям, поступающим из мест лишения свободы, Уполномоченный уделяет особое внимание. Подробный анализ рассмотрения жалоб, в том числе устных обращений, конкретизирован в подпунктах данного раздела.
Все обращения, поступающие Уполномоченному от граждан, находящихся в местах лишения свободы и их родственников, внимательно изучаются. По ним проводится работа как самостоятельно, так и во взаимодействии с государственными органами федерального и регионального уровня. Достаточное количество обращений рассматривались Уполномоченным совместно с УФСИН России по ЯНАО, а обращения на действия сотрудников ИУ и правоохранительных органов совместно с органами прокуратуры автономного округа.
Посещая учреждения, следует отметить, что в колониях, следственных изоляторах, лечебно-профилактических учреждениях (больницах) уголовно-исполнительной системы округа налажено питание осужденных и лиц, заключенных под стражу, осужденные в полной мере обеспечиваются вещевым имуществом, предметами коммунально-бытового назначения. В исправительных колониях нормы проживания на одного человека обеспечиваются, комнаты воспитательной работы и отдыха оборудованы теле-, видеоаппаратурой, проигрывателями, магнитофонами, в распоряжении большое количество видео-аудио-кассет (дисков). На прилегающих к общежитиям территориях оборудованы спортивные уголки. В каждом исправительном учреждении имеются спортивные площадки (поля, корты), спортивные залы, на которых установлены спортивные снаряды, тренажеры. В часы, определенные распорядком дня, осужденные занимаются спортом, в том числе проводят состязания и соревнования.
5.1. О состоянии дел в колониях и изоляторах
В 2015 году Уполномоченный активизировал деятельность за соблюдением прав и свобод граждан, отбывающих уголовное наказание в исправительных учреждениях и заключенные под стражу в следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Ямало-Ненецкого автономного округа.
В 2015 году в адрес Уполномоченного поступило 125 обращений (устных и письменных) от граждан, отбывающих уголовное наказание в исправительных учреждениях и заключенных под стражу в следственные изоляторы, в аналогичном периоде прошлого года (АППГ) 112 обращений.
Количество обращений с учетом тематики распределились следующим образом:
- о предоставлении нормативно-правовых актов - 34;
- о консультативной помощи и разъяснение законодательства - 32;
- на действия сотрудников ИУ и правоохранительных органов - 14;
- о несогласии с решением суда и должностных лиц - 7;
- о нарушении прав на жилье - 6;
- о направлении представителя - 5;
- о направлении на обследование в ЛПУ - 5;
- о переводе - 3;
- о нарушении трудового законодательства в ИУ - 2;
- о возмещении материального и морального вреда - 2;
- об отказе в выдаче копий судебных решений - 2;
- о нарушении переписки - 2;
- на социальное обслуживание - 2;
- право законодательной инициативы -2.
- о возврате документов - 1;
- о получении паспорта гражданина РФ - 1;
- об условно-досрочном освобождении - 1;
- на вероисповедание - 1;
- об окончании среднего общего образовании - 1;
- о предоставлении переводчика - 1;
- о переводе денежных средств осужденного - 1.
Больше всего в 2015 году (как и в 2014 году) оказалось обращений о разъяснении законодательства и оказания консультативной помощи, оказания содействия в написании жалоб в ЕСПЧ, предоставление нормативно-правовых актов Российской Федерации и иных государств (постановлений и определений Конституционного Суда РФ, статей уголовного, административного, гражданского кодексов, формуляров жалобы в ЕСПЧ).
Как и в предыдущие годы, большинство обращений рассматривались Уполномоченным совместно с Управлением Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УФСИН России по ЯНАО), а обращения на действия сотрудников ИУ и правоохранительных органов - совместно с органами прокуратуры ЯНАО.
В 2015 году увеличилось количество обращений осужденных с просьбами о направлении их в лечебные учреждения УИС.
Пример:
19 января 2015 года к Уполномоченному обратился осужденный Л. о необходимости проведения полного медицинского обследования и проведения повторной операции паховой грыжи, а также необходимости получения медицинского заключения о наличии заболевания, препятствующего к отбыванию наказания в Ямало-Ненецком автономном округе.
В ходе рассмотрения обращения было выяснено, что осужденный Л. взят под динамическое наблюдение по поводу грыжевого образования, остеохондроза пояснично-крестцового отдела позвоночника.
В УОМСО ФСИН России были представлены медицинские документы для рассмотрения и решения вопроса о целесообразности направления осужденного Л. в хирургическое отделение Областной больницы УФСИН России по Тюменской области для проведения планового оперативного лечения.
По результатам рассмотрения материалов на осужденного Л. убедительных доводов и абсолютных медицинских показаний для направления осужденного на плановое оперативное лечение в лечебное учреждение УИС, дислоцированное в другом территориальном органе ФСИН России, не установлено.
В соответствии со статьей 93 приказа Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17 октября 2005 года N 640/190 имеющаяся у осужденного Л. хирургическая патология не относится к категории неотложных состояний, требующих неотложной либо экстренной медицинской помощи и оказания неотложного хирургического вмешательства.
Кроме того, осужденный отказался от проведения ему оперативного лечения в условиях муниципального учреждения здравоохранения ЯНАО в связи с недоверием к медицинскому персоналу учреждения, что также не является основанием для направления его в лечебное учреждение другого территориального органа ФСИН России.
Согласно приказу N 346/254 от 28.08.2001 г. "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях РФ осужденных к лишению свободы" показаний для перевода в другой климатический регион по состоянию здоровья у осужденного Л. не имеется.
Как и в 2014 году к Уполномоченному поступали обращения о несогласии с действиями органов прокуратуры, о несогласии с приговором суда, с решениями и действиями судебных органов. Рассмотрение подобных обращений не входит в компетенцию Уполномоченного, поэтому указанные обращения были переданы в компетентные органы для рассмотрения по существу.
В 2015 году Уполномоченный посетил:
ИК-18 - 5 раз (в том числе особый для осужденных к ПЛС);
ИК-8 - 5 раз;
ИК-3 - 4 раза;
СИЗО-1 - 2 раза;
ИВС - 8 раз.
5.2. Соблюдения прав осужденных в исправительных колониях
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа расположено четыре исправительных колонии с различными режимами содержания.
Фактическое наполнение осужденных незначительно превышает установленный лимит наполнения только в одной колонии это связано с ликвидированием ИК-14 в ХМАО - Югре, часть осужденных из которой переведены в колонию ЯНАО.
Учреждениям УФСИН России по ЯНАО осваиваются такие производства, как: выделка оленьих шкур, изготовление чумов, пошив нюков, производство топливных брикетов, изготовление продукции с термосублимационным переносом и д.р. В целом по ИУ округа количество осуждённых привлечённых к труду на оплачиваемых работах за 2015 год составило 678 человек (АППГ 644).
Несмотря на положительную динамику трудоустройства осужденных, требования уголовно-исполнительного законодательства о привлечении к труду каждого заключенного не соблюдаются, что не позволяет осужденным не только оплачивать свое содержание, но и выплачивать алименты, погашать задолженности по исковым требованиям.
Среднедневная заработная плата осуждённых за 2015 год составила 211,8 рублей (АППГ 222,44), произошло снижение на 10,64%.
В 2015 году к Уполномоченному обратились 111 (АППГ - 100) осужденных, отбывающих наказания в исправительных колониях, находящихся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Жалобы и обращения распределились следующим образом:
ИК-3 - 14 (АППГ - 22) обращений;
ИК-8 - 19 (АППГ - 21) обращений;
ИК-18 - 78 (АППГ - 57) обращений.
Уполномоченным и сотрудниками его аппарата даны свыше 120 консультаций и направлено свыше 60 материалов (извлечения из законов), оказана иная юридическая помощь по интересующим вопросам.
По каждой жалобе, поступающей Уполномоченному от граждан, находящихся в местах лишения свободы и их родственников, проводился анализ и оценка возможных признаков нарушения прав человека как самостоятельно, так и во взаимодействии с государственными органами федерального и регионального уровня.
В случае необходимости проводились личные встречи с осужденными, с представителями УФСИН России по ЯНАО, и в случае невозможности разрешения жалобы путем переговоров, данная жалоба с запросом Уполномоченного направлялась по компетенции в соответствующий орган: УФСИН России по ЯНАО, Прокуратуру Ямало-Ненецкого автономного округа, Следственный комитет Ямало-Ненецкого автономного округа.
Наиболее сложными и привлекающими большое внимание со стороны общественности становятся дела о мерах физического воздействия в местах принудительного содержания. Уполномоченным по таким обращениям осуществляется выезд в исправительное учреждение, на которое поступила жалоба, проводились беседы с осужденными. В случае если осужденные подтверждали, что в отношении их незаконно применялись меры физического воздействия, то такие обращения направлялись для проведения проверок и принятия мер в органы Прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа.
Пример:
Так 17 апреля 2015 года в адрес Уполномоченного поступила жалоба осужденного Г. на действия должностных лиц сотрудников администрации ФКУ ИК-8 и ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО.
В ходе проведения проверки Ямало-Ненецкой прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения ЯНАО установлено, что 04 сентября 2014 года осужденный Г., будучи трудоустроенным в качестве грузчика обслуживающего персонала административной зоны, в категорической форме без уважительной причины отказался выйти на работу.
По данному факту в учреждении проведена проверка, по результатам которой постановлением начальника ИК-8 осужденный Г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания с одновременным наложением взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток.
Данное взыскание наложено законно и отмене не подлежит, так как согласно ч. 6 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрациями исправительных учреждений. Законность наложенного на осужденного Г. взыскания проверена судом в порядке ч. 1 ст. 20 УИК РФ при рассмотрении представления администрации ИК-8 о переводе в ИК строгого режима.
Пример:
16 июня 2015 года поступило обращение осужденного Л. по вопросу применения амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
Осужденному было разъяснено, что действие постановления об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов не распространяется на осужденных, совершивших преступление по статьям Уголовного кодекса, по которым он осужден.
В основном, доводы осужденных не находили подтверждения в ходе прокурорских проверок, были единичные случаи частичного подтверждения.
В соответствии со статьей 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в ИУ обеспечено раздельное содержание лиц, впервые осуждённых и лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы.
В исправительных колониях обеспечиваются нормы проживания на одного человека, комнаты отдыха оборудованы теле-, видеоаппаратурой, магнитофонами. Для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов первой необходимости на территории жилой зоны всех учреждений округа функционируют магазины.
Пример:
24 декабря 2015 года в адрес Уполномоченного поступила жалоба осужденного С. содержащегося под стражей в СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО. В своей жалобе осужденный указывает, что в магазине при ИК-8 УФСИН России по ЯНАО поставляется и находится минимальный ассортимент продуктов питания и предметов первой необходимости.
В период с 22 по 23 декабря 2015 года Уполномоченным была проведена проверка УФСИН России по ЯНАО, включая вопросы наличия необходимого ассортимента в магазинах учреждения.
В ходе комплексной проверки было установлено, из перечня рекомендуемых к реализации товаров в наличии имеются не более 20 наименований, отсутствуют такие необходимые товары, как: листовой чай, печенье, пряники, кетчуп, майонез, соки, продукты быстрого приготовления. Особое недовольство спец контингента вызвало минимальное наличие сигарет.
В преддверии приближающихся новогодних праздников, Уполномоченный обратился к директору ФГУП СП "Калужское" с просьбой увеличения объемов и ассортимента поставляемых товаров, реализуемых через учреждения УФСИН России по ЯНАО на что был получен положительный ответ и ФГУП "Калужское" ФСИН России поставило в магазин при ИК-8 УФСИН России по ЯНАО было поставлено товаров на сумму 1570471,10 рублей, в том числе продукты питания и сигареты.
Безусловно, положительным моментом в 2015 году стало образование в Ямало-Ненецком автономном округе региональной Общественной наблюдательной комиссии ЯНАО по осуществлению контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. В состав комиссии вошли представители Ямало-Ненецкого регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", Ямало-Ненецкого окружного отделения Союза женщин России, регионального общественного движения "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа "Ямалпотомкам!".
5.3. Соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания системы МВД Российской Федерации
В 2015 году оперативно-служебная деятельность спецучреждений полиции и подразделений охраны и конвоирования территориальных органов МВД России на районном уровне Ямало-Ненецкого автономного округа была направлена на недопущение чрезвычайных происшествий, улучшение условий содержания и соблюдение прав и свобод лиц, содержащихся под стражей арестованных лиц. В территориальных ОМВД функционирует 13 изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, с общим лимитом наполняемости 451 место, а также 1 специальный приёмник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, на базе здания ИВС ОМВД России по г. Новому Уренгою, с лимитом наполняемости 14 мест.
За 2015 год сотрудниками подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОМВД автономного округа отконвоировано всего 11308 (АППГ 9316, рост составил 21,38%) подозреваемых и обвиняемых, в том числе по категориям: в суды 5618, на следственные мероприятия 366, в судебно-медицинские учреждения 672, в СИЗО и на обменные пункты для передачи плановому конвою ФСИН 4652. В отчетный период силами ПОиК обеспечено проведение 4603 (АППГ 3307, рост составил 39,19%) уголовных процессов в федеральных судах Ямало-Ненецкого автономного округа (1).
В течение 2015 года в ИВС содержалось под стражей подозреваемых, арестованных и осужденных лиц всего 8623 (АППГ 7722, рост составил 11,67%), из них по категориям: подозреваемых 222, обвиняемых 1288, подсудимых 934, осужденных 1590, административно-арестованных лиц в специально-выделенных для этой помещениях ИВС 4589. Среднесуточная наполняемость ИВС составила 145,9 (АППГ 139,1, рост составил 6,8%) человек.
Всего в спецучреждениях полиции автономного округа в 2015 году содержалось под стражей лиц, относящихся к категории ВИЧ-инфицированных 86 (АППГ 58) человек. Также, содержалась под стражей лиц, относящихся к категории туберкулезно-больных 187 (АППГ 215) человек.
В спецучреждениях полиции санитарные нормы соответствуют требованиями Федерального законодательства, на каждое содержащееся под стражей лицо приходится не менее 4-х квадратных метров площади помещений камер. Спецконтингент обеспечен индивидуальными спальными местами с постельными принадлежностями, трехразовым горячим питанием. Предоставление ежедневных прогулок содержащимся под стражей подозреваемым и обвиняемым организовано в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов.
С целью проверки условий содержания лиц, содержащихся под стражей и исполнения требований федерального законодательства, в течение 2015 года Уполномоченным посещено 8 спецучреждений полиции.
В ходе проведенных проверок мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых, административно-арестованных лиц Уполномоченным нарушений требований федерального законодательства не выявлено, жалоб и заявлений на условия содержания, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения в ИВС не выявлено.
Дежурными нарядами ИВС ежедневно проводятся проверки технического состояния и укрепленности камер ИВС, личные обыски и досмотры вещей лиц, содержащихся в ИВС, а также профилактические мероприятия, направленные на предупреждение побегов, суицидов, сокрытия запрещенных предметов и иных противоправных действий со стороны спецконтингента в ИВС.
В целях недопущения нарушений сроков содержания в ИВС подозреваемых и обвиняемых, ежедневно в спецучреждениях полиции территориальных ОМВД оформляются справки камерного размещения с указанием фамилий лиц, находящихся в камерах, статьи УК РФ, даты ареста и сроки содержания под стражей.
В течение 2015 года чрезвычайных происшествий связанных с совершением побегов лиц, из изоляторов временного содержания, спецприёмника и при конвоировании, срывов судебных заседаний и обменов конвоируемых лиц на обменных пунктах ЯНАО по вине подразделений охраны и конвоирования не допущено.
Роль руководства ОМВД, ОООП, спецучреждений полиции в решении каждодневных оперативно-служебных задач охранно-конвойной службы полиции оценивается положительно.
Пример:
15 декабря 2015 года поступило обращение из Консульства Украины в Екатеринбурге о незаконном задержании, обвинении в совершении преступления и применения физической силы к гражданам Украины М., М. и С.
В ходе рассмотрения обращения было установлено, что в отношении граждан Украины следователем СО ОМВД России по г. Новый Уренгой возбуждено уголовное дело по факту хищения имущества, принадлежавшего ООО "Бурэнерго". В процессе расследования следователем обеспечено соблюдение процессуальных прав подозреваемых, в т.ч. их прав на защиту.
Вместе с тем, изучением надзорного производства по указанному уголовному делу в прокуратуре округа установлено, что у органа предварительного расследования не имелось достаточных оснований для избрания меры пресечения в отношении подозреваемых. В этой связи, прокурором г. Новый Уренгой начальнику СО ОМВД России по г. Новый Уренгой внесено требование об устранении выявленных нарушений уголовно-процессуального законодательства.
В целях усиления контроля за деятельностью охранно-конвойных служб полиции, предупреждения чрезвычайных происшествий в ОМВД России по МО ЯНАО при охране и конвоировании подозреваемых, обвиняемых и административно-арестованных Уполномоченный рекомендует:
- продолжить работу по проектно-изыскательным работам и строительству специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке на 50 мест (г. Салехард и г. Ноябрьск);
- принять меры по уменьшению некомплекта в ИВС и подразделениях охраны и конвоирования;
- осуществлять ежедневный мониторинг законодательно-установленных сроков содержания лиц, в изоляторах временного содержания;
- обеспечить надежную изоляцию, охрану и надзор за спецконтингентом в ИВС и при конвоировании;
- осуществлять систематический контроль за несением службы дежурных нарядов ИВС, а также за условиями и порядком содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС;
- на постоянной основе обмениваться информацией с СИЗО, проводить мероприятия профилактического характера по предупреждению побегов, а также нападения на конвой, завладения оружием, попыток суицида и других противоправных действий в отношении нарядов несущих службу по охране и конвоированию;
- ежедневно, при приеме-сдаче дежурств в ИВС, акцентировать особое внимание на техукрепленности камер, состоянии противопобегового оборудования.
5.4. Общее положение дел в медицинских частях ИУ ЯНАО
Медицинская деятельность в ИК-3, ИК-8, ИК-18 и СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО осуществляется в МЧ-9, МЧ-8, МЧ-7, которые являются филиалами головного ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, расположенной в республике Коми, г. Сыктывкар.
Медицинские части выполняют функции лечебно-профилактических учреждений в объеме и в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации и Министерства Юстиции Российской Федерации от 17.10.2015 г. N 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу".
Все виды медицинской деятельности лицензированы.
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, расположенная в г. Сыктывкар, республика Коми, является головным учреждением здравоохранения, основные распоряжения, лекарственное обеспечение происходит централизованно из ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Основными задачами медицинской службы являются:
- организация оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в следственном изоляторе (СИЗО-1 в МЧ N 8 ИК-8) и исправительных учреждениях ИК-18 и ИК-3 (п. Харп).
- осуществление контроля за состоянием здоровья лиц, содержащихся в ИУ;
- организация подготовки медицинских работников по профессиональным и специальным вопросам в ИУ;
- гигиеническое обучение и воспитание подозреваемых, обвиняемых и осужденных, пропаганда здорового образа жизни;
- соблюдение в ИУ санитарно-эпидемиологических требований;
- организация статистического учета и представление отчетности в установленном порядке МЧ-9, МЧ-8, МЧ-7 в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России;
- организация взаимодействия с департаментом здравоохранения ЯНАО и ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения: ГБУЗ ЯНАО "Харпская ЦРБ" и ГБУЗ ЯНАО "Лабытнангская ГБ".
Организация профилактической, лечебно-диагностической работы обеспечивается в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными правовыми актами.
Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья.
Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Основными задачами МЧ-9, МЧ-8 МЧ-7 являются:
- оказание неотложной медицинской помощи;
- оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи;
- организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризации;
- организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В штатном расписании МЧ N 9 (ИК-18 п. Харп): 1 ставка - начальник МЧ-9 (находится в декретном отпуске), 1 ставка врач-фтизиатр, 1 ставка - врач-хирург (внешний совместитель), 1 ставка - врач-психиатр, 1 ставка -врач-рентгенолог, 6 ставок фельдшеров, 1 ставка медицинская сестра. Штатное расписание укомплектовано на 100%.
В штатном расписании МЧ N 7 (ИК-3 п. Харп): 1 ставка - начальник МЧ-7 (вакансия), 1 ставка - заведующий аптекой - (вакансия), 1 ставка врач-фтизиатр, 0,5 ставки - врач-хирург (внешний совместитель), 1 ставка - врач-терапевт, 1 ставка врач-стоматолог, 0,5 ставки - врач-психиатр, 0,5 ставки врач-инфекционист, 1 ставка - врач-рентгенолог, 5 ставок фельдшеров, 1 ставка лабораторный техник, 1 ставка рентген-лаборант, 2 ставки медицинская сестра. Штатное расписание укомплектовано на 80%.
В штатном расписании МЧ N 8 (ИК-8 г. Лабытнанги): 1 ставка - начальник МЧ-8, 1 ставка врач-фтизиатр (вакансия, оформляется на работу), 3 ставки - врач-терапевт, 1 ставка врач-хирург, 1 ставка врач-стоматолог, 1 ставка врач-рентгенолог, 4 ставки - фельдшер, 7 ставок - медицинская сестра, 1 ставка рентген-лаборант, 1 ставка фельдшер - лаборант. Штатное расписание укомплектовано на 100% (врач-фтизиатр оформляется).
Лекарственное обеспечение медикаментами, перевязочными материалами, изделиями медицинского назначения для первичной медико-санитарной помощи: Находятся в аптеке учреждений на стеллажах, согласно инструкциям по организации хранения в аптечных учреждениях в соответствии с приказом Минздрава РФ N 706н. Все группы лекарственных препаратов, необходимые для лечения заключенных имеются в достаточном количестве. В г. Лабытнанги работает инспектор отдела медицинского снабжения ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России. 1 раз в год начальники медицинских частей направляют ей заявки на медикаменты, перевязочные материалы и изделия медицинского назначения, после чего формируется годовая заявка и направляется в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России. Контракты на поставку медикаментов выполняются в течение года. В случае потребности в каких-то медикаментах, формируется срочная заявка. Перебоев с медикаментами нет, лекарственные препараты, перевязочные материалы поступают в достаточном количестве.
В МЧ-7, в МЧ-8 и МЧ-9 имеются следующие кабинеты:
- начальника медицинской части;
- врачебного приема (терапевта, фтизиатра, психиатра, стоматолога и другие кабинеты);
- доврачебного приема (фельдшера, медсестры);
- процедурный;
- вспомогательные диагностические, в т.ч.:
- функциональной диагностики,
- флюорографический.
- лаборатории;
- перевязочных;
- для хранения лекарств.
Функциональные подразделения медицинских частей обеспечиваются маркированным медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом, помещения, в которых они расположены, имеют отопление, горячее и холодное водоснабжение. Температура воздуха в камерах и в функциональных подразделениях мед. частей +22° +23° градуса, что соответствует требования СанПИН.
Медицинские части размещаются и содержатся в помещениях в соответствии с государственными санитарными правилами и нормами для лечебно-профилактических учреждений.
По прибытии в следственный изолятор всем поступившим (в том числе следующим транзитом) проводится первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной помощи. Особое внимание обращается на наличие наружных проявлений кожных, венерических, инфекционных и других заболеваний, пораженность педикулезом, проводится сбор эпиданамнеза.
Первичный медицинский осмотр проводится в кратчайшие сроки до направления прибывших подозреваемых, обвиняемых и осужденных в "общие" камеры. Осмотр проводит врач или фельдшер в специально оборудованной медицинской комнате сборного отделения СИЗО, оснащенной аппаратом для измерения артериального давления, фонендоскопом, термометрами, шпателями для осмотра ротовой полости, рефлектором, весами, ростомером.
В медицинской комнате ведется журнал медицинских осмотров СИЗО (карантина), где регистрируются основные данные об осмотренных подозреваемых, обвиняемых и осужденных и выявленных у них заболеваниях (повреждениях). На каждого пациента заполняется медицинская карта амбулаторного больного установленного образца.
В ИК-3, ИК-8, ИК-18 дежурные накануне вечером проводят предварительную запись заболевших заключенных, передают в медпункт фельдшеру. Пациенты с неотложными состояниями обслуживаются немедленно, плановые пациенты утром следующего дня.
Пациенты, нуждающиеся в стационарной медицинской помощи, получают ее в ИК-8 (20 койко-мест) или в ЛПУ МО п. Харп, МО г. Лабытнанги.
Для выявления инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, туберкулеза и других заболеваний проводятся лабораторные исследования.
Отказ подозреваемого, обвиняемого или осужденного от предлагаемого ему обследования, лечения, иного медицинского вмешательства оформляется соответствующей записью в медицинской документации и подтверждается его личной подписью, а также подписью медицинского работника после беседы, в которой подозреваемому, обвиняемому или осужденному в доступной для него форме разъясняются возможные последствия отказа от предлагаемых лечебно-диагностических мероприятий.
Дальнейший медицинский контроль за состоянием здоровья осужденных осуществляется во время профилактических медицинских осмотров, амбулаторных обращений в медицинскую часть, а также диспансерного наблюдения за лицами, имеющими хронические заболевания.
Медицинскими работниками с заключенными проводится профилактическая работа: диспансерное наблюдение хронических больных - осмотр 2 раза в год, флюорографическое обследование органов грудной клетки - охват составляет 100% (2 раза в год), санация зубов (пломбировочные материалы в достаточном количестве). Проводится гигиеническое воспитание заключенных: профилактические беседы по профилактике заболеваний, оформлены информационные уголки, санитарные тематические бюллетени.
Профилактика и лечение туберкулеза в ИУ ЯНАО
Противотуберкулезная помощь в исправительных учреждениях осуществляется в соответствии с приказом N 109 от 21 марта 2003 года МЗ РФ "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации", методическими рекомендациями ГУИН МЮ РФ от 25 июля 2003 года "Диспансерное наблюдение, химиотерапия больных туберкулезом". Лечение больных туберкулезом осуществляется в соответствии с Федеральными клиническими рекомендациями 2013 - 2015 гг., Порядком оказания противотуберкулезной помощи N 932н от 15 ноября 2012 года.
Фтизиатрическая служба работает в тесном взаимодействии с ГБУЗ "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер". Хотя стоит отметить, что с учетом внутренней реорганизации, часть функций взаимодействия между структурами утрачено. Сохранена и осуществляется преемственность на всех этапах лечения, наблюдения и в учете лиц больных туберкулезом, между медицинским учреждением ИУ и медучреждениями ЯНАО.
Туб. кабинеты располагаются на территориях медицинских частей исправительных колоний. Все учреждения имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности по специальности фтизиатрия.
Амбулаторная картотека диспансерного контингента находится в рабочем состоянии, размещена в туб. кабинетах медицинской части.
В исправном состоянии ведется журнал учета диспансерного контингента.
Ведется журнал 03-ТБ согласно приказу N 50 МЗ РФ от 13 февраля 2004 года, ведутся контрольные карты согласно приказу N 50 МЗ РФ от 13 февраля 2004 года и методического письма к нему.
Все осужденные проходят флюорографическое обследование. На базе медицинской части имеется возможность проведения общего анализа крови, мочи. Весь остальной спектр анализов проводится на базе ГБУЗ ЯНАО "Лабытнангская городская больница" на основании заключенных контрактов, гарантийных писем к ним. Следует отметить нехватку финансирования в данном вопросе на 2015 год. Администрация медицинской части данную ситуацию объясняет большим количеством проведенных анализов в середине 2015 года, когда при расформировании ИК-14 в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в ИК-8 УФСИН России по ЯНАО поступили необследованные осужденные.
Несомненно, положительным моментом является закрепление специализированного ЛИУ в г. Ухта за медицинскими частями пеницитарного сектора Ямало-Ненецкого автономного округа. Это позволяет не выделять указанных пациентов в туберкулезные отряды, а этапировать их к месту лечения, в том числе и хирургическому.
Лица с заболеваниями получают лечебное питание определенное нормативом в достаточном количестве. Лица с дефицитом массы дополнительно получают мясо. Больные туберкулезом получают высокобелковую диету.
Все медицинские части при исправительных учреждениях обеспечены противотуберкулезными препаратами в достаточном количестве. Отсутствуют из препаратов 2-го ряда только: циклосерин и ПАСК. Общетерапевтические препараты также широко представлены.
Уполномоченный рекомендует:
- укомплектовать МЧ N 7 (ИК-3) вакантную ставку начальника медицинской части.
- осуществить ремонт неисправного оборудования в ИК-N3; ИК-18 и преступить к флюорографическому обследованию контингента;
- при невозможности осуществления срочного ремонта указанного оборудования, заключить договор с учреждениями гражданского сектора на проведение флюорографического осмотра контингента;
- на 2016 год предусмотреть контрактом большее количество в сравнении с 2015 годом клинических исследований на базе ГБУЗ ЯНАО "Лабытнангская городская больница" (ИК-8;СИЗО-1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.