Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа
от 28 июня 2016 г. N 2а-1318/2016
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Уткиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1318/2016 по административному исковому заявлению прокурора города Салехарда, действующего в интересах неограниченного круга лиц, к администрации муниципального образования город Салехард о признании недействующим в части постановления администрации муниципального образования город Салехард, установил:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах неограниченного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования <адрес> о признании недействующим в части постановления администрации муниципального образования <адрес>.
В обосновании административного иска указано, что по результатам проведенной прокуратурой города проверки в сфере жилищного законодательства установлено, что постановлением администрации МО <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок расчета платы за социальный наем жилого помещения муниципального жилого фонда и наем специализированного жилого помещения муниципального жилого фонда на территории МО <адрес>. Постановление вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ после его официального опубликования. В соответствии с вышеуказанным постановлением, месячная плата за наем муниципального жилищного фонда определяется по формуле
.
Так, при определении размера указанной платы учитывается качество строительного материала жилого помещения, износ здания, места размещения жилого помещения (для капитальных домов свыше 3 этажей), благоустройства жилого помещения, коэффициент повышения, обеспечивающий проведение капитального ремонта специализированного жилого помещения муниципального жилого фонда. Размер месячной платы за наем определяется с учетом коэффициента повышения. Для нанимателей по договорам социального найма коэффициент установлен в размере 1, для нанимателей по договорам найма специализированного жилого фонда - 8. Прокурор считает, что включение в состав платы за наем жилого помещения специализированного жилого фонда коэффициента повышения, а также взимание с нанимателей платы за проведение капитального ремонта незаконно. Включение в состав оплаты не предусмотренных законом платежей, нарушает права граждан - населения МО <адрес>, проживающих в муниципальном жилищном фонде, влечет необоснованную финансовую нагрузку и может вызвать социальное напряжение в обществе. В адрес администрации МО <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона N от ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении представления отказано. Нарушение жилищного законодательства, в части внесения изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ N не устранены, плата за наем продолжает начисляться. Просит суд признать недействующим постановление администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении порядка расчета платы за социальный наем жилого помещения муниципального жилого фонда и наем специализированного жилого помещения муниципального жилого фонда" в части установления К5 - коэффициента повышения, обеспечивающий проведение капитального ремонта специализированного жилого помещения муниципального жилого помещения.
В судебном заседании прокурор ФИО3 требования иска поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации МО <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности, с требованиям иска не согласился, выступил по доводам изложенным в письменном возражении на иск. Из содержания письменных возражений следует, что у прокурора отсутствуют основания обращения в суд с исковым заявлением в порядке ст. 39 ГПК РФ. Муниципальное образование <адрес> как собственник жилого фонда обязано осуществлять капитальный ремонт муниципального жилищного фонда. Установление дифференцированного размера платы за наем в зависимости от типов договоров найма и использование собранных средств на проведение капитального ремонта жилого фонда сделано правомочно. Заключением прокурора от ДД.ММ.ГГГГ на проект постановления администрации "О внесении изменений в порядок расчета платы за социальный наем жилого помещения муниципального жилого фонда и наем специализированного жилого помещения муниципального жилого фонда" замечаний к проекту не имелось, коррупциогенных факторов не выявлено, проект разработан в пределах полномочий администрации МО <адрес>.
В судебном заседании выслушан специалист ФИО5
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Такое заявление может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Часть 1 ст. 13 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования город Салехард принято постановление N 423 (в редакции от 10 марта 2016 года) "Об утверждении порядка расчета платы за социальный наем жилого помещения муниципального жилого фонда и наем специализированного жилого помещения муниципального жилого фонда", которым установлен К5 - коэффициента повышения, обеспечивающего проведение капитального ремонта специализированного жилого помещения муниципального жилого фонда.
Также установлено, что месячная плата за наем муниципального жилищного фонда определяется по формуле
.
Так, при определении размера указанной платы учитывается качество строительного материала жилого помещения, износ здания, места размещения жилого помещения (для капитальных домов свыше 3 этажей), благоустройства жилого помещения, коэффициент повышения, обеспечивающий проведение капитального ремонта специализированного жилого помещения муниципального жилого фонда. Размер месячной платы за наем определяется с учетом коэффициента повышения. Для нанимателей по договорам социального найма коэффициент установлен в размере 1, для нанимателей по договорам найма специализированного жилого фонда - 8.
В соответствии с п. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Данная норма согласуется с положениями п. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления
В соответствии с п. 4 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
В силу п. 5 ст. 156 ЖК РФ установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда иным категориям граждан в соответствии с частью 3 статьи 49 настоящего Кодекса, могут быть установлены другие (по сравнению с предусмотренными частью 4 настоящей статьи и настоящей частью) условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
В силу ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, расходы на капитальный ремонт не входят в структуру платы за жилое помещение для нанимателей по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Анализируя установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства суд полагает, что постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении порядка расчета платы за социальный наем жилого помещения муниципального жилого фонда и наем специализированного жилого помещения муниципального жилого фонда" в части установления К5 - коэффициента повышения, обеспечивающего проведение капитального ремонта специализированного жилого помещения муниципального жилого фонда, нельзя признать законным, поскольку вопреки доводам представителей ответчика, включение в расчет платы за пользование жилым помещением (плата за наем) по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города Салехард стоимости капитального ремонта жилого помещения(К-5 8,0), не основано на законе, так как данные обязанности возложены исключительно на собственника. Суд разделяет позицию прокурора о том, что оспариваемым постановлением в части установления коэффициента орган местного самоуправления свои обязанности как собственника по несению расходов на содержание муниципального имущества фактически возлагает на нанимателей жилых помещений, ущемляя тем самым их права.
Доводы о том, что проект оспариваемого нормативного акта был согласован с прокуратурой города Салехард, которая признала, что он соответствует требованиям законодательства, коррупциогенных факторов не содержит, не является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку данное согласование не имеет силу закона, исполнение которого является обязательным.
Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 ст. 213 КАС РФ, в полном объеме.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, полномочия органа, организации, должностного лица на принятие оспариваемого нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, на администрацию муниципального образования город Салехард возложена обязанность по доказыванию: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вопреки указанным правовым нормам, суд не имел возможности выяснить полномочия органа, организации, должностного лица на принятие оспариваемого нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта. Причиной тому явилось не исполнение и игнорирование административным ответчиком определения суда о подготовке от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на административного ответчика была возложена обязанность по предоставлению: заверенной надлежащим образом копии постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в Порядок расчета платы за социальный наем жилого помещения муниципального жилищного фонда и наем специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда", заверенной надлежащим образом копию постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка расчета платы за социальный наем жилого помещения муниципального жилищного фонда и наем специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда", заверенной надлежащим образом копии заключения прокурора на Проект постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка расчета платы за социальный наем жилого помещения муниципального жилищного фонда и наем специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда", заверенной надлежащим образом копию заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка расчета платы за социальный наем жилого помещения муниципального жилищного фонда и наем специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда", заверенной надлежащим образом копии заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в Порядок расчета платы за социальный наем жилого помещения муниципального жилищного фонда и наем специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда", полномочия должностного лица на принятие, издание и подписание постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка расчета платы за социальный наем жилого помещения муниципального жилищного фонда и наем специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда", а также постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в Порядок расчета платы за социальный наем жилого помещения муниципального жилищного фонда и наем специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда".
По мнению суда административным ответчиком представлен проекты постановления от ДД.ММ.ГГГГ N и постановления от ДД.ММ.ГГГГ N, которые по мнению ответчика, являются надлежащими копиями.
В определении суда от ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику указано, что копией документа признается лишь документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их. При этом все виды копий не имеют юридической силы, если они не получили специального удостоверения. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, в соответствии с законом приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: 2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 293 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования прокурора города Салехард удовлетворить.
Признать недействующим с ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении порядка расчета платы за социальный наем жилого помещения муниципального жилого фонда и наем специализированного жилого помещения муниципального жилого фонда" в части установления К5 - коэффициента повышения, обеспечивающего проведение капитального ремонта специализированного жилого помещения муниципального жилого фонда.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> сообщить о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Полярный Круг".
Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Салехардский городской суд.
Судья |
Н.А. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2016 г. N 2а-1318/2016
Текст решения опубликован на официальном сайте Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа (http://salehardsky.ynao.sudrf.ru)