Рассмотрев проект федерального закона N 1086603-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения", внесенный Правительством Российской Федерации, руководствуясь статьей 26.4 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить отзыв на проект федерального закона N 1086603-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения" (прилагается).
2. Направить данное Постановление и отзыв в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Ледкову, В.А. Пушкарёву, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ю.В. Неёлову, А.М. Ермакову.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа |
С.М. Ямкин |
Отзыв
на проект федерального закона N 1086603-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения"
(утв. постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2017 г. N 782)
Законопроектом предлагается внести изменения в законодательство Российской Федерации в части определения особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения - пункт 19 статьи 1 проекта федерального закона N 1086603-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения".
В частности, предполагается кардинальное изменение системы регулирования: переход к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию, поставляемую потребителям. Такая предельная цена определяется на основе анализа расчетной модели цены "альтернативной котельной" с применением наилучших доступных технологий (пункт 3 Плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1949-р "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии").
Необходимо отметить, что в Ямало-Ненецком автономном округе широкий разброс цен на тепловую энергию. При среднем тарифе в 2017 году 3 118 руб./Гкал величина экономически обоснованных тарифов колеблется в пределах:
max - 16 233 руб./Гкал;
min - 1 877 руб./Гкал.
Только в двух городах автономного округа имеются источники комбинированной выработки тепловой и электрической энергии (ТЭЦ) - город Ноябрьск и поселок Лимбяяха, где доля выработки тепловой энергии ТЭЦ превышает пятьдесят процентов.
Основными достоинствами предлагаемого метода "альтернативной котельной" в пояснительной записке декларируются:
возможность прекращения прироста тарифов от предшествующего уровня для организаций, у которых тариф выше предельного тарифа "альтернативной котельной";
возможность опережающего инфляцию прироста тарифов от предшествующего уровня, согласно графику, для организаций, тариф которых ниже предельного тарифа "альтернативной котельной", на период доведения цены до предельного уровня;
создание условий для мотивации участников рынка теплоснабжения инвестировать в повышение эффективности систем теплоснабжения.
Данное заявление противоречит общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, определенным в подпункте 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" - обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала. В одном случае мы получаем убыточные организации - в основном это теплоснабжающие организации (ТСО) в мелких населенных пунктах, в другом случае - ТСО с избытком средств и отсутствием контроля за целевым использованием. Таким образом, цена тепловой энергии для потребителя будет не соответствовать фактическим затратам на её производство и поставку.
При более чем восьмикратном соотношении максимальных и минимальных тарифов в автономном округе перевод на ценообразование "предельных тарифов", рассчитанных по идеальной модели "альтернативной котельной", приведет к избытку средств у одних и к банкротству других теплоснабжающих организаций. Соответственно убыточные ТСО будут лишены возможности инвестирования в повышение эффективности систем теплоснабжения.
Позиция о необходимости увеличения выработки на ТЭЦ как самого эффективного источника тепла не применима для небольших населенных пунктов в районе Крайнего Севера, где потребуется резервирование мощности ТЭЦ обычными котельными.
С 2016 года не утверждаются предельные уровни тарифов по субъектам Российской Федерации, но существует ограничение по величине индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации. Таким образом, в населенных пунктах, где цена доводится до величины предельного уровня темпами, опережающими инфляцию (по графику), цены (тарифы) для населения будут расти быстрее, чем там, где рост цены будет остановлен.
Увеличение стоимости тепла для территорий с тарифом ниже предельного тарифа, соответственно, повлечет также увеличение бюджетных расходов:
на предоставление субсидий на ограничение роста платежей граждан;
на предоставление субсидий на оплату коммунальных услуг социально-незащищенным категориям граждан;
на оплату коммунальных услуг потребителями, финансируемыми из бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" с 01 января 2017 года третьей стороной концессионного соглашения в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению. Прекращение роста тарифов для теплоснабжающих организаций, у которых цена выше тарифа "альтернативной котельной", не позволит реализовать программные мероприятия концессионных соглашений. В результате субъект Российской Федерации, как сторона концессионного соглашения, несущая обязанности в соответствии с подпунктом 4 статьи 40 Федерального закона "О концессионных соглашениях", в том числе установление тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования, будет вынужден возмещать недополученную валовую выручку из своего бюджета.
В связи с этим предлагаем предусмотреть в положениях законопроекта согласованность между сложившейся сегодня системой регулирования, в том числе на основе уже заключенных договоров концессии с теплоснабжающими организациями, и предлагаемой моделью регулирования.
Метод "альтернативной котельной" должен рассматриваться как один из вариантов методов регулирования, не исключающий другие методы регулирования: экономически обоснованные расходы (затраты), индексация установленных тарифов, обеспечение доходности инвестированного капитала, сравнение аналогов.
Статьей 5 законопроекта предусматривается в срок до 01 января 2018 года обязанность собственников объектов по установке приборов учета тепловой энергии для устройств с объемом потребления менее 0,2 Гкал в час. В условиях Крайнего Севера это практически 95% домов в ряде населенных пунктов. Обязанность собственников объектов с объемом потребления менее 0,2 Гкал по установке приборов учета тепловой энергии возложит на теплоснабжающие и (или) теплосетевые организации, а также на граждан, проживающих в районах Крайнего Севера, значительную финансовую нагрузку, как через тарифы, так и непосредственно за счет увеличения стоимости содержания жилого помещения.
Концептуально поддерживая проект федерального закона N 1086603-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения", при его подготовке к рассмотрению во втором чтении предлагаем учесть замечания и предложения, изложенные в настоящем отзыве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2017 г. N 782 "Об отзыве на проект федерального закона N 1086603-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа", февраль 2017 г., N 1