Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2017 г. N 132-ПГ
"Об утверждении Народной программы коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе"
В целях совершенствования системы обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Народную программу коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Народная программа).
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа учитывать положения Народной программы при формировании:
Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года;
комплексной программы устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 - 2020 годы.
3. Рекомендовать главам (главам местных администраций) муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе учитывать положения Народной программы при формировании:
стратегий социально-экономического развития муниципальных образований;
муниципальных программ.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа |
Д.Н. Кобылкин |
Утверждена
постановлением Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 28 декабря 2017 г. N 132-ПГ
Народная программа
коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе
Народная программа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе сформирована по инициативе Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Народная программа, коренные малочисленные народы Севера, автономный округ, Ямал) на основании предложений населения автономного округа.
Народная программа направлена на консолидацию действий органов государственной власти, местного самоуправления, коренных малочисленных народов Севера, носит долгосрочный характер.
Цель Народной программы - создание условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, которое предполагает укрепление социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера на основе целевой поддержки Правительства автономного округа и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.
Задачи Народной программы определены структурой Народной программы, которая отражает ключевые проблемные аспекты, волнующие население и требующие решения.
Основные группы коренных малочисленных народов Севера, проживающих в автономном округе, - ненцы, ханты и селькупы.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность коренных северян в автономном округе составила 41 249 тысяч человек (ненцы - 29 772 человека (72%), ханты - 9 489 человек (23%), селькупы - 1 988 человек (5%)) или 8% от населения автономного округа (16% от общей численности коренных народов, проживающих в России).
В период с 2002 года численность коренных малочисленных народов Севера увеличилась более чем на 4 тысячи человек (11,5%). Причем увеличение произошло за счет естественного прироста, что является объективным критерием положительной тенденции в социально-экономическом положении коренных малочисленных народов Севера.
Актуальность решения проблем в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, их прав и законных интересов, сохранения самобытной культуры, языка и традиций обоснована общим направлением государственной политики и является одним из важнейших условий социально-экономического развития региона, что находит свое отражение в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года N 132-р, и Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера автономного округа, утверждённой постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1996.
Региональная национальная политика в отношении коренных малочисленных народов Севера реализуется в рамках 14 государственных программ автономного округа.
Несмотря на проведение в автономном округе достаточно успешного комплекса мероприятий в отношении коренных малочисленных народов Севера, направленных на повышение качества и стандартов жизни коренных малочисленных народов Севера, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни, населением автономного округа отмечаются проблемы, требующие дополнительного решения, принятия мер по их урегулированию посредством совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности, модернизации государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса, в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, занятости, экологии, строительства и жилищной политики.
I. Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера
Агропромышленный комплекс Ямала - это многоотраслевой сектор экономики автономного округа. Его поддержке и развитию уделяется особое внимание Правительства автономного округа.
Отрасль агропромышленного комплекса, в том числе традиционные отрасли хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, на территории автономного округа регулируются:
- Законом автономного округа от 06 июня 2016 года N 34-ЗАО "Об оленеводстве в Ямало-Ненецком автономном округе";
- Законом автономного округа от 27 февраля 2017 года N 1-ЗАО "Об аквакультуре (рыбоводстве), рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа";
- Законом автономного округа от 28 декабря 2005 года N 114-ЗАО "О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" (установлены правовые основы и виды государственной поддержки общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности на территории автономного округа);
- Законом автономного округа от 28 декабря 2005 года N 113-ЗАО "О факториях в Ямало-Ненецком автономном округе".
В целях создания условий для устойчивого развития сельских территорий и агропромышленного комплекса в автономном округе реализуются Концепция социально-экономического развития сельских территорий и агропромышленного комплекса автономного округа до 2020 года, государственная программа автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 26 ноября 2013 года N 964-П.
На Ямале имеется весьма успешный опыт создания технологичного арктического кластера, выстраивается взаимосвязанная система заготовок и высокотехнологичной переработки продукции оленеводства, рыболовства, оказывается государственная поддержка в отраслях северного оленеводства, племенного животноводства, звероводства, заготовки дикоросов (ягод), рыболовства.
Продукция оленеводства пользуется спросом за пределами региона и Российской Федерации.
Основная задача развития традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Севера - получение качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, совершенствование системы заготовки и переработки сельхозсырья, что способствует улучшению как экономических показателей, так и повышению благосостояния коренного населения и жителей сельских поселений (дополнительные рабочие места для коренного населения, повышение средней заработной платы, доходов).
Запрет на вылов ценных пород рыб (нельма, муксун), введенный в 2014 году, стал своеобразным "катализатором" развития рыболовства.
Для решения проблемы сокращения популяции сиговых рыб в автономном округе предусмотрена реализация инвестиционного проекта по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов.
Для развития и модернизации рыбной отрасли в автономном округе построены рефрижераторные промыслово-перерабатывающие суда класса река-море "Нум" и "Полярная звезда". В связи с уменьшением квот на вылов ценных биоресурсов на территории автономного округа возрастают объемы добычи частиковых и тресковых видов, доля уловов которых увеличивается.
Вместе с тем, ведущие отрасли традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера сталкиваются с новыми вызовами.
Так, в течение последних 70 лет на территории автономного округа наблюдался неуклонный рост поголовья северных оленей с 240 тысяч голов до 730 тысяч голов. Увеличение поголовья животных наряду с промышленным освоением территорий привело к деградации пастбищ; кормовая база не успевает восстанавливаться, в результате происходит снижение показателей продуктивности оленей.
Общая площадь оленьих пастбищ автономного округа составляет 48,5 млн гектаров, оптимальная оленеемкость позволяет выпасать стадо в 370 тысяч голов при фактическом поголовье более 730 тысяч.
Наращивание поголовья северных оленей влечет за собой истощение оленьих пастбищ в тундровых районах и может привести к серьезным экологическим и социальным последствиям в отрасли оленеводства в будущем.
На смену стратегии количественного роста поголовья определен переход на стратегию, ориентированную на более глубокую безотходную переработку продукции оленеводства, создание новых товарных цепочек на ее основе, совершенствование продуктивных качеств оленей, развитие пищевой промышленности, освоение новых рынков сбыта и повышение спроса на продукцию оленеводства.
В результате изменения стратегии развития отрасли оленеводства необходима модернизация системы переработки продукции оленеводства, предполагающей строительство комплексов по убою оленей в местах сосредоточения сырьевой базы оленеводства, в Тазовском, Приуральском и Пуровском районах.
Имеется необходимость урегулирования маршрутов и графиков передвижения субъектов оленеводства и стад оленей (маршрутов каслания), стоянок оленеводов и оптимального размера оленьего стада для сохранения оленьих пастбищ. Одним из вариантов решения проблемы перевыпаса может стать переход на таежное или изгородное оленеводство.
Рыба играет особую роль для коренных народов, является основным рационом питания коренных малочисленных народов Севера наряду с мясом (олениной). Традиционно долгое время на столе рыбаков и оленеводов обязательно присутствовали и нельма, и муксун, и щекур.
Теперь люди вынуждены изменять свой привычный рацион питания, переходить на "черную рыбу", искать новый источник заработка, перестраивать схемы сбыта продукции рыболовства.
Рыбодобывающие предприятия хоть и продолжают добывать рыбу в пределах тех же квот, но из-за переориентирования на добычу менее ценных видов рыб, доходы как предприятий, так и рыбаков, а в основном это представители коренных малочисленных народов, снизились. Предприятия становятся убыточными, в результате чего вынуждены сокращать рабочие места.
В отрасли рыболовства необходимо развитие глубокой переработки рыбы путём внедрения современных технологий, укрепление материально-технической базы предприятий и малых форм хозяйствования, занимающихся рыбодобычей и рыбопереработкой, создание новых рабочих мест, изменение подхода в правовом регулировании рыболовства (вопрос предоставления квот на добычу биоресурсов).
К приоритетным отраслям традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера на территории автономного округа также относится сбор дикоросов.
Вместе с тем, необходимо развитие и совершенствование этой отрасли как способствующей занятости коренного населения, проживающего в национальных поселках.
Предлагается развитие пунктов (цехов) по переработке и хранению дикоросов (ягоды, грибы) и различных трав для изготовления в дальнейшем чаев и лекарственных средств. Также требует изучения и рынок сбыта данной продукции.
Активными участниками производства сельскохозяйственной продукции в автономном округе являются общины коренных малочисленных народов Севера, объединяющие лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
В соответствии с региональным законодательством общины отнесены к субъектам государственной поддержки агропромышленного комплекса автономного округа.
Между тем, следует отметить, что за последнее время общины претерпели значительное сокращение. Причинами сокращения являются как переход на иные формы хозяйствования, отвечающие современным рыночным отношениям, позволяющие осуществлять коммерческую деятельность и получать более широкий спектр государственной поддержки, так и прекращение деятельности в связи с недостатком знаний по вопросам осуществления предпринимательской деятельности.
При этом необходимо повышать заинтересованность населения в организации общин коренных малочисленных народов Севера и в осуществлении их деятельности, в том числе как социально-ориентированной некоммерческой организации.
Вариантами активизации деятельности может стать увеличение целевых субсидий или грантовой поддержки общин коренных малочисленных народов Севера и других форм хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих виды традиционной деятельности коренных малочисленных народов Севера, в том числе направленных на укрепление материально-технической базы, ее модернизацию, подготовку и переподготовку кадров, предоставление бесплатных мест (либо предоставление компенсаций) на муниципальных рынках для работников общин коренных малочисленных народов Севера.
Также необходимо создать условия для конкурентоспособности производимой продукции, ее "уникальности", для чего имеется потребность в своевременном улучшении производственной, материально-технической базы, модернизации производства и использовании новых технологий, позволяющих снизить себестоимость продукции и повысить ее качество.
В целях развития видов традиционной хозяйственной деятельности необходимо увеличение объёмов государственной поддержки на развитие данных отраслей.
Учитывая динамично развивающиеся рыночные отношения, требуется оперативно осуществлять поиск рынков сбыта для реализации производимой продукции за пределами региона.
Необходимо продолжить информационно-разъяснительную работу, направленную на:
- пропаганду успешных проектов по развитию предпринимательства среди коренных малочисленных народов Севера;
- распространение информации о деятельности структур, участвующих в реализации мер, направленных на повышение уровня занятости в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера;
- проведение семинаров, форумов, съездов для таких предпринимателей.
Целесообразно расширение сферы деятельности государственного учреждения "Объединение по экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера", которое оказывает содействие предпринимательству, обеспечивает доступность предоставления различных услуг в сфере ведения бизнеса и повышения грамотности в сфере предпринимательства.
Предлагаемые к реализации мероприятия будут способствовать созданию условий для саморазвития и самообеспечения коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, трудоустройства молодежи, стимулирования занятости и самозанятости, развития предпринимательства, повышения уровня жизни.
Стоит отметить, что в последнее время в связи с техническим прогрессом представителями коренных народов, занятых в традиционных отраслях хозяйствования, все чаще используются современные средства передвижения и транспортировки (трэколы, снегоходы, моторные лодки, квадроциклы и т.д.), для которых в соответствии с действующим законодательством установлены требования по регистрации, техническому осмотру, наличию права управления соответствующим транспортным средством, прохождение обязательного обучения и другие требования.
Аналогичные нормы предусмотрены и для владельцев охотничьего оружия.
Предлагается предусмотреть мероприятия, способствующие обеспечению доступности услуг по получению разрешительных документов (в том числе обучение, прохождение медосмотра) для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности (рыболовство, оленеводство, охота).
Большое значение в проведении государственной политики, направленной на устойчивое развитие коренного населения Ямала, ведущего традиционный образ жизни, имеет наличие сформированной сети факторий, созданных в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренного населения.
В настоящее время фактории - это не только центры решения производственных задач, они все чаще становятся центрами предоставления тундровикам различного рода услуг - образовательных, медицинских, культурных, социальных.
Совершенствовать деятельность факторий предлагается путем расширения функционала факторий и модернизации объектов, имеющихся на факториях.
Отмечается необходимость создания условий для обеспечения на факториях доступа к сети Интернет, это позволит обеспечить на факториях доступность некоторых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.
Кроме этого, доступ к сети Интернет позволит предусмотреть установку кассовых аппаратов (терминалов) для расчета пластиковыми банковскими картами при закупках товаров первой необходимости и национального спроса.
На территории автономного круга имеются фактории с хорошей транспортной доступностью, на которых необходимо дальнейшее развитие организации приема, накопления, первичной обработки, хранения и подготовки к транспортировке продукции производства видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Нельзя оставлять без внимания и организацию медицинского обслуживания населения, ведущего традиционный образ жизни.
Предлагается организация на факториях специальных помещений, предназначенных для:
- оказания медицинской помощи;
- организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
- организации культурно-массовых мероприятий и проведения встреч с населением;
- организации процесса обучения коренных народов;
- иных целей.
Предприятиями топливно-энергетического комплекса, осуществляющими деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, оказывается содействие в различных сферах жизнедеятельности коренных народов.
В автономном округе сложилась эффективная схема взаимодействия с предприятиями топливно-энергетического комплекса, которая реализуется путем заключения и реализации соглашений о сотрудничестве между Правительством автономного округа и предприятиями топливно-энергетического комплекса.
В отдельных муниципальных образованиях в автономном округе сложилась положительная практика взаимодействия предприятий топливно-энергетического комплекса и советов представителей коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, создаваемых при главах муниципальных образований в автономном округе.
В дальнейшем необходимо наращивать опыт взаимодействия и сотрудничества органов власти, бизнес-сообщества с коренными малочисленными народами Севера.
В перспективе совместными усилиями заинтересованных сторон при поддержке и общей координации региональных органов власти целесообразно ввести институт представительства коренных малочисленных народов Севера в структурах организаций нефтегазового комплекса, в том числе для реализации компаниями взятых на себя обязательств.
Также необходимо продолжить осуществлять мероприятия по выпуску молоди рыб ценных пород за счет компенсационных мероприятий, проводимых предприятиями топливно-энергетического комплекса.
Выстроенная система взаимодействия с предприятиями топливно-энергетического комплекса позволит также реализовать потенциал молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера путем осуществления отбора учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера для целевого обучения в образовательных организациях высшего профессионального образования и последующего трудоустройства на предприятия топливно-энергетического комплекса.
Необходимо распространять положительный опыт и практику работы по взаимодействию предприятий топливно-энергетического комплекса с коренными малочисленными народами Севера для ее применения другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории автономного округа.
II. Социальное развитие коренных малочисленных народов Севера
2.1. Образование и наука
На территории автономного округа обеспечение развития образовательного потенциала населения и совершенствование системы образования в соответствии с социальным спросом граждан, общества и рынка труда на качественное образование проводится в рамках реализации мероприятий государственной программы автономного округа "Развитие образования на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1132-П.
В образовательных организациях региона обучается 9 827 школьников из числа коренных малочисленных народов Севера, или 13,87% (от 70 828 школьников), и воспитывается 3 410 детей дошкольного возраста из числа из числа коренных малочисленных народов Севера, или 9% (от 37 691 воспитанников).
Сеть из 27 образовательных организаций включает: 18 школ-интернатов, 6 пришкольных интернатов, 2 санаторные школы, 1 коррекционная школа-интернат.
Приняты программы развития школ-интернатов автономного округа на 2013 - 2020 годы с учетом социокультурных особенностей раскрытия талантов и способностей детей, проживающих с родителями в тундре, в целях их преобразования в своеобразные центры этнокультурного образования, охватывающие все территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
В рамках мероприятия "Реализация программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования" на основе современных научных подходов и образовательных технологий совершенствуется учебно-методическое обеспечение преподавания родных языков.
В последние годы стало наиболее актуальным оказание образовательных услуг в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, в том числе в местах кочевий, без отрыва детей от родителей (законных представителей), ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера.
Дошкольное образование в местах кочевий организовано через открытие групп кратковременного пребывания детей, групп выходного дня, консультационных групп, мобильных сезонных площадок и другие формы: в 2016 году 259 детей охвачено дошкольным образованием, из них 210 детей посещали группы кратковременного пребывания детей, 6 - группы выходного дня, 21 - консультационную группу, 12 - мобильную сезонную площадку, 10 - каникулярную школу.
Изучение родных языков проводится в рамках внеклассной и внеурочной работы через организацию работы кружков, классных часов, дней национальной письменности, недель национальных культур, выставок декоративно-прикладного творчества, постановок национальных обрядов, встреч с представителями своего народа, выступлений фольклорных коллективов.
Реализуется комплекс мер, направленный на повышение уровня образования коренных малочисленных народов Севера.
Так, в целях обеспечения государственной поддержки обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера, получающих профессиональное образование по очной форме обучения в колледжах автономного округа, осуществляется выплата государственных академических стипендий и государственных социальных стипендий.
Предоставляется целевая образовательная субсидия для получения (по очной форме обучения) высшего образования в образовательных организациях Российской Федерации по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры по приоритетным для автономного округа отраслям экономики.
На Ямале реализуется социальная поддержка граждан из числа коренных малочисленных народов Севера автономного округа в части оказания материальной помощи аспирантам, возмещения расходов на получение первого высшего образования по заочной форме обучения. Для студентов из числа малоимущих семей коренных малочисленных народов Севера, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, также предусмотрены выплаты дополнительных социальных стипендий и оплаты проживания в общежитиях (возмещения расходов по найму жилого помещения).
Получение хорошего образования является важной составляющей успешности гражданина, желающего реализовать свой потенциал. Однако в целом отмечается невысокий уровень образования большинства представителей коренных малочисленных народов Севера. Зачастую представители коренных народов заканчивают 9 классов, при этом качество полученных знаний не позволяет конкурировать при поступлении в средние специальные учебные заведения.
Сложившуюся ситуацию предлагается кардинально менять путем реализации дополнительных мероприятий в области образования, начиная с раннего (дошкольного) возраста, чтобы вырастить конкурентоспособное поколение, способное не только пасти оленей и ловить рыбу, но и грамотно управлять бизнесом, руководить организациями, осуществлять деятельность в органах власти.
Такими мероприятиями могут стать:
- обеспечение доступности и равных возможностей в получении полноценного образования детьми в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в том числе в местах кочевий;
- организация профориентационной работы в общеобразовательных организациях, контроль трудоустройства выпускников образовательных организаций;
- организация подготовки и переподготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера, в том числе посредством заключения целевых договоров, предоставления гарантий при трудоустройстве;
- содействие лицам из числа коренных малочисленных народов Севера в получении высшего профессионального образования по специальностям, востребованным на рынке труда;
- организация стажировки выпускников среднего профессионального и высшего образования с привлечением наставников;
- разработка карьерной стратегии для выпускников школ-интернатов;
- разработка плана мероприятий по социализации и профессиональной ориентации молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера.
Отдельное внимание следует уделить вопросам:
- совершенствования в системе образования автономного округа национального регионального компонента, учитывающего национальные, психологические особенности детей, детей, не умеющих разговаривать на русском языке (увеличение учебных часов изучения национального языка, традиций и культуры народов Севера);
- обеспечения мероприятий по организованному сбору учеников из мест кочевий до мест учёбы в школах-интернатах и доставке обратно к месту проживания родителей с учётом особенностей муниципальных образований;
- организации взаимодействия учителей и родителей школьников по вопросам воспитания, обучения ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
- организации на системной основе трудового воспитания обучающихся в школах-интернатах;
- введения в программу дополнительного образования практических занятий, необходимых для ведения хозяйства: основ права, основ бухгалтерии и ведения предпринимательской деятельности.
Достичь устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера невозможно без научного обеспечения и проведения научных исследований.
Долгосрочные научные исследования жизни коренных малочисленных народов Севера при интенсивном форсированном промышленном освоении природных ресурсов в местах их традиционного проживания очень важны.
Отмечается потребность в научном изучении тем, связанных с образованием, здравоохранением, культурой, традиционными промыслами народов Севера, их образом жизни, в том числе по:
- профилактике и лечению болезней оленей (сибирская язва, бруцеллёз, некробактериоз, простудные и легочные болезни телят);
- рекультивации естественных эрозий тундры;
- изучению возможности доместикации в кормлении оленей;
- восстановлению и стимулированию роста ягеля с помощью биостимуляторов и влагоудерживающих полимеров (лихенология);
- получению лекарственных препаратов из растений, произрастающих на территории автономного округа, для профилактики и лечения животных, людей;
- выявлению и всестороннему исследованию священных, культовых мест коренных малочисленных народов Севера.
Для реализации вышеуказанных мероприятий необходимо обратить внимание на подготовку собственных научных кадров из числа коренных малочисленных народов Севера.
2.2. Здравоохранение
Реализация комплекса мер в сфере здравоохранения осуществляется программно-целевым методом путем реализации государственной программы автономного округа "Развитие здравоохранения на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1142-П.
Законом автономного округа от 10 января 2007 года N 12-ЗАО "О здравоохранении в Ямало-Ненецком автономном округе" установлены меры социальной поддержки в сфере охраны здоровья лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, реализуемые на территории автономного округа, в числе которых обеспечение бесплатными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении по рецептам врачей, льготной зубопротезной помощью, обеспечение новорожденных из числа коренных малочисленных народов Севера детским приданым при выписке из родильного дома, обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет, а также внеочередное оказание медицинской помощи, в том числе специализированной.
Населению автономного округа медицинскую помощь оказывают работники 15 фельдшерско-акушерских и 8 фельдшерских пунктов, 14 врачебных амбулаторий, 14 участковых больниц, 1 районной больницы, 7 центральных районных больниц, 5 городских больниц, 2 центральных городских больниц, 1 окружной клинической больницы, 4 станций скорой медицинской помощи, 5 диспансеров, 3 городских стоматологических поликлиник.
Для оказания первичной, в том числе первичной специализированной, медико-санитарной помощи сельским жителям труднодоступных территорий на базе 9 медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения автономного округа (далее - медицинские организации), создано 12 мобильных медицинских бригад, оснащенных необходимым медицинским оборудованием (передвижным флюорографом, электрокардиографом; портативным монитором; портативным стоматологическим кабинетом; набором для лор-врача; укладкой клинического лаборанта; переносным УЗИ-аппаратом; стерилизатором), лекарственными препаратами, перевязочным материалом и медицинскими изделиями.
За 2016 год было осуществлено 750 выездов мобильных бригад, в ходе которых обслужено 56,6 тысячи пациентов, что на 32,8% больше чем в 2015 году.
За 9 месяцев 2017 года проведено 330 выездов мобильных бригад, обслужено 43,5 тысячи пациентов; медицинская эвакуация осуществлена 3,4 тысячи пациентов.
Организована реэвакуация 1,5 тысячи коренных малочисленных народов Севера к месту проживания в автономном округе после выписки из медицинских организаций.
В целях улучшения медицинского обслуживания кочующего населения ведется работа по составлению медицинских маршрутных карт кочевых семей, содержащих сведения о составе семьи, маршруте передвижения в летнее и зимнее время, телефоны и адреса родственников, проживающих в поселках. Семьям сообщают номера телефонов больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. Особое внимание оказывается семьям оленеводов, в которых есть дети в возрасте до одного года или беременные женщины.
Показатель младенческой смертности в целом по автономному округу за последние годы несколько снизился, в то же время он остается достаточно высоким в сельской местности. За 2016 год значение показателя младенческой смертности снизилось почти на 24% относительно 2015 года и составило 5,4 на 1000 родившихся живыми, что сравнимо с уровнем лидирующих субъектов Российской Федерации (за 2015 год - 7,1 на 1000 родившихся живыми).
Возрождается работа по формированию здорового образа жизни. Во время проведения традиционных праздников коренных малочисленных народов Севера для жителей сельской местности и кочующего населения автономного округа проводятся групповые профилактические консультации (лекции, семинары, тренинги по вопросам профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни).
В 2017 году разработан комплекс профилактических мероприятий по предупреждению алкогольной зависимости среди поселковых жителей, представителей коренных малочисленных народов Севера на 2017 - 2018 годы.
За 9 месяцев 2017 года по профилактике алкоголизма организовано и проведено 27 акций с участием 11,4 тысячи человек, в том числе 354 несовершеннолетних, выпущено в эфир 67 телевизионных и радиопрограмм, выпущено 25 тысяч экземпляров памяток, брошюр, буклетов и листовок, широко используются интернет-ресурсы, социальные сети.
Введено ограничение времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории автономного округа (не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 22:00 до 10:00 часов).
В рамках профилактических мероприятий выработан комплекс мероприятий с целью предотвращения распространения ВИЧ-инфекции, парентеральных вирусных гепатитов "В" и "С", инфекций, передающихся половым путём, по повышению грамотности по профилактике ВИЧ-инфекции среди коренных жителей Ямала.
Отмечается, что нерешенными вопросами либо вопросами, требующими дополнительной проработки в условиях критических, природно-климатических условиях жизни коренных малочисленных народов Севера автономного округа, остаются следующие:
- проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого и детского населения, укрепление здоровья коренных малочисленных народов Севера и совершенствование системы здравоохранения в районах их компактного проживания;
- проведение мероприятий по снижению высокого уровня заболеваемости в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
- проведение мероприятий по снижению уровня младенческой смертности населения, проживающего в сельских территориях;
- обеспечение доступности и качества медицинской помощи лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающим в труднодоступных, отдаленных местностях и (или) ведущим традиционный образ жизни;
- развитие санитарно-авиационной эвакуации и обеспечение деятельности мобильных бригад;
- проведение мероприятий по обеспечению оленеводов и рыбаков возможностью обращения в медицинские организации;
- разработка и создание учебной программы по обучению граждан для оказания первой помощи в условиях тундры;
- проведение мероприятий по активизации работы фельдшеров с разъездным характером работы в труднодоступные места проживания лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера;
- необходимость предусматривать ежегодные материальные и финансовые затраты на содержание фельдшерско-акушерских пунктов с целью обеспечения максимального охвата медицинской помощью жителей тундры;
- проведение информационно-разъяснительной работы по повышению медико-санитарной грамотности и расширению пропаганды здорового образа жизни среди коренных малочисленных народов Севера, включая выпуск брошюр по оказанию неотложной помощи в условиях тундры (на родных языках).
2.3. Жилье
В автономном округе в рамках государственной программы автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П, предусмотрена реализация мероприятий, направленных на выполнение законодательно определенных обязательств по обеспечению жильем коренных малочисленных народов Севера (Закон автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе").
Улучшение жилищных условий граждан из числа коренных малочисленных народов Севера осуществляется путем:
- приобретения жилых помещений в собственность автономного округа для предоставления на условиях социального найма гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера;
- предоставления социальных выплат на приобретение жилья гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера.
Граждане из числа коренных малочисленных народов Севера также имеют возможность улучшить свои жилищные условия на общих основаниях, в том числе при участии в мероприятиях, предусмотренных для многодетных семей, инвалидов, детей-сирот.
В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности на учете в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состоят 9206 семей, в качестве лиц из числа коренных малочисленных народов Севера - 4571 семья, в том числе 1202 семьи, ведущие традиционный образ жизни (или 26,3% от числа семей коренных малочисленных народов Севера автономного округа).
Следует отметить, что реальная нуждаемость в жилье семей из числа граждан, ведущих традиционный образ жизни, значительно выше, что обусловлено редким и краткосрочным посещением тундровиками населенных пунктов, сложностью сбора документов.
В ходе обсуждения предложений, поступивших при формировании настоящей Народной программы, выявлены наиболее уязвимые категории граждан из числа коренных малочисленных народов Севера и определены как "первоочередная категория":
- граждане пенсионного возраста от 60 лет и старше;
- инвалиды, которые до наступления инвалидности вели традиционный образ жизни;
- ветераны автономного округа.
Отработав оленеводами, рыбаками, охотниками, эти люди в подавляющем большинстве не имеют на сегодняшний день какого-либо жилья в населенных пунктах и не подпадают под действие государственных программ обеспечения жильем. По состоянию на 01 июня 2017 года численность указанных категорий граждан составила 652 семьи.
Отдельной категорией граждан, испытывающих проблемы в улучшении своих жилищных условий, являются и молодые специалисты из числа коренных малочисленных народов Севера, вышедшие из семей коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни.
В целях комплексного решения проблемы обеспечения коренных малочисленных народов Севера автономного округа жилыми помещениями необходимо рассмотреть вопросы:
- о совершенствовании механизмов обеспечения жильем социально незащищенных граждан из числа коренных малочисленных народов Севера автономного округа (малоимущие, инвалиды, пенсионеры, молодежь), нуждающихся в государственной поддержке;
- об увеличении объемов финансирования действующих мероприятий на обеспечение жильем коренных малочисленных народов Севера автономного округа;
- об увеличении объемов строительства жилья, в том числе в сельской местности.
2.4. Социальное обслуживание и социальная защита
В рамках государственной программы автономного округа "Социальная поддержка граждан и охрана труда на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1128-П, предусмотрено оказание мер социальной поддержки в том числе коренным малочисленным народам Севера.
Статьей 18-3 Закона автономного округа от 03 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон N 62-ЗАО) предусмотрено оказание мер социальной поддержки лицам из числа коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, иным лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам Севера в автономном округе, постоянно проживающим на территории автономного округа, в виде ежемесячных пособий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Статья 18-3 в Законе автономного округа от 03 ноября 2006 года N 62-ЗАО отсутствует
Размеры ежемесячных пособий вышеуказанным лицам установлены постановлением Правительства автономного округа от 15 января 2014 года N 2-П "Об установлении размеров ежемесячных пособий лицам из числа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе и иным лицам, осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность":
- лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, связанный с традиционной хозяйственной деятельностью на территории автономного округа, - 3000 рублей;
- лицам, не ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, осуществляющим трудовую деятельность в организациях или малых формах хозяйствования, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности на территории автономного округа, за исключением трудовой деятельности, связанной с организационно-распорядительными, административно-хозяйственными, обеспечивающими функциями, - 600 рублей.
Статьями 9, 18 Закона N 62-ЗАО ветеранам автономного округа из числа оленеводов (чумработниц), рыбаков, охотников (женщин, проработавших 20 и более календарных лет, и мужчин, проработавших 25 и более календарных лет, на территории автономного округа) вне зависимости от возраста, факта назначения пенсии и прекращения трудовой деятельности предусмотрено предоставление компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона автономного округа от 14 октября 2002 года N 47-ЗАО "О ежемесячном дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Ямало-Ненецким автономным округом" гражданам, проработавшим на территории автономного округа в качестве оленеводов, рыбаков, охотников не менее 15 календарных лет, при наличии определенных наград, получении пенсии, прекращения оплачиваемой работы назначается дополнительное материальное обеспечение.
Между тем, совершенствование мер социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера относится к приоритетным направлениям проводимой региональной политики.
В трех государственных центрах социального обслуживания населения автономного округа (в Пуровском, Приуральском и Тазовском районах) предоставляются услуги социальных гостиниц для временного проживания лиц из числа коренных народов Севера, при этом существует необходимость создания социальных гостиниц во всех муниципальных образованиях в автономном округе исключительно в статусе негосударственных организаций.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" к числу поставщиков социальных услуг помимо государственных организаций могут относиться и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
В целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 03 декабря 2015 года проводится активная работа по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, исходя из целесообразности доведения им до 10% средств, предусмотренных на организацию социального обслуживания в регионе. В этих условиях существует необходимость стимулирования процессов создания социальных гостиниц во всех муниципальных образованиях в автономном округе.
Для самих граждан данное проживание в объемах стандартов социальных услуг будет бесплатным. Понесенные расходы негосударственных организаций будут компенсироваться за счет средств окружного бюджета.
III. Этнокультурное развитие коренных малочисленных народов Севера
На территории автономного округа в рамках государственной программы автономного округа "Основные направления развития культуры на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1122-П, реализуются мероприятия, способствующие сохранению традиционной культуры коренного населения автономного округа.
Автономный округ имеет уникальные самобытные традиции, своими корнями уходящие в народную культуру, включающую в себя все многообразие обрядов, ритуалов, праздников, промыслов и ремесел, занятия населения любительским творчеством.
Проводимая в автономном округе работа по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера способствует привлечению внимания общества к проблемам народной культуры, введению ее элементов в современную культурную жизнь, увеличению числа коллективов, пропагандирующих творчество коренных народов, проживающих на территории автономного округа, росту числа участников клубных формирований, занимающихся традиционной народной культурой.
Важнейшую роль в деле сохранения и развития в автономном округе традиционной народной культуры играют культурно-досуговые учреждения, центры национальных культур, методические центры, которые сохраняют традиционную специфику и виды клубного досуга. Ежегодно в клубных учреждениях автономного округа проводится около 26 тысяч культурно-массовых мероприятий. Сложилась система традиционных творческих акций по всем жанрам любительского искусства. Проводятся всероссийские, межрегиональные, окружные праздники, фестивали, смотры, конкурсы и выставки.
На территории автономного округа, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера автономного округа, насчитывается 224 учреждения культуры, в том числе: 6 государственных учреждений культуры, 218 муниципальных учреждений культуры (включая филиалы), среди которых: 81 муниципальная библиотека; 77 учреждений культурно-досугового типа (центры национальных культур, дома культуры, молодежные и культурно-досуговые центры, дома ремесел и др.); 40 образовательных учреждений культуры и искусства; 18 музеев; 2 парка культуры и отдыха.
В целях повышения степени доступности для сельского населения автономного округа культурных благ, модернизации и развития инфраструктуры отрасли, отвечающей растущим потребностям личности и общества, реализуются проекты "Модельная сельская библиотека" и "Создание модельных сельских домов культуры".
По состоянию на 01 января 2017 года в рамках данного проекта на условиях софинансирования из средств муниципальных бюджетов создано 26 модельных учреждений культуры (в том числе 11 модельных сельских домов культуры, 14 модельных сельских библиотек, 1 модельная Детская школа искусств).
Вместе с тем, несмотря на реализуемый комплекс мероприятий, направленных на сохранение культурного и исторического наследия автономного округа, повышение культурной грамотности населения автономного округа, существует несколько приоритетных вопросов, требующих комплексного решения:
- отсутствие качественной и доступной культурной жизни в большинстве отдаленных поселков автономного округа из-за неудовлетворительного состояния инфраструктуры, что затрудняет доступ граждан на получение услуг в сфере культуры;
- необходимость сохранения и популяризации нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, сохранения и дальнейшего развития художественных промыслов автономного округа, а также изобразительного и всех видов декоративно-прикладного творчества, исторического наследия автономного округа;
- необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в области охраны священных и культовых мест коренных малочисленных народов Севера, не являющихся объектами культурного наследия.
Историко-культурное наследие автономного округа насчитывает более 550 памятников истории и культуры, из них 7% представлено этническими объектами культурного наследия, отражающими культуру коренных малочисленных народов Севера, которые подлежат государственной охране в общем порядке наряду с памятниками архитектуры и археологии.
Учитывая специфику арктического региона и его интенсивное промышленное освоение, особую важность приобретают вопросы государственной охраны такого хрупкого и наиболее уязвимого наследия как священные, культовые места коренных малочисленных народов Севера автономного округа.
Для достижения цели по обеспечению государственной охраны этнических объектов, отражающих самобытность нашего региона, предусматривается решение следующих задач:
- обследование священных, культовых мест коренных малочисленных народов Севера автономного округа научными организациями и выявление среди них особо значимых для придания им статуса объектов культурного наследия;
- проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов этнической культуры (священных и культовых мест, традиционных построек) при наличии достаточных материалов об их историко-культурной ценности;
- установление границ территории, внесение сведений о них в государственный кадастр недвижимости в целях ограничения в обороте этой территории;
- продолжение практики популяризации объектов культурного наследия, отражающих культуру коренных малочисленных народов Севера, посредством публикаций в изданиях, СМИ, а также размещения сведений о них на интернет-ресурсах;
- предотвращение их повреждения и разрушения, снижение негативного воздействия на объекты культурного наследия при хозяйственном освоении территории региона при согласовании землеустроительной документации и обязанности землепользователей, в том числе при обустройствах месторождений предприятиями топливно-энергетического комплекса.
Особую важность приобретают вопросы государственной охраны историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, в том числе священных мест и мест захоронений коренных малочисленных народов Севера автономного округа.
Также отмечено, что спорт является частью этнокультурного развития коренных народов. На протяжении веков национальные виды спорта коренных малочисленных народов Севера сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Они также оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству молодежи.
Спортсмены Ямала, занимающиеся национальными видами спорта, являются призерами региональных, межрегиональных, общероссийских и международных соревнований по национальным видам спорта.
Для дальнейшего развития национальных видов спорта необходимо:
- предусмотреть мероприятия и способы поддержки национальных видов спорта;
- оказывать поддержку ведущим тренерам и спортсменам,
- привлекать молодежь к занятиям спортом путем пропаганды здорового образа жизни.
IV. Экологическое развитие и защита исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера
Автономный округ является территорией, благоприятной для развития внутреннего и въездного туризма, что обусловлено наличием разнообразного природно-рекреационного потенциала, богатого культурно-исторического наследия, уникального этнографического компонента, обладающего высокой степенью привлекательности для иностранных туристов в автономном округе, а также позиционирования Ямала как крупнейшего туристского центра российской Арктики.
Отношения в сфере туристской деятельности в автономном округе регулируются Законом автономного округа от 03 декабря 2007 года N 114-ЗАО "О туристской деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе", реализуется подпрограмма "Развитие туристских услуг в Ямало-Ненецком автономном округе".
По мнению населения автономного округа необходимо продолжить развитие экологического и этнографического (этнологического) направления туристической деятельности.
Это будет способствовать вовлечению в оказание туристических услуг общин коренных малочисленных народов Севера, иных организаций.
Также для развития экологического и этнологического туризма необходимо содействовать:
- совершенствованию туристской инфраструктуры в регионе;
- использованию современных туристских технологий;
- повышению информированности населения о туристском потенциале автономного округа.
Охрана окружающей среды является одним из факторов защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера.
Важным звеном охраны окружающей среды является мониторинг состояния окружающей среды (система наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды) и его совершенствование. Экологическая безопасность, как составная часть национальной безопасности, является обязательным условием устойчивого развития и выступает основой сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.
Между тем отмечается неэффективное взаимодействие участников системы государственного экологического мониторинга. В местах традиционного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности не привлекаются представители коренных малочисленных народов Севера, а также представители общественных организаций коренных народов.
Для сохранения хрупкой арктической экологии и экосистемы очень важным является обеспечение своевременной рекультивации земель как одного из механизмов возмещения вреда окружающей среде в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.
В результате промышленного освоения региона актуальными остаются и вопросы ликвидации объектов накопленного экологического ущерба, образованного в прошлом столетии.
Проблемой на сегодняшний день является и отсутствие одного из ключевых механизмов защиты прав коренных малочисленных народов Севера - методики расчета убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, что не позволяет в полной мере реализовать гарантированные права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В этой связи необходимо продолжить работу по сохранению экологии региона. Бережное отношение к природе - общая задача для всего населения автономного округа.
V. Защита прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера
На сегодняшний день автономный округ является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню сформированной законодательной базы по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера.
В отношении коренных малочисленных народов Севера в автономном округе реализуется как федеральное, так и региональное законодательство, касающееся повышения качества и стандартов жизни населения, создания благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечения экономического роста и социальной стабильности в обществе.
Региональная законодательная база позволяет гарантировать соблюдение прав коренных малочисленных народов Севера и включает законы, непосредственно регулирующие правоотношения в сфере защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, в том числе: Закон автономного округа от 06 октября 2006 года N 49-ЗАО "О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе"; Закон автономного округа от 02 марта 2016 года N 1-ЗАО "О гарантиях прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе"; Закон автономного округа от 28 декабря 2005 года N 113-ЗАО "О факториях Ямало-Ненецкого автономного округа"; Закон автономного округа от 28 декабря 2005 года N 114-ЗАО "О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа"; Закон автономного округа от 06 июня 2016 года N 34-ЗАО "Об оленеводстве в Ямало-Ненецком автономном округе"; Закон автономного округа от 05 мая 2010 года N 52-ЗАО "О территориях традиционного природопользования регионального значения в Ямало-Ненецком автономном округе"; Закон автономного округа от 03 декабря 2012 года N 110-ЗАО "О фольклоре коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе"; Закон автономного округа от 05 апреля 2010 года N 48-ЗАО "О родных языках коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Закон автономного округа от 03 декабря 2007 года N 110-ЗАО "О фольклоре коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе"
Несмотря на то, что на сегодняшний день приоритетным направлением деятельности органов власти автономного округа остается совершенствование системы обеспечения реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, настоящая Народная программа позволила выявить правовые пробелы в обеспечительном механизме реализации законодательства, регулирующего обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Севера.
Так, в целях успешной реализации настоящей Народной программы, результатом которой является достижение поставленных целей и задач, необходимо принять меры по преобразованию системы как регионального, так и федерального законодательства.
В свою очередь, это будет способствовать решению таких принципиально важных для коренных малочисленных народов Севера проблем, как:
- отсутствие порядка и правовых механизмов определения национальной принадлежности представителей коренных малочисленных народов Севера;
- отсутствие государственного статистического учета граждан Российской Федерации, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- отсутствие определенного уполномоченного федерального органа исполнительной власти, ответственного за утверждение порядка выдачи органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;
- отсутствие возможности реализации права коренных малочисленных народов Севера на проведение этнологической экспертизы;
- отсутствие правового регулирования вопросов государственной поддержки северного оленеводства (в том числе оленеводов-частников);
- отсутствие правового урегулирования вопросов, направленных на обеспечение приоритетного доступа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, их общин к охотничьим угодьям и к охотничьим животным в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- отсутствие у общин коренных малочисленных народов Севера статуса сельхозтоваропроизводителя;
- отсутствие механизма защиты прав коренных малочисленных народов Севера в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- проблемы образования, охраны, использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- отсутствие правового регулирования особенностей организации образовательной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- отсутствие правового регулирования особенностей использования лесов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- несогласованность перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2015 года N 1049, с перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года N 631-р;
- отсутствие ветеринарных правил в целях обеспечения безопасности лекарственного сырья, получаемого от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье), а также о лицензировании деятельности по заготовке и реализации пантов;
- отсутствие правового регулирования возложения на арендаторов-недропользователей обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению;
- отсутствие регулирования вопроса оплаты санаторно-курортного лечения для коренных малочисленных народов Севера (работников оленеводства, рыболовства и охоты), а также оплаты проезда к месту проведения лечения и обратно, в том числе и для сопровождающего;
- отсутствие в государственных программах мероприятий, способствующих обеспечению доступности услуг по получению разрешительных документов или по компенсации расходов на их получение (в том числе обучение, прохождение медосмотра) для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности (рыболовство, оленеводство, охота);
- отсутствие региональной программы, предусматривающей комплекс мер, направленных на повышение уровня занятости в местах традиционного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
- отсутствие механизма привлечения представителей коренных малочисленных народов Севера при проведении природоохранных (рекультивационных или лесовосстановительных) работ и экологических мероприятий;
- отсутствие механизма организации и транспортировки тел умерших (усопших) граждан из населенных пунктов (медицинских учреждений) до места захоронения (в том числе с межселенной территории, например, стойбища, фактории) воздушным, наземным, водным транспортом при неразвитости транспортной системы в автономном округе.
Также необходимо проработать вопросы, связанные:
- с принятием мер по противодействию незаконному обороту алкогольной продукции в сельской местности, на межселенной территории, а также ограничительных мер по реализации алкогольной продукции;
- с отсутствием механизма закрепления обязанности по реэвакуации граждан после оказания медицинской помощи в связи с необходимостью организации процесса возвращения пациента обратно (в стойбище);
- с отсутствием механизма авансирования и возмещения (компенсации) расходов по оплате санаторно-курортного лечения для коренных малочисленных народов Севера (работников оленеводства, рыболовства и охоты), а также на оплату проезда к месту проведения лечения и обратно, в том числе и для сопровождающего.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Народная программа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе.
Народная программа направлена на консолидацию действий органов государственной власти, местного самоуправления, коренных малочисленных народов Севера, носит долгосрочный характер.
Цель Народной программы - создание условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, которое предполагает укрепление социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера на основе целевой поддержки Правительства автономного округа и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.
Задачи Народной программы определены структурой Народной программы, которая отражает ключевые проблемные аспекты, волнующие население и требующие решения.
Региональная национальная политика в отношении коренных малочисленных народов Севера реализуется в рамках 14 государственных программ автономного округа.
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2017 г. N 132-ПГ "Об утверждении Народной программы коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе"
Настоящее постановление вступает в силу с 29 декабря 2018 г.
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 29 декабря 2017 г., спецвыпуск N 110/1; на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти ЯНАО (http://правительство.янао.рф) 10 января 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 марта 2023 г. N 26-ПГ
Изменения вступают в силу с 27 марта 2023 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2022 г. N 161-ПГ
Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 мая 2022 г. N 73-ПГ
Изменения вступают в силу с 19 мая 2022 г.
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 октября 2018 г. N 109-ПГ
Изменения вступают в силу с 15 октября 2018 г.