19 марта 2018 года в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации поступила жалоба уполномоченного представителя политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Е.М. Кукушкиной (далее - заявитель).
В своей жалобе заявитель указывает, что 02 марта 2018 года она обратилась в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с жалобой по факту нарушения пункта 10 статьи 70 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ) участковой избирательной комиссией избирательного участка N 1305 (далее - УИК N 1305), выразившегося в отказе обеспечить транспортом наблюдателя, направленного Политической партией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Худи Ивана Михайловича. Указанная жалоба была рассмотрена 12 марта 2018 года Территориальной избирательной комиссией Ямальского района. Заявитель сообщает, что ее не устраивает ответ Территориальной избирательной комиссии Ямальского района (далее - ТИК Ямальского района), так как содержит недостоверную информацию. Кроме того, заявитель указывает, что наблюдатель от Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Худи Иван Михайлович заранее предупреждал членов УИК N 1305 о своем желании осуществлять наблюдение при проведении досрочного голосования, однако ему было отказано из-за отсутствия мест в вертолете, а также сообщает, что 5, 6, 8 марта 2018 года УИК N 1305 не обеспечила транспортом наблюдателей для наблюдения за проведением досрочного голосования.
Заявитель просит дать правовую оценку действиям членов участковой избирательной комиссии N 1305.
Кукушкина Е.М. была приглашена на заседание Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, но не присутствовала на нем.
Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа, рассмотрев жалобу заявителя, обжалуемые решения ТИК Ямальского района от 12 марта 2018 года N 66/347 "О рассмотрении жалобы уполномоченного представителя политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Е.М. Кукушкиной", от 16 марта 2018 года N 67/354 "О рассмотрении жалобы уполномоченного представителя политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Е.М. Кукушкиной" (далее - Решения ТИК), заслушав доводы и пояснения члена Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа с правом решающего голоса Журавлевой Л.А., которая настаивала на том, что действия УИК N 1305 были намеренны и незаконны, а также ходатайствовала о направлении от имени Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации запроса о толковании пункта 10 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ и пункта 14 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), в частности о разъяснении, обязана ли участковая избирательная комиссия обеспечить наблюдателя транспортом, местом в транспорте при проведении досрочного голосования, установила следующее.
02 марта 2018 года УИК N 1305 осуществлялся вылет для проведения досрочного голосования на межселенной территории Ямальского района. В связи с неудовлетворительными метеоусловиями в течение двух предыдущих дней и отставанием от графика проведения досрочного голосования УИК N 1305 по согласованию с ТИК Ямальского района было принято решение использовать комбинированный способ организации досрочного голосования, при котором воздушным транспортом вылетают три группы членов участковой комиссии, одна из которых на снегоходе высаживается в самой дальней точке и проводит голосование, двигаясь в сторону места расположения избирательного участка N 1305, а вторая и третья - проводят голосование с помощью воздушного транспорта.
График проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 11 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ был заблаговременно 24 февраля 2018 года размещен на стенде в помещении УИК N 1305. С учетом метеоусловий информация о планируемом 02 марта 2018 года досрочном голосовании 01 марта 2018 года была доведена заместителем председателя УИК N 1305 Сэротэтто Л.П. до сведения наблюдателя от Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Худи И.М.
В соответствии с пунктом 3.2. Государственного контракта N 19-ИК/2018 от 22 января 2018 года (далее - контракт) ТИК Ямальского района заблаговременно, не позднее 12.00 часов дня, предшествующего дню вылета воздушного судна по установленному маршруту, обязана направить ответственному представителю перевозчика заявку на полет, а также пассажирскую и грузовую ведомости с целью определения командиром воздушного судна для обеспечения безопасности полета и исходя из установленных нормативов максимально предельной загрузки борта с учетом необходимого количества топлива.
ТИК Ямальского района в своем решении отмечает, что наблюдатель от Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Худи Иван Михайлович заявил о своем намерении осуществлять наблюдение за проведением досрочного голосования, прибыв 02 марта 2018 года непосредственно ко времени вылета воздушного судна.
Учитывая требования контракта, правила предполетной подготовки воздушного судна, а также отсутствие от наблюдателей заявок об участии в досрочном голосовании, председателем ТИК Ямальского района накануне дня вылета ответственному представителю ООО "Авиакомпания "Ямал", командиру воздушного судна МИ-8 с бортовым номером RA - 24185 Еремину В.Р. была подана заявка на полет в письменной форме с указанием места вылета, времени вылета, типа воздушного судна, маршрута, вида перевозки, количества пассажиров (6 человек), груза (в грузовую ведомость был внесен снегоход в снаряженном состоянии).
При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 4.2 контракта, учитывая фактическую максимальную загрузку воздушного судна, на момент вылета члены экипажа воздушного судна МИ-8 не имели полномочий допустить на борт вертолета пассажира, не внесенного в заявку заказчика, что в противном случае не обеспечило бы безопасность полета.
Кроме наблюдателя Худи И.М. до полета так же не были допущены два члена УИК N 1305 с правом решающего голоса, данные которых не были заблаговременно внесены в заявку. Члены УИК не обладают полномочиями по принятию решения о возможности допуска на борт лиц, не внесенных в пассажирскую ведомость.
Вместе с тем при своевременном извещении членов УИК N 1305 либо председателя ТИК Ямальского района такое право наблюдателю было бы предоставлено.
Количество членов УИК N 1305, осуществлявших досрочное голосование 02 марта 2018 года, было определено с учетом требований пункта 5 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ, в соответствии с которыми досрочно голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Два члена УИК N 1305 были высажены в районе верхней протоки реки Усть-Юрибей и продолжили свой путь для обеспечения досрочного голосования на снегоходе, а две группы по два члена УИК N 1305 проводили досрочное голосование, используя вертолет.
Досрочное голосование с использованием снегоходов 05 марта 2018 года проводили два члена участковой комиссии с правом решающего голоса - Сэротэтто Андрей Аникувич и Слепушкин Игорь Павлович. Выезд осуществлялся в 15.00.
06 марта 2018 года досрочное голосование УИК N 1305 не проводила.
07 марта 2018 года досрочное голосование вне помещения для голосования проводили два члена участковой комиссии с правом решающего голоса - Пырирко Николай Иванович и Сэротэтто Леонид Папасевич. Выезд осуществлялся в 12.00.
08 марта 2018 года - досрочное голосование проводили два члена участковой комиссии с правом решающего голоса Худи Николай Сэрокович и Яптик Дмитрий Хынасович. Выезд осуществлялся в 08.00.
Наблюдатель, направленный Политической партией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Худи Иван Михайлович заблаговременно был проинформирован о датах и времени выезда групп для проведения досрочного голосования с использованием снегохода. В ходе разговора, состоявшегося 4 марта 2018 года между Худи И.М. и членом УИК N 1305 с правом решающего голоса Сэротэтто Л.П., наблюдатель, направленный Политической партией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", уведомил членов УИК N 1305, что планирует добраться до места проведения голосования самостоятельно.
Наблюдатель, направленный зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации Грудининым П.Н., Даньшин Захар Валерьевич не обращался в УИК N 1305 и не заявлял о желании осуществлять наблюдение при проведении голосования вне помещения для голосования с использованием снегохода, а обратился к председателю УИК N 1305 Елабужевой О.В. 8 марта 2018 года в 15.30., т.е. после отъезда членов УИК N 1305.
Пунктом 10 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ установлена обязанность участковой избирательной комиссии при проведении досрочного голосования с использованием переносных ящиков для голосования обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными зарегистрированными кандидатами, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения досрочного голосования.
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 статьи 66 Федерального закона N 67-ФЗ лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, и члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные этим избирательным объединением.
Из системного толкования вышеназванных норм Федерального закона N 19-ФЗ и Федерального закона N 67-ФЗ следует, что осуществлять наблюдение при проведении досрочного голосования мог либо наблюдатель, направленный Политической партией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Худи Иван Михайлович, либо наблюдатель, направленный зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации Грудининым П.Н., Даньшин Захар Валерьевич, при этом УИК N 1305 должна была обеспечить равные возможности только наблюдателям, назначенным разными зарегистрированными кандидатами, т.е. Даньшину З.В.
На основании вышеизложенного Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа констатирует, что у участковой комиссии в соответствии с Федеральным законом N 19-ФЗ нет обязанности обеспечивать наблюдателей транспортом (место в транспорте), с помощью которого осуществляется досрочное голосование.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Признать действия членов участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1305 и решения Территориальной избирательной комиссии Ямальского района от 12 марта 2018 года N 66/347 "О рассмотрении жалобы уполномоченного представителя политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Е.М. Кукушкиной и от 16 марта 2018 года N 67/354 "О рассмотрении жалобы уполномоченного представителя политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Е.М. Кукушкиной законными и обоснованными.
2. Направить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации запрос о толковании пункта 10 статьи 70 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", а также пункта 14 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
3. Рекомендовать территориальным избирательным комиссиям в Ямало-Ненецком автономном округе, участковым избирательным комиссиям и лицам, указанным в пунктах 1 и 1.2 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также наблюдателям руководствоваться Рекомендациями по организации избирательными комиссиями транспортного обеспечения проведения досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях, утвержденными выпиской из протокола заседания ЦИК России от 01 апреля 2015 года N 277-1-6.
4. Направить копию настоящего постановления уполномоченному представителю Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Кукушкиной Елене Михайловне, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и Территориальную избирательную комиссию Ямальского района.
5. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на секретаря Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа Тарасову О.А.
Председатель Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа |
А.Н. Гиберт |
Секретарь Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 марта 2018 г. N 66/641-6 "О жалобе уполномоченного представителя политической партии "Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Кукушкиной Елены Михайловны"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа (http://www.yamal-nenetsk.izbirkom.ru) 20 марта 2018 г.; в "Вестнике Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа", 2018 г., N 3(110)