Обобщение
практики рассмотрения судами округа дел об установлении административного надзора в 2017 году
(Утверждено на заседании Президиума Суда Ямало-Ненецкого АО 14 февраля 2018 г.)
Проведено в соответствии с планом работы Суда Ямало-Ненецкого АО на I полугодие 2018 г.
I. Статистические данные
Первая инстанция
Всего рассмотрено дел:
- об установлении административного надзора 264, из них: с удовлетворением административных исков 257, с отказом в удовлетворении 2, прекращено 5, оставлено без рассмотрения 0;
- о продлении, прекращении и других, связанных с административным надзором 90, из них: удовлетворено 83, с отказом в удовлетворении 6, прекращено 1, оставлено без рассмотрения 0
Всего рассмотрено административных дел 354.
Апелляционная инстанция
Поступило 26 дел по апелляционным жалобам (представлениям), из них: рассмотрено по существу - 21, частные жалобы (представления) на определения - 5.
Из рассмотренных по существу:
решение отменено с вынесением нового решения 1;
решения изменены в части 10;
оставлено без изменения 10;
Изменённые и отменённые по судам первой инстанции:
Пуровский районный суд - 1 отменено;
Салехардский городской суд - 3 изменено;
Лабытнангский городской суд - 4 изменено;
Новоуренгойский, Муравленковский, Ноябрьский городские суды - изменено по 1.
Качество рассмотрения дел после проверки в апелляции 47,6%.
В кассационной инстанции судебные постановления не отменялись (не изменялись).
В сравнении с 2015 / 2016 г.г.
Всего рассмотрено дел первой инстанцией 326/317, апелляционной инстанцией 31/29, качество после проверки в апелляции 62,1%/ 89,66%.
II. Особенности рассмотрения административных дел
Производство по делам данной категории регламентируется главой 29 КАС РФ "Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы".
Административными истцами согласно статье 270 КАС РФ выступают:
исправительные учреждения - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы;
орган внутренних дел - в отношении лица освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы, а также в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы; в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы, в отношении лица о продлении административного надзора либо о дополнении ранее установленных административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора и о частичной отмене административных ограничений;
прокурор в порядке, установленном частью 1 статьи 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд;
поднадзорный либо его представитель - о досрочном прекращении административного надзора и административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений.
Территориальная подсудность подачи административных исков определяется в соответствии с положениями частей 6 и 7 ст. 270 КАС РФ.
Административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда, за исключением случая неподсудности требований данному суду и возвращения административного искового заявления на основании пункта 2 части 1 ст. 129 КАС РФ.
В соответствии с частью 9 ст. 250 КАС РФ несоблюдение указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи сроков не влечет за собой возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора, а также не является основанием для отказа в его удовлетворении. При таких обстоятельствах суду следует обеспечить рассмотрение административного дела до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы. Несоблюдение установленных частями 7 и 8 настоящей статьи сроков свидетельствует о нарушении законности и является основанием для вынесения частного определения в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
После принятия административного искового заявления суд истребует необходимые документы и материалы, а в случаях признания необходимым обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, также возлагает на исправительное учреждение или орган внутренних дел, которыми подано административное исковое заявление, обязанность обеспечить участие в судебном заседании этого лица.
Судебное заседание может быть проведено с использованием системы видеоконференц-связи для участия в нём поднадзорных, находящихся в местах лишения свободы (ч. 5 ст. 142 КАС РФ).
КАС РФ позволяет, при соблюдении иных условий судопроизводства, рассматривать данную категорию дел без участия поднадзорного лица.
Отсутствие у поднадзорного желания участия в деле должно быть им ясно выражено в заявлении, приобщённом к материалам дела, направленным после полученного определения суда, в котором ему были разъяснены права как участника судопроизводства.
Срок рассмотрения дел, связанных с административным надзором - 10 дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы (ч. 7 ст. 272 КАС РФ).
В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное административное исковое заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора (ч. 6 ст. 270 КАС РФ).
Мотивированное решение должно быть изготовлено в день принятия решения.
Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку (части 4 и 5 ст. 273 КАС РФ).
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об а/надзоре могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения (ч. 5 ст. 298 КАС РФ).
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об а/надзоре рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня их поступления в суд апелляционной инстанции (ч. 9 ст. 305 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 309 КАС РФ, возлагающей обязанность на суд апелляционной инстанции рассмотрения дела в полном объёме, выявленные при рассмотрении дел ошибки исправляются вне зависимости от указания на них в апелляционных жалобах и представлениях.
В предыдущих плановых аналитических материалах по делам данной категории, а также в апелляционных определениях судебной коллегией указывалось и вновь обращается внимание на то, что нормы материального права по делам данной категории являются императивными, то есть при рассмотрении дел суд не связан с доводами и обстоятельствами, указанными в административном иске, рассматривая иск должен вне зависимости от избранных, в том числе ошибочно, административным истцом, предусмотренных статьёй 3 Закона об административном надзоре оснований, проверять наличие иных законных оснований для установления административного надзора (например, апел. определение по делу 33а-2996/16).
При рассмотрении дел данной категории следует руководствоваться судебным толкованием закона, позиции которого изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.05. 2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 15 от 16.05.2017).
Принципиальными, разъяснениями правоприменительной практики, на наш взгляд являются следующие.
Административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение (абз. 5 пункта 3).
При установлении административного надзора не подлежат учету административные правонарушения, указанные в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послужившие основанием для отмены условно-досрочного освобождения с исполнением оставшейся неотбытой части наказания в виде лишения свободы или замены наказания, не связанного с лишением свободы, другим видом наказания (пункт 2 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре, часть 3 статьи 49, часть 4 статьи 50, часть 6 статьи 53.1, статья 54, часть 7 статьи 79 УК РФ, часть 2 статьи 29, часть 5 статьи 46, часть 5 статьи 58, часть 5 статьи 60.2, статья 60.17 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)(абз. 2 пункта 4).
Следует иметь в виду, что при наличии обстоятельств, указанных в статьях 190 и 191 КАС РФ, производство по делу может быть приостановлено (например, в случае нахождения административного ответчика, участие которого в судебном заседании признано судом обязательным, в лечебном учреждении)(абз. 3 пункта 10).
Если административный ответчик отсутствует по месту жительства (месту пребывания) и место его фактического пребывания неизвестно, суд вправе назначить такому лицу в качестве представителя адвоката и рассмотреть административное дело без участия административного ответчика (часть 4 статьи 54, статья 272 КАС РФ)(абз. 3 пункта 11).
В случае, если на момент рассмотрения дела об административном надзоре истек срок, указанный в статье 4.6 КоАП РФ, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключается возможность учета такого административного правонарушения в качестве основания установления или продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений.
Если лицо освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, такое правонарушение не учитывается при решении вопроса об установлении или продлении административного надзора, а также о дополнении ранее установленных административных ограничений (статья 2.9 КоАП РФ) (абз. 2 и 3 пункта 13).
Если в приговоре имеются сведения о совершении указанным лицом преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен, административный надзор может быть установлен при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона (абз. 2 пункта 17).
В случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона) (пункт 26).
... административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным (абз. 3 пункта 32).
...при удовлетворении административного искового заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, связанного с административным надзором, государственная пошлина в порядке статьи 111 КАС РФ с поднадзорного лица не взыскивается (абз. 3 пункта 33).
При рассмотрении административных дел по вопросам административного надзора следует исходить из изменений, внесённых Федеральным законом от 28.05.2017 N 102-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы" (опубликован 29.05. 2017, действует с 09.06. 2017, далее - N 102-ФЗ) в часть 1 ст. 173.1 УИК РФ, в ряд норм Закона об административном надзоре и дополнениями частей 5 и 6 ст. 270 КАС РФ, которыми урегулированы отдельные вопросы, касающиеся административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Введены новые основания для установления административного надзора, в число которых входят совершение тяжкого или особо тяжкого преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а также преступлений террористической и экстремистской направленности и преступлений, сопряженных с посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля, сотрудника правоохранительного органа, лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование.
Часть 2 ст. 3 дополнена пунктом 4, согласно которому совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) является основанием для установления административного надзора.
Дополнены пункт 2 части 3 ст. 3 и ст. 7 Закона об административном надзоре в части оснований установления и продления административного надзора, помимо прежнего основания: совершение поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определены особенности установления административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы и не имеющего постоянного места жительства или пребывания.
В частности, пунктом 4 ст. 1 введено понятие "место фактического нахождения", под которым понимается избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия - города) либо территория городского или сельского поселения.
При этом следует исходить из постановления Пленума ВС РФ N 15 от 16.05.2017 о том, что в случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре).
В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям. При этом суд вправе назначить иные административные ограничения для достижения целей административного надзора, например, запретить выезд за установленные судом пределы территории (абз. 7 и 8 пункта 22).
И ряд других.
III. Выявленные нарушения
1. Нарушение норм процессуального закона
Существенных нарушений норм процессуального закона при рассмотрении дел в 2017 г. суды не допускали.
2. Неправильное применение норм материального закона
Основаниями для отмены решения (1) и изменения решений (10) в апелляционном порядке послужило невыполнение судами требований норм Закона об административном надзоре.
Некоторые примеры.
Оставляя без удовлетворения административное исковое заявление начальника ОМВД России по Пуровскому району о продлении срока административного надзора на 6 месяцев и установлении административного ограничения в отношении П. (ранее административный надзор ему установлен решением от 17.08. 2016, вступило в силу 30.08. 2016), решением от 11.11. 2016, Пуровский районный суд исходил из того, что П. не является указанным в пункте 2 части 3 ст. 3 Закона об административном надзоре лицом - совершившим в течение одного года два и более административных правонарушения, категории и составы которых указаны в норме, правонарушения совершены П. до установления административного надзора.
Вывод суда не соответствовал доказательствам в деле.
До установления административного надзора П. привлекался к административной ответственности: 08.06.2016 по ст. 20.21 КоАП РФ и 21.07.2016 по ст. 6.24 КоАП РФ с назначением административных наказаний в виде штрафа, которые поднадзорный должен был уплатить не позднее 60 дней со дня вступления постановлений в законную силу.
Неуплата штрафов послужила основанием для привлечения П. дважды к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Кроме того, в период нахождения под административным надзором поднадзорный П. 05.10. 2016 привлекался к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ.
Решение отменено полностью с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска. (33а-62)
Иные допущенные судами нарушения норм материального закона, в связи с которыми решения были изменены в апелляционном порядке, по можно разделить:
А/ неправильное исчисление срока административного надзора применительно к части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре;
Б/ неприменение Закона об административном надзоре в редакции N 102-ФЗ от 28.05. 2017.
Согласно пункту 23 постановления Пленума ВС РФ N 15 от 16.05.2017 в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Разрешая административный иск ОМВД России по г. Салехард об установлении административного надзора в отношении Д., совершившего преступление при опасном рецидиве, осуждённого по ч. 2 ст. 162 УК РФ и освобождённого из мест лишения свободы, т.е. лица, указанного в части 2 ст. 3 Закона об административном надзоре и, в отношении которого, согласно пункту 2 части 1 ст. 5 административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, Салехардский суд требование названной нормы не выполнил, постановив исчислять срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Пункт 2 части 3 ст. 5, который применил суд, предусматривает срок исчисления административного надзора со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора для лица указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 (совершение в течение одного года два и более административных правонарушения, по указанным в норме категориям и составам).
(33а-726)
Устанавливая административный надзор в отношении С., осужденной по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 105 УК РФ и освобождённой из мест лишения свободы, совершившей в течение года правонарушения, предусмотренные ст. 20.20 КоАП РФ, Новоуренгойский городской суд в решении не исчислил С. начало срока административного надзора применительно к пункту 2 части 3 ст. 5 Закона об административном надзоре - со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
(33а-2560)
Устанавливая административный надзор в отношении З. как к лицу, освобожденному из мест лишения свободы и имеющему непогашенную либо неснятую судимость за: совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи), то есть по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 ст. 3 Закона об административном надзоре, Муравленковский городской суд не определил в резолютивной части решения время исчисления начала срока административного надзора - со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 ст. 5). (33а-3023)
Устанавливая решением суда от 27.06. 2017 административные ограничения К., Салехардский городской суд не учёл действующую редакцию статей 4, 5 Закона об административном надзоре дополненную: "местом пребывания или фактического нахождения". (33а-2265)
Такого же рода нарушение (неприменение закона в действующей редакции) допущено:
тем же судом при постановлении решения от 02.08. 2017 при установлении административных ограничений в отношении П.; (33а-2378)
Лабытнангским городским судом при постановлении решения от 18.08. 2017 при установлении административных ограничений в отношении А.; (33а-2765)
Тем же судом при постановлении решения от 17.11. 2017 при установлении административных ограничений в отношении Л.; (33а-3152)
Тем же судом при постановлении решения от 08.11. 2017 при установлении административных ограничений в отношении Ф. (33а-3155)
Муравленковским городским судом при постановлении решения от 03.11. 2017 при установлении административных ограничений в отношении З. (33а-3023)
IV. Выводы и предложения
Как следует из обобщения, значительное снижение в 2017 г. качества рассмотрения дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, явилось следствием:
не своевременного изучения и применения Закона об административном надзоре с учётом изменений, внесённых N 102-ФЗ от 28.05. 2017, действующего с 09.06. 2017;
не изучения апелляционной практики по делам данной категории, поскольку такие решения, без учёта изменения Закона, выносились до конца 2017 г.;
неправильного истолкования и применения норм статьи 5 Закона об административном надзоре в части определения начала и условия исчисления срока административного надзора.
Кроме того, постановляя решения, суды не всегда согласуют свои выводы с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в постановлении N 15 от 16.05.2017.
Выявленные недостатки требуют устранения.
Судебная коллегия по административным делам |
|
Подготовил судья |
Домрачев И.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обобщение практики рассмотрения судами округа дел об установлении административного надзора в 2017 году
Текст обобщения опубликован на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа в Internet (http://oblsud.ynao.sudrf.ru)