Постановление Администрации муниципального образования г. Салехард от 24 октября 2018 г. N 2788
"Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2019 - 2021 годы"
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, утвержденным решением Городской Думы города Салехарда от 13 декабря 2013 года N 79, Администрация муниципального образования город Салехард постановляет:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2019 - 2021 годы.
2. Муниципальному бюджетному информационному учреждению "Редакция газеты "Полярный круг" опубликовать настоящее постановление в городской общественно-политической газете "Полярный круг".
3. Муниципальному казённому учреждению "Информационно-техническое управление" разместить настоящее постановление в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования город Салехард.
Глава Администрации города |
И.Л. Кононенко |
Утверждены
постановлением Администрации
города Салехарда
от 24 октября 2018 г. N 2788
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2019 - 2021 годы
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард (далее - город Салехард) на 2019 - 2021 годы разработаны в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, утвержденного решением Городской Думы города Салехарда от 13 декабря 2013 года N 79.
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Салехарда на 2019 - 2021 годы подготовлены на основе федерального и регионального законодательства в рамках процедуры составления проекта городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период с учетом преемственности базовых целей и задач бюджетной и налоговой политики прошлых периодов.
Бюджетная и налоговая политика города Салехарда ориентирована на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01 марта 2018 года, основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, разработанных Министерством финансов Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ), постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2021 годы".
Целью разработки основных направлений бюджетной и налоговой политики города Салехарда является определение условий и основных подходов к формированию проекта городского бюджета на 2019 - 2021 годы для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города, развития экономики и социальной стабильности.
II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2017 году и в первой половине 2018 года
За прошедший период проводимые мероприятия по реализации бюджетной и налоговой политики позволили обеспечить реализацию поставленных задач, а именно сформировать и исполнить сбалансированный бюджет, обеспечить финансирование всех принятых обязательств.
В рамках проводимой бюджетной политики в 2017 году и первой половине 2018 года продолжена работа по бюджетному планированию в увязке с задачами социально-экономического развития города, проведены мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и часть бюджетных ассигнований переориентирована на приоритетные направления расходов городского бюджета.
В 2017 - 2018 годах в городском бюджете предусмотрена реализация 17 муниципальных программ и 1 ведомственной программы с исполнением расходов в 2017 году 6 475,0 млн. рублей и планом в 2018 году 6 159,0 млн. рублей. Муниципальными программами охвачены все отрасли муниципального управления, программный метод планирования бюджетных расходов составляет 99%.
Одним из направлений деятельности департамента финансов Администрации города Салехарда с 01 января 2017 года стала реализация требований части 5 статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части контроля:
- за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
- за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
1) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
2) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
3) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
4) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- соответствия информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.
Реализация Указов Президента Российской Федерации, направленных на повышение уровня оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, в прошедшем бюджетном цикле имела наивысший приоритет при исполнении расходных обязательств города Салехарда.
За 2017 год и 1 полугодие 2018 года показатели, определенные вышеупомянутыми Указами, выполнены в полном объеме. Все целевые показатели повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленные планами мероприятий "дорожными картами", полностью достигнуты.
В целях сохранения сбалансированности городского бюджета одним из основных направлений реализации бюджетной политики за прошедший период являлась оптимизация бюджетных расходов путем выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития муниципального образования и создания системы оценки эффективности использования бюджетных средств.
Также стоит отметить, что в городе Салехарде успешно реализован пилотный проект по созданию новых объектов благоустройства в рамках регионального приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды".
В целях проведения грамотной и взвешенной бюджетной политики, повышения ответственности главных распорядителей средств городского бюджета, их стимулирования при осуществлении бюджетного процесса, с 01 января 2012 года проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств городского бюджета. Данный мониторинг создает условия и определяет направления по повышению качества управления финансами на стадии планирования и исполнения городского бюджета и формирования отчетности.
Все результаты мониторинга качества финансового менеджмента размещены на официальном сайте муниципального образования город Салехард в сети Интернет.
Другим значимым направлением бюджетной политики 2017 - первой половины 2018 годов было совершенствование системы оказания муниципальных услуг путем оптимизации и повышения качества их предоставления.
В соответствии с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации по введению федеральных и региональных перечней государственных и муниципальных услуг и работ, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни, на региональном уровне утвержден Региональный перечень государственных и муниципальных услуг и работ Ямало-Ненецкого автономного округа. Данное мероприятие позволило более оперативно включать новые услуги и работы, необходимые для составления заданий муниципальным учреждениям.
Эффективное управление общественными финансами - это важнейший фактор успешной реализации органами публичной власти своих функций. В связи с этим в городе Салехарде успешно внедряются прогрессивные методы управления бюджетным процессом.
За отчетный период успешно началась реализации проекта "Бюджетная инициатива граждан". В рамках его реализации проведен конкурсный отбор местных инициатив, определены победители.
Исполнение доходной части бюджета за 2017 год (с учетом безвозмездных поступлений) составило 6 494,3 млн. рублей или 98,7 процентов к годовым бюджетным назначениям по доходам.
Всего в 2017 году в бюджет города поступило 1 821,1 млн. рублей налоговых и неналоговых доходов. По сравнению с предыдущим годом отмечено незначительное увеличение вышеуказанных доходов на 5,5 процентов или на 94,5 млн. рублей. Основными причинами являются:
- увеличение выплат в федеральных и окружных органах власти, а также в организациях частных форм собственности по налогу на доходы физических лиц;
- увеличение количества налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения;
- увеличение коэффициента (с 0,2 до 0,4) для исчисления налога на имущество физических лиц.
Основную долю в формировании доходной части бюджета города Салехарда составляют: налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и доходы от продажи материальных и нематериальных активов. В 2017 году доходы от вышеуказанных налогов составили 89,0 процентов всего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города Салехарда.
В рамках совершенствования администрирования доходов бюджетной системы администраторами доходов бюджета города Салехарда продолжается работа по начислению и осуществлению платежей за оказанные услуги в государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей.
В первом полугодии текущего года налоговые и неналоговые доходы поступили в пределах планируемых показателей.
Для поддержки малого предпринимательства были сохранены льготы с целью создания благоприятных условий, обеспечивающих устойчивое развитие на территории города Салехарда в виде 25 процентов (двадцать пять процентов) скидки от размера месячной платы по договорам аренды имущества казны.
В целях содействия развитию на территории города Салехарда рынка доступного наемного жилья и создания на территории города Салехарда благоприятных условий для реализации инвесторами инвестиционных проектов, решением Городской Думы города Салехарда от 27 апреля 2018 года N 29 "О внесении изменений в пункт 3 решения Городской Думы города Салехарда от 21 ноября 2014 года N 21" освобождены от налогообложения земельным налогом:
- физические и юридические лица, являющиеся субъектами инвестиционной деятельности, имеющих действующее инвестиционное соглашение по реализации приоритетного инвестиционного проекта на территории муниципального образования город Салехард, в отношении земельных участков, используемых ими в целях реализации инвестиционного проекта на территории муниципального образования город Салехард;
- организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию наемных домов.
В ходе реализации налоговой политики продолжена работа с налогоплательщиками бюджета города Салехарда с целью обеспечения своевременного поступления платежей в бюджет города, увеличения налогооблагаемой базы.
Администрацией города Салехарда ежегодно проводится оценка эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам, подлежащим зачислению в городской бюджет. В 2017 году 38 налогоплательщиков получили налоговое освобождение по земельному налогу в размере 28,7 млн. рублей. Эффективность от предоставления налоговых льгот заключается в снижении налоговой нагрузки на физические лица, и на организации, финансируемые за счет средств бюджета города Салехарда, способствует оптимизации бюджетных средств, выделяемых на прямое финансирование уплаты земельного налога.
III. Основные направления налоговой политики города Салехарда на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
Основные направления налоговой политики города Салехарда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов определяют стратегию действий Администрации города Салехарда в части формирования доходов и являются основой для формирования бюджета города на 2019 год.
Целью налоговой политики города Салехарда на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, напрямую связанной с проводимой на федеральном уровне налоговой политикой, является увеличение доходной части бюджета города, обеспечение сбалансированности бюджетной системы при одновременной поддержке отдельных категорий налогоплательщиков.
В соответствии с Федеральным законом от 03 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения, об отказе от применения временного коэффициента в размере 0,8, начиная с четвертого налогового периода в отношении кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, что повлечет поступление налога в меньшем объеме.
В муниципальном образовании город Салехард с 2011 года проводится оценка эффективности налоговых льгот. Порядок оценки эффективности предоставленных налоговых льгот по местным налогам утвержден постановлением Администрации города Салехарда. Результаты оценки эффективности предоставленных налоговых льгот по местным налогам ежегодно размещаются на официальном сайте Администрации города Салехарда. С 01 января 2019 года на федеральном уровне планируются изменения в бюджетное законодательство. Законопроект предусматривает обязательное формирование каждым публично-правовым образованием перечня соответствующих налоговых расходов и необходимость осуществления ежегодной оценки налоговых расходов. Правительством Российской Федерации будут разработаны общие требования к проведению указанной оценки. В случае принятия данного проекта, на муниципальном уровне будут разработан нормативно-правовой акт с учетом общих требований, установленных на федеральном уровне. В дальнейшем решения по вопросам установления, продления (отмены действия) налоговых расходов (льгот) будут приниматься на основе анализа их эффективности, практики применения и администрирования.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важных ресурсов увеличения доходной базы бюджета города Салехарда. К одному из источников доходов бюджета города Салехарда относится единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Для поддержки и стимулирования малого и среднего предпринимательства на территории города Салехарда для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, необходимо сохранить уровень налоговой нагрузки в части сохранения корректирующих коэффициентов базовой доходности К2 на прежнем уровне.
В предстоящем трехлетнем периоде будет продолжена работа по увеличению налогового потенциала бюджета города Салехарда, а именно:
- цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа;
- обеспечение стабильности и предсказуемости неналоговых платежей;
- повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное планирование и выполнение плановых назначений по доходам;
- совершенствование методик прогнозирования поступлений доходов главных администраторов доходов бюджетной системы (при необходимости - корректировка с учетом наработанной практики применения);
- урегулирование и снижение задолженности по обязательным платежам, обеспечение рационального и эффективного использования муниципального имущества.
- усиления муниципального земельного контроля;
- сокращения размеров просроченной задолженности по арендной плате за пользование объектами недвижимого имущества и земельными участками;
- активизации работы в части обеспечения полноценного и достоверного учета муниципального имущества, в том числе земельных участков;
- выявления организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Салехарда и не состоящих на налоговом учете.
IV. Основные направления бюджетной политики на 2019 - 2021 годы
Развитие бюджетного сектора экономики на предстоящий период будет осуществляться с учетом сохранения преемственности ранее принятых бюджетных решений, обеспечивающих стабильность городского бюджета и направленных на исполнение в полном объеме принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, более качественная увязка бюджетных расходов с долгосрочными программами муниципального образования город Салехард.
Таким образом, в сложившихся условиях основными направлениями бюджетной политики на 2019 - 2021 годы являются:
- обеспечение сбалансированности бюджетной системы города Салехарда с учетом безусловного исполнения принятых обязательств и проведения мероприятий по инвентаризации действующих обязательств, сокращения (перераспределения) неэффективных расходов;
- реализация Указов Президента Российской Федерации;
- совершенствование бюджетного планирования на основе муниципальных программ;
- повышение качества предоставления муниципальных услуг и оптимизация сети муниципальных учреждений;
- повышение эффективности осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе за соблюдением требований к обоснованию и обоснованности закупок, соблюдением правил нормирования в сфере закупок муниципальными учреждениями;
- реализация проекта "Бюджетная инициатива граждан" на территории муниципального образования город Салехард.
1. Основной задачей бюджетной политики муниципального образования на долгосрочный период остается обеспечение сбалансированности городского бюджета. В этой связи в сфере управления общественными финансами необходимо обеспечить реализацию ранее поставленных целей и задач.
Принимая во внимание преемственность с проводимой ранее бюджетной политикой, а также необходимость структурных изменений системы финансирования бюджетных расходов с учетом реализации национальных проектов, необходимо обеспечить равновесие доходной и расходной частей бюджета, создать механизмы обеспечения финансовыми ресурсами расходные обязательства с учетом сформированного перечня приоритетов бюджетных расходов.
Не менее важным является предсказуемость бюджетного планирования. В этой связи в рамках формирования трехлетнего бюджета необходимо обеспечить достоверность и прозрачность планирования на весь период действия городского бюджета. Задачей главных распорядителей средств городского бюджета является исключение случаев недофинансирования бюджетных учреждений, образование кредиторской задолженности, срыв муниципальных заданий. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе должна базироваться на принципах консервативного бюджетного планирования.
При формировании городского бюджета на предстоящий бюджетный цикл необходимо руководствоваться ранее принятым правилом о безусловном выполнении принятых расходных обязательств, а также первоочередном финансовом обеспечении социально значимых обязательств. Принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом оценки их эффективности, возможных сроков и механизмов их реализации в пределах имеющихся финансовых ресурсов. При этом необходимо усилить ответственность главных распорядителей бюджетных средств за принимаемые бюджетные решения, где основной акцент должен быть сконцентрирован на достижении максимального результата с наименьшими бюджетными затратами.
Выстроенная система ответственности главных распорядителей средств городского бюджета за конечный результат достижения показателей эффективности их деятельности на всех этапах бюджетного процесса, включая планирование и формирование проекта бюджета, является абсолютно оправданной. Субъекты бюджетного планирования обязаны иметь представление о приоритетности своих расходов и в зависимости от общих тенденций, увеличения, либо сокращения доходов городского бюджета, давать свои предложения по изменению расходной части своих ведомств.
В этой связи по-прежнему остается актуальной работа по оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления по следующим направлениям:
- оптимизация установленных муниципальных функций и полномочий, порядка их исполнения, централизации обеспечивающих функций;
- повышение "производительности" персонала, стимулирующей роли оплаты труда в увязке с результативностью деятельности, а также над сокращением расходов, непосредственно не связанных с результатами деятельности, в том числе расходов на услуги повышенной комфортности, транспортное обслуживание, связь, командировки;
- недопущение увеличения численности работников органов местного самоуправления;
- недопущение изменений в течение финансового года состава основных структурных подразделений, структур органов местного самоуправления, приводящих к увеличению расходов на оплату труда.
Также одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является совершенствование систем оплаты труда в муниципальных учреждениях, создающее условия для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективных результатах деятельности учреждения и повышении качества оказываемых учреждением услуг.
2. Бюджетная политика города Салехарда на предстоящий трехлетний период будет основываться на безусловном исполнении задач, обозначенных в Указе. Параметры бюджета на 2019 - 2021 годы будут сформированы в объеме финансовых ресурсов, необходимых для исполнения целевых показателей установленных в рамках Указа.
С учетом планов и региональной политики автономного округа на территории муниципального образования город Салехард планируется реализация таких национальных (региональных) проектов, как:
- региональный проект "Демография";
- региональный проект "Развитие образования";
- региональный проект "Культура".
Также приоритетным направлением бюджетной политики в социальной сфере на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов является сохранение достигнутых в 2018 году показателей средней заработной платы работников в сфере образования и культуры в соответствии. В период 2019 - 2021 годов при формировании городского бюджета в рамках данного направления будет обеспечена в объеме потребности концентрация бюджетных ресурсов на достижении значений установленных показателей.
3. Одним из передовых направлений проводимой в городе Салехарде бюджетной политики является совершенствование бюджетного планирования на основе муниципальных программ.
Бюджетная политика муниципального образования традиционно осуществляется в рамках программно-целевых механизмов. При этом с первого года применения данного метода планирования, свыше 90 процентов всех бюджетных средств распределены в рамках муниципальных программ.
Вместе с тем, в рамках исполнения национальных (региональных) проектов, возможна корректировка некоторых муниципальных программ муниципального образования город Салехард.
Главной целью национальных проектов является стимулирование инициативы на местах, а также создания механизмов для экономического роста.
Исходя из этого, перспективным направлением бюджетной политики будет являться работа по внедрению процедур проектного управления в деятельность органов местного самоуправления.
Развитие института муниципальных программ на проектных принципах управления в предстоящем бюджетном цикле будет основным инструментом планирования бюджета.
4. Принимая во внимание преемственность проводимой ранее бюджетной политики, а также необходимость реформирования системы оказания муниципальных услуг, важным направлением развития общественных финансов в предстоящий трехлетний период является оптимизация и повышение качества предоставления муниципальных услуг.
В новом бюджетном цикле необходимо продолжить дальнейшее совершенствование нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в целях выявления существенной дифференциации в стоимости однотипных услуг и принятия мер по оптимизации затрат на их оказание. Данная работа должна осуществляться главными распорядителями средств городского бюджета до начала стадии планирования бюджетных ассигнований, иначе возникнет негативная ситуация, когда на счетах бюджетных и автономных учреждений будут скапливаться остатки средств, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов городского бюджета является недопустимым.
Также достаточно остро стоит вопрос оптимизации затрат на содержание имущества, непосредственно не связанного с оказанием муниципальных услуг. В этом направлении также необходимо унифицировать систему планирования, переходя к разработке единых базовых нормативов затрат.
Еще одним немаловажным направлением оптимизации бюджетных расходов и развития системы оказания муниципальных услуг является расширение практики оказания платных услуг населению. Необходимо добиться того, чтобы приносящая доход деятельность в общем объеме финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений составляла значимую величину.
При этом, предоставляя услуги населению на платной основе, необходимо не забывать и содействовать формированию рыночных механизмов оказания муниципальных услуг для юридических и физических лиц, предусматривающих развитие конкурентной среды с привлечением негосударственных организаций к их оказанию.
По-прежнему одним из важнейших направлений бюджетной политики города Салехарда является оптимизация сети муниципальных учреждений. Необходимо проанализировать все предоставляемые услуги муниципальными учреждениями и в случае выявления невостребованных услуг принимать решение об оптимизации штатной численности данного учреждения.
Также существенным резервом сокращения расходов городского бюджета при оптимизации сети муниципальных учреждений является проведение мероприятий, направленных на объединение и укрупнение учреждений по признаку аналогичности выполняемых задач и функций.
Главной целью данных мероприятий является:
- повышение уровня контроля главного распорядителя средств городского бюджета за деятельностью подведомственных учреждений;
- сокращение численности административно-управленческого аппарата;
- оптимизация цены услуг в направлении снижения их себестоимости;
- укрепление материально-технической базы учреждений за счет экономии бюджетных средств.
Эффективное использование бюджетных средств, прежде всего, должно касаться расходов на содержание органов местного самоуправления. В этой связи бюджетная политика города Салехарда будет развиваться в следующих направлениях:
- недопущение роста штатной численности в органах местного самоуправления, за исключением случаев, связанных с изменением функций и полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа;
- расширение практики нормирования материальных затрат, призванной повлиять на совершенствование механизма планирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
- продолжение работы по оптимизации состава и полномочий органов местного самоуправления (их структурных подразделений), совершенствованию управленческих структур, в том числе и за счет укрупнения и передачи на централизованное исполнение учетной и закупочной деятельности, устранению избыточных функций, а также сокращению дублирования функций и полномочий.
5. В настоящее время вопрос совершенствования механизмов муниципального финансового контроля является одним из приоритетных направлений развития бюджетной политики.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов бюджетная политика в среднесрочной перспективе ориентирована на повышение эффективности управления бюджетными средствами. Финансовое обеспечение задач и функций должно быть подкреплено выявлением резервов, оптимизацией расходов, обязательным повышением качества использования имеющихся средств, в том числе в части:
- усиления контроля за выполнением муниципальных заданий бюджетными и автономными учреждениями, включая контроль объемов и качества предоставляемых услуг (выполняемых работ);
- повышения заинтересованности муниципальных учреждений в создании условий для сокращения внутренних издержек, в том числе за счет мер, направленных на энергосбережение и энергетическую эффективность;
- эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом;
- эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг путем исключения необоснованных видов и объемов работ с целью уменьшения начальной (максимальной) цены контракта.
Эффективность и результативность бюджетной политики означает эффективность распределения ресурсов, эффективность деятельности органов местного самоуправления с точки зрения достижения намеченных результатов в целях дальнейшего повышения эффективности использования бюджетных средств.
В рамках мероприятий по совершенствованию внутреннего финансового контроля в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годов планируется:
- укрепление взаимодействия между органами внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля с целью установления единых подходов к проведению контрольных мероприятий и недопустимости дублирующих действий;
- усиление финансового контроля в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств;
- проведение анализа причин возникновения нарушений в сфере бюджетных правоотношений, в том числе нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, низкой результативности расходования бюджетных средств, выявление резервов по повышению эффективности их использования;
- проведение анализа осуществления главными распорядителями средств городского бюджета, главными администраторами доходов городского бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита городского бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- проведение проверок в части соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок, соблюдения правил нормирования и иных требований в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ, что позволит предотвращать нарушения законодательства о контрактной системе со стороны муниципальных заказчиков еще на стадии планирования, через обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В целях совершенствования внутреннего муниципального финансового контроля сотрудники департамента финансов Администрации города Салехарда, непосредственно осуществляющие контрольные полномочия, своевременно направляются на курсы повышения квалификации, качественно проходят обучение, создаются необходимые условия для постоянного взаимодействия, взаимного консультирования и обсуждения наиболее проблемных вопросов с органом внутреннего финансового контроля Ямало-Ненецкого автономного округа и других муниципальных образований нашего региона. Регулярно осуществляется мониторинг правовых актов федерального и регионального уровня, совершенствуется местная нормативно-правовая база. В соответствии с Общими требованиями к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля за соблюдением Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждёнными приказом Казначейства России от 12 марта 2018 года N 14н муниципальным правовым актом утверждена новая редакция порядка осуществления контроля за соблюдением указанного федерального закона органом внутреннего муниципального финансового контроля.
Возрастает роль эффективности работы системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных распорядителей средств городского бюджета с целью своевременного выявления недостатков, формирования рекомендаций и подготовки предложений по их устранению.
В целях формирования предложений, направленных на повышение качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, подготовки и организации структурными подразделениями Администрации города Салехарда мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, департаментом финансов Администрации города Салехарда ежегодно на постоянной основе осуществляется оценка состояния внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых всеми главными распорядителями средств городского бюджета, соответствующие заключение со сводными показателями оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также рекомендации по повышению качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита доводятся до структурных подразделений Администрации города Салехарда и размещаются на официальном сайте департамента финансов Администрации города Салехарда.
Проблемы организации и развития системы внутреннего финансового контроля и аудита главных распорядителей средств городского бюджета проявляются в:
- разных исходных позициях, с точки зрения формирования современных систем внутреннего финансового контроля и аудита;
- отсутствии квалифицированных специалистов в области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- отсутствии методики оценки бюджетных рисков.
Обеспечение эффективной работы системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита позволит обеспечить более полный, своевременный (включая предварительный) контроль.
Совершенствование внутренних систем финансового контроля и аудита должно привести к повышению качества финансового менеджмента главных распорядителей средств городского бюджета.
Система муниципального финансового контроля ориентирована на осуществление контроля на всех стадиях бюджетного цикла - от планирования бюджетных ассигнований до представления отчетности, с обязательным контролем результативности и эффективности использования бюджетных средств.
По результатам контрольной деятельности необходимо максимально обеспечить принцип неотвратимости наказания за допущенные нарушения, а также создать эффективные условия не только для устранения уже выявленных нарушений, но и для устранения причин и условий их возникновения в дальнейшем.
6. Совершенствование механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств является важным направлением бюджетной политики города Салехарда.
В этой связи, представляется целесообразным проводить работу по вовлечению граждан в бюджетные инициативы, что автоматически приводит к росту заинтересованности общественности в бюджетной информации, повышает эффективность форм предоставления информации, но самое главное, обеспечивает сопричастность граждан к решению насущных проблем общества.
В 2018 году на территории города Салехарда положено начало реализации проекта "Бюджетная инициатива граждан". Принято постановление Администрации города Салехарда от 14 августа 2018 года N 1913 "О реализации на территории муниципального образования город Салехард проекта "Бюджетная инициатива граждан".
Внедрение и развитие инициативного бюджетирования в муниципальном образовании позволит достичь положительного экономического и социального эффекта:
- повышение эффективности расходования бюджетных средств;
- повышение сохранности реализованных проектов;
- привлечение дополнительного финансирования;
- рост вовлеченности граждан в бюджетный процесс;
- повышение уровня доверия к власти;
- повышение бюджетной грамотности населения;
- снижение иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в развитии муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования г. Салехард от 24 октября 2018 г. N 2788 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2019 - 2021 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Полярный круг" от 1 ноября 2018 г., спецвыпуск N 44/1 (1390); на официальном сайте г. Салехарда (www.salekhard.org) 25 октября 2018 г.