Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению
Администрации города Ноябрьска
от 03.12.2013 N П-1588
(в редакции постановления
Администрации города Ноябрьска
от 25.12.2018 N П-1333)
Подпрограмма "Комплексные меры по противодействию экстремизму и терроризму, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии, укрепления толерантности на территории муниципального образования город Ноябрьск" на 2014 - 2025 годы
Паспорт
I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск
Подпрограмма "Комплексные меры по противодействию экстремизму и терроризму, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии, укрепления толерантности на территории муниципального образования город Ноябрьск" на 2014 - 2025 годы разработана в рамках реализации полномочий Администрации города Ноябрьска участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории города Ноябрьска в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности", от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Указами Президента РФ от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, Уставом муниципального образования город Ноябрьск, а также на основании постановления Главы города от 11.04.2008 N П-516 "О создании Комиссии муниципального образования город Ноябрьск по противодействию экстремистской деятельности".
Реализация органами местного самоуправления мер по профилактике экстремизма нацелена в том числе на проведение мероприятий по укреплению единства российской нации, формированию общегражданской идентичности россиян, обеспечению динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму.
Миграционные процессы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в целом и в городе Ноябрьске в частности, сложившаяся оперативная обстановка и ситуация в сфере межнациональных отношений в центральной части России, на приграничной к Ямалу территории Ханты-Мансийского автономного округа и в Ямало-Ненецком автономном округе, межконфессиональное пространство города, обязывают органы местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, правоохранительными органами, институтами гражданского общества принимать максимально возможные меры по недопущению обострения этноконфессиональных отношений, принятию неотложных мер по снижению их деструктивного влияния на государственную и общественную безопасность.
Многонациональность является исторической чертой города Ноябрьска. Несмотря на то, что основную часть населения составляют русские, в городе мирно уживаются представители многих других народов: украинцы, белорусы, татары, башкиры, а также уроженцы республик Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии.
Активизация миграционных процессов на протяжении последних лет характеризуется притоком населения из ближнего зарубежья и Северо-Кавказского региона, обусловленных использованием работодателями вахтового метода работы с привлечением жителей других регионов России и иностранных граждан. Так, согласно статистическим данным, основанным на итогах переписи населения 2010 года, национальный состав населения города представлен следующим образом: русские - 72 514 чел. (65,6%), украинцы - 13 589 чел. (12,3%), татары - 7 416 чел. (6,7%), азербайджанцы - 3 202 чел. (2,9%), башкиры - 2 497 чел. (2,3%), белорусы - 1 686 чел. (1,5%), молдаване - 1 216 чел. (1,1%), лезгины - 706 чел. (0,6%), чуваши - 652 чел. (0,6%), узбеки - 510 чел. (0,5%), таджики - 450 чел. (0,4%), кумыки - 415 чел. (0,4%), чеченцы - 442 чел. (0,4%), марийцы - 396 чел. (0,4%), немцы -369 чел. (0,3%), армяне - 326 чел. (0,3%), мордвины - 256 чел. (0,2%), казахи - 247 чел. (0,2%), болгары - 153 чел. (0,1%), удмурты - 135 чел. (0,1%), ханты - 49 чел. (0,05%), коми - 29 чел. (0,03%), ненцы - 22 чел. (0,02%), селькупы - 16 чел. (0,02%), манси - 12 чел. (0,01%), прочие национальности - 3 315 чел. (3%).
Так, анализ статистических данных показывает, что число выходцев из Северо-Кавказского региона, проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск, в 2010 году выросло по сравнению с 2002 годом в 1, 3 раза, а по сравнению с 1989 годом - в 2,7 раза; число выходцев из стран Средне-Азиатского региона возросло по сравнению с 2002 годом в 1,6 раза, а с 1989 годом - в 2,3 раза.
Сравнительно развитая и дееспособная экономика города, многонациональность и наличие значительных по численности диаспор с широкими родственными связями становятся причиной изменения этнического состава населения, прежде всего, за счёт миграции.
Ежегодно основную долю миграционного потока на территорию муниципального образования город Ноябрьск составляют мигранты из Азербайджана, Украины, Узбекистана, Таджикистана, Беларуси, Кыргызстана.
Остается актуальным вопрос низкого контроля притока жителей Средне-Азиатского и Северо-Кавказского регионов, ввиду того, что город Ноябрьск (за исключением микрорайона Вынгапуровский) в отличие от соседних муниципалитетов округа не включен в перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 1992 года N 470.
Регион характеризуется наличием широко разветвленной сети предприятий топливно-энергетического комплекса, экономической привлекательностью проживания для эмигрантов и лиц, прибывающих из иных регионов России. Приток из мусульманских регионов, так называемая "трудовая миграция", продолжает стимулироваться стабильным функционированием нефтегазового комплекса и достаточно высоким уровнем жизни. Фактически происходит перемещение в регион трудовых ресурсов, приток жизненно активной массы людей из трудоизбыточных и экономически неблагоприятных регионов России и стран СНГ. К примеру, в 2012 году на миграционный учет поставлено всего 14980 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 71,3% выше аналогичного показателя прошлого года (АППГ - 10 763). Из числа иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в 2012 году, 12938 человек (86,4%) составляют иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получение визы.
Подавляющее количество иностранных граждан прибывает на территорию региона, прежде всего, из экономически неблагополучных стран СНГ: Украина - 2552 (20%), Таджикистан - 2850 (22%), Узбекистан - 3408 (26%).
В 2012 году прибыли в город Ноябрьск с целью осуществления трудовой деятельности - 6664 иностранных гражданина дальнего и ближнего зарубежья (что составляет 44% от общей численности), с частной целью - 3307 (22% общей численности). Иностранные граждане, задействованы в таких отраслях экономики, как строительство, торговля и нефтедобывающая промышленность.
Основную массу въехавших на территорию муниципального образования город Ноябрьск по-прежнему будут составлять граждане государств-участников СНГ.
Учитывая, что Ямало-Ненецкий автономный округ продолжает оставаться достаточно стабильным в экономическом плане регионом, можно предположить, что в миграционных процессах по-прежнему будет численное превышение въехавших на территорию округа иностранных граждан над выехавшими, в том числе в г. Ноябрьск.
Основной целью въезда будет оставаться "работа", которая предположительно к концу 2013 года составит около 60% от количества поставленных всего на миграционный учет. Процент пребывающих на территории города с целью работы составляет 28,6%, с частной целью - 27,5% от общей численности. Следует учитывать, что у иностранных граждан, въезжающих в г. Ноябрьск с "частным визитом", латентной целью будет оставаться поиск работы.
Анализ состояния криминальной обстановки на территории муниципального образования город Ноябрьск за период 2007 - 2012 годов по линии миграции населения свидетельствует о постепенном увеличении количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства и их удельного веса в общем массиве совершенных преступлений.
С одной стороны, активная миграция порождает проникновение криминалитета, лиц, занимающихся наркоторговлей, экстремистов и вербовщиков. С другой стороны, межэтнические отношения в полиэтническом социуме при наличии таких условий как низкий уровень этнокультурной компетентности населения, наличие стереотипов, недостаточное или неадекватное представление о культуре, менталитете, нормах поведения народов Российской Федерации и мира будут характеризоваться ростом националистических настроений в обществе на фоне сложных миграционных процессов.
В муниципальном образовании город Ноябрьск население консолидировано в национальные сообщества (национально-культурные автономии и диаспоры) украинцев, татар, башкир, азербайджанцев, таджиков, киргизов, узбеков, белорусов, коренных малочисленных народов Севера, выходцев из Дагестана.
На сегодняшний день налажены междиаспорные связи между национально-культурными автономиями. Азербайджанская диаспора, имея давние корни, плотно вписана в социальную и хозяйственную структуру муниципального образования город Ноябрьск.
Вышеназванные особенности способствуют формированию как положительных межэтнических связей, так и определяют условия для проявления экстремистских настроений у жителей города Ноябрьска.
Межконфессиональное пространство города характеризуется с одной стороны присутствием на одной территории крупнейших мусульманских общин, структурно принадлежащих к разным духовным управлениям мусульман, и с другой стороны - наличием православных и иных религиозных организаций, проповедующих христианство, что может стать почвой для межконфессиональных конфликтов. Кроме того, отмечается рост численности неофитов (новообращённых в религию), по оценкам экспертов - наиболее подверженных деструктивному влиянию идеологов радикального ислама, и тенденция принятия религии ислама представителями славянских национальностей.
Распространение печатной, аудио и видеопродукции, разжигающей социальную, национальную и религиозную вражду позволяет увеличивать число сторонников экстремизма, при этом манипулируя неведением потребителей данной продукции о ее запрещенности.
В ходе деятельности Комиссии муниципального образования город Ноябрьск выявлены факты:
- отсутствия модераторства как со стороны городских провайдеров внутри локальных сетей, так и администраторов социальных сетей "Интернет" в целом, на предмет выявления экстремистских проявлений, распространения экстремистских материалов, как следствие, активное объединение в группы и сообщества (в том числе закрытые) пользователей социальных сетей "Интернет", которые позиционируют себя и объединяются на основе общности идей радикальных течений националистического толка, и неограниченные возможности для распространения экстремистских идей. Применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий является основной чертой современного экстремизма в молодёжной среде;
- хранения и распространения членами местных религиозных организаций религиозной литературы, внесенной в федеральный список экстремистских материалов, по которым были возбуждены дела об административном правонарушении, в адрес руководителей религиозной организации прокуратурой города Ноябрьска было внесено представление об устранении нарушений закона;
- распространения листовок, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности в отношении выходцев из Северного Кавказа и Закавказья.
В последние годы экстремистские идеи активно функционируют в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом механизм, препятствующий публичному проявлению экстремизма на страницах печатных и электронных средств массовой информации, не срабатывает в сети "Интернет". Интернет используется экстремистскими идеологами как привлекательная площадка для ведения идеологической пропаганды и борьбы, стремясь извлекать максимальную выгоду из процесса глобализации, ставя себе на службу новейшие информационные технологии. Сторонники экстремистских действий используют достижения новейших технологий в целях пропаганды собственной идеологии и ведения информационных войн, разжигания межнациональной и межконфессиональной розни.
Источником экстремизма среди молодежи является смена ценностей общества, отсутствие объединяющей молодёжь идеологии, социальные проблемы, усиленные кризисом, снижение общего культурного уровня молодёжи и рациональных основ её мировоззрения.
Снятие в Российской Федерации ряда ограничений на объединения граждан привело к очень быстрому возникновению неформальных движений, в которые были вовлечены миллионы молодых россиян. Факт существования неформалов прослеживается в городе Ноябрьске, где уживаются представители различных молодёжных течений. Они могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти. Возникновение неформальных молодёжных движений и объединений, их быстрый рост, указывают на существование проблем, противоречий; значительный недостаток в удовлетворении интересов и запросов людей, и эти новые образования нацелены на его компенсацию.
Противоправное поведение молодёжи и подростков во многих случаях является следствием проникновения в их среду криминальной субкультуры.
Молодежный экстремизм в современных условиях характеризуют также возрастающая организованность, сплочённость группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур; активное укрепление межрегиональных и международных связей организаций экстремистской направленности; усиление мер конспирации; распространение экстремизма на национальной почве в молодёжной среде; активизация противоправной деятельности группировок, стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс преступления и дерзкие, демонстративные административные правонарушения; переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов.
Наличие описанных причин и условий представляет собой почву для возникновения и распространения экстремистских проявлений.
Общая ситуация в сфере национальных отношений в муниципальных образовательных учреждениях на сегодняшний день характеризуется как относительно неконфликтная.
Цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты; носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности.
Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования - наше несомненное достижение. Но вариативность опирается на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования системы просвещения состоит в том, чтобы дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь идет о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история - естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур.
В системе образования значительное место отводится ознакомлению обучающихся с историей и значением государственных символов России и популяризацией. Во всех общеобразовательных учреждениях департамента образования Администрации города Ноябрьска разработаны планы мероприятий по предотвращению проявлений экстремизма в молодёжной среде, формированию у обучающихся толерантного сознания.
Во всех общеобразовательных учреждениях обеспечена охрана и усилен пропускной режим. На территорию учреждения запрещен доступ лиц без документа, удостоверяющего личность, ведется учет входящих с указанием причин прихода.
Очень важен надзор над учащимися вне классной комнаты. Для этого во всех муниципальных образовательных учреждениях средних образовательных школ установлены системы видеонаблюдения как снаружи, так и внутри здания; кнопка экстренного круглосуточного вызова пост-маршрута автомобилей быстрого реагирования; территории освещены, осуществляется профессиональная физическая охрана, организовано дежурство педагогов и администрации на переменах, созданы и содержатся в надлежащем порядке запасные выходы, и проводятся тренировки экстренного реагирования.
На данный момент во всех 49 учреждениях установлена система, позволяющая передавать без использования проводной связи сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на центральный пульт пожарной охраны.
Вместе с тем в 70%образовательных учреждениях система видеонаблюдения установлена более 6 лет назад, вследствие чего имеющееся оборудование от срока эксплуатации и под воздействием внешних климатических условий изношено, не обеспечивает бесперебойную работу и морально устарело. В связи с этим необходимо выделение средств для поддержания достигнутого показателя оснащенности образовательных учреждений системами видеонаблюдения на уровне 100%.
В апреле 2012 года МБУ ЦИСИ "Спектр" совместно с управлением по информационной политике Администрации города Ноябрьска, с целью реализации программы, проведено социологическое исследование "Межнациональные отношения в городе Ноябрьске", в рамках которого осуществлен репрезентативный выборочный опрос жителей города Ноябрьска, включая микрорайон "Вынгапуровский", методом стандартизированного интервью. В опросе приняли участие 380 человек в возрасте от 18 лет и старше, из них 50% респондентов мужского пола и 50% женского пола.
Город Ноябрьск является многонациональным, и в данном исследовании приняли участие представители 25-ти этнических групп, основной процент из которых составляют русские (63,2%), украинцы (13,2%), татары (7,9%), народы Кавказа (4,6%, в т.ч. азербайджанцы 2,1%).
Целью социологического исследования была оценка ситуации в сфере межнациональных отношений в муниципальном образовании город Ноябрьск с точки зрения его жителей.
Учитывая результаты социологических опросов населения в 2008 и 2011 годах, отразивших негативную обстановку, сложившуюся на тот период времени, проходивших в обстановке обостренных межнациональных отношений, обусловленных криминальными событиями, в 2012 году жители города стали меньше обращать внимание на этническую принадлежность друг друга и несколько чаще, чем ранее, стали заводить дружеские/ приятельские отношения с представителями других национальностей. Уровень толерантности жителей города к представителям различных национальностей стал выше, чем в предыдущем замере, и составляет 53,4%. В целом горожане не испытывают личной неприязни к представителям других национальностей. Однако в городской среде по-прежнему присутствует негативное отношение к лицам кавказской национальности.
Также нельзя исключать и возможность массовых выступлений протеста на национальной почве, которые готовы поддержать 20% горожан.
Кроме того, в декабре 2012 года проведено социологическое исследование "Межнациональные отношения в г. Ноябрьск с точки зрения подростков и молодежи". В опросе приняли участие учащиеся и классные руководители 6 - 11 классов школ города Ноябрьска. Классные руководители выступили в качестве экспертов.
Межнациональные отношения рассматривались с двух позиций: в городской среде и в школьной среде.
Результаты опроса показали, что во избежание конфликтов на национальной почве, как в городской, так и в школьной среде необходимо продолжить профилактическую работу среди школьников (при этом особое внимание уделить группе учащихся 8 - 11 классов). В работу по укреплению толерантности, проводимую в школе, важно вовлекать представителей общественных и религиозных организаций, правоохранительные органы и социальные службы. Специалистам в области профилактики помимо работы с детьми стоит уделить серьезное внимание общению родителями, поскольку именно в семье закладываются основы толерантного отношения.
Также для того, чтобы не допустить возникновения серьезного конфликта в школах или городской среде, следует иметь в виду, что пока все инциденты и происшествия у подростков и молодежи происходят в большинстве случаев на личностном уровне и зачастую обусловлены особенностями возрастного развития (в частности, подростковым периодом), и для того, чтобы данные происшествия не переросли в серьезный конфликт, необходимо пресекать, строго наказывать и предавать огласке любые проявления агрессии и факты хулиганства. При этом акцентировать внимание на национальности участников инцидентов не стоит.
Перечисленные причины и условия возможности проявления экстремистских проявлений требуют дальнейшего повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с приоритетами, целями, принципами и задачами, определенными в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 (в части вопросов, касающихся обеспечения гражданского мира и национального согласия, формирования гармоничных межнациональных отношений), федеральных законах и иных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы государственной национальной политики, социальной политики, этнокультурного развития народов России.
Наиболее результативно реализовать полномочия по осуществлению мер по профилактике экстремизма и терроризма, устранению причин и условий, способствующих их проявлению, возможно в рамках разработанной подпрограммы. Подпрограмма является механизмом координации реализации государственной национальной политики, региональной стратегии этнокультурного развития, поддержки диалога между органами власти и общественными, национальными и религиозными объединениями и представляет комплекс мер, направленных на упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии
и других обстоятельств, успешную социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов на территории муниципального образования город Ноябрьск.
Основу координации работы по профилактике экстремистской деятельности составят регулярно проводимые социологические исследования межэтнических отношений с целью определения уровня толерантности жителей к представителям различных национальностей, ее динамики, выявления зон возможного конфликта. Полученные результаты социологического исследования способствуют выработке эффективных мер и принятию решений местными органами власти в сфере межнациональной политики и дальнейшему прогнозированию в урегулировании ситуации межнациональных отношений жителей города Ноябрьска. Проведенные социологические исследования выявили необходимость проведения в дальнейшем трех социологических исследований: в школьной среде, в молодежной среде и во взрослой среде. Такое разделение обосновано, прежде всего, особенностями проблем в каждой из групп и необходимостью отслеживать эффективность реализации подпрограммы в ее целевых аудиториях.
Результаты измерений "уровня толерантности" могут быть несопоставимы с общероссийскими показателями ввиду отсутствия единой системы расчета данного индикатора.
Важнейшим условием успешного выполнения подпрограммы является углубление межведомственного сотрудничества при проведении антиэкстремистских мероприятий через взаимодействие органов местного самоуправления, образовательных учреждений, учреждений молодежной политики, культуры и спорта, некоммерческого сектора города, а также правоохранительных органов при реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности управления процессами этноконфессиональных отношений и повышение уровня антитеррористической защищенности жителей муниципального образования город Ноябрьск.
Учитывая особую роль средств массовой информации, ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в распространении информации и степени влияния на общественные настроения, подпрограммой предусмотрены мероприятия, с одной стороны направленные на недопущение в информационных ресурсах пропаганды экстремистской идеологии, с другой стороны - на создание эффективной системы информационной контрпропаганды, охватывающей этноконфессиональное и правовое просвещение горожан, способствующей формированию у горожан основ общероссийской идентичности, чувства патриотизма и гражданственности, распространению установок на взаимоуважение и взаимопонимание между представителями различных национальностей и конфессий, укрепление позитивного имиджа Ноябрьска как территории дружбы народов.
II. Перечень мероприятий подпрограммы
Целью подпрограммы определено укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) в муниципальном образовании город Ноябрьск, формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности.
В рамках подпрограммы осуществляется реализация мероприятий по следующим основным задачам:
1) интеграция некоммерческих организаций и средств массовой информации в деятельность по профилактике экстремизма и поддержание толерантной среды для гармоничных этноконфессиональных и межкультурных отношений;
2) экспертно-аналитическое сопровождение регулирования этнокультурных процессов в муниципальном образовании город Ноябрьск;
3) воспитание толерантности через систему образования, физическую культуру и спорт;
4) укрепление толерантности и профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде;
5) повышение роли культурно-просветительных учреждений в сохранении, развитии и воспитании уважения к культуре, истории, языку народов и этнических общностей России, мировым культурным ценностям, в формировании толерантного сознания;
6) совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство города;
7) усиление антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, социальных объектов, объектов с массовым пребыванием людей, а также объектов спорта.
Задача 1 "Интеграция некоммерческих организаций и средств массовой информации в деятельность по профилактике экстремизма и поддержание толерантной среды для гармоничных этноконфессиональных и межкультурных отношений"
Для решения задачи необходимо осуществить реализацию следующих мероприятий:
1. Поддержание межконфессионального мира и согласия в муниципальном образовании город Ноябрьск направлено на выполнение задачи 1 по интеграции некоммерческих организаций и средств массовой информации в деятельность по профилактике экстремизма и поддержание толерантной среды для гармоничных этноконфессиональных и межкультурных отношений и включает:
- обеспечение деятельности Комиссии муниципального образования город Ноябрьск по противодействию экстремистской деятельности. Оказание консультативной и организационно-методической поддержки субъектам противодействия экстремистской деятельности, некоммерческих организаций по вопросам профилактики экстремистской деятельности. Координацию Комиссией муниципального образования город Ноябрьск по противодействию экстремистской деятельности взаимодействия субъектов профилактики и некоммерческих объединений города в целях выработки предложений по совершенствованию деятельности на основе наиболее успешных общероссийских и региональных инновационных форм и методов деятельности в данной сфере. Оказание консультативной и организационно-методической поддержки некоммерческих организаций по вопросам поддержания толерантной среды для гармоничных этноконфессиональных и межкультурных отношений;
- организацию работы совета по взаимодействию с религиозными объединениями и проведение семинаров, круглых столов, рабочих совещаний с участием руководителей общественных объединений, национально-культурных автономий и религиозных организаций по вопросам гармонизации межэтнических отношений и воспитании культуры мира в целях поддержания сотрудничества органов власти и институтов гражданского общества в решении проблем этноконфессиональной направленности и повышения доверия гражданских сообществ к деятельности органов местного самоуправления;
- изучение и межмуниципальный обмен опытом в сфере общественно - национальных отношений, которые направлены на совершенствование компетентности специалистов органов местного самоуправления и предусматривает возможность осуществления межмуниципальных связей в целях выработки единых подходов в сфере профилактики экстремистской деятельности.
2. Реализация цикла мероприятий в рамках исполнения окружного проекта "Народов много - страна одна" будет реализовано посредством:
- реализации проекта "Толерантность - гармония многообразия", который представляет собой цикл мероприятий, направленных на развитие ценностного отношения к культурному разнообразию общества;
- подготовки и издания методических пособий, буклетов, листовок в рамках Конкурса - выставки "Национальные традиции. Добрых рук мастера". По итогам конкурсов будет изготовлен каталог, в который войдут лучшие работы участников V конкурса "Национальные традиции. Добрых рук мастера", а также фотографии экспозиций 2008, 2010, 2012, 2014 годов, в целях сохранения и популяризации деятельности мастеров декоративно-прикладного искусства, проживающих в городе Ноябрьске и владеющих традиционными технологиями в изготовлении национальных предметов. Развитие межкультурной толерантности и преодоления негативных этнических стереотипов;
- реализации проекта "Я и другие" продолжит разработанный в рамках проекта комплекс мероприятий, направленных на изучение культуры России с народными традициями и обычаями; приобщение к многообразию национальных культур; укрепление межнациональной дружбы; формирование установок толерантного сознания в молодежной среде; комплекс мероприятий будет способствовать созданию благоприятной атмосферы культурного и межэтнического взаимопонимания, в которой каждый ребенок и подросток, независимо от национальной принадлежности, почувствует себя защищенным и способным к открытому взаимодействию с миром.
3. Реализация проекта "ЗНАЮ. УВАЖАЮ. ПРИНИМАЮ." направлено на осуществление информационно-пропагандисткой деятельности по вопросам профилактики экстремизма и терроризма: размещение информации, направленной на формирование у горожан чувства патриотизма, гражданственности, формирование представления о понятии "россиянин", на распространение установок на взаимоуважение и взаимопонимание между представителями различных национальностей и конфессий, укрепление позитивного имиджа Ноябрьска как территории дружбы народов, а также информации этнокультурного характера. В рамках просвещения населения по вопросам противодействия экстремизму и терроризму необходимо информирование горожан о реализации мер по вопросам антитеррористической безопасности, повышению бдительности населения, правилах поведения при террористической угрозе, ответственности за совершение правонарушений, преступлений экстремистской и террористической направленности, опубликование материалов, осуждающих разжигание национальной и религиозной розни, способствующих снижению социальной напряженности, нацеленных на развитие межнациональных отношений, мероприятие будет реализовано через:
- подготовку и размещение в газете информационных материалов, специальных статей,
- изготовление и размещение постановочного видеоролика,
- изготовление и размещение флеш (flesh) - баннера,
- размещение на официальном сайте Администрации города Ноябрьска, на официальных сайтах структурных подразделений Администрации города Ноябрьска и учреждений, подведомственных им, информации (материалов), направленных на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, вопросов дружбы народов, проживающих на территории ЯНАО, пресс-анонсов и пресс-релизов о проводимых в рамках реализации подпрограммы культурных, спортивных, массовых мероприятий. В целом мероприятие направлено на организацию работы по информационному противодействию распространения идей экстремизма среди горожан, организацию анонсирования профилактических подпрограммных мероприятий и информирование населения о них, позволит вести интерактивный календарь профилактических мероприятий,
- информирование населения по вопросам противодействия антитеррористической безопасности, размещение в городских СМИ и на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" правил поведения при террористической угрозе,
- освещение мероприятий в сфере этноконфессиональных и межнациональных отношений в городских средствах массовой информации.
4. Реализация цикла мероприятий в рамках исполнения окружного проекта "Я-малая родина". В 2016 году проведен и фестиваль "Родной язык - святой язык". Мероприятие способствует воспитанию толерантности и уважения к различным национальным культурам, развитие патриотизма, бережного отношения к языкам и культурным традициям народов, проживающих г. Ноябрьске, сохранение родного языка в условиях многонационального города. Фестиваль "Родной язык - святой язык" проводится в рамках празднования Международного дня родного языка и в номинациях: конкурс сочинений, конкурс социальных плакатов, конкурс чтецов, вокальный конкурс "Напевы Родины моей" и викторину на знание национальных языков и культур. Фестиваль, проводимый при поддержке национально-культурных автономий города привлечет участников, желающих выразить свою любовь к родному языку через различные творческие жанры.
В 2017 году проведен Фестиваль дружбы народов, который представляет собой комплекс мероприятий, приуроченных к празднованию Дня города и Дня народного единства, в том числе проведение конкурсов, праздничной программы с участием творческих коллективов города Ноябрьска и представителей национальных общественных объединений граждан города - участников фестиваля, организацию национальных подворий, оформленных участниками фестиваля в традициях различных национальных культур, мастер-классов, театрализованных национальных обрядов.
Задача 2 "Экспертно-аналитическое сопровождение регулирования этнокультурных процессов в муниципальном образовании город Ноябрьск"
Для решения задачи необходимо осуществить реализацию следующих мероприятий:
1. Проведение исследований в этноконфессиональной сфере города направлено на решение задачи по экспертно-аналитическому сопровождению регулирования этнокультурных процессов в муниципальном образовании город Ноябрьск, которое включает:
- проведение социологического опроса в рамках социологического исследования "Межнациональные отношения в городе Ноябрьске с точки зрения населения старше 30 лет" (среди горожан в возрасте от 31 года и старше);
- проведение социологического опроса в рамках социологического исследования "Межнациональные и межконфессиональные отношения в городе Ноябрьске с точки зрения молодежи" (среди горожан в возрасте 14 - 30 лет за исключением учащихся средних образовательных учреждений (объединений));
- проведение социологического опроса в рамках социологического исследования "Межнациональные отношения в городе Ноябрьске с точки зрения учащихся и классных руководителей средних общеобразовательных школ" (среди учащихся и классных руководителей 6 - 11 классов средних образовательных учреждений (объединений)).
2. Сбор и анализ информации о состоянии общественно-политической и этноконфессиональной ситуации включает:
- анализ проведенных исследований состояния межнациональных отношений, доминирующих ценностей и норм поведения;
- проведение мониторинга деятельности национально-культурных объединений, действующих в муниципальном образовании город Ноябрьск;
- осуществление анализа материалов, публикуемых в городской печати, выступлений на телевидении на предмет отражения межнациональной и миграционной ситуации в городских средствах массовой информации и выявления попыток разжигания расовой, межэтнической, религиозной вражды и призывов к насилию;
- приобретение при наличии финансовых средств информационно-аналитического продукта (системы) и (или) использование услуг специализированных организаций, предоставляющих доступ к информационно-аналитическим ресурсам и оказывающих услуги по информационному обслуживанию,
- осуществление оперативного реагирования на проявления межнациональной напряженности на территории муниципального образования город Ноябрьск в соответствии с регламентом оперативного реагирования на проявления религиозного и национального экстремизма на территории Ямало-Ненецкого автономного округа,
- проведение мониторинга интернет-ресурсов, печатных, теле-, электронных средств массовой информации муниципального образования город Ноябрьск на предмет своевременного выявления экстремистских проявлений.
Задача 3 "Воспитание толерантности через систему образования, физическую культуру и спорт"
Для решения задачи необходимо осуществить реализацию следующих мероприятий:
1. Реализация проекта "Знание - во имя мира и безопасности" позволит привлечь внимание детей и подростков к вопросам обеспечения безопасности и участию в агитационной антитеррористической работе, увеличить долю образовательных учреждений города, внедривших учебные программы по вопросам толерантности и включает в себя:
- проведение "Месячника безопасности детей" в муниципальных образовательных учреждениях автономного округа, в том числе проведение конкурсов среди обучающихся, позволит обеспечить доступное изучение правил поведения в чрезвычайных ситуациях в общеобразовательных учреждениях, в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, а также обеспечить учреждения тематическими информационными стендами, которые являются одним из самых доступных для восприятия средств информации для населения;
- проведение цикла лекций и бесед в муниципальных образовательных учреждениях, направленных на профилактику проявлений экстремизма, терроризма, преступлений против личности, общества, государства способствует повышению правовой культуры учащейся обучающихся, пропаганде законопослушного образа жизни;
- проведение профилактической акции "Правовая пропаганда";
- проведение мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября) (классные часы, тематические уроки, беседы, конкурсы рисунков, тематические выставки книг);
- проведение мероприятий, посвященных международному Дню толерантности;
- обеспечение школьных библиотек методической и научно-популярной литературой по вопросам национального культурного взаимодействия позволит пополнить фонды школьных библиотек;
- обеспечение школьных библиотек методической и научно-популярной литературой по вопросам национального культурного взаимодействия позволит пополнить фонды школьных библиотек;
- разработку, внедрение (реализацию) образовательных учебных и воспитательных программ по вопросам толерантности и их методическое обеспечение направлены на формирование этнической толерантности в образовательном процессе, как средства противодействия этническому экстремизму, расовой и религиозной ненависти;
- реализацию мер по выполнению условий по исключению доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся муниципальных образовательных учреждений (объединений);
- организацию групп (классов) для изучения русского языка как государственного для лиц школьного возраста, не владеющих русским языком. Мероприятие направлено на выявление потребности в изучении русского языка у детей мигрантов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях города, а также на увеличение численности детей-мигрантов, охваченных программами по социокультурной и языковой адаптации;
- проведение совместных мероприятий с Ноябрьской городской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов "Ветеран", с ветеранами Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г., ветеранами Афганистана, ветеранами ОМВД и офицерами запаса, представителями казачества, Союза пограничных войск города и Союза десантников России, участниками боевых действий.
2. Реализация проекта "Город командного духа" позволит посредством эффективного социально-педагогического воспитания, как спортсменов, так и огромных масс населения, даже непосредственно не вовлеченных в занятия физической культурой, воздействовать на них через систему спортивных соревнований (зрелищ), оказывать определенное, а иногда и значительное влияние на воспитание взаимопонимания, уважения и толерантности, будут направлены на создание благоприятной атмосферы межэтнического взаимодействия, в том числе по национальным видам спорта. Мероприятие будет реализовано через ежегодное проведение:
- спортивно-массовых мероприятий (соревнований по мини-футболу и пляжному волейболу), посвященных Дню молодежи;
- мероприятий и спортивных состязаний по национальным видам спорта, которые предполагают проведение спортивно-массовых мероприятий в рамках празднования татаро-башкирского праздника "Сабантуй";
- спортивных мероприятий, соревнований с привлечением национально-культурных автономий, в числе которых турнир по мини-футболу среди юношей, посвященный памяти Фармана Салманова;
- открытого первенства города Ноябрьска по борьбе дзюдо среди юношей и девушек.
- проведение спортивных, спортивно-массовых мероприятий, проводимых совместно с некоммерческими организациями города с целью гармонизации этноконфессиональных отношений.
Выполнение мероприятий по задачи 3 подпрограммы позволит увеличить:
- долю образовательных учреждений города, внедривших учебные программы по вопросам толерантности;
- долю лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Задача 4 "Укрепление единства нации, межнациональных и межэтнических отношений посредством организации работы в учреждениях социальной сферы города Ноябрьска"
Для решения задачи необходимо осуществить реализацию следующих мероприятий:
1. Реализация направления "Молодежь и толерантность" будет направлено на решение и позволят снизить степень распространенности негативных этнических установок и предрассудков в молодежной среде включает:
- проект "Многообразие мира", который представляет собой цикл мероприятий МБУ "Молодежный центр творчества и межкультурных коммуникаций "Ровесник" ("Месячник толерантности", "Сказки народов мира", городской фестиваль "Улицы мира" и т.д.), направленных на развитие ценностного отношения к культурному разнообразию общества и предполагает формирование в молодежной среде навыков конструктивного общения с людьми разных культур и конфессий, преодоление этнических стереотипов и развитие чувства эмпатии путём знакомства с традициями и обычаями народов разных стран;
- реализацию социального проекта, направленного на профилактику экстремистской деятельности в молодежной среде "Территория молодости", который предполагает поддержку молодежных инициатив в области организации досуга молодежи;
- реализацию проекта "Учусь быть толерантным", который предполагает занятия с элементами тренинга, беседы, организованные муниципальным бюджетным учреждением "Центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие";
- разработку и внедрение в практику работы подростково-молодежных клубов (клубов по месту жительства) специальных программ по повышению толерантности и воспитанию культуры мира;
- организацию и проведение круглых столов, семинаров, совещаний с участием специалистов сферы молодежной политики по вопросам сохранения гармоничных межэтнических и межконфессиональных отношений, предупреждения экстремистских проявлений среди молодежи. Мероприятие направлено на выявление проблем в подростково-молодёжной среде, поиск и выработку вариантов решения проблем с учетом ситуации,
- реализацию проекта "Молодежь против террора", организацию и проведение мероприятий в рамках Дня солидарности в борьбе с терроризмом (03 сентября) и Дня народного единства (04 ноября);
- организацию мероприятий по повышению правовой культуры и грамотности подростков и молодежи, предупреждения административной, уголовной ответственности за совершение правонарушений, преступлений (в том числе экстремистской направленности), недопустимости конфликтов на национальной, религиозной почве;
- реализацию проекта "Наш дом - Север".
Задача 5 "Повышение роли культурно-просветительных учреждений в сохранении, развитии и воспитании уважения к культуре, истории, языку народов и этнических общностей России, мировым культурным ценностям, в формировании толерантного сознания"
Для решения задачи необходимо осуществить реализацию следующих мероприятий:
1. Создание в музеях и других учреждениях культуры экспозиций, посвященных позитивному опыту диалога национальных культур в автономном округе включает:
- выставочный проект "Созвучие миров", где в экспозиции будут представлены художественные работы творческого объединения "Ноябрьск - художественный" по тематической направленности, предметы быта и национальные костюмы народных этнографических диаспор, проживающих на территории города Ноябрьска. В рамках выставки планируется проведение праздников, занятий и музейных мастерских, которые углубляют знания посетителей о представленном в выставочной экспозиции материале, вызовут интерес к многонациональной культуре народов нашей страны, и нашего города в частности. Выставочный проект направлен на выполнение социальных проблем нашего общества посредством художественного искусства. В рамках проекта будут проводиться праздники, встречи с фольклорными ансамблями, этническими группами людей нашего города. Содержание сундука: игровой набор, включающий 3 основных блока: традиционные национальные куклы, традиционная национальная игра (игры), комплекты традиционной национальной одежды,
- передвижную интерактивную выставку "Детский игровой календарь", разработанную в целях изучения традиционной культуры и воплощения знаний в музейных занятиях и проектах, в работе с музейной аудиторией разных возрастов. Проект даст возможность через игру и игрушку приобщиться к богатому миру культуры своего народа и лучше понять и почувствовать культуру народа, проживающего с ним по соседству, воспитание любви к родной культуре и толерантности к другим национальным культурам, сохранение и популяризация культурного наследия народов, населяющих Россию. Основа передвижной выставки - игровые сундуки с росписью, обозначающей его "национальную принадлежность". Информационная книга "Детский игровой календарь" в рамках передвижной выставки "Детский игровой календарь",
- конкурс детского рисунка "Праздник - душа народа". Конкурс детского рисунка и музейная экспозиция на тему "Праздник - душа народа" будет направлена на знакомство жителей города с праздничной культурой, историей и традициями разных народностей, будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей у подрастающего поколения. Выставку предполагается трансформировать в передвижную для экспонирования в музеи округа. Лучшие работы, согласно результатам конкурса, пополнят фондовую коллекцию "Детское творчество", а также будут ярким дополнением к новым разделам проекта "Детский игровой календарь", реализуемого в период с 2005 по 2014 год. Передвижная выставка, по завершении работы проекта на территории города Ноябрьска, сможет представить результат детского творчества на региональном уровне, а познавательная экскурсия в рамках выставки будет решать образовательные и просветительские задачи в области народной праздничной культуры, способствовать воспитанию уважительного отношения и интереса к религиям, историческим и этническими различиям других народов,
- передвижную выставку "Искусство народного орнамента". Организуя передвижную выставку в музеях ЯНАО, происходит формирование толерантности в обществе посредством развития уважения и интереса к культуре, истории и традициям народов и этнических общностей, приобщение посетителей выставки к культурным, историческим и художественным ценностям народов и этнических общностей России и других стран посредством изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Реализация данного проекта будет способствовать повышению культурного уровня посетителей, познанию культуры других народов, сохранению художественных и духовных традиций,
- передвижной выставочный проект "Театр на колесиках". На выставке будет представлена традиционная среда бытования разных национальностей, домашний очаг, где посетители познакомятся с подлинными бытовыми предметами. Новое направление, которое предлагают сотрудники музея в рамках реализации передвижной выставки, - театрализованные постановки с использованием перчаточных кукол, где посетители познакомятся со сказками народов разных национальностей. Реализация проекта будет способствовать повышению культурного уровня посетителей, познанию культуры и фольклора других народов, сохранению духовных традиций.
2. Проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду межэтнической и межконфессиональной толерантности народов автономного округа включает:
- проведение Молодёжной ассамблеи национальных культур, которая способствует объединению молодёжи различных национальностей через творческое сотрудничество, знакомство с особенностями культуры, культурным наследием и национальными традициями людей разных национальностей, проживающих в городе. Позволит увидеть многообразие национальных культур глазами современной молодёжи, пробудить интерес к традициям и обычаям разных народов, принимать активное участие в деятельности по возрождению, сохранению и развитию национальных культур, языков и традиций, а также поддержать культурные традиции нашей страны, способствовать формированию эстетических вкусов подрастающего поколения на основе традиционной народной культуры, воспитывать уважение к представителям других национальностей и чувство национальной гордости. Проект является циклом культурно-зрелищных мероприятий, в рамках которого будут организованы и проведены различные программы на базе муниципальных учреждений культуры города и образовательных учреждений;
- проведение Дня славянской письменности и культуры "Наша сила - в единстве!", данный проект позволяет в системе познакомить жителей города с традициями славянских народов, проживающих в городе Ноябрьске, вовлечь подростков и молодежь в познавательный и творческий процесс, что позволит создать благоприятную среду для развития гармоничных этноконфессиональных и межкультурных отношений;
- реализацию комплексного цикла программ "Формирование толерантной культуры в молодежной среде "Здоровое поколение России". В комплексный цикл программ по формированию толерантной культуры в молодежной среде "Здоровое поколение России" входят программа, приуроченная к проведению в России XXII зимних Олимпийских игр "В будущее России с физкультурой и спортом"; показы документальных фильмов по истории отечественного спорта и их обсуждение; экспонирование передвижной выставки, посвященной истории отечественного хоккея; проведение круглого стола "В будущее России с физкультурой и спортом"; показы и обсуждения документальных фильмов, посвященных проблеме наркомании и распространению наркотиков, фильмов этнографической тематики, посвященных культурам и религиям народов России; экспонирование передвижной выставки "Узнаём друг друга"; проведение круглого стола, посвященного проблемам совместного проживания людей разных национальностей и вероисповедания. Особое внимание будет уделяться формам и методам вовлечения молодёжи в изучение народных традиций, дискуссии по наиболее актуальным вопросам подростковой коммуникабельности, здоровому образу жизни подрастающего поколения в нашей стране. Мероприятия будут проходить на базе муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений города;
- проведение ток-шоу "Мы все такие разные": к участию приглашаются представители национально-культурных автономий города, студенческая молодежь, школьники старших классов, творческие коллективы. В ходе мероприятии поднимаются вопросы следующего содержания: равные права и обязанности для всех представителей этнических и национальных групп; взаимоуважение культуры, традиций и обычаев народов, проживающих на территории города Ноябрьска; профилактика, предупреждение межнациональных конфликтов, экстремизма и терроризма среди представителей подрастающего поколения, молодежи. По окончании дискуссий ведущие формируют основные тезисы поднимаемой проблемы и подводят итоги встречи;
- проведение концертной программы "Здоровье нации - основа процветания России" (многонационального концерта), которая представляет собой совокупность вокальной, танцевальной театральной, декоративно-прикладной деятельности жителей города Ноябрьска, в реализацию данного проекта будут вовлечены творческие коллективы города, общественные организации, представители национально-культурных автономий города, студенческая и работающая молодежь, школьники, творческие коллективы, национальные молодежные объединения, СМИ, жители микрорайона "Железнодорожников" в целях объединения молодежи различных национальностей и вероисповеданий через культурное наследие поколений и национальные традиции, формирования эстетических вкусов подрастающего поколения на основе традиционной национальной культуры, расширения кругозора молодежи и распространения знаний об истории и культуре, традициях народов разных национальностей, данное мероприятие станет одной из составляющих по созданию в городе обстановки спокойствия, толерантности и безопасности;
- проведение городского национального татаро-башкирского праздника "Сабантуй", одного из любимых и долгожданных праздников горожан разных возрастов, национальностей и социального статуса; все мероприятия праздника направлены на укрепление дружбы народов, объединение горожан разных возрастных категорий, национальностей и вероисповеданий через культурное наследие поколений, популяризацию самобытности и неповторимого колорита культуры тюркских народов, повышение интереса к истории, национальным языкам, осуществление профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; национальный праздник пройдёт на территории Детского парка в форме массового гулянья, для жителей и гостей города будет подготовлена большая концертная программа с участием творческих коллективов Ноябрьска, города Муравленко и профессиональных артистов из городов Уфы и Казани, в рамках праздника будут организованы спортивные и игровые площадки;
- проведение Кыргызского национального праздника "Чечкор" (праздника урожая), который издавна праздновался в киргизском народе по завершении полевых работ; в рамках праздника будет подготовлена концертная программа с элементами театрализации, организованы выставка изделий декоративно-прикладного творчества кыргызского народа, выставка-дегустация национальных блюд, мастер-классы по декоративным видам художественного творчества в целях популяризация и сохранение культурных традиций, ознакомление с обычаями и обрядами кыргызского народа, укрепления дружбы народов, популяризации и сохранения традиций и обычаев национальной культуры, повышения интереса к истории, национальному языку, формирования национального самосознания и добрососедских межнациональных взаимоотношений, профилактики экстремизма;
- проведение азербайджанского национального праздника "Навруз" (встречи весны) в форме концертной театрализованной программы, где будет представлена театрализация, иллюстрирующая обряд встречи весны, в фойе расположится национальная кухня, будет организована выставка изделий декоративно-прикладного творчества тюркской культуры; в концертной программе выступят творческие коллективы и отдельные исполнители города, приглашённые профессиональные артисты; праздник способствует укреплению дружбы народов, приобщению жителей города к народным традициям, сохранению и развитию национальной тюркской культуры, народного фольклора, популяризации народных и эстрадных песен татарской, башкирской и азербайджанской культуры;
- концертную программу в рамках национального праздника "Курбан - байрам", способствующую сохранению и развитию культуры, традиций, фольклора тюркского народа, укреплению дружбы народов, проживающих в автономном округе; данное мероприятие позволит жителям и гостям города окунуться в праздничную атмосферу тюркского национального праздника; в рамках мероприятия состоятся концертная программа, тематическая фотовыставка, дегустация национальных блюд;
- реализацию проекта "Семья - частица рода и народа", предполагающего проведение комплекса культурно-массовых мероприятий с использованием традиционных и электронных технологий, способствующих сплочению семьи, укреплению семейных традиций межнациональной дружбы, знакомству с культурными традициями, обычаями, обрядами семей разных национальностей; мероприятия проекта будут реализованы в тесном сотрудничестве с национальными общественными организациями и диаспорами города, руководители и члены диаспор будут привлечены для подготовки совместного плана работы по проекту и проведения крупных массовых мероприятий проекта;
- разработку программ этнографической тематики и внедрение их в практику деятельности летних пришкольных площадок, которая позволит формировать среди школьников знания о историко-культурном, этнокультурном и информационном опыте России для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости;
- проведение цикла программ для детей "Этнический калейдоскоп", которые будут проходить ежеквартально, имеет важное воспитательное значение, т.к. рассказывает о духовных ценностях разных народов, проживающих в условиях многонационального города, открывает возможность расширить культурное поле детей младшего и среднего школьного возраста, активизировать творческую и познавательную деятельность, воспитание толерантности в отношениях к представителям разных культур, цикл мероприятий позволит вовлечь каждого ребенка в познавательный и творческий процесс и заинтересовать образовательные учреждения города, работающие с методическим комплектом "Этнокалендарь России", а также создать партнерские отношения и расширить зрительскую аудиторию.
Задача 6 "Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство города"
Для решения задачи необходимо осуществить реализацию следующих мероприятий:
1. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений будут направлены на недопущение экстремистских проявлений в местах концентрации участников неформальных группировок; недопущение демонстрирования запрещенной атрибутики, распространения экстремистских материалов в многоквартирных домах, общественном транспорте; недопущение экстремистских проявлений при проведении публичных мероприятий; повышение информированности иностранных граждан по основным вопросам законодательства, их интеграция в городское общество; повышение правовой культуры учащейся молодежи, обеспечение межнационального и межконфессионального согласия, охват профилактическими мероприятиями семей, находящихся в социально опасном положении. Мероприятие включает:
- принятие предусмотренных законодательством мер по предотвращению проявлений экстремизма при проведении публичных мероприятий;
- проведение "круглых столов" с привлечением представителей национальных общественных объединений и заинтересованных ведомств по выработке предложений по вопросам межэтнических отношений;
- проведение профилактических мероприятий в отношении семей, находящихся в социально - опасном положении, а также несовершеннолетних правонарушителей с привлечением представителей национальных общественных объединений и традиционных религиозных конфессий с целью разъяснения методов воспитания детей, необходимости развития толерантности, недопущения проявлений экстремизма, ксенофобии;
- проведение профилактических мероприятий с целью выявления групп несовершеннолетних антиобщественной направленности;
- осуществление мониторинга интернет-сайтов на предмет распространения идей межнациональной розни, принятие мер по ограничению доступа к сайтам, направленным на разжигание межнациональных конфликтов;
- организацию своевременного совместного обмена информацией о проявлениях ксенофобии, происшествиях, влекущих обострение межэтнических и межкультурных отношений, социально-политических, криминогенных, миграционных процессах в городе, оказывающих влияние на состояние уровня толерантности;
- проведение работы по недопущению распространения литературы, листовок, плакатов экстремистского толка, а также аудио и видеоматериалов, способствующих пропаганде экстремизма, в общественном транспорте города;
- организацию управляющими кампаниями города работы по выявлению в многоквартирных домах символов и знаков экстремистской направленности в виде нанесения их на архитектурные сооружения, принятие мер оперативного реагирования по уведомлению ОМВД России по г. Ноябрьску, устранение экстремистской символики.
Реализация указанных мероприятий осуществляется в рамках координации Комиссией муниципального образования город Ноябрьск по противодействию экстремистской деятельности в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации полномочиями субъектов профилактики и противодействия экстремистской деятельности.
2. Совершенствование механизмов интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство города включает:
- проведение мониторинга состояния межнациональной и миграционной ситуации в муниципальном образовании город Ноябрьск, влияния миграционных процессов на межконфессиональную ситуацию, уровня толерантности и оценки риска деструктивных процессов;
- реализацию проекта "Курсы адаптации иностранцев"; цель проекта - создание системы взаимодействия представителей разных национальностей через изучение русского языка, получение необходимых правовых знаний и осуществление культурно-просветительской совместной деятельности. Содержание проекта включает такие блоки как "блок изучения языка", "блок юридической грамотности", "блок культурно-информационный";
- реализацию проекта "Стритворкер" (уличный соцработник), который предполагает обучение социальных работников учреждений сферы молодёжной политики в возрасте до 30 лет навыкам работы с социально-неблагоприятной средой мигрантов, оказанию им необходимой помощи и поддержки и организацию данной деятельности. Проект направлен на социальную адаптацию мигрантов обособленных групп посредством внедрения "стритворкеров" в их среду и вовлечение в социально значимую деятельность, осуществляемую учреждениями социальной сферы;
- разработку и распространение информационных материалов, направленных на интеграцию мигрантов в культурное и социальное пространство города, таких как "памятка мигранту".
3. Оказание содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность.
Задача 7 "Усиление антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, социальных объектов, объектов с массовым пребыванием людей, а также объектов спорта"
Разработка проектно-изыскательских работ на установку системы видеонаблюдения, установка системы видеонаблюдения, приобретение комплектующих и оборудования для системы видеонаблюдения в муниципальных образовательных учреждениях, которое позволит осуществить своевременную замену изношенного и морально устаревшего оборудования, поддерживать достигнутый показатель оснащенности образовательных учреждений системами видеонаблюдения на уровне 100% (при наличии финансирования).
Оснащение антитеррористическим оборудованием объектов транспортной инфраструктуры, социальных объектов, объектов с массовым пребыванием людей, а также объектов спорта включает:
- оснащение антитеррористическим оборудованием объектов транспортной инфраструктуры, социальных объектов, объектов с массовым пребыванием людей, а также объектов спорта за счет средств местного бюджета;
- приобретение антитеррористического оборудования для оснащения объектов транспортной инфраструктуры, социальных объектов, а также объектов с массовым пребыванием людей в рамках софинансирования расходных обязательств муниципального образования город Ноябрьск;
- софинансирование из окружного бюджета на мероприятие "Предоставление межбюджетных субсидий для приобретения антитеррористического оборудования для оснащения объектов транспортной инфраструктуры, социальных объектов, а также объектов с массовым пребыванием людей".
Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение перечня мер профилактики в части антитеррористической защищенности и технической укрепленности критически важных и потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения и объектов с массовым пребыванием людей, включает в себя:
- проведение обследования технической укрепленности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений города в преддверии 01 сентября;
- проведение категорирования объектов с массовым пребыванием людей;
- проведение паспортизации объектов с массовым пребыванием людей;
- проведение проверок потенциально опасных объектов, а также объектов с массовым пребыванием людей;
- проведение проверок избирательных участков в преддверии единого дня голосования.
Перечень мероприятий подпрограммы 1 с распределением финансовых ресурсов по годам реализации представлен в таблице N 3.
III. Перечень целевых показателей (индикаторов) подпрограммы
При оценке результативности и эффективности выполнения мероприятий подпрограммы "Комплексные меры по противодействию экстремизму и терроризму, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии, укрепления толерантности на территории муниципального образования город Ноябрьск" на 2014 - 2025 годы! будут использоваться сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск "Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни населения города Ноябрьска" на 2014 - 2025 годы, указанные в приложение N 7 к настоящей муниципальной программе.
Методика по расчёту показателей подпрограммы
1. Количество некоммерческих организаций, представители которых приняли участие в мероприятиях по вопросам профилактики экстремизма.
1.1. Исходные данные.
Для определения значения целевого индикатора применяются данные о суммарном количестве некоммерческих организаций, представители которых приняли участие в мероприятиях по вопросам профилактики экстремизма, проведенных за отчетный год.
1.2. Источник - отчеты о выполненной работе отдела по работе с общественными, религиозными организациями и ассоциациями органов местного самоуправления управления по информационной политике Администрации города Ноябрьска.
2. Количество публикаций по этнокультурной тематике.
2.1. Исходные данные.
Для определения значения целевого индикатора применяются данные о суммарном количестве опубликованных в средствах массовой информации информационных материалах, разработанных в целях профилактики и противодействию экстремизму и терроризму, в том числе правовому просвещению населения, по этнокультурной тематике, нацеленных на развитие межнациональных отношений, в отчетном году в рамках выделенных в подпрограмме финансовых средств.
2.2. Источник - отчеты о выполненной работе отдела пресс-центр управления по информационной политике Администрации города Ноябрьска.
3. Количество трансляций (выходов) видеоматериалов по пропаганде толерантности, профилактике правовой безграмотности.
3.1. Исходные данные.
Для определения значения целевого индикатора применяются данные о суммарном количестве выходов в средствах массовой информации видеоматериалов, роликов по пропаганде толерантности, профилактике правовой безграмотности за отчетный период в рамках выделенных в подпрограмме финансовых средств.
3.2. Источник - эфирная справка НТИА "МИГ".
4. Повышение (прирост) уровня толерантности городского населения старше 30 лет к представителям различных национальностей (по результатам социологических исследований).
4.1. Исходные данные.
На 2013 год исходные данные среди городского населения старше 30 лет отсутствуют.
4.2. Источник данных - итоговые отчеты социологических исследований, проведенных на территории города МБУ ЦИСИ "Спектр" до 01.01.2017. Значение целевого индикатора определяется как разница между уровнем толерантности городского населения старше 30 лет к представителям различных национальностей в текущем году и уровнем толерантности городского населения старше 30 лет к представителям различных национальностей в предыдущем году.
5. Уровень толерантности городского населения старше 30 лет к представителям различных национальностей (по результатам социологических исследований).
5.1. Исходные данные.
На 2013 год исходные данные среди городского населения старше 30 лет отсутствуют.
5.2. Источник данных - итоговые отчеты социологических исследований, проведенных на территории города МБУ ЦИСИ "Спектр", начиная с 2014 года.
6. Уровень толерантности молодежи к представителям различных национальностей (по результатам социологических исследований).
6.1. Исходные данные.
Для определения значения целевого индикатора применяются данные результатов социологических исследований, проведенных на территории города.
6.2. Источник данных - итоговые отчеты социологических исследований, проведенных на территории города МБУ ЦИСИ "Спектр".
7. Уровень толерантности учащихся средних общеобразовательных школ города к представителям различных национальностей (по результатам социологических исследований).
7.1. Исходные данные.
Для определения значения целевого индикатора применяются данные результатов социологических исследований, проведенных на территории города.
7.2. Источник данных - итоговые отчеты социологических исследований, проведенных на территории города МБУ ЦИСИ "Спектр".
8. Доля образовательных учреждений города, внедривших учебные программы по вопросам толерантности.
8.1. Исходные данные.
Для определения значения целевого индикатора применяются данные о доле образовательных учреждений города, внедривших учебные программы по вопросам толерантности в отчетном году.
8.2. Источник - отчеты о выполненной работе департамента образования Администрации города Ноябрьска и муниципальных образовательных учреждений.
8.3. Алгоритм расчета значений целевого показателя.
Значение целевого индикатора определяется как отношение количества общеобразовательных учреждений города, внедривших учебные программы по вопросам толерантности в отчетном году, к общему количеству общеобразовательных учреждений:
,
где:
SЭ - доля образовательных учреждений города, внедривших учебные программы по вопросам толерантности;
Nв - количество образовательных учреждений города, внедривших учебные программы по вопросам толерантности, (ед.);
Nо - общее количество общеобразовательных учреждений города (ед.).
9. Число лиц, принявших участие в спортивных мероприятиях, направленных на укрепление межнационального согласия.
9.1. Исходные данные.
Для определения значения целевого индикатора применяются данные о количестве лиц, принявших участие в спортивных мероприятиях, направленных на укрепление межнационального согласия, проводимых в рамках реализации проекта "Город командного духа" в отчетном году.
9.2. Источник - данные, представляемые управлением по физической культуре и спорту Администрации города Ноябрьска.
10. Число специалистов по работе с молодежью, принявших участие в конференциях, семинарах, круглых столах по вопросам профилактики и предупреждению экстремизма в молодежной среде.
10.1. Исходные данные.
Для определения значения целевого индикатора применяются сведения о количестве специалистов сферы молодежной политики, принимавших участие в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, дискуссионных площадках за отчетный год.
10.2. Источник - административная информация управления по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска, расчет значений не осуществляется.
11. Доля молодежи от 14 до 30 лет, вовлеченной в деятельность по укреплению единства нации, межнациональных и межэтнических отношений, в учреждениях социальной сферы города Ноябрьска.
11.1. Исходные данные.
При расчете значения целевого индикатора применяются данные ведомственной статистики и государственной статистической отчетности о количестве участников в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в мероприятия антиэкстремистской направленности, и о численности данной категории населения в городе.
11.2. Источник - данные, предоставляемые управлением по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска.
11.3. Алгоритм расчета значений целевого показателя.
Значение целевого показателя определяется как отношение числа участников мероприятий антиэкстремистской направленности к общей численности молодежи данной категории:
,
где:
PI - доля молодежи от 14 до 30 лет, вовлеченной в мероприятия антиэкстремистской направленности;
Ny - число участников мероприятий антиэкстремистской направленности в возрасте от 14 до 30 лет;
No - общая численность молодежи данной категории.
12. Доля населения до 18 лет, участвующего в мероприятиях по пропаганде межэтнической и межконфессиональной толерантности.
12.1. Исходные данные.
При расчете значения целевого индикатора применяются данные ведомственной статистики и государственной статистической отчетности, о численности жителей города в возрасте до 18 лет, вовлеченных в мероприятия антиэкстремистской направленности, и о численности данной категории населения в городе.
12.2. Источник - данные, предоставляемые управлением культуры Администрации города Ноябрьска.
12.3. Алгоритм расчета значений целевого показателя.
Значение данного показателя определяется как соотношение числа жителей города до 18 лет, ставших участниками мероприятий по пропаганде межэтнической и межконфессиональной толерантности, проводимых государственными и муниципальными учреждениями культуры на отчетный период, к общей численности населения города до 18 лет:
,
где:
Дн - доля участвующего населения (%);
Ч - число участвующего населения до 18 лет (тыс. чел.);
Н - общая численность населения до 18 лет (тыс. чел.).
13. Численность лиц из числа мигрантов, обучившихся на курсах по изучению русского языка.
13.1. Исходные данные.
Для определения значения целевого индикатора применяются данные о количестве лиц из числа мигрантов, вынужденных переселенцев, обучившихся на курсах по изучению русского языка в рамках реализации проекта "Курсы адаптации иностранцев".
13.2. Источник - отчеты, представленные управлением по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска (МБУ "Молодежный центр творчества и межкультурных коммуникаций "Ровесник" расчет значений не осуществляется.
14. Количество преступлений экстремистской направленности.
14.1. Исходные данные.
Для определения значения целевого индикатора применяются данные о количестве преступлений экстремистской направленности.
14.2. Источник - информация ОМВД России по г. Ноябрьску, расчет значений не осуществляется.
15. Доля муниципальных образовательных учреждений, оснащенных системой видеонаблюдения.
15.1. Исходные данные.
Для расчета значения целевого индикатора применяются данные о доле образовательных учреждений города, оснащенных системой видеонаблюдения.
15.2. Источник - отчеты, представленные департаментом образования Администрации города Ноябрьска.
15.3. Алгоритм расчета значений целевого показателя.
Значение целевого индикатора определяется как отношение количества образовательных учреждений города, оснащенных системой видеонаблюдения к общему количеству образовательных учреждений города:
,
где:
Sсвн - доля образовательных учреждений города, оснащенных системой видеонаблюдения;
Ncвн - количество образовательных учреждений города, оснащенных системой видеонаблюдения (ед.);
No - общее количество образовательных учреждений города (ед.).
16. Количество совершенных террористических актов на территории города.
16.1. Исходные данные.
Для определения значения целевого индикатора применяются данные о количестве террористических актов, совершенных на территории города.
16.2. Источник - информация ОМВД России по г. Ноябрьску, расчет значений не осуществляется.
17. Количество объектов транспортной инфраструктуры, социальных объектов, объектов с массовым пребыванием людей, а также объектов спорта, оснащенных антитеррористическим оборудованием.
17.1. Исходные данные.
Для определения значения целевого индикатора применяются данные о количестве социальных объектов, а также объектов с массовым пребыванием людей, оснащенных антитеррористическим оборудованием.
17.2. Источник - данные, представляемые управлением по физической культуре и спорту Администрации города Ноябрьска, управлением по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска, управлением культуры Администрации города Ноябрьска, департаментом образования Администрации города Ноябрьска.
IV. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Полное и своевременное выполнение мероприятий программы будет способствовать снижению числа зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, созданию в городе обстановки спокойствия, толерантности и безопасности.
Эффективность подпрограммы будет выражена снижением прямых и косвенных потерь от проявлений экстремизма, терроризма и преступлений в общественных местах.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию подпрограммы, осуществляется путем контроля за исполнением подпрограммы в соответствии с установленными целевыми индикаторами.
Успешная реализация Программы позволит:
- создать систему взаимодействия представителей разных национальностей через изучение русского языка, получение необходимых правовых знаний и осуществление культурно-просветительской совместной деятельности;
- привлечь представителей молодёжных объединений для разработки и реализации совместных проектов на территории двух стран, направленных на развитие межкультурного диалога, позволит создать пространство межкультурного взаимодействия и сотрудничества в молодёжной среде;
- познакомить с этническим многообразием и культурой народов, сформировать мировоззрение у подростков и молодёжи, направленное на преодоление негативных этнических стереотипов;
- развить силовые виды физической активности подростков и молодёжи как альтернативной формы времяпрепровождения и привлечь молодое поколение города к силовому экстриму как новому виду соревнований в целях профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде и воспитания патриотичной, толерантной личности;
- освещать социально-значимую деятельность, осуществляемую подростками и молодежью города на базе учреждений молодёжной политики, воспитать толерантность через издание и выпуск молодёжной газеты;
- распространить идеи этнической и конфессиональной толерантности в молодёжной среде через непосредственное общение, создать условия для воспитания у молодёжи потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми разных национальностей через формирование уважения к их культурным традициям, укрепление патриотизма и гражданской ответственности;
- сохранить, развить и популяризировать традиционную культуру народов России как основную составляющую в едином культурном пространстве, воспитать гражданственность и патриотизм среди молодёжи;
- обеспечить взаимодействие с представителями общественных организаций, конструктивной части религиозных общин в целях предотвращения экстремистских проявлений и этноконфессиональных конфликтных ситуаций;
- сформировать единое информационное пространство для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к различным религиям и культурам;
- повысить безопасность муниципальных образовательных учреждений, снизить риск возникновения террористических актов, обеспечив полное оснащение муниципальных образовательных учреждений системой видеонаблюдения;
- сформировать у граждан позитивное отношение к традициям и вероисповеданию представителей различных национальных сообществ;
- осуществить воспитание толерантности и патриотизма в образовательных учреждениях, а также приобщение к занятию творчеством и повысить роль семьи в предупреждении радикализации молодого поколения;
- организовать и провести предупредительно-профилактические мероприятия по недопущению вовлечения молодёжи в экстремистскую деятельность;
- повысить роль культурно-просветительных учреждений в сохранении, развитии и воспитании уважения к культуре, истории, языку народов и этнических общностей России, мировым культурным ценностям, в формировании толерантного сознания;
- осуществить экспертно-аналитическое сопровождение регулирования этнокультурных процессов в муниципальном образовании город Ноябрьск посредством проведения социологических исследований и определить уровень толерантности жителей к представителям различных национальностей. Полученные результаты исследований будут способствовать выработке эффективных мер и принятию решений местными органами власти в сфере межнациональной политики и дальнейшему прогнозированию в урегулировании ситуации межнациональных отношений жителей города Ноябрьска;
- снизить степень распространенности негативных этнокультурных установок в обществе.
В Программе приведены индикаторы, которые в количественном выражении могут характеризовать результаты качественных изменений вследствие реализации мероприятий, проводимых на территории города и направленных на развитие партнерских отношений власти и гражданского общества, совершенствование системы профилактических мер антиэкстремистской направленности, предупреждение экстремистских и ксенофобных проявлений, укрепление и дальнейшее распространение норм и установок толерантного сознания и поведения, формирование уважительного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям. Таким образом, реализация программных мероприятий позволит:
- повысить уровень толерантности городского населения старше 30 лет к представителям различных национальностей до 52% и сохранить показатель на данном уровне;
- повысить уровень толерантности молодежи города к представителям различных национальностей до 43% и сохранить показатель на данном уровне;
- повысить уровень толерантности учащихся средних общеобразовательных школ города к представителям различных национальностей до 43% и сохранить показатель на данном уровне;
- сохранить число специалистов по работе с молодежью, принявших участие в конференциях, семинарах, круглых столах по вопросам профилактики и предупреждению экстремизма в молодежной среде ежегодно в количестве 100 человек.
Реализация Программы в силу ее специфики и ярко выраженного социально-профилактического характера окажет значительное влияние на стабильность в обществе, состояние защищенности граждан и общества от преступных посягательств, а также обеспечит дальнейшее совершенствование форм и методов организации противодействия экстремистской деятельности.
<< Приложение N 3 |
Приложение >> N 5 |
|
Содержание Постановление Администрации города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2018 г. N П-1333 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.