Решение Ноябрьского городского суда от 4 марта 2019 г. N 2а-238/2019~М-29/2019
Информация по делу
город Ноябрьск ЯНАО 4 марта 2019 года
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Габовой Т.Н.,
с участием помощника прокурора города Ноябрьска Ивановой В.В.,
при секретаре судебного заседания Гончаренко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-238-2019 по административному исковому заявлению Трусова ФИО45, Ефименко ФИО46, Литвин ФИО47, Процун ФИО48, Панасенко ФИО49, Холодного ФИО50, Ибадова ФИО51 Ибадова Суратуллы ФИО52, Мисюркеева ФИО53, Ларина ФИО54, Трашкова ФИО55, Михайлова ФИО56, Киреевой ФИО57, Гусева ФИО58, Видман ФИО59, Ринг ФИО60, Годова ФИО61, Исянова ФИО62, Рахимзянова ФИО63, Волкова ФИО64, Кудрик ФИО65, Суховеева ФИО66, Макарова ФИО67, Наговицыной ФИО68, Лаптевой ФИО69, Гудумак ФИО70, Ереминой ФИО71, Липнягова ФИО72, Рябушко ФИО73, Попа ФИО74 к Администрации города Ноябрьска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о признании Положения по освобождению земельных участков от самовольных построек и самовольно установленных движимых (временных) объектов на территории муниципального образования город Ноябрьск, утвержденного постановлением Администрации города Ноябрьска от 3 сентября 2012 года N П-1185, недействующим и требования о демонтаже движимого имущества незаконным, установил:
Административные истцы обратились в суд с административным иском к Администрации города Ноябрьска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о признании Положения по освобождению земельных участков от самовольных построек и самовольно установленных движимых (временных) объектов на территории муниципального образования город Ноябрьск, утвержденного постановлением Администрации города Ноябрьска от 3 сентября 2012 года N П-1185, недействующим и требования о демонтаже движимого имущества незаконным. В обоснование исковых требований указано, что они являются собственниками гаражей, являющихся движимым имуществом, размещенных на земельном участке в <адрес>. В ноябре 2018 года на воротах их гаражей были наклеены требования Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска, основанные на Положении по освобождению земельных участков от самовольных построек и самовольно установленных движимых (временных) объектов на территории муниципального образования город Ноябрьск, утвержденном постановлением Администрации города Ноябрьска от 3 сентября 2012 года N П-1185, о демонтаже гаражей в срок до 6 декабря 2018 года. Считают, что данный нормативно-правовой акт противоречит Конституции Российской Федерации, а именно, ее статьям 2, 15, 27, 35, 45, 46, 55, поскольку нарушает принципы равенства участников гражданских правоотношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, судебной защиты нарушенных прав.
В судебном заседании административные истцы Трусов С.А., Ефименко С.С., Мисюркеев А.Г., Ринг А.Э., Рахимзянов Р.Р., Кудрик О.М., Наговицына К.В., Еремина Т.В. административное исковое заявление поддержали, привели изложенные в нем доводы.
Остальные административные истцы участия в судебном заседании от 4 марта 2019 года не принимали, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания была размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Истцы Годов И.Г., Макаров Ю.В., Лаптева И.И., Попа А.А., Киреева Е.А., Холодный П.Д., Видман В.Л., Трашков И.В., Суховеев Б.В., Ибадов С.Г., Исянов Р.А., Процун С.А., Гусев Е.В., Ибадов Ф.С., Липнягов Д.А., Гудман Е.В., Ларин Д.А., Рябушко Т.А., Литвин В.С. и Волков Р.К. просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика - Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска, Гайдар А.А. в судебном заседании административный иск не признал, привел доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.
Представитель административного ответчика - Администрации города Ноябрьска, Каплюк Е.Г. административный иск не признала.
Выслушав административных истцов, представителей административных ответчиков, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что постановлением Администрации города Ноябрьска от 3 сентября 2012 года N П-1185 утверждено Положение по освобождению земельных участков от самовольных построек и самовольно установленных движимых (временных) объектов на территории муниципального образования город Ноябрьск (далее - Положение).
В настоящее время Положение действует в редакции постановления Администрации города Ноябрьска от 7 апреля 2014 года N П-352 "О внесении изменений в постановление Администрации города от 03.09.2012 N П-1185 "Об утверждении Положения по освобождению земельных участков от самовольных построек и самовольно установленных движимых (временных) объектов на территории муниципального образования город Ноябрьск".
Положение состоит из разделов "Общие положения, содержащего пункты 1.1 - 1.8, "Порядок выявления самовольно установленных движимых (временных) объектов", включающего пункты 2.1 - 2.3, "Освобождение земельных участков от самовольно размещенных движимых (временных) объектов (пункты 3.1 - 3.9), "Освобождение земельных участков, занятых движимыми (временными) объектами при прекращении договора аренды", "Освобождение земельных участков, занятых летними кафе" (пункты 5.1 - 5.5), "Освобождение земельных участков, занятых самовольными постройками" (пункты 6.1 - 6.4), "Заключительные положения" (пункты 7.1, 7.2).
Названный муниципальный нормативный правовой акт разработан в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 11, 60, 62, 72), градостроительного законодательства, законодательства о местном самоуправлении и другими действующими правовыми актами в целях осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Ноябрьск, регулирует вопросы выявления и сноса на территории муниципального образования город Ноябрьск самовольных построек, самовольно установленных движимых (временных) объектов, регламентирует вопросы исключительно в отношении объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ноябрьска, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (преамбула пункт 1.1), основан на принципах открытости и доступности информации, а также законности решений о демонтаже самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов.
В пунктах 1.2 - 1.3 Положения раскрываются понятия терминов, используемых в акте: самовольно установленный движимый (временный) объект, самовольная постройка.
Согласно пункту 1.7 функции по освобождению земельных участков от самовольных построек и самовольно установленных движимых (временных) объектов на территории муниципального образования город Ноябрьск осуществляет Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьска (в настоящее время - Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьск) как орган, уполномоченный на осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Ноябрьск.
Положение, в частности, содержит нормы, определяющие порядок выявления самовольно установленных движимых (временных) объектов, ведения учета этих объектов, уведомления о необходимости освобождения земельного участка, сроки для добровольного демонтажа, а также порядок и условия принудительного демонтажа.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Пунктами 3, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Аналогичные по своему содержанию нормы закреплены в пунктах 6, 7 11, 41 Устава муниципального образования город Ноябрьск утвержденного решением Городской Думы от 27 декабря 2007 года N 318-Д.
На основании части 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 1 статьи 5, пункт 2 статьи 11 этого же Кодекса).
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений (статья 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 5 Устава муниципального образования город Ноябрьск структуру органов местного самоуправления города Ноябрьска составляют: представительный орган - Городская Дума муниципального образования город Ноябрьск; глава муниципального образования - Глава города Ноябрьска; исполнительно-распорядительный орган - Администрация города Ноябрьска; контрольно-счетный орган - Счетная палата города Ноябрьска.
Согласно статье 11 Устава муниципального образования город Ноябрьск в целях решения вопрос местного значения органы местного самоуправления города Ноябрьска обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов. В систему муниципальных правовых актов входят, в частности, постановления и распоряжения Администрации города Ноябрьска.
Приведенные правовые предписания подтверждают, что управление и распоряжение земельными участками муниципального образования город Ноябрьск и земельными участками, в границах городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа находятся в ведении органов местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемый муниципальный правовой акт принят полномочным органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением порядка принятия, введения в действие.
Указанное постановление и Положение опубликованы 7 сентября 2012 года, то есть в течение 10 дней со дня подписания, в официальном печатном издании - городской общественно-политической газете "Северная вахта", номер выпуска 164 (5226). Муниципальный нормативно-правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 октября 2012 года ...
Оценивая доводы административных истцов о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, и поэтому органом местного самоуправления принято Положение, нарушающее принципы равенства участников гражданских правоотношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, судебной защиты нарушенных прав, суд приходит к следующему.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 и подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что орган местного самоуправления в целях самозащиты нарушенного права свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей своим постановлением утвердил Положение, которое предусматривает возможность демонтажа и перемещения на место хранения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, то есть движимого имущества, размещенных на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования город Ноябрьск либо на землях, расположенных на территории данного городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, или право на размещение которых на этом земельном участке прекратилось. При этом в Положении приведен примерный перечень такого имущества. Данные объекты демонтируются и перемещаются для хранения после принятия исчерпывающих мер по уведомлению правообладателя и подлежат возврату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Следовательно, в отношениях по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город Ноябрьск, и земельными участками, расположенными на территории данного городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления выступают от имени собственника соответствующего недвижимого имущества на равных началах с иными участниками этих правоотношений.
Использование названных земельных участков для незаконного размещения нестационарных объектов, без оформленных в установленном порядке уполномоченными органами документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка) может быть расценено как нарушение прав муниципального образования город Ноябрьск на соответствующие земельные участки.
Таким образом, муниципальное образование город Ноябрьск как субъект гражданских прав вправе осуществлять их защиту путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также самозащиту гражданских прав во внесудебном порядке.
Довод административного истца о том, что оспариваемым актом во внесудебном порядке ограничивается право собственности и иные имущественные права граждан, является несостоятельным.
Оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт регулирует не гражданские правоотношения, а регламентирует действия уполномоченных органов местного самоуправления по реализации публичных полномочий по управлению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город Ноябрьск и земельными участками, в границах названного городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, по осуществлению муниципального земельного контроля.
При этом в Положении соблюден принцип соразмерности способов самозащиты нарушенного права собственности муниципального образования, установленный статьями 12 и 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку предусмотренное в нем правовое регулирование не лишает собственника движимого имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, а также права на судебную защиту.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания Положения недействующим.
Учитывая изложенное выше, отсутствие у административных истцов документов, являющихся основанием для использования земельного участка, требование Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о демонтаже движимого имущества, выявленного в ходе планового (рейдового) осмотра и обследования земельных участков (акт от 30 марта 2018 года с фототаблицей), основанное на оспариваемом Положении, является законным. Нарушений прав, свобод и законных интересов административных истцов судом не установлено, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска и в данной части.
Согласно статье 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Срок для обращения в суд с данными требованиями административными истцами не пропущен, как следует из текста искового заявления и пояснений истцов в судебном заседании о нарушении их прав им стало известно в ноябре 2018 года, когда на гаражах они обнаружили расклеенные Департаментом имущественных отношений Администрации города Ноябрьска требования о демонтаже объектов движимого имущества. При этом в материалах дела отсутствуют достоверные сведения о том, что истцам стало известно о нарушении их прав ранее ноября 2018 года.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании - городской общественно-политической газете "Северная вахта" (статья 215 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 227 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления Трусова ФИО75, Ефименко ФИО76, Литвин ФИО77, Процун ФИО78, Панасенко ФИО79, Холодного ФИО80, Ибадова ФИО81, Ибадова ФИО82, Мисюркеева ФИО83, Ларина ФИО84, Трашкова ФИО85, Михайлова ФИО86, Киреевой ФИО87, Гусева ФИО88, Видман ФИО89, Ринг ФИО90, Годова ФИО91, Исянова ФИО92, Рахимзянова ФИО93, Волкова ФИО94, Кудрик ФИО95, Суховеева ФИО96, Макарова ФИО97, Наговицыной ФИО98, Лаптевой ФИО99, Гудумак ФИО100, Ереминой ФИО101, Липнягова ФИО102, Рябушко ФИО103, Попа ФИО104 к Администрации города Ноябрьска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о признании Положения по освобождению земельных участков от самовольных построек и самовольно установленных движимых (временных) объектов на территории муниципального образования город Ноябрьск, утвержденного постановлением Администрации города Ноябрьска от 3 сентября 2012 года N П-1185, недействующим и требования о демонтаже движимого имущества незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: |
Т.Н. Габова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ноябрьского городского суда от 4 марта 2019 г. N 2а-238/2019~М-29/2019
Текст решения опубликован не был