Постановление Уставного суда Свердловской области от 30 июня 2016 г.
по делу о соответствии Уставу Свердловской области Постановления Администрации Асбестовского городского округа от 8 октября 2014 года N 706-ПА "О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в связи с запросом граждан К.Ю. Линич и Н.В. Крыловой
город Екатеринбург 30 июня 2016 года
Уставный Суд Свердловской области в составе председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей А.О. Казанцева, Н.Г. Крисько, Р.С. Тараборина,
с участием граждан К.Ю. Линич и Н.В. Крыловой, обратившихся в Уставный Суд Свердловской области, а так же представителей Администрации Асбестовского городского округа - О.В. Кабанова и А.В. Бубнова;
руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 73, 83 - 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области Постановления Администрации Асбестовского городского округа от 8 октября 2014 года N 706-ПА "О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос граждан К.Ю. Линич и Н.В. Крыловой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Свердловской области оспариваемый в запросе акт.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Г. Крисько, объяснения заявителей и представителей органа, принявшего оспариваемый акт, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области
установил:
1. Постановление Администрации Асбестовского городского округа от 8 октября 2014 года N 706-ПА "О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (далее - Постановление N 706-ПА) определяет способ формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора - Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах города Асбеста, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный способ не был ими реализован в срок, установленный статьей 14 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области N 127-ОЗ). Граждане Линич Капитолина Юрьевна и Крылова Наталья Владимировна являются такими собственниками помещений в многоквартирных домах города Асбеста.
По мнению заявителей, органы местного самоуправления не исполнили свою обязанность по организации общих собраний собственников помещений в каждом многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, чем нарушили нормативно установленную процедуру принятия нормативного правового акта. Кроме того, заявители считают, что оспариваемый акт нарушает их права как жителей города Асбеста, так как принят без учета мнения населения и с нарушением срока официального опубликования, что противоречит конституционному принципу законности в деятельности органов местного самоуправления и статьям 2, 86 и 87 Устава Свердловской области.
Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу является Постановление Администрации Асбестовского городского округа от 8 октября 2014 года N 706-ПА "О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" по порядку принятия и опубликования.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), призвана гарантировать реализацию права каждого на жилище (часть 1 статьи 40).
Конституция Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, закрепляет корреспондирующую ему обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для осуществления данного права (часть 2 статьи 40), что предполагает, в частности, правовое регулирование порядка организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Исходя из того, что Конституция Российской Федерации относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72), такое правовое регулирование осуществляется как на федеральном уровне - Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, так и на региональном уровне - законами субъектов Российской Федерации. В силу статьи 12 и части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации соответствующие нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления в данной сфере, могут приниматься и на муниципальном уровне.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право собственности в пределах, определенных статьей 35 Конституции Российской Федерации, предполагает несение бремени по содержанию имущества, в том числе с учетом его особенностей (Постановления от 31 мая 2005 года N 6-П, от 22 апреля 2011 года N 5-П и др.).
Несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме является обязанностью. Вследствие высокой стоимости работ капитальный ремонт таких домов исключительно силами самих собственников в большинстве случаев практически невозможен. Это обуславливает необходимость введения правовых механизмов, обеспечивающих накопление и привлечение необходимых и достаточных для такого ремонта объемов денежных средств (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-П).
Таким правовым механизмом является формирование и функционирование в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, который аккумулируется за счет обязательной уплаты собственниками ежемесячных взносов либо на специальном счете, либо на счете регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона Свердловской области N 127-ОЗ Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП была утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.
Согласно статье 14 Закона Свердловской области N 127-ОЗ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Не позднее, чем за месяц до окончания такого срока, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее (часть 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации Закон Свердловской области N 127-ОЗ в качестве полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определил, что органы местного самоуправления созывают в срок, установленный федеральным законом, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее в соответствии с федеральным законом (пункт 2 часть 1 статьи 6) и принимают решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете, счетах регионального оператора в случаях, установленных федеральным законом (пункт 3 часть 1 статьи 6).
Следовательно, законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области установлено требование, обращенное к органам местного самоуправления, о созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме при решении вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации данное требование подразумевает возложение на орган местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также по оказанию помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации (Постановление от 12 апреля 2016 года N 10-П). В ходе судебного заседания установлено, что Администрация Асбестовского городского округа данную обязанность выполняла посредством представления информации на своем официальном сайте; размещения соответствующих сведений в средствах массовой информации; проведения встреч граждан и представителей управляющих компаний с руководителями уполномоченных органов власти; распространения информационно-разъяснительных материалов среди собственников помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, оспариваемый акт был принят в целях реализации федерального и областного законодательства для формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органом местного самоуправления в установленном порядке.
3. Постановление Администрации Асбестовского городского округа от 8 октября 2014 года N 706-ПА "О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" затрагивает права и свободы граждан, являющихся собственниками помещений в многоквартирных домах и не выбравших способ формирования фонда капитального ремонта, или если выбранный способ не был ими реализован в срок, установленный статьей 14 Закона Свердловской области N 127-ОЗ. В соответствии с пунктом 3 оспариваемого Постановления оно было обнародовано на официальном сайте Администрации Асбестовского городского округа в сети Интернет.
Согласно статье 55 Устава Асбестовского городского округа муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), которым является публикация их полного текста в газете "Асбестовский рабочий" в десятидневный срок со дня их подписания главой Асбестовского городского округа (пункты 2 и 6 Постановления Главы Асбестовского городского округа от 16 августа 2010 года N 291-ПГ "О Порядке опубликования муниципальных правовых актов Асбестовского городского округа").
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области N 2 - 986/2015 от 4 сентября 2015 года установлено, что Постановление N 706-ПА впервые было опубликовано в газете "Асбестовский рабочий" от 2 июля 2015 года N 84 - 84 (13432 - 13433), то есть со значительным нарушением десятидневного срока, что привело к нарушению прав граждан.
Как неоднократно указывал Уставный Суд Свердловской области, неопубликование нормативного правового акта, затрагивающего права и обязанности граждан, противоречит нормам федерального и областного законодательства, является нарушением принципов законности и гласности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных правовых актах (Постановления от 5 октября 1999 года, от 30 декабря 1999 года, от 13 мая 2003 года и другие).
Однако на момент рассмотрения дела Уставным Судом Свердловской области оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован, является действующим и применяется, следовательно, по данному основанию не противоречит статьям 2, 86 и 87 Устава Свердловской области.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 70, 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд Свердловской области
постановил:
1. Признать Постановление Администрации Асбестовского городского округа от 8 октября 2014 года N 706-ПА "О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" соответствующим Уставу Свердловской области.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Вестнике Уставного Суда Свердловской области" и в газете "Асбестовский рабочий".
|
Уставный Суд Свердловской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Свердловской области от 30 июня 2016 г.
Настоящее постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 2 июля 2016 г. N 118 (7927); на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 2 июля 2016 г.