Решение Свердловского областного суда
от 24 мая 2016 г. N 3а-229/2016
Именем Российской Федерации
24 мая 2016 года г. Екатеринбург
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шумкова Е.С.
при секретаре Четиной Е.А.
с участием:
прокурора Куриловича И.А.,
представителя Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы - Александрова В.В.,
представителя Екатеринбургской городской Думы - Любезновой Ю.А.,
представителей Администрации города Екатеринбурга Кислых А.В., Нестерова Е.Н., Дорноступ А.И.,
представителей Главы Администрации города Екатеринбурга Кислых А.В., Дорноступ А.И.,
представителей Правительства Свердловской области Логиновой М.В., Мироновой Т.В., Кострицкого С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы, Екатеринбургской городской Думы, Главы Администрации города Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга о признании недействующими 2, 3, 4, 7, 9, 10, 11 абзацев подпункта 12 и 4 абзаца подпункта 13 пункта 7 Положения о Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 05 сентября 2012 года N 963-ПП "Об утверждении положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области" (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 04 марта 2016 года N 153-ПП),
установил:
Положение о Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства Свердловской области от 05 сентября 2012 года N 963-ПП "Об утверждении положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области" (подпункт 1 пункта 2) (л.д. 48 - 68).
В настоящее время Положение действует в редакции постановления Правительства Свердловской области от 04 марта 2016 года N 153-ПП (далее - Постановление N 153-ПП) (л.д. 69 - 74).
Подпунктом 12 пункта 6 Положения предусмотрено, что в сфере градостроительной деятельности Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Минстрой Свердловской области) осуществляет полномочие по утверждению правил землепользования и застройки муниципального образования "город Екатеринбург", включая подготовку проекта таких правил, внесение изменений в эти правила и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого полномочия (л.д. 15).
В подпункте 12 пункта 7 Положения (в редакции Постановления N 153-ПП) изложены следующие функции Минстроя Свердловской области в целях реализации вышеуказанного полномочия:
устанавливает требования к составу и порядку деятельности Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципального образования "город Екатеринбург" (абзац 2);
принимает решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования "город Екатеринбург", одновременно утверждает состав и порядок деятельности Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки (далее - Комиссия) (абзац 3);
организует работу Комиссии (абзац 4);
принимает решение о проведении публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки муниципального образования "город Екатеринбург"; организует и проводит публичные слушания в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Порядком проведения публичных слушаний, утвержденным приказом Министерства (абзац 7);
принимает решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования "город Екатеринбург" или об отклонении предложения о внесении изменений в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (абзац 9);
принимает решение о проведении публичных слушаний по вопросам о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, организует и проводит публичные слушания в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Порядком проведения публичных слушаний, утвержденным приказом Министерства (абзац 10);
издает приказ о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (абзац 11) (л.д. 19 - 20).
Согласно подпункту 13 пункта 6 Положения Минстрой Свердловской области осуществляет полномочие по утверждению подготовленной на основе документов территориального планирования муниципального образования "город Екатеринбург" документации по планировке территории муниципального образования "город Екатеринбург", включая обеспечение подготовки документации по планировке территории муниципального образования "город Екатеринбург", подготовку и утверждение градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", на основании заявлений физических или юридических лиц о выдаче таких градостроительных планов (за исключением градостроительных планов земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства) и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого полномочия (л.д. 15 - 16).
В целях исполнения этого полномочия, абзацем 4 подпункта 13 пункта 7 Положения (в редакции Постановления N 153-ПП) Минстрою Свердловской области предоставлены права на принятие решения о назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории муниципального образования "город Екатеринбург", организацию и проведение публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Порядком проведения публичных слушаний, утвержденным приказом Министерства (л.д. 19 - 20).
Постановление Правительства Свердловской области от 05 сентября 2012 года N 963-ПП официально опубликовано в средстве массовой информации - "Областная газета" 14 сентября 2012 года N 364-365 (л.д. 47) и вступило в действие с 22 сентября 2012 года (пункт 1 статьи 94 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области").
Постановление Правительства Свердловской области от 04 марта 2016 года N 153-ПП официально опубликовано 10 марта 2016 года на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) N 7463 (л.д. 47) и вступило в действие с 11 марта 2016 года (пункт 3 постановления).
Глава Екатеринбурга - Председатель Екатеринбургской городской Думы, Екатеринбургская городская Дума, Глава Администрации города Екатеринбурга, Администрация города Екатеринбурга обратились в суд с заявлением о признании недействующими 2, 3, 4, 7, 9, 10, 11 абзацев подпункта 12 и 4 абзаца подпункта 13 пункта 7 Положения, полагая, что они противоречат части 1.2 статьи 17, части 4 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), частям 5, 6, 11 и 12 статьи 31, частям 2, 9 статьи 39, частям 4 и 6 статьи 40, части 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушают компетенцию органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и их должностных лиц по решению вопросов местного значения, создают препятствия для эффективного исполнения ими своих полномочий (л.д. 3 - 7).
В обоснование указали, что часть 4 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ, статьи 31, 39, 40, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают установление порядка организации и проведения публичных слушаний только уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Полномочие по изданию муниципальных нормативных правовых актов в силу абзаца 2 части 1.2 и пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ является исключительным полномочием органов местного самоуправления и не может быть перераспределено в пользу органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Свердловской области от 12 октября 2015 года N 111-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области N 111-ОЗ) не было осуществлено перераспределения полномочий по принятию решений о назначении публичных слушаний, а также по изданию правовых актов, которыми бы устанавливался порядок их организации и проведения. Этот закон также не регулирует и отношения по поводу проведения публичных слушаний. В связи с этим административные истцы полагали противоречащими вышеназванным положениям федерального законодательства абзацы 7, 10 подпункта 12 пункта 7 и абзац 4 подпункта 13 пункта 7 Положения, допускающих установление Минстроем Свердловской области порядка проведения публичных слушаний, принятие им решений о проведении публичных слушаний.
Полномочия по принятию решений о подготовке проекта правил землепользования и застройки, по формированию комиссии по разработке проекта правил землепользования и застройки и установлению порядка ее деятельности Градостроительным кодексом Российской Федерации отнесены к исключительным полномочиям не органа местного самоуправления, а должностного лица органа местного самоуправления - главы местной администрации. В связи с чем, возложение на Минстрой Свердловской области этих полномочий абзацами 2, 3, 4, 9 подпункта 12 пункта 7 Положения считают противоречащим статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Аналогичным образом полномочие по принятию решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, а также о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в силу части 9 статьи 39 и части 6 статьи 40 вышеназванного Кодекса являются исключительными полномочиями главы местной администрации, а не органа местного самоуправления. Соответственно, эти полномочия не могут быть перераспределены в пользу органов государственной власти Свердловской области, а абзац 11 подпункта 12 пункта 7 Положения противоречит указанным нормам Кодекса.
В судебном заседании представители административных истцов требования поддержали. Представитель Главы Администрации города Екатеринбурга и Администрации города Екатеринбурга Кислых А.В. дополнительно пояснил, что, по его мнению, о незаконности вышеназванных норм Положения свидетельствует также и тот факт, что 4 марта 2016 года не проводилось заседания Правительства Свердловской области, соответственно Постановление Правительства Свердловской области от 04 марта 2016 года N 153-ПП, которым в Положение введены оспариваемые нормы, не могло быть принято в эту дату.
Представители Правительства Свердловской области требования не признали. Суду пояснили, что Положение соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу. Его оспариваемые нормы основаны на требованиях Закона Свердловской области N 111-ОЗ. 04 марта 2016 года действительно не было заседания Правительства Свердловской области, однако постановление Правительства Свердловской области N 153-ПП, установившее оспариваемые нормы Положения, было принято на заседании Правительства, имевшем место 01 марта 2016 года, а дата этого постановления - 04 марта 2016 года соответствует дате регистрации постановления, что не противоречит действующему законодательству.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, суд приходит к следующему.
В силу пунктов "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам (часть 5).
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (часть 3).
К градостроительным отношениям, в силу статьи 4 названного Кодекса применяется законодательство, находящееся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Названные положения Конституции Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяют утверждать, что градостроительное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. (Аналогичная позиция приведена в абзаце 4 пункта 2.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 931-О-О).
Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения (абзац 2 пункта 1 статьи 3).
В то же время названный Федеральный закон в пункте 2 статьи 3 устанавливает право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом. По вопросам, находящимся в полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, эти органы вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, о чем указано в пункте 3.1 статьи 26.3 этого Федерального закона.
Муниципальное образование "город Екатеринбург" располагается на территории Свердловской области и имеет статус городского округа (статья 1, пункты 1 и 2 статьи 2 Устава муниципального образования "город Екатеринбург"). Полномочия органов местного самоуправления этого муниципального образования в области градостроительной деятельности изложены в части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К ним, в частности, относятся:
- утверждение правил землепользования и застройки городского округа (пункт 3);
- подготовка на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории (пункт 4).
Законом Свердловской области N 111-ОЗ, вступившим в действие с 01 января 2016 года в соответствии со статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществлено перераспределение вышеназванных полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области. С 01 января 2016 года Правительство Свердловской области и определенный им областной исполнительный орган государственной власти Свердловской области за счет средств бюджета Свердловской области (пункты 1, 2 статьи 3 названного закона) осуществляют следующие полномочия, находившиеся ранее в ведении органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург":
- утверждение правил землепользования и застройки муниципального образования "город Екатеринбург", включая подготовку проекта таких правил, внесение изменений в эти правила и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого полномочия (подпункт 3 части 1 статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ);
- утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования муниципального образования "город Екатеринбург" документации по планировке территории муниципального образования "город Екатеринбург", включая обеспечение подготовки документации по планировке территории муниципального образования "город Екатеринбург", подготовку и утверждение градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", на основании заявлений физических или юридических лиц о выдаче таких градостроительных планов (за исключением градостроительных планов земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства) и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого полномочия (подпункт 4 части 1 статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ).
Согласно пункту 8 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городского округа являются документом градостроительного зонирования такого муниципального образования. Вопросам градостроительного зонирования посвящена глава 4 названного Кодекса, в которой более подробно раскрывается состав названных правил (статья 30), регламентирован порядок подготовки проекта таких правил, их принятия и внесения в них изменений (статьи 31 - 33), установлены процедуры предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (статья 39), разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (статья 40), урегулированы иные правоотношения.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки (пункт 3 части 2, часть 6 статьи 30, статьи 36 - 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Названный Кодекс, перечисляя в части 3 статьи 8 полномочия органов местного самоуправления городских округов, не выделяет в качестве самостоятельных полномочий этих органов: разработку проекта правил землепользования и застройки, внесение изменений в такие правила, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Поэтому, проанализировав содержание пункта 8 статьи 9, части 3 статьи 8, главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд находит, что вышеперечисленные действия являются составной частью такого полномочия органов местного самоуправления городского округа, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 8 указанного Кодекса, как утверждение правил землепользования и застройки городского округа.
Осуществление Законом Свердловской области N 111-ОЗ перераспределения вышеназванных полномочий означает изменение субъектного состава органов, выполняющих эти полномочия. В результате перераспределения, компетенция по осуществлению перераспределенных полномочий перешла от органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" к Правительству Свердловской области и определенному им областному исполнительному органу государственной власти Свердловской области. Последние, таким образом, правомочны совершать весь комплекс действий (процедур), входящих в перераспределенные полномочия.
Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области, свои полномочия реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области; статьи 1, 22 Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области").
Минстрой Свердловской области является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области (подпункт 3 пункта 1 статьи 2 Закона Свердловской области от 24 декабря 1996 года N 58-ОЗ "Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области"; пункт 14 Приложения, утвержденного пунктом 3 Указа Губернатора Свердловской области от 22 июня 2012 года N 427-УГ "О Правительстве Свердловской области и исполнительных органах государственной власти Свердловской области"; пункт 1 Положения).
Подпунктами 12, 13 пункта 6 Положения (в редакции Постановления N 153-ПП) Правительство Свердловской области в соответствии с предписаниями пункта 1 статьи 3 Закона Свердловской области N 111-ОЗ определило Минстрой Свердловской области в качестве областного исполнительного органа государственной власти Свердловской области, исполняющего вышеназванные полномочия в сфере градостроительной деятельности, перечисленные в подпунктах 3 и 4 части 1 статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ.
Оспариваемые административными истцами нормы Положения приняты Правительством Свердловской области в целях реализации указанных полномочий, что следует из текстов абзаца 1 подпункта 12 пункта 7 и абзаца 1 подпункта 13 пункта 7 Положения (л.д. 19 - 20).
Проект Постановления N 153-ПП, которым в Положение включены оспариваемые правовые нормы, рассматривался на заседании Правительства Свердловской области, состоявшемся 01 марта 2016 года. Постановление принято большинством голосов (19 голосов за принятие) от установленной численности членов Правительства Свердловской области (л.д. 111 - 113), подписано Председателем Правительства Свердловской области (л.д. 69 - 74), как и это предусмотрено пунктом 2 статьи 92 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" и пунктом 14 Регламента Правительства Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30 июня 2015 года N 555-ПП, регламентирующих процедуру принятия Правительством Свердловской области нормативных правовых актов в форме постановлений. Численность членов Правительства Свердловской области установлена Указом Губернатора Свердловской области от 22 июня 2012 года N 427-УГ "О Правительстве Свердловской области и исполнительных органах государственной власти Свердловской области", на день принятия указанного постановления Правительство было сформировано из 21 члена.
Как уже указано выше, Постановление N 153-ПП опубликовано с соблюдением требований статьи 93 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области".
Оценивая изложенное, суд находит, что оспариваемые нормы Положения приняты Правительством Свердловской области в пределах его полномочий, установленных Законом Свердловской области N 111-ОЗ, в той форме, в которой Правительство Свердловской области вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением установленной законодательством процедуры принятия и надлежащим образом опубликовано.
В тексте Постановления N 153-ПП указана не дата его принятия на заседании Правительства Свердловской области (01 марта 2016 года), а, как следует из объяснений представителей Правительства Свердловской области, дата его регистрации Управлением выпуска правовых актов (04 марта 2016 года).
Однако такое несоответствие дат не свидетельствует о нарушении процедуры принятия нормативного правового акта, установленной вышеназванным законодательством, и вопреки мнению представителя Администрации города Екатеринбурга и Главы Администрации города Екатеринбурга, не может являться основанием для признания недействующим оспариваемых норм Положения.
Проверяя оспариваемые нормы Положения на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Процедуры разработки проекта правил землепользования и застройки, проекта о внесении в них изменения, процедуры принятия решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя проведение публичных слушаний, о чем указано в частях 10 - 14 статьи 31, частях 3 - 8 статьи 39, части 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации. На публичных слушаниях в соответствии с частями 5 - 11 статьи 46 названного Кодекса подлежат обсуждению также проекты планировки и проекты межевания территории городского округа. Аналогичные требования предусмотрены пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ.
Подготовка проекта вышеназванных правил и проекта о внесении в них изменения предусматривают совершение главой муниципального образования или главой местной администрации ряда действий: принятие решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, принятие решения о проведении публичных слушаний по такому проекту (части 5, 6, 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации); принятие решения о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила (часть 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Указанный кодекс также устанавливает, что решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения, решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения принимает глава местной администрации (часть 9 статьи 39, часть 6 статьи 40).
Все вышеперечисленные действия входят в состав полномочий, перераспределенных в пользу органов государственной власти Свердловской области пунктами 3 и 4 части 1 статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ. Поскольку их выполнение предусмотрено федеральным законодательством, то эти действия должны совершаться и в случае перераспределения полномочий.
Действующее законодательство не предусматривает никаких особенностей совершений вышеперечисленных действий в случае перераспределения полномочий, в состав которых они входят, как не называет оно тот орган или должностное лицо, которые вправе совершать эти действия в случае перераспределения полномочий.
Однако, как уже указано выше, очевидно, что в результате перераспределения полномочий Законом Свердловской области N 111-ОЗ, все указанные действия должны совершать именно органы государственной власти Свердловской области. Поэтому Правительство Свердловской области, руководствуясь нормами статей 2 и 3 этого закона Свердловской области, правомерно поручило выполнение этих действий Минстрою Свердловской области подпунктами 12, 13 пункта 6 Положения и оспариваемыми нормами пункта 7 Положения (в редакции Постановления N 153-ПП).
Право Правительства Свердловской области на осуществление такого правового регулирования вытекает не только из названного закона Свердловской области, но из требований пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ, допускающего принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии федеральных норм, регулирующих эти правоотношения. Кроме того, указанные полномочия в результате перераспределения, стали полномочиями органов государственной власти Свердловской области, то есть получили такой же правовой статус, что и полномочия, перечисленные в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ. Следовательно, право на указанное правовое урегулирование этих полномочий и входящих в них действий также вытекает из пункта 3.1 статьи 26.3 названного Федерального закона.
Федеральным законодательством предусмотрено проведение публичных слушаний органами местного самоуправления по вопросам местного значения. В связи с этим порядок их проведения и подлежит установлению муниципальными нормативными правовыми актами.
Однако действующее законодательство не регламентирует проведение публичных слушаний органами государственной власти субъекта Российской Федерации в случае необходимости их проведения в ходе исполнения перераспределенных полномочий. Отсутствие такого регулирования на федеральном уровне в силу пункта 2 статьи 3, пункта 3.1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, Закона Свердловской области N 111-ОЗ дает право органам государственной власти Свердловской области (Правительству Свердловской области) осуществить собственное правовое регулирование по этому вопросу в целях осуществления перераспределенных полномочий.
Изложенное указывает на правомерность предоставления Минстрою Свердловской области права на утверждение нормативного правового акта, устанавливающего порядок проведения публичных слушаний по вопросам, составляющим перераспределенные полномочия (оспариваемые абзацы 7, 10 подпункта 12 пункта 7 Положения).
Такой нормативный правовой акт не подпадает под признаки, предусмотренные частью 1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ, соответственно, он не будет являться муниципальным правовым актом. Этот акт, как следует из вышеперечисленных норм Положения, подлежит применению исключительно в целях реализации перераспределенных полномочий.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами административных истцов о том, что оспариваемые нормы Положения допускают неправомерное вмешательство в полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" по принятию муниципальных правовых актов.
Глава муниципального образования, глава местной администрации, осуществляя вышеназванные действия, предусмотренные статьями 31 - 33, 39, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реализуют полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные статьей 8 названного Кодекса. Законом Свердловской области N 111-ОЗ в пользу органов государственной власти Свердловской области перераспределены полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург", названные в пунктах 3 и 4 части 3 статьи 8 указанного Кодекса, вследствие чего этим органам были переданы и правомочия по осуществлению указанных действий. При этом исходя из содержания статей 8 и 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации региональному законодателю не требовалось детально конкретизировать все действия, передаваемые в рамках перераспределенных полномочий, а достаточно было только перечислись такие полномочия, что и сделано в указанном законе Свердловской области.
При таких обстоятельствах доводы административных истцов о том, что Законом Свердловской области N 111-ОЗ в компетенцию органов государственной власти Свердловской области не было передано право на осуществление вышеназванных действий, совершение которых статьями 31 - 33, 39, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено за главой муниципального образования и главой местной администрации, суд находит не состоятельными, поскольку они оснований на неправильном толковании закона.
Тот факт, что совершение этих действий в Уставе муниципального образования "город Екатеринбург" закреплено за главой Администрации города Екатеринбурга не свидетельствуют о противоречии оспариваемых норм Положения какому-либо законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку Устав муниципального образования в названной части не является правовым актом, имеющим большую юридическую силу по сравнению с Положением.
Таким образом, оспариваемую часть Положения суд находит соответствующей законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то суд в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы, Екатеринбургской городской Думы, Главы Администрации города Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга о признании недействующими 2, 3, 4, 7, 9, 10, 11 абзацев подпункта 12 и 4 абзаца подпункта 13 пункта 7 Положения о Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 05 сентября 2012 года N 963-ПП "Об утверждении положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области" (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 04 марта 2016 года N 153-ПП).
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Судья |
Шумков Е.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 24 мая 2016 г. N 3а-229/2016
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)