Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 11. Кадровые ресурсы
Одним из наиболее значимых ресурсов системы образования являются педагогические и руководящие работники. Уровень их образования, квалификации, профессионализма во многом определяет качество образования в Свердловской области. На 31 декабря 2015 года в системе образования Свердловской области работало 65 572 руководящих и педагогических работника (таблица 125).
Таблица 125
Численность педагогических работников системы образования Свердловской области
|
|
(человек) |
N строки |
Организации, осуществляющие образовательную деятельность |
Всего педагогических работников |
1. |
ДОО |
22 725 |
2. |
Общеобразовательные организации |
30 327 |
3. |
Организации дополнительного образования детей |
3898 |
4. |
Образовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы |
2617 |
5. |
Образовательные организации для детей, нуждающихся в длительном лечении |
87 |
6. |
Вечерние (сменные) общеобразовательные организации (муниципальные образовательные организации) |
61 |
7. |
Вечерние (сменные) общеобразовательные организации, подведомственные Министерству образования |
158 |
8. |
Детские дома-школы, подведомственные Министерству образования |
152 |
9. |
Организации дополнительного образования детей, подведомственные Министерству образования |
182 |
10. |
Общеобразовательные организации, подведомственные Министерству образования |
324 |
11. |
Профессиональные образовательные организации |
5041 |
12. |
Итого |
65 572 |
Таблица 126
Характеристика кадрового состава дневных общеобразовательных организаций
|
|
|
|
(человек, процентов) |
||
N строки |
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Общая численность работников |
54 953 |
54 349 |
53 681 |
54 177 |
54 551 |
2. |
Количество вакансий |
642 |
597 |
676 |
619 |
494 |
3. |
Из общей численности работников - педагогических работников |
31 543 |
31 818 |
31 641 |
32 128 |
32 496 |
4. |
Доля педагогических работников от общей численности работников |
57,4 |
58,54 |
58,94 |
59,3 |
59,57 |
5. |
Из общей численности работников - учителей |
28 194 |
28 505 |
28 263 |
28 422 |
28 663 |
6. |
Доля учителей от общей численности работников |
51,3 |
52,45 |
52,65 |
52,46 |
52,54 |
7. |
Обеспеченность учителями |
98,9 |
99,04 |
98,91 |
98,84 |
99,01 |
8. |
Численность учителей с высшей и первой квалификационными категориями |
21 125 |
21 150 |
21 230 |
22 601 |
21 524 |
9. |
их доля от общей численности учителей |
74,93 |
74,2 |
75,12 |
79,52 |
75,1 |
10. |
Численность учителей с высшим и средним (профессиональным) педагогическим образованием |
26 178 |
26 564 |
26 289 |
26 481 |
26 800 |
11. |
их доля от общей численности учителей |
92,85 |
93,2 |
93,02 |
93,17 |
93,5 |
12. |
Численность учителей со стажем работы от 10 лет |
22 969 |
22 994 |
22 725 |
22 597 |
22 520 |
13. |
их доля от общей численности учителей |
81,47 |
80,67 |
80,41 |
79,5 |
78,57 |
14. |
Численность учителей в возрасте до 35 лет |
6163 |
6350 |
6373 |
6466 |
6669 |
15. |
их доля от общей численности учителей |
21,86 |
22,28 |
22,55 |
22,75 |
23,27 |
16. |
Численность учителей пенсионного возраста |
5884 |
6263 |
6323 |
6370 |
6783 |
17. |
их доля от общей численности учителей |
20,87 |
21,97 |
22,37 |
22,41 |
23,66 |
18. |
Численность женщин |
25 675 |
25 686 |
25 509 |
25 646 |
25 814 |
19. |
их доля от общей численности учителей |
91,07 |
90,11 |
90,26 |
90,23 |
90,06 |
Численность работников общеобразовательных организаций в 2015/2016 учебном году по сравнению с 2014/2015 учебным годом увеличилась на 241 человека, или на 0,8 процента. Увеличение численности работников обусловлено, во-первых, увеличением контингента обучающихся, во-вторых, созданием дошкольных групп при школах. При этом увеличение численности работников происходит за счет увеличения доли педагогических работников.
Доля учителей в общей численности работников с 2012 года сохраняется на уровне 52,5 процента.
На диаграмме 18 показана динамика численности учителей за период с 2011 по 2015 год.
Диаграмма 18
Динамика численности учителей за период с 2011 по 2015 год
Доля учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций в целом по Свердловской области составляет 23,18 процента (приложение N 12 к настоящему докладу). Доля педагогов в возрасте до 35 лет в общей численности педагогов в системе дополнительного образования детей составляет 32,33 процента.
Диаграмма 19
Численность обучающихся, приходящихся на одного работника, учителя в общеобразовательных организациях
Таблица 127
Численность обучающихся, приходящихся на одного работника/учителя в общеобразовательных организациях
|
|
|
|
(человек, процентов) |
||
N строки |
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1. |
Численность обучающихся |
408 571 |
413 037 |
417 828 |
428 299 |
443 761 |
2. |
Численность работников |
54 953 |
54 349 |
53 681 |
54 177 |
54 551 |
3. |
Численность обучающихся, приходящихся на 1 работника |
7,43 |
7,60 |
7,78 |
7,9 |
8,13 |
4. |
Численность учителей |
28 194 |
28 505 |
28 263 |
28 422 |
28 663 |
5. |
Численность обучающихся, приходящихся на 1 учителя |
14,49 |
14,49 |
14,78 |
15,07 |
15,48 |
В 2015 году уделялось особое внимание совершенствованию системы аттестации педагогических работников системы образования.
Аттестация педагогических кадров, с одной стороны, является важным средством реализации кадровой политики управления системой образования, а также качеством образования. С другой стороны, аттестацию рассматривают как процесс стимулирования работников к эффективной профессиональной деятельности, как механизм совершенствования педагогических кадров, их квалификации, профессионально-педагогической компетентности, социального и профессионального статуса.
Основной целью рабочих групп Аттестационной комиссии Министерства образования в 2015 году было обеспечение организационно-содержательных, экспертных и информационно-аналитических условий для организации и осуществления экспертизы результатов профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
обеспечение единых подходов к экспертизе результатов профессиональной педагогической деятельности в межаттестационный период;
соблюдение порядка аттестации, прав аттестующихся педагогических работников;
организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам аттестации педагогических кадров;
анализ результатов аттестации педагогических работников образовательных организаций.
Особое внимание в 2015 году уделялось вопросам применения автоматизированного сервиса "Аттестация" комплексной автоматизированной информационной системы ГАОУ ДПО СО "ИРО" (далее - КАИС ИРО) при организации аттестационных процессов. По состоянию на 01 января 2016 года 100 процентов образовательных организаций получили доступ к сервису "Аттестация" КАИС ИРО: пароли, коды доступа и инструкции пользователей в КАИС ИРО были получены 3947 образовательными организациями Свердловской области, что на 23,7 процента больше, чем в 2014 году.
Число зарегистрированных в КАИС ИРО на 01 января 2016 года педагогических работников образовательных организаций составляет 95 тыс. человек, что на 27,6 процента больше аналогичного показателя 2015 года.
В 2015 аттестационном году на 129 процентов возросло количество проведенных процедур экспертизы результатов профессиональной педагогической деятельности в автоматизированном режиме: в 2014 году - 7273 процедуры, в 2015 году - 16 663 процедуры (таблица 128).
Таблица 128
Количество процедур экспертизы результатов профессиональной педагогической деятельности, проведенных в режиме КАИС ИРО в 2015 году
|
|
|
|
(человек) |
N строки |
Период |
Всего |
Первая квалификационная категория |
Высшая квалификационная категория |
1. |
Январь - декабрь 2015 года |
16 663 |
12 383 |
4279 |
Анализ статистических данных показывает, что в 2015 году на 61 процент увеличилось число аттестующихся на первую квалификационную категорию по сравнению с 2014 аттестационным годом, незначительно уменьшился процент аттестующихся на высшую квалификационную категорию (на 12 процентов). В целом на 35 процентов увеличилось общее число аттестующихся на первую и высшую квалификационные категории.
В 2015 году экспертизу результатов практической деятельности за межаттестационный период с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, в рабочих группах Аттестационной комиссии Министерства образования прошли 12 755 педагогических работников.
Экспертизу результатов практической деятельности за межаттестационный период с целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, в окружных представительствах Аттестационной комиссии Министерства образования прошли 4454 человека.
Нарушений процедур проведения квалификационных испытаний и экспертиз результатов профессиональной практической деятельности за межаттестационный период педагогических работников и прав аттестующихся не выявлено.
На 01 января 2016 года в системе образования Свердловской области 11 045 человек являются неаттестованными, что обусловлено следующими причинами:
наличие у части работников стажа работы в должности менее 2 лет;
сменяемость кадров в системе дошкольного образования;
нахождение педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком или выход из указанного отпуска (аттестация на соответствие занимаемой должности возможна не раньше, чем через 2 года с момента выхода);
неисполнение рядом образовательных организаций статьи 49 "Аттестация педагогических работников" Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
С целью организационно-методического, научно-методического и учебно-методического сопровождения кадровых условий развития системы образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО "ИРО" в 2015 году в управленческих округах Свердловской области проведено 3 единых информационно-методических дня, в которых приняли участие 3199 педагогических и руководящих работников образовательных организаций, по темам:
"Введение ФГОС основного общего образования: педагогические и управленческие практики";
"Не 2 на ОГЭ" для учителей математики, участвующих в подготовке девятиклассников к ОГЭ;
"ФГОС дошкольного образования: инструменты достижения современного качества образования".
Кроме того, в 2015 году ГАОУ ДПО СО "ИРО" были организованы 15 научно-практических конференций и фестивалей международного, всероссийского и регионального уровней, в которых приняли участие 3724 человека. В том числе:
областная научно-практическая конференция "Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы" - 13 февраля 2015 года;
областная научно-практическая конференция "Итоги реализации ФГОС НОО в пилотных образовательных организациях Свердловской области в 2014 году" - 19 февраля 2015 года;
II Международная научно-практическая конференция "Инженерное образование: от школы к производству" - 26-27 февраля 2015 года;
Всероссийская научно-практическая конференция "Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в контексте модернизации системы образования: опыт, проблемы, перспективы" - 26 марта 2015 года;
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Развитие читательской культуры: проблемы и тенденции" - 16 - 17 апреля 2015 года;
очно-заочная интернет-конференция "Развитие естественнонаучного и математического образования в условиях введения ФГОС ОО" 15 апреля - 30 мая 2015 года;
IX Международная научно-практическая конференция "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" ("ИКТО-Екатеринбург-2015") - 14 - 15 мая 2015 года;
фестиваль инновационных практик дошкольных образовательных организаций Свердловской области - 09 - 10 июня 2015 года;
марафон достижений педагогических работников профессиональных образовательных организаций Свердловской области - 30 сентября 2015 года;
заочная научно-практическая конференция "Воспитание и социализация обучающихся: опыт организации духовно-нравственного и патриотического воспитания" - с 15 по 30 ноября 2015 года;
региональная научно-практическая конференция "Социальные и культурные практики в образовательной среде: теоретические обоснования, опыт реализации, воспитательный эффект" - 29 октября 2015 года;
областная научно-практическая конференция "Результаты государственной итоговой аттестации в Свердловской области в 2015 году" - 31 октября 2015 года;
межрегиональная научно-практическая конференция "Региональные системы профессионального образования и устойчивое развитие территорий: традиции и современные практики" - 27 ноября 2015 года;
II Всероссийский форум "Инновации и поколение XXI века" - 10 декабря 2015 года; областная научно-практическая конференция "Трудные вопросы преподавания истории" - 12 декабря 2015 года.
В 2015/2016 учебном году ГАОУ ДПО СО "ИРО" осуществлялась адресная поддержка образовательных организаций, показывающих стабильно низкие результаты, в том числе: методическое сопровождение, экспертиза рабочих программ тех учителей, чьи дети показывают стабильно низкие результаты во время мониторинговых исследований и ГИА, выездные образовательные мероприятия в территории и комплексная работа с командами образовательных организаций. Сформированы перечни образовательных организаций, демонстрирующих стабильно низкие результаты ЕГЭ, ОГЭ в течение трех последних лет.
В 2015/2016 учебном году организованы выездные образовательные мероприятия по основным проблемам подготовки к ГИА обучающихся в форме ЕГЭ и ОГЭ (по математике, истории и обществознанию, русскому языку и литературе) в следующих муниципальных образованиях: Тугулымский городской округ, городской округ Красноуфимск, муниципальное образование Красноуфимский округ, Артинский городской округ, Ачитский городской округ, Полевской городской округ, город Нижний Тагил (прошли обучение 436 педагогов).
В системе образования Свердловской области созданы условия для комплексного взаимодействия ГАОУ ДПО СО "ИРО" с образовательными организациями, оказания научно - методической, учебно-методической и организационно-методической поддержки руководящих и педагогических работников, коллективов образовательных организаций и муниципальных систем образования по актуальным вопросам повышения качества образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.