Решение Свердловского областного суда
от 22 августа 2016 г. N 3а-353/2016
Именем Российской Федерации
22 августа 2016 года г. Екатеринбург
Свердловский областной суд в составе:
судьи Шумкова Е.С.,
при секретаре Четиной Е.А.,
с участием прокурора Куриловича И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Боровика Е.М. о признании недействующим постановления Законодательного Собрания Свердловской области от 15 июня 2016 года N 2945-ПЗС "О внесении изменений в схему одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области",
установил:
постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 23 марта 2016 года N 2770-ПЗС "О смехе одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области" (далее - Постановление N 2770-ПЗС), официально опубликованным 26 марта 2016 года (л.д. 211) утверждены:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "22 марта 2016 года"
- схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области (пункт 1);
- графическое изображение схемы (границ) одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области (пункт 2);
- графическое изображение схемы (границ) одномандатных избирательных округов, образованных в г. Екатеринбурге, для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области (пункт 3);
- графическое изображение схемы (границ) одномандатных избирательных округов, образованных в г. Нижний Тагил, для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области (пункт 4) (л.д. 136-167).
15 июня 2016 года Законодательным Собранием Свердловской области издано постановление N 2945-ПЗС "О внесении изменений в схему одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области" (далее - Постановление N 2945-ПЗС) (л.д. 208-210).
Постановление N 2945-ПЗС официально опубликовано 16 июня 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области и на официальном интернет-портале правовой информации, вступило в действие со дня его официального опубликования (пункт 2 постановления) (л.д. 211).
Боровик Е.М. обратился в суд с административным иском о признании недействующим Постановления N 2945-ПЗС. В обоснование указал, что оспариваемым постановлением Законодательного Собрания Свердловской области произошло изменение границ Кировского одномандатного избирательного округа N 8 по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области, а также произошло существенное изменение численности избирателей в округе - на 20000 избирателей, что составляет около 15% от общей численности избирателей округа. Полагал, что Постановление N 2945-ПЗС противоречит пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с изменениями, внесенными в него Федеральным законом от 02 октября 2012 года N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункт 4 которого предусматривает, что схема избирательных округов утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее, чем за четыре месяца до ближайшего ко дню вступления в силу этого Федерального закона дня голосования на соответствующих выборах. В данном случае схема должна была быть утверждена не позднее 18 мая 2016 года, а оспариваемое постановление издано позднее с нарушением срока, установленного законом. Указывал на нарушение его прав Постановлением N 2945-ПЗС, заключающееся в том, что отнесением части территории Кировского избирательного округа к Октябрьскому избирательному округу, он как кандидат, баллотирующийся в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Кировскому одномандатному избирательному округу N 8 на выборах, проводимых 18 сентября 2016 года, лишен возможности баллотироваться по той территории, на которой он осуществляет свои полномочия депутата Екатеринбургской городской Думы (л.д. 4-7).
В настоящее судебное заседание административный истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен через его представителя (л.д. 25, 27,8). Представитель административного истца также в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие и в отсутствие административного истца (л.д. 258, 8).
Суд, в силу части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие административного истца и его представителя.
Представитель Законодательного Собрания Свердловской области Лысаков В.В. требования не признал. Суду пояснил, что Постановление N 2945-ПЗС издано Законодательным Собранием Свердловской области в пределах его компетенции и соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку не меняет границ избирательных округов, а на основании обращения Избирательной комиссии Свердловской области устраняет ранее допущенную ошибку при описании этих границ. Полагал, что права административного истца оспариваемым постановлением не нарушаются.
Представителем административного ответчика представлены в суд письменные возражения на заявленные требования (л.д. 218-223).
Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии Свердловской области Буртов И.А. возражал против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснил, что в ходе подготовки к избирательной кампании избирательными комиссиями в схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, утвержденной Постановлением N 2770-ПЗС, была обнаружена техническая ошибка в описании границ Кировского и Октябрьского одномандатных избирательных округов. Избирательная комиссия Свердловской области обратилась в Законодательное Собрание Свердловской области с просьбой устранить эту ошибку, что и было сделано Постановлением N 2945-ПЗС. Полагал, что постановление не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав административного истца.
Избирательной комиссией Свердловской области также представлены письменные возражения на требования Боровика Е.М. (л.д. 226-230).
Заслушав объяснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав доказательства, выслушав заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего, что требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Пункты 3, 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусматривают, что Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы данного Федерального закона.
Согласно статье 18 вышеназванного Федерального закона для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ (пункт 1).
Схему одномандатных избирательных округов для выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет избирательная комиссия, организующая выборы в этот орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает названную схему избирательных округов. В схеме обозначаются границы избирательных округов, определяется перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указываются номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе (пункт 2).
Требования, с соблюдением которых должны образовываться одномандатные избирательные округа, установлены пунктом 4 вышеназванной статьи Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. А пункт 7 этой статьи закона предписывает обязательное опубликование (обнародование) схемы одномандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение.
Статьей 41 Избирательного кодекса Свердловской области (Закон Свердловской области от 29 апреля 2003 года N 10-ОЗ) предусмотрены аналогичные требования при определении схемы одномандатных избирательных округов по выборам представительного (законодательного) органа государственной власти Свердловской области. Ею также установлено, что для выборов в этот орган государственной власти Свердловской области образуется 25 одномандатных избирательных округов.
Федеральным законом от 02 октября 2012 года N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02 октября 2012 года N 157-ФЗ) были внесены изменения в пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ? касающиеся порядка определения и утверждения схемы избирательных округов, в том числе на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вступившие в действие с 01 ноября 2012 года.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2012 года N 157-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03 февраля 2014 года N 14-ФЗ) установлено, что схема одномандатных избирательных округов утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации сроком на десять лет в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее чем за четыре месяца до ближайшего ко дню вступления в силу настоящего Федерального закона дня голосования на соответствующих выборах.
Часть 5 статьи 4 названного Федерального закона гласит, что избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет схему одномандатных избирательных округов и представляет ее на утверждение в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 декабря года, предшествующего году назначения соответствующих выборов.
Очередные выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области назначены на 18 сентября 2016 года (Постановление Законодательного Собрания Свердловской области от 15 июня 2016 года N 2946-ПЗС, опубликовано 17 июня 2016 года - л.д. 212-213), предыдущие выборы состоялись в 2011 году. Следовательно, исходя из требований части 4 статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2012 года N 157-ФЗ, при определении и утверждении схемы одномандатных избирательных округов для выборов представительного (законодательного) органа государственной власти Свердловской области в 2016 году необходимо было руководствоваться действующей редакцией статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также нормами частей 4 и 5 статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2012 года N 157-ФЗ. Новая схема одномандатных избирательных округов для выборов указанного органа государственной власти Свердловской области должна была быть утверждена не позднее 18 мая 2016 года.
Законодательное Собрание Свердловской области в силу статей 9, 29, 32 Устава Свердловской области является высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Свердловской области и состоит из 50 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Законодательное Собрание Свердловской области вправе принимать нормативные правовые акты в форме постановлений (подпункт 3 пункта 3 статьи 58 Устава Свердловской области).
Таким образом, из вышеприведенных положений Федеральных законов от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, от 02 октября 2012 года N 157-ФЗ и Устава Свердловской области следует, что полномочиями на принятие нормативного правового акта, утверждающего схему одномандатных избирательных округов для выборов депутатов представительного (законодательного) органа государственной власти Свердловской области, обладает именно Законодательное Собрание Свердловской области. Этот орган государственной власти Свердловской области имеет право и на принятие нормативных правовых актов, вносящих изменения в нормативные правовые акты, утверждающие названную схему.
Новая схема одномандатных избирательных округов для выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области была утверждена 23 марта 2016 года Постановлением N 2770-ПЗС в сроки, установленные частью 4 статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2012 года N 157-ФЗ (более чем за четыре месяца до дня проведения выборов, назначенных на 18 сентября 2016 года) (л.д. 136-167). Данная схема была определена Избирательной комиссией Свердловской области, организующей в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Избирательного кодекса Свердловской области выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области (л.д. 69-134, 234-254).
Оспариваемое Постановление N 2945-ПЗС является нормативным правовым актом о внесении изменений в другой нормативный правовой акт - Постановление N 2770-ПЗС. Требования статей 86 - 88 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", регламентирующие процедуры принятия, опубликования и вступления в силу постановлений Законодательного Собрания Свердловской области, в отношении оспариваемого постановления соблюдены, поскольку Постановление N 2945-ПЗС принято на заседании Законодательного Собрания Свердловской области большинством голосов от числа избранных депутатов, опубликовано надлежащим образом, вступило в действие с момента, указанного в самом постановлении - со дня опубликования (л.д. 200-207, 208-210, 211).
Все вышеизложенное означает, что оспариваемое постановление издано Законодательным Собранием Свердловской области в пределах его полномочий, в той форме, в которой оно вправе принимать нормативные правовые акты, надлежащим образом опубликовано и вступило в действие в соответствии с установленными законом правилами.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 оспариваемого постановления в новой редакции изложены первый абзац графы 4 строки 8 и первый абзац графы 4 строки 10 таблицы, утвержденной пунктом 1 Постановления N 2770-ПЗС, касающиеся Кировского и Октябрьского одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, образованных на территории г. Екатеринбурга Свердловской области (л.д. 208-210).
Сравнительный анализ содержания вышеназванных подпунктов пункта 1 оспариваемого постановления и содержания первоначальной редакции схемы одномандатных избирательных округов (таблицы), утвержденной пунктом 1 Постановления N 2770-ПЗС (л.д. 136-137, 146-148), сопоставление их содержания с границами вышеназванных избирательных округов, зафиксированных в графических изображениях схемы одномандатных избирательных округов, утвержденных пунктами 2 и 3 Постановления N 2770-ПЗС (л.д. 136, 165-166, 215), и иными графическими материалами, представленными суду (л.д. 214, 216-217), позволяет прийти к выводу, что Постановлением N 2945-ПЗС внесено изменение в описание границ вышеуказанных избирательных округов, образованных на территории г. Екатеринбурга Свердловской области. Однако при этом сами границы этих избирательных округов, зафиксированные в схемах, утвержденных пунктами 2 и 3 Постановления N 2770-ПЗС, не изменились и остались прежними, а описание этих границ приведено в соответствии с их графическим изображением на схемах.
Принятие оспариваемого постановления в этой части обусловлено обнаруженной неточностью в прежнем описании границ указанных избирательных округов и необходимостью приведения этого описания в соответствии с графическими изображениями схемы (границ) одномандатных избирательных округов, утвержденными пунктами 2 и 3 Постановления N 2770-ПЗС, без изменения численности избирателей, о чем указано в письме Избирательной комиссии Свердловской области в Законодательное Собрание Свердловской области от 31 мая 2016 года N 56/68 (л.д. 179-181), которое и явилось основанием для принятия оспариваемого постановления (л.д. 179-181, 182-199, 175).
Иными нормами оспариваемого постановления схема, утвержденная пунктом 1 Постановления N 2770-ПЗС, приведена в соответствие с действующим законодательством, а именно из схемы исключены упраздненные населенные пункты (Законы Свердловской области от 23 октября 2013 года N 107-ОЗ, от 23 ноября 2015 года N 133-ОЗ, от 11 февраля 2016 года N 7-ОЗ, от 26 апреля 2016 года N 38-ОЗ).
Суд находит, что подпунктами 1 и 2 пункта 1 Постановления N 2945-ПЗС устранено внутренне противоречие схемы одномандатных избирательных округов, утвержденной Постановлением N 2770-ПЗС, а именно описание границ Кировского и Октябрьского избирательных округов, созданных в г. Екатеринбурге, приведено в соответствие с графическим изображением границ этих округов. При этом, вопреки доводам административного истца, Постановлением N 2945-ПЗС не установлено никаких новых границ избирательных округов для выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, как фактически не внесено и изменений в ранее установленные Постановлением N 2770-ПЗС границы избирательных округов. Границы всех избирательных округов, в том числе Кировского и Октябрьского избирательных округов, зафиксированные на схемах, утвержденных пунктами 2 и 3 Постановления N 2770-ПЗС, с принятием Постановления N 2945-ПЗС не изменились и остались прежними. Доказательств обратного не имеется.
С принятием оспариваемого постановления, вопреки доводам административного истца, не изменилась и ранее установленная Постановлением N 2770-ПЗС численность избирателей в Кировском (147355 избирателей - л.д. 146) и Октябрьском (137811 избирателей - л.д. 147) избирательных округах г. Екатеринбурга Свердловской области. Доказательства, указывающие на изменение численности избирателей в этих округах, в материалах дела отсутствуют.
Судом не усматривается обстоятельств, указывающих на то, что принятием Постановления N 2945-ПЗС нарушены требования, предъявляемые при формировании избирательных округов, предусмотренные пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Обстоятельств, указывающих на несоответствие оспариваемого постановления этим требованиям Федерального закона, суд также не находит.
Поскольку оспариваемое постановление фактически не устанавливает новых границ избирательных округов и не изменяет ранее установленных Постановлением N 2770-ПЗС границ избирательных округов, а лишь устраняет ранее допущенные недостатки (неточности) в описании этих границ, что не запрещено законодательством, то суд не усматривает каких-либо противоречий этого постановления требованиям части 4 статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2012 года N 157-ФЗ.
Административный истец вправе реализовывать свое пассивное избирательное право в рамках законодательства, действующего на момент начала избирательной кампании. Следовательно, административный истец, как и другие лица, вправе реализовать свое право на избрание депутатом Законодательного Собрания Свердловской области по одномандатному избирательному округу в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, назначенных на 18 сентября 2016 года, только в границах одномандатных избирательных округов, утвержденных Постановлением N 2770-ПЗС с учетом изменений, внесенных Постановлением N 2945-ПЗС, а не в каких-либо иных границах, в том числе и не в границах округов, сформированных для выборов иного уровня (депутатов Екатеринбургской городской Думы).
При таких обстоятельствах права административного истца оспариваемым постановлением не нарушаются.
Поскольку судом установлено, что Постановление N 2945-ПЗС не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 215, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Боровика Е.М. о признании недействующим постановления Законодательного Собрания Свердловской области от 15 июня 2016 года N 2945-ПЗС "О внесении изменений в схему одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области".
Решение может быть обжаловано в течение 5 дней со дня его принятия в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Судья |
Шумков Е.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 22 августа 2016 г. N 3а-353/2016
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)