Решение Свердловского областного суда
от 11 января 2017 г. N 3а-21/2017
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 11 января 2017 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Прониной Ю.П.,
с участием представителей:
административного истца - Шадрина А.Г.,
административных ответчиков - Голыгиной Т.В.,
прокурора Аристовой Людмилы Владимировны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Олсацемент" о признании недействующим в части решения Думы Новоуральского городского округа Свердловской области от 29 июня 2016 года N 90 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новоуральского городского округа",
установил:
решением Думы Новоуральского городского округа от 16 декабря 2009 года N 176 утверждены и введены в действие Правила землепользования и застройки Новоуральского городского округа (далее - Правила землепользования и застройки). В последующем, решением Думы Новоуральского городского округа от 24 сентября 2014 года N 100, в действовавшие Правила землепользования и застройки вносились изменения, с их изложением в новой редакции согласно приложению.
Решением Думы Новоуральского городского округа от 29 июня 2016 года N 90 в Правила землепользования и застройки вновь внесены изменения; Правила землепользования и застройки изложены в редакции согласно приложениям N 1 - 15.
В результате внесения названных изменений, создавших действующую редакцию, Правила землепользования и застройки состоят из трёх частей:
часть I "Порядок применения Правил и внесения в них изменений";
часть II "Карта градостроительного зонирования территории Новоуральского городского округа" (включает в себя главу 13 - карты градостроительного зонирования, которые являются приложениями N 2 - 15);
часть III "Градостроительные регламенты".
Решение Думы Новоуральского городского округа от 29 июня 2016 года N 90 опубликовано в газете "Нейва" от 15 июля 2016 года N 56 (2486) с приложениями (т. 2 л.д. 98), размещено на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-коммуникационной сети Интернет. Решение вступило в силу на следующий день после официального опубликования (обнародования) в силу статьи 47 Устава Новоуральского городского округа (т. 2 л.д. 97); является действующим в настоящее время.
ООО "Олсацемент" обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Уточнив свои требования (т. 2 л.д. 201), и утверждая о несоответствии оспариваемых норм положениям статей 30 - 34, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказу Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, имеющим большую силу, административный истец просит признать недействующими:
- решение Думы Новоуральского городского округа от 29 июня 2016 года N 90 в части изменения территориальной зоны ОД-1 на территориальную зону Ж-3, путём изменения границ, в отношении территории, на которой расположен земельный участок и нежилые здания, по адресу: Свердловская область, город Новоуральск, улица Первомайская, 62;
- карты градостроительного зонирования территории Новоуральского городского округа применительно к территории города Новоуральск Правил землепользования и застройки;
- статью 50 "Градостроительные регламенты, устанавливаемые в жилых зонах" Правил землепользования и застройки.
В обоснование ООО "Олсацемент" указало, что с 28 июля 2015 года, на основании договора купли-продажи от 26 мая 2015 года, является собственником земельного участка площадью 3901 кв. м. с кадастровым номером 66:57:0102033:1 по адресу: Свердловская область, город Новоуральск, улица Первомайская, 62. На земельном участке также расположены принадлежащие административному истцу два объекта недвижимого имущества - здание детских яслей и здание сарая (т. 1 л.д. 14-22).
На момент приобретения земельный участок находился в двух территориальных зонах: Ж-3 (зона застройки среднеэтажными многоквартирными жилыми домами) и ОД-1 (зона размещения объектов общественно-делового назначения). В результате внесения изменений в Правила землепользования и застройки решением Думы Новоуральского городского округа от 29 июня 2016 года N 90 земельный участок административного истца с расположенными зданиями детских яслей и сарая полностью отнесён к территориальной зоне Ж-3. Тем самым было нарушено (ограничено) право административного истца на использование принадлежащего ему имущества, поскольку предусмотренные для данной территориальной зоны виды разрешённого использования не предусматривают возможности реализовать намерение ООО "Олсацемент" по строительству объекта торговли.
По мнению административного истца, для внесения изменений в границы территориальной зоны у органа местного самоуправления отсутствовали предусмотренные основания; не были соблюдены правила проведения публичных слушаний; изменение территориальной зоны осуществлено без учёта сложившейся планировки территории и существующего землепользования (на протяжении многих лет здание детских яслей использовалось как ремонтные мастерские). Кроме того, ООО "Олсацемент" считает неправильным, что в статье 50 для территориальной зоны Ж-3 возможность использования земельного участка под объект торговли предусмотрена только в качестве "условно разрешённый вид использования".
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на удовлетворении административного искового заявления, просил признать недействующими обозначенные нормы.
Административные ответчики - Дума Новоуральского городского округа, администрация Новоуральского городского округа, утверждая о соблюдении предусмотренных требований при принятии решения, оспариваемого административным истцом в части, и не соглашаясь с обоснованностью доводов ООО "Олсацемент", предъявленные требования не признали. Представитель административных ответчиков в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам и основаниям, которые изложены в представленных письменных возражениях, а также подтверждены приложенными копиями документов.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Аристовой Л.В., полагавшей, что требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Градостроительное зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6 и 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. В части 6 этой же статьи установлено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1). Кроме того, указываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3);
В то же время, в силу части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом городского округа, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Установление территориальных зон, по своей сути, конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков.
Как видно из материалов рассматриваемого дела, и не оспаривается сторонами, ООО "Олсацемент" с 28 июля 2015 года на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:57:0102033:1, а также расположенные на этом земельном участке объекты недвижимого имущества - здание детских яслей и здание сарая. Местонахождение: Свердловская область, город Новоуральск, улица Первомайская, 62. Разрешённое использование земельного участка - эксплуатация здания детских яслей (т. 1 л.д. 95). На момент приобретения названного имущества, земельный участок располагался в двух территориальных зонах - Ж-3 и ОД-1.
Продавец перечисленного имущества - АО "Уральский электрохимический комбинат" в письме от 20 октября 2016 года сообщил представителю покупателя - ООО "Олсацемент", что проданное здание с конца 1990-х годов эксплуатировалось в качестве ремонтной базы; соответствующие изменения в правоустанавливающие документы не вносились (т. 1 л.д. 97).
В результате принятия Думой Новоуральского городского округа решения от 29 июня 2016 года N 90, которым были утверждены изменения в Правила землепользования и застройки, и отдельные положения которых просит признать недействующими ООО "Олсацемент", земельный участок с кадастровым номером 66:57:0102033:1, принадлежащий административному истцу полностью отнесён к территориальной зоне Ж-3.
Графическое изображение функциональной зоны, территориальных зон, расположение земельного участка административного истца (до и после принятия решения), представлено административным ответчиком в виде соответствующих графических выкопировок (т. 1 л.д. 136, т. 2 л.д. 177, 186).
Новоуральский городской округ Свердловской области является муниципальным образованием со статусом городского округа, имеющим единую территорию, органы местного самоуправления, муниципальную собственность и бюджет; объединяет город Новоуральск и сельские населённые пункты: посёлок Мурзинка, село Тарасково, деревню Починок, деревню Пальники и деревню Елани (статья 1 Устава Новоуральского городского округа). Структура органов местного самоуправления Новоуральского городского округа предусмотрена статьёй 25 Устава этого муниципального образования. Дума Новоуральского городского округа - представительный орган Новоуральского городского округа, наделённый собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа (статья 29 Устава). К полномочиям Думы Новоуральского городского округа относится утверждение в соответствии с действующим законодательством правил землепользования и застройки по представлению Главы администрации городского округа (подпункт 28 пункта 2 статьи 31 Устава в редакции, действовавшей на 29 июня 2016 года). Дума городского округа по вопросам, отнесённым к её компетенции федеральными законами, законами Свердловской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа (пункт 1 статьи 46 Устава). Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в газете "Нейва" (пункт 4 статьи 47 Устава).
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Думы Новоуральского городского округа от 29 июня 2016 года N 90 является нормативным правовым актом о внесении изменения в Правила землепользования и застройки. Решение принято Думой Новоуральского городского округа в пределах её полномочий, с соблюдением установленной муниципальными правовыми актами процедуры принятия, в той форме, в которой Дума вправе принимать муниципальные нормативные правовые акты.
Следовательно, в силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ООО "Олсацемент" вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании недействующим в части этого нормативного правового акта.
Принятию Думой Новоуральского городского округа оспариваемого в части решения от 29 июня 2016 года N 90 предшествовала следующая процедура подготовки проекта Правил землепользования и застройки.
Постановлением и.о. Главы Администрации Новоуральского городского округа от 30 июня 2014 года N 1362-а принято решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки (т. 1 л.д. 121, 122).
Основаниями для подготовки изменений в Правила землепользования и застройки указаны:
- несоответствие Правил землепользования и застройки Генеральному плану города Новоуральска, утверждённому решением Думы Новоуральского городского округа от 16 декабря 2009 года N 166, возникшее в результате внесения решением Думы Новоуральского городского округа от 24 апреля 2013 года N 54 в указанный Генеральный план изменений (с изложением в новой редакции);
- несоответствие Правил землепользования и застройки Генеральному плану Новоуральского городского округа, возникшее в результате утверждения решением Думы Новоуральского городского округа от 24 апреля 2013 года N 55 Генерального плана Новоуральского городского округа.
В этом же постановлении установлены этапы градостроительного зонирования, порядок и сроки проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки. Установлено, со ссылками на соответствующие постановления Главы Новоуральского городского округа, что состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки осуществляется в ранее утверждённом составе и в соответствии ранее установленным порядком. Постановление от 30 июня 2014 года N 1362-а опубликовано в газете "Нейва" от 04 июля 2014 года N 53 (т. 1 л.д. 123-125); размещено на официальном сайте Администрации Новоуральского городского округа в сети "Интернет" (http://adm-ngo.ru/resolution/2014_1362_1572).
В дальнейшем, постановлениями Главы Администрации Новоуральского городского округа от 11 мая 2016 года N 958-а и от 19 мая 2016 года N 1036-а в состав комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Новоуральского городского округа и в Положение о комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Новоуральского городского округа внесены изменения. Эти постановления также опубликованы в газете "Нейва" от 20 мая 2016 года N 39 и размещены на официальном сайте Администрации Новоуральского городского округа в сети "Интернет" (т. 1 л.д. 126-131).
Получив от органа местного самоуправления проект правил землепользования и застройки, Глава Новоуральского городского округа принял решение от 21 марта 2016 года N 31 о проведении публичных слушаний.
Постановлением Главы Администрации Новоуральского городского округа от 04 апреля 2016 года N 668-а комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки предписано обеспечить организацию и проведение публичных слушаний по подготовленному проекту изменений (т. 1 л.д. 132-134). Извещение о публичных слушаниях вместе с текстом проекта опубликовано в газете "Нейва" от 08 апреля 2016 года N 27 (т. 2 л.д. 167), размещено на официальном сайте Администрации Новоуральского городского округа в сети "Интернет" (2 л.д. 187-189).
По результатам проведённых в период с 23 по 26 мая 2016 года публичных слушаний составлены протоколы публичных слушаний (т. 1 л.д. 249-278).
Заключение о результатах публичных слушаний по обсуждению проекта изменений в Правила землепользования и застройки Новоуральского городского округа от 09 июня 2016 года (т. 2 л.д. 93, 94) опубликовано в газете "Нейва" от 10 июня 2016 года N 45 (т. 2 л.д. 202), размещено на официальном сайте Администрации Новоуральского городского округа в сети "Интернет" (http://adm-ngo.ru/news/03062016/4697). Это заключение было направлено председателем комиссии в адрес Главы Администрации Новоуральского городского округа и в Думу Новоуральского городского округа. Комиссия вынесла заключение об одобрении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Новоуральского городского округа (с учётом предложений, поступивших в процессе публичных слушаний). Главе Администрации Новоуральского городского округа рекомендовано направить в Думу Новоуральского городского округа для рассмотрения в порядке, установленном законодательством, проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки Новоуральского городского округа, данное заключение и протоколы публичных слушаний.
14 июня 2016 года Глава Администрации Новоуральского городского округа направил в представительный орган местного самоуправления - Думу Новоуральского городского округа проект "Внесение изменений в Правила землепользования и застройки" (т. 1 л.д. 145, 146).
Комиссия по муниципальной собственности Думы Новоуральского городского округа на своём заседании 22 июня 2016 года решила рекомендовать представительному органу местного самоуправления принять поступивший проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, о чём составлено заключение (т. 1 л.д. 147, 156).
На очередном заседании представительного органа местного самоуправления (т. 1 л.д. 148-154), решением Думы Новоуральского городского округа от 29 июня 2016 года N 90 (т. 2 л.д. 1-92) в Правила землепользования и застройки были внесены изменения; Правила землепользования и застройки изложены в редакции согласно приложениям N 1 - 15.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса. Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, возникшее в результате внесения изменений в генеральный план.
Такие изменения в действовавший генеральный план вносились. Так, решением Думы Новоуральского городского округа от 24 апреля 2013 года N 54 был утверждён Генеральный план города Новоуральска в новой редакции, а решением N 55 в тот же день Дума Новоуральского городского округа утвердила Генеральный план Новоуральского городского округа.
Собранные по рассматриваемому делу доказательства не позволяют установить и сделать вывод о том, что у Главы Администрации Новоуральского городского округа отсутствовали основания для рассмотрения вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки. Таких доказательств не представлено; административный истец на отсутствии таких оснований не настаивал. Полагая невозможным утверждать противоположное, суд исходит из того, что предусмотренные (вышеназванные) основания для принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки в данном случае имелись.
Возникшие в период проведения работ по подготовке Правил землепользования и застройки дополнительные основания необходимости внесения изменений в действовавшие Правила землепользования и застройки, на что также ссылался административный истец в обоснование своих требований, не опровергают и не устраняют факт того, что и изначально предусмотренные основания имелись. При этом, вопреки ошибочному мнению административного истца, обязательность внесения изменений в первоначально принятые постановления ничем не предусмотрена. Отсутствие таких изменений не означает несоблюдение (нарушение) установленной процедуры.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), внесение Комиссией изменений в проект с учётом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 и часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав вышеизложенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, сопоставив их относительно установленных фактических обстоятельств по подготовке и принятию проекта оспариваемых в части Правил землепользования и застройки, а также по их утверждению уполномоченным представительным органом местного самоуправления, суд приходит к выводу о невозможности согласиться с административным истцом. Суд не установил и не усматривает оснований утверждать, что оспариваемые в части Правила землепользования и застройки действительно противоречат положениям статей 30 - 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеющим большую силу.
Следует отметить, что произошедшее в результате отнесение земельного участка, принадлежащего административному истцу, к одной территориальной зоне (Ж-3) полностью соответствует положениям и требованию части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку каждый земельный участок должен принадлежать только к одной территориальной зоне. Аналогичное правило установлено также пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Тот факт, что земельный участок в результате принятия оспариваемого решения теперь относиться к одной территориальной зоне никоим образом не противоречит, а наоборот, соответствует законодательству, отвечая его требованиям.
Относительно утверждений административного истца о том, что не было принято во внимание и не было учтено существующее землепользование.
Действительно, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учётом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В то же время, существующее использование земельного участка (в соответствии с документами) - это эксплуатация здания детских яслей; фактическое использование бывшим собственником здания детских яслей в ином качестве не повлекло и не изменило установленного и разрешённого использования этого земельного участка. Именно на основании документов и в соответствии с данными, в них содержащимися, проводились работы по территориальному зонированию. Необходимость учитывать сложившуюся планировку территории и существующее землепользование по своему смыслу означает такой учёт именно на основании документальной информации, а не фактическое установление того факта, каким образом используется правообладателем тот или иной земельный участок в данный момент времени. Поэтому согласиться с правильностью данного утверждения административного истца суд в данном случае не может.
Мнение административного истца о том, что постановление Главы Новоуральского городского округа от 21 марта 2016 года N 31 о назначении публичных слушаний (т. 1 л.д. 132) незаконно не было опубликовано, и тем самым не была соблюдена установленная процедура, является ошибочным.
В силу части 4 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Положение "О публичных слушаниях в Новоуральском городском округе" утверждено решением Думы Новоуральского городского округа от 23 апреля 2014 года N 57 (т. 2 л.д. 179-185).
Ни указанная норма Федерального закона, ни утверждённое Положение, не предусматривают и не устанавливают требование о публикации данного постановления, а иная необходимая (предусмотренная) информация была в установленном порядке опубликована в извещении о публичных слушаниях вместе с текстом проекта, то есть, о нарушении установленной процедуры в связи с данным обстоятельством утверждать нельзя.
Точно также не имеется возможности согласиться с утверждением административного истца о нарушениях при проведении публичных слушаний, со ссылкой на часть 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации. С участием правообладателей публичные слушания проводятся в случае подготовки правил землепользования и застройки только применительно к части территории поселения или городского округа. В данном случае, Правила землепользования и застройки подготавливались не к части городского округа, а ко всему Новоуральскому городскому округу, поэтому и необходимость участия всех правообладателей не являлась безусловной и обязательной (статья 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Относительно позиции административного истца в отношении статьи 50 "Градостроительные регламенты, устанавливаемые в жилых зонах" Правил землепользования и застройки. Несогласие ООО "Олсацемент" с этой нормой фактически связано с тем, что "магазины (4.4)" и "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)) (4.2)" были отнесены не к "основным видам разрешённого использования", а к "условно разрешённым видам использования".
Между тем, в отличие от административного истца, суд не усматривает, что такое распределение и установление видов разрешённого использования в оспариваемой норме действительно противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливается градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков, и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (части 1, 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Также для каждой территориальной зоны устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом, в силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешённое использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешённого использования;
2) условно разрешённые виды использования;
3) вспомогательные виды разрешённого использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешённого использования и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 утверждён и вступил в силу с 24 декабря 2014 года классификатор видов разрешённого использования земельных участков, который действует с 03 ноября 2015 года с учётом изменений, внесённых Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года N 709.
Названный классификатор устанавливает наименование вида разрешённого использования земельного участка, его описание, а также содержит код (числовое обозначение) вида разрешённого использования.
Среднеэтажная жилая застройка (код 2.5) содержит в классификаторе описание вида разрешённого использования как "размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой не выше восьми надземных этажей, разделённых на две и более квартиры); благоустройство и озеленение; размещение подземных гаражей и автостоянок; обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 20% общей площади помещений дома".
В свою очередь, оспариваемая статья 50 "Градостроительные регламенты, устанавливаемые в жилых зонах" Правил землепользования и застройки выделяет 5 видов жилых зон, в том числе, зону Ж-3 - зона застройки среднеэтажными многоквартирными жилыми домами. Зона Ж-3 предназначена для развития на основе существующих и вновь осваиваемых территорий многоквартирной жилой застройки средней этажности зон комфортного многоквартирного среднеэтажного жилья, развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей жителей указанных территорий в соответствующих среде формах; размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры; развития объектов общественно-деловой застройки в соответствующих среде формах и объемах, не оказывающих негативного воздействия на объекты жилой застройки.
К основным видам разрешённого использования земельного участка в зоне Ж-3 отнесены: среднеэтажная жилая застройка (2.5); Обслуживание жилой застройки (2.7); Банковская и страховая деятельность (4.5).
К вспомогательным видам разрешённого использования земельного участка в зоне Ж-3 отнесены: коммунальное обслуживание (3.1) и земельные участки (территории) общего пользования (12.0).
Магазины (4.4), как отдельно стоящие объекты торговли, и объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)) (4.2), как торговые центры, отнесены к условно разрешённым видам использования.
Из положений классификатора никоим образом не следует, что "магазины (4.4)" и "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)) (4.2)" при принятии оспариваемого административным истцом в части нормативного правового акта в обязательном порядке должны были быть отнесены к основному или вспомогательному виду разрешённого использования. Подобных требований (условий) классификатор, а также иные нормативные акты, имеющие большую юридическую силу, не содержат, поэтому и о каком-либо противоречии оспариваемых положений статьи 50 "Градостроительные регламенты, устанавливаемые в жилых зонах" Правил землепользования и застройки, оспариваемых ООО "Олсацемент", утверждать, по мнению суда, не представляется возможным.
Таким образом, исходя из заявленного предмета требований, и вопреки утверждениям административного истца, суд приходит к выводу, что решение Думы Новоуральского городского округа Свердловской области от 29 июня 2016 года N 90 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новоуральского городского округа" в оспариваемой части полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. О нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым нормативным правовым актом также ничего не свидетельствует. Поводов и оснований для противоположных выводов и суждений суд не усматривает, и поэтому считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Олсацемент" о признании недействующим в части решения Думы Новоуральского городского округа Свердловской области от 29 июня 2016 года N 90 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новоуральского городского округа" оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 20 января 2017 года.
Судья |
М.В. Старков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 11 января 2017 г. N 3а-21/2017
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)