В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 года N 164-р и формирования единых подходов по улучшению положения граждан старшего поколения на территории городского округа Сухой Лог постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу действий в интересах граждан старшего поколения на территории городского округа Сухой Лог на 2017 - 2025 годы (прилагается).
2. Первому заместителю главы Администрации городского округа Сухой Лог Валову Р. Ю. совместно с Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Управлением социальной политики Министерства социальной политики по Сухоложскому району (Юшкова В. Г.) (по согласованию) осуществлять координацию деятельности ответственных по вопросам реализации муниципальной программы действий в интересах граждан старшего поколения на территории городского округа Сухой Лог на 2017 - 2025 годы (прилагается).
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Знамя Победы" и разместить на официальном сайте городского округа Сухой Лог www.goslog.ru в сети Интернет.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя главы Администрации городского округа Сухой Лог Р.Ю. Валова.
Глава городского округа |
С. К. Суханов |
Утверждена
постановлением Главы
городского округа Сухой Лог
от 07.03.2017 г. N 300-ПГ
Муниципальная программа
действий в интересах граждан старшего поколения на территории городского округа Сухой Лог на 2017 - 2025 годы
Раздел I. Общие положения
Граждане старшего поколения являются носителями знаний и опыта, вносят существенный вклад в совокупный интеллектуальный потенциал, в социально-экономическое развитие городского округа Сухой Лог, Свердловской области, Российской Федерации, стремятся к осуществлению трудовой деятельности, являются создателями значимой части материальных благ, активно участвуют в процессах социального развития, сохраняют и приумножают богатство культуры города, области, страны и передают его молодым поколениям, выступают хранителями важнейших духовно-нравственных ценностей и обеспечивают связь и солидарность поколений.
Конституция Российской Федерации и базирующиеся на ее основе федеральные законы, нормативные правовые акты, а также законодательные акты Свердловской области не содержат каких-либо норм дискриминации по возрасту. Напротив, законодательство всемерно стимулирует интеграцию и участие граждан старшего поколения в общественной жизни.
Подготовка муниципальной программы действий в интересах граждан старшего поколения на территории городского округа Сухой Лог на 2017 - 2025 годы (далее - Программа) обусловлена складывающимися демографическими тенденциями старения населения городского округа Сухой Лог и необходимостью определения новых муниципальных и общественных целей и задач в отношении граждан старшего поколения и общества в целом.
Одной из ключевых задач Программы должно стать создание общества для всех возрастов, включая формирование условий для использования знаний, опыта, потенциала граждан старшего поколения, проявление заботы о таких гражданах и оказание им необходимой помощи.
Именно сейчас возникает потребность не только в определении направлений, касающихся оказания помощи гражданам старшего поколения, их семьям, социальным институтам, взаимодействующим с указанной категорией граждан, но и в активном вовлечении граждан старшего поколения в жизнь общества.
Программа разработана в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 года N 164-р в целях координации деятельности государственных, муниципальных и общественных институтов для решения существующих проблем граждан старшего поколения.
Для целей Программы с учетом особенностей продолжительности жизни, состояния здоровья и пенсионной системы к гражданам старшего поколения условно относятся:
граждане с 60 до 65 лет - это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность;
граждане с 65 лет до 80 лет - это, как правило, люди менее активные, многим из которых требуется медицинская помощь и социальные услуги;
граждане старше 80 лет - это, как правило, люди имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи.
Вместе с тем такая градация является достаточно условной, так как граждане старшего поколения в любом возрасте могут быть физически и социально активными либо нуждающимися в уходе и помощи, материально обеспеченными либо нуждающимися в финансовой поддержке, осуществляющими трудовую деятельность либо нет, проживающими в семье, получающими помощь от родственников либо одинокими, имеющими либо не имеющими инвалидность. Политика в отношении граждан старшего поколения должна учитывать это разнообразие. Меры в отношении таких граждан должны быть дифференцированы в зависимости от потенциала и потребностей различных возрастных групп граждан старшего поколения.
Направления реализации Программы нацелены на граждан старшего поколения различных возрастных групп независимо от места их проживания, активности в обществе, нуждаемости в помощи и поддержке, а также на их семьи, лиц, обеспечивающих им поддержку и уход, юридических лиц, оказывающих помощь гражданам старшего поколения.
Программа содержит цели, задачи, направления, реализация которых должна улучшить качество жизни граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальной нуждаемости и потребностей, обеспечить более эффективное использование их потенциала и участие в жизни общества.
Конституцией Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка граждан старшего поколения, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Основные направления государственной поддержки граждан старшего поколения, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, содержат систему правовых, организационных и экономических мер, направленных на обеспечение достойного уровня жизни, доступности социальных услуг, медицинской помощи по профилю гериатрия, лекарственного обеспечения, услуг транспорта, связи, банковского сектора, информационных и коммуникационных технологий, равного доступа к основным и дополнительным образовательным программам, посильной трудовой занятости, гарантий в части условий и оплаты труда, недопущения при трудоустройстве дискриминации по признаку возраста, создание условий для культурно-досуговой деятельности, занятий физической культурой и спортом.
Программа разработана с учетом Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 года N 164-р, федеральным и областным законодательством, муниципальной комплексной программой "Повышение качества жизни населения в городском округе Сухой Лог на период до 2018 года", утвержденной постановлением Главы городского округа Сухой Лог от 05.11.2014 года N 2591-ПГ "Об утверждении муниципальной комплексной программы "Повышение качества жизни населения в городском округе Сухой Лог на период до 2018 года", а также с учетом международных документов социальной направленности - Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Венский международный план действий по проблемам старения 1982 года, Международный план действий по проблемам старения населения 2002 года, специальные решения Организации Объединенных Наций по вопросам старения населения и положения пожилых людей, включая положения Принципов Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей (1991 год), Политической декларации совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними (2011 год).
Результатом реализации Программы является создание условий для активного долголетия граждан старшего поколения, которые позволят повысить уровень и качество жизни таких граждан.
Раздел II. Современное положение граждан старшего поколения в городском округе Сухой Лог
1. Демографическая ситуация
Процесс старения населения, выражающийся в возрастании доли граждан старшего поколения в населении городского округа Сухой Лог, вызван снижением суммарного коэффициента рождаемости и ростом продолжительности жизни.
По данным среднего варианта прогноза ООН, доля граждан в возрасте 60 лет и более в мире увеличится с 12,3% в 2015 году до 14,9% в 2025 году и 21,5% в 2050 году, в Европе - с 23,5% в 2015 году до 28% в 2025 году и 34,2% в 2050 году, в Российской Федерации - с 20% в 2015 году до 23,9% в 2025 году и 28,8% в 2050 году, в городском округе Сухой Лог - с 18,7% в 2012 году до 23% в 2025 году и 24,6% в 2050 году.
По данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста в Российской Федерации увеличится с 2016 года по 2025 год с 24,6% до 27% и составит 39,9 млн. человек; в городском округе Сухой Лог с 2012 года по 2025 год с 23,3% до 30% и составит 14523 человека.
В городском округе Сухой Лог процессы старения населения происходят на фоне относительно низкой продолжительности жизни населения и сохраняющейся высокой смертности трудоспособного населения.
В области старения населения в городском округе Сухой Лог наблюдаются следующие тенденции:
увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) с 11473 человек в 2012 году до 12528 человек на начало 2016 года;
увеличение удельного веса граждан старше трудоспособного возраста в населении городского округа Сухой Лог с 23,3% в 2012 году до 25,7% на начало 2016 года (каждый четвертый человек находится в возрасте старше трудоспособного);
сохранение гендерной диспропорции в населении старше трудоспособного возраста (на начало 2016 года на 1000 мужчин в возрасте 60 лет и старше приходилось 2327 женщины);
рост продолжительности жизни населения - с 65 лет в 2012 году до 65,8 лет в 2016 году;
сохранение более высокой продолжительности жизни у женщин (в 2012 году - 72,3 года, в 2016 году - 69,6 лет) по сравнению с мужчинами (в 2012 году - 58,2 лет, в 2016 году - 61,9 год);
удельный вес граждан в возрасте 65 лет и старше в населении городского округа Сухой Лог на 01.01.2016 года - 14,4%.
В связи со старением населения городского округа Сухой Лог увеличивается показатель демографической нагрузки на население трудоспособного возраста. Если в 2012 году на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 399 человек старше трудоспособного возраста, то на начало 2016 года - 476 человек.
Складывающаяся демографическая ситуация ставит новые задачи и цели перед органами власти и обществом, направленные не только на обеспечение основных потребностей граждан старшего поколения для поддержания условий жизнедеятельности, но и на создание условий для активного участия их в политической, социальной и в иных сферах деятельности общества.
2. Доходы и занятость граждан старшего поколения
Основным механизмом обеспечения гарантии доходов граждан старшего поколения является пенсионное обеспечение.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 года N 2524-р утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее - Стратегия развития пенсионной системы), приняты федеральные законы от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и от 28.12.2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
В рамках Стратегии развития пенсионной системы будет продолжена работа по осуществлению мер, направленных на повышение реального уровня пенсионного обеспечения граждан старшего поколения, установление достойного уровня пенсий на основе принципа социальной справедливости, обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате и достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.
В целях улучшения материального положения граждан старшего поколения из числа неработающих пенсионеров, общая сумма материального обеспечения которых не достигает величины прожиточного минимума, установленной в Свердловской области, с 01.01.2010 года установлены социальные доплаты к пенсии.
Вместе с тем, исходя из общей тенденции старения населения и сокращения трудовых ресурсов, с каждым годом будет нарастать потребность экономики в использовании труда граждан старшего поколения.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция роста занятости пенсионеров.
Так, на 01.01.2016 года работали 3500 пенсионеров. Государственную поддержку без ограничения по возрасту с 2013 года получают на конкурсной основе фермеры и семейные животноводческие фермы. В 2013 году на сумму 225 000 рублей оказана поддержка 2 предпринимателям, 2014 год - 235 000 рублей 3 предпринимателям, 2015 год - 164 900 рублей 2 предпринимателям, 2016 год - 179 500 рублей 2 предпринимателям. Более половины глав крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших в 2013 - 2016 годах поддержку, - граждане по старшего возраста.
Вместе с тем проблема обеспечения занятости граждан старшего поколения до конца не решена, в том числе в части наличия негативных стереотипов в отношении занятости указанной категории граждан среди работодателей и в обществе в целом. Не всем пенсионерам удается реализовать свое право на труд. По данным Центра занятости, в 2012 году 54 человека, 2013 год - 36, 2014 год - 20, 2015 год - 60, 2016 год - 19 граждан старше трудоспособного возраста хотели бы работать, ищут работу и готовы приступить к ней.
В целях определения образовательных потребностей для продолжения трудовой деятельности в 2012 - 2014 годах в ряде пилотных регионов Российской Федерации проведены выборочные социологические опросы граждан предпенсионного и пенсионного возраста, которыми было охвачено более 6,3 тыс. человек.
По мнению респондентов, процесс трудоустройства затруднен в связи с отсутствием вакансий (45,2%), недостаточно высоким уровнем заработной платы (23%), неподходящими условиями труда (13,7%), отсутствием требуемой квалификации (6,7%), а также в связи с ограничениями по возрасту, состоянию здоровья (11,4%).
Основными проблемами в сфере занятости граждан старшего поколения являются:
старение населения и сокращение трудовых ресурсов, нарастание потребности экономики в использовании труда граждан старшего поколения;
отсутствие дополнительных стимулов к продолжению трудовой деятельности граждан старшего поколения после наступления пенсионного возраста;
отсутствие удовлетворения потребностей граждан старшего поколения в профессиональном обучении и профессиональном образовании, в том числе дополнительном, в целях трудоустройства на новые рабочие места для продолжения трудовой деятельности после выхода на пенсию;
трудности в трудоустройстве и отсутствие системы профессиональной ориентации граждан старшего поколения, желающих продолжать трудиться после наступления пенсионного возраста;
неэффективное использование профессионального потенциала граждан старшего поколения в роли наставников молодежи на рабочем месте;
наличие негативных стереотипов в отношении занятости граждан старшего поколения среди работодателей и в обществе в целом.
Стимулирование занятости граждан пожилого возраста является одним из важных направлений социальной политики и имеет большое значение как с позиции обеспечения доходов пожилых людей, использования имеющегося у них образовательного и трудового потенциала в интересах экономики городского округа Сухой Лог, так и с точки зрения социализации пожилых людей, их интеграции в жизнь общества.
3. Обеспечение здоровья граждан старшего поколения
Увеличение абсолютного числа лиц старших возрастных групп объективно ведет к повышению численности граждан, испытывающих трудности с решением медицинских, социальных и психологических проблем.
Показатели здоровья ухудшаются с возрастом. Около 80% лиц старшего поколения страдают множественной хронической патологией. В среднем у одного пациента старше 60 лет обнаруживается четыре - пять различных хронических заболеваний. Затраты на медицинскую помощь пациенту 70 лет и старше в 7 раз превышают стоимость лечения 16 - 64-летних. Потребность в оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи у граждан старшего поколения выше, чем у лиц трудоспособного возраста.
В стареющем обществе неуклонно растет медико-социальная значимость проблемы когнитивных расстройств и деменции, синдрома мальнутриции, патологии костно-мышечной системы, что требует разработки целевых программ для решения этих актуальных проблем.
В настоящее время законодательством Российской Федерации предусматривается возможность реализации права на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Обеспечена возможность получения гражданами старшего поколения лекарственных препаратов по рецептам со сроком действия до 3 месяцев и в объеме 3-месячной потребности, приняты меры по оптимизации размещения аптечных и иных организаций, уполномоченных реализовывать лекарственные препараты населению. Необходимо предусмотреть внедрение новых форм адресной доставки лекарственных препаратов и медицинских изделий гражданам старшего поколения, особенно относящимся к маломобильным группам населения. Осуществляется взаимодействие социальных работников с медицинскими организациями по вопросам записи граждан на прием к врачу, выписки у врачей (фельдшеров) рецептов на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, получения результатов медицинского обследования граждан и медицинских справок, вызова участкового врача на дом, поиска необходимых лекарственных препаратов и медицинских изделий в аптечных учреждениях с учетом выписанных врачами (фельдшерами) рецептов, их приобретения и осуществления доставки по месту жительства граждан.
Необходимо разработать нормативную правовую базу и регламент по организации мониторинга цен и ассортимента лекарственных препаратов, на сегодняшний день такой мониторинг осуществляется в соответствии с решением Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики (протокол N 9 от 10.03.2009 года) и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения ежемесячно. Информации в Администрации городского округа Сухой Лог нет. Проведение мониторинга позволило бы провести объективную оценку ситуации на фармацевтическом рынке и выявить негативные тенденции в целях своевременного принятия соответствующих управленческих решений, направленных на обеспечение доступности лекарственных препаратов для населения, в том числе для граждан старшего поколения. Кроме того, в целях совершенствования лекарственного обеспечения и недопущения сокращения ассортимента лекарственных препаратов в 2014 году приняты Федеральный закон от 22.12.2014 года N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 года N 871 "Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
Организация гериатрической медицинской помощи регламентирована приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации "О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации".
Однако, несмотря на очевидные достижения в области оказания медицинской помощи гражданам старшего поколения, существует ряд проблем, требующих решения.
Существующая организационная структура медицинской помощи гражданам старшего поколения не позволяет организовать работу гериатрической службы как единой системы долговременной медицинской и социальной помощи за счет преемственности ведения пациента между различными уровнями системы здравоохранения, а также между службами здравоохранения и социальной защиты. В настоящее время доступность гериатрической помощи отсутствует на территории городского округа Сухой Лог, граждан пожилого возраста принимают в отделения и стационары на общих основаниях.
Недостаточная координация действий между учреждениями здравоохранения и социальной защиты, оказывающими помощь гражданам старшего поколения, уменьшает эффективность медицинской и социальной помощи.
В связи с необходимостью расширения медицинской и социальной помощи нарастает необходимость использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере оказания медицинских услуг людям старшего поколения, привлечения общественности (волонтеров, некоммерческих организаций) к организации различных форм заботы о гражданах старшего поколения.
Необходима просветительская программа, направленная на привлечение внимания гражданского общества к решению проблем людей старшего поколения, популяризацию потенциала и достижений геронтологии и гериатрии, содействие созданию дружественной инфраструктуры и психологической атмосферы для граждан старшего поколения.
Ключевым приоритетом Программы является развитие гериатрической службы как комплексной межведомственной системы предоставления индивидуальных медико-социальных услуг лицам старшего поколения на основе оценки потребностей и нуждаемости.
4. Обучение и информационная доступность для граждан старшего поколения
Эффективным механизмом поддержки социальной активности граждан старшего поколения является их включение в образовательный процесс, учитывающий роль лиц старшего поколения в процессе образования в качестве как обучаемых, так и обучающих. В среднем формальным и неформальным образованием охвачены 30% взрослого населения городского округа Сухой Лог (высокими значениями этого показателя является доля обучающегося взрослого населения достигает 70 - 80%).
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" впервые нормативно закреплено понятие непрерывного образования, которое обеспечивает возможность реализации права граждан на образование в течение всей жизни.
Увеличение доли граждан старшего поколения, участвующих в различных формах и видах образовательной деятельности, приводит к минимизации издержек, связанных с наступлением "третьего возраста" человека, обеспечивая ему здоровую и активную жизнь в период старения.
При этом стоит отметить, что система непрерывного образования в Российской Федерации только начинает развиваться.
Что касается обучения в целях продолжения профессиональной деятельности граждан старшего поколения, в частности их профессионального образования, дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, то оно должно быть в первую очередь адаптировано к потребностям граждан старшего поколения, работодателей, существующим на рынке труда вакансиям.
Однако в настоящее время такой подход не всегда реализуется.
В связи с развитием информационно-телекоммуникационных технологий возникла насущная необходимость обучения граждан старшего поколения использованию современных информационных ресурсов, компьютерной грамотности, в том числе для получения оперативного доступа к получению услуг.
С 2011 года городской округ Сухой Лог принимает участие в программе "Старшее поколение" по оценке навыков и компетенций, обучения людей старшего поколения базовым компетенциям использования на работе и в повседневной жизни для получения и передачи информации книг, компьютеров, цифровых технологий. Ежегодно обучается 100 человек.
Кроме того, в практике все более широкое распространение получают клубные и неформальные виды образования для граждан старшего поколения, такие, как университеты "третьего возраста" и клубы по интересам. Традиционно такими формами образования занимаются самоорганизованные группы граждан или некоммерческие организации при комплексной центре социального обслуживания населения.
Все эти формы дополнительного образования и просвещения требуют развития с участием самих граждан старшего поколения.
5. Досуг граждан старшего поколения
Большое значение для самореализации и социальной активности граждан старшего поколения имеет формирование условий для организации досуга и отдыха этих граждан, их вовлечение в различные виды деятельности (физкультурно-оздоровительную, туристскую и культурную).
Важными факторами развития человеческого потенциала, сохранения и укрепления здоровья граждан являются физическая культура и спорт, в связи с чем растет необходимость создания условий, обеспечивающих возможность для граждан старшего поколения вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой.
Укрепление здоровья граждан среднего и старшего возраста имеет не только важнейшее социальное, но и экономическое значение, связанное в том числе с проблемами продления трудоспособного возраста и пенсионного обеспечения граждан. Систематические занятия физическими упражнениями, существенно повышая физическую работоспособность человека, сказываются благоприятно и на умственной деятельности, продлевают активное долголетие.
Привлечение граждан городского округа Сухой Лог, в том числе граждан старшего поколения, к занятиям физической культурой и спортом является одной из приоритетных задач, закрепленной в стратегических документах городского округа Сухой Лог.
Программа физической культуры и спорта в городском округе Сухой Лог на период до 2020 года включает комплекс мер в интересах граждан старшего поколения, в том числе следующие меры:
разработка физкультурно-оздоровительных программ;
создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий;
привлечение волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с лицами старшего возраста.
В целях пропаганды и популяризации ценностей физической культуры и спорта среди людей старшего поколения, привлечения их к активному спортивному образу жизни принято решение об участии и проведении начиная с 2013 года мероприятий для пенсионеров.
Необходимо рассмотреть вопрос по установлению льготных тарифов и льгот для занятий гражданами старшего поколения физической культурой на объектах спорта, предусмотрено проведение физкультурно-спортивных мероприятий.
На сегодняшний день систематически занимаются физической культурой и спортом 288 человек в возрасте старше 60 лет, однако это всего 0,6% численности населения указанной категории.
В связи с этим необходимо проведение мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, привлечение наибольшего количества граждан старшего поколения к занятиям спортом, а также создание условий для занятия физкультурой граждан старшего поколения, учитывая их возраст и состояние здоровья.
Большое влияние на сохранение здоровья, повышение работоспособности организма, организацию правильного и полезного отдыха людей старшего поколения оказывает туризм.
Путешествие является уникальным средством реабилитации, дает возможность расширять круг общения по интересам, устанавливать независимые и разнообразные контакты, которые помогают получить уверенную и эффективную жизненную поддержку, необходимую человеку старшего поколения.
Одной из задач Программы должно стать развитие социального туризма для граждан старшего поколения (лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, экологического, религиозного, круизного туризма и др.).
Анализируя опыт развития сферы социального туризма для граждан старшего поколения в городском округе Сухой Лог, можно отметить, что основные мероприятия в этом направлении проводятся в рамках муниципальных программ культуры, туризма и социальной защиты. Со стороны туроператоров, реализующих туры по внутренним туристическим направлениям в Российской Федерации, на постоянной основе проводятся акции туроператоров, основой которых является понижение стоимости туров для граждан старшего поколения.
Однако, несмотря на реализуемые меры, только 12 процентов общей численности граждан в возрасте старше 60 лет путешествует.
Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие системы социального туризма для граждан старшего поколения. Существующие мероприятия, направленные на повышение доступности туристских услуг, поездок, санаторно-курортного лечения и отдыха для людей старшего поколения, раздроблены.
В целях создания необходимых условий для развития доступности такого сектора услуг и обеспечения поддержки граждан старшего поколения необходимо сформировать единую межведомственную систему развития социального туризма для них, которая будет основана на взаимодействии органов исполнительной власти в сфере туризма, социальной защиты, здравоохранения, транспорта, культуры, предприятий туристской отрасли, некоммерческих организаций, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
В целях удовлетворения духовных и культурных потребностей граждан старшего поколения представляется важным формировать условия для организации их досуга, вовлечения в различные виды художественного и прикладного творчества.
6. Социальное обслуживание граждан старшего поколения
Важное место в сфере социальной поддержки граждан старшего поколения занимает система социального обслуживания граждан.
Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", законами Свердловской области, а также иными нормативными правовыми актами.
По состоянию на 01.01.2017 года в городском округе Сухой Лог 2 организации социального обслуживания для граждан старшего поколения и инвалидов различного профиля.
Наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной, является предоставление социальных услуг на дому. Ежегодно на дому получают социальные услуги 369 человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.
Вместе с тем востребованность такой формы социального обслуживания влечет за собой наличие очередности на получение социальных услуг на дому.
В связи с этим возникает потребность в развитии различных технологий стимулирования граждан на обеспечение ухода за своими пожилыми родственниками.
Наряду с этим действует система стационарных организаций социального обслуживания граждан старшего поколения с постоянным проживанием (домов-интернатов, геронтологических центров, специальных домов для пожилых людей и др.).
По состоянию на 01.01.2017 года количество таких организаций составило 1 единица. Социальные услуги получают 192 гражданина.
Однако существующие стационарные организации социального обслуживания не могут полностью обеспечить всех нуждающихся граждан старшего поколения в стационарном социальном обслуживании.
В этой связи необходимо проведение мероприятий по развитию инфраструктуры организаций социального обслуживания, созданию новых современных организаций социального обслуживания, активному привлечению к предоставлению социальных услуг бизнеса и некоммерческих организаций.
На указанном этапе развития отрасли реализован ряд мер на федеральном уровне, стимулирующих развитие конкуренции в сфере социального обслуживания.
Однако общая численность граждан старшего поколения ежегодно возрастает, поэтому модернизация и развитие сектора социальных услуг, сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, институтов и механизмов государственно-частного партнерства являются актуальными вопросами, требующими проработки.
С учетом изложенного одним из приоритетов Программы является выстраивание эффективной системы предоставления социальных услуг в зависимости от индивидуальной нуждаемости граждан, вклада и поддержки семей, обеспечения возможности получения социальных услуг гражданами старшего поколения, страдающими старческой деменцией, без помещения их в стационарные организации социального обслуживания.
7. Потребительский рынок для граждан старшего поколения
Важное место в жизни каждого человека старшего поколения занимает сфера производства и реализации товаров и услуг.
Оценить рынок товаров и услуг для людей старшего поколения непросто, так как он включает в себя множество отраслей от медицинской техники и лекарственного обеспечения, товаров для обеспечения предоставления услуг по уходу, оборудования для отдыха и спорта до косметики и пищевых добавок, специализированной недвижимости.
Этот рынок имеет огромный потенциал роста. Учет особенностей граждан старшего поколения как растущей группы потребителей играет свою роль в экономическом развитии, так как генерирование новых рынков с большим разнообразием товаров и услуг для всех возрастов выгодно всем участникам, включая самих пожилых граждан.
Формирование комфортной потребительской среды достигается преимущественно через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности.
Каждый торговый формат уникален и для потребителя, так как предоставляет разные по набору и качеству услуги (в том числе по разнообразию ассортимента, ценового уровня и сопутствующих услуг), и для производителя (производителям разных объемов и типов товаров требуются разные форматы торговли как каналы сбыта).
Построение полноценной системы торговых форматов с учетом демографических, географических, экономических, инфраструктурных и прочих особенностей городского округа Сухой Лог является главным направлением деятельности органов власти. В результате формирования системы торговых форматов на территории появится максимальное количество сетевых и несетевых торговых форматов на конкурентных условиях и для потребителя (с возможностью выбора потребителем разных торговых форматов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю), и для отечественного производителя (с возможностью осуществления сбыта производимых товаров через различные форматы торговли как каналы сбыта).
В городском округе Сухой Лог реализуется проект "Социальная карта", услугами пользуется 533 человека, нуждающиеся в социальной поддержке, преимущественно пожилого возраста. Граждане имеют возможность приобрести социально значимые продукты питания и воспользоваться услугами по ценам ниже сложившихся в розничной сети на 5 - 10 процентов.
В силу физических особенностей граждан старшего поколения приоритетным аспектом в выборе формата торгового предприятия является шаговая доступность. Развитие торговой инфраструктуры шаговой доступности во всех сегментах розницы, нацеленных на реализацию сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, является одной из главных задач Программы развития торговли в городском округе Сухой Лог. Этот аспект могут удовлетворить предприятия малых форматов торговли. Одним из важнейших направлений является развитие ярмарочной торговли. Расположенные в непосредственной близости с местом проживания, именно малые форматы могут обеспечить выполнение таких специфических функций, как индивидуальный подход к покупателям, возможность работы в узкой товарной специализации (например, специализированные булочные и мини-пекарни). Согласно исследованию, проведенному Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и оценкам экспертов около 60 процентов российских потребителей покупают продукты питания каждый день. С одной стороны, это дает уникальный шанс развитию сельскохозяйственного производства питания. С другой стороны, инфраструктура розничной торговли должна обеспечить физическую и экономическую доступность, а также комфорт повседневных покупок продуктов питания, что является неотъемлемым критерием в обеспечении жизнедеятельности граждан старшего поколения.
Однако на сегодняшний день малый формат торговли и ярмарочная торговля развиты не в полном объеме и доступность гражданам старшего поколения этих мест продажи не всегда обеспечена.
Важное значение для граждан старшего поколения имеет обеспечение транспортной доступности. Транспортная доступность для пенсионеров обеспечивается в том числе через реализацию социальных проездных билетов по льготной стоимости, которая компенсируется транспортным организациям за счет средств местного бюджета. Также законодательно определены группы граждан старшего поколения, имеющие право на льготные тарифы при проезде на авиационном, железнодорожном и автомобильном транспорте.
При этом на сегодняшний день остаются определенные трудности с транспортной доступностью и льготным проездом для граждан старшего поколения, что обуславливает необходимость решения этих задач.
8. Люди старшего поколения в семье
В России семья традиционно является основным институтом межпоколенческой заботы друг о друге. Большую роль играет поддержка человека старшего поколения членами его семьи и вклад самих людей старшего поколения в заботу о младших поколениях.
Однако не всегда граждане старшего поколения могут рассчитывать на необходимую им помощь и поддержку со стороны членов своей семьи по разным причинам.
В связи с этим необходимо предусматривать и реализовывать мероприятия, направленные на заинтересованность членов семьи в оказании помощи гражданам старшего поколения, вести пропаганду оказания поддержки таким людям со стороны их родственников.
Одновременно с этим стоит отметить, что социальное восприятие людей старшего поколения во многом определяется характеристиками их отношений с представителями младших поколений. Наличие связей между людьми старшего поколения и представителями младших поколений, прежде всего связей между людьми старшего поколения и их детьми, внуками, повышает уровень удовлетворенности людей старшего поколения различными сторонами жизни, улучшает их социальное самочувствие.
Необходимо создать связь между поколениями для оказания необходимой помощи и поддержки как гражданам старшего поколения, так и более молодым поколениям, обеспечить постоянную социализацию пожилых граждан, их активное участие в общественной жизни.
В связи с чем необходимо формировать общественное мнение, направленное на активное взаимодействие родственников граждан старшего поколения, а также общества в целом с гражданами старшего поколения, выражающееся не только в предоставлении этой категории граждан помощи, ухода, социальных услуг, медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, услуг транспорта, связи, культуры, спорта и иных услуг, но и вовлечении граждан старшего поколения в активную общественную жизнь.
9. Люди старшего поколения в обществе
Общество не может быть успешным, если люди не могут рассчитывать на достойную старость, наполненную смыслом и возможностью реализации. Люди старшего поколения в России традиционно пользовались особым уважением, как хранители опыта и семейных ценностей. Однако за последние несколько десятилетий на фоне резкого увеличения продолжительности и качества жизни произошла атомизация общества, уменьшившая роль семьи и создавшая такую серьезную общественную болезнь, как одиночество, которое приводит к утрате смысла существования и исключенности из общественной жизни и напрямую влияет на ухудшение самочувствия и здоровья.
Важнейшими задачами общества являются признание важности людей старшего поколения как ресурса развития и формирование образа благополучного старения, как образа будущего каждого жителя страны. Необходимо преодоление негативных стереотипов старости и проявлений насилия и дискриминации по отношению к людям старшего поколения, а также формирование благоприятной окружающей среды, способствующей активному долголетию, развитие форм интеграции граждан старшего поколения в жизнь общества.
Эти задачи могут быть решены только в сотрудничестве органов власти и общества и при активном участии самих граждан старшего поколения.
В городском округе Сухой Лог создан методический совет "Школа старшего поколения" при первом заместителе главы Администрации городского округа Сухой Лог, успешно реализует свои проекты и деятельность Совет ветеранов, организационный комитет "Победа" и другие общественные организации и советы, в состав которых входят представители старшего поколения.
К числу наиболее массовых организаций относятся Совет ветеранов (численность 15400 человек), Всероссийское общество инвалидов (численность членов общества - 30 человек), Всероссийское общество слепых (объединяющее 214 инвалидов по зрению) и другие.
Эти организации взаимодействуют с Администрацией городского округа Сухой Лог, органами государственной власти, расположенными на территории городского округа Сухой Лог в решении социальных проблем граждан старшего поколения, в том числе инвалидов, ветеранов, осуществляют контроль за соблюдением их законных прав, оказывают содействие гражданам старшего поколения, в том числе в рамках специальных программ. Организации ветеранов реализуют также различные программы, направленные на формирование патриотического самосознания у подрастающего поколения. Администрация городского округа Сухой Лог содействует деятельности таких организаций.
В городском округе Сухой Лог реализуется широкий спектр политических, общественных и культурных мероприятий, направленных на содействие формированию положительного представления о гражданах старшего поколения.
Формированию позитивного представления о людях старшего поколения, их активной жизненной позиции способствует также ежегодно проводимый в Международный день пожилого человека (1 октября), который отмечается на основании постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 01.06.1992 года N 2890/1-1 "О проблемах пожилых людей". В августе ежегодно начинает свой старт месячник пожилого человека.
При всем многообразии общественных институтов не всегда обеспечивается возможность участия граждан старшего поколения в жизни общества, что не способствуют улучшению качества жизни этой категории людей.
В обществе остаются негативные тенденции, связанные с дискриминацией по возрастному признаку и насилием над гражданами старшего поколения, а также существуют стереотипы, принижающие роль пожилых людей и формирующие общий негативный фон по отношению к гражданам старшего поколения.
Наряду с этим необходимо отметить, что проблемами граждан старшего поколения практически не интересуются благотворители, что является общемировой тенденцией.
При этом можно отметить, что существует два типа добровольческой активности, направленной на поддержку граждан старшего поколения, - добровольческая деятельность, использующая ресурс самих людей старшего поколения, и добровольческая деятельность людей более молодого возраста в пользу граждан старшего поколения.
Добровольческая деятельность способствует формированию у граждан всех возрастов общечеловеческих ценностей, солидарности поколений, улучшению образа старости в глазах молодежи, передаче опыта, знаний, культуры, традиций от граждан старшего поколения к молодым.
Участие человека старшего поколения в добровольческой деятельности наполняет жизнь смыслом и оказывает положительное влияние на такие важные сферы его жизни, как здоровье, уровень функциональной активности, уровень физического и психического здоровья, удовлетворенность жизнью, а также способствует уменьшению уровня депрессии, смертности и заболеваемости человека старшего поколения. Участие в добровольческой деятельности способствует также поддержанию социальных контактов, навыков и знаний, сохранению смысла жизни в зрелом возрасте, повышению социального статуса.
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что проблемы граждан старшего поколения имеют объективные основания, носят долговременный характер и требуют постоянного внимания, решение вопросов, связанных с улучшением здоровья, социального, экономического и психологического самочувствия, материального благополучия людей старшего поколения, выходит за пределы отраслевого подхода и требует мобилизации усилий всех структур общества.
Раздел III. Основные цели, принципы и задачи Программы
Целью Программы является повышение продолжительности, уровня и качества жизни людей старшего поколения.
Программа базируется на следующих принципах:
недопущение дискриминации граждан старшего поколения;
активное участие граждан старшего поколения и учет их мнения в определении приоритетов при реализации Программы;
дифференцированный подход к определению форм социальной поддержки разных категорий граждан старшего поколения;
соблюдение прав и законных интересов граждан старшего поколения во всех сферах жизнедеятельности;
полное и эффективное вовлечение и включение в общество граждан старшего поколения;
партнерство семьи, общества и государства в интересах граждан старшего поколения;
обеспечение межведомственного взаимодействия при реализации Программы на муниципальном уровне в интересах граждан старшего поколения.
Основными задачами Программы являются:
обеспечить равный доступ к услугам в сфере здравоохранения, социальной защиты, образования, питания, культуры, спорта, связи, транспорта и др., в том числе для граждан старшего поколения, проживающих в сельской местности и отдаленных районах;
доступность адресной, своевременной помощи для нуждающихся в ней граждан старшего поколения;
создать условия для обеспечения финансового благосостояния граждан старшего поколения;
создать экономические, социальные и правовые условия, обеспечивающие недопущение дискриминации граждан старшего поколения и способствующие стимулированию пожилых людей к продолжению трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста как на прежних рабочих местах, так и на новых рабочих местах в соответствии с их пожеланиями, профессиональными навыками и физическими возможностями;
создать условий для удовлетворения образовательных потребностей граждан старшего поколения;
повышать уровень финансовой и правовой грамотности граждан старшего поколения в условиях современной экономики;
создать условия для обеспечения гражданам старшего поколения доступа к информации;
создать условий для систематических занятий граждан старшего поколения физической культурой и спортом;
вовлекать граждан старшего поколения в культурную жизнь общества;
реализовывать туристские услуги для граждан старшего поколения, обеспечить их доступность;
совершенствовать систему охраны здоровья граждан старшего поколения;
развивать систему социального обслуживания граждан старшего поколения и создавать условия для развития рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания и участия в нем организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности;
создавать условия для формирования комфортной потребительской среды для граждан старшего поколения и субъектов предпринимательской деятельности через развитие многоформатной инфраструктуры торговли;
стабильное развитие торговой инфраструктуры;
обеспечивать нуждающихся граждан старшего поколения высококачественным сбалансированным питанием с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов;
реализовывать программу "Доступная среда", включая работу с предпринимателями по обеспечению приспособленности парка общественного транспорта к потребностям маломобильных групп населения;
развивать благотворительность и добровольческую (волонтерскую) деятельность в интересах граждан старшего поколения;
формировать позитивное и уважительное отношение к людям старшего поколения, повысить готовности всего населения к происходящим демографическим изменениям.
Раздел IV. Приоритетные направления Программы
Приоритетные направления Программы сформированы с учетом осуществляемой социально-экономической политики в отношении граждан старшего поколения и направлены на достижение поставленных в Стратегии задач.
Направление, связанное с финансовым обеспечением граждан старшего поколения и стимулированием их занятости, включает в себя:
проведение кампании в средствах массовой информации, посвященной занятости (самозанятости) людей старшего поколения, реализацию дополнительных мер по недопущению возрастной дискриминации на рынке труда;
совершенствование организации профессиональной ориентации по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям с учетом имеющегося трудового потенциала работников старшего поколения, их желаний и возможностей;
развитие форм надомной, временной, гибкой и дистанционной занятости для граждан старшего поколения;
обеспечение организации общественного контроля за соблюдением трудового и социального законодательства, имеющего отношение к трудовой деятельности работников старшего поколения, в том числе лиц, имеющих инвалидность;
развитие наставничества посредством использования трудового потенциала граждан старшего поколения;
повышение уровня финансовой грамотности граждан старшего поколения, прежде всего в части, касающейся обеспечения безопасности граждан старшего поколения при пользовании банковскими продуктами и услугами;
развитие и поддержку интегрированных культурно-образовательных клубов;
использование опыта и знаний людей пожилого возраста при разработке и осуществлении образовательных программ и профессиональных тренингов;
совершенствование существующих образовательных программ подготовки специалистов в сфере социального обслуживания граждан.
Направление, связанное с совершенствованием системы охраны здоровья граждан старшего поколения включает в себя:
создание последовательной и преемственной системы, сочетающей медицинские услуги, для людей всех возрастов - от профилактики до паллиативной медицинской помощи;
обеспечение доступности медицинской помощи, контроль обеспечения лекарственными препаратами граждан старшего поколения;
формирование здорового образа жизни и раннюю диагностику возраст-ассоциированных хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития с последующей своевременной их коррекцией с целью снижения заболеваемости, инвалидизации и смертности;
развитие паллиативной медицинской помощи в интересах граждан старшего возраста;
использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере оказания услуг для граждан старшего поколения в связи с необходимостью расширения медицинской помощи;
совершенствование единой системы профессиональной подготовки и дополнительное профессиональное образование специалистов по оказанию медицинской, в том числе гериатрической, и социальной помощи гражданам старшего поколения;
повышение информированности медицинских работников по вопросам охраны здоровья граждан старшего поколения;
привлечение внимания гражданского общества к решению проблем граждан старшего поколения.
Направление, связанное с обеспечением доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам, включает в себя:
обеспечение возможности получения образования гражданами старшего поколения;
развитие добровольчества (волонтерства) в сфере обучения граждан старшего поколения;
обеспечение доступа граждан старшего поколения к информационным ресурсам;
повышение уровня финансовой грамотности граждан старшего поколения;
повышение доступности получения услуг гражданами старшего поколения, в том числе при помощи Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
совершенствование организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям для реализации трудового потенциала граждан старшего поколения;
развитие услуг по обучению граждан старшего поколения компьютерной грамотности;
осуществление мероприятий, направленных на образовательное консультирование и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, в том числе в отношении лиц с индивидуальными образовательными потребностями;
развитие программ непрерывного образования граждан старшего поколения для обеспечения их профессионального и личностного роста, а также улучшения качества жизни;
развитие услуг по формированию у граждан старшего поколения функциональной грамотности (правовой, предпринимательской, грамотности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, экологической, языковой и других видов грамотности).
Направление, связанное с формированием условий для организации досуга граждан старшего поколения, включает в себя:
обеспечение доступности физкультурно-спортивных услуг для граждан старшего поколения;
пропаганду физической культуры и спорта среди граждан старшего поколения;
создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий граждан старшего поколения в организациях сферы физической культуры и спорта и социального обслуживания;
обеспечение доступности мероприятий в сфере культуры, направленных на удовлетворение творческих потребностей граждан старшего поколения;
создание механизма организации социального туризма для граждан старшего поколения.
Направление, связанное с развитием современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг, включает в себя:
развитие стационарозамещающих технологий предоставления социальных услуг, в том числе по долговременному уходу за гражданами старшего поколения, полностью или частично утратившими способность к самообслуживанию, а также стимулирование родственного ухода за данной категорией граждан;
модернизацию действующих организаций социального обслуживания в целях обеспечения предоставления социальных услуг гражданам старшего поколения;
актуализацию перечня дополнительных социальных услуг, в том числе предоставляемых добровольцами (волонтерами) гражданам старшего поколения, с учетом данных исследований нуждаемости граждан в наиболее востребованных услугах;
увеличение количества негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги по социальному обслуживанию граждан старшего поколения.
Направление, связанное со стимулированием производства товаров и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей граждан старшего поколения, включает в себя:
развитие общественного транспорта;
обеспечение доступности транспорта, объектов дорожного хозяйства и объектов социального назначения для граждан старшего поколения;
развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста предпринимательской активности в целях создания комфортной потребительской среды для граждан старшего поколения;
обеспечение доступности для граждан старшего поколения качественных продуктов питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Направление, связанное с развитием общества с учетом интересов, потребностей и возможностей граждан старшего поколения, включает в себя:
формирование образа благополучного старения в России и информирование общества о важности качества жизни граждан старшего поколения для будущего страны;
признание вклада граждан старшего поколения в социальную, экономическую, культурную и политическую жизнь общества и использование данного опыта во всех сферах жизнедеятельности;
формирование уважительного отношения к гражданам старшего поколения независимо от их физического состояния и других аспектов их жизни как к членам общества;
создание условий для реализации гражданами старшего поколения творческого потенциала;
содействие социальной активности граждан старшего поколения, их участию в жизни общества;
поддержку лиц, обеспечивающих уход за гражданами старшего поколения в семье;
пропаганду роли семьи в жизни граждан старшего поколения;
информирование граждан старшего поколения о случаях мошенничества, мерах по их предотвращению и мерах защиты от жестокого обращения и насилия в отношении людей старшего поколения;
включение вопросов о недопустимости жестокого обращения с гражданами старшего поколения в образовательные программы;
обеспечение реализации прав граждан старшего поколения, живущих в сельских и удаленных районах городского округа Сухой Лог, на доступ к основным социальным услугам, культурным ценностям, мерам надлежащей социальной защиты, социального обеспечения, медицинского обслуживания и др.;
развитие благотворительности и добровольческой (волонтерской) деятельности в интересах граждан старшего поколения.
Раздел V. Механизмы реализации Программы
При реализации Программы предстоит всесторонне совершенствовать механизмы реализации конкретных направлений социальной политики, относящей граждан старшего поколения к особой социально-демографической группе и учитывающей специфику их жизнедеятельности.
Механизмы реализации Программы будут определяться в зависимости от их направленности, а также с учетом инструментов, которыми необходимо будет воспользоваться для достижения целей и задач Программы.
К механизмам реализации всех направлений Программы относятся:
правовые;
организационно-управленческие;
кадровые;
финансово-экономические;
научно-методические;
информационные.
Правовые механизмы включают в себя:
развитие и совершенствование муниципальной нормативной правовой базы для реализации приоритетных направлений Программы;
обеспечение обоснованности принимаемых решений, программ, направленных на поддержку граждан старшего поколения.
Организационно-управленческие механизмы включают в себя:
совершенствование существующих механизмов управления и общественного контроля при реализации гражданами старшего поколения своих прав и свобод;
эффективную реализацию межведомственного взаимодействия при реализации прав граждан старшего поколения;
системное изучение и распространение опыта работы при предоставлении гражданам старшего поколения государственных и муниципальных услуг;
укрепление партнерства органов местного самоуправления с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации, и оказание им содействия в осуществлении деятельности по предоставлению услуг гражданам старшего поколения, защите их прав и интересов, повышению социальной активности;
организацию мониторинга достижения цели и задач реализации Программы.
Кадровые механизмы включают в себя:
совершенствование кадрового обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам старшего поколения;
подготовку и дополнительное профессиональное образование педагогических работников, специалистов широкого профиля по работе с пожилыми людьми, а также юристов, психологов, врачей, социологов, педагогов, социальных работников в целях кадрового обеспечения реализации социальной политики в отношении граждан старшего поколения.
Финансово-экономические механизмы включают в себя:
совершенствование организационно-финансовых механизмов в целях повышения эффективности социальных институтов в отношении граждан старшего поколения;
активное привлечение внебюджетных средств, в том числе средств страховых, благотворительных и частных фондов, для достижения целей социальной политики в отношении граждан старшего поколения.
Научно-методические механизмы включают в себя:
формирование системы организации исследований в различных областях жизнедеятельности граждан старшего поколения с целью установления обоснованных подходов к дальнейшему совершенствованию предоставления государственных и муниципальных услуг;
разработку и реализацию образовательных программ по изучению специфики образа жизни и положения людей старшего поколения.
Информационные механизмы включают в себя:
использование современных информационных и коммуникационных технологий и ресурсов для достижения целей Программы;
приобщение граждан старшего поколения к средствам массовой коммуникации за счет специальных рубрик в печатных и электронных средствах массовой информации;
привлечение средств массовой информации к реализации программ социализации граждан старшего поколения, широкому распространению позитивного опыта участия людей старшего поколения в жизни общества;
информационную поддержку общественных объединений и средств массовой информации, внедряющих ознакомительные программы для потребителей старшего поколения.
Каждое направление Программы также имеет механизмы реализации.
Механизмами реализации направления, связанного с финансовым обеспечением граждан старшего поколения и стимулированием их занятости, являются:
повышение информированности граждан предпенсионного возраста о порядке формирования пенсионных прав и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования;
повышение информированности граждан старшего поколения о возможностях продолжения трудовой занятости или нового трудоустройства;
организация работы по информированию работодателей о преимуществах сохранения и поощрения занятости граждан старшего поколения;
использование опыта и знаний граждан старшего поколения при разработке и осуществлении образовательных программ и профессиональных тренингов;
использование института наставничества;
обеспечение и упрощение доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам;
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан старшего поколения, адаптированное к потребностям данных граждан, работодателей, существующим на рынке труда вакансиям;
обеспечение гибкой системы поддержки семей с престарелыми родственниками в зависимости от состояния, потребностей и нуждаемости человека старшего поколения.
Механизмами реализации направления, связанного с совершенствованием системы охраны здоровья граждан старшего поколения являются:
разработка стратегий профилактики хронических неинфекционных заболеваний у людей старшего поколения, включающих формирование здорового образа жизни и раннюю диагностику хронических возраст-ассоциированных неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития с последующей своевременной коррекцией с целью снижения заболеваемости, инвалидизации и смертности;
совершенствование организации оказания медицинской помощи гражданам старшего поколения;
организация оказания плановой медицинской помощи пациентам 60 лет и старше со старческой астенией и комплексом возраст-ассоциированных заболеваний и состояний, а также их медицинской реабилитации.
Механизмами реализации направления, связанного с обеспечением доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам, являются:
совершенствование программ обучения компьютерной грамотности граждан старшего поколения;
развитие системы информирования о предоставляемых образовательных услугах для граждан старшего поколения;
организация профессионального обучения, дополнительного профессионального образования граждан старшего поколения;
персонифицированное финансирование дополнительных образовательных программ, направленных на формирование различных видов функциональной грамотности граждан старшего поколения (компьютерной, финансовой, правовой, языковой, экологической и других);
обеспечение получения услуг гражданами старшего поколения с использованием информационных технологий;
совершенствование программ повышения финансовой грамотности граждан старшего поколения;
проведение информационных кампаний в целях повышения финансовой грамотности граждан старшего поколения;
повышение доступности финансовых продуктов и услуг для граждан старшего поколения;
формирование и реализация образовательных программ для граждан старшего поколения на основе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения как наиболее доступных механизмов получения дополнительного образования;
информирование о финансовых продуктах и услугах для граждан старшего поколения;
развитие и поддержка интегрированных культурно-образовательных центров;
развитие клубных форм образования на основе самоорганизованных групп граждан старшего поколения.
Механизмами реализации направления, связанного с формированием условий для организации досуга граждан старшего поколения, являются:
организация культурно-досуговой деятельности и предоставление услуг учреждениями культуры гражданам старшего поколения;
планирование культурного досуга граждан старшего поколения с учетом приоритетов развивающих технологий;
вовлечение граждан старшего поколения в различные виды художественного и прикладного творчества;
осуществление демократичной ценовой политики при проведении культурно-досуговых, театрально-зрелищных мероприятий, кинопоказов и другие;
разработка и реализация комплексной программы развития социального туризма;
реализация мер стимулирования и поддержки организаций, предоставляющих туристские услуги гражданам старшего поколения;
создание условий для повышения информирования граждан старшего поколения о туристских продуктах в сфере социального туризма;
совершенствование кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства граждан старшего поколения;
стимулирование работодателей по созданию условий для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни;
создание условий для повышения уровня физической активности граждан старшего поколения, в том числе с использованием Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
организация и проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий всех уровней для граждан старшего поколения.
Механизмами реализации направления, связанного с развитием современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг, являются:
совершенствование механизмов установления нуждаемости граждан старшего поколения в социальном обслуживании;
совершенствование деятельности организаций социального обслуживания по предоставлению социальных услуг в полустационарной форме для граждан старшего поколения;
обеспечение индивидуального подхода при предоставлении социальных услуг;
развитие и распространение практики размещения заказа на предоставление социальных услуг;
обеспечение информирования граждан о предоставляемых в городском округе Сухой Лог социальных услугах и поставщиках социальных услуг;
организация в городском округе Сухой Лог системы учета добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания;
привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в сфере социального обслуживания;
совершенствование кадрового обеспечения системы социального обслуживания граждан;
создание условий для частно-государственного партнерства в социальной сфере и развития рынка социальных услуг.
Механизмами реализации направления, связанного со стимулированием производства товаров и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей граждан старшего поколения, являются:
в сфере розничной торговли:
установление прозрачных правил (требований) формирования и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов как инструмента сохранения, создания и развития малого торгового бизнеса, предусматривающих гарантии для предпринимателей и ограничение возможности злоупотреблений со стороны органов власти;
определение общих принципов специализации нестационарных торговых объектов, определение социально значимых товарных специализаций;
закрепление общих принципов оформления договорных отношений, защищающих добросовестных предпринимателей и позволяющих существенно увеличить горизонты планирования ведения бизнеса;
установление единообразных принципов формирования и распределения новых мест размещения нестационарных торговых объектов;
установление общих принципов льготного предоставления мест размещения нестационарных торговых объектов для субъектов малого торгового и производственного бизнеса, в том числе для индивидуальных предпринимателей и членов крестьянских (фермерских) хозяйств;
развитие сети магазинов социальной направленности, обеспечивающих экономическую и физическую доступность продуктов питания;
совершенствование организации общественного питания и удовлетворение потребностей в диетическом питании в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан старшего поколения с соблюдением рекомендуемых нормативных показателей пищевой ценности и ассортимента продуктового набора;
предоставление диетологической помощи гражданам старшего поколения, страдающим заболеваниями, требующими диетической коррекции (заболевания желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет 2 типа, подагра, заболевания почек, сердечно-сосудистые заболевания, старческая астения и истощение, онкологические заболевания), путем организации диетического питания в полустационарной форме социального обслуживания граждан старшего поколения;
обоснование ассортимента (набора) социально значимых пищевых продуктов, предназначенного для оказания адресной продовольственной (натуральной) помощи нуждающимся малоимущим гражданам старшего поколения, имеющего первостепенное значение для обеспечения физиологических потребностей граждан старшего поколения в пищевых веществах и энергии, обеспечивающих сохранение здоровья и физической активности;
совершенствование программ обучения граждан старшего поколения принципам и правилам здорового и диетического питания через средства массовой информации, путем организации школ и кружков в учреждениях социального обслуживания;
формирование информационной системы, содержащей сведения о товарах и услугах для граждан старшего поколения и об организациях, осуществляющих их производство и реализацию, адаптированных к восприятию гражданами старшего поколения, и ее размещение в открытом доступе в сети "Интернет";
организация учета фактора старения населения в сфере производства, распределения, рекламы и продажи товаров и услуг, принимая во внимание общее положительное влияние этих факторов на экономику и рынок труда.
Механизмами реализации направления, связанного с развитием общества с учетом интересов, потребностей и возможностей граждан старшего поколения, являются:
формирование идеологических установок, определяющих важность граждан старшего поколения и образа благополучной старости для развития общества и будущего городского округа;
проведение информационных кампаний, направленных на преодоление стереотипов и дискриминационных проявлений в отношении граждан старшего поколения;
развитие благотворительности и добровольческой (волонтерской) деятельности в интересах граждан старшего поколения;
предоставление информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в интересах граждан старшего поколения;
распространение лучших практик деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в интересах граждан старшего поколения (в том числе в части вовлечения этих граждан в добровольческую деятельность и реализации мер по созданию позитивного образа людей старшего поколения в обществе);
создание условий для появления и функционирования организаций, защищающих права граждан старшего поколения и представляющих их интересы в органах власти;
обеспечение участия граждан старшего поколения в консультативных органах, создаваемых для разработки инициатив и программ, затрагивающих их интересы;
оказание поддержки центрам добровольчества, работающим в сфере привлечения граждан, в том числе старшего поколения, к добровольческой деятельности, включая организацию работы в клубном формате;
разработка программы по подготовке граждан старшего поколения в области самопомощи, обучение лиц, осуществляющих неформальный уход за людьми старшего поколения.
Практическое выполнение целей, задач и приоритетных направлений Программы будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по реализации Программы, утвержденным Главой городского округа Сухой Лог.
Реализация направлений Программы будет осуществляться наряду с нормативными правовыми актами городского округа Сухой Лог, в том числе стратегического значения, и муниципальными программами.
Механизмом контроля за ходом реализации Программы являются ежегодные аналитические доклады.
Раздел VI. Этапы реализации Программы
Программа разработана на период до 2025 года.
Первый этап ее реализации запланирован на период с 2017 до 2020 года.
По итогам первого этапа реализации Программы будет проведен комплексный анализ результатов реализации плана мероприятий Программы, утвержденного Главой городского округа Сухой Лог, на предмет достижения поставленных в Программе задач, цели и результатов. При необходимости цель, задачи и направления Программы будут скорректированы с учетом проведенных мероприятий.
Второй этап реализации Программы запланирован с 2020 до 2025 года.
Реализация приоритетных направлений Программы, а также плана мероприятий Программы не потребует выделения дополнительных средств из муниципального бюджета.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется методическим советом, с участием общественных организаций.
Раздел VII. Ожидаемые результаты
Итогом реализации Программы станет сформированная система мер, направленных на повышение благосостояния и социально-культурного развития граждан старшего поколения, укрепление их здоровья, повышение продолжительности жизни и активного долголетия.
В соответствии с поставленными в Программе задачами будет обеспечено достижение следующих результатов:
обеспечение межведомственного подхода к решению проблем старения населения;
разработка и практическое осуществление комплекса финансовых, организационных, информационных, кадровых и иных мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения, повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения;
обеспечение получения гражданами старшего поколения доступных и качественных социальных услуг в соответствии с их нуждаемостью;
обеспечение возможности нахождения граждан старшего поколения, нуждающихся в уходе, в семьях;
участие в решении проблем, связанных со старением населения, а также активное привлечение к решению этих проблем общественных организаций и волонтеров;
обеспечение комплексности, доступности и эффективности медицинской, в том числе паллиативной помощи гражданам старшего поколения;
привлечение дополнительного финансирования и негосударственных структур к оказанию медицинских, социальных и психологических услуг для граждан старшего поколения;
формирование культуры добровольческой деятельности в формате межпоколенческого диалога и совместимой деятельности.
Для мониторинга результатов достижения целей и задач Программы необходимо проводить регулярную оценку благополучия граждан старшего поколения на основании целевых показателей реализации Программы, приведенных в приложении.
Приложение
к муниципальной программе
действий в интересах граждан старшего поколения
на территории городского округа Сухой Лог
на 2017 - 2025 годы
Целевые показатели
реализации муниципальной программы действий в интересах граждан старшего поколения на территории городского округа Сухой Лог на 2017 - 2025 годы
N |
Наименование показателя |
Значение целевого показателя в |
||
2017 году |
2020 году |
2025 году |
||
1 |
Доля граждан старшего поколения, занимающихся физической культурой и спортом, процентов |
0,6 |
6 |
10 |
2 |
Доля граждан старшего поколения, получивших социальное обслуживание, в общем числе граждан старшего поколения, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, процентов |
50 |
80 |
100 |
3 |
Доля граждан старшего поколения, удовлетворенных качеством предоставляемых социальных услуг, в общем числе получателей социальных услуг, процентов |
50 |
70 |
90 |
4 |
Количество выпущенных автобусов, предназначенных для перевозки лиц с ограниченными возможностями, в том числе для инвалидов-колясочников, штук |
0 |
1 |
3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы городского округа Сухой Лог Свердловской области от 7 марта 2017 г. N 300-ПГ "Об утверждении муниципальной программы действий в интересах граждан старшего поколения на территории городского округа Сухой Лог на 2017 - 2025 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Знамя победы" от 14 марта 2017 г. N 20