Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. О совершенствовании действующего законодательства в вопросах обеспечения прав и законных интересов ребёнка
Учитывая участившиеся в 2016 году обращения жителей Свердловской области в судебные органы, а также к Уполномоченному по правам ребёнка, которые были связаны с вопросами наделения несовершеннолетних правом собственности объекта жилой недвижимости, Аппаратом Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области был проведён анализ состоянии законодательства в части обеспечения контроля исполнения законным представителем ребёнка обязательства в данной сфере. В результате был установлено следующее.
1. Статьёй 21 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" предусмотрено обязательное предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного.
Из содержания обозначенного выше Федерального закона, а также Гражданского и Семейного кодексов РФ следует, что родитель ребёнка, в том числе опекун либо попечитель, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать сделки по сдаче имущества несовершеннолетнего внаём, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества ребёнка, совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих ему прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости этого имущества.
Вместе с тем, приведённым выше действующим федеральным законодательством, как и в ситуациях правоотношений в части использования средств материнского капитала, необходимые контрольные функции не предусмотрены, что в свою очередь может приводить к нарушениям имущественных прав несовершеннолетних.
2. В Свердловской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере опеки и попечительства является региональное Министерство социальной политики.
12.08.2015 г. обозначенным Министерством был издан приказ N 485 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги "Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки по распоряжению недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному".
Указанный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги по выдаче предварительного разрешения на совершение сделок по распоряжению недвижимым имуществом подопечного, в том числе исчерпывающий перечень документов, представляемых заявителем, для их изучения, анализа и оценки.
Изучением Административного регламента был установлен ряд факторов, способных приводить к нарушениям имущественных прав детей (не смотря на то, что наличие этих факторов может быть обусловлено пробелами отмеченного выше федерального законодательства):
- обращает на себя внимание факт отсутствия в тексте Административного регламента права требования от заявителя документов, подтверждающих исполнение норм законодательства в случаях приобретения отчуждаемого в настоящее время жилого помещения с использованием средств материнского капитала (например, все ли несовершеннолетние члены семьи были наделены правом собственности?);
- в связи с отсутствием в федеральном законодательстве положений о контроле исполнения обязанности по наделению несовершеннолетних правом собственности в соответствующих случаях, рассматриваемый регламент также не предусматривает какого-либо контроля со стороны специалистов территориальных Управлений социальной политики за реализацией выданного приказа о предварительном разрешении на совершение сделки по распоряжению недвижимым имуществом.
Как показывает практика, не смотря на упоминание в обозначенном приказе необходимости предъявления заявителем в Управление социальной политики в течение месяца после государственной регистрации права соответствующего свидетельства, гражданами, как правило, данная обязанность не исполняется, а у соответствующих должностных лиц не имеется юридических оснований для принятия мер реагирования.
Как было указано ранее, из содержания ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" следует, что совершение сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества несовершеннолетнего, не допускается. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства как раз и требуется при совершении сделки по отчуждению имущества, то есть когда действия опекуна или попечителя (включая родителя) могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества.
Таким образом, органы опеки и попечительства, фактически проверяя законность сделки по отчуждению недвижимости, устанавливают, соответствует ли она интересам несовершеннолетних (совершена ли к его выгоде).
То есть, если речь идёт о продаже одной квартиры и о приобретении другой, органу опеки необходимо достоверно знать, что полученная несовершеннолетним в результате сделки квартира будет, как минимум, аналогичной либо более удобной, комфортабельной, дорогостоящей, чем ранее принадлежащее ему жилье.
Приведённая позиция вытекает и из смысла Рекомендаций по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации, утверждённых письмом Министерства образования и науки РФ от 25.06.2007 г. N АФ-226/06.
Представляется, что при данных обстоятельствах было бы целесообразным предусмотреть обязанность должностных лиц органов опеки и попечительства в определённых случаях проводить обследование как отчуждаемого, так и приобретаемого жилого помещения.
3. В настоящее время ч. 3 ст. 137 УК РФ, направленная на защиту несовершеннолетних потерпевших от незаконного публичного распространения информации об их личности либо о причиненных им преступлением физических и нравственных страданиях, фактически не работает. Состав преступления материальный и для наступления ответственности необходимы тяжкие последствия в виде вреда здоровью, психического расстройства и т.п. С учетом массовости информационного воздействия установить от чьих именно действий наступили последствия в виде душевного расстройства потерпевшего либо самоубийства невозможно. Кроме того, установить прямую причинную связь конкретной публикации и последствий также крайне затруднительно.
При этом, опасность сбора и распространения сведений о несовершеннолетних потерпевших в большей степени обусловлена не возрастом пострадавших, а категорией совершенных в их отношении преступлений. Наиболее тяжелое воздействие на психику детей оказывает сбор и распространение сведений о преступлениях против их половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних. Сам по себе сбор сведений о таких фактах представителями СМИ путем бесед с пострадавшим(ей), их родственниками, одноклассниками, знакомыми наносит тяжелую психологическую травму жертве насилия, поскольку поддерживает негативный эмоциональный фон, заставляя вновь переживать обстоятельства произошедшего. Дальнейшее же распространение в СМИ хотя и обезличенных, но чрезмерно подробных сведений, не только оказывает дополнительное негативное воздействие на потерпевшего, но и формирует у психически не уравновешенных людей (потенциальных преступников) криминальную модель поведения.
Ряд резонансных уголовных дел по фактам насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних показали следующее. На начальном этапе представители средств массовой информации проявляли высокую активность в освещении деталей и обстоятельств указанных преступлений. Для получения новых подробностей происшедшего журналисты караулили потерпевших и подозреваемых у здания Следственного управления, посещали родителей и образовательные учреждения. За первую неделю с момента возбуждения дел в СМИ размещается большое количество публикаций (до 200 и более) об обстоятельствах произошедшего с фотоматериалами (частично заретушированными). При этом запреты на распространение информации о несовершеннолетних касаются, главным образом, их личности, а порядок сбора информации о таких фактах вообще не определен (см. раздел 2.7.).
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка: раздел 2.7 в настоящем Докладе отсутствует
Предложения Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области: |
Правительству Свердловской области инициировать внесение соответствующих изменений: 1) в Федеральный закон от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" либо принятие нормативного правового акта Свердловской области, устанавливающего обязательный для применения Порядок выдачи предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав несовершеннолетних, в том числе при совершении сделок с объектами недвижимости. 2) в приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 12.08.2015 г. N 485 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги "Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки по распоряжению недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.