Постановление Правительства Свердловской области
от 5 апреля 2017 г. N 236-ПП
"Об утверждении Стратегии развития архивного дела в Свердловской области на период до 2030 года"
22 ноября 2017 г.
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", законами Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области" и от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития архивного дела в Свердловской области на период до 2030 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области А.Р. Салихова.
3. Настоящее постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Губернатор Свердловской области |
Е.В. Куйвашев |
Утверждена
постановлением Правительства
Свердловской области
от 5 апреля 2017 г. N 236-ПП
"Об утверждении Стратегии развития
архивного дела в Свердловской
области до 2030 года"
Стратегия
развития архивного дела в Свердловской области на период до 2030 года
22 ноября 2017 г.
Раздел 1 изменен с 2 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Свердловской области от 22 ноября 2017 г. N 874-ПП
Раздел 1. Общие положения
Стратегия развития архивного дела в Свердловской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет цели, направления развития архивного дела в Свердловской области, содержит принципы и приоритеты государственной политики, механизмы ее реализации, параметры развития, формы и методы деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области, которые обеспечат благоприятные условия развития архивного дела.
Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 5 декабря 2016 года N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203), Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 N 2036-р, Концепцией региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 2769-р, Программой информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011 - 2020 годы, утвержденной приказом Федерального архивного агентства от 02.12.2011 N 104, Законом Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области", в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы".
Стратегия базируется на законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Свердловской области в сфере архивного дела.
Стратегия учитывает основные положения Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203, Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства, а также проекта Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 г.
Место архивов в современном мире определяется той ролью, которую играет в нем документ как оперативный регулятор различных сфер деятельности человека, общества и государства. Востребованность в ретроспективной документной информации для решения задач социально-экономического развития страны, государственного и муниципального управления делает архив надежным, адресным, оперативным информационным звеном управленческой деятельности человека, общества и государства. Аутентичность хранящихся в архиве документов, их неприкосновенность означают, что они носят доказательный характер. Выполняя социально-правовые запросы граждан, архив обеспечивает функционирование системы социальной защиты населения. Организуя использование ретроспективной документной информации в научно-исследовательских целях, архив имеет признаки научной организации. Популяризируя историю страны в целом и родного края в частности, архив выступает в качестве культурно-просветительского учреждения.
Раздел 2. Оценка состояния архивного дела в Свердловской области
В Свердловской области накоплен значительный информационный массив архивных документов и создана инфраструктура по его обработке: развитая сеть архивных учреждений, квалифицированный кадровый состав.
На 01.01.2016 в государственных архивах Свердловской области (далее - областные государственные архивы) и муниципальных архивах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные архивы), сосредоточено свыше 5 млн. единиц хранения, в том числе более 45 006 особо ценных дел, 153 559 единиц хранения аудиовизуальных документов на традиционных и электронных носителях, 54 043 дела научно-технической документации, 4 766 511 кадров страхового фонда особо ценных и уникальных документов, которые отражают историю заселения и освоения территории Среднего Урала с начала XVII века, разносторонне характеризуют социально-экономическое, культурное и духовное развитие региона более чем за четырехсотлетний период.
В течение 2006 - 2016 годов развитие архивного дела в Свердловской области было ориентировано на достижение следующих стратегических целей:
1) обеспечение единого информационного пространства и прав граждан в сфере использования архивных документов как составной части информационных ресурсов Свердловской области;
2) развитие информационного потенциала Архивного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области и Архивного фонда Свердловской области;
3) обеспечение сохранности архивных документов как части историко-культурного достояния Свердловской области.
Решение задач, направленных на реализацию указанных целей, позволило осуществить мероприятия, направленные на развитие имеющегося информационного потенциала Свердловской области. Базовыми направлениями развития архивного дела в последние годы стали: сохранение и популяризация историко-архивного наследия, информатизация отрасли, развитие выставочной деятельности, модернизация материально-технической базы архивных учреждений.
За период с 2006 по 2016 год удалось достичь следующих результатов:
1) преодолеть негативные тенденции в развитии отрасли;
2) сформировать новую систему государственного управления в области архивного дела, опирающуюся на нормативно закрепленное разграничение полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления;
3) обеспечить стабильное финансирование архивных органов и учреждений в Свердловской области;
4) достичь положительной динамики роста ключевых показателей (противопожарная защищенность областных государственных и муниципальных архивов; оснащенность компьютерным оборудованием и локальными вычислительными сетями; упорядочение и улучшение физического состояния архивных документов; увеличение объемов работ по разработке информационно-поисковых систем и автоматизированных технологий; прием документов на постоянное хранение). Как следствие, архивная служба Свердловской области занимает лидирующие позиции в Уральском федеральном округе по приоритетным направлениям.
Значительная часть мероприятий, направленных на совершенствование имеющейся материально-технической базы отрасли, реализована за счет средств областных государственных целевых программ.
В Свердловской области с 1999 года реализованы 4 областные целевые программы в сфере архивного дела. В результате выполнения программы в 2005 году достигнут показатель 100-процентной компьютеризации областных государственных и муниципальных архивов.
С 2011 года в рамках областной целевой программы "Информационное общество Свердловской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1477-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Информационное общество Свердловской области" на 2011 - 2015 годы", реализовано самостоятельное направление "Создание автоматизированной информационной системы по документам Архивного фонда Российской Федерации, находящимся в государственной собственности Свердловской области" (на 2011 - 2012 годы было предусмотрено 39 437 тыс. рублей) с целью оперативного предоставления информационных услуг гражданам посредством интернет-ресурсов. В рамках данной программы Управление архивами Свердловской области (далее - Управление архивами) приступило к реализации инновационного проекта "Электронный архив Свердловской области".
Применение программных методов управления отраслью позволило достичь положительных качественных изменений в предоставлении архивных услуг населению: в архивах установлены автоматизированные пользовательские места, расширился спектр возможностей предоставления услуг, оказываемых на базе новых информационных технологий, снизились сроки исполнения запросов граждан.
В связи с наметившимися положительными тенденциями необходимо дальнейшее развитие программного метода управления, ориентированного на конкретный результат.
Архивное обслуживание населения осуществляется преимущественно областными государственными казенными учреждениями, выступающими главным инструментом реализации политики в сфере архивного дела на территории Свердловской области. Муниципальная сеть архивных учреждений остается наиболее социально ориентированной (таблица 1).
Таблица 1
Сеть архивных учреждений в Свердловской области
Номер строки |
Виды архивов |
Количество архивов |
|||||
2005 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2015 год |
||
1. |
Областные государственные архивы |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
2. |
Муниципальные архивы в том числе: |
71 |
77 |
80 |
78 |
78 |
75 |
3. |
архивные отделы администраций муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области; |
56 |
57 |
59 |
54 |
49 |
44 |
муниципальные архивные учреждения |
15 |
20 |
21 |
24 |
29 |
31 |
В отличие от иных социальных отраслей заказчиком и потребителем услуг и продуктов деятельности архивных учреждений, как и учреждений культуры, является общество в целом. Ежегодно посетителями архивных учреждений становятся не менее 35 тыс. человек. Количество пользователей по сравнению с 2011 годом выросло в 1,5 раза и составило в 2015 году 52 252 тыс. человек (таблица 2).
Таблица 2
Количество посетителей в архивных учреждениях
Номер строки |
Виды архивов |
Количество посетителей (тыс. человек) |
Количество используемых документов (тыс. единиц хранения) |
|||||
2007 год |
2011 год |
2015 год |
2007 год |
2011 год |
2015 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1. |
Областные государственные архивы |
16,0 |
33,602 |
52,252 |
62,715 |
159,765 |
164,581 |
|
2. |
Муниципальные архивы |
0,799 |
0,573 |
123,218 |
8,025 |
29,316 |
399,013 |
|
3. |
Итого |
16,799 |
34,175 |
175,470 |
70,740 |
189,081 |
563,594 |
Деятельность архивных учреждений Свердловской области, направленная на решение задач по воспитанию патриотизма и развитию творческого, научного потенциала населения, сегодня наиболее востребована обществом.
Перечень государственных услуг установлен приказом Управления архивами от 30.11.2015 N 27-01-33/208 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Свердловской области в сфере архивного дела, и одобрении примерного перечня муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области".
Сохранение и популяризация историко-культурного наследия Свердловской области через развитие архивного дела - одна из важных задач, которую отрасли предстоит решать, реализуя Стратегию. Результатом работы должно стать снижение количества архивных документов, находящихся в неудовлетворительном состоянии и увеличение показателя посещаемости архивов.
На фоне общероссийской статистики архивы Свердловской области выгодно смотрятся по показателям интенсивности использования архивных фондов, превышая средний показатель по России.
Количество тематических запросов по архивным документам с 2011 по 2015 год в среднем по Российской Федерации увеличилось на 25 процентов, по Уральскому федеральному округу - на 36 процентов, в Свердловской области - на 38 процентов.
Рост количества посещений читальных залов государственных архивов субъектов Российской Федерации в среднем по Российской Федерации за 2011 - 2015 годы составил 24 процента, читальных залов государственных архивов Свердловской области - 39,6 процента.
Сравнительные данные по объему хранящихся архивных документов в государственных архивах субъектов Российской Федерации и муниципальных архивов по Уральскому федеральному округу приведены в таблице 3.
Таблица 3
Номер строки |
Наименование субъекта Российской Федерации |
Количество архивных фондов |
Количество единиц хранения архивных документов |
1. |
Курганская область |
9595 |
1 457 736 |
2. |
Свердловская область |
17 783 |
5 707 048 |
3. |
Тюменская область |
11 331 |
2 083 975 |
4. |
Челябинская область |
9837 |
4 341 017 |
5. |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
3861 |
878 785 |
6. |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
1806 |
371 657 |
Архивная деятельность на сегодняшний день востребована не только населением, но и является предметом повышенного внимания на всех уровнях власти, что объясняется большими потенциальными возможностями архивов в продвижении процессов информатизации общественной жизни.
Количество принятых в областные государственные и муниципальные архивы документов за 2006 - 2016 годы значительно увеличилось, в том числе за счет документов по личному составу. Изменился качественный состав принимаемых на постоянное хранение документов в связи с развитием политической и государственной системы Российской Федерации. Внедрение научно-технических достижений отразилось на способах документирования человеческой жизнедеятельности, появились новые материальные носители документной информации.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты, в условиях происходящих экономических и политических преобразований возникла необходимость поиска новых решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность информационных ресурсов, а с другой - создать механизмы, позволяющие архивной отрасли более эффективно развиваться в рыночных условиях.
Состояние архивного дела в Свердловской области определяется спецификой его развития, характерной для старопромышленных регионов России:
1) высокой долей архивных документов крупнейших промышленных предприятий, в том числе оборонного комплекса;
2) долговременной и непрерывной концентрацией в областных государственных и муниципальных архивах архивных документов ликвидирующихся организаций, а также предприятий, прошедших процедуру акционирования, вызвавшей резкое сокращение свободных площадей архивохранилищ.
Перечисленные факторы обусловливают повышенную нагрузку на материально-технический комплекс архивов. Для архивного дела Свердловской области острой остается проблема недостаточности площадей архивохранилищ. Около 70 процентов архивов достигли предельной загруженности архивными документами. Плановый прием на постоянное хранение в областные государственные архивы составляет 18,917 тыс. единиц хранения архивных документов и в муниципальные архивы - более 110 тыс. единиц хранения архивных документов в год. Более 22 процентов архивных документов хранятся сверх установленного срока в организациях и подлежат приему в государственные архивы, и 7,3 процента - в муниципальные архивы. В организациях - источниках комплектования муниципальных архивов сверх установленного срока хранится 11,35 процента архивных документов. Остаются нерешенными на уровне законодательства Российской Федерации проблемы приема архивных документов от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В условиях дефицита средств местных бюджетов услуги населению, ориентированные на формирование личности и повышение качества городской и сельской среды, частично софинансируются областным бюджетом через предоставление дотаций.
В современных условиях оценка эффективности работы архивных учреждений связана с повышением доступности информационных услуг для граждан и организаций.
Высок уровень компьютеризации архивов. Все они оснащены техническими средствами автоматизации, 37 процентов имеют доступ к электронной почте и выход в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет). В то же время серьезной проблемой остается высокий процент зданий, находящихся в неудовлетворительном состоянии (61 процент), существует потребность в профильном оборудовании.
Численность работающих в отрасли составляет 525 человек, средний показатель образовательного уровня работающих специалистов - 48 процентов работников, имеющих высшее образование. В целом присутствует дефицит кадров в государственных архивах, сохраняется острый спрос на специалистов высокой квалификации и персонал, владеющий инновационными технологиями. Архивная отрасль испытывает потребность и в молодых специалистах: средний возраст работников архивов составляет 39 лет.
Основными поставщиками кадров для архивных учреждений является департамент "Исторический факультет" Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина (далее - Уральский Федеральный университет).
Численность списочного состава работников государственных и муниципальных архивных учреждений представлена в таблице 4.
Таблица 4
Численность работников областных государственных и муниципальных архивов
Номер строки |
Численность списочного состава работников областных государственных и муниципальных архивов (человек) |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2009 год |
2012 год |
2015 год |
1. |
Всего работников, человек в том числе: |
453 |
530 |
501 |
542 |
581 |
600 |
2. |
работников областных государственных архивов, человек |
245 |
261 |
289 |
315 |
338 |
354 |
3. |
работников муниципальных архивов, человек |
208 |
269 |
212 |
227 |
243 |
246 |
Наряду с численностью работающих растет заработная плата работников архивов Свердловской области. С 01.12.2010 введена новая система оплаты труда работников областных государственных архивов, в 2014 году утверждена "дорожная карта". Прирост заработной платы работников областных государственных архивов в 2015 году по отношению к 2013 отчетному году составил 17,3 процента.
Переход на отраслевую систему оплаты труда позволил увязать размер заработной платы с качеством и результативностью работы специалистов. Уровень заработной платы работников архивов в 2015 году достиг 92,2 процента от средней заработной платы по экономике в Свердловской области. В связи с этим повышение оплаты труда - необходимое условие повышения результативности сферы архивного дела.
Динамика финансирования архивной отрасли представлена в таблице 5.
Таблица 5
Номер строки |
Период |
Расходы по Управлению архивами Свердловской области (тыс. рублей) |
Рост/снижение к предыдущему периоду (тыс. рублей) |
Рост/снижение к предыдущему периоду (процентов) |
1. |
2005 год |
71 857,8 |
- |
- |
2. |
2006 год |
75 064,2 |
+3206,4 |
4,5 |
3. |
2007 год |
128 389,1 |
+53 324,9 |
71,0 |
4. |
2008 год |
166 089,6 |
+37 700,5 |
29,4 |
5. |
2009 год |
93 380,4 |
-72 709,2 |
-43,8 |
6. |
2010 год |
106 097,0 |
+ 12 716,6 |
13,6 |
7. |
2011 год |
136 963,6 |
+30 866,6 |
29,1 |
8. |
2012 год |
144 681,5 |
+7717,9 |
5,6 |
9. |
2013 год |
205 727,3 |
+61 045,8 |
42,2 |
10. |
2014 год |
201 770,4 |
-3956,9 |
-1,9 |
11. |
2015 год |
200 357,7 |
-1412,7 |
-0,7 |
В то же время превалирующая идеология социально ориентированной бюджетной политики, связанной преимущественно с повышением заработной платы (ее доля в расходах учреждений по-прежнему составляет от 60 до 75 процентов) и текущим оснащением и содержанием учреждений, еще не позволяет эффективно решать существующие инфраструктурные проблемы, расширять спектр услуг и создавать конкурентоспособные продукты.
Необходимо изменение финансовой политики, связанной с наращиванием активов учреждений, переориентацией расходования средств в текущем режиме сметного финансирования на целевое бюджетирование по достигнутым результатам. Эти проблемы предстоит решать в среднесрочный период через государственные программы, направленные на повышение эффективности расходования бюджетных средств при решении стратегических и тактических задач.
Проблемы развития на современном этапе:
1) устаревшая материально-техническая база: отсутствие специализированных зданий, помещений, устаревшее оборудование, недостаточность современных форм (компьютеризированных программных продуктов) для организации выполнения задач уставной деятельности архивов;
2) отсутствие системы подготовки и переподготовки специалистов;
3) отсутствие программы поддержки молодых специалистов;
4) отставание системы организации деятельности архивов от изменившихся характеристик социума;
5) невысокий уровень юридической и экономической грамотности кадров;
6) преобладание "бюджетного сознания" в условиях экономических преобразований, сложность в переориентации мышления;
7) невысокий уровень социальной защищенности работников архивов;
8) низкий уровень инвестиционной привлекательности отрасли в целом.
Раздел 3. Приоритеты, цели и задачи государственного управления в сфере архивного дела
Глава 1. Приоритеты по реализации Стратегии
Предполагается, что развитие архивного дела в данный период будет обусловлено прежде всего темпами роста потенциала Архивного фонда Российской Федерации как важной части историко-культурного наследия, документальных информационных ресурсов региона, а также повышением качества оказываемых государственных услуг.
В Стратегии учтены и наиболее серьезные риски, указанные в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05 декабря 2016 года N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", которые могут повлиять на состояние архивного дела, к ним относятся угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России, в том числе: неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, другой открытой социально значимой информации; дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы.
За 2004 - 2016 годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения информационной безопасности. Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности в сфере архивного дела. Приняты федеральные законы от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", развернута работа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов, регламентирующих общественные отношения в информационной сфере. Принят Закон Свердловской области от 15 марта 2005 года N 5-ОЗ "Об архивном деле в Свердловской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "25 марта 2005 года"
Осуществлены мероприятия по обеспечению информационной безопасности в областных государственных архивах, получена лицензия на деятельность областных государственных архивов в области защиты государственной тайны.
Наибольшую опасность информационной безопасности областных государственных архивов представляют ухудшение состояния и постепенный упадок объектов российского культурного наследия, включая архивы, ввиду недостаточного финансирования соответствующих программ и мероприятий.
В целях выявления и согласования интересов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Свердловской области и других субъектов отношений в информационной сфере, выработки необходимых решений необходимо формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством общественных объединений и содействие организациям в повышении эффективности работы.
Недостаточность финансирования деятельности областных государственных архивов и, как следствие, приостановка комплектования документами Архивного фонда Российской Федерации в связи с отсутствием свободных площадей в трех областных государственных архивах (государственное казенное учреждение Свердловской области "Государственный архив Свердловской области", государственное казенное учреждение Свердловской области "Государственный архив административных органов Свердловской области", государственное казенное учреждение Свердловской области "Государственный архив в городе Красноуфимске"). На 01.01.2016 загруженность архивохранилищ областных государственных архивов составляет более 100 процентов. В результате в ближайшей перспективе невозможно будет осуществить прием порядка 500 тыс. единиц хранения архивных документов от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основе договоров, государственных органов Свердловской области, муниципальных архивов, а также организаций - источников комплектования, что, безусловно, ведет к увеличению количества документов, находящихся в ведомствах сверх установленного срока. Недостаток свободных площадей ведет к размещению архивных документов в условиях, не соответствующих всем требованиям нормативных режимов хранения.
В данной ситуации потребуется и увеличение субвенций на содержание документов, отнесенных к государственной собственности Свердловской области, временно хранящихся в муниципальных архивах.
Кроме того, в условиях устойчивого роста востребованности архивной информации потребуется обеспечить не только качественно новый уровень развития архивного дела в Свердловской области, но и на основе внедрения инновационных технологий осуществить модернизацию и технологическое обновление архивной службы Свердловской области.
Для достижения поставленных целей и решения задач в рамках Стратегии с учетом принципов и критериальных оценок развития архивного дела определены основные направления и приоритетные меры по ее реализации.
1. Повышение качества и степени доступности для населения и организаций информационных архивных услуг.
Как показывает анализ, наблюдается значительный рост количества запросов, поступающих в архивы Свердловской области. Так, в 2015 году исполнено более 120 тыс. запросов, что на 25 тыс. больше показателей 2011 года и почти в 2 раза больше показателей 2007 года.
В связи с участием архивов в мероприятиях по представлению информации в рамках пенсионной реформы, информационному обеспечению деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2030 году данная тенденция сохранится.
Для повышения результативности информационной деятельности архивов предполагается реализовать следующую систему мер:
1) оптимизация административных процедур по оказанию государственных услуг по представлению архивной информации, связанной с реализацией конституционных прав граждан, по исполнению запросов граждан, связанных с их социальной защитой;
2) модернизация и формирование единого по Свердловской области информационного банка автоматизированной базы данных "Сведения о местонахождении документов по личному составу в Свердловской области", которая содержит сведения о месте хранения, составе и содержании архивных документов по личному составу (по состоянию на 01.01.2016 внесено 18 520 тыс. записей, к 2030 году планируется внести 25 тыс. записей);
3) обеспечение создания электронных аналогов наиболее важной и используемой части научно-справочного аппарата (путеводители, каталоги, указатели, описи дел), которые будут размещены в сети Интернет.
В условиях устойчивого роста востребованности архивной информации необходимо обеспечить не только качественно новый уровень развития информационных технологий в деятельности архивов Свердловской области, но и на основе внедрения инновационных технологий осуществить модернизацию и технологическое обновление инфраструктуры архивных учреждений.
Целесообразным и перспективным является реализация совместного с Федеральным архивным агентством проекта по созданию центра хранения электронных документов и формированию на его базе научной площадки по исследованию проблематики создания, хранения электронных документов в целях развития нормативной и методической базы. К данному проекту также возможно привлечение Уральского Федерального университета.
Необходимо провести работу по созданию единой областной базы данных о местах хранения документов, включающих в себя поисковые координаты.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" необходимо принять меры, направленные на решение задач, обеспечивающих при предоставлении государственных услуг в сфере архивного дела достижение следующих показателей:
1) обеспечение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг в сфере архивного дела к 2018 году - не менее 90 процентов;
2) сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя для получения государственной услуги в сфере архивного дела к 2018 году - до 10 минут.
2. Сохранение документального наследия народов, проживающих на территории Свердловской области, наиболее полно отражающего исторический опыт развития Свердловской области, в интересах граждан, общества и государства.
Оптимальным является решение по созданию специализированных центров при областных государственных архивах: центра реставрации архивных документов, информационно-выставочного центра, центра хранения электронных документов.
Предстоит:
оснастить архивы современными системами охранно-пожарной сигнализации и пожаротушения на 100 процентов и своевременно модернизировать по истечению сроков эксплуатации системы, имеющиеся в архивах (в настоящее время 94 процента архивов оснащено современными системами охранно-пожарной сигнализации, системами пожаротушения - 6 процентов);
обеспечить эффективную эксплуатацию специального оборудования для страхового копирования особо ценных документов государственных архивов. На 01.01.2016 имеются страховые копии 34 275 единиц хранения архивных документов;
модернизировать реставрационное оборудование областных государственных архивов;
перевести наиболее активно используемые информационные ресурсы архивных фондов в цифровую форму для выдачи пользователям взамен подлинников. В то же время на основе внедрения новых технологий и методов предусматривается рост объемных показателей по реставрации архивных документов, а также других видов специальной обработки;
ежегодно увеличивать на 7 процентов количество архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их вечное хранение;
ежегодно увеличивать на 2 процента количество отреставрированных документов от общего объема дел, подлежащих специальной обработке.
Основополагающим критерием для эффективного развития архивного дела в Свердловской области является разработка и утверждение проекта по строительству комплекса зданий для областных государственных архивов (2018 год).
Для повышения информационного потенциала Архивного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области важное значение имеет качество комплектования архивов.
Данное направление обеспечивает сохранность документов Архивного фонда Российской Федерации в целях дальнейшего использования при определении политических, экономических, социальных и иных приоритетов, формировании прогнозов и программ развития, принятии обоснованных управленческих решений, а также подтверждения конституционных прав граждан.
За 2006 - 2016 годы объем документов в государственных и муниципальных архивах Свердловской области вырос на 147,7 тыс. единиц хранения. Документальный массив архивных документов, хранящихся на территории Свердловской области, является одним из крупнейших в Уральском федеральном округе.
В связи с этим крайне важно решить вопрос по расширению площадей областных государственных архивов, что позволит обеспечить плановый прием из архивов организаций - источников комплектования в областные государственные архивы свыше 370 тыс. единиц хранения архивных документов государственной собственности Свердловской области. Кроме того, особое внимание будет уделено приему электронных, аудиовизуальных и других документов.
Ключевым вопросом, требующим решения для дальнейшего развития архивной отрасли Свердловской области, является строительство специализированного здания. Степень загруженности областных государственных архивов достигла 88,3 процента. В специализированных зданиях, введенных в эксплуатацию в 1971 - 1972 годах, располагаются только 2 из 6 областных государственных архивов.
Проектная вместимость архивохранилищ должна составлять не менее 6 млн. единиц хранения, площадь здания вместе с административными блоками - не менее 55 000 кв. метров.
Учитывая, что на хранении находятся также документы территориальных федеральных органов власти, является целесообразным софинансирование строительства здания из федерального бюджета.
В целях консолидации ресурсного обеспечения и рационализации его использования следует провести анализ видов архивных документов, подлежащих приему на постоянное хранение, и оптимизировать разграничение профиля комплектования областных государственных архивов документами на различных носителях.
3. Особое приоритетное направление, требующее реализации, - внедрение информационно-коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных (муниципальных) услуг и информации о деятельности архивной службы.
В сфере архивного дела региональная информатизация осуществляется с учетом положений федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)", Концепции информатизации архивного дела России, утвержденной Федеральной архивной службой в 1995 году, Программы информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011 - 2020 годы, утвержденной приказом Федерального архивного агентства от 02.12.2011 N 104 "Об утверждении Программы информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011 - 2020 гг.", и имеет целью создание условий для повышения качества услуг, предоставляемых в сфере архивного дела, повышения открытости и эффективности работы архивных учреждений, развития рациональной системы формирования, обеспечения сохранности Архивного фонда Российской Федерации и защиты его информационных ресурсов, получения гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента на основе современных технологий доступа к оцифрованным документам Архивного Фонда Российской Федерации на территории Свердловской области, подготовки к приему и приема на постоянное хранение архивных документов в электронной форме, обеспечения условий для их дальнейшего использования и обеспечения сохранности.
Для этого на уровне Свердловской области необходимо обеспечить:
1) организацию предоставления государственных услуг, оказываемых Управлением архивами Свердловской области и областными государственными архивами, через единый портал государственных и муниципальных услуг;
2) развитие и обеспечение работоспособности государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система по документам Архивного фонда Российской Федерации, находящимся в государственной собственности Свердловской области", ведение модуля "Электронный фотокаталог";
3) развитие интернет-портала "Архивы Свердловской области" и организацию доступа к информации о документах Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в областных государственных архивах, через портал (с использованием программного комплекса "Электронный архив Свердловской области");
4) создание и ведение автоматизированной системы "Областной государственный реестр уникальных документов, находящихся в государственной собственности Свердловской области", её наполнение, включая электронные образы документов и организацию доступа к системе в сети Интернет;
5) развитие ведомственного программного обеспечения "Показатели деятельности архивов", обеспечивающего учет показателей деятельности областных государственных архивов и муниципальных архивов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в целях представления форм ведомственного статистического учета в специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
6) модернизацию сайтов областных государственных архивов (в виде самостоятельных сайтов или разделов портала "Архивы Свердловской области") и развитие доступа граждан и организаций к информации о документах Архивного фонда Российской Федерации через сайты архивов;
7) объединение информационных ресурсов (тематических, исследовательских и иных), созданных и функционирующих внутри областных государственных архивов, и представление их в сети Интернет;
8) осуществление в областных государственных архивах интеграции имеющихся информационных ресурсов в единую для каждого областного государственного архива базу данных с формированием единой информационно-поисковой системы в электронном формате, создание интегрированной информационно-поисковой системы для работы с объединенным информационным ресурсом областных государственных архивов;
9) унификацию программно-аппаратных платформ Управления архивами Свердловской области и подведомственных учреждений;
10) создание типовых автоматизированных систем по основным направлениям деятельности областных государственных архивов;
11) организацию качественной технической поддержки работоспособности аппаратно-программных комплексов и электронных ресурсов Управления архивами Свердловской области и областных государственных архивов;
12) создание центра хранения электронных документов для обеспечения централизованного приема, хранения и использования электронных документов государственных органов Свердловской области, использующих систему электронного документооборота, и других организаций, являющихся источниками комплектования областных государственных архивов;
13) организацию оцифровки архивных документов, относящихся к государственной собственности Свердловской области, введение их в автоматизированную информационную систему;
14) создание страховых копий особо ценных и уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации и фонда пользования на документы, относящиеся к государственной собственности Свердловской области, на основе применения цифровых технологий;
15) внедрение новых версий и пополнение базы данных федеральной ведомственной Единой Автоматизированной Информационной системы (ЕАИС) в целях учёта документов Архивного фонда Российской Федерации в областных государственных архивах и муниципальных архивах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;
16) повышение квалификации сотрудников областных государственных архивов в сфере информационных технологий;
Пункт 3 дополнен подпунктом 17 с 2 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Свердловской области от 22 ноября 2017 г. N 874-ПП
17) замену импортного оборудования, программного обеспечения и электронной компонентной базы российскими аналогами, информационную безопасность.
Дальнейшее развитие получит автоматизированная система государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области. К 2030 году планируется обеспечить учет всех видов архивных документов, в том числе на уровне "фонд - опись - единица хранения". Так, на 01.01.2016 в базу данных программного комплекса "Архивный фонд" внесены сведения всеми государственными и муниципальными архивами на уровне "фонда" и "описи".
Одновременно продолжится работа и по наполнению тематических баз данных, обеспечению доступа широкого круга пользователей к электронным аналогам научно-справочного аппарата к архивным документам в режиме удаленного доступа.
Кроме того, в рамках внедрения органами государственной власти Свердловской области системы электронного документооборота предполагается формирование "Электронного архива Свердловской области", в том числе создание в течение 2017 - 2030 годов соответствующей материально-технической базы и решение кадровых вопросов.
4. Одним из сложных направлений в деятельности архивной службы до 2030 года будет являться оптимизация системы управления и эффективного использования ресурсов в сфере архивного дела в части:
создания и развития интегрированной системы архивного и социального мониторинга, позволяющей обеспечить принятие оптимальных, своевременных и эффективных управленческих решений на основе использования современных информационных технологий. Необходимо обеспечить качественное улучшение прогнозно-аналитической работы при обработке результатов мониторинга, обеспечении органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан информацией о месте хранения различных комплексов архивных документов, динамике, масштабах изменения видов носителей документов, оценке угрозы утраты документов, определении предупредительных мер и принятии корректирующих действий по предупреждению утраты, прогнозированию сценариев возможных последствий и оценки ущерба;
внедрения современных технологических процессов, направленных на повышение производительности труда и эффективности деятельности архивов, расширения и модернизации парка современной компьютерной техники, интеграции имеющихся баз данных в создаваемую единую информационно-поисковую систему, их пополнения и использования, размещения электронных баз данных в сети Интернет, постоянной актуализации архивами собственных сайтов. Предполагается объединение информационных ресурсов различных территориальных и ведомственных систем, осуществляющих хранение архивных документов, на единой информационной, технической и методической основе;
повышения эффективности административного регулирования, совершенствования механизмов контроля за соблюдением на территории Свердловской области федерального законодательства об архивном деле (разработка новых форм плановой документации, расширение круга проверок, привлечение к административной ответственности за несоблюдение законодательства об архивном деле);
обеспечения стабильной работы архивных учреждений, в том числе увеличению размеров финансирования из разных источников.
Одновременно продолжится работа, направленная на сохранение и укрепление кадрового потенциала, совершенствование системы непрерывного обучения и повышения квалификации, создание условий для профессионального роста специалистов и формирование резерва кадров, привлечение молодых специалистов.
Глава 2. Совершенствование системы финансирования архивного дела
Совершенствование системы финансирования архивного дела является одним из важнейших и необходимых элементов бюджетной реформы, проводимой в комплексе мероприятий в рамках административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности Управления архивами, стимулирование экономической деятельности подведомственных учреждений при оказании государственных услуг.
Следование стратегическим ориентирам позволит существенно продвинуться в достижении определенных на среднесрочную перспективу целей бюджетной политики - улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
Изменение системы финансирования областных государственных архивов из областного бюджета в ходе реализации бюджетной реформы будет являться одним из важнейших инструментов при переходе от финансирования расходов учреждения к финансированию бюджетных услуг.
Для обеспечения контроля эффективности и экономии бюджетных средств в процессе исполнения бюджета необходимо разработать механизм внутреннего и внешнего контроля за использованием бюджетных средств.
Такими мерами будут являться:
1) установление для каждого учреждения системы конкретных задач для реализации целей деятельности отрасли;
2) установление ответственности архивов (учреждений) при планировании показателей, достижении результатов при использовании бюджетных средств в рамках утвержденных бюджетных ассигнований;
3) наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств в учреждениях в отчетном и плановом периоде;
4) наличие и применение формализованных методов оценки стоимости расходных обязательств.
Реализация данных мер послужит исключению фактов нецелевого и неэкономного расходования бюджетных средств.
Дальнейшая реформа бюджетного процесса должна сосредоточиться на внедрении современных процедур и методов финансового менеджмента:
1) определение наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов для достижения целей социально-экономической политики;
2) обеспечение эффективного исполнения принятых решений;
3) подотчетность, ответственность за деятельность и ее результаты.
Глава 3. Совершенствование нормативной базы в области архивного дела
В реализации направления по совершенствованию нормативной базы в области архивного дела требуется:
подготовить нормативные правовые акты, регламентирующие механизм взаимодействия государственных архивов с негосударственными организациями в новых экономических и социально-политических условиях (разработка и внедрение регламентов взаимодействия);
обеспечить правовое урегулирование взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела с расположенными на их территориях федеральными органами и организациями по вопросам хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации.
В этих условиях немаловажное значение приобретают государственные программы. На основе мониторинга состояния архивного дела в Свердловской области предусматривается разработка среднесрочных государственных программ, отраслевых муниципальных программ, а также участие в соответствующих программах.
В целом, эффективность реализации Стратегии будет зависеть не только от уровня исполнения бюджета и целевого направления средств на выполнение запланированных мероприятий, в том числе и внебюджетных средств, полученных от предпринимательской деятельности, но и эффективного использования кадрового потенциала, накопленного опыта, материально-технической базы. При этом необходимо достичь максимального результата при минимальных затратах (рациональное использование материальных ресурсов).
Таким образом, к 2030 году планируется обеспечить качественно новый уровень развития архивного дела в Свердловской области на основе внедрения инновационных технологий, при этом главной нашей задачей, по-прежнему, будет являться эффективное использование документального наследия для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, удовлетворения конституционных прав граждан.
Ранжируя перечисленные мероприятия в рамках приоритетных направлений по исполнителям, в качестве первоочередных мер определяется:
1) для исполнительных органов государственной власти Свердловской области:
совершенствование нормативной правовой базы в сфере архивного дела;
совершенствование системы временного хранения архивных документов в архивах организаций;
информационное и методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления и организаций в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
оказание поддержки органам местного самоуправления (в первую очередь на территориях депрессивных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области) в решении вопросов по обеспечению хранения архивных документов в нормативных условиях;
развитие государственно-частного партнерства в сфере архивного дела, оказание государственной поддержки архивам организаций;
организация архивного и документационного просвещения;
проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, при эксплуатации зданий и систем жизнеобеспечения зданий архивов;
2) для государственных архивов Свердловской области:
обеспечение безопасности архивов и архивных фондов;
обеспечение граждан информационными услугами на основе архивных документов;
перевод архивных документов в цифровую форму;
3) для органов местного самоуправления:
организация и содержание муниципальных архивов;
обеспечение безопасности архивов и архивных фондов;
обеспечение граждан информационными услугами на основе архивных документов;
перевод архивных документов в цифровую форму;
4) для архивов организаций:
достижение нормативных условий хранения архивных документов;
обеспечение своевременной подготовки и передачи документов Архивного фонда Российской Федерации на хранение в государственные или муниципальные архивы.
Глава 4. Цели и задачи реализации Стратегии
Целями государственной политики в области архивного дела является содействие созданию и функционированию системы архивного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации, реализация их конституционных прав на свободный доступ к информации, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в архивах.
Целью развития архивного дела в Российской Федерации в долгосрочной перспективе установлено достижение российскими архивами уровня, отвечающего потребностям и нуждам современного информационного общества.
Направления деятельности, общественное предназначение архивов состоят не только в хранении культурного достояния страны и оказании государственных услуг, но и в осуществлении определенных функций менеджмента, контроля и надзора за работой архивов государственных и иных организаций.
Предусматривается достижение следующих стратегических целей:
1) обеспечение уровня развития архивного дела в Свердловской области, соответствующего темпам социально-экономического развития Свердловской области и обеспечивающего его передовые позиции в Уральском федеральном округе и Российской Федерации;
2) развитие и реализация информационного потенциала Архивного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области как основы устойчивого и динамичного историко-культурного развития Свердловской области;
3) создание условий для доступа к архивным документам, удовлетворение потребностей граждан, общества и государственных институтов в архивной информации, усиление влияния исторических знаний на процессы социально-культурных преобразований и экономического развития Свердловской области.
Для достижения целей необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение следующих основных задач:
1) сохранение архивного наследия и обеспечение полноценного развития Архивного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области;
2) создание единого информационного пространства Свердловской области в сфере архивного дела и интеграция его в общероссийские информационные ресурсы, интеграция архивов, как одного из элементов государственного механизма, в систему электронного правительства;
3) повышение качества и доступности государственных услуг в области архивного дела в соответствии с интересами и потребностями граждан;
4) совершенствование условий хранения архивных документов на традиционных носителях для обеспечения доступа к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) внедрение инноваций в деятельность архивов;
6) развитие кадрового потенциала архивов, формирование инновационного климата в коллективах архивных учреждений.
Приоритетные задачи по этапам
1 этап (2016 - 2018 годы)
1) модернизация материально-технической базы учреждений;
2) внедрение современных информационных технологий в деятельность архивов;
3) сохранение и популяризация исторического наследия;
4) создание условий для сохранности и безопасности архивных фондов;
5) внедрение эффективных форм управления отраслью через развитие программно-целевых методов управления;
6) развитие внестационарных форм обслуживания населения, внедрение дистанционных услуг;
7) привлечение в отрасль молодых специалистов;
8) повышение уровня профессиональной компетентности и квалификации руководителей и специалистов;
9) развитие системы широкой информированности населения о составе и информационной составляющей архивов и установление устойчивой обратной связи;
10) создание партнерской сети;
11) совершенствование правового обеспечения деятельности в сфере архивного дела;
12) обеспечение доступности и качества услуг для всех категорий и групп населения Свердловской области;
13) сближение уровня оплаты труда работников архивов с оплатой труда в сфере промышленного производства.
2 этап (2019 - 2024 годы)
1) формирование полноценной инфраструктуры отрасли, соответствующей реалиям нового времени;
2) модернизация обслуживания населения;
3) повышение доступности услуг для всех категорий и групп населения;
4) оптимизация сети архивных учреждений;
5) повышение качества деятельности учреждений;
6) расширение участия населения в формировании Архивного фонда;
7) развитие партнерской сети;
8) поддержка инновационной активности кадров.
3 этап (2025 - 2030 годы)
1) сохранение уникальных ресурсов Архивного фонда Российской Федерации в Свердловской области и их развитие с учетом традиционных особенностей;
2) эффективное сочетание традиций и новаторства;
3) реинтеграция традиционных архивных институтов в современную систему информационных коммуникаций;
4) создание единого информационного пространства Свердловской области в сфере архивного дела.
Раздел 4. Целевые показатели Стратегии развития архивного дела в Свердловской области
Глава 5. Критерии и показатели развития архивного дела
Исходя из основных задач Стратегии в качестве критериев и показателей оценки развития архивного дела предлагаются:
1) критерии оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг архивными учреждениями на основе показателей, определяющих число потребителей государственных (муниципальных) услуг, соблюдение нормативных сроков предоставления услуг; отсутствие обоснованных жалоб;
2) критерии оценки представления архивной информации на уровне интерактивного доступа на основе показателей, определяющих объем информации об архивных фондах в сети Интернет, количество (долю) пользователей;
3) критерии оценки использования архивных документов, определяемые показателями, характеризующими объем предоставленных пользователям архивных документов, включая различные формы использования архивных документов, удельный вес коммерческого использования;
4) критерии, характеризующие эффективность деятельности архивных учреждений на основе показателей, определяющих объемы инвестиций в архивное дело, количество пользователей, посетивших архивные учреждения, количество специалистов, отвечающих за принятие решений в сфере архивного дела, прошедших специализированную подготовку, улучшение условий хранения архивных документов, объемы принятых архивных документов.
Критериальные значения показателей оценки развития архивного дела устанавливаются либо на уровне нормативных величин, определенных законодательством Российской Федерации, либо на уровне, достигнутом в развитых странах, либо по результатам экспертной оценки.
Для достижения поставленных задач сформирован перечень целевых показателей (таблица 6).
Таблица 6
Номер строки |
Цель |
Задача |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевого показателя по этапам реализации |
|||
базовое значение 01.01.2016 |
I этап 2018 год |
II этап 2024 год |
III этап 2030 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
1. Повышение качества и степени доступности для населения и организаций информационных архивных услуг |
|||||||
2. |
Цель 3. Создание условий для доступа к архивным документам, удовлетворение потребностей граждан, общества и государственных институтов в архивной информации, усиление влияния исторических знаний на процессы социально-культурных преобразований и экономического развития Свердловской области |
задача 1. Сохранение архивного наследия и обеспечение полноценного развития Архивного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области задача 3. Повышение качества и доступности государственных услуг в области архивного дела в соответствии с интересами и потребностями граждан |
удельный вес граждан, получивших архивные справки в установленные сроки |
процентов |
98 |
98 |
99,1 |
100 |
3. |
2. Сохранение документального наследия народов Свердловской области, наиболее полно отражающего исторический опыт развития Свердловской области, в интересах граждан, общества и государства |
|||||||
4. |
Цель 2. Развитие и реализация информационного потенциала Архивного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области как основы устойчивого и динамичного историко-культурного развития Свердловской области |
задача 1. Сохранение архивного наследия и обеспечение полноценного развития Архивного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области задача 4. Совершенствование условий хранения архивных документов на традиционных носителях для обеспечения доступа к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации |
доля архивных документов, хранящихся в государственных архивах Свердловской области, в соответствии с требованиями нормативов хранения, от общего числа архивных документов, хранящихся в государственных архивах |
процентов |
41,8 |
59,3 |
65 |
68 |
5. |
3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий |
|||||||
6. |
Цель 2. Развитие и реализация информационного потенциала Архивного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области как основы устойчивого и динамичного историко-культурного развития Свердловской области |
задача 2. Создание единого информационного пространства Свердловской области в сфере архивного дела и интеграция его в общероссийские информационные ресурсы, интеграция архивов, как одного из элементов государственного механизма, в систему электронного правительства |
доля архивов, обеспечивающих доступ пользователей к электронным ресурсам сети Интернет, от их общего количества |
процентов |
50 |
67 |
100 |
100 |
7. |
доля описаний дел государственных архивов Свердловской области, включенных в электронные описи, электронные каталоги и/или иные автоматизированные информационно-поисковые системы |
процентов |
96,8 |
97 |
97 |
97 |
||
8. |
4. Оптимизация системы управления и эффективного использования ресурсов в сфере архивного дела |
|||||||
9. |
Цель 1. Обеспечение уровня развития архивного дела в Свердловской области, соответствующего темпам социально-экономического развития Свердловской области и обеспечивающего его передовые позиции в Уральском федеральном округе и Российской Федерации |
задача 6. Развитие кадрового потенциала архивов, формирование инновационного климата в коллективах архивных учреждений |
ежегодная доля руководителей и специалистов архивов, повысивших уровень профессиональных знаний от их общего количества |
процентов |
11,4 |
11,6 |
15 |
25 |
10. |
задача 5. Внедрение инноваций в деятельность архивов |
отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) архивов к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики Свердловской области |
процентов |
83,3 |
100 |
100 |
100 |
Раздел 5. Сроки и этапы реализации Стратегии развития архивного дела в Свердловской области
В соответствии с долгосрочным прогнозом социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года срок реализации Стратегии включает три этапа:
первый этап (2016 - 2018 годы);
второй этап (2019 - 2024 годы);
третий этап (2025 - 2030 годы).
Достижение целей и решение задач Стратегии планируется осуществить путем поэтапной реализации предусмотренных основными направлениями приоритетных мер на основе программно-целевого метода.
Этапность выполнения определяется промежуточными результатами, которые будут достигнуты в период до 2030 года. При этом предусматривается уточнение показателей второго и третьего этапов по результатам выполнения первого этапа.
На первом этапе реализации Стратегии (2016 - 2018 годы) предполагается сохранить достигнутые темпы развития архивного дела и не допустить в случае нестабильных финансово-экономических условий ухудшения сохранности архивных документов. Основная задача данного этапа состоит в определении мероприятий, направленных на модернизацию и развитие системы обеспечения сохранности архивных документов и обеспечения их финансирования.
Планируется значительное обновление материально-технической базы архивных органов и учреждений, создание условий для системного перевода отрасли в режим инновационного развития.
На втором этапе реализации Стратегии (2019 - 2024 годы) предполагается достигнуть устойчивого развития архивной отрасли и обеспечить модернизацию архивного дела в Свердловской области на уровне лучших показателей по Российской Федерации. Будет выполнен основной объем мер по обеспечению эффективного управления архивным делом и развернуты работы по всем направлениям реализации Стратегии. Продолжится работа по нормативному правовому регулированию в данной сфере и уточнению критериев и показателей развития архивного дела.
В сфере предотвращения утраты архивных документов при росте негосударственных организаций в различных отраслях экономики, внедрении электронного документооборота, а также реализации программы "электронное правительство" в целом будут достигнуты результаты, позволяющие создать предпосылки для обеспечения сохранности документов, отражающих деятельность государственных, политических, экономических, культурных, научных и иных институтов гражданского общества в Свердловской области.
Совершенствование архивного дела по данным направлениям позволит расширить доступ к архивным информационным ресурсам и повысить степень удовлетворенности потребностей в получении архивных сведений, внедрить автоматизированные архивные технологии, улучшить систему государственного учета архивных документов.
Через систему переподготовки и аттестации пройдут практически все специалисты, принимающие решения в сфере архивного дела, ежегодно не менее 20 человек.
В результате реализации предусмотренных управленческих мер будут в основном созданы правовые, научно-методические, организационные, большинство экономических и финансовых механизмов для эффективного функционирования и развития системы управления архивным делом в Свердловской области.
На третьем этапе реализации Стратегии (2025 - 2030 годы) прогнозируется создать условия для устойчивого развития архивного дела в Свердловской области, обеспечить по отдельным показателям соответствие уровню федеральных и международных стандартов.
К 2030 году прогнозируется увеличение доли документов на электронных носителях до 2 процентов (при исходном нулевом показателе).
Устойчивое и эффективное функционирование и развитие системы управления архивным делом, которая будет создана к 2030 году, позволит формировать информационно насыщенный, разносторонний комплекс архивных документов и обеспечить его использование в интересах общества, государства, нынешнего и будущих поколений людей.
Предполагается в первую очередь обеспечить повышение эффективности деятельности архивов на основе новой технологической базы, улучшение информационного и человеческого потенциала.
Это позволит до 2030 года:
создать интегрированную инфраструктуру и связь на базе цифровых электронных систем, что обеспечит эффективное взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
достичь качественно нового уровня оперативности и удобства в получении гражданами и организациями государственных услуг и информации о деятельности архивной службы Свердловской области;
расширить:
спектр предоставляемых гражданам и организациям услуг на основе внедрения современных технологий;
базу научных исследований по истории развития Свердловской области.
Объем затрат на развитие архивного дела достигнет размера, необходимого для устойчивого обеспечения деятельности архивных учреждений по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов.
Раздел 6. Механизмы Стратегии развития архивного дела в Свердловской области
Реализовывать Стратегию предлагается на основе следующих принципов:
1) единство экономического, социального и информационного развития Свердловской области, направленное на повышение качества жизни нынешнего и будущих поколений людей (принцип "устойчивого развития");
2) консолидация усилий территориальных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере сохранения документов Архивного фонда Российской Федерации и рационального их использования, разработки и реализации совместных мероприятий по обеспечению единого информационного пространства;
3) совершенствование административных, правовых и экономических методов управления архивным делом;
4) приоритетность выявления риска утраты особо ценных и уникальных архивных документов и решения задач по его снижению;
5) этапность решения проблем обеспечения сохранности архивных документов, установления кратко-, средне- и долгосрочных целей и задач, соответствия краткосрочных и среднесрочных результатов долгосрочным целям обеспечения формирования Архивного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области;
6) использование научно-технических достижений, результатов научных исследований (принцип "использование наилучших из существующих технологий"), международного опыта с целью принятия эффективных решений в сфере архивного дела;
7) обеспечение полноты и достоверности информации о наличии архивных документов в архивах, развития автоматизированных информационно-поисковых систем для обеспечения доступа пользователей к архивной информации.
Механизмы реализации поставленных задач на каждом этапе реализации государственной политики в области архивного дела:
институциональные;
правовые;
организационные;
информационные;
финансовые.
Указанные механизмы в совокупности будут использованы на всех этапах реализации Стратегии при достижении поставленных целей.
Институциональные условия реализации Стратегии включают в себя комплекс механизмов и инструментов, направленных на достижение целей Стратегии. Целями институциональных преобразований являются рост конкурентоспособности областных государственных архивов, эффективности их хозяйственной деятельности.
Стратегия как реализация видения и системы ценностей предполагает гибкий ситуационный подход, позволяющий более оперативно реагировать на происходящие изменения и реализовывать проекты, обеспечивающие повышение уровня и качества предоставления услуг в сфере архивного дела.
Основная направленность институциональных преобразований связана с созданием непротиворечивых норм, правил и процедур, обеспечивающих безусловную реализацию первоочередных, среднесрочных, долгосрочных и стратегических целей и задач в обозначенные настоящим документом сроки.
Институциональные условия реализации Стратегии предполагают:
формирование норм и правил, отражающих специфические особенности функционирования и развития архивного дела в Свердловской области;
разработку процедур реализации отмеченных выше норм и правил, включая разрешение конфликтных ситуаций, связанных с наличием разновекторных интересов у вовлеченных в проекты и процессы реализации Стратегии сторон;
формирование плана и создание механизмов реализации стратегических целей и приоритетов, первоочередных, среднесрочных и долгосрочных целей и задач Стратегии;
создание (в соответствии с принятыми нормами, правилами и процедурами их реализации) системы координации управления и контроля реализации Стратегии.
Развивающееся информационное общество выдвигает новые требования к совершенствованию правовых механизмов, с помощью которых можно ускорить и облегчить процесс внедрения прогрессивных информационных технологий в сферу архивного дела. В рамках данного направления будут изучаться возможности совершенствования законодательства в сфере архивного дела, документационного обеспечения управления, а также экономике сохранения информационного контента.
Правовые механизмы реализации Стратегии включают:
1) мониторинг законодательства Свердловской области в сфере архивного дела;
2) мониторинг полномочий государственных органов Свердловской области, органов местного самоуправления в сфере архивного дела, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по различным направлениям деятельности;
3) развитие и совершенствование законодательства Свердловской области, регулирующего различные аспекты организации архивного дела.
Организация управления реализацией Стратегии предусматривает:
1) изучение, распространение и внедрение передового опыта (национального, регионального, муниципального) в сфере архивного дела;
2) формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности архивного дела в Свердловской области на основе индикаторов мониторинга эффективности мероприятий по реализации Стратегии;
3) уточнение направлений развития архивного дела в Свердловской области с учетом достигнутых результатов;
4) развитие и совершенствование системы подготовки, повышения квалификации кадрового состава областных государственных архивов;
5) содействие развитию практики краеведческой деятельности граждан и организаций;
6) совершенствование системы оценки качества оказываемых областными государственными архивами государственных услуг.
Для достижения намеченных в Стратегии результатов предполагается разработать и обеспечить выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии на период до 2030 года, который будет включать систему мер по повышению эффективности государственного регулирования вопросов развития архивного дела.
Предусматривается, что принципы и основные направления Стратегии будут учитываться при осуществлении бюджетного процесса и планировании социально-экономического развития Свердловской области и муниципальных образований.
Предусматривается проведение мониторинга областных государственных архивов, муниципальных архивов, подведение предварительных итогов выполнения поставленных целей и задач, достижение показателей эффективности осуществленных мероприятий; ежегодное представление результатов мониторинга в Правительство Свердловской области.
Организацию взаимодействия всех уровней управления и организаций, участвующих в создании и хранении документов Архивного фонда Российской Федерации и Архивного фонда Свердловской области, по реализации Стратегии на период до 2030 года и контроль за выполнением поставленных задач будет осуществлять Управление архивами.
Информационные механизмы предполагают:
1) использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения целей и результатов реализации Стратегии;
2) организацию информационной поддержки продвижения положений Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации;
3) проведение информационных кампаний в рамках реализации поставленных в Стратегии целей.
Финансовые механизмы включают в себя следующие мероприятия:
1) модернизация материально-технической базы областных государственных архивов;
2) развитие внебюджетных источников финансирования областных государственных архивов.
Финансовые механизмы реализации Стратегии обеспечиваются государственными и муниципальными программами, разрабатываемыми и реализуемыми Управлением архивами и муниципальными образованиями, расположенными на территории Свердловской области, в соответствии с приоритетами социально-экономической политики. Применение программно-целевых методов бюджетного планирования через распределение бюджетных расходов по целям, задачам и программам позволяет установить прямую взаимосвязь между расходованием бюджетных средств и результатами их использования. При этом бюджет на текущий год является составной частью трехлетнего финансового документа, что обеспечивает преемственность финансирования мероприятий государственных и муниципальных программ и, с другой стороны, позволяет вносить в них ежегодные корректировки в соответствии с достигнутыми результатами.
В качестве привлекаемого финансирования планируется использовать средства федерального бюджета на условиях софинансирования, а также развитие проектов государственно-частного партнерства, привлечение внебюджетных средств, в том числе частной инициативы в форме инвестиционных или социально-значимых некоммерческих проектов.
Раздел 7. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии развития архивного дела в Свердловской области
Финансово-экономическое обеспечение осуществляется за счет средств регионального и местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.
Порядок формирования и расходования средств устанавливается в соответствии с законодательством Свердловской области.
Государственные учреждения Свердловской области реализуют положения Стратегии путем выполнения полученного государственного задания.
Поддержка муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, осуществляется путем предоставления субвенций и субсидий из областного бюджета местным бюджетам.
Основными источниками финансирования реализации настоящей Стратегии являются:
1) федеральный бюджет;
2) бюджет Свердловской области;
3) бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;
4) внебюджетные источники, включая спонсорские средства и добровольные пожертвования.
Средства федерального бюджета предполагается направить на решение следующих задач:
1) строительство здания архива;
2) осуществление оцифровки архивных документов.
Средства областного и местных бюджетов намечается использовать на строительство и реконструкцию зданий и помещений архива.
Структура расходов и основные направления финансирования будут пересматриваться на различных этапах реализации настоящей Стратегии, что обусловлено поставленными задачами по стимулированию привлечения частных инвестиций в архивное дело.
Внебюджетные средства могут направляться частным бизнесом на исследовательские и издательские проекты.
Конкретные состав, объемы работ и объемы финансирования работ предусматривается определить при разработке программ, обеспечивающих реализацию настоящей Стратегии, на соответствующие периоды.
Финансовое обеспечение выполнения мероприятий настоящей Стратегии за счет средств бюджета Свердловской области на исполнение принимаемых расходных обязательств будет уточняться по результатам рассмотрения этих обязательств в установленном порядке при подготовке бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 5 апреля 2017 г. N 236-ПП "Об утверждении Стратегии развития архивного дела в Свердловской области на период до 2030 года"
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 7 апреля 2017 г.; на официальном интернет-портале правовой информации Российской Федерации (http://www.pravo.gov.ru) опубликование от 10 апреля 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Свердловской области от 24 декабря 2021 г. N 961-ПП
Изменения вступают в силу с 4 января 2022 г.
Постановление Правительства Свердловской области от 22 ноября 2017 г. N 874-ПП
Изменения вступают в силу с 2 декабря 2017 г.