Руководствуясь Методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, от 25.12.2014 года N 18-0/10/В-8980, в целях совершенствования антикоррупционной деятельности Администрации Белоярского городского округа, постановляю:
1. Утвердить Методику проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций Администрации Белоярского городского округа (прилагается).
2. Направить настоящее Постановление для официального опубликования в общественно-политической газете Белоярского городского округа "Новое "Знамя" и разместить на официальном сайте Белоярского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://beloyarka.com (ответственный - начальник организационного отдела Администрации Белоярского городского округа В.В. Валов).
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы Администрации Белоярского городского округа по социальным вопросам Юрлову Е.А.
Глава Белоярского городского округа |
П.Н. Юдин |
Утверждена
Постановлением главы
Белоярского городского округа
от 14 февраля 2017 г. N 309
Методика
проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций Администрации Белоярского городского округа
1. Общие положения
1.1. Основной целью настоящей Методики является обеспечение единого подхода в Администрации Белоярского городского округа, в том числе в ее отраслевых, функциональных, территориальных органах (далее - Администрация Белоярского городского округа) к организации работы по следующим направлениям:
- оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации функций;
- внесение уточнений в перечень должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками;
- мониторинг исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
1.2. Результатами применения настоящей Методики будут являться:
- определение перечня функций Администрации Белоярского городского округа, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;
- формирование перечня должностей муниципальной службы Белоярского городского округа, замещение которых связано с коррупционными рисками;
- минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах.
1.3. Вопросы, связанные с проведением оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций Администрации Белоярского городского округа, корректировкой перечня должностей муниципальной службы Белоярского городского округа, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также результаты мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками, рассматриваются на заседаниях Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих органов местного самоуправления Белоярского городского округа не реже одного раза в год.
1.4. Реализация настоящей Методики осуществляется организационным отделом Администрации Белоярского городского округа.
2. Определения перечня функций Администрации Белоярского городского округа, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции
2.1. Определение перечня функций Администрации Белоярского городского округа, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее - коррупционно опасные функции), осуществляется посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.
2.2. К коррупционно опасным функциям может быть отнесено осуществление функций по контролю, управлению муниципальным имуществом, оказанию муниципальных услуг, а также разрешительных, регистрационных функций.
2.3. При определении перечня коррупционно опасных функций обращается внимание на функции, предусматривающие:
- формирование и размещение заказов для муниципальных нужд;
- осуществление муниципального контроля;
- подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов;
- организацию продажи муниципального имущества;
- предоставление права на заключение договоров аренды земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности;
- возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;
- представление в судебных органах прав и законных интересов Администрации Белоярского городского округа;
- регистрацию имущества и ведение баз данных имущества;
- предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям;
- организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ;
- обеспечение мер по противодействию технической разведке и защите информации в муниципальных информационных системах;
- хранение и распределение материально-технических ресурсов.
2.4. Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционно опасной), может быть выявлена:
в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих органов местного самоуправления Белоярского городского округа и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия);
в статистических данных, в том числе в данных о состоянии преступности в городском округе;
по результатам рассмотрения:
обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по "горячей линии", "электронной приемной" и т.д.;
уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений;
сообщений в средствах массовой информации о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению;
материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Белоярского городского округа.
2.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий Администрацией Белоярского городского округа формируется и утверждается перечень коррупционно опасных функций.
Перечень коррупционно опасных функций утверждается Постановлением главы Белоярского городского округа.
Основанием для проведения заседания Комиссии будет являться представление главы Белоярского городского округа или любого члена комиссии, касающееся осуществления в Администрации Белоярского городского округа мер по предупреждению коррупции.
2.6. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации и Свердловской области, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими.
3. Формирование перечня должностей муниципальной службы Белоярского городского округа, замещение которых связано с коррупционными рисками
3.1. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства.
3.2. В ходе проведения оценки коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений.
При этом анализируется:
- что является предметом коррупции (за какие действия (бездействия) предоставляется выгода);
- какие коррупционные схемы используются.
3.3. Должности муниципальной службы Белоярского городского округа, которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой служебной деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями.
3.4. Признаками, характеризующими коррупционное поведение муниципального служащего при осуществлении коррупционно опасных функций, могут служить:
необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей муниципального служащего либо его родственников;
предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на муниципальную службу в Белоярском городском округе;
оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Свердловской области;
а также сведения о:
нарушении муниципальными служащими Белоярского городского округа требований нормативных правовых, ведомственных, локальных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;
искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной деятельности;
попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным полномочиям;
бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными обязанностями;
получении муниципальным служащим Белоярского городского округа, его супругой (супругом), близкими родственниками кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;
совершении частых или крупных сделок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники муниципальных служащих;
совершении финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями действующего законодательства.
3.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий Администрацией Белоярского городского округа формируется и утверждается перечень должностей муниципальной службы в Белоярском городском округе, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Утверждение данного перечня осуществляется постановлением главы Белоярского городского округа после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании Комиссии.
Основанием для проведения заседания Комиссии будет являться представление главы Белоярского городского округа или любого члена Комиссии, касающееся осуществления в Администрации Белоярского городского округа мер по предупреждению коррупции.
Уточнение (корректировку) перечня должностей муниципальной службы в Белоярском городском округе, замещение которых связано с коррупционными рисками, предлагается осуществлять по результатам оценки коррупционных рисков и не реже одного раза в год.
4. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно опасных функций
4.1. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, например, регламентацией административных процедур исполнения соответствующей коррупционно опасной функции, их упрощением либо исключением, установлением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.
4.2. Регламентация административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупции в связи со следующим:
значительно уменьшается риск отклонения муниципального служащего при реализации должностных полномочий от достижения закрепленной цели возникших правоотношений;
снижается степень усмотрения муниципальных служащих при принятии управленческих решений;
создаются условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений, что при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;
обеспечивается единообразное осуществление функций муниципальными служащими;
создается гласная, открытая модель реализации коррупционно опасной функции.
При этом дробление административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга муниципальными служащими позволит обеспечить взаимный контроль.
4.3. В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, применять следующие меры:
введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности ("одно окно", система электронного обмена информацией);
исключение необходимости личного взаимодействия (общения) муниципальных служащих Белоярского городского округа с гражданами и организациями;
совершенствование механизма отбора муниципальных служащих Белоярского городского округа для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;
сокращение количества муниципальных служащих Белоярского городского округа, участвующих в принятии управленческого решения, обеспечивающего реализацию субъективных прав и юридических обязанностей;
оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (организации) обязаны предоставить для реализации права;
сокращение сроков принятия управленческих решений;
установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий муниципальным служащим Белоярского городского округа при осуществлении коррупционно опасной функции;
установление дополнительных форм отчетности муниципальных служащих Белоярского городского округа о результатах принятых решений.
4.4. В целях недопущения совершения муниципальным служащим Белоярского городского округа коррупционных правонарушений реализацию мероприятий, содержащихся в настоящей Методике, целесообразно осуществлять на постоянной основе посредством:
организации внутреннего контроля за исполнением муниципальным служащим Белоярского городского округа своих обязанностей, введения системы внутреннего информирования. При этом, проверочные мероприятия могут проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, контроля за соответствием расходов доходам, так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих Белоярского городского округа в средствах массовой информации;
проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно опасных функций.
Таким образом, осуществление на системной основе мероприятий, указанных в настоящем разделе, позволит устранить коррупционные риски в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно опасных функций либо минимизировать их.
5. Мониторинг исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими Белоярского городского округа, деятельность которых связана с коррупционными рисками
5.1. Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими Белоярского городского округа, деятельность которых связана с коррупционными рисками (далее - мониторинг), являются:
своевременная фиксация отклонения действий муниципальных служащих от установленных норм, правил служебного поведения;
выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;
подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих;
корректировка перечня коррупционно опасных функций и перечня должностей муниципальной службы в Белоярском городском округе, замещение которых связано с коррупционными рисками.
5.2. Проведение мониторинга осуществляется путем сбора информации о признаках и фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих Белоярского городского округа.
Сбор указанной информации может осуществляться, в том числе, путем проведения опросов на официальном сайте Белоярского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также с использованием электронной почты, телефонной и факсимильной связи от лиц и организаций, имевших опыт взаимодействия с муниципальными служащими Белоярского городского округа.
5.3. При проведении мониторинга:
формируется набор показателей, характеризующих антикоррупционное поведение муниципальных служащих Белоярского городского округа, деятельность которых связана с коррупционными рисками;
обеспечивается взаимодействие со структурными подразделениями Администрации Белоярского городского округа, иными организациями в целях изучения документов, иных материалов, содержащих сведения, указанные в пункте 2.4. настоящей Методики.
5.4. Результатами проведения мониторинга являются:
подготовка материалов о несоблюдении муниципальными служащими Белоярского городского округа при исполнении должностных обязанностей требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих Белоярского городского округа, а также по внесению изменений в перечни коррупционно опасных функций и перечни должностей муниципальной службы Белоярского городского округа, замещение которых связано с коррупционными рисками;
ежегодные доклады главе Белоярского городского округа о результатах проведения мониторинга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Белоярского городского округа Свердловской области от 14 февраля 2017 г. N 309 "Об утверждении Методики проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций Администрации Белоярского городского округа"
Текст постановления опубликован в газете "Новое знамя" от 9 марта 2017 г. N 9; на официальном портале Белоярского городского округа Свердловской области (http://beloyarka.com)