Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Общественный контроль
Общественный контроль позволяет существенно повысить эффективность работы власти любого уровня как на этапе принятия решений по государственному развитию, так и в процессе реализации всех социально значимых проектов. В 2016 году на Среднем Урале сделан серьезный шаг в развитии этого направления - принят закон "Об общественном контроле в Свердловской области". На федеральном уровне такой закон подписан еще в 2014 году. В соответствии с законодательством, под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая для наблюдения за органами гос-власти, местного самоуправления и другими государственными организациями, а также для проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Документ нацелен на реализацию прав и свобод граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций, обеспечение учета мнения населения при принятии управленческих решений, а также оценки деятельности власти.
Такая работа позволит повысить гражданское самосознание, прозрачность действий власти при принятии управленческих решений, предотвратить возникновение социальной напряженности, коррупционной составляющей, повысить доверие граждан власти.
В качестве субъектов общественного контроля определены областная Общественная палата, общественные палаты (советы) муниципальных образований Свердловской области, общественные советы при Законодательном Собрании и исполнительных органах госвласти региона.
Документ также четко обозначил права и обязанности субъектов общественного контроля, особенности взаимодействия с органами власти и местного самоуправления.
Отметим, что с принятием закона появилась необходимость и в совершенствовании общественных советов, которые существуют сегодня при органах исполнительной власти - в 2016 году в регионе действовало 29 таких советов. Так, планируется изменить принцип формирования состава экспертов: половина будет предлагаться Общественной палатой, четверть - уполномоченным органом власти и четверть - на конкурсной основе от представителей некоммерческих организаций. Кроме того, рассматривается вопрос создания аналогичного совета при Законодательном Собрании. Подобная практика уже существует в ряде субъектов, и такой опыт мог бы быть полезен для нашего региона.
В рамках реализации закона планируется подготовка и принятие правительством Свердловской области постановления, которым будут утверждены: типовое положение об общественных советах и требования к кандидатурам, входящим в его состав, рекомендации по организации конкурсов для формирования советов, показатели мониторинга и критерии оценки эффективности деятельности таких советов. Стоит отметить, что течение 2016 года совместно с Общественной палатой проведена работа по разработке критериев и методики оценки эффективности деятельности советов. Апробация такой методики проведена в период с ноября по декабрь 2016 года.
В 2016 году выработана такая форма совместной работы субъектов общественного контроля как конференция общественных советов с участием членов общественных палат муниципальных образований и общественных советов при исполнительных органах государственной власти Свердловской области. За год проведены три таких конференции. В рамках одной рассмотрены примеры "лучших практик", реализуемых НКО и направленных на повышение общественной активности, в том числе проект "Гражданский патруль", а также критерии оценки эффективности деятельности общественных советов при органах госвласти. Две других конференции посвящены повышению эффективности деятельности таких советов и других субъектов общественного контроля.
Во взаимодействии с Общественной палатой организовано проведение мониторинга формирования и деятельности общественных советов и 45 муниципальных палат, действующих в области.
Отметим, что в Общественной палате Свердловской области создан экспертный совет, в состав которого входят 175 человек, специалистов по экспертизе федеральных и региональных нормативных правовых актов, который проводит "нулевые" чтения законопроектов, дает оценку проектам нормативных актов органов исполнительной власти.
Нельзя обойти вниманием и участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции на территории Свердловской области, что также является важным элементом общественного контроля.
Совместная работа органов власти и общества в сфере профилактики и противодействия коррупции предполагает формирование негативного отношения населения к коррупции, правовое просвещение и антикоррупционную пропаганду.
Еще одно направление - совершенствование механизмов общественного контроля за деятельностью власти различных уровней, в том числе доступа граждан к информации о деятельности органов власти и местного самоуправления, организация общественного контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций. Также ведется совместная разработка нормативной правовой базы общественного контроля в Свердловской области, в том числе основ деятельности общественных созданных общественных советов.
Наиболее эффективно общественный контроль был использован при снижение административных барьеров, предотвращение коррупциогенных факторов и их предпосылок, а также к непосредственному вовлечению населения и институтов гражданского общества в работу по реализации антикоррупционной политики на территории Свердловской области.
В 2016 году в Общественной палате Свердловской области были подведены итоги реализации разработанной по инициативе членов палаты программы "Общество против коррупции", практическим итогом реализации которой стали новые формы взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти в сфере профилактики и противодействия коррупции. Аналогичная программа была утверждена и на период до 2017 года. Реализация мероприятий направлена на повышение эффективности антикоррупционной политики.
Придать импульс этой работе также позволила утвержденная в 2016 году концепция взаимодействия органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на период до 2017 года. Также утверждены методические рекомендации по организации взаимодействия власти и общества в сфере противодействия коррупции. Вся информация о действующих программах и методические рекомендации доведены до сведения муниципальных общественных палат.
В 2016 году Средний Урал продолжил практику проведения антикоррупционного форума Свердловской области. Традиционно идеологами выступили Общественная палата, некоммерческое партнерство "Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области", департамент внутренней политики губернатора и некоторые некоммерческие организации. На 10 тематических дискуссионных площадках рассмотрены вопросы участия и поддержки институтов гражданского общества в мероприятиях по профилактике и противодействию коррупции. Так, в рамках выездного круглого стола в Каменске-Уральском обсуждены проблемы, связанные с деятельностью субъектов МСП (административные барьеры, коррупционные факторы, недобросовестная конкуренция, нарушение законодательства при проведении электронных торгов в ходе закупок для муниципальных нужд). В рамках других форумов рассмотрены итоги реализации программы "Общество против коррупции", общественные инициативы по снижению коррупционных факторов при осуществлении электронных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, участие общественных организаций в мероприятиях по профилактике и противодействию коррупции, повышению правовой грамотности населения, правовые вопросы и разъяснение законодательства.
В ходе дискуссии "Бизнес и правоохранительные органы: вместе против коррупции" отмечено, что правоохранительные органы улучшили работу по защите бизнеса, личности от противоправных посягательств, коррупции и криминальных проявлений, рейдерства, мошенничества и вымогательства. Предложено ввести в практику направление обращений от предпринимателей в правоохранительные органы через некоммерческие организации (союзы, ассоциации), а также - через сайт Общественной палаты Свердловской области и его мобильное приложение: "Гражданский патруль".
Также в ходе круглого стола состоялась процедура присоединения к "Антикоррупционной хартии российского бизнеса" ряда некоммерческих организаций: Ассоциация "Уральский приборостроительный кластер", НП "Союз налогоплательщиков Уральского федерального округа", Региональная общественная организация "Центр противодействия коррупции по Свердловской области", негосударственное образовательное частное учреждение "Потенциал", негосударственное образовательное частное учреждение "Потенциал-СОФТ".
Таким образом, в Свердловской области к хартии присоединено 54 некоммерческих организации.
Отдельный круглый стол посвящен практикам участия институтов гражданского общества в мероприятиях по профилактике и противодействию коррупции. Речь идет об участии общественности в мероприятиях по снижению уровня злоупотреблений в сфере ЖКХ, коррупции в сфере экологической безопасности. Обсуждены возможные дополнения в закон об участии населения в охране общественного порядка и другие актуальные вопросы.
Дискуссионная площадка "Молодежь против коррупции" позволила участникам провести тематические сессии: "Лучший опыт бизнес-проектов", "Социальные проекты и государственная поддержка: как избежать рисков", "Работа с территорией: от планирования до процесса", "Бытовая коррупция - уходящий тренд сегодня?", "Реально ли создавать бизнес в России с нуля?" и "Инструменты и системы честного бизнеса".
Круглый стол "Политические партии против коррупции" собрал представителей партий для обсуждения вопросов реализации национального плана по противодействию коррупции и подготовки проекта Декларации о намерениях сотрудничества и взаимодействия Свердловских региональных отделений политических партий по вопросам противодействию коррупции.
Секция "Эффективность деятельности общественных советов при исполнительных органах государственной власти Свердловской области" в рамках Гражданского форума "Сила Урала" позволила подвести итоги антикоррупционного форума, обсудить вопросы участия и повышения эффективности деятельности институтов гражданского общества в реализации законодательства, регулирующего вопросы организации общественного контроля.
Большую работу по противодействию коррупции и привлечению активистов Среднего Урала к развитию региона, реализации социально значимых инициатив и проектов проводит Общественная палата Свердловской области.
На официальном сайте Общественной палаты Свердловской области создан специальный раздел "Противодействие коррупции", предназначенный для размещения информации об участии институтов гражданского общества в мероприятиях по профилактике и противодействию коррупции. Здесь же представлена информация о действующей программе и концепции в сфере противодействия коррупции. В 2016 году расширены технические возможности сайта, позволяющие сообщать о фактах коррупции со стороны государственных или муниципальных служащих через вкладку "Сообщи о факте коррупции".
Среди наиболее крупных и значимых мероприятий в сфере антикоррупционной деятельности можно отметить заседания рабочей группы по вопросам профилактики и борьбе с коррупцией при Комиссии по проблемам безопасности и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты, форум активных граждан Уральского федерального округа "Сообщество". Важно подчеркнуть, что в работе форума "Сообщество" приняли участие представители социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории субъектов, входящих в состав УрФО. Здесь же состоялся семинар на тему "Общественный контроль", где рассмотрены вопросы "Технологии и опыт проведения общественного контроля", а также "Формирование общественных советов при федеральных органах исполнительной власти и региональных органах исполнительной власти. Независимая оценка качества социальных услуг".
В июле 2016 года состоялся круглый стол, посвященный формированию предложений в единый комплексный план мер по соблюдению федеральными государственными гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, а также дальнейшего взаимодействия в этой области.
Особенности участия общественных объединений в выполнении указов Президента России по вопросам профилактики коррупции обсуждены в ходе круглого стола с участием представителей НКО Свердловской области.
В августе 2016 года на совместном расширенном заседании президиума правления некоммерческого партнерства "Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области" и межотраслевой комиссии СОСПП по развитию малого и среднего бизнеса рассмотрен проект организации антикоррупционных курсов и площадки для проведения круглых столов по этой тематике.
Также в Свердловской области сформирован перечень из 11 общественных организаций, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.