Заслушав информацию Правительства Свердловской области об исполнении Закона Свердловской области от 19 ноября 2008 года N 113-ОЗ "Об органах и должностных лицах, осуществляющих контроль за деятельностью органов опеки и попечительства на территории Свердловской области", Законодательное Собрание Свердловской области отмечает:
Указанным законом определяются органы и должностные лица, осуществляющие контроль за деятельностью органов опеки и попечительства на территории Свердловской области.
В целях организации деятельности органов опеки и попечительства, осуществления контроля за их деятельностью, а также информационно-методического обеспечения деятельности таких органов в Министерстве социальной политики Свердловской области образован отдел организации и контроля деятельности по опеке и попечительству.
Полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области возложены на территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области - управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. По состоянию на 1 января 2017 года в Свердловской области осуществляют деятельность 54 управления социальной политики. Общая численность специалистов управлений, осуществляющих функции по опеке и попечительству, составляет 371 штатную единицу государственных служащих.
Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 1 апреля 2017 года полномочия органов опеки и попечительства по выявлению детей, нуждающихся в опеке или попечительстве, осуществляли 72 организации, оказывающие социальные услуги. Полномочия по подбору и подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание, осуществляли 86 организаций, в том числе 78 организаций социального обслуживания населения, 6 образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 2 общественные организации. Численность специалистов этих организаций составила 390 человек, в том числе 105 психологов, 55 юристов, 59 медицинских работников и 60 социальных педагогов.
Министерством социальной политики Свердловской области ежегодно проводятся плановые и внеплановые проверки деятельности органов опеки и попечительства. Так, за время действия закона проведено 182 проверки деятельности управлений социальной политики, в том числе 20 проверок - в 2014 году, 25 проверок - в 2015 году, 14 проверок - в 2016 году. В 2017 году запланировано провести проверку деятельности 16 управлений социальной политики по соблюдению ими требований действующего законодательства в части своевременности выявления детей, утративших родительское попечение, обоснованности постановки их на первичный учет и своевременности направления анкет таких детей в региональный банк данных.
Одной из эффективных форм контроля в целях создания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, надлежащих условий для воспитания и содержания таких детей является проведение межведомственных проверок совместно с Прокуратурой Свердловской области. С 2010 года проведено более 50 межведомственных проверок этих организаций.
Министерство социальной политики Свердловской области для оценки деятельности управлений социальной политики по осуществлению полномочий по опеке и попечительству ежеквартально проводит мониторинг, включающий в себя более 130 показателей. С 2008 года ежегодно, а с 2013 года ежемесячно проводятся семинары-совещания для руководителей и специалистов управлений.
В целях информационно-методического обеспечения деятельности управлений социальной политики Министерством социальной политики Свердловской области разработано около 60 информационно-методических писем по вопросам практики применения законодательства в сфере опеки и попечительства.
За время действия закона в Свердловской области общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (без учета усыновленных), сократилась на 20,72 процента (на 1 апреля 2008 года - 21462 ребенка, на 1 апреля 2017 года - 17777 детей). Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом усыновленных детей на 1 апреля 2008 года составляла 26542 ребенка, на 1 апреля 2017 года - 21115 детей.
Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, возросло на 34,06 процента и составило с учетом усыновленных детей 18833 ребенка, или 89,19 процента от общей численности детей, состоящих на учете (в 2008 году - 74,2 процента).
За период с 2008 по 2016 год почти в два раза сократилась численность впервые выявленных детей в качестве оставшихся без попечения родителей (в 2008 году - 3947 детей, в 2016 году - 2085 детей).
Число возвратов детей из замещающих семей сократилось на 76,61 процента (в 2008 году возвращено 419 детей, в 2016 году - 98 детей).
Развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволило сократить на 65,98 процента число детей данной категории, находящихся в организациях различных типов и видов (в 2008 году - 6981 ребенок, в 2016 году - 2812 детей).
Число новорожденных детей, от которых отказались матери, за период с 2008 по 2016 год уменьшилось на 67,43 процента (в 2008 году - 307 отказов, в 2016 году - 100 отказов).
Основными задачами органов и учреждений в сфере социальной защиты населения в 2017 году являются:
сокращение социального сиротства путем внедрения технологий раннего выявления кризисных ситуаций в семье и оказания своевременной и адекватной помощи членам семьи исходя из нуждаемости;
сокращение числа детей в региональном банке данных с 2375 до 1800 путем активизации семейного устройства детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также путем стимулирования руководителей и персонала организаций;
предотвращение возвратов детей из замещающих семей путем повышения качества подбора и подготовки граждан, принимающих детей на воспитание в семьи, и повышения уровня профессиональной компетенции сотрудников органов опеки и попечительства;
формирование регионального банка данных граждан, отстраненных от воспитания детей в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей приемных родителей, опекунов, попечителей, усыновителей (удочерителей), по вине которых было отменено усыновление (удочерение) детей.
Законодательное Собрание Свердловской области постановляет:
Информацию Правительства Свердловской области об исполнении Закона Свердловской области "Об органах и должностных лицах, осуществляющих контроль за деятельностью органов опеки и попечительства на территории Свердловской области" принять к сведению.
Председатель Законодательного Собрания |
Л.В. Бабушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Свердловской области от 23 мая 2017 г. N 576-ПЗС "Об исполнении Закона Свердловской области "Об органах и должностных лицах, осуществляющих контроль за деятельностью органов опеки и попечительства на территории Свердловской области"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 27 мая 2017 г. N 93 (8148); на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 27 мая 2017 г.