В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городском округе Сухой Лог, утвержденным решением Думы городского округа от 28.02.2013 N 108-РД (с изменениями, внесенными решением Думы городского округа от 31.03.2016 N 425-РД), постановляю:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа Сухой Лог на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (прилагаются).
2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Знамя Победы" и разместить на официальном сайте городского округа Сухой Лог в сети Интернет.
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации городского округа Сухой Лог Москвину Е.Ю.
Глава городского округа |
Р.Ю. Валов |
Утверждены
Постановлением Главы
городского округа Сухой Лог
от 20 сентября 2017 г. N 1325-ПГ
Основные направления
бюджетной и налоговой политики городского округа Сухой Лог на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
Бюджетная политика городского округа Сухой Лог на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов будет осуществляться с учетом:
указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
Основных направлений налоговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, одобренных Правительством Российской Федерации;
муниципальных программ городского округа (далее - муниципальные программы).
Целью основных направлений бюджетной политики и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта местного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета.
1. Основные итоги бюджетной и налоговой политики 2016 - начала 2017 годов.
Основными результатами реализации бюджетной и налоговой политики в 2016 году и первой половине 2017 года стали:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости местного бюджета.
В 2016 году решение задач социально-экономического развития городского округа осуществлялось в условиях обеспечения сбалансированности и устойчивости местного бюджета.
Отсутствие возможностей для наращивания общего объема расходов местного бюджета привело к необходимости выявления резервов, которыми явились оптимизации муниципальных закупок, сокращение неэффективных расходов.
Обеспечиваются мероприятия по мониторингу организации бюджетного процесса, ежемесячному планированию и финансированию расходов бюджета с учетом реальных поступлений доходов, производится сокращение неэффективных расходов, обеспечивается увеличение доходных источников за счет выявления внутренних резервов.
- формирование местного бюджета на основе муниципальных программ как инструмента повышения эффективности бюджетных расходов, программная структура расходов бюджетов.
Начиная с 2014 года, осуществлен переход на принцип планирования и исполнения местного бюджета на основе муниципальных программ.
- повышение эффективности предоставления муниципальных услуг.
В городском округе приняты нормативно-правовые акты в части порядка формирования муниципальных заданий и предоставления субсидий из бюджета на выполнение муниципальных заданий. Утверждены базовые нормативы затрат на оказание муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями.
- формирование "Бюджета для граждан", основной целью которого является предоставление населению городского округа актуальной информации о бюджете и его исполнении в объективной и доступной для понимания форме.
На официальном сайте городского округа ведется раздел "Бюджет для граждан", где своевременно размещается информация об утвержденных и отчетных показателях бюджета. Это позволяет в понятной, доступной и наглядной форме информировать граждан о структуре, динамике и исполнении бюджета.
1.1. Итоги налоговой политики и формирования доходов бюджета.
Доходная часть бюджета за 2016 год исполнена с учетом безвозмездных перечислений из вышестоящего бюджета в объеме 1 432,1 млн. рублей.
По итогам 2016 года в бюджет округа мобилизовано налоговых и неналоговых доходов на общую сумму 681,4 млн. рублей, выполнение составило 104%.
Среди наиболее значительных налогов и сборов, имеющих наибольший удельный вес в доходах городского бюджета, являются следующие налоги и сборы:
- налог на доходы физических лиц - 68%
- доходы от использования имущества - 6,3%;
- реализация имущества - 7,3%;
- земельный налог 5,4%.
Рост поступлений налоговых и неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 27%. Поступления увеличились на 144,7 млн. руб. Основное увеличение поступлений по налогу на доходы физических лиц, за счет увеличения норматива отчисления в местный бюджет с 63% в 2015 году до 74%.
С 2016 года в бюджет городского округа поступает 15% от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. За 2016 год поступило в бюджет 6,7 млн. руб. Прогноз, утвержденный в бюджете, исполнен на 98%.
Тем ни менее, самым значительным собственным доходным источником является для округа налог на доходы физических лиц. За 2016 год данного налога поступило 462,5 млн. рублей. Годовой план округа выполнен на 104%.
Неналоговые доходы бюджета за 2016 год составили 103,8 млн. рублей, что больше поступлений 2015 года на 25,8 млн. рублей. Уточненный годовой план по неналоговым доходам исполнен на 103,8%.
В 2016 году в бюджет городского округа поступило 758,5 млн. рублей из областного бюджета. Дотации и субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности получены в объеме 63,6 млн. рублей.
Субвенции на финансовое обеспечение переданных для исполнения на территории городского округа Сухой Лог государственных полномочий составили 567,4 млн. рублей, субсидии на условиях долевого финансирования расходных обязательств получены в объеме 93,5 млн. рублей.
За 6 месяцев 2017 года в бюджет городского округа поступило 709,9 млн. рублей, из них налоговых и неналоговых доходов - 294,7 млн. рублей, безвозмездных поступлений - 415,2 млн. рублей.
Налог на доходы физических лиц является основным доходным источником налоговых доходов бюджета, поступления в бюджет городского округа за 6 месяцев текущего года составили 157,2 млн. рублей или 48% к годовому плану. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года снижение составило 49,5 млн. рублей.
Неналоговых доходов поступило 87,3 млн. рублей или 29,6% от годового прогноза.
1.2. Итоги бюджетной политики в части расходов бюджета.
В сложившихся качественно новых экономических условиях основными результатами реализации бюджетной политики в 2016 году стали:
сохранение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа;
принятие комплекса первоочередных мер в бюджетной политике по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности городского округа;
оптимизация расходов бюджета городского округа, включая отказ от индексации оплаты труда муниципальных служащих;
исполнение действующих расходных обязательств бюджета городского округа в необходимом объеме, включая поэтапную реализацию первоочередных задач в социальной сфере, поставленных в указах Президента Российской Федерации;
последовательное повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы до уровня, установленного в указах Президента Российской Федерации и в соответствии с принятыми "дорожными картами";
продолжение работы по повышению открытости и доступности бюджета и бюджетного процесса для граждан, включая разработку и опубликование в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Бюджета для граждан".
В 2017 году бюджетная политика реализуется с учетом складывающейся экономической ситуации и характеризующих ее макроэкономических показателей. Акцент бюджетной политики смещен на разработку и последовательную реализацию плана мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов в целях обеспечения сбалансированности бюджета городского округа в 2017 году.
Исполнение расходов бюджета городского округа за 2016 год составило 96,8% от планируемого объема или 1 385,8 млн. рублей.
Наибольший удельный вес в общем объеме исполненных расходов бюджета городского округа за 2016 год составили расходы на образование 65,4% или 907,1 млн. рублей. Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство от общего объема произведенных расходов - 6,9% или 95,9 млн. рублей, на социальную политику - 10,1% или 141,2 млн. рублей.
Расходы за 2016 год по сравнению с 2015 годом уменьшились на 3,2%.
В бюджете 2016 года учтены и исполнены расходы по 14 муниципальным программам на сумму 972,2 млн. рублей. Расходы на бюджетные инвестиции в 2016 году исполнены в сумме 21,8 млн. рублей.
Исполнение расходов бюджета городского округа за 6 месяцев 2017 года составило 45,1% от планируемого объема или 678,9 млн. рублей.
Наибольший удельный вес в общем объеме исполненных расходов бюджета городского округа за 6 месяцев 2017 года составили расходы на образование 67,7%. Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство от общего объема произведенных расходов - 6,0%, на социальную политику -11,2% .
Расходы на реализацию мероприятий 14 муниципальных программ составили 650,7 млн. рублей или 95,8% от общей сумме расходов. По непрограммным направлениям расходы составили 28,2 млн. рублей.
Бюджетные и автономные муниципальные учреждения получают субсидию на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и, кроме этого, субсидии на иные цели, не вошедшие в муниципальное задание. Финансирование казенных учреждений производится на основе бюджетных смет расходов.
На 2017 год бюджет сформирован с соблюдением требований Бюджетного кодекса с дефицитом бюджета, не превышающем сложившийся на 01.01.2017 года остаток средств на едином счете бюджета. Это позволило не привлекать заемные источники финансирования расходов.
1.3. Итоги долговой политики.
В 2016 году долговая политика была направлена на обеспечение сбалансированности местного бюджета и исполнения принятых долговых обязательств.
В связи с необходимостью финансирования за счет государственных заимствований и кредитов кредитных организаций дефицита местного бюджета, обусловленного обязательствами городского округа, объем муниципального долга на 01 января 2017 года составил 5,4 млн. рублей.
Расходы на обслуживание муниципального долга за 2015 г. составили 658,6 тыс. рублей.
Расходы на обслуживание муниципального долга за 6 месяцев 2016 года составили 145,1 тыс. рублей. Оплачены проценты за пользование бюджетным кредитом, полученным в декабре 2013 года из областного бюджета и проценты за пользование кредитом, полученным в декабре 2014 года в ОАО "Сбербанк России".
2. Основные направления бюджетной политики и налоговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Целями налоговой политики являются обеспечение стабильности поступления доходов в бюджет, сохранение бюджетной устойчивости и обеспечение бюджетной сбалансированности, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности на территории городского округа.
Основной целью бюджетной политики городского округа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов остается обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. При этом сохраняется преемственность реализуемых задач бюджетной политики, проводимой в предыдущий период, актуализированных с учетом текущей экономической ситуации и прогноза социально-экономического развития городского округа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
2.1. Основные направления налоговой политики.
Прогнозные разработки по каждому виду доходов производятся главными администраторами доходов местного бюджета на базе сложившейся динамики их начислений и поступлений, ожидаемой оценки доходов в текущем году, задолженности по налогам, а также прогнозируемых показателей по фонду оплаты труда и темпам его роста, по объемам реализации подакцизных товаров, кадастровой стоимости земли и объектов недвижимого имущества, заключенных договоров на передачу в аренду земельных участков и имущества, действующих ставок по налоговым и неналоговым платежам, а также экономических темпов инфляции, базовым из которых является индекс роста потребительских цен.
Прогноз определяется в соответствии с методиками, утвержденными нормативно-правовыми актами администраторов доходов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации".
Выпадающие доходы от предоставленных льгот инвалидам и другим, социально незащищенным слоям населения (в пределах перечня, определенного статьями 395 и 407 Налогового кодекса Российской Федерации), а также установленных решениями Думы городского округа в прогнозных расчетах принимаются в полном объеме.
Налоговая политика городского округа в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов предусматривает реализацию следующих мер:
обеспечения качественного администрирования доходов участниками бюджетного процесса;
активизации работы в части актуализации базы данных, необходимой для начисления имущественных налогов, и расширения налогооблагаемой базы по ним;
проведения экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, разработки мероприятий по повышению эффективности их работы;
повышения эффективности управления муниципальной собственностью;
сохранения и развития налогового потенциала на территории городского округа;
мобилизации доходов бюджета городского округа за счет эффективного администрирования местных налогов и минимизации задолженности по налогам, поступающим в бюджет городского округа;
осуществления налоговой политики с учетом оптимизации налоговых льгот по местным налогам на основе проведения оценки эффективности их предоставления.
В среднесрочном периоде будет продолжена работа по совершенствованию муниципальных правовых актов о налогах, принятых органами местного самоуправления, с учетом изменений федерального законодательства.
2.2. Основные направления бюджетной политики в части расходов бюджета.
Бюджетная политика на 2018 - 2020 годы направлена на адаптацию бюджета и бюджетного процесса к изменившимся условиям, с учетом преемственности целей и задач, сформулированных в предыдущем бюджетном цикле.
Принятие решений по оптимизации бюджетных расходов, взвешенный подход к текущим обязательствам, ограничение бюджетного дефицита должны быть положены в основу бюджетного планирования.
Основными приоритетами бюджетных расходов на 2018 год и дальнейшую перспективу будет обеспечение в рамках законодательно установленных полномочий:
- равного доступа населения к социальным услугам в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта, повышение качества предоставляемых услуг,
- достижения целевых показателей, утвержденных муниципальными программами городского округа, планами мероприятий ( "дорожными картами") по развитию соответствующих отраслей, в том числе по поэтапному повышению заработной платы отдельных категорий работников учреждений бюджетной сферы,
- повышения эффективности использования финансовых ресурсов бюджета,
- развития механизмов, направленных на повышение доступности и качества оказания муниципальных услуг.
В итоге бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни в городском округе, повышение качества муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития городского округа.
Бюджетная политика в области расходов будет направлена на обеспечение безусловного исполнения действующих обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов за счет:
определения основных параметров бюджета городского округа исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и допустимого уровня дефицита бюджета;
планирования бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ с учетом результатов их реализации за предыдущий год, а также в тесной увязке с целевыми индикаторами и показателями, характеризующими достижение поставленных целей указанных муниципальных программ;
увязки муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг с целями муниципальных программ, усиление текущего контроля и ответственности за выполнением муниципальных заданий;
недопущения увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками, а также применения бюджетного маневра, означающего, что любые дополнительные расходы обеспечиваются за счет внутреннего перераспределения средств;
участия, исходя из возможностей бюджета, в реализации приоритетных проектов (программ), государственных программах и мероприятиях, софинансируемых из федерального бюджета и бюджета Свердловской области;
повышения эффективности муниципального финансового контроля, усиления ведомственного финансового контроля в отношении муниципальных учреждений;
повышения эффективности контроля в сфере закупок для муниципальных нужд городского округа.
В прогнозируемой ситуации ограниченности финансовых ресурсов приоритетными на 2018 - 2020 годы признаются бюджетные расходы на:
обеспечение бесперебойного финансирования действующих расходных обязательств городского округа;
обеспечение достижения к 2018 году повышения заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы, согласно утвержденным во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года "дорожным картам" развития отраслей социальной сферы;
участие в областных и федеральных программах, в том числе направленных на строительство и ремонт зданий общеобразовательных муниципальных учреждений для ликвидации второй смены обучения;
реализацию мер социальной поддержки населения, в первую очередь исходя из адресности и нуждаемости граждан.
Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства будет производиться с учетом финансового обеспечения, в первую очередь, объектов, включенных в государственные программы и обеспеченные софинансированием из федерального и (или) областного бюджетов; объектов, по которым сложилась кредиторская задолженность по ранее принятым обязательствам. Средства на новые объекты будут планироваться с учетом их первостепенной важности и охвата населения, на которое они рассчитаны.
При решении задачи повышения заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, будет учитываться привлечение высвободившихся средств от оптимизации сети учреждений социальной сферы, а также внебюджетные источники финансирования.
В условиях формирования программного бюджета меняется роль муниципального финансового контроля. Проводимые проверки теперь должны быть направлены на осуществление контроля за результатами, которые достигнуты при расходовании бюджетных средств.
Деятельность администрации городского округа в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
усиление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
усиление муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, в том числе за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок;
совершенствование системы муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере муниципального финансового контроля, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
применение мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
усиление контроля за осуществлением закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд и исполнением контрактов, договоров, заключенных по итогам таких закупок, в целях эффективного использования средств бюджета муниципальными учреждениями;
проведение анализа и оценки деятельности получателей средств бюджета в целях определения экономичности и результативности использования бюджетных средств для выполнения возложенных на них функций и реализации поставленных перед ними задач;
проведение информационной работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
обеспечение целевого и эффективного использования средств, предоставленных для осуществления переданных государственных полномочий.
Контроль финансовой дисциплины и своевременное выявление проблем в достижении целей являются необходимым условием для обеспечения эффективного бюджетирования.
2.3. Особенности привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета городского округа Сухой Лог и особенности управления муниципальным долгом.
Долговая политика городского округа направлена на обеспечение сбалансированности бюджета при безусловном обслуживании и выполнении принятых обязательств, и соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В городском округе проводится взвешенная политика по привлечению государственных заимствований и предоставлению муниципальных гарантий.
В процессе исполнения бюджета городского округа в 2016 году получен профицит в сумме 46,3 млн. рублей; за 6 месяцев 2017 года бюджет исполнен с профицитом 31,0 млн. руб., при плановом объеме дефицита в сумме 56,6 млн. рублей.
Планирование объема муниципального долга будет осуществляться с учетом ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Управление муниципальным долгом включает в себя следующие направления:
- минимизация расходов на обслуживание муниципального долга;
- снижение рисков неисполнения принятых долговых обязательств.
Администрацией городского округа в 2018 году будет продолжена работа по обеспечению возврата бюджетного кредита, выданного из областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы городского округа Сухой Лог Свердловской области от 20 сентября 2017 г. N 1325-ПГ "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа Сухой Лог на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"
Текст постановления опубликован на сайте городского округа Сухой Лог Свердловской области (http://goslog.ru) 20 сентября 2017 г.; в газете "Знамя победы" от 3 октября 2017 г. N 78