Постановление Администрации Тавдинского городского округа Свердловской области от 31 октября 2017 г. N 1847
"Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Тавдинского городского округа"
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законом Свердловской области от 15.06.2015 N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 30.03.2017 N 208-ПП "О Методических рекомендациях по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", решением Думы Тавдинского городского округа от 19.10.2017 N 2/7 "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в Тавдинском городском округе", администрация Тавдинского городского округа, постановляет:
1. Утвердить Порядок разработки и корректировки Стратегии социально-экономического развития Тавдинского городского округа (прилагается).
2. Определить уполномоченным органом, ответственным за организацию процесса разработки, корректировки, осуществление мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Тавдинского городского округа комитет экономической и социальной политики, стратегического развития администрации Тавдинского городского округа.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тавдинская правда" и разместить на официальном сайте Тавдинского городского округа.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Тавдинского городского округа К.Г. Баранова.
Глава Тавдинского городского округа |
В.В. Лачимов |
Утвержден
постановлением администрации
Тавдинского городского округа
от 31.10.2017 N 1847
Порядок
разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Тавдинского городского округа
Глава 1.Общие положения
1. Порядок разработки и корректировки Стратегии социально-экономического развития Тавдинского городского округа (далее - Порядок) устанавливает требования к разработке, корректировке, осуществлению мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Тавдинского городского округа (далее - стратегия).
2. Стратегия является документом стратегического планирования, определяющим цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития Тавдинского городского округа на долгосрочный период.
3. Стратегия разрабатывается в целях формирования основных направлений социально-экономического развития Тавдинского городского округа на долгосрочный период и выработки механизмов их реализации.
4. Разработка стратегии основывается на приоритетах социально-экономической политики Свердловской области, долгосрочных целях, задачах и направлениях социально-экономического развития Свердловской области с учетом особенностей развития Тавдинского городского округа.
5. Стратегия разрабатывается на срок не меньший, чем срок реализации стратегии социально-экономического развития Свердловской области, при этом по отдельным стратегическим направлениям социально-экономического развития могут быть установлены целевые ориентиры на более длительный срок.
6. При разработке стратегии учитываются главные целевые ориентиры документов стратегического планирования федерального, регионального уровней, федеральных и областных отраслевых стратегий.
7. Разработка (корректировка) стратегии проводится одновременно с разработкой (актуализацией) документов территориального планирования Тавдинского городского округа. В процессе разработки должна обеспечиваться согласованность стратегии и документов территориального планирования.
8. С целью коллегиального обсуждения и выработки согласованных решений по вопросам обеспечения достижения целей и реализации стратегии формируются Совет стратегического развития Тавдинского городского округа и экспертные советы Тавдинского городского округа "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ".
9. Совет стратегического развития Тавдинского городского округа и экспертные советы Тавдинского городского округа "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ" действуют в соответствии с Положением о Совете стратегического развития Тавдинского городского округа и Положением об экспертных советах Тавдинского городского округа "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ", которые утверждаются постановлением администрации Тавдинского городского округа.
Руководители всех экспертных советов Тавдинского городского округа входят в состав Совета стратегического развития Тавдинского городского округа.
10. В соответствии со стратегией разрабатываются и корректируются План мероприятий по реализации стратегии, муниципальные программы, схема территориального планирования Тавдинского городского округа.
Глава 2. Содержание стратегии
11. Стратегия формируется как научно обоснованный документ, учитывающий интересы всех групп населения Тавдинского городского округа и обеспечивающий равномерность и комплексность развития территории.
12. Стратегия состоит из следующих разделов:
I. Концептуальные основы (миссия, главная цель и подцели развития Тавдинского городского округа).
II. Социоэкономика Тавдинского городского округа.
III. Стратегические направления развития Тавдинского городского округа.
IV. Стратегия пространственного развития Тавдинского городского округа.
V. Механизм реализации стратегии.
13. К содержанию разделов стратегии предъявляются следующие требования:
1) Раздел I "Концептуальные основы (миссия, главная цель и подцели развития Тавдинского городского округа)" должен содержать приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Тавдинского городского округа, которые должны быть согласованы с приоритетами и целями социально-экономического развития Свердловской области в сферах, курируемых органами местного самоуправления. Цели и задачи должны быть реалистичными, достижимыми в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков;
2) Раздел II "Социоэкономика Тавдинского городского округа" должен содержать стратегический анализ основных тенденций, внешних и внутренних условий и факторов, определяющих развитие Тавдинского городского округа за последние 15 лет, диагностику сложившегося общего состояния на момент разработки стратегии.
Для осуществления объективной оценки должны быть определены конкурентные преимущества Тавдинского городского округа, положительные тенденции и характеристики (уникальные сильные стороны) в развитии Тавдинского городского округа, в формировании благоприятного хозяйственного климата и улучшении качества жизни населения, выявлены отрицательные тенденции, негативные черты (слабые стороны), факторы, сдерживающие развитие Тавдинского городского округа.
Целью разработки данного раздела стратегии является определение имеющихся и возможных угроз и преимуществ для устойчивого развития Тавдинского городского округа в условиях изменения внешней среды и рационального и максимально эффективного использования возникающих возможностей.
Задачами стратегического анализа исходных конкурентных преимуществ являются:
оценка изменений внутренних и внешних факторов развития Тавдинского городского округа за период не менее 15 лет;
выявление потенциальных угроз для развития Тавдинского городского округа по состоянию на начало года разработки стратегии и на период реализации стратегии;
выявление потенциальных возможностей для реализации стратегических целей и целевых ориентиров на период реализации стратегии;
оценка потенциальных угроз на пути достижения целевых ориентиров на период действия стратегии;
проведение сравнительного анализа уровня социально-экономического развития Тавдинского городского округа со сходными муниципальными образованиями;
выявление потенциальных возможностей сохранения и усиления конкурентных преимуществ Тавдинского городского округа;
3) Раздел III "Стратегические направления развития Тавдинского городского округа" должен содержать информацию о направлениях социально-экономического развития Тавдинского городского округа на период реализации стратегии.
При определении состава стратегических направлений, стратегических программ и стратегических проектов необходимо сформировать их в таком сочетании, чтобы достижение результатов их реализации обеспечивало достижение главной цели стратегии. Учитывая, что главной целью должно быть повышение качества жизни населения Тавдинского городского округа, при выборе стратегических направлений необходима комплексность, обеспечивающая развитие человеческого потенциала, экономики, в том числе выбранных специализаций и приоритетов, которые могут быть в силу значимости выделены в отдельные направления инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, экологической безопасности, повышения комфортности проживания и пребывания на территории.
Конкретные задачи, мероприятия и показатели стратегических направлений формируются по результатам комплексного анализа развития Тавдинского городского округа.
При определении стратегических направлений, стратегических программ и стратегических проектов в качестве приоритетов и стимулов развития необходимо учитывать федеральные и региональные приоритеты, проекты и программы развития, которые реализуются на территории Тавдинского городского округа, сопредельных территориях и имеют фактические или потенциальные связи с Тавдинским городским округом.
Основные требования к перечню показателей стратегического направления:
адекватность - показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели стратегического направления;
точность - погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о реализации конкретного стратегического направления;
объективность - не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел;
достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе мониторинга и оценки достижения поставленных задач;
однозначность - определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями, не допускающее двоякого толкования;
сопоставимость - выбор показателей следует осуществлять, исходя из необходимости накопления данных и обеспечения их сопоставимости за разные периоды, а также с показателями, используемыми в международной практике;
уникальность - показатели достижения поставленных стратегических задач не должны представлять собой объединение нескольких показателей, характеризующих решение отдельных, относящихся к этой цели задач;
своевременность.
Структура стратегического направления формируется в следующем формате:
1) наименование стратегического направления;
2) целевой вектор: общая цель и подцели направления, отражающие его значение в реализации главной цели стратегии социально-экономического развития Тавдинского городского округа;
3) основные задачи: перечень задач направления, исходя из структуры приоритетов стратегического направления, решение которых необходимо для достижения основной цели, основа для формирования стратегических программ;
4) стратегическое видение будущего: сжатое изложение результата достижения цели и подцелей направления;
5) тенденции развития: краткая формулировка важнейших долгосрочных тенденций развития направления (подраздел включается в структуру стратегического направления при наличии или планируемом формировании долгосрочных тенденций развития);
6) стратегические преимущества и угрозы: результаты анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (влияния факторов внутренней и внешней среды);
7) способы и методы решения стратегических задач: определяется инструментарий реализации поставленных в направлении задач, в том числе отвечающий на вопрос "как/каким образом делать?", для этого используются организационно-методологические, нормативно-правовые, финансово-кредитные, информационно-управленческие, политические, экономические и другие инструменты;
8) ожидаемые результаты: описание выраженных в количественных и качественных характеристиках ожидаемых изменений, которые произойдут в результате выполнения задач направления, в том числе на какие критерии успеха при этом опираться, как и по каким признакам можно будет определить, что ситуация улучшилась (изменилась), в какой мере потребности и проблемы будут удовлетворены и как это повлияет на дальнейшее развитие ситуации; дать оценку влияния результатов на улучшение качества жизни жителей Тавдинского городского округа.
Основные принципы формирования системы показателей стратегического направления:
использование показателей, характеризующих достижение цели и задач стратегического направления;
минимизация количества показателей при сохранении полноты информации;
исчерпывающие формулировки количественных и качественных показателей;
использование показателей, характеризующих удовлетворение потребностей Тавдинского городского округа за счет реализации конкретного стратегического направления;
использование показателей, характеризующих объем и качество реализации конкретного стратегического направления.
Стратегические направления содержат стратегические программы со стратегическими проектами.
Структура стратегической программы формируется в следующем формате:
1) название стратегической программы;
2) краткое описание стратегической программы. Содержит описание будущих изменений в соответствующей сфере, основную идею стратегической программы на основе реальных фактов и реалистических допущений. В сжатой и доступной форме излагается то, каким образом обеспечивается достижимость целевого вектора стратегической программы, каким должен быть конкретный результат, ради достижения которого и предлагается ее реализация;
3) цели и задачи. Цель стратегической программы должна быть четко сформулирована и связана с генеральной целью социально-экономического развития Тавдинского городского округа и целевым вектором соответствующего направления. Цель обусловливает постановку набора задач. Задачи должны быть конкретными и четко сформулированными;
4) анализ исходной ситуации. Содержит:
- анализ позитивных и негативных факторов и тенденций в территориальном и отраслевом разрезах, формирующих внешнюю и внутреннюю среду Тавдинского городского округа, которые привели к возникновению проблем и подтверждают необходимость запланированной стратегической программы;
- критерии и показатели, описывающие проблемную ситуацию за последние 15 лет;
- возможные риски и выгоды для Тавдинского городского округа, обусловленные политическими, экономическими и прочими факторами;
- сведения о существующих и реализующихся программах, проектах и грантах (на муниципальном, региональном, федеральном уровнях), призванных решать те же или смежные проблемы, механизмы взаимодействия с ними;
5) программные мероприятия. Программные мероприятия - это действия, направленные на достижение программной цели, в общем случае отвечающие на вопрос "что нужно сделать?". Стратегическая программа может включать организационно-методологические, нормативно-правовые, финансово-кредитные, информационно-управленческие, прочие мероприятия;
6) ожидаемые результаты и возможная эффективность. Содержит качественные и количественные конечные и промежуточные показатели в территориальном и отраслевом разрезах, которые отражают достижение цели по Тавдинскому городскому округу, и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий;
7) список стратегических проектов. Основными инструментами реализации стратегии являются стратегические проекты, формируемые по единой методике и обеспечивающие достижение целей стратегических направлений и стратегических программ.
Структура стратегического проекта включает в себя: цель, задачи, технологию, мероприятия, показатели и финансовый план реализации с объемами затрат по источникам финансирования.
Стратегические проекты делятся на поселенческие и поведенческие.
Поселенческие проекты - это проекты, направленные на физическое изменение среды (строительство, реконструкцию, улучшение конкретных объектов или их характеристик, обеспечивающих позитивное влияние на социально-экономическое развитие).
Поведенческие проекты - это проекты, воздействующие на восприятие жителей, формирование или положительное изменение жизненных ценностей или целевых установок.
Отбор стратегических проектов определяется особой значимостью их реализации в развитии Тавдинского городского округа и влиянием на реализацию стратегического направления и стратегической программы;
Нумерация подпункт приводится в соответствии с источником
4) Раздел IV "Стратегия пространственного развития Тавдинского городского округа" формируется отделом архитектуры и градостроительства администрации Тавдинского городского округа (далее - отдел архитектуры и градостроительства) с привлечением всех экспертных советов Тавдинского городского округа.
Данный раздел должен содержать:
цель пространственного развития территории Тавдинского городского округа, которая должна быть четко сформулирована и связана с главной целью развития Тавдинского городского округа, но изложена применительно к развитию территории;
задачи пространственного развития территории Тавдинского городского округа, реализация которых должна обеспечивать достижение указанной выше цели;
целевые показатели, которые должны быть количественно измеримы и характеризовать достижение цели и исполнение поставленных задач, в том числе по этапам реализации стратегии социально-экономического развития Тавдинского городского округа;
анализ территориального развития Тавдинского городского округа, состоящий из анализа трансформации территории, достижения целей и показателей предыдущих документов территориального планирования, а также включающий формулировку основных проблем, проблемных зон, описание позитивных и негативных тенденций территориального и градостроительного развития;
описание концепции (приоритетного сценария) пространственного развития территории Тавдинского городского округа, обеспечивающей достижение целей стратегических направлений и достижение главной цели пространственного развития с учетом имеющегося потенциала территории, формируемых (развивающихся) функциональных зон (содержит механизмы реализации стратегических проектов, обозначенных в стратегических направлениях развития Тавдинского городского округа);
показатели реализации стратегии пространственного развития Тавдинского городского округа, определяющие условия (требования, нормативы) целевого пространственного развития, в том числе по отдельным функциональным зонам;
перечень графических материалов, включаемых в состав стратегии социально-экономического развития Тавдинского городского округа в качестве приложений;
5) Раздел V "Механизм реализации стратегии" формируется экспертным советом Тавдинского городского округа "Власть" с учетом разработанных проектов и утвержденных документов стратегического планирования Свердловской области с привлечением экспертного совета Тавдинского городского округа "Бизнес".
Механизм реализации стратегии социально-экономического развития Тавдинского городского округа обеспечивает реализацию процесса стратегического управления развития Тавдинского городского округа, качество и своевременность процессов мониторинга и корректировки стратегии социально-экономического развития Тавдинского городского округа.
На основании принятых концептуальных подходов в данном разделе определяются ответственные исполнители, механизмы, принципы, этапы мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Тавдинского городского округа.
Структура раздела V "Механизм реализации стратегии" включает в себя схему организации процесса стратегического управления развитием Тавдинского городского округа, соответствующую закрепленным в разделах "Социоэкономика Тавдинского городского округа" и "Стратегия пространственного развития Тавдинского городского округа" стратегическим направлениям, приоритетам пространственного развития и фактической структуре органов местного самоуправления Тавдинского городского округа.
Глава 3. Этапы разработки стратегии
14. Решение о разработке, корректировке стратегии принимается правовыми актами администрации Тавдинского городского округа.
15. Уполномоченный орган, ответственный за организацию процесса разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии, определяется постановлением администрации Тавдинского городского округа.
16. В разработке стратегии принимают участие органы местного самоуправления Тавдинского городского округа, иные муниципальные организации, заинтересованные государственные органы Свердловской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, организации различных форм собственности, расположенные на территории Тавдинского городского округа, экспертные советы (далее - участники разработки стратегии).
К разработке стратегии администрация Тавдинского городского округа вправе привлекать объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации в установленном законодательством порядке с учетом требований законодательства о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
17. Уполномоченный орган готовит проект постановления администрации Тавдинского городского округа об организации работ по разработке стратегии, в котором определяются, дата начала разработки, сроки разработки, план мероприятий по разработке стратегии, персональный состав Совета стратегического развития Тавдинского городского округа и экспертных советов Тавдинского городского округа "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ".
18. Разработка стратегии проводится в следующей последовательности:
1) осуществление сбора необходимых исходных данных, включающих значения показателей социально-экономического развития Тавдинского городского округа, характеристики территории, уровень развития и состояния всех видов инфраструктуры, результаты обследований и опросов жителей Тавдинского городского округа;
2) проведение анализа социально-экономического развития Тавдинского городского округа, оценка текущей ситуации, степень достижения целей и реализуемость ранее утвержденных документов планирования социально-экономического развития Тавдинского городского округа. Обязательным является анализ сильных и слабых сторон, внутренних возможностей и внешних угроз Тавдинского городского округа, также могут быть применены иные методы стратегического анализа с соответствующими обоснованиями;
3) оценка развития всей инфраструктуры, ее потенциала, выявление системных проблем и ограничений, имеющейся и перспективной специализации Тавдинского городского округа с участием соответствующих экспертных советов Тавдинского городского округа;
4) рассмотрение исходных данных и результатов анализа на заседании экспертного совета Тавдинского городского округа "Наука" с составлением приоритетного и альтернативного сценариев социально-экономического развития Тавдинского городского округа с учетом возможной специализации Тавдинского городского округа;
5) формирование проекта комплекса главной стратегической цели и подцелей, ожидаемых результатов, стратегических направлений и перечня проектов развития Тавдинского городского округа на основе приоритетного сценария социально-экономического развития Тавдинского городского округа и с учетом возможной специализации Тавдинского городского округа, их рассмотрение экспертными советами Тавдинского городского округа "Бизнес", "Общественность", "СМИ" и утверждение Советом стратегического развития Тавдинского городского округа;
6) после утверждения Советом стратегического развития Тавдинского городского округа комплекса главной стратегической цели и подцелей, ожидаемых результатов, стратегических направлений и перечня проектов развития Тавдинского городского округа формируются рабочие группы по утвержденным стратегическим направлениям и стратегическим программам, возглавляемые заместителями главы администрации Тавдинского городского округа по курируемым направлениям, и организуется работа по формированию проекта текстовой части стратегических направлений и входящих в них стратегических программ и стратегических проектов при участии экспертных советов Тавдинского городского округа в соответствии со структурой, установленной пунктом 13 настоящего Порядка;
7) проекты текстовой части раздела "Стратегические направления развития Тавдинского городского округа", сформированные экспертным советом Тавдинского городского округа "Власть", основные показатели эффективности реализации проекта стратегии направляются в отдел архитектуры и градостроительства для рассмотрения, территориальной привязки и подготовки проекта раздела "Стратегия пространственного развития Тавдинского городского округа". Замечания и предложения отдела архитектуры и градостроительства выносятся на рассмотрение экспертных советов Тавдинского городского округа для выполнения соответствующих корректировок раздела;
8) на основе скоординированных разделов "Стратегические направления развития Тавдинского городского округа" и "Стратегия пространственного развития Тавдинского городского округа" формируется комплекс стратегических проектов развития Тавдинского городского округа (в том числе по развитию инфраструктуры: транспортной, инженерной, социальной);
9) экспертным советом Тавдинского городского округа "СМИ" организуется представление, обсуждение и получение предложений от жителей Тавдинского городского округа и организаций для уточнения и корректировки стратегических направлений, стратегических программ и стратегических проектов;
10) экспертный совет Тавдинского городского округа "Власть" формирует предложения по составу инструментов и механизмов управления развитием Тавдинского городского округа, а также по источникам финансирования мероприятий по развитию Тавдинского городского округа, включению мероприятий стратегических проектов в федеральные программы, государственные программы Свердловской области, муниципальные программы Тавдинского городского округа;
11) на основании сформированных сводных предложений экспертных советов Тавдинского городского округа и результатов общественного обсуждения экспертный совет Тавдинского городского округа "Власть" формирует проект стратегии;
12) проект стратегии направляется в Министерство экономики и территориального развития Свердловской области для рассмотрения и, при необходимости, подготовки предложений по его корректировке для обеспечения координации со стратегией социально-экономического развития Свердловской области;
13) на основании предложений Министерства экономики и территориального развития Свердловской области проект стратегии дорабатывается уполномоченным органом с участием экспертных советов Тавдинского городского округа;
14) общественное обсуждение проекта стратегии происходит с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта стратегии определяется администрацией Тавдинского городского округа в соответствии с федеральными и областными законами;
15) стратегия утверждается Решением Думы Тавдинского городского округа;
16) стратегия подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования.
Глава 4. Корректировка стратегии
19. Решение о корректировке стратегии принимается правовыми актами администрации Тавдинского городского округа.
20. Корректировка стратегии осуществляется без изменения периода ее реализации.
21. Решение о корректировке стратегии принимается в следующих случаях:
1) изменения законодательства Российской Федерации и Свердловской области в части, затрагивающей положения стратегии;
2) корректировки прогноза социально-экономического развития Тавдинского городского округа в части, затрагивающей положения стратегии.
22. Корректировка стратегии осуществляется уполномоченным органом во взаимодействии с участниками разработки стратегии.
23. Корректировка стратегии осуществляется в порядке, предусмотренном для ее разработки и утверждения в соответствии с пунктами 17 - 18 настоящего Порядка.
Глава 5. Мониторинг и контроль реализации стратегии
24. Мониторинг и контроль реализации стратегии осуществляются уполномоченным органом во взаимодействии с участниками разработки стратегии на основе данных официального статистического наблюдения, ежегодных отчетов о реализации муниципальных и комплексных муниципальных программ Тавдинского городского округа.
25. В целях реализации стратегии уполномоченным органом разрабатывается План мероприятий по реализации стратегии, который формируется на период действия стратегии по стратегическим целям, задачам и этапам, с указанием результатов реализации мероприятий (далее - План мероприятий).
26. Уполномоченный орган готовит ежегодный отчет о ходе исполнения Плана мероприятий, который в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, размещает на официальном сайте Тавдинского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тавдинского городского округа Свердловской области от 31 октября 2017 г. N 1847 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Тавдинского муниципального округа"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Тавдинского городского округа Свердловской области (http://www.adm-tavda.ru)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Тавдинского муниципального округа Свердловской области от 25 марта 2025 г. N 516