Решение Свердловского областного суда
от 26 октября 2017 г. N 3а-406/2017
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием прокурора Булатовой Л.В.,
представителя административного истца Кашфуллина Е.Р.,
представителя административного ответчика Думы городского округа Среднеуральск, заинтересованного лица Администрации городского округа Среднеуральск Киприяновой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мелехиной Натальи Николаевны о признании недействующими в части статьи 41 Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск, утвержденных решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 февраля 2010 года N 43/3, основного чертежа Генерального плана городского округа Среднеуральск, утвержденного решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 декабря 2009 года N 39/3, установил:
решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 декабря 2009 года N 39/3 утвержден Генеральный план городского округа Среднеуральск (далее - Генеральный план).
Решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 февраля 2010 года N 43/3 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Среднеуральск (далее - Правила землепользования и застройки).
Мелехина Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом изменений заявленных требований (т. 3 л.д. 45), просит признать недействующими статью 41 Правил землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N на карте градостроительного зонирования в состав производственной зоны П-5, основной чертеж Генерального плана в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N в состав производственной функциональной зоны.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1648 кв. м, относящегося к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - индивидуальный жилой дом, а также находящегося на нем жилого дома с кадастровым номером N, площадью 26, 2 кв. м, расположенных по адресу: .... В соответствии с Генеральным планом принадлежащий ей земельный участок отнесен к производственной функциональной зоне, а согласно Правилам землепользования и застройки земельный участок вошел в состав производственной зоны П-5. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ее прав на проживание в принадлежащем ей доме и на использование по назначению земельного участка, поскольку производственная зона предусматривает застройку территории производственными предприятиями с технологическими процессами, являющимися источниками выделения производственных отходов в окружающую среду, и организацию санитарно-защитных зон этих предприятий. Оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют положениям статьи 30, части 1 статьи 34, части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как при их подготовке и принятии не было учтено нахождение в данном районе индивидуальных жилых домов, эксплуатация которых вступает в противоречие с градостроительным регламентом производственной территориальной зоны. Помимо указанного, Генеральный план не был опубликован в соответствии с требованиями закона.
Представитель административного истца Кашфуллин Е.Р. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Думы городского округа Среднеуральск, заинтересованного лица Администрации городского округа Среднеуральск Киприянова А.Р. заявленные требования не признала, указав, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты, введены в действие и опубликованы в установленном порядке, нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, прав административного истца не нарушают.
Административный истец Мелехина Н.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Булатовой Л.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому делу, суд должен выяснить: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия Думы городского округа Среднеуральск на принятие оспариваемых нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых Дума городского округа Среднеуральск вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу; 3) соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Свердловской области от 21 июля 2004 года N 47-ОЗ "Об установлении границ муниципального образования город Среднеуральск и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование город Среднеуральск наделен статусом городского округа.
В силу статьи 22, подпунктов 8, 9 пункта 3 статьи 23 Устава городского округа Среднеуральск (далее - Устав), утвержденного решением Среднеуральской городской Думы от 26 мая 2005 года N 15/1, Дума городского округа Среднеуральск, состоящая из 15 депутатов, является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе по утверждению генерального плана городского округа и утверждению правил землепользования и застройки территории городского округа. Дума принимает нормативные правовые акты в форме решений (подпункт 3 пункта 1 статьи 46 Устава).
Судом установлено, что решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 декабря 2009 года N 39/3 утвержден Генеральный план городского округа Среднеуральск (т. 1 л.д. 75, 30-74).
Решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 февраля 2010 года N 43/3 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Среднеуральск (т. 1, л.д. 78, 79-230).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).
Обязательными приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа (часть 14 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Принятию Думой городского округа Среднеуральск оспариваемых в части решений предшествовали следующие процедуры.
Проект Генерального плана (положение о территориальном планировании, основной чертеж, схема транспортной инфраструктуры) был размещен в газете "Среднеуральская волна" N 21 (435) от 03 июня 2009 года и в сети Интернет на сайте "sredneuralsk.ru" (т. 3 л.д. 168).
Думой городского округа Среднеуральск 20 августа 2009 года принято решение N 30/4 "О проведении публичных слушаний по вопросу утверждения Генерального плана городского округа Среднеуральск", в соответствии с которым представительный орган, в числе прочего, решил: 1) провести публичные слушания по проекту Генерального плана в форме массового обсуждения населением городского округа Среднеуральск: 23 сентября 2009 года в 18:00 в деревне Мурзинка; 24 сентября 2009 года в 18:00 в деревне Коптяки; 25 сентября 2009 года в 18:00 в поселке Кирпичный; 26 сентября 2009 года в 11:00 в городе Среднеуральск; 2) утвердить состав комиссии для проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана; 3) утвердить порядок деятельности указанной комиссии (т. 4 л.д. 18-19, 20-21, 22).
По результатам проведенных публичных слушаний комиссия по проведению публичных слушаний по проекту Генерального плана, на основании протоколов проведения публичных слушаний (т. 4 л.д. 36-43), подготовила заключение о результатах публичных слушаний (т. 4 л.д. 44-45), в котором рекомендовала Главе городского округа учесть ряд мнений граждан и после внесения соответствующих изменений представить Генеральный план Думе городского округа на утверждение.
Проект документа территориального планирования "Генеральный план городского округа Среднеуральск" согласован высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, что следует из Заключения Правительства Свердловской области от 29 декабря 2009 года N 02-09-4505 (т. 4 л.д. 13-35).
На заседании Думы городского округа Среднеуральск 24 декабря 2009 года 14-тью присутствующими депутатами единогласно было принято решение N 39/3 "Об утверждении Генерального плана городского округа Среднеуральск" (т. 4 л.д. 46-48); названное решение подписано Главой городского округа Среднеуральск в соответствии с требованиями статьи 47 Устава.
Решение Думы городского округа Среднеуральск от 25 декабря 2009 года N 39/3 "Об утверждении Генерального плана городского округа Среднеуральск" без приложения опубликовано в газете "Среднеуральская волна" N 1 (466) от 13 января 2010 года (т. 3 л.д. 170, т. 4 л.д. 49), сам Генеральный план, за исключением содержащихся в его текстовой и графической частях сведений, составляющих государственную тайну (т. 4 л.д. 75-76), размещен в сети Интернет на официальном сайте городского округа Среднеуральск "sredneuralsk.midural.ru".
Вопреки доводам представителя административного истца о нарушении процедуры опубликования нормативного правового акта, решение Думы городского округа Среднеуральск от 25 декабря 2009 года N 39/3 "Об утверждении Генерального плана городского округа Среднеуральск" и Генеральный план, с учетом приведенных обстоятельств, доведены до сведения населения городского округа Среднеуральск.
Так, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования), необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В данном случае о возможности ознакомиться с содержанием оспариваемого Генерального плана, в том числе с картой функциональных зон городского округа, свидетельствует и факт обращения административного истца в суд с настоящим административным иском.
Постановлением Главы городского округа Среднеуральск от 13 мая 2009 года N 399 "О подготовке проекта "Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Среднеуральск" утвержден: порядок подготовки, согласования, обсуждения и направления на рассмотрение в Думу городского округа Среднеуральск проекта "Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Среднеуральск"; порядок деятельности Комиссии по подготовке проекта "Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Среднеуральск"; состав Комиссии по подготовке проекта "Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Среднеуральск" (т. 4 л.д. 50-53).
Указанное постановление Главы городского округа Среднеуральск опубликовано в газете "Среднеуральская волна" N 19 (433) от 20 мая 2009 года (т. 4 л.д. 54).
Публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск в форме массового обсуждения населением городского округа были назначены на 16 января 2010 года постановлением Главы городского округа Среднеуральск от 10 ноября 2009 года N 929 "О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск" (т. 4 л.д. 56).
По результатам проведения публичных слушаний (т. 4 л.д. 57-60) Комиссией по проведению публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск подготовлено заключение о результатах публичных слушаний, в котором Главе городского округа было рекомендовано представить указанный проект Думе городского округа на утверждение (т. 4 л.д. 61-62).
Решение от 25 февраля 2010 года N 43/3 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск" принято на заседании Думы городского округа Среднеуральск; подписано Главой городского округа Среднеуральск в соответствии с требованиями статьи 47 Устава; в полном объеме опубликовано в газете "Среднеуральская волна" N 10 (475) от 17 марта 2010 года (т. 3 л.д. 169, т. 4 л.д. 64-74), а также размещено в сети Интернет на официальном сайте городского округа Среднеуральск "sredneuralsk.midural.ru".
Недостатки, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Генерального плана, проекта Правил землепользования и застройки не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанных документов, повлиявшему на законность принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Таким образом, оспариваемые муниципальные правовые акты приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.
Проверяя оспариваемые нормы нормативных правовых актов на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Материалами административного дела подтверждается, что административный истец Мелехина Н.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1648 кв. м, относящегося к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - индивидуальный жилой дом, а также находящегося на нем жилого дома с кадастровым номером N, площадью 26, 2 кв. м, расположенных по адресу: ... (т. 1 л.д. 17, 18).
Основным чертежом Генерального плана определено, что вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером N входит в состав производственной функциональной зоны (т. 1 л.д. 74, т. 2 л.д. 196, 197, 198, 207).
Статьей 41 Правил землепользования и застройки, устанавливающей перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории городского округа Среднеуральск, предусмотрено, что земельный участок с кадастровым номером N относится к территориальной зоне: производственная зона V-го класса (П-5) (т. 1 л.д. 170-173, т. 2 л.д. 199, 200, 205, 206, т. 3 л.д. 34).
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации функциональные зоны устанавливаются документами территориального планирования, в которых определяются их границы и функциональное назначение.
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет и включают карту функциональных зон городского округа (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из представленного суду Положения о территориальном планировании городского округа Среднеуральск, являющегося текстовой частью материалов в составе Генерального плана, и содержащего цели и задачи территориального планирования, перечень мероприятий по территориальному планированию с указанием последовательности их выполнения, общая эколого-планировочная стратегия реорганизации производственных территорий определяется экологическими условиями округа, особенностями планировочного размещения производственных и селитебных зон. Производственный комплекс сосредоточен в северной части г. Среднеуральска. Предусмотрены следующие планировочные мероприятия по реорганизации производственных территорий:
- резервирование территорий для развития новых производственно-деловых зон в северной части г. Среднеуральска (расчетный срок - 24 га на территориях выноса жилого района Черемшанка, перспектива - 57 га на территориях сельскохозяйственного назначения, предлагаемых к включению в границы г. Среднеуральска);
- упорядочение использования промышленных территорий с возможным их сокращением на стыке с жилой застройкой;
- увеличение территорий научно-производственного, обслуживающего и коммерческо-делового назначения (т. 1 л.д. 41-42).
Таким образом, определение производственной функциональной зоны в северной части г. Среднеуральска (район Черемшанка), на территории которой находится принадлежащий административному истцу земельный участок, полностью соответствует вышеприведенным целям и задачам территориального планирования городского округа Среднеуральск.
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат указаний на то, что Генеральный план должен приниматься на основании и с учетом положений, которые содержатся в актах, закрепляющих за собственниками права на земельные участки. Отсутствие этих требований следует также из части 12 статьи 9 указанного Кодекса, согласно которой утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменения правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит также нормы, обязывающей органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане городского округа в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку действующим законодательством генеральный план определяется как документ планирования, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
Таким образом, доводы административного истца о том, что в оспариваемой части Генерального плана не была учтена фактически существующая зона жилой застройки, суд находит несостоятельными, поскольку определение Генеральным планом функциональной зоны, не соответствующей фактическому использованию земельного участка административного истца, не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Утверждения административного истца о том, что отнесение оспариваемым нормативным правовым актом вышеуказанного земельного участка с видом разрешенного использования - под жилой дом к производственной функциональной зоне противоречит положениям статьи 30, части 1 статьи 34, части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные нормы распространяются на Правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты, регулируют порядок установления территориальных зон, а не функциональных зон.
Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия (пункт 1); создания условий для планировки территорий муниципальных образований (пункт 2); обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 3); создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 4).
Частью 2 указанной нормы установлено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила (пункт 1); карту градостроительного зонирования (пункт 2); градостроительные регламенты (пункт 3).
Оспариваемые административным истцом Правила землепользования и застройки по составу и содержанию соответствуют приведенным требованиям федерального закона.
Учитывая, что документы территориального планирования составляют основу для подготовки правил землепользования и застройки, Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 2 части 1 статьи 34 прямо предписывает при определении территориальных зон учитывать функциональные зоны и параметры их планируемого развития, то есть определять зонирование внутри установленной функциональной зоны, то доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта в указанной части пункту 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающего при подготовке правил учет сложившейся планировки территории и существующего землепользования (подпункт 4), являются необоснованными.
Помимо указанного, из материалов административного дела, а также из исследованных судом материалов гражданского дела N 2-78/14 по иску Мелехиной Н.Н. к Администрации городского округа Среднеуральск о включении имущества в наследственную массу, признании наследником и собственником следует, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет 21 апреля 2014 года (т. 2 л.д. 157), право собственности административного истца на данный земельный участок зарегистрировано 30 апреля 2014 года (т. 3 л.д. 4), то есть после принятия Думой городского округа Среднеуральск оспариваемых нормативных правовых актов.
Приведенные обстоятельства, в дополнение к вышесказанному, исключали возможность учета органом местного самоуправления в отношении указанного земельного участка существующего вида разрешенного использования.
Также вопреки вышеизложенным доводам административного истца по месту нахождения земельного участка с кадастровым номером N в территориальной зоне П-5 расположены земельные участки, имеющие вид разрешенного использования - предприятия и производства, которые используются правообладателями по прямому назначению, что согласуется со сложившейся планировкой территории и существующим землепользованием (т. 3 л.д. 34, 35-39).
Поскольку Генеральным планом указанная административным истцом функциональная зона обозначена как производственная зона, то оспариваемая норма Правил землепользования и застройки, устанавливающая территориальную зону, относящуюся к производственной зоне V-го класса (П-5), не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Не находит суд противоречий оспариваемой нормы Правил землепользования и застройки и положениям части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку при установлении правилами землепользования и застройки градостроительных регламентов учитывается не только фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, но и иные факторы, указанные в данной статье, в частности, функциональные зоны и характеристики их планируемого развития, определенные документами территориального планирования муниципальных образований.
Доводы представителя административного истца о том, что на территории городского округа в районе Черемшанка администрацией города ранее допускалось и допускается в настоящее время развитие жилищного сектора, представленные в подтверждение этому документы (т. 4 л.д. 81-100), правового значения для разрешения настоящего публично-правового спора не имеют, поскольку, как было указано выше, в соответствии с документами территориального планирования городского округа в северной части г. Среднеуральска, в том числе в районе Черемшанка, сосредоточен производственный комплекс и планировочными мероприятиями в указанной части города предусмотрена реорганизация производственных территорий для развития новых производственно-деловых зон.
Ссылка административного истца на то, что оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушено ее право на проживание в жилом доме и на использование по назначению земельного, по мнению суда, является ошибочной.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пунктов 8, 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Реконструкция указанных объектов может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом.
Таким образом, отнесение земельного участка, находящегося в собственности административного истца к производственной функциональной зоне и соответствующей территориальной зоне не препятствует использованию этого участка в соответствии с видом разрешенного использования, не соответствующего градостроительному регламенту.
На основании изложенного, суд полагает установленным, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, с соблюдением установленного порядка принятия, их содержание в оспариваемой части не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для признания их недействительными не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Мелехиной Натальи Николаевны о признании недействующими в части статьи 41 Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск, утвержденных решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 февраля 2010 года N 43/3, основного чертежа Генерального плана городского округа Среднеуральск, утвержденного решением Думы городского округа Среднеуральск от 25 декабря 2009 года N 39/3, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2017 года.
Судья |
Д.И. Гылкэ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. N 3а-406/2017
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)