Решение Думы Каменского городского округа Свердловской области от 16 ноября 2017 г. N 163
"О муниципальных правовых актах Каменского городского округа"
В целях приведения муниципального правового акта в соответствие с действующим законодательством, руководствуясь статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Свердловской области от 10.03.1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", Уставом Каменского городского округа, Дума Каменского городского округа решила:
1. Утвердить Положение о муниципальных правовых актах Каменского городского округа (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
- Решение Думы Каменского городского округа от 21.06.2007 года N 31 "Об утверждении Положения "О муниципальных правовых актах Каменского городского округа".
- Решение Думы Каменского городского округа от 23.08.2011 года N 423 "Об утверждении Порядка официального опубликования муниципальных правовых актов в печатном виде в средствах массовой информации".
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Опубликовать настоящее Решение в газете "Пламя" и разместить в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования "Каменский городской округ" и на официальном сайте Думы муниципального образования "Каменский городской округ".
5. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на постоянный Комитет Думы Каменского городского округа по вопросам законодательства и местного самоуправления (Н.П. Шубина).
И.о. Главы Каменского городского округа |
А.Ю. Кошкаров |
Председатель Думы Каменского городского округа |
В.И. Чемезов |
Утверждено Решением
Думы Каменского городского округа
от 16.11.2017 года N 163
"О муниципальных правовых актах
Каменского городского округа"
Положение
о муниципальных правовых актах Каменского городского округа
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение о муниципальных правовых актах Каменского городского округа (далее по тексту - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Свердловской области от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", иными федеральными законами и законами Свердловской области, Уставом Каменского городского округа и устанавливает единые требования к муниципальным правовым актам Каменского городского округа, определяет понятие, виды, порядок подготовки, рассмотрения, издания (принятия), опубликования, вступления в силу, реализации, изменения и признания утратившими силу муниципальных правовых актов Каменского городского округа (далее - городской округ).
2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
1) муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением городского округа по вопросам местного значения, либо решение, изданное (принятое) органом местного самоуправления городского округа и (или) должностным лицом местного самоуправления городского округа по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области, а также по иным вопросам, отнесенным Уставом городского округа в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления городского округа и (или) должностных лиц местного самоуправления городского округа, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории городского округа, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер;
2) нормативный правовой акт - правовой акт, содержащий нормы права (обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на многократное применение правила поведения, устанавливающие, изменяющие или прекращающие права, обязанности, ответственность персонально неопределенного круга лиц и (или) предусматривающие утверждение, введение в действие, толкование, приостановление либо признание утратившим силу нормативного правового акта), изданный (принятый) в установленном порядке органом местного самоуправления городского округа или должностным лицом местного самоуправления городского округа, направленный на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений;
3) ненормативный (индивидуальный) правовой акт - правовой акт, изданный (принятый) в установленном порядке органом местного самоуправления городского округа или должностным лицом местного самоуправления городского округа, содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу (лицам).
3. При подготовке и издании (принятии) муниципальных правовых актов должны соблюдаться следующие основные принципы:
1) законности;
2) отражения в нормативных правовых актах интересов населения;
3) демократизма и гласности в процессе разработки и принятия нормативных правовых актов;
4) единства, полноты и непротиворечивости системы нормативных правовых актов;
5) планомерности и оперативности правотворчества;
6) соблюдения правил юридической техники;
7) обязательности создания механизмов реализации нормативных правовых актов;
8) открытости и доступности информации о принятых нормативных правовых актах.
Структура органов местного самоуправления городского округа и должностные лица местного самоуправления городского округа определены Уставом городского округа.
4. Органы местного самоуправления городского округа, должностные лица местного самоуправления городского округа осуществляют правовое регулирование по вопросам местного значения, отнесенным в соответствии с федеральным и областным законодательством к их ведению.
5. Правотворческие полномочия органов местного самоуправления городского округа устанавливаются Уставом городского округа в соответствии с федеральным законодательством и законами Свердловской области.
Глава 2. Система муниципальных правовых актов
6. В систему муниципальных правовых актов городского округа входят:
1) Устав городского округа;
2) решения граждан городского округа, принятые на местном референдуме и оформленные в виде нормативных правовых актов;
3) решения Думы городского округа;
4) правовые акты Главы городского округа;
5) правовые акты председателя Думы городского округа по вопросам организации деятельности Думы городского округа;
6) правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
7) приказы и распоряжения иных должностных лиц местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их полномочиям Уставом Каменского городского округа и положениями о них.
7. Устав городского округа и оформленные в виде нормативных правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов городского округа, имеют прямое действие и применяются на всей территории городского округа.
Иные муниципальные правовые акты городского округа не должны противоречить Уставу городского округа и правовым актам, принятым на местном референдуме.
В случае противоречия муниципальных правовых актов Уставу городского округа, правовым актам, принятым на местном референдуме, применяются Устав городского округа, правовые акты, принятые на местном референдуме.
В случае коллизии муниципальных правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения муниципального правового акта, изданного (принятого) позднее.
8. Главой городского округа издаются постановления в целях обеспечения осуществления органами местного самоуправления городского округа полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Глава городского округа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом Каменского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами.
9. В соответствии с настоящим Положением органы местного самоуправления городского округа и должностные лица местного самоуправления городского округа издают (принимают) муниципальные правовые акты в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Свердловской области, Уставом городского округа и нормативными правовыми актами городского округа.
10. Органы местного самоуправления городского округа и должностные лица местного самоуправления городского округа устанавливают правила оформления издаваемых (принимаемых) ими муниципальных правовых актов.
Глава 3. Требования к содержанию и оформлению муниципального правового акта
11. Муниципальные правовые акты городского округа по содержанию должны соответствовать Конституции Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Свердловской области, Уставу городского округа и настоящему Положению.
12. Текст муниципального правового акта по содержанию должен соответствовать предмету регулирования, заявленному в названии акта.
Положения муниципального правового акта должны быть краткими, конкретными, логически последовательными и объективными по содержанию, ясными для всеобщего понимания, исключающими двойное толкование содержания.
13. Муниципальные правовые акты, издаваемые (принимаемые) в городском округе, излагаются на русском языке.
В тексте муниципального правового акта должны соблюдаться правила орфографии, пунктуации и иные правила русского языка. Не допускается использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и других).
Слова и выражения в муниципальных правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном и областном законодательстве.
Использование в муниципальных правовых актах новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.
Не допускается обозначение в муниципальных правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в муниципальном правовом акте.
14. В муниципальном правовом акте даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
Наименования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городского округа, организаций, а также географические названия пишутся с прописной буквы.
15. В случае необходимости в нормативном правовом акте могут быть воспроизведены отдельные положения из нормативных правовых актов Российской Федерации и Свердловской области.
16. В муниципальном правовом акте указываются:
1) сроки и порядок введения его в действие (если они отличаются от общих правил, установленных Уставом городского округа);
2) муниципальные правовые акты или их отдельные положения, подлежащие отмене в связи с изданием (принятием) данного акта;
3) правовые акты, которые должны быть изданы (приняты) или приведены в соответствие с данным муниципальным правовым актом.
17. Индивидуальный правовой акт должен содержать мотивы и цели (задачи) издания (принятия) акта, ссылку на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми издается (принимается) индивидуальный правовой акт, а также реальные, конкретные предложения, мероприятия или объемы работ, сроки исполнения и исполнителей.
18. Положения, Правила, Программы, Планы, Инструкции и другие документы, утверждаемые муниципальными правовыми актами, оформляются в виде приложений к правовым актам и являются неотъемлемой составной частью муниципальных правовых актов. В виде приложений к правовым актам могут оформляться также перечни, таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты.
19. Нумерация муниципальных правовых актов каждого вида ведется в пределах календарного года, исходя из даты их издания (принятия), нумерация муниципальных правовых актов Думы городского округа ведется в течение срока ее полномочий.
Глава 4. Структура муниципального правового акта
20. Муниципальный правовой акт как документ состоит из содержательной части и реквизитов, образующих текст правового акта.
Содержательная часть муниципального правового акта - выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его издания (принятия).
Реквизиты муниципального правового акта - обязательные сведения, включаемые в текст правового акта для признания его действительным.
21. Содержательная часть муниципального правового акта может иметь следующие основные элементы (структурные элементы текста правового акта):
1) наименование;
2) преамбулу;
3) части;
4) разделы;
5) главы;
6) статьи или пункты;
7) пункты статей и (или) подпункты;
8) абзацы.
22. Наименование муниципального правового акта отражает основной предмет его правового регулирования.
Преамбула муниципального правового акта содержит разъяснение его целей и мотивов его издания (принятия), нормативное обоснование его издания (принятия), ссылку на законодательные акты. Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается. Преамбула может состоять из абзацев и (или) частей. В решениях Думы городского округа, постановлениях главы городского округа, Администрации городского округа, приказах должностных лиц местного самоуправления городского округа преамбула завершается постановляющей фразой.
23. Статьи или пункты муниципального правового акта могут объединяться в главы. Главы муниципального правового акта могут объединяться в разделы. Разделы значительного по объему муниципального правового акта могут объединяться в части.
Часть, раздел, глава муниципального правового акта подразделяются, как правило, не менее чем на два структурных элемента.
Структура муниципального правового акта и необходимость включения в него тех или иных структурных элементов текста определяются, исходя из объема и содержания акта.
24. Разделы, главы, статьи или пункты муниципального правового акта должны, а части муниципального правового акта могут иметь порядковые номера в виде арабских цифр с точками после них.
Статьи или пункты в пределах всего муниципального правового акта должны иметь сквозную нумерацию.
Вновь включаемым в текст муниципального правового акта структурным элементам присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением к указанным номерам через точку дополнительных порядковых номеров, начиная с первого.
Новым структурным элементам, включаемым в текст муниципального правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.
В случае признания утратившими силу одного или нескольких структурных элементов содержательной части муниципального правового акта нумерация остальных структурных элементов в тексте данного муниципального правового акта не изменяется.
Структурные элементы текста муниципального правового акта, за исключением преамбулы и пунктов правового акта, должны иметь заголовки.
Заголовки включают слова "часть", "раздел", "глава", "статья" с прописной буквы, порядковый номер с точкой после него и наименование части, раздела, главы, статьи.
25. Статья, пункт муниципального правового акта содержат одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний.
Статьи нормативного правового акта наряду с нормами права в отдельных случаях могут содержать индивидуальные предписания.
Статьи, пункты муниципального правового акта могут объединяться в главы.
Статья муниципального правового акта может иметь следующие основные структурные элементы:
1) пункты статьи;
2) части статьи;
3) абзацы статьи.
Пункт муниципального правового акта может иметь следующие основные структурные элементы:
1) части пункта;
2) подпункты пункта;
3) абзацы пункта.
Основные структурные элементы статьи или пункта муниципального правового акта начинаются с абзацного отступа. Части статей или пунктов образуются одним или несколькими абзацами и не имеют порядковых номеров.
Пункты статьи, подпункты пункта отделяются друг от друга точкой с запятой и нумеруются в пределах данной статьи (пункта) арабскими цифрами со скобкой справа без точки. Абзацы статьи (пункта) отделяются друг от друга точкой с запятой и не имеют порядковых номеров.
26. Даты в муниципальных правовых актах оформляются словесно-цифровым способом в следующей последовательности - число парой арабских цифр, месяц (словом), год четырьмя арабскими цифрами с добавлением слова "год" в соответствующем падеже, без сокращения.
Допускается оформление даты арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой, год - четырьмя арабскими цифрами.
27. Проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений (дополнений) или о признании утратившими силу ранее изданных (принятых) муниципальных правовых актов не имеют деления на части, разделы, главы, статьи; состоят из наименования, преамбулы и пунктов.
28. Муниципальный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
1) изображение герба Каменского городского округа (на подлиннике), расположенное над обозначением вида правового акта по центру;
2) наименование органа местного самоуправления городского округа, должностного лица местного самоуправления городского округа, издавшего (принявшего) акт;
3) обозначение вида правового акта;
4) дата издания (принятия) правового акта;
5) номер правового акта, состоящий из порядкового номера правового акта данного вида. Кроме порядковых номеров правовые акты дополнительно могут иметь буквенные индексы;
6) место издания (принятия) правового акта;
7) наименование правового акта, кратко отражающее предмет его регулирования;
8) подпись уполномоченного лица, включающая полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике правового акта), его инициалы и фамилию;
9) муниципальные правовые акты, принятые на местном референдуме, имеют реквизит принятия, состоящий из слов "Принят на местном референдуме в Каменском городском округе", и не имеет реквизитов "подписи", "место принятия". В муниципальном правовом акте, принятом на местном референдуме, указывается реквизит "дата принятия";
10) муниципальные правовые акты, принятые Думой городского округа, имеют дополнительно такие реквизиты, как "номер созыва" и "номер заседания".
Номер созыва Думы городского округа, номер заседания Думы городского округа прописывается словами.
29. Приложение к муниципальному правовому акту должно иметь следующие реквизиты: гриф, состоящий из слова "Приложение" и обозначения правового акта, которым утверждено данное приложение, включающего обозначение вида акта, дату его издания (принятия) и номер акта. При наличии нескольких приложений к правовому акту приложения нумеруются.
30. При ссылках на нормативные правовые акты городского округа в других нормативных правовых актах, иных официальных изданиях и документах используется официальное обозначение нормативных правовых актов городского округа, которое включает последовательно расположенные: обозначение вида акта, дату издания (принятия) акта с предшествующим ей словом "от", номер акта, наименование акта, заключенное в кавычки, сведения об изменениях и дополнениях, внесенных в акт, либо дату и номер последней редакции акта без указания его заголовка.
Сведения об изменениях и дополнениях, внесенных в нормативный правовой акт, в его официальном обозначении состоят из слов "с изменениями, внесенными" либо "в редакции" и официального обозначения нормативного правового акта, которым внесены изменения, без указания его заголовка. Если изменения в нормативный правовой акт внесены более чем одним нормативным правовым актом, указываются в хронологическом порядке официальные обозначения всех этих нормативных актов с общим обозначением вида нормативного правового акта.
31. В случае необходимости в нормативном правовом акте городского округа воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов Российской Федерации и Свердловской области со ссылкой на такие акты.
В нормативных правовых актах указывается, во исполнение каких актов они издаются (принимаются).
Глава 5. Виды текстов муниципального правового акта
32. Различаются следующие виды текстов муниципального правового акта:
1) подлинный текст муниципального правового акта (подлинник муниципального правового акта) - эталонный экземпляр текста правового акта, оформленный в одном экземпляре;
2) официально опубликованный текст муниципального правового акта - полный текст, опубликованный в печатном средстве массовой информации, учрежденном для опубликования муниципальных правовых актов городского округа;
3) заверенная копия муниципального правового акта - совпадающий с подлинником текст муниципального правового акта, заверенный печатью органа, издавшего (принявшего) акт;
4) неофициально опубликованный (обнародованный) текст муниципального правового акта - текст, опубликованный в источниках, не относящихся к числу источников официального опубликования муниципальных правовых актов, в том числе электронных;
5) незаверенная копия муниципального правового акта - совпадающий с подлинником текст муниципального правового акта, не заверенный печатью органа, издавшего (принявшего) акт.
Тексты муниципального правового акта, указанные в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, признаются официальными текстами, на основании которых осуществляется правотворческая и правоприменительная деятельность.
Глава 6. Правотворческий процесс в городском округе
33. Правотворческий процесс - урегулированный нормативными правовыми актами порядок осуществления правотворческой деятельности, включающий подготовку, внесение в правотворческий орган, рассмотрение, издание (принятие), изменение, введение в действие, опубликование и признание утратившими силу муниципальных правовых актов.
34. Основной вид правотворческого процесса в городском округе - это процесс издания (принятия) муниципальных правовых актов органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления.
35. Стадии правотворческого процесса - ряд последовательных этапов издания (принятия) муниципального правового акта, на каждом из которых решаются самостоятельные задачи правотворческой деятельности.
Основными стадиями правотворческого процесса являются:
1) внесение проекта муниципального правового акта в правотворческий орган;
2) предварительное рассмотрение проекта муниципального правового акта его согласование и издание (принятие);
3) подписание и официальное опубликование муниципального правового акта;
4) вступление в силу муниципального правового акта.
36. Сроки в правотворческом процессе определяются календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется месяцами, неделями или днями, либо связан с моментом совершения конкретного действия (наступления события).
Срок, определенный календарной датой, истекает при наступлении указанной календарной даты.
Течение срока определенного периода времени начинается на следующий день после наступления календарной даты или совершения действия (наступления события), которыми определено его начало.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока, срок, исчисляемый неделями, - в соответствующий день последней недели срока.
Срок, исчисляемый днями, подлежит исчислению в календарных днях, если иное не указано в устанавливающем его нормативном правовом акте.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший после него рабочий день.
37. Органы местного самоуправления городского округа, должностные лица местного самоуправления городского округа осуществляют текущее и перспективное планирование правотворческой деятельности в пределах собственных полномочий.
Планирование правотворческой деятельности не исключает издание (принятие) муниципальных правовых актов, не содержащихся в утвержденных планах.
38. Субъекты правотворческой инициативы - субъекты, имеющие право вносить проект муниципального правового акта на рассмотрение органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, уполномоченных издать (принять) правовой акт.
39. В целях обсуждения проектов муниципальных правовых актов, имеющих наиболее важное общественное значение, по вопросам местного значения с участием жителей городского округа Думой городского округа, Главой городского округа могут проводиться публичные слушания.
На публичные слушания выносятся также проекты муниципальных правовых актов, подлежащие в соответствии с действующим законодательством обязательному обсуждению на публичных слушаниях.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Думы городского округа или главы городского округа.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом Думы городского округа.
Проекты муниципальных правовых актов, имеющих наиболее веское общественное значение, публичные слушания по которым не проводятся, могут быть вынесены на народное обсуждение. Решение о проведении народного обсуждения принимается органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Проект данного акта публикуется в официальном печатном средстве массовой информации. При опубликовании проекта указываются адрес и срок направления предложений по проекту.
Предложения, полученные в ходе проведения публичных слушаний по проектам нормативных правовых актов, имеют рекомендательный характер.
40. Субъектами правотворческой инициативы являются:
1) депутаты Думы городского округа;
2) глава городского округа;
3) глава Администрации городского округа;
4) иные органы местного самоуправления городского округа;
5) органы территориального общественного самоуправления;
6) органы прокуратуры;
7) инициативные группы граждан.
41. Порядок подготовки, внесения, рассмотрения проектов решений Думы городского округа определяются регламентом работы Думы городского округа. Решения Думы, носящие ненормативный характер, подписываются председателем Думы.
42. Порядок подготовки, внесения, рассмотрения проектов правовых актов Главы городского округа, Администрации городского округа перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются регламентом работы администрации городского округа, утверждаемым постановлением Главы.
Правовые акты Главы городского округа подписываются Главой городского округа (лицом, на которое в установленном порядке возложено исполнение обязанностей Главы городского округа).
Правовые акты Администрации городского округа подписываются главой Администрации городского округа (лицом, на которое в установленном порядке возложено исполнение обязанностей главы Администрации городского округа).
43. Порядок подготовки и издания (принятия) иных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа устанавливается регламентами (положениями) органов местного самоуправления городского округа, должностных лиц местного самоуправления городского округа.
44. Необходимым условием внесения проекта муниципального правового акта является представление:
1) текста проекта муниципального правового акта;
2) пояснительной записки к муниципальному правовому акту, в которой обосновывается необходимость разработки акта, раскрываются цели и задачи, на достижение которых направлен акт, приводится финансово-экономическое обоснование акта в случае, когда его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат, указывается информация о необходимости разработки и отмены других нормативных актов.
45. Органы местного самоуправления городского округа, должностные лица местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий организуют и проводят внутреннюю (служебную, финансовую) экспертизу подготовленных ими проектов муниципальных правовых актов.
Органы местного самоуправления городского округа, должностные лица органов местного самоуправления городского округа организуют проведение экспертизы изданных (принятых) ими муниципальных правовых актов городского округа.
Результат экспертизы проекта муниципального правового акта городского округа указывается в листе согласования к проекту.
По результатам экспертизы изданных (принятых) муниципальных правовых актов городского округа составляется письменное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению органами местного самоуправления городского округа, должностными лицами местного самоуправления городского округа, издавшими (принявшими) муниципальный правовой акт.
Для оценки качества нормативных правовых актов и их проектов, а также для получения предложений по их совершенствованию может проводиться независимая экспертиза как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
Независимая экспертиза осуществляется научными и (или) образовательными организациями, специалистами в соответствующей сфере деятельности, иными компетентными органами и организациями.
В качестве независимых экспертов не могут привлекаться Глава городского округа, депутаты Думы городского округа, муниципальные служащие городского округа, иные работники органов местного самоуправления городского округа.
Нормативные правовые акты и (или) проекты нормативных правовых актов подлежат антикоррупционной экспертизе. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и (или) проектов нормативных правовых актов проводится в порядке, определенном решением Думы городского округа с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.
46. Внутренняя (служебная, финансовая) экспертиза проектов муниципальных правовых актов Думы городского округа осуществляется специалистами Думы городского округа.
Проект муниципального правового акта Думы городского округа, представляемый главой городского округа в Думу городского округа, подлежит внутренней (служебной, финансовой) экспертизе в порядке, определенном Регламентом работы Администрации городского округа.
47. Внутренняя (служебная, финансовая) экспертиза проектов муниципальных правовых актов главы городского округа, Администрации городского округа осуществляется специалистами Администрации городского округа.
48. Оформление виз согласований проекта муниципального правового акта Думы городского округа, главы городского округа, Администрации городского округа производится на обороте первого листа муниципального правового акта. Лист согласования оформляет разработчик проекта муниципального правового акта.
49. Муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) либо издания (подписания), если иной срок не оговорен в самом правовом акте. Иные муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания или в иной установленный в них срок.
Муниципальные нормативные правовые акты, предусматривающие установление, введение местных налогов, предоставление льгот по местным налогам, вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
50. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном нормативным правовым актом Думы городского округа.
Формами обнародования муниципальных нормативных правовых актов являются размещение их полного текста в иных средствах массовой информации, в том числе электронных (через сеть "Интернет"), озвучивание их полного текста по радиоканалам, на публичных встречах с населением и другие способы (формы) обнародования муниципальных нормативных правовых актов с целью своевременного и полного ознакомления с ними максимального количества жителей городского округа.
Устав городского округа, решение Думы городского округа о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава городского округа обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные Устав городского округа, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа в течение семи дней со дня их поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации Уставов муниципальных образований.
Муниципальные нормативные правовые акты, принятые Думой городского округа, направляются для официального опубликования главой городского округа.
Муниципальные нормативные правовые акты, изданные Администрацией городского округа, направляются для официального опубликования главой Администрации городского округа.
Иные муниципальные нормативные правовые акты направляются для официального опубликования руководителями органов местного самоуправления городского округа, должностными лицами местного самоуправления городского округа, издавшими правовой акт.
Для официального опубликования направляется заверенная в установленном порядке копия правового акта с сопроводительным письмом на имя руководителя печатного средства массовой информации.
51. В соответствии с федеральным законодательством не подлежат официальному опубликованию муниципальные нормативные правовые акты в части, содержащей сведения, распространение которых ограничено.
Муниципальные нормативные правовые акты либо их отдельные положения, не подлежащие опубликованию, в обязательном порядке доводятся до сведения органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также организаций, на которые распространяется действие этих правовых актов.
52. Правовые акты ненормативного характера могут быть официально опубликованы по решению издавших (принявших) их органов местного самоуправления городского округа и должностных лиц местного самоуправления городского округа.
53. Внесение изменений и дополнений в муниципальный правовой акт городского округа осуществляется путем издания (принятия) органом, принявшим муниципальный правовой акт, в который вносятся изменения и дополнения, правового акта того же вида.
54. Внесение значительного числа изменений и дополнений в муниципальный правовой акт может осуществляться путем издания (принятия) его в новой редакции.
Глава 7. Действие муниципальных правовых актов, их реализация и толкование
55. Действие муниципальных правовых актов начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими юридической силы.
Муниципальные правовые акты городского округа нормативного характера действуют, как правило, бессрочно, но могут приниматься и на определенный период.
Определенным временем может быть ограничено действие отдельных положений нормативных правовых актов.
Муниципальные правовые акты ненормативного характера действуют в течение указанного в них срока или в течение срока исполнения содержащихся в них предписаний.
56. Муниципальные правовые акты по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, отнесенным действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, являются обязательными для исполнения на территории городского округа.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, должностные лица несут ответственность в соответствии с федеральным и областным законодательством.
57. Реализация муниципальных нормативных правовых актов во всех формах обеспечивается органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
58. Контроль исполнения и соблюдения муниципальных правовых актов осуществляют должностные лица местного самоуправления, органов местного самоуправления, лица, замещающие должности муниципальной службы, а также иные субъекты в соответствии с действующим законодательством.
59. Действие муниципальных правовых актов или их отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события актом того же вида органом, его издавшим (принявшим), или иным органом, наделенным такими правами законодательством Российской Федерации или Свердловской области.
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:
- органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, издавшими (принявшими) соответствующий муниципальный правовой акт;
- в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено издание (принятие) соответствующего муниципального правового акта, а также судом;
- в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Муниципальный правовой акт или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях:
1) истечения срока действия муниципального правового акта или его отдельных положений;
2) издания (принятия) тем же органом и вступления в силу другого муниципального правового акта того же вида, который полностью заменяет по предмету регулирования ранее изданный (принятый) правовой акт;
3) признания муниципального акта или его отдельных положений утратившими силу издавшим (принявшим) его органом;
4) признания муниципального правового акта или его отдельных положений недействующими по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) отмены муниципального правового акта или его отдельных положений уполномоченным органом или по решению суда;
6) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Одновременно с утратой муниципальным правовым актом юридической силы юридическую силу утрачивают также муниципальные правовые акты (отдельные положения правовых актов), которыми были внесены изменения в муниципальный правовой акт, утративший юридическую силу.
Муниципальный правовой акт, утративший юридическую силу, применяется к отношениям, возникшим до утраты им юридической силы, если иное не установлено законом или судебным решением.
Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления - не позднее трех дней со дня принятия ими решения.
60. Действие муниципальных правовых актов городского округа не распространяется на отношения, возникшие до их вступления в силу, если в самом акте не установлено иное.
61. Действие муниципальных правовых актов городского округа распространяется на всей территории городского округа и на всех лиц, проживающих или пребывающих на территории городского округа, если в самом правовом акте не установлено иное.
62. Официальное толкование нормативных правовых актов - это разъяснение нормативных правовых актов, имеющее обязательный характер. Официальное толкование нормативных правовых актов осуществляется в случае обнаружения неясностей в содержании актов, неправильной или противоречивой практики их применения.
63. Официальное толкование нормативных актов городского округа, за исключением Устава городского округа, осуществляется соответствующими органами местного самоуправления в той же форме, в которой изданы (приняты) толкуемые нормативные правовые акты, если иное не установлено федеральными и областными законами. Официальное толкование нормативных правовых актов, принятых на местном референдуме, осуществляет Дума городского округа.
64. В процессе официального толкования не допускается внесение в толкуемые нормативные правовые акты поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний. Толкование муниципального нормативного правового акта не должно изменять его смысл.
Глава 8. Учет, систематизация и хранение муниципальных правовых актов
65. Муниципальные правовые акты подлежат учету.
Учет муниципальных правовых актов должен обеспечивать получение точных сведений о дате издания (принятия) правового акта, дате и источниках его официального опубликования, моменте его вступления в силу, внесении в него изменений и дополнений, моменте прекращения действия акта, а также о действующей редакции правового акта и редакции этого акта по состоянию на любой день за весь период его действия.
66. Систематизация правовых актов городского округа осуществляется в порядке, установленном регламентами и инструкциями по делопроизводству органов местного самоуправления. Систематизацию муниципальных правовых актов осуществляют органы, их издавшие (принявшие).
67. Подлинники муниципальных правовых актов хранятся в муниципальном архиве, в который они передаются по истечении установленного законодательством срока хранения.
Правила и сроки хранения муниципальных правовых актов определяются федеральным и областным законодательством.
68. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения жителей городского округа, принятые на местном референдуме, подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Свердловской области, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти Свердловской области в порядке, установленном законом Свердловской области.
69. Органы местного самоуправления, уполномоченные на представление документов, включаемых в Свердловский областной регистр муниципальных нормативных правовых актов, в орган, осуществляющий ведение Свердловского областного регистра муниципальных нормативных правовых актов, и их полномочия определяются Решением Думы городского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Каменского городского округа Свердловской области от 16 ноября 2017 г. N 163 "О муниципальных правовых актах Каменского муниципального округа Свердловской области"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован на официальном сайте МО Каменский городской округ Свердловской области (http://kamensk-adm.ru)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Каменского городского округа Свердловской области от 15 августа 2024 г. N 387
Изменения вступают в силу с 1 января 2025 г.