Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2017 г. N 1039-ПП
"Об утверждении Методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в Свердловской области"
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 N 95-р, распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 N Р-965, в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан в сфере культуры и в области социальных гарантий Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в Свердловской области (прилагаются).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, использовать утвержденные настоящим постановлением Методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в Свердловской области при организации сети муниципальных учреждений культуры и формировании проектов местных бюджетов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова.
4. Настоящее постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Губернатор Свердловской области |
Е.В. Куйвашев |
Утверждены
постановлением Правительства
Свердловской области
от 29 декабря 2017 г. N 1039-ПП
"Об утверждении Методических
рекомендаций по развитию сети
организаций культуры и
обеспеченности населения
услугами организаций культуры
в Свердловской области"
Методические рекомендации
по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в Свердловской области
Глава 1. Общие положения
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации, статьями 1, 12, 30, 37, 39 и 40 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" необходимо обеспечить:
1) территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
2) развитие инфраструктуры культурной деятельности;
3) создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;
4) создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;
5) использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.
2. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 N 95-р и распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 N Р-965 с учетом индивидуальных особенностей Свердловской области и существующей обеспеченности населения Свердловской области организациями культуры.
3. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения доступности организаций культуры, расположенных на территории Свердловской области, путем оптимального размещения сети организаций культуры с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения организациями культуры.
4. Понятия и определения, используемые в настоящих методических рекомендациях:
1) сетевая единица - организация культуры независимо от формы собственности, оказывающая услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов;
2) норма - минимально допустимое количество сетевых единиц;
3) норматив - составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах) и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.
5. Настоящие методические рекомендации позволяют определить минимальный уровень обеспеченности организациями культуры по их количеству на территории Свердловской области, необходимый для обеспечения доступности культурных благ и ценностей для населения Свердловской области. Применение настоящих методических рекомендаций не является основанием для сокращения имеющейся сети организаций культуры на территории Свердловской области.
6. Условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.
7. Расчет нормативной потребности Свердловской области и муниципальных образований в объектах культуры должен предусматривать:
1) вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
2) нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере культуры и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере культуры;
3) нормативное значение (численность) населения, которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры;
4) показатель территориальной доступности (время в пути до организации культуры).
8. При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1000 человек). Рекомендуются показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1000 жителей в соответствии с приложением к настоящим методическим рекомендациям.
При расчете нормативного значения (численности) населения, которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры, следует использовать метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равна числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из отделяемых запятой цифр меньше 5, увеличение не производится.
9. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:
1) существующую обеспеченность населения объектами культуры;
2) функциональное многообразие организаций культуры;
3) специфику территории (численность, плотность и демографический состав населения, транспортную инфраструктуру, природно-климатические условия, культурно-исторические и социально-экономические особенности развития Свердловской области и отдельных муниципальных образований);
4) прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности Свердловской области (муниципального образования);
5) критерии доступности услуг организаций культуры для населения.
С учетом данных параметров при расчете нормативной потребности муниципальных образований в учреждениях культуры могут применяться поправочные коэффициенты, размер которых для каждого муниципального образования утверждается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере культуры.
10. Критериями для оценки доступности услуг организаций культуры являются:
1) возможность выбора организаций культуры;
2) развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;
3) возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;
4) сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;
5) полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;
6) наличие организаций культуры для детей;
7) наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
11. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности), а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
12. Размещение объектов культуры в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов.
Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения Свердловской области и отдельного муниципального образования.
В целях обеспечения доступности нормативы градостроительного проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.
13. Физическая доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.
Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Глава 2. Нормы и нормативы размещения библиотек
14. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.
Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.
Исполнительные органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают:
1) финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;
2) реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;
3) условия доступности для инвалидов областных государственных и муниципальных библиотек.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ) исполнительные органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.
Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек представлены в таблице 1.
Таблица 1
Номер строки |
Административно-территориальный уровень обеспечения услуг |
Наименование вида организации, осуществляющей услуги (тип объекта) |
Обеспеченность (тыс. человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Субъект Российской Федерации - Свердловская область |
универсальная библиотека |
административный центр с населением от 150 тыс. человек |
1 |
транспортная доступность: 1) для жителей административного центра - в течение 1 часа; 2) для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня |
детская библиотека |
1 |
||||
библиотека для инвалидов по зрению |
1 |
||||
точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
2 |
||||
2. |
Городской округ |
общедоступная библиотека |
на 20 тыс. человек |
1 |
транспортная доступность 30-40 минут |
детская библиотека |
на 10 тыс. детей |
1 |
|||
точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
независимо от количества населения |
2 |
|||
3. |
Муниципальный район |
межпоселенческая библиотека |
административный центр района |
1 |
транспортная доступность 30 минут - 1 час |
детская библиотека |
1 |
||||
точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
1 |
||||
4. |
Городское поселение |
общедоступная библиотека с детским отделением |
на 10 тыс. человек |
1 |
шаговая доступность 15-30 минут, транспортная доступность 15-30 минут |
точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
независимо от количества населения |
1 |
|||
5. |
Сельское поселение |
общедоступная библиотека с детским отделением |
административный центр сельского поселения |
1 |
шаговая доступность 15-30 минут, транспортная доступность 15-30 минут |
точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
1 |
||||
филиал общедоступных библиотек с детским отделением |
на 1 тыс. человек |
1 |
На всех административно-территориальных уровнях, независимо от количества жителей, необходимо размещение точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам (по 1 в каждой сетевой единице).
15. Нормы размещения государственных библиотек в Свердловской области.
В целях реализации прав граждан на библиотечное обслуживание в Свердловской области создаются государственные библиотеки, обеспечивающие потребность в доступе к информации и знаниям на базе универсального комплектования библиотечных фондов, в том числе на основе обязательного экземпляра документов, в соответствии с полномочиями исполнительных органов государственной власти Свердловской области, к которым относится организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов.
При наличии специализированных фондов для населения молодежного (юношеского) возраста на территории Свердловской области правомерно функционирование и создание новых молодежных (юношеских) библиотек, а также молодежных отделений в универсальных библиотеках.
16. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.
Для городского округа с населением более 500 тыс. человек к расчету принимается 1 библиотека на 30 тыс. человек.
Минимально необходимое количество библиотек определяется по формуле
,
где:
БС - библиотечная сеть;
Н - численность населения;
Нн - норматив численности жителей на 1 библиотеку.
17. Нормы размещения библиотек в городских округах и городских поселениях.
В городском округе и городском поселении должна быть создана общедоступная библиотека, которая наделяется статусом центральной библиотеки и осуществляет функции по обеспечению комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов, создания и ведения электронного каталога и специализированных баз данных, методического обеспечения библиотечной деятельности, популяризации литературы и чтения.
В жилых районах городского округа и городского поселения должны быть созданы филиалы центральной библиотеки или ее структурные подразделения, осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризации книг и чтения.
Для городского округа с населением менее 20 тыс. человек к расчету принимается 1 библиотека на 10 тыс. человек.
Минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по формуле
,
где:
БС - библиотечная сеть;
Н - численность населения;
Нн - норматив численности жителей на 1 общедоступную библиотеку;
Нд - численность детского населения;
Ннд - норматив численности детского населения на 1 детскую библиотеку.
Для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тыс. человек.
Минимально необходимое количество библиотек для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по формуле
,
где:
БС - библиотечная сеть;
Нс - численность сельского населения;
Ннс - норматив численности жителей на 1 библиотеку для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа;
Нг - численность городского населения;
Ннг - норматив численности жителей на 1 библиотеку для городского округа;
Нд - численность детского населения;
Ннд - норматив численности детского населения на 1 библиотеку.
Для городского округа с населением от 15 000 до 19 999 человек следует применять коэффициент от 1,25 до 1,5 к нормативной потребности в библиотеках.
Для городского округа и городского поселения с численностью населения менее 10 тыс. человек к расчету принимается сетевая единица на 5 тыс. человек.
Для городского поселения с населением от 7 500 до 9 999 человек следует применять коэффициент 1,25 к нормативной потребности в библиотеках.
Для городского округа и городского поселения с численностью населения менее 5 тыс. человек к расчету принимается сетевая единица на 3 тыс. человек.
Для городских поселений, в которых доля сельского населения составляет более 10%, может быть применен коэффициент от 2,0 до 10,0 к нормативной потребности в библиотеках.
18. Для городских округов могут быть применены дополнительные коэффициенты к нормативной потребности в библиотеках.
Рекомендуемые коэффициенты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Номер строки |
Коэффициент |
Параметры, установленные для применения коэффициента |
|||
доля сельского населения |
плотность населения |
средняя численность жителей сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа |
расстояние от административного центра городского округа до областного центра *(1) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
от 1,2 до 4,5 |
более 40% |
до 10 человек/кв. км |
менее 250 человек |
более 100 км |
2. |
от 1,25 до 2,0 |
не установлен |
до 10 человек/кв. км |
менее 250 человек |
более 200 км |
3. |
от 1,1 до 4,0 |
менее 10% |
более 10 человек/кв. км |
менее 250 человек |
не установлен |
4. |
от 0,8 до 1,1 *(2) |
менее 3% |
более 10 человек/кв. км |
менее 250 человек |
не установлен |
5. |
от 0,5 до 0,9 |
более 40% |
более 10 человек/кв. км |
более 250 человек |
менее 150 км |
6. |
1,5 |
более 50% |
более 10 человек/кв. км |
менее 250 человек |
более 100 км |
7. |
от 1,1 до 1,3 |
более 70% |
до 10 человек/кв. км |
более 250 человек |
не установлен |
8. |
от 0,6 до 0,9 |
менее 70% |
до 10 человек/кв. км |
более 250 человек |
не установлен |
9. |
от 1,1 до 1,5 |
более 20% |
более 10 человек/кв. км |
более 250 человек |
не установлен |
10. |
от 0,4 до 0,85 |
более 10% |
более 10 человек/кв. км |
более 250 человек |
менее 100 км |
11. |
от 0,4 до 0,75 |
более 20% |
более 10 человек/кв. км |
более 250 человек |
более 100 км |
12. |
от 1,4 до 1,8 |
0 |
- |
- |
менее 150 км |
13. |
от 0,4 до 0,8 |
менее 10% |
не установлен |
более 250 человек |
более 200 км |
*(1) Под областным центром может рассматриваться, как областной центр Свердловской области, так и областные центры сопредельных регионов.
*(2) Для городских округов с населением более 100 тыс. человек.
Для закрытых административно-территориальных образований, расположенных на расстоянии более 200 км от областного центра, может быть применен коэффициент от 1,8 до 2,0 к нормативной потребности в библиотеках.
Для закрытых административно-территориальных образований, расположенных на расстоянии менее 200 км от областного центра, может быть применен коэффициент от 0,5 до 0,8 к нормативной потребности в библиотеках.
19. В городских округах и городских поселениях создается самостоятельная детская библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов при условии, что численность детей до 14 лет составляет не менее 10 тыс. человек.
При меньшей численности детского населения детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки.
В городском поселении, которое является административным центром муниципального района, нецелесообразно создавать самостоятельную детскую библиотеку ввиду исключения дублирования функций детской библиотеки, созданной на уровне муниципального района.
Если в состав муниципального района входят городские поселения, не являющиеся административными центрами, но имеющие количество детей не менее 10 тыс. человек, - в таких городских поселениях целесообразно создать самостоятельную детскую библиотеку.
Если у населения городского округа или городского поселения есть объективная потребность в создании молодежной библиотеки (ходатайство общественности, инициатива молодежных и образовательных организаций), собственник (учредитель) имеет право создать молодежную библиотеку или перепрофилировать под данную функцию иную общедоступную библиотеку.
20. Нормы размещения межпоселенческих (районных) библиотек.
В соответствии с полномочиями муниципального района для библиотечного обслуживания населения создается межпоселенческая библиотека с филиалами в сельских поселениях, если иное (самостоятельная библиотека в сельском поселении) не установлено законодательством Свердловской области и уставами муниципального района и сельского поселения в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Под межпоселенческой библиотекой понимается центральная библиотека муниципального района, которой органами местного самоуправления муниципального образования присвоен статус межпоселенческой.
Межпоселенческая библиотека выполняет функции координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района:
1) по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек;
2) по формированию универсального фонда документов;
3) по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики.
Межпоселенческая библиотека создается независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе, в соответствии с функциями, связанными не только с обслуживанием населения, но и с исполнением специализированных библиотечных операций в интересах всех библиотек муниципального района, а также в соответствии с установленными полномочиями муниципального района.
Детская библиотека на уровне муниципального района создается в целях повышения качества обслуживания детей, формирования специализированного фонда и методического обеспечения библиотек, обслуживающих детей.
На базе межпоселенческой библиотеки может быть сформирована централизованная библиотечная система, объединяющая библиотеки сельских поселений.
21. Нормы размещения библиотек в сельских поселениях.
Общедоступная библиотека сельского поселения, имеющая статус центральной, располагается в административном центре сельского поселения.
Для обслуживания жителей сельских поселений библиотека создается исходя из расчета 1 сетевая единица на 1 тыс. жителей, независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения.
Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов должна предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением или филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района.
Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) организует работу филиала на базе специализированного помещения или пункт книговыдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книг и чтения.
Филиалы общедоступной библиотеки либо пункты книговыдачи (по потребности) могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав городского округа (городского поселения). Филиалы или структурные подразделения центральной библиотеки могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района, и принимаются к расчету в качестве сетевых единиц.
Минимально необходимое количество библиотек в сельском поселении определяется по формуле
,
где:
БС - библиотечная сеть;
Н - численность населения;
Надм.ц.п - численность населения административного центра сельского поселения;
Нн.ф. - норматив численности жителей на 1 филиал библиотеки;
Нн.адм.ц - норматив числа библиотек для административного центра сельского поселения.
Для сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов с плотностью населения менее 10 человек/кв. км, может быть применен коэффициент от 1,3 до 4,0 к нормативной потребности в библиотеках.
Для сельских поселений, в которых средняя численность жителей населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения, менее 250 человек, может быть применен коэффициент от 1,2 до 3,0 к нормативной потребности в библиотеках.
Для сельских поселений, в которых более 98% сельского населения проживают в одном населенном пункте, предусматривается наличие 1 библиотеки на данный населенный пункт.
Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.
22. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие люди имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ. В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, в лечебных и реабилитационных учреждениях.
23. Пользователям библиотек независимо от места проживания должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий, для чего рекомендуется на базе центральных библиотек Свердловской области, центральных библиотек городского округа, городского поселения, муниципального района и сельского поселения организовать точку доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.
Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке должно быть оборудовано место с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками таких ресурсов.
К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся:
1) фонды Национальной электронной библиотеки (далее - НЭБ), которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального и муниципального уровней, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. НЭБ включает в себя:
каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий;
централизованный, ежедневно пополняемый, архив оцифрованных изданий как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;
2) фонды Президентской библиотеки.
При определении нормативной потребности в библиотечном обслуживании населения необходимо рассматривать транспортную и шаговую доступность:
в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети следует применять коэффициент от 1,75 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения);
в зависимости от сложности рельефа и наличия регулярного транспортного сообщения следует применять коэффициент от 1,25 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).
Глава 3. Нормы и нормативы размещения музеев
24. Нормы и нормативы размещения музеев в зависимости от наличия предметов и коллекций, которые отнесены (или могут быть отнесены) к государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в целях хранения, сохранности и популяризации культурного наследия.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев представлены в таблице 3.
Таблица 3
25. За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы либо территориально обособленные структурные подразделения (экспозиционные отделы) музеев независимо от формы собственности (государственные, муниципальные, ведомственные, частные) при условии, что их фонды (музейные предметы и музейные коллекции) вошли в государственную или негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
Структурные подразделения (экспозиционные отделы) музеев, расположенные на общих участках с головным музеем (в пределах общей территории), рассматриваются как необособленные и не считаются отдельной сетевой единицей, кроме случаев, когда они принадлежат различным организациям.
26. Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определенного населенного пункта или географического региона.
К основным фондам краеведческого музея относятся связанные с историей Свердловской области экспонаты, в числе которых могут быть археологические находки, произведения искусства или ремесла, документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности, предметы быта, мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками, материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона.
Художественный музей - это исследовательское и научно-просветительское учреждение искусствоведческого профиля, осуществляющее комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
К тематическим могут быть отнесены музеи любой профильной группы - политехнические, мемориальные, военно-исторические, историко-бытовые, археологические, этнографические, литературные, музыкальные, музеи науки, техники, кино, архитектуры, боевой (трудовой) славы.
27. Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев, находящихся в собственности Свердловской области, определяется Правительством Свердловской области.
Решение об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности Свердловской области, принимается исполнительным органом государственной власти Свердловской области, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
28. Органы местного самоуправления муниципальных образований имеют право на создание музеев.
В муниципальном образовании музеи создаются при наличии музейных предметов и музейных коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, независимо от количества населения.
В муниципальных образованиях в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого аппарата и персонала научных работников могут быть созданы государственные музеи либо их филиалы или структурные подразделения, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях либо помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов, которые должны учитываться в качестве сетевой единицы муниципального образования, так как они обслуживают местное население.
В зависимости от состава и объемов музейных фондов в муниципальном районе может быть организовано несколько музеев. Районные музеи могут иметь филиалы или структурные подразделения в населенных пунктах сельских поселений. Филиалы районного музея в сельских поселениях принимаются к расчету в качестве сетевой единицы.
29. Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания музеев в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. При условии наличия музейного фонда и достаточности местного бюджета по решению органа местного самоуправления муниципального образования может быть создан краеведческий музей, а также тематические музеи, посвященные памятным историческим событиям, мемориальные музеи, технические музеи, музеи народной культуры.
Художественные коллекции могут входить в состав краеведческого музея или на их основе может быть создан художественный музей (галерея).
Самостоятельные художественные музеи муниципальных образований должны приниматься к учету как сетевая единица тематического музея.
30. Определение предельно допустимых антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, рекомендуется осуществлять на основе Методических рекомендаций по разработке нормативов посещаемости музеев-заповедников в зависимости от их возможностей по приему посетителей, направленных на повышение эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия, разработанных Министерством культуры Российской Федерации.
Глава 4. Нормы и нормативы размещения театров
31. Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории.
В соответствии с Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р, театр - это организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства, предусматривающего расширение доступности театрального искусства для различных групп населения.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения театров представлены в таблице 4.
Таблица 4
Номер строки |
Административно-территориальный уровень обеспечения услуг |
Наименование вида организации, осуществляющей услуги (тип объекта) |
Обеспеченность (тыс. человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Субъект Российской Федерации - Свердловская область |
театр драматический |
административный центр с населением свыше 1 млн. человек |
1 |
транспортная доступность: 1) для жителей административного центра - в течение 1 часа; 2) для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
театр оперы и балета (музыкальный) |
1 |
||||
театр кукол |
1 |
||||
театр юного зрителя |
1 |
||||
прочие театры по видам искусств |
3 |
||||
2. |
Городской округ |
театр по видам искусств |
население от 500 тыс. человек до 1 млн. человек |
1 на 500 тыс. человек |
транспортная доступность 30-40 минут |
театр по видам искусств |
население от 200 тыс. до 500 тыс. человек |
1 на 200 тыс. человек |
|||
театр по видам искусств |
население от 100 до 200 тыс. человек |
1 |
|||
3. |
Городское (сельское) поселение |
театр по видам искусств |
население от 100 тыс. человек |
1 |
транспортная доступность - 3 часа. Театр может быть создан в населенном пункте с населением менее 100 тыс. человек при условии, что до ближайшего театра транспортная доступность составляет более 3 часов |
32. За сетевую единицу принимаются театры (театры-студии), являющиеся юридическими лицами, либо филиалы театров.
Театр, в котором действует нескольких театральных трупп, работающих на разных языках или имеющих самостоятельный репертуар, объединенных общей администрацией и представляющих единый баланс, учитывается в качестве одной сетевой единицы.
Если на одной театральной площадке работают театры различной жанровой направленности, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, то каждый из них учитывается в качестве самостоятельной сетевой единицы.
33. Минимальный перечень подвидов театров составляют театры драмы, музыкальные театры, театры юного зрителя, театры кукол и театры по видам искусств.
Музыкальный театр, включающий в себя такие жанровые виды как опера, балет, оперетта, мюзикл, рекомендуется создавать при наличии на территории Свердловской области учебного заведения, выпускающего соответствующих исполнителей (консерватории или другого профильного высшего учебного заведения, училища).
Прочие театры по видам искусств (пантомимы, миниатюр, танца, песни) или по целевой группе (молодежный театр, детский театр) создаются в целях обеспечения доступности населения к различным жанрам театрального искусства.
34. С учетом демографических особенностей территории и кадрового потенциала Свердловской области могут создаваться драматические театры отдельных видов (драмы, комедии) и объединенные по жанрам драматические театры.
Минимально необходимое количество театров для различных муниципальных образований определяется по формуле
,
где:
ТС - театральная сеть;
Н - численность населения;
Тн - норматив численности жителей на 1 театр.
В городских округах устанавливается норматив количества театров различной направленности, объединяющий несколько жанровых видов, при обязательном наличии в репертуаре спектаклей для детей и молодежи.
В сельских поселениях органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания театров различной направленности в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
На территориях с высокой плотностью населения и наличием кадрового состава профессиональных театральных актеров, наличием профессионального учебного заведения количество театров может быть увеличено по решению учредителя.
Глава 5. Нормы и нормативы размещения концертных организаций
35. В соответствии с Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 N 2395-р (далее - Концепция развития концертной деятельности), формирование и развитие общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве, расширение аудитории концертов академической музыки для различных категорий и групп населения должно осуществляться путем создания концертных организаций и концертных коллективов академической направленности.
Нормы и нормативы размещения концертных организаций устанавливаются в соответствии с потребностями населения в области академической музыки.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения концертных организаций представлены в таблице 5.
Таблица 5
Номер строки |
Административно-территориальный уровень обеспечения услуг |
Наименование вида организации, осуществляющей услуги (тип объекта) |
Обеспеченность (тыс. человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Субъект Российской Федерации - Свердловская область |
концертный зал |
административный центр с населением от 500 тыс. человек |
2 |
транспортная доступность: 1) для жителей административного центра - в течение 1 часа; 2) для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
филармония |
1 |
||||
концертный творческий коллектив |
2 |
||||
2. |
Городской округ |
концертный зал |
независимо от количества населения |
1 |
транспортная доступность 30-40 минут |
концертный творческий коллектив |
1 |
||||
3. |
Муниципальный район |
концертный зал |
независимо от количества населения |
1 |
транспортная доступность 30-40 минут |
4. |
Городское поселение |
концертный творческий коллектив |
независимо от количества населения |
1 |
транспортная доступность 15-30 минут |
36. Концертная организация - это организация, осуществляющая создание, показ (публичное исполнение) и (или) организацию показа концертных программ.
К концертным организациям относятся:
1) филармония - основной вид концертной организации в области академической музыки, имеющей в своем распоряжении один или несколько филармонических концертных залов и (или) творческих коллективов, и организующей гастроли иных творческих коллективов филармонической направленности (оркестр, хор, ансамбль);
2) филармонический концертный зал - специальная площадка, отвечающая акустическим стандартам исполнения академической музыки, или вид концертной организации, выполняющей функции формирования и удовлетворения общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве;
3) самостоятельные концертные коллективы, являющиеся юридическими лицами. К концертным коллективам относятся симфонические оркестры, оркестры народных, духовых инструментов, хоровые капеллы, народные хоры, хореографические и фольклорные ансамбли.
37. К расчету сетевых единиц принимаются организации всех форм собственности.
В качестве сетевой единицы концертного зала могут учитываться площадки, отвечающие акустическим требованиям исполнения академической музыки, которые входят в состав иных организаций культуры (филармонии, культурно-досугового учреждения, специализированного учебного заведения).
Минимально необходимое количество концертных организаций для Свердловской области и отдельных муниципальных образований определяется по формуле
,
где:
КоС - сеть концертных организаций;
Ккз - нормативное число концертных залов;
Кф - нормативное число филармоний;
Ккк - нормативное число концертных творческих коллективов.
,
где:
Н - численность жителей;
Нкз - норматив числа жителей на 1 концертную организацию.
,
где:
Н - численность жителей;
Нф - норматив числа жителей на 1 филармонию.
,
где:
Н - численность жителей;
Нкк - норматив числа жителей на 1 концертный творческий коллектив.
38. В целях удовлетворения потребности населения в академической музыке концертные организации осуществляют гастроли.
В соответствии с Концепцией развития концертной деятельности понятие "гастроли" включает в себя показ концертных программ вне места постоянной концертной деятельности исполнителя, в том числе в населенных пунктах собственного региона.
Глава 6. Нормы и нормативы размещения цирков
39. В соответствии с Концепцией развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 434-р (далее - Концепция развития циркового дела), государственная поддержка циркового дела должна базироваться на социально значимых принципах:
1) обеспечение доступности циркового продукта для социально незащищенных слоев, жителей отдаленных регионов и населенных пунктов страны, не имеющих специально оборудованных помещений для показа цирковых программ;
2) создание условий для развития любительского циркового движения, а также на ряде других принципов, определяющих финансово-хозяйственную деятельность цирка.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения цирков представлены в таблице 6.
Таблица 6
Номер строки |
Административно-территориальный уровень обеспечения услуг |
Наименование вида организации, осуществляющей услуги (тип объекта) |
Обеспеченность (тыс. человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Субъект Российской Федерации - Свердловская область |
цирк стационарный |
административный центр с населением свыше 1 млн. человек |
1 |
транспортная доступность: 1) для жителей административного центра - в течение 1 часа; 2) для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня |
2. |
Городской округ |
цирковая площадка (цирковой коллектив) |
население от 100 до 500 тыс. человек |
1 |
транспортная доступность 30-40 минут |
40. В соответствии с Концепцией развития циркового дела понятие "цирк" определяется как:
1) обобщенное наименование всех видов зрелищных номеров, аттракционов, программ, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности;
2) специальное зрелищное сооружение с куполообразным покрытием и манежем, предназначенное для создания и (или) показа цирковых произведений.
За сетевую единицу принимаются цирки (цирковые коллективы) всех форм собственности.
41. Во исполнение установленных полномочий по поддержке учреждений культуры и искусства в Свердловской области создаются цирковые организации в административном центре с населением свыше 1 млн. человек. Данные организации должны размещаться в стационарном специализированном помещении.
В городах с населением от 500 тыс. человек до 1 млн. человек необходимо предусмотреть специально оборудованную площадку для цирковых представлений.
Минимально необходимое количество цирков для Свердловской области и отдельных муниципальных образований определяется по формуле
,
где:
ЦС - цирковая сеть;
Н - численность населения;
Цн - норматив численности жителей на 1 цирк (цирковую площадку, коллектив).
42. На основании полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры в городских округах с населением от 100 до 500 тыс. человек рекомендуется создать специально оборудованную цирковую площадку или цирковой коллектив на базе действующего объекта культуры.
Строительство специализированного циркового помещения в городских округах с населением менее 500 тыс. человек осуществляется при наличии потребности в таком помещении, утвержденной нормативами градостроительного проектирования Свердловской области.
43. При наличии потребности в услугах цирковых организаций в отдаленных муниципальных образованиях цирковой коллектив может быть создан в рамках полномочий городских поселений.
Глава 7. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа
44. В соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации по организации и поддержке учреждений культуры и искусства и на основании полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, по созданию условий для развития народного художественного творчества на территории Свердловской области создаются учреждения культуры клубного типа, которые действуют на основании Примерного положения о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа, утвержденного решением Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29.05.2002 N 10 "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры" (далее - Примерное положение).
При подсчете нормативной обеспеченности в качестве 1 сетевой единицы принимается учреждение, расположенное в специализированном помещении и способное оказывать весь перечень услуг, предусмотренный Примерным положением.
Минимально необходимое количество учреждений культуры клубного типа для муниципальных образований определяется по формуле
,
где:
КС - сеть учреждений культуры клубного типа;
Н - численность населения;
Кн - норматив численности жителей на 1 учреждение культуры клубного типа.
Соответствие фактического числа учреждений культуры клубного типа нормативу может быть скорректировано применением коэффициента 0,5 в случае, если учреждение культуры клубного типа расположено в приспособленном помещении без специализированного зрительного зала, то есть это учреждение следует учитывать как 0,5 сетевой единицы.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа представлены в таблице 7.
Таблица 7
Номер строки |
Административно-территориальный уровень обеспечения услуг |
Наименование вида организации, осуществляющей услуги (тип объекта) |
Обеспеченность (тыс. человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Субъект Российской Федерации - Свердловская область |
дворец народного творчества |
административный центр, независимо от количества населения |
1 |
транспортная доступность: 1) для жителей административного центра - в течение 1 часа; 2) для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня |
центр традиционной народной культуры |
1 |
||||
2. |
Городской округ |
дом культуры |
население от 500 тыс. человек |
1 на 200 тыс. человек |
транспортная доступность 30-40 минут |
население от 100 до 500 тыс. человек |
1 на 100 тыс. человек |
||||
население от 10 тыс. до 100 тыс. человек |
1 на 20 тыс. человек |
||||
население до 10 тыс. человек |
1 |
||||
3. |
Муниципальный район |
центр культурного развития |
независимо от количества населения |
1 |
|
передвижной многофункциональный культурный центр |
транспортная единица |
1 |
|||
4. |
Городское поселение |
дом культуры |
население от 25 тыс. до 100 тыс. человек |
1 на 25 тыс. человек |
транспортная доступность 15-30 минут |
население от 10 тыс. до 25 тыс. человек |
1 на 10 тыс. человек |
||||
население до 10 тыс. человек |
1 |
||||
5. |
Сельское поселение |
дом культуры |
административный центр сельского поселения |
1 |
шаговая доступность 15-30 минут, транспортная доступность 15-30 минут |
филиал сельского дома культуры |
на 1 тыс. жителей |
1 |
45. Под учреждением культуры клубного типа (равно как и под организацией культурно-досугового типа, культурно-досуговым учреждением) понимается организация, основной деятельностью которой является создание условий для занятий любительским художественным творчеством, предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и досугового характера.
46. За сетевую единицу принимаются учреждения культуры клубного типа всех форм собственности.
47. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа на территории Свердловской области рассчитаны с учетом:
1) особенностей административно-территориального деления Свердловской области;
2) численности городского и сельского населения, плотности населения, средней численности жителей сельских населенных пунктов в муниципальных образованиях;
3) существующей обеспеченности населения Свердловской области учреждениями культуры клубного типа;
4) транспортной инфраструктуры, административно-территориальных и социально-экономических особенностей развития муниципальных образований.
48. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа в Свердловской области предусматривают наличие дворца народного творчества и центра традиционной народной культуры, осуществляющих методическое обеспечение и координацию деятельности учреждений культуры клубного типа, действующих на территории Свердловской области, по развитию самодеятельного народного творчества, культурно-досуговой деятельности и сохранению традиционной народной культуры.
Центр традиционной народной культуры может иметь филиалы в муниципальных образованиях, являющихся центром бытования особых видов народной культуры.
49. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа в городских округах и городских поселениях с численностью населения до 10 тыс. человек предусматривают наличие 1 дома культуры.
50. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа в городских округах и городских поселениях предусматривают наличие 1 дома культуры на население от 10 тыс. до 200 тыс. человек в зависимости от плотности населения и разнообразия культурно-досуговой инфраструктуры населенного пункта.
51. В городских округах с населением более 100 тыс. человек может быть предусмотрено наличие 1 дома культуры в каждом жилом районе административного центра городского округа.
52. Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты с общим количеством сельского населения более 2,5 тыс. человек, имеющие транспортную доступность до административного центра 30 минут и более, применяется норматив 1 дом культуры на 5 тыс. жителей по совокупности населения в сельских населенных пунктах.
Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты с общим количеством сельского населения менее 2,5 тыс. человек, имеющие транспортную доступность до административного центра 30 минут и более, применяется норматив 1 дом культуры на 2,5 тыс. жителей по совокупности населения в сельских населенных пунктах.
Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество учреждений культуры клубного типа определяется по формуле
,
где:
КС - сеть учреждений культуры клубного типа;
Нс - численность сельского населения;
Ннс - норматив численности жителей на 1 дом культуры для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа;
Н - численность населения;
Ннг - норматив численности жителей на 1 дом культуры для городского округа.
При определении нормативной потребности муниципального образования в учреждениях культуры клубного типа, применяя шаговую доступность в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети, следует применять коэффициент от 1,25 до 2 к нормативной потребности в учреждениях культуры клубного типа в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).
53. Для городских округов и городских поселений, в которых доля сельского населения составляет более 10%, может быть применен коэффициент от 1,1 до 9,0 к нормативной потребности в учреждениях культуры клубного типа.
Для городских округов и городских поселений, в которых доля сельского населения составляет менее 10% и средняя численность жителей сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, менее 250 человек, может быть применен коэффициент от 1,5 до 6,0 к нормативной потребности в учреждениях культуры клубного типа.
Для городских округов, в которых плотность населения составляет до 10 человек/кв. км, может быть применен коэффициент от 1,5 до 12 к нормативной потребности в учреждениях культуры клубного типа.
54. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа в сельских поселениях предусматривают наличие 1 дома культуры в административном центре сельского поселения и наличие 1 дома культуры на 1 тыс. человек независимо от количества населенных пунктов в сельском поселении.
Для сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов с плотностью населения менее 10 человек/кв. км, может быть применен коэффициент от 1,3 до 4 к нормативной потребности в учреждениях культуры клубного типа.
Для сельских поселений, в которых более 98% сельского населения проживает в одном населенном пункте, предусматривается наличие 1 дома культуры на данный населенный пункт.
Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания домов культуры в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
Минимально необходимое количество учреждений культуры клубного типа в сельском поселении определяется по формуле
,
где:
КС - сеть учреждений культуры клубного типа;
Н - численность населения;
Надм.ц.п - численность населения административного центра сельского поселения;
Нн.ф. - норматив численности жителей на 1 филиал дома культуры;
Нн.адм.ц - норматив числа домов культуры для административного центра сельского поселения.
55. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа в муниципальных районах предусматривают наличие 1 районного дома культуры, обеспечивающего методическое руководство и творческую координацию развития самодеятельного искусства и народного творчества на территории муниципального района, или 1 центра культурного развития, создаваемого на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в целях:
1) выравнивания диспропорций по качеству предоставления и разнообразия услуг в сфере культуры для населения в малых городах и сельской местности;
2) обеспечения максимальной вовлеченности населения в культурно-творческую деятельность;
3) создания новых возможностей для творческой самореализации и культурного развития населения;
4) создания условий для межнационального культурного обмена;
5) повышения качества жизни населения.
Данный вид учреждения культуры предусмотрен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности по разделу "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" по коду 90.04.2 "Деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания".
56. Создание центров культурного развития в городских округах, городских поселениях и сельских поселениях осуществляется при наличии потребности по решению органов местного самоуправления муниципальных образований за счет средств местного бюджета.
57. С учетом плотности населения, функциональных задач и технической оснащенности учреждения культуры клубного типа в пределах одного муниципального образования могут различаться по мощностным характеристикам.
Глава 8. Нормы и нормативы размещения передвижных многофункциональных культурных центров
58. Передвижной многофункциональный культурный центр является организацией культуры клубного типа, созданной для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных, выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий патриотической, образовательной и досуговой направленности. Передвижной многофункциональный культурный центр представляет собой передвижную многофункциональную, высокотехнологичную площадку для обслуживания населения и проведения массовых мероприятий на открытой местности.
Для муниципального района устанавливается норма - 1 транспортная единица на муниципальный район для обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарных организаций культуры.
В городских округах, в состав которых входят сельские населенные пункты, могут создаваться передвижные многофункциональные культурные центры для осуществления нестационарного культурного обслуживания сельского населения и жителей населенных пунктов, не имеющих стационарных организаций культуры.
В муниципальных образованиях с низкой плотностью населения, в состав которых входят отдаленные и труднодоступные населенные пункты, количество специализированных транспортных средств может быть увеличено, в том числе могут быть предусмотрены транспортные средства со специфической функциональной направленностью (библиомобили, киномобили, автоклубы).
Глава 9. Нормы и нормативы размещения муниципальных парков культуры и отдыха
59. В целях реализации полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендуется создавать парки культуры и отдыха.
60. Парк культуры и отдыха - это объект ландшафтной архитектуры, структура которого предусматривает рекреационную зону, зону аттракционов и зону сервиса.
За сетевую единицу принимаются парки культуры и отдыха всех форм собственности.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения парков культуры и отдыха представлены в таблице 8.
Таблица 8
Номер строки |
Административно-территориальный уровень обеспечения услуг |
Наименование вида организации, осуществляющей услуги (тип объекта) |
Обеспеченность (тыс. человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1. |
Городской округ |
парк культуры и отдыха |
население более 30 тыс. человек |
1 |
транспортная доступность в течение 1 часа |
61. Мощность парка культуры и отдыха по площади определяется в зависимости от объемов, предусмотренных для данного объекта в составе зоны рекреационного назначения в документах территориального планирования. Площадь планировочной структуры парка культуры и отдыха определяется в соответствии с концепцией развития парковой территории, утверждаемой органом местного самоуправления муниципального образования.
62. При наличии потребности в парках культуры и отдыха в городских округах с количеством жителей менее 30 тыс. человек количество парков культуры и отдыха и условия их создания утверждаются нормативами градостроительного проектирования Свердловской области за счет собственных средств.
Глава 10. Нормы и нормативы размещения зоопарков, ботанических садов
63. В целях реализации полномочий по поддержке учреждений культуры и искусства субъектов Российской Федерации, полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры создаются зоопарки (зоосады), которые различаются по площади, коллекции животных и ряду функций.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения зоопарков (ботанических садов) представлены в таблице 9.
Таблица 9
Номер строки |
Административно-территориальный уровень обеспечения услуг |
Наименование вида организации, осуществляющей услуги (тип объекта) |
Обеспеченность (тыс. человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1. |
Городской округ |
зоопарк |
население от 250 тыс. человек |
1 |
транспортная доступность в течение 1 часа |
64. Зоопарк (зоосад, ботанический сад) создается на базе специализированной ландшафтной среды при условии наличия коллекции животных и растений для демонстрации населению различных видов фауны и флоры, ведения научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности по охране природы и животного мира. Зоосад выполняет те же функции, за исключением научно-исследовательской.
За сетевую единицу принимаются зоопарки всех форм собственности.
65. Мощность зоопарка (ботанического сада) по площади определяется в зависимости от объема коллекции и видов животных (растений).
66. При наличии потребности в зоопарках (ботанических садах) в населенных пунктах с населением менее 250 тыс. человек количество и условия создания зоопарков (ботанических садов) утверждаются нормативами градостроительного проектирования Свердловской области за счет собственных средств.
Глава 11. Нормы и нормативы размещения кинотеатров и кинозалов
67. В целях обеспечения доступности для населения киноискусства, в соответствии с полномочиями по созданию условий для организации досуга населения органы местного самоуправления муниципальных образований организуют кинозалы и (или) создают условия для их организации.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения кинотеатров и кинозалов представлены в таблице 10.
Таблица 10
Номер строки |
Административно-территориальный уровень обеспечения услуг |
Наименование вида организации, осуществляющей услуги (тип объекта) |
Обеспеченность (тыс. человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Городской округ |
кинозал |
на 20 тыс. человек |
1 |
|
2. |
Городское поселение |
кинозал |
независимо от количества жителей |
1 |
транспортная доступность 15-30 минут |
кинозал |
независимо от количества жителей |
1 |
|||
3. |
Сельское поселение |
кинозал |
население от 3 тыс. человек |
1 на 3 тыс. человек |
шаговая доступность 15-30 минут, транспортная доступность 15-30 минут |
68. За сетевую единицу принимаются площадки кинопоказа всех форм собственности, а именно кинотеатры и кинозалы, расположенные в специализированном кинотеатре.
При наличии в кинотеатре нескольких кинозалов к учету принимается каждый кинозал как сетевая единица. Также к расчету принимаются кинозалы, расположенные в организациях культуры либо в коммерческой организации.
69. Нормы и нормативы обеспеченности услугами кинопоказа предусматривают не менее 1 кинозала на 20 тыс. человек в городском округе.
В сельском поселении рекомендуется 1 кинозал, независимо от количества населения.
70. Для населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные кинозалы, органы местного самоуправления муниципальных образований организуют кинопоказ на базе передвижных многофункциональных культурных центров.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по развитию сети организаций
культуры и обеспеченности населения
услугами организаций культуры
в Свердловской области
Таблица
расчета посадочных мест на совокупное количество театров на 1 тыс. жителей
Номер строки |
Критерии и показатели для норматива |
Нормативная потребность |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Норматив по городскому поселению |
||||||||||||
2. |
Количество жителей в городских поселениях (человек) |
до 3000 |
3000 - 4999 |
5000 - 9999 |
10 000 - 19 999 |
20 000 -29 999 |
30 000 - 39 999 |
40 000 - 49 999 |
50 000 - 59 999 |
60 000 - 69 000 |
70 000 - 70 999 |
80 000 - 80 999 |
90 000 - 99 999 |
3. |
Количество посадочных мест (единиц) |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
5 - 6 |
6 - 7 |
7 - 8 |
8 - 9 |
9 - 10 |
4. |
Норматив по городскому округу |
||||||||||||
5. |
Количество жителей в городских округах (человек) |
до 10 000 |
10 000 - 14 999 |
15 000 - 19 999 |
20 000 - 29 000 |
30 000 - 49 999 |
50 000 - 99 999 |
100 000 - 149 999 |
150 000 - 199 999 |
200 000 - 249 999 |
250 000 - 499 999 |
500 999 - 9999 99 |
1 000 000 и более |
6. |
Количество посадочных мест (единиц) |
X |
X |
X |
X |
X |
6 - 8 |
7 - 6 |
6 - 5 |
5 - 4 |
4 - 3 |
3 - 2 |
2 и более |
Таблица
расчета посадочных мест на совокупное количество концертных организаций на 1 тыс. жителей
Номер строки |
Критерии и показатели для норматива |
Норматив по городскому поселению / городскому округу |
|||||||||||
1. |
Количество жителей в городских округах, городских поселениях (человек) |
до 10 000 |
10 000 - 14 999 |
15 000 - 19 999 |
20 000 - 29 000 |
30 000 - 49 999 |
50 000 - 99 999 |
100 000 - 149 999 |
150 000 - 199 999 |
200 000 - 249 999 |
250 000 - 499 999 |
500 999 - 999 999 |
1 000 000 и более |
2. |
Количество посадочных мест (единиц) |
X |
X |
X |
X |
X |
6-7 |
7-6 |
6-5 |
5-4 |
4-3 |
3-2 |
2 и более |
Таблица
расчета посадочных мест на совокупное количество учреждений культуры клубного типа в муниципальном образовании на 1 тыс. жителей
Номер строки |
Критерии и показатели для норматива |
Нормативная потребность |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Норматив по сельскому поселению |
||||||||||||
2. |
Количество жителей в сельском поселении (человек) |
до 500 |
500 - 999 |
1000 - 1999 |
2000 - 2999 |
3000 - 4999 |
5000 - 6999 |
7000 - 9999 |
10 000 - 19 999 |
20 000 и более |
X |
X |
X |
3. |
Количество посадочных мест (единиц) |
до 100 |
150 |
200 |
150 |
85 |
80 |
75 |
70 |
65 |
X |
X |
X |
4. |
Норматив по городскому поселению |
||||||||||||
5. |
Количество жителей в городском поселении (человек) |
до 3000 |
3000 - 4999 |
5000 - 9999 |
10 000 - 19 999 |
20 000 - 29 999 |
30 000 - 39 999 |
40 000 - 49 999 |
50 000 - 59 999 |
60 000 - 69 000 |
70 000 - 70 999 |
80 000 - 80 999 |
90 000 - 99 999 |
6. |
Количество посадочных мест (единиц) |
150 |
85 |
80 |
70 |
65 |
50 |
40 |
35 |
30 |
25 |
20 |
15 |
7. |
Норматив по городскому округу |
||||||||||||
8. |
Количество жителей в городском округе (человек) |
до 10 000 |
10 000 - 14 999 |
15 000 - 19 999 |
20 000 - 29 000 |
30 000 - 49 999 |
50 000 - 99 999 |
100 000 - 149 999 |
150 000 - 199 999 |
200 000 - 249 999 |
250 000 - 499 999 |
500 999 - 9999 99 |
1 000 000 и более |
9. |
Количество посадочных мест (единиц) |
80 |
65 |
70 |
65 |
45 |
35 - 15 |
15 - 12 |
12 - 8 |
8 - 6 |
6 - 5 |
5 - 4 |
4 и более |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2017 г. N 1039-ПП "Об утверждении Методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в Свердловской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 6 января 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Российской Федерации (http://www.pravo.gov.ru) опубликование от 29 декабря 2017 г.; на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 29 декабря 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Свердловской области от 29 августа 2019 г. N 560-ПП
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2019 г.