Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 7 декабря 2017 г. N 33а-20783/2017
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кормильцевой И.И.,
судей Колпаковой А.В., Коряковой Н.С.,
при секретаре Парамоновой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Западное" Сысертского городского округа к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным постановления,
по апелляционной жалобе административного истца Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Западное" Сысертского городского округа
на решение Сысертского городского суда Свердловской области от 28 августа 2017 года.
Заслушав доклад судьи Кормильцевой И.И., объяснения представителя административного истца Рахманова В.Р. (по доверенности от 22 мая 2017 года), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волковой М.Н., полагавшей требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Администрацией Сысертского городского округа 15 августа 2014 года принято постановление N 2573 "О внесении изменения в постановление Администрации Сысертского городского округа от 18 декабря 2009 года N 898 "Об утверждении нормативов потребления услуги отопления для населения, проживающего на территории Октябрьской сельской администрации, Патрушевской сельской администрации" (далее Постановление). Указанное Постановление опубликовано в официальном издании "Вестник Сысертского городского округа" 21 августа 2014 N 32 (354).
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Западное" Сысертского городского округа (далее МУП ЖКХ "Западное") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Постановления недействующим, как несоответствующего нормам действующего федерального законодательства, нарушающего права административного истца. В обоснование требований указано, что оспариваемое Постановление не соответствует части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как с момента вступления в действие данной редакции 13 августа 2010 года у органов местного самоуправления отсутствовало полномочие по установлению нормативов потребления коммунальных услуг. На момент принятия Постановления оно противоречило постановлению Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области на период до 01 июля 2016 года". Согласно указанному постановлению Правительства Свердловской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области на период до 01 июля 2016 года подлежат применению нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, то есть должны были применяться нормативы, утвержденные постановлением Администрации Сысертского городского округа от 18.12.2009 N 898 "Об утверждении нормативов потребления услуги отопления для населения, проживающего на территории Октябрьской сельской администрации, Патрушевской сельской администрации". Оспариваемым Постановлением нормативы потребления тепловой энергии на отопление были снижены в среднем на 40%, что привело к нарушению прав административного истца, оказывающего коммунальные услуги на территории Октябрьской сельской администрации и Патрушевской сельской администрации. В результате данных изменений административный истец понес убытки порядка 21 миллиона рублей, так как фактическое потребление данной услуги после принятия Постановления не изменилось.
В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика указал, что Постановление соответствует Федеральному закону от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". Поскольку Постановление применялось, то оно может быть признано недействующим только с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 28 августа 2017 года в удовлетворении административного иска МУП ЖКХ "Западное" было отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца МУП ЖКХ "Западное", настаивая на доводах административного искового заявления, просит решение суда отменить полностью, принять по административному делу новое решение, указывая на неправильное применение судом норм материального права, ошибочную подмену понятия "полномочие по установлению нормативов потребления коммунальных услуг" понятием "организация теплоснабжения населения", недоказанность вывода суда об отсутствии нарушения прав административного истца. Доводы административного ответчика, что убытки были возмещены путем предоставления субсидий и гарантий, опровергаются копиями постановлений о предоставлении гарантий, выписками о состоянии банковского счета МУП ЖКХ "Западное", согласно которым денежные средства на возмещение указанных убытков административным ответчиком не предоставлялись. Утверждения административного ответчика, что признание Постановления недействующим повлечет резкое повышение стоимости коммунальных услуг, не соответствуют статье 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Указам Губернатора Свердловской области от 30.04.2014 N 232-УГ "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях в Свердловской области на период с 01 июля 2014 года по 2018 год" и от 29.11.2016 N 718-УГ "Об установлении значений предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на 2017 год".
Административный ответчик Администрация Сысертского городского округа представителя в судебное заседание судебной коллегии не направил. Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Судебная коллегия, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Регулирование нормативов потребления тепловой энергии на отопление относится к сфере жилищного законодательства, которое находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 13 августа 2010 года, нормативы потребления коммунальных услуг утверждались органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым была создана новая редакция части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступил в силу 13 августа 2010 года, с указанной даты полномочия были перераспределены, установление нормативов потребления коммунальных услуг было отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с указанной даты - 13 августа 2010 года, у органов местного самоуправления отсутствует полномочие по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Данный вывод не противоречит разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", согласно которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой области относятся, в частности: установление минимального размера взноса на капитальный ремонт (часть 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации); утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, было установлено, что постановлением Администрации Сысертского городского округа от 18.11.2009 N 898 "Об утверждении нормативов потребления услуги отопления для населения, проживающего на территории Октябрьской сельской администрации, Патрушевской сельской администрации", вступившим в силу с 01 января 2010 года, утверждены нормативы потребления услуги отопления в размере: многоквартирные дома - 0,41 Гкал/кв. м в год, 0,0538 Гкал/кв. м в месяц, 0,00177 Гкал/кв. м в сутки; отдельно стоящие жилые дома - 0,623 Гкал/кв. м в год, 0,082 Гкал/кв. м в месяц, 0,0027 Гкал/кв. м.
Данные нормативы потребления услуги отопления применяются для расчета размера платы за услугу отопления в отсутствие общедомовых, индивидуальных приборов потребления.
Оспариваемым Постановлением от 15.08.2014 N 2573 были внесены изменения в вышеуказанное постановление от 18.12.2009 N 898 и утверждены следующие нормативы: многоквартирные дома - 0,242 Гкал/кв. м в год, 0,032 Гкал/кв. м в месяц, 0,00105 Гкал/кв. м в сутки; отдельно стоящие жилые дома - 0,374 Гкал/кв. м в год, 0,0495 Гкал/кв. м в месяц, 0,00163 Гкал/кв. м.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии у административного ответчика полномочий для утверждения норматива потребления услуги отопления в 2014 году и принятия оспариваемого Постановления, поскольку он сделан без учета требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, и в связи с ошибочным отождествлением понятий "полномочие по организации теплоснабжения населению" и "полномочие по установлению нормативов потребления коммунальных услуг", которые имеют различную правовую природу.
Оспариваемое Постановление было принято после изменения федерального законодательства, когда органы местного самоуправления уже не имели права нормативного правового регулирования данного вопроса, оспариваемый акт не отвечает принципу законности в деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года было разрешено принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Во исполнение вышеуказанного федерального законодательства Постановлением Правительства Свердловской области от 12 сентября 2012 года N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012 - 2014 годах" предписано при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению использование нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года. Постановлением Правительства Свердловской области от 3 декабря 2014 года N 1107-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 12 сентября 2012 года N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012 - 2014 годах" действие норматива потребления тепловой энергии на отопление продлено до 1 июля 2016 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" было продлено использование нормативов, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, в переходный период до 31 декабря 2016 года, а в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 - до 01 января 2020 года.
Указом Губернатора Свердловской области от 10.11.2016 N 658-УГ "О поэтапном переходе к установлению на территории Свердловской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" постановлено осуществить не позднее 01 января 2020 года поэтапный переход к установлению на территории Свердловской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении всех муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Поскольку органом государственной власти Свердловской области было принято решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, то подлежали применению нормативы потребления, установленные постановлением Администрации Сысертского городского округа от 18.12.2009 N 898 (опубликовано в официальном издании "Вестник Сысертского городского округа" 24 декабря 2009 года N 51 (102), у Администрации Сысертского городского округа отсутствовали полномочия на принятие оспариваемого Постановления и изменение нормативов потребления.
Судебная коллегия полагает, что в ходе рассмотрения дела нашли подтверждение доводы административного истца, что оспариваемый акт применяется в отношении МУП ЖКХ "Западное", которое оказывает коммунальные услуги населению на территории Октябрьской сельской администрации, Патрушевской сельской администрации", а также, что данным Постановлением нарушаются права административного истца, так как фактическое потребление услуги по отоплению не изменилось, применение незаконно установленных нормативов потребления влечет недополучение дохода.
Исходя из положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими. Согласно пункту 28 указанного постановления, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного административный иск МУП ЖКХ "Западное" подлежит удовлетворению, решение суда - отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сысертского районного суда Свердловской области от 28 августа 2017 года отменить,
принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Западное" Сысертского городского округа о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Администрации Сысертского городского округа от 15 августа 2014 года N 2573 "О внесении изменений в постановление Администрации Сысертского городского округа от 18.12.2009 N 898 "Об утверждении нормативов потребления услуги отопления для населения, проживающего на территории Октябрьской сельского администрации, Патрушевской сельской администрации".
Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в издании "Вестник Сысертского городского округа".
Председательствующий |
И.И. Кормильцева |
Судьи |
А.В. Колпакова |
|
Н.С. Корякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 7 декабря 2017 г. N 33а-20783/2017
Текст определения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)