В Избирательную комиссию Свердловской области 21 мая 2018 года поступило ходатайство о регистрации Инициативной группы по проведению референдума Свердловской области (далее - ходатайство) по вопросу "Согласны ли Вы, чтобы был принят закон Свердловской области, предусматривающий, что в Свердловской области главы всех муниципальных районов, главы городских округов, за исключением ЗАТО город Лесной, ЗАТО город Новоуральск, ЗАТО поселок Свободный, ЗАТО поселок Уральский, должны избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавлять местные администрации". К ходатайству был приложен протокол собрания Инициативной группы от 17 мая 2018 года.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), пунктом 8 статьи 7 Закона Свердловской области "О референдуме Свердловской области и местных референдумах в Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области) в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума Избирательная комиссия Свердловской области обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Устава Свердловской области, Закона Свердловской области - о направлении их в Законодательное Собрание Свердловской области;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Следовательно, в пределах своих полномочий Избирательная комиссия Свердловской области обязана проверить соответствие документов инициативной группы установленным законодательством о референдумах требованиям, не давая оценку существа вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Свердловской области, так как это право принадлежит Законодательному Собранию Свердловской области. Таким образом, проверке Избирательной комиссией Свердловской области подлежит правильность оформления представленных Инициативной группой документов, внесения в них соответствующих сведений.
Избирательная комиссия Свердловской области, рассмотрев указанные выше ходатайство и протокол на предмет их соответствия требованиям Федерального закона, Устава Свердловской области, Закона Свердловской области, установила следующее.
Проверка достоверности сведений, указанных о членах Инициативной группы, в том числе с привлечением Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области, выявила, что в ходатайстве о регистрации инициативной группы по проведению референдума Свердловской области указаны несоответствующие действительности данные об отчестве в отношении Зыкова Сергея Арленовича, а также об адресах места жительства в отношении Ткачука Алексея Викторовича и Скачковой Ирины Викторовны, что свидетельствует о нарушении при оформлении документов Инициативной группой по проведению референдума Свердловской области требования пункта 3 статьи 36 Федерального закона, пункта 5 статьи 7 Закона Свердловской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Свердловской области гражданин Российской Федерации или группа граждан, образовавшие инициативную группу по проведению референдума Свердловской области, созывают собрание инициативной группы для решения, в том числе, вопросов о выдвижении инициативы проведения референдума Свердловской области, об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума.
Как следует из приложенного к ходатайству протокола собрания Инициативной группы по проведению референдума Свердловской области на указанном собрании, состоявшемся 17 мая 2018 года, была выдвинута инициатива проведения референдума Свердловской области по вопросу о всенародных выборах мэров городов и глав районов. Это же название отражено в представленном в Комиссию ходатайстве с просьбой о регистрации Инициативной группы по проведению референдума Свердловской области по вопросу о всенародных выборах мэров городов и глав районов.
Между тем, выдвижение указанной инициативы так, как это сформулировано в документах Инициативной группы, не соответствует законодательству Свердловской области, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Свердловской области от 22.11.2004 N 182-ОЗ "О наименованиях представительного органа муниципального образования, высшего должностного лица муниципального образования и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в Свердловской области" в Свердловской области высшее должностное лицо муниципального образования, о необходимости избрания на всенародных выборах которого в ряде муниципальных образованиях ставит вопрос Инициативная группа, именуется "глава", а не "мэр города" или "глава района". Имеется аналогичное несоответствие между формулировкой выдвинутой инициативы референдума Свердловской области и вопросом, предложенным для проведения референдума Свердловской области, в котором понятия "мэр города", "глава района" также не используются.
В ходатайстве и протоколе собрания Инициативной группы по проведению референдума Свердловской области указан вопрос, который Инициативная группа предлагает вынести на референдум Свердловской области: "Согласны ли Вы, чтобы был принят закон Свердловской области, предусматривающий, что в Свердловской области главы всех муниципальных районов, главы городских округов, за исключением ЗАТО город Лесной, ЗАТО город Новоуральск, ЗАТО поселок Свободный, ЗАТО поселок Уральский, должны избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании возглавлять местные администрации".
Проверка правильности оформления документов Инициативной группы в части вопроса, предложенного для вынесения на референдум Свердловской области, свидетельствует о следующем. В вопросе референдума используются наименования "ЗАТО город Лесной", "ЗАТО город Новоуральск", "ЗАТО поселок Свободный", "ЗАТО поселок Уральский". Вместе с тем, в пункте 1 статьи 84 Устава Свердловской области приводятся иные наименования соответствующих административно-территориальных единиц Свердловской области: закрытое административно-территориальное образование - г. Лесной, закрытое административно-территориальное образование - г. Новоуральск, закрытое административно-территориальное образование - поселок Свободный, закрытое административно-территориальное образование - поселок Уральский. Аналогичные названия также даются в Законе Свердловской области от 13.04.2017 N 34-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Свердловской области". Указанные в вопросе наименования городов и поселков, имеющих статус закрытых административно-территориальных образований, не соответствуют и их названиям в качестве муниципальных образований, закрепленных в уставах муниципальных образований и законах Свердловской области. В частности, в Законе Свердловской области от 20.07.2015 N 95-ОЗ "О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" применяются следующие наименования муниципальных образований: "Городской округ "Город Лесной", Новоуральский городской округ, городской округ ЗАТО Свободный, муниципальное образование "посёлок Уральский".
Кроме того, Инициативная группа в вопросе референдума Свердловской области предлагает избирать глав муниципальных образований на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Однако предложенная формулировка не соответствует пункту 1 статьи 3 Федерального закона и пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Таким образом, можно сделать вывод о несоответствии представленных Инициативной группой по проведению референдума Свердловской области документов требованиям Федерального закона, иных федеральных законов, Устава Свердловской области, Закона Свердловской области, иных законов Свердловской области.
Приведенные выше обстоятельства исключают возможность принятия Избирательной комиссией Свердловской области решения о передаче ходатайства и документов инициативной группы в Законодательное Собрание Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5 и 13 статьи 36 Федерального закона и пунктом 8 статьи 7 Закона Свердловской области, Избирательная комиссия Свердловской области постановляет:
1. Отказать в регистрации Инициативной группы по проведению референдума Свердловской области по вопросу "Согласны ли Вы, чтобы был принят закон Свердловской области, предусматривающий, что в Свердловской области главы всех муниципальных районов, главы городских округов, за исключением ЗАТО город Лесной, ЗАТО город Новоуральск, ЗАТО поселок Свободный, ЗАТО поселок Уральский, должны избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавлять местные администрации?".
2. Направить настоящее постановление Законодательному Собранию Свердловской области, Инициативной группе по проведению референдума Свердловской области.
3. Опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области. и разместить на официальном сайте Избирательной комиссии Свердловской области.
Председатель Избирательной комиссии Свердловской области |
В.А. Чайников |
Секретарь Избирательной комиссии Свердловской области |
В.И. Райков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 4 июня 2018 г. N 19/85 "О рассмотрении документов по выдвижению инициативы проведения референдума Свердловской области"
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 5 мая 2018 г.