Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. О некоторых вопросах реализации Региональной стратегии действий в интересах детей
Принятие Национальной стратегии действий в интересах детей в 2012 году стало отправной точкой, с которой был задан вектор развития государственной политики в сфере детства. Именно Стратегия в своем чётком изложении проблем детства, а главное - способов их решения, позволила сформулировать основные направления работы различных организаций и ведомств, отвечающих за уровень благополучия семьи и детей.
Краткий анализ результатов реализации Стратегии действий в отношении детей в Свердловской области, который подкреплен статистикой, размещенной во второй главе доклада, позволяет сделать следующие выводы об успехах и недостатках данной работы в регионе. Далее по разделам.
1. Семейная политика детствосбережения
В той или иной мере поставленные задачи выполнены. Конечно, рано еще говорить о том, что созданы условия для выполнения семьей социально значимых функций: обеспечения содержания детей, воспитания, воспроизводства, создания безопасных и комфортных условий для жизнедеятельности несовершеннолетних членов семьи. Нельзя не отметить очевидные успехи в вопросах невмешательства без крайней необходимости в дела семей с детьми, созданию условий для безопасной жизнедеятельности несовершеннолетних, материальной и социальной поддержки семей с детьми.
Однако пока еще существуют проблемы по организации стабильной и эффективной работы системы профилактики детского и семейного неблагополучия, доступности качественных социальных услуг для семей с детьми.
В этой связи требуются дополнительные меры по: снижению уровня бедности и дефицита доходов у семей с детьми; совершенствованию механизма оказания социальных услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; сокращению случаев жестокого обращения с детьми в семьях; созданию эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, сопровождению и реабилитации неблагополучных семей; сокращению числа детей, остающихся без попечения родителей; развитию системы качественного и объективного общественного контроля.
2. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей
На данном направлении достигнуты безусловные успехи в обеспечении доступности дошкольного образования, повышении качества бесплатного общего образования, создания условий для выявления и развития талантливых детей, развитии системы дополнительных образовательных услуг, обеспечении информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Тем не менее не до конца решены следующие проблемы по: расширению вариативности форм образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; развитию системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе; расширению государственной поддержки развития детских библиотек (в т.ч. библиотек образовательных учреждений), литературы, кино и телевидения для детей; развитию системы профилактики социально-имущественной напряженности в образовательной среде; созданию бесконфликтной среды в школе; обеспечению физической безопасности при нахождении детей в образовательных учреждениях (пропускной режим, наличие медицинского работника, качество питания); внедрению современных технологий общественного контроля в образовании; снижению излишней образовательной нагрузки для школьников; обеспечению информационной безопасности детства.
Требует решения проблема доступности предоставления государством (муниципалитетами) услуг по присмотру и уходу за детьми до 3-х лет.
3. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни
На данном направлении в Свердловской области достигнуты наибольшие успехи, о чём говорят цифры смертности и рождаемости (см. раздел 2.1.3.).
Из проблем, требующих внимания, можно отметить следующие: формирование альтернативной модели организации отдыха и оздоровления детей в каникулярный период на принципах государственно-частного партнерства; совершенствование системы медицинского обеспечения в школах; обеспечение качественным питанием детей в образовательных учреждениях; недостаточную эффективность просветительской работы по предупреждению ранней беременности, абортов и ранних половых связей у подростков.
4. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей.
За период действия Стратегии в Свердловской области удалось практически полностью реализовать задачу обеспечения приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем в российские семьи.
Требуются дополнительные меры по: развитию системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, для их социализации в обществе; обеспечению в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на доступную среду; поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребёнку правосудия
Обозначенное направление можно характеризовать следующими успехами: стабильное снижение подростковой преступности и преступлений в отношении несовершеннолетних; повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства; усиление роли института Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области.
Не полностью реализованы цели по: совершенствованию системы работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; организации школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков.
В силу объективных причины требуется принятие дополнительных мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.
6. Дети-участники реализации Региональной стратегии
Не в полной мере реализовано право ребёнка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы в виде развития законодательной базы в данной области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.