Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Об обращениях граждан и организаций по вопросам нарушений прав и законных интересов детей в Свердловской области в 2017 году
1.1. Об общих тенденциях и количестве обращений граждан и организаций в адрес Уполномоченного по правам ребёнка
В 2017 году в адрес Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области всего поступило 4 554 обращения (АППГ - 4 641, 2,3%), из них - 3 686 от граждан (АППГ - 3 778, 2.4%) (рис.1).
Рис. 1. Количество обращений граждан и результаты их рассмотрений в 2012 - 2017 гг.
Анализ количества и содержания обращений граждан показал, что рост числа нарушений прав и законных интересов детей произошел только по одному учётному блоку - образовательному (рис.2).
Рис. 2. Количество обращений граждан по учётным блокам вопросов
При этом следует заметить, что данный рост наблюдается в течение последних нескольких лет, а вызван он, в большей степени, ростом различных конфликтов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
По второму, наиболее учётному блоку - социальному, рост количества обращений граждан зафиксирован по вопросам взаимоотношений с органами опеки и попечительства - на 62% (94 обращения в 2017 году и 58 обращений в 2016 году). Не снижается острота проблем и по вопросам нахождения ребёнка в социально опасном положении (129 обращений в 2017 году и 137 обращений в 2016 году), установления порядка общения и места жительства ребёнка (85 обращений в 2017 году и 87 обращений в 2016 году), алиментным обязательствам (84 обращения в 2017 году и 91 обращение в 2016 году).
На основании полученных жалоб и заявлений граждан и обращений сотрудников и руководителей организаций и учреждений было заведено и рассмотрено 1 643 персональных дела (АППГ - 1 854, 11,4%), каждое из которых рассматривалось в индивидуальном порядке на предмет выявления нарушений прав и законных интересов детей, а также выработки решений
или предложений по их устранению. Ежемесячная динамика поступления в 2017 году обращений, формирования и регистрации персональных дел отражена ниже (рис. 3).
Рис. 3. Общая динамика поступления обращений граждан и заведения дел в 2017 году
По своей форме обращения в адрес Уполномоченного по правам ребёнка осуществлялись: письменно - в виде жалоб, заявлений и вопросов; устно - вопросов во время текущих и выездных приёмов или консультирования по телефону; посредством сети Интернет - вопросами и комментариями к статьям, размещённым на сайте Уполномоченного.
Всего за 2017 год поступило 2 196 почтовых обращений (48,2% от общего числа обращений, АППГ - 2 300, 4,5%). Написали на сайт Уполномоченного 417 человек или 9,2% от всех обращений (АППГ - 438, 4,8%). Для рассмотрения по существу поступило 232 переадресованных обращения, направленных гражданами в адреса высших должностных лиц Российской Федерации и Свердловской области, в т.ч. в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, что составило 5,1% от всех обращений (АППГ - 452, 51,3%). Во время текущих и выездных приёмов Уполномоченным и сотрудниками Аппарата Уполномоченного было принято 447 посетителей, написавших заявления, что составило 9,8% от общего числа обращений (АППГ - 382, Ф17%). Квалифицированную консультативную помощь по телефону получили 1 262 жителя Свердловской области, т.е. 27,7% от всех обратившихся (АППГ - 1 069, 18%), (рис. 4).
Рис. 4. Структура форм обращений граждан в адрес Уполномоченного в 2017 году
Общая картина того, насколько были обоснованы доводы в заявлениях и в жалобах граждан на нарушения прав, поступивших в адрес Уполномоченного, и насколько соблюдались основные гарантии государственной защиты прав и законных интересов ребёнка в Свердловской области, ранее представлена на графике (см. рис. 1).
Количество дел с выявленными нарушениями прав детей колебалось в интервале от 16,4% до 54,5% в зависимости от тематики заявлений и жалоб (рис. 5).
Рис. 5. Основные показатели рассмотрения обращений и жалоб граждан по тематике обращений
Невысокий процент выявленных нарушений, например, в жалобах социального и жилищно-материального характера во многом объяснялся тем, что часто заявители не имели чётких представлений о своих правах, либо имели неверные представления о них, а стало быть, в действиях государственных или муниципальных органов нарушений не усматривалось. Как правило, таким заявителям давались предметные консультации.
В ходе рассмотрения персональных дел, заведённых на основании заявлений и жалоб граждан, специалистами Аппарата Уполномоченного не только рассматривались представленные заявителем копии документов, но и запрашивалась в органах государственной власти и органах местного самоуправления Свердловской области дополнительная уточняющая или разъясняющая информация, необходимая для принятия объективного решения по существу поднятых гражданами проблем. Всего в 2017 году было направлено 1 199 информационных запросов (АППГ - 1 321, 9,2%). По наиболее сложным делам приходилось направлять по несколько запросов в организации различной ведомственной принадлежности либо проводить самостоятельные проверки и расследования.
Анализ итогов деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в 2017 году показывает, что несмотря на большое количество обращений, количество заведённых дел уменьшилось, а количество выявленных нарушений вернулось к докризисным показателям 2012 - 2014 гг. Объясняется это следующими причинами.
Во-первых, в 2017 году усилиями государственной власти социально-экономическая обстановка в стране стабилизировалась, что положительно сказалось на психологическом состоянии общества. Кроме того, государством был сделан ряд значимых шагов в сфере семейной политики и особенно в сфере детства. Это в конечном итоге повлияло на снижение социальной напряженности и конфликтности в российском обществе, пошёл процесс минимизации социальных рисков и угроз по целому ряду направлений, в т.ч. в сфере обеспечения прав и законных интересов детей.
Во-вторых, - в статистике 2017 года обращает на себя внимание двукратное уменьшение количества обращений граждан в адрес высших должностных лиц страны и региона при сохранении практически на прежнем уровне количества обращений к Уполномоченному по правам ребёнка в Свердловской области, что можно объяснить повышением эффективности деятельности и авторитета регионального государственного института защиты прав и законных интересов детей. Об этом же говорит и увеличение количества посетителей, записавшихся на личный приём к Уполномоченному по правам ребёнка.
Кроме того, жители Свердловской области всё чаще находят решение своих проблем и у специалистов Аппарата Уполномоченного при обращении к ним за консультациями по телефону или через сайт. Так, по сравнению с 2016 годом количество правовых консультаций граждан посредством коммуникации - телефона или сети Интернет - выросло на 11,5%, а по сравнению с 2013 годом этот рост составил более чем в 2 раза.
1.2. Структура и анализ тем обращений и жалоб по вопросам нарушений прав и законных интересов ребёнка
Тематика обращений жителей Свердловской области в адрес Уполномоченного по правам ребёнка весьма разнообразна, а поэтому с целью её систематизации и анализа всех проблем, поднятых в заявлениях и жалобах граждан, обращения сгруппированы по следующим шести основным направлениям:
- вопросы с получением дошкольного и общего образования;
- вопросы социальной поддержки;
- вопросы здравоохранения;
- жилищные и имущественные вопросы;
- вопросы семейных отношений;
- вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
В группу проблем в сфере образования включены следующие вопросы: социальная сегрегация; денежные поборы; конфликты в образовательных учреждениях между учениками, педагогами и родителями; проблемы в организации образовательного процесса; запись ребёнка в первый класс общеобразовательного учреждения; замена детского сада на другой, более близкий к месту проживания; приобретение путёвок в детские загородные оздоровительные лагеря и условия пребывания в них детей и пр.
В группу проблем с получением от государства социальной поддержки входят: предоставление жилья детям-сиротам, выпустившимся из интернатных учреждений; получение детьми государственных пенсий, социальных пособий; получение малоимущими семьями с детьми различных форм социальной поддержки и материальной помощи и пр.
В группу с проблемами в сфере здравоохранения включены: вопросы по детям с ограниченными возможностями здоровья; оперативность, своевременность и качество получения детьми медицинских услуг.
Вопросы жилищного и имущественного характера объединяют в себя следующие проблемы граждан: принудительное выселение из жилья семей с несовершеннолетними детьми; имущественные обязательства родителей и родственников; сохранность жилья, находящегося в собственности несовершеннолетних; порядок использования и получения материнского капитала и пр.
К проблемам в семейных отношениях отнесены: отобрание ребёнка; внутрисемейные конфликты между родителями, детьми и близкими родственниками; вопросы установления места жительства ребёнка и условий его встреч и общения с отдельно проживающими родственниками; алиментные обязательства родителей и др.
Группа проблем по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей включает в себя: факты физического или сексуального насилия над детьми; нахождение ребёнка в социально опасном положении; опасность окружающей среды для жизни и здоровья ребёнка; организация безопасного и здорового питания детей в учреждениях; безопасность информационной среды и пр.
Структура тематики обращений граждан и организаций в отчётном году отражена в приведённой ниже диаграмме (рис. 6).
Рис. 6. Структура тематики обращений граждан
Анализируя представленную на диаграмме структуру, можно отметить, что в 2017 году, как и в прошлые годы, на первом месте оказались вопросы получения социальной поддержки - 26,5% (АППГ - 29%). Далее по убывающей следуют: проблемы в сфере образования - 25,0% (АППГ - 21%); жилищные и имущественные вопросы - 18,2% (АППГ - 17%); семейные отношения - 13,7% (АППГ - 12%); безопасность жизнедеятельности - 11,3% (АППГ - 13%), здравоохранение - 5,1% (АППГ - 8%).
1.3. О мерах, принимаемых для восстановления прав и законных интересов ребёнка
По результатам рассмотрения обращений граждан и организаций Уполномоченным по правам ребёнка в течение 2017 года предпринимались следующие меры:
- организация выездных оперативных проверок деятельности учреждений и организаций;
- подготовка заключений Уполномоченного по правам ребёнка по выявленным фактам нарушений прав и законных интересов ребёнка или групп детей;
- подготовка специального доклада Уполномоченного по правам ребёнка по вопросам выявления нарушений прав и законных интересов детей в системе образования;
- направление мотивированных обращений в исполнительные органы государственной власти Свердловской области, в органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области, а также в предприятия и организации разных форм собственности и ведомственной принадлежности, оказывающие услуги гражданам;
- направление оперативной информации в территориальные правоохранительные и надзорные органы государственной власти или в органы МИД РФ в случаях пребывания несовершеннолетних граждан РФ за рубежом;
- разъяснения гражданам или организациям порядка действий в целях обеспечения (реализации) прав и законных интересов несовершеннолетних.
Наиболее эффективной и оперативной формой реагирования Уполномоченного на нарушения прав несовершеннолетних стали выездные инспекционные проверки, при этом его действия следовали следующим выработанным алгоритмам.
Первый - если в адрес Уполномоченного поступала информация о нахождении ребёнка в социально опасном положении, либо об угрозе применения к ребёнку любой из форм насилия, то по его поручению в указанный адрес незамедлительно выезжала оперативная группа специалистов Аппарата Уполномоченного.
Второй - если в адрес Уполномоченного поступала информация о получении детьми травм, групповых заболеваниях или гибели ребёнка в результате несчастного случая, а при рассмотрении предварительных материалов происшествия возникали вопросы к его предпосылкам и причинам, то на место происшествия выезжал лично Уполномоченный либо группа специалистов Аппарата с целью выяснения всех обстоятельств, предшествовавших и способствовавших возникновению происшествия с ребёнком или группой детей.
Третий - если в адрес Уполномоченного поступали обращения и жалобы жителей Свердловской области на неправомерные действия или бездействие должностных лиц исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Свердловской области, руководителей или сотрудников детских учреждений, то на первом этапе Аппаратом Уполномоченного собиралась дополнительная информация о проблемах сторон конфликта у обладающей необходимыми сведениями организации. На основании этой информации делался анализ всех полученных данных на предмет рассмотрения исполнения требований действующего законодательства по соблюдению прав и законных интересов ребёнка, после чего осуществлялся выезд Уполномоченного и специалистов Аппарата Уполномоченного для встреч с заявителями и представителями сторон конфликта, должностными лицами государственных или муниципальных органов и учреждений (рис. 7).
Рис. 7. Структура типов проверок учреждений и организаций в 2014 - 2017 гг.
Всего в 2017 году специалистами Аппарата были проведены 110 выездных проверок и обследований (АППГ - 122, 10%), из них: 23 обследования носили плановый характер (АППГ - 69, 66,7%), целью которых были проверки фактов устранения нарушений, выявленных ранее, а 87 проверок имели внеплановый (АППГ - 53, 64,2%) в связи с произошедшими в учреждениях чрезвычайными происшествиями (рис. 7). Таким образом, в 2017 году сотрудниками Аппарата большее количество времени было уделено не контролю над устранением выявленных ранее нарушений прав и законных интересов детей, а оперативному реагированию на возникающие проблемные ситуации.
При проведении проверок детских учреждений всегда осуществлялась фотосъёмка объектов проверки, а также официальных документов. В дальнейшем, в случаях выявления грубых нарушений прав детей, фотокопии документов направлялись в правоохранительные органы в качестве доказательной базы.
По результатам проверок, в случаях выявления грубых нарушений прав и законных интересов детей, ставших результатом неправомерных действий или бездействия должностных лиц, Уполномоченным по правам ребёнка подготавливались официальные заключения. В них содержалась не только информация о выявленных нарушениях, но и рекомендации по их устранению, а в отдельных случаях - по принятию мер дисциплинарного или административного воздействия к виновникам. В 2017 году Уполномоченным по правам ребёнка было подготовлено три заключения (N 111-114), которые были направлены в адрес исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Свердловской области для принятия соответствующих мер, а также для сведения - в территориальные подразделения федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих на территории в Свердловской области.
В ряде случаев Уполномоченный воспользовался своим правом обращаться в исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления с предложениями о привлечении к административной ответственности должностных лиц, в действиях, бездействии или решениях которых он усмотрел нарушения прав и законных интересов ребёнка. Кроме того, Уполномоченный направлял предложения работодателям или представителям нанимателя по привлечению виновных должностных лиц, допустивших нарушения прав ребёнка, к дисциплинарной ответственности (рис. 8).
Рис. 8. Результаты реагирования правоохранительных органов и вышестоящих организаций по обращениям Уполномоченного по правам ребёнка в связи с фактами выявленных нарушений прав детей в 2015 - 2017 гг.
В 2017 году по результатам обращений Уполномоченного по правам ребёнка принимались следующие меры:
- органами прокуратуры было внесено 70 актов реагирования (АППГ - 78), в т.ч.:
- 6 протестов (АППГ - 5);
- 45 представлений (АППГ - 56);
- 14 отмен процессуальных решений (АППГ - 12);
- 5 исков в суд (АППГ - 5);
- Привлечено 46 должностных и иных лиц к различным формам ответственности (АППГ - 82), в т.ч.:
- 19 - к административной ответственности (АППГ - 27);
- 24 - к дисциплинарной и (или) материальной ответственности (АППГ - 52);
- 3 - к уголовной ответственности (АППГ - 3).
Подведение общих итогов проверок детских учреждений, инициированных в 2017 году Уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области, подтвердило их высокую эффективность и результативность, что достигалось, в первую очередь, оперативностью проведения и фактором внезапности для проверяемых, поскольку последние заранее не успевали подготовиться к проверке. Такие действия часто позволяли "по свежим следам" разобраться в ситуации с предполагаемым или свершившимся фактом нарушения прав детей. Кроме того, при посещении учреждений специалисты Аппарата Уполномоченного, как правило, осуществляли комплексную проверку, знакомясь с организацией всех направлений педагогической, социальной, медицинской, административно-хозяйственной и иной деятельности, начиная с обеспечения условий безопасного содержания или пребывания детей в учреждении, заканчивая организацией детского питания и медицинского обслуживания.
<< Назад |
Глава 2. >> О защите личных прав ребёнка |
|
Содержание Доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области от 20 марта 2018 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.