Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. О защите материальных и жилищных прав ребёнка
3.1. О защите прав ребёнка на содержание и социальную поддержку
3.1.1. Об алиментных обязательствах родителей
Вопросы взыскания алиментов на содержание детей составляют значительную часть обращений в адрес Уполномоченного. Так, в 2017 году в его
адрес поступило 84 обращения (АППГ - 91), которые в основном касались следующих проблем:
1) бездействие судебного пристава-исполнителя;
2) невозможность обеспечения исполнительного производства по алиментам вследствие затруднения розыска должника, не проживающего по адресу регистрации места жительства;
3) наложение ареста на счёт, на который поступают алименты.
В целом задолженность по алиментам в Свердловской области составляет в течение последних несколько лет порядка 2,8 млрд рублей (табл. 17)!
Табл. 17. Ситуация с алиментными обязательствами в Свердловской области
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Сумма задолженности по ИП (тыс. руб.) |
2 775 303 |
2 681 489 |
2 710 283 |
2 779 383 |
Сумма погашенных долгов (тыс. руб.) |
- |
182 957 |
594 482 |
336 676 |
Количество уголовных дел по ст. 157 УК РФ, оконченных производством и переданных в суд |
- |
2 177 |
1 133 |
1 565 |
Количество вынесенных постановлений о розыске должника-гражданина |
- |
1 408 |
938 |
645 |
Количество исполнительных производств, возбужденных в отчётном периоде |
29 279 |
27 750 |
27 322 |
26 232 |
Количество обращений в адрес Уполномоченного по правам ребёнка по вопросам алиментов |
56 |
83 |
91 |
81 |
Привлечено родителей по ст. 5.35.1. КоАП РФ |
- |
- |
- |
3 369 |
Рассматривая первую проблему, необходимо отметить, что Уполномоченным по правам ребёнка в случае установлении такого факта в адрес руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Свердловской области в обязательном порядке направляется мотивированное письмо с просьбой об организации тщательных проверочных мероприятий, с принятием мер реагирования. И служба ФССП всегда реагирует на эти запросы оперативно и, как правило, эффективно.
Проблемой, с которой сталкиваются судебные приставы-исполнители, осуществляющие розыск, по-прежнему является то, что должники, как правило, лишенные родительских прав, ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем либо наркотическими средствами, установить их место нахождения порой не представляется возможным. Такие должники длительное время находятся в розыске, розыскные дела прекращаются в связи с выполнением всех исполнительно-розыскных мероприятий, при этом исполнительные производства находятся на остатке у судебных приставов-исполнителей, алиментные выплаты не производятся.
Вместе с тем при длительном нахождении должника в розыске имеются законодательно закрепленные институты, позволяющие обеспечить интересы ребёнка, в частности, признание должника безвестно отсутствующим с последующим получением пособия на содержание ребёнка. Сотрудниками Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка нередко оказывается помощь обратившимся по составлению исковых заявлений в суд для признания лица безвестно отсутствующим в целях получения пособия на содержание ребёнка. Аналогичную работу проводят судебные приставы Свердловской области. Так, за 12 месяцев 2017 года в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов 16 должников были признаны безвестно отсутствующими.
Табл. 18. Ситуация с алиментами для детей-сирот
Показатель |
Чел. |
Доля в % |
Имеют право на получение алиментов, из них: |
1 559 |
98% |
алименты взысканы в судебном порядке, из них: |
1 508 |
99% |
алименты поступают в полном объёме |
228 |
15% |
алименты поступают частично |
251 |
16% |
алименты не поступают |
1 029 |
66% |
Сегодня также существует и проблема с взысканием алиментов в пользу детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 01.10.2017 года в Свердловской области 12 601 ребёнок, оставшийся без попечения родителей, в т.ч. находящихся в государственных учреждениях - 1611, что составляет 12%.
Как видно из таблицы 18, практически на всех детей взысканы алименты в судебном порядке. Однако только у 15% право на содержание не нарушено! При этом у больше половины (66%) нарушается это право.
В качестве еще одной проблемы необходимо отметить следующее. В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. В случае если произведена замена законного представителя ребёнка в связи с его помещением под надзор в другую организацию, не являющуюся взыскателем по исполнительному производству о взыскании алиментов, или изменением формы устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей, то возникает необходимость замены стороны взыскателя по исполнительному производству о взыскании алиментов на содержание ребёнка.
Эта процедура является необходимой мерой в целях обеспечения права ребёнка на получение содержания от родителя, уклоняющегося от добровольного исполнения обязанности по содержанию ребёнка. При этом замена стороны взыскателя осуществляется судом, вынесшим судебное решение о взыскании алиментов, по заявлению заинтересованной стороны (нового законного представителя ребёнка, оставшегося без попечения родителей).
Учитывая, что судебная процедура длительна по времени, в целях оптимизации действующего порядка замены стороны в исполнительном производстве целесообразно определить внесудебный порядок - предоставить судебному приставу-исполнителю право производить замену стороны исполнительного производства на основании акта органа опеки и попечительства, подтверждающего исполнение опекуном или организацией обязанностей законного представителя ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
3.1.2. О нарушении прав ребёнка на социальное обеспечение
Вопросы соблюдения прав детей на социальное обеспечение имеют особое значение в работе Уполномоченного по правам ребёнка. Чаще всего они затрагивают интересы детей, проживающих в малообеспеченных или маргинальных семьях, а именно такие семьи, особенно неполные по составу родителей, составляют и значительную долю нуждающегося населения Свердловской области.
Само социальное обеспечение часто является основным и даже единственным источником дохода этих категорий семей, и лишение его может привести к тяжким последствиям, как для здоровья, так и порой для жизни несовершеннолетнего.
В 2017 году по вопросам нарушения прав ребёнка на социальное обеспечение обратилось 199 граждан (АППГ - 272). Из них:
- 35 (АППГ - 70) - невыплата или отказ в назначении пособия на детей, оформлении льготы;
- 124 (АППГ - 50) - о помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. при отключении за долги коммунальных услуг;
- 0 (АППГ - 23) - о лишении льготного статуса;
- 22 (АППГ - 17) - о бездействии органов социальной политики;
- 12 (АППГ - 17) - арест банковского счёта, на который поступают социальные пособия на детей, или списание с него денежных средств из-за образовавшегося долга;
- 6 (АППГ - 10) - отказ в компенсации средств, затраченных на оплату путевки в детский оздоровительный лагерь, или отказ в предоставлении путёвок в детский оздоровительный лагерь (санаторий).
Следует обратить внимание на значительное увеличение количества обращений к Уполномоченному от семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а вызвано это обстоятельство активностью работы Уполномоченного на данном направлении.
Несмотря на то, что и в 2015, и в 2016 годах Уполномоченный по правам ребёнка уже обращал внимание в своём ежегодном докладе на проблему ареста счетов граждан, на которые поступают средства на детей, в рамках социальных пособий, в 2017 году данные случаи продолжали иметь место. К сожалению, рассматривая обращения о наложении ареста на "социальные" счета, можно однозначно говорить о том, что часто судебный пристав не владеет сведениями о назначении счёта, на который накладывается обеспечительная мера в качестве наложения ареста и с которого в дальнейшем осуществляется оплата образовавшейся задолженности. В каждом таком случае при предъявлении соответствующей справки о назначении счёта арест снимается. Вместе с тем временные затраты, период отсутствия денежных средств, вынужденная необходимость обращаться в территориальное управление социальной политики за подтверждающими справками приводят к нарушению прав несовершеннолетних на содержание и гарантированное государством социальное обеспечение.
Уполномоченный по правам ребёнка отмечает, как и ранее в 2016 году, что создание автоматизированной программы межведомственного взаимодействия между Министерством социальной политики Свердловской области, коммерческими банками, через которые осуществляются социальные выплаты, и УФССП России по Свердловской области могло бы снизить обозначенные социальные риски.
3.2. О защите жилищных и иных имущественных прав и интересов ребёнка
Отдельное внимание в своей деятельности Уполномоченный уделяет защите жилищных прав несовершеннолетних. Анализируя структуру обращений, можно отметить, что в 2017 году к Уполномоченному по правам ребёнка Свердловской области с проблемами жилищного или материального характера обратились 273 заявителя (АППГ - 316), из их числа: по вопросам выселения семей с детьми - 28 (АППГ - 26); по обеспечению жильем категории оставшихся без попечения родителей - 33 (АППГ - 29); обеспечение жильём семьи с ребёнком-инвалидом - 18 (АППГ - 21).
Как и в прошлые годы, основные проблемы жилищного характера, влекущие нарушение прав и интересов детей, возникали вследствие неисполнения родителями условий договора ипотечного кредитования (6 обращений), в т.ч. с использованием средств материнского капитала и приобретения (строительства) жилья на средства в виде социальной выплаты на приобретение жилья многодетной семьей.
Увеличилось в 2017 году количество обращений, касающихся проблемы постановки определённых законодательством категорий семей с детьми в очередь на предоставление жилья по договору социального найма в связи с отсутствием у них постоянной регистрации.
В целях оказания помощи специалистами Аппарата Уполномоченного для заявителей было подготовлено 8 проектов заявлений об установлении факта, имеющего юридическое значение - факта постоянного проживания на территории муниципального образования.
Ещё одна проблема установлена в связи с обращением опекуна несовершеннолетних, проживающих в г. Москве и имеющих на праве собственности долю в жилом помещении, расположенном на территории г. Екатеринбурга. Однако дети не собираются возвращаться в Екатеринбург по объективным обстоятельствам (получение образования, в т.ч. профессионального, в г. Москве, наличие перспективы трудоустроиться, длительность проживания с приёмными родителями, фактически сложившиеся отношения привязанности к ним, как родителям). При этом органы опеки в г. Москве отказывают в постановке на учёт для целей предоставления жилья специализированного жилищного фонда в связи с предоставлением акта о невозможности проживания в жилом помещении в г. Екатеринбурге, а территориальные УСП Екатеринбурга в соответствии с законодательством Свердловской области отдельно акт о невозможности проживания не составляют, только в рамках рассмотрения заявления в целях предоставления жилья специализированного жилищного фонда.
Предложения Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области: |
Законодательному Собранию Свердловской области разработать законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части урегулирования порядка взаимодействия субъектов Федерации по вопросу установления факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц указанной категории, в ранее занимаемых жилых помещениях в случаях, когда местом нахождения указанных лиц и местом нахождения жилья являются разные субъекты. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.