19 февраля 2018 года г. Екатеринбург
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шумкова Е.С.,
судей Шабалдиной Н.В., Захаровой О.А.
при секретаре Щукиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Полевского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании частично недействующим постановления Администрации Полевского городского округа от 30 января 2017 года N 35-ПА "Об утверждении Положения о порядке установления, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Полевского городского округа"
по апелляционному представлению прокурора г. Полевского на решение Полевского городского суда Свердловской области от 19 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Шумкова Е.С., объяснения прокурора Истоминой И.В., поддержавшей доводы представления, возражения относительно представления представителя Администрации Полевского городского округа Рябухиной А.В. и представителя Управления образованием Полевского городского округа Прилуковой А.С., судебная коллегия, установила:
Администрацией Полевского городского округа Свердловской области 30 января 2017 года издано Постановление N 35-ПА, которым утверждено Положение О порядке установления, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Полевского городского округа (далее по тексту - Положение) (пункт 1 Постановления).
Указанное постановление и утвержденное им Положение опубликовано в средстве массовой информации - газете "Диалог" 10 февраля 2017 года N 11, а также обнародовано 30 января 2017 года на официальном сайте администрации Полевского городского округа в сети "Интернет".
Названное Положение принято в целях урегулирования вопросов взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (далее - родительская плата) (пункт 2 Положения).
Положение определяет методику расчета норматива финансовых затрат на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми в муниципальных образовательных организациях, порядок установления, начисления, взимания и внесения родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях и предоставления отдельным категориям родителей (законных представителей) детей льгот по родительской плате, а также порядок ее расходования и контроля за поступлением и расходованием (пункт 3 Положения).
Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдениями ими личной гигиены и режима дня (пункт 4 - Положения).
Пункт 5 Положения гласит, что размер платы взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком (далее - родительская плата) устанавливается постановлением Главы Полевского городского округа.
Пункт 20 Положения в настоящее время действует в редакции постановления Администрации Полевского городского округа от 07 июня 2017 года N 219-ПА (постановление официально опубликовано в средстве массовой информации - газете "Диалог" 23 июня 2017года N 49), и имеет следующее содержание:
Родительская плата вносится за текущий месяц не позднее 10-го числа каждого месяца в объеме, рассчитываемом в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения (абзац 1).
За дни непосещения муниципальной образовательной организации по уважительной причине (болезнь, санаторное лечение, карантин, ремонт учреждения, приостановление деятельности учреждения), без ограничения по количеству дней отсутствия ребенка, а также по заявлению родителей (законных представителей), поданному в муниципальную образовательную организацию не позднее, чем за 3 рабочих дня до предполагаемого отсутствия ребенка, родительская плата не взимается. Общее количество дней максимальная продолжительность) отсутствия ребенка по заявлению родителей (законных представителей) регулируется договором об оказании образовательных услуг (абзац 2).
В случаях отсутствия ребенка по иным причинам, в том числе по неподтвержденным уважительным причинам, а также сверх установленного максимальной продолжительности отсутствия по заявлению родителей (законных представителей), за дни такого отсутствия ребенка родительская плата не пересчитывается и взимается в полном объеме (абзац 3).
Прокурор г. Полевского Свердловской области обратился в суд с административным иском, в котором просил признать недействующим пункт 20 Положения со дня вступления решения суда в законную силу. Обосновывая требования, указал, что, по его мнению, оспариваемая часть нормативного правового акта противоречит статьям 781, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 32 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), поскольку предусматривает полное взимание родительской платы за период отсутствия ребенка в образовательном учреждении, в то время как в этот период расходы учреждение не несет.
Решением Полевского городского суда Свердловской области от 19 октября 2017 года в удовлетворении административного иска прокурору отказано.
В апелляционном представлении прокурором поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта ввиду незаконности и необоснованности. Настаивая на противоречии оспариваемых норм Положения статьям 781, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 32 Закона о защите прав потребителей, прокурор указывает, что оспариваемые нормы вопреки предписаниям федерального законодательства возлагают на родителей обязанность оплачивать питание ребенка за то время, когда он не посещал образовательное учреждение, то есть осуществлять плату за услуги, которые фактически не оказаны.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, исследовав новые доказательства, представленные по запросу суда апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Законом Свердловской области от 12 октября 2004 года N 80-ФЗ муниципальное образование г. Полевской, расположенное на территории Свердловской области, наделено статусом городского округа.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьей 6 Устава Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 30 октября 2008 года N 686, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения Полевского городского округа.
Статьей 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми (часть 1).
За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается (часть 2).
При этом согласно пункту 34 статьи 2 названного Федерального закона под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытовому обслуживанию детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Администрация Полевского городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления этого муниципального образования, вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
Названные нормы законодательства позволяют говорить о том, что пункт 20 Положения, регламентирующий порядок внесения и начисления родительской платы, принят Администрацией Полевского городского округа в пределах полномочий, предоставленных ей действующим законодательством.
Присмотр и уход за детьми осуществляется образовательными организациями на основании договора об оказании соответствующих услуг, заключаемого между родителями (законными представителями) ребенка и образовательной организацией. Правоотношения по поводу предоставления и оплаты услуги по присмотру и уходу за детьми, возникающие между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) ребенка, как правильно указал суд первой инстанции, регулируются также нормами гражданского законодательства о возмездном оказании услуг и соответствующими нормами Закона о защите прав потребителей.
Так, в частности, согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг.
Аналогичные положения закреплены в статье 37 Закона о защите прав потребителей.
Пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 32 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что потребитель (заказчик) вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Проанализировав эти нормы федерального законодательства, суд первой инстанции правильно указал, что оплате подлежат фактически оказанные услуги. При этом потребитель услуг вправе отказаться от оказания услуг, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.
Проверяя оспариваемые предписания абзаца 3 пункта 20 Положения на соответствие вышеприведенным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о защите прав потребителей, суд первой инстанции пришел к выводу, что эти предписания соответствуют названным нормам федерального законодательства, поскольку на родителях лежит обязанность возместить дошкольному образовательному учреждению фактически понесенные расходы.
Однако с такими выводами суда первой инстанции, судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Раздел 2 Положения включает в себя методику расчета норматива финансовых затрат на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования. Данная методика определяется в целях установления размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за оказание услуги по присмотру и уходу за детьми в муниципальных образовательных организациях (пункт 7 Положения).
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что для определения достаточности средств на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми рассчитываемые нормативы затрат должны покрывать расходы, связанные: с приобретением услуг по организации питания, а также с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены (пункт 8).
Анализируя эти предписания Положения, судебная коллегия приходит к выводу, что размер родительской платы за вышеназванную услугу в муниципальных образовательных организациях Полевского городского округа складывается из расходов на приобретение услуг по организации питания и расходов по приобретению расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения детьми режима дня и личной гигиены.
Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных муниципальных образовательных учреждениях Полевского городского округа определен постановлением Главы Полевского городского округа от 01 марта 2017 года N 412 (л.д.100-101).
Представленные суду апелляционной инстанции расчеты размера родительской платы, установленной указанным постановлением Главы Полевского городского округа, подтверждают вышеназванный вывод судебной коллегии о составляющих этой платы. В частности, согласно расчету, размер платы складывается из двух составляющих:
- стоимости питания одного ребенка, которая определена исходя из размера стоимости питания в день одного ребенка в муниципальных образовательных учреждениях Полевского городского округа, определенного постановлением Главы этого городского округа от 20 декабря 2016 года N 2267 (л.д.102, 96-99);
- стоимости расходных материалов, используемых для соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены (л.д.102). О стоимости этих материалов представлен отдельный расчет, который включает в себя расходы на средства гигиены (мыло, салфетки, бумага туалетная, сода, стиральный порошок, моющие средства, полотенце), столовые принадлежности (тарелки, ложки, вилка, кружка), а также постельные принадлежности (постельное белье, одеяло, матрац, подушка) (л.д.102).
Из анализа этих составляющих размера родительской платы следует, что расходы, связанные со стоимостью расходных материалов, используемых для соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены, муниципальное образовательное учреждение несет независимо от того посещает ли конкретный ребенок в конкретные дни образовательное учреждение. Эти расходы образовательная организация несет в силу самого факта предоставления ребенку места в муниципальном образовательном учреждении.
В то же время, как следует из пояснений представителя Управления образованием Полевского городского округа, в случае если ребенок отсутствует в муниципальном образовательном учреждении, то услуга по питанию ему не предоставляется, ребенок снимается с питания, а образовательное учреждение не несет расходов на оплату услуг по питанию такого ребенка, снятого с питания.
Из представленного суду апелляционной инстанции контракта на оказание услуг по организации питания детей в муниципальном образовательном учреждении, оплата этих услуг организации, оказывающей такую услуг, осуществляется ежемесячно путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя по фактическому количеству детей, питавшихся в учреждении, согласно утвержденному меню (пункт 2.4) (л.д.110)
Это условие контракта означает, что муниципальное образовательное учреждение несет расходы на организацию питания только за фактическое количество питавшихся детей. За детей, которые не питались, то есть были сняты с питания ввиду их отсутствия в образовательном учреждении (независимо от уважительных или неуважительных причин их отсутствия), плату образовательная организация не осуществляет.
Поскольку, аналогичные контракты, как следует из пояснений представителя Управления образованием Полевского городского округа заключены со всеми муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, то судебная коллегия делает вывод, что муниципальные дошкольные образовательные организации Полевского городского округа не несут расходов по оплате питания детей, которые не питались в учреждении, в том числе и ввиду их отсутствия в этом учреждении.
Таким образом, в те дни, когда ребенок не посещает муниципальное образовательное учреждение Полевского городского округа по неуважительным причинам, перечисленным в абзаце 2 пункта 20 Положения, то он снимается с услуги питания, и в этом случае образовательное учреждение не оплачивает стоимость этой услуги организации, оказывающей такую услугу по муниципальному контракту, то есть не несет расходов на питание ребенка в такие дни.
По смыслу пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 32 Закона о защите прав потребителей в случае непосещения ребенком дошкольной образовательной организации его родители (законные представители) обязаны произвести оплату только фактически понесенных образовательной организацией расходов. Поскольку образовательное учреждение не несет расходов на питание отсутствующего (снятого с питания) ребенка, то и плата за питание за дни, когда ребенок снят с питания ввиду отсутствия в образовательной организации, не подлежит оплате в силу названных норм федерального законодательства, независимо от причин отсутствия ребенка в образовательной организации.
Абзац 3 пункта 20 Положения не допускает перерасчета (уменьшения) размера родительской платы за те дни, когда ребенок не посещал муниципальное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа по неуважительным причинам, указанным в абзаце 2 этого пункта, и образовательное учреждение не несло никаких расходов по оплате за его питание в дни его отсутствия, указывая, что и за эти вносится плата в полном объеме. Однако требование о внесение платы в полном объеме за те дни, когда образовательное учреждение фактически не несло никаких расходов по оплате стоимости питания отсутствующего ребенка, противоречит пункту 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 32 Закона о защите прав потребителей.
Таким образом, в данном случае имелись основания, предусмотренные подпунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для частичного удовлетворения заявленного иска и признания недействующим абзаца 3 пункта 20 Положения, как противоречащего указанным нормам федерального законодательства.
Суд, разрешая спор, указанных обстоятельств не учел, сделал выводы, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Это в силу пункта 2 статьи 309 и пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены постановленного судом решения и принятия по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Доводы представителей Администрации Полевского городского округа и Управления образованием Полевского городского округа о невозможности перерасчета родительской платы за время отсутствия ребенка ввиду невозможности определения стоимости питания, подлежащей вычету из общего размера платы, судебная коллегия находит несостоятельными. Размер этой платы может быть исчислен исходя из размера платы за питание в день, установленного вышеприведенным постановлением Главы Полевского городского округа от 20 декабря 2016 года N 2267, а также на основании расчетов с поставщиком этой услуги в рамках муниципального контракта.
Суд первой инстанции, разрешая спор, дал лишь оценку нормам, содержащимся в абзаце 3 пункта 20 Положения, не учитывая иные оспариваемые прокурором нормы этого пункта. При этом в материалах дела отсутствует какое-либо письменное заявление прокурора об уточнении заявленных требований.
Давая оценку нормам, содержащимся в абзацах 1 и 2 пункта 20 Положения, судебная коллегия находит, что они не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку право определять дату внесения родительской платы и устанавливать перечень лиц, освобождаемых от этой платы предоставлено Администрации Полевского городского округа частью 2 статьи 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В настоящее время отсутствуют нормы законодательства, имеющего большую юридическую силу, которые бы определяли иные правила, чем установлены в этих абзацах Положения.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, пунктом 3 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Полевского городского суда Свердловской области от 19 октября 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск прокурора г. Полевского Свердловской области удовлетворить частично, со дня вступления в законную силу настоящего решения признать недействующим третий абзац пункта 20 Положения о порядке установления, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Полевского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Полевского городского округа от 30 января 2017 года N 35-ПА, в остальной части в удовлетворении иска прокурору отказать.
Председательствующий |
Шумков Е.С. |
Судьи |
Шабалдина Н.В., Захарова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 19 февраля 2018 г. N 33а-2031/2018 "Об отмене Решения Полевского городского суда Свердловской области от 19.10.2017 и признании недействующим абзаца 3 пункта 20 Положения о порядке установления, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Полевского городского округа, утв. Постановлением Администрации Полевского городского округа от 30.01.2017 N 35-ПА"
Текст определения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)