Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.,
при секретаре Кузнецове М.Ю.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-225/2018 по административному исковому заявлению Белоусовой Ольги Ивановны, Лизунова Дмитрия Вячеславовича, Вшивковой Нины Дмитриевны, Юрченко Сергея Анатольевича о признании частично недействующим Постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области", установил:
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП утверждены Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, и ставки арендной платы на указанные земельные участки, расположенные, помимо прочего, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Постановление N 1855-ПП).
Первоначальный текст документа опубликован в средстве массовой информации - "Областной газете" 28 января 2012 года, N 32-35 (начало), 31 января 2012 года N 36-39 (продолжение), 01 февраля 2012 года, N 40-43 (окончание) (т. 1 л.д. 84-85).
Постановлением Правительства N 1855-ПП для земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и предоставленных для строительства объектов (за исключением земельных участков, предоставленных для строительства метрополитена, жилищного фонда, индивидуальных жилых домов, индивидуальных и (или) кооперативных гаражей) на период до окончания срока действия разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом, установлена ставка арендной платы в размере 1% от кадастровой стоимости земельного участка (пункт 68).
Постановлением Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года N 1670-ПП (далее - Постановление N 1670-ПП) ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург" изложены в новой редакции.
Текст документа опубликован в средстве массовой информации - "Областной газете" 31 декабря 2013 года, N 487 (т. 1 л.д. 84-85).
В редакции Постановления N 1670-ПП размер ставки для земельных участков, предоставленных для строительства объектов, увеличен до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, период действия ставки "до окончания срока действия разрешения на строительство" не изменился (пункт 65).
Белоусова О.И., Лизунов Д.В., Вшивкова Н.Д. обратились в суд с административным иском о признании недействующими с момента принятия Постановлений N 1855-ПП, 1670-ПП в части установления ставки на земельные участки, предоставленные для строительства, "на период до окончания срока действия разрешения на строительство" (пункты 68 и 65, соответственно) (т. 1 л.д. 4-11).
По мнению административных истцов, являющихся собственниками доли в праве на объект незавершенного строительства и арендаторами расположенного на нем земельного участка, формулировка, ограничивающая действие ставки сроком действия разрешения на строительство, является санкцией за нарушение срока пользования земельным участком, предоставленным для строительства, влечет произвольное увеличение ставки арендной платы, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, не соответствует принципу экономической обоснованности, вызывает неоднозначное толкование и применение, противоречит принципам установления арендной платы, сформулированным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
Индивидуальный предприниматель Юрченко С.А. обратился в суд с тождественным по предмету и основаниям иском (т. 3 л.д. 4-10).
Определением суда от 17 мая 2018 года административные дела по искам Белоусовой О.И., Лизунова Д.В., Вшивковой Н.Д., Юрченко С.А. объединены в одно производство (т. 1 л.д. 204).
В судебном заседании представители административных истцов Демьянова О.Б., Зинченко М.В. административные исковые требования поддержали, полагают, что оспариваемая норма не отвечает принципам экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений.
Представитель Правительства Свердловской области Кашина М.Е., представители заинтересованных лиц Администрации г. Екатеринбурга Турыгина Н.В. и Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Дружинина О.М. возражали против удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят ответчиком в пределах полномочий и компетенции, в надлежащей форме, официально опубликован, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу. Поддержали доводы возражений на иск, полагая, что принципы определения арендной платы, установленные Постановлением N 582, оспариваемой нормой не нарушены (т. 1 л.д. 81-83, 121-125, 177-181, 183-189).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей необходимым удовлетворить требования административных истцов в связи с нарушением принципа запрета необоснованных предпочтений, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших на день принятия оспариваемого постановления) право на установление порядка определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, было предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 54-6 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 138-ОЗ, действовавшей на день принятия оспариваемого постановления) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются Правительством Свердловской области.
Постановлением N 1855-ПП утверждены Ставки арендной платы на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург". В частности, для земельных участков, предоставленных для строительства объектов (за установленными исключениями), на период до окончания срока действия разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом, установлена ставка в размере 1% от кадастровой стоимости (пункт 68).
Постановлением N 1670-ПП названные Ставки арендной платы изложены в новой редакции, в которой ставка для земельных участков, предоставленных для строительства объектов, определена в пункте 65.
Материалами дела подтверждено, что указанные Постановления приняты Правительством Свердловской области с соблюдением требований законодательства, устанавливающих полномочия данного исполнительного органа, форму и вид нормативного правового акта, процедуру его принятия и введения в действие (т. 1 л.д. 84-85, 93-106, 126-176).
Данный факт установлен и вступившими в законную силу решениями Свердловского областного суда от 06 сентября 2016 года по административному делу N 3а-340/2016, от 20 октября 2016 года по административному делу N 3а-363/2016.
В настоящее время пункт 65 Постановления N 1855-ПП действует в редакции постановления Правительства Свердловской области N 546-ПП от 26 июня 2015 года (т. 1 л.д. 86-92): для "земельных участков, предоставленных для строительства и реконструкции объектов (за исключением земельных участков, предоставленных для строительства метрополитена, жилищного фонда, индивидуальных жилых домов, индивидуальных и (или) кооперативных гаражей, объектов религии, многоквартирных домов, указанных в пункте 67) на период до окончания срока действия разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом," ставка арендной платы составляет 1,5% от кадастровой стоимости.
Как установлено при рассмотрении дела, Белоусова О.И., Лизунов Д.В., Вшивкова Н.Д., Юрченко С.А. являются участниками общей долевой собственности на объект незавершенного строительства (административное здание), расположенное по адресу г. Екатеринбург, ул. С. Разина, д. 86 (т. 1 л.д. 19-22, т. 3 л.д. 12).
В связи с государственной регистрацией административными истцами права собственности на объект незавершенного строительства у них возникли права и обязанности арендаторов земельного участка по адресу г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 149, с кадастровым номером 66:41:0501005:0016, площадью 19550 м?, предоставленного ООО "АСП-Стар" по договору адденды N 5-715 от 25 апреля 2002 года для строительства торгового центра на срок с 01 июня 2000 по 31 мая 2010 года, возобновленного на тех же условиях на неопределенный срок (т. 1 л.д. 45-48).
Решениями судов с Белоусовой О.И., Лизунова Д.В., Вшивковой Н.Д., Юрченко С.А. в пользу Администрации г. Екатеринбурга взыскана задолженность по арендной плате за пользование указанным выше земельным участком (т. 1 л.д. 23-44, т. 3 л.д. 14-27).
При определении размера задолженности суды применили ставку арендной платы, установленную для земельных участков, предназначенных для размещения административных, офисных зданий и иных объектов общественно-деловой застройки (пункт 63 Постановления N 1855-ПП), отказав в применении ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, установленной пунктом 65 этого же постановления для строящихся объектов.
Административные истцы указывают на нарушение их прав неприменением к ним размера ставки, установленного пунктом 65 постановления, по причине ограничения периода ее применения сроком действия разрешения на строительство.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582, которым к основным принципам определения арендной платы законодателем отнесены, помимо иного, принцип экономической обоснованности и принцип запрета необоснованных предпочтений.
В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной, в том числе в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, дифференциация ставок должна осуществляться в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
То есть на соответствие принципу экономической обоснованности может быть проверен размер ставки, а не период ее действия.
Поэтому отсутствие в представленных пояснительных записках и в расчете потенциальной величины арендной платы по земельным участкам в составе вида разрешенного использования (т. 1 л.д. 217-246, т. 2 л.д. 3-6, 27-41, 48-51) экономического обоснования периода действия ставки (до окончания срока действия разрешения на строительство) не свидетельствует о несоответствии этой нормы принципу экономической обоснованности.
В этой связи не имеют правового значения доводы представителя административного истца о недопустимости как доказательства акта от 10 февраля 2017 года о выделении к уничтожению не подлежащих хранению документов (т. 2 л.д. 10-16).
Экономическую обоснованность ставки (в размере 1,5%) административные истцы, требования которых направлены на включение в число субъектов, для которых арендная плата подлежит расчету с ее применением, не оспаривают.
При этом не может быть признана обоснованной ссылка представителя административного ответчика, что ставка, предусмотренная пунктом 65 Постановления N 1855-ПП, является льготной. Из содержания пояснительных записок к проекту и анализа данного нормативного правового акта следует, что льготы постановлением предоставлены исключительно для некоторых категорий физических лиц.
С учетом принципа экономической обоснованности ставку, установленную пунктом 65 Постановления N 1855-ПП, следует считать экономически обоснованной на период осуществления строительства.
Строительством в соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства дает застройщику разрешение на строительство, что следует из частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность определения срока указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Следовательно, определение периода действия "строительной" ставки моментом окончания срока действия разрешения на строительство, в отсутствие которого строительство капитального объекта запрещено, требованиям выше приведенных норм не противоречит.
В соответствии с частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации объекта капитального строительства. При этом частью 20 названной нормы прямо предусмотрена возможность продления срока действия разрешения на строительство.
Доводы административного иска о том, что оспариваемая норма является санкцией за нарушение срока строительства, не могут быть признаны обоснованными, поскольку период действия ставки не зависит от момента заключения договора аренды, ставка применяется на весь период строительства без ограничения срока.
Из буквального толкования пункта 65 Постановления N 1855-ПП следует, что принцип запрета необоснованных предпочтений не нарушен. Установленная им "строительная" ставка в равной мере распространяется на всех застройщиков в период осуществления строительства.
Сравнение данной нормы с пунктом 66 Постановления N 1855-ПП является необоснованным ввиду того, что в нем установлена ставка для земельных участков, предоставленных для строительства объектов религии, то есть отнесенных к другой категории земель и используемых для другого вида деятельности. Кроме того, в соответствии с примечанием, установленная этим пунктом ставка, является срочной и период ее применения составляет 5 лет с момента заключения договора аренды.
Ссылки в иске на нарушение прав и законных интересов субъектов экономической деятельности, по сути, связаны с реализацией нормативного правого акта, что выходит за пределы рассмотрения заявленных требований.
Тот факт, что срок действия разрешения на строительство земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501005:0016 не продлен вследствие банкротства застройщика, не свидетельствует о несоответствии условия о периоде действия ставки нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и о нарушении этим условием прав истцов. При этом необходимо отметить, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен при согласованных действиях всех участников долевой собственности на объект незавершенного строительства, а банкротство застройщика является риском, связанным с осуществлением экономической деятельности.
Оспаривая условие о сроке действия "строительной" ставки, административные истцы фактически указывают на нарушение их прав практикой применения пункта 63 Постановления N 1855-ПП, согласно которой ставка в размере 5,5% от кадастровой стоимости земельного участка, предназначенного для размещения объектов общественно-деловой застройки, применяется как для участков с введенными в эксплуатацию объектами недвижимости, так и для участков с объектами незавершенного строительства. Однако, данная норма предметом рассмотрения по настоящему делу не является.
Доводы о возможности реализации арендодателем прав, предусмотренных частью 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении неделимого земельного участка, на котором расположены объект незавершенного строительства и введенный в эксплуатацию торговый центр, не имеют правового значения при проверке оспариваемой нормы в порядке абстрактного нормоконтроля на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Подлежат отклонению доводы о том, что оспариваемая норма является некорректной и допускает неоднозначное толкование. Ответчик в пределах своих дискреционных полномочий сформулировал условие о периоде действия ставки, которое является определенным и исключает различное толкование. Суд считает обоснованными возражения представителя административного ответчика о том, что именно исключение данного условия повлечет отступление от принципов экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, поскольку при буквальном толковании нормы действие ставки будет распространяться на все предоставленные для строительства и реконструкции земельные участи (за установленными исключениями) независимо от вида осуществляемой на них деятельности (строительство, торговля и т.д.).
Поскольку Постановления N 1855-ПП, 1670-ПП утверждены ответчиком в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, и в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав участников долевой собственности в объекте незавершенного строительства, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. С. Разина, д. 86, требования административных истцов не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Белоусовой Ольги Ивановны, Лизунова Дмитрия Вячеславовича, Вшивковой Нины Дмитриевны, Юрченко Сергея Анатольевича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Судья |
Т.Н. Чиркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 19 июня 2018 г. N 3а-225/2018 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)