город Екатеринбург 22 октября 2018 года
Уставный Суд Свердловской области в составе председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей А.О. Казанцева, Н.Г. Крисько, Р. С. Тараборина, с участием представителя заявителя Е.В. Воробьевой - М.Н. Щеглова, представителя Губернатора Свердловской области С. И. Кострицкого, представителя Законодательного Собрания Свердловской области В.Ю. Пенигина, а также представителя Министерства социальной политики Свердловской области Ю.Ю. Медведевой, руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 73, 83 - 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области пункта 3 статьи 6 Закона Свердловской области от 20 октября 2011 года N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале" и Порядка распоряжения средствами (частью средств) областного материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилого помещения, строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26 декабря 2012 года N 1542-ПП.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданки Е.В. Воробьевой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые в запросе нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Р. С. Тараборина, объяснения представителя заявителя, представителей органов, принявших оспариваемые акты, мнение Министерства социальной политики Свердловской области, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области установил:
1. В Уставный Суд Свердловской области обратилась гражданка Воробьева Екатерина Викторовна с запросом о соответствии Уставу Свердловской области пункта 3 статьи 6 Закона Свердловской области от 20 октября 2011 года N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале" (далее - Закон об областном материнском капитале) и Порядка распоряжения средствами (частью средств) областного материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилого помещения, строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26 декабря 2012 года N 1542-ПП (далее - Порядок распоряжения средствами материнского капитала).
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 2, 18, 110 и 112 Устава Свердловской области в той мере, в которой они позволяют Правительству Свердловской области произвольно ограничивать круг лиц, имеющих право на распоряжение средствами областного материнского капитала, на его реализацию по улучшению жилищных условий путем строительства жилого помещения, а также ставить в неравное положение лиц, осуществляющих строительство жилого помещения, и лиц, уже построивших его.
В ходе судебного заседания представителем заявителя было уточнено, что, по мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения противоречат Уставу Свердловской области только в той части, в которой в них отсутствует такое направление распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала, как компенсация затрат лицу за построенный им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу являются нормативные положения пункта 3 статьи 6 Закона Свердловской области от 20 октября 2011 года N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале" и Порядка распоряжения средствами (частью средств) областного материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилого помещения, строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26 декабря 2012 года N 1542-ПП в части отсутствия в них такого направления распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала, как компенсация затрат лицу за построенный им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства.
2. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (статья 7), семья, материнство и детство находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38); каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 40).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, как следует из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 28-П и от 8 июля 2014 года N 21-П, имеет особую значимость, а, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной, в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России, и позволяющую создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительных мер государственной поддержки.
Устав Свердловской области закрепляет, что на территории Свердловской области гарантируется защита и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (статья 2).
Конституция Российской Федерации и Устав Свердловской области, устанавливая гарантии социальной защиты населения, вместе с тем не закрепляют конкретные меры такой защиты, равно как объём и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Поскольку социальная защита, включая социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), по данному предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств собственных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Следовательно, действуя в пределах своих полномочий и в целях социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также для создания благоприятных условий, обеспечивающих семьям, имеющих детей, достойную жизнь на территории Свердловской области за счет средств областного бюджета, органами государственной власти Свердловской области были приняты Закон об областном материнском капитале и Порядок распоряжения средствами материнского капитала, устанавливающие на территории Свердловской области дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей.
3. Закон об областном материнском капитале регулирует отношения, связанные с предоставлением областного материнского (семейного) капитала (статья 1).
Право на получение средств областного материнского (семейного) капитала возникает у лиц, указанных в статье 2 Закона об областном материнском капитале, которые постоянно проживают на территории Свердловской области. Наличие права на получение средств областного материнского (семейного) капитала подтверждается выдачей сертификата, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона об областном материнском капитале лица, имеющие сертификат на областной материнский (семейный) капитал, распоряжаются средствами областного материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по одному или нескольким следующим направлениям:
1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;
2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат на областной материнский (семейный) капитал;
3) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых ребенку (детям) расположенными на территории государственными и муниципальными образовательными организациями, имеющими лицензию
на осуществление образовательной деятельности, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, а также расположенными на территории филиалами государственных и муниципальных образовательных организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
4) на оплату образовательных услуг, оказываемых ребенку (детям) расположенными на территории частными образовательными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, а также расположенными на территории филиалами частных образовательных организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
5) на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается;
6) на оплату платных медицинских услуг, оказываемых ребенку (детям) и (или) лицу, имеющему сертификат на областной материнский (семейный) капитал, расположенными на территории Российской Федерации медицинскими организациями и санаторно-курортными организациями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке;
7) на приобретение садовых, огородных, дачных земельных участков, а также дач, садовых домов, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок, путем безналичного перечисления указанных средств организации или физическому лицу, осуществляющим отчуждение указанных объектов, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;
8) на приобретение допущенных к обращению на территории Российской Федерации товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (за исключением расходов на медицинские услуги, а также на реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации");
9) на подключение (технологическое присоединение) жилых помещений к газовым сетям, включая затраты на разработку проектной документации, монтаж газового оборудования, пусконаладочные работы и другие работы, связанные с подключением (технологическим присоединением) жилых помещений к газовым сетям, и приобретение предусмотренного в перечне, утвержденном Правительством Свердловской области, бытового газового оборудования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона об областном материнском капитале порядок подачи и рассмотрения заявлений о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала, а также порядок распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала устанавливаются Правительством Свердловской области.
Таким образом, нормативные положения пункта 3 статьи 6 Закона об областном материнском капитале непосредственно не регулируют порядок выплаты материнского (семейного) капитала, а предусматривают, что порядок подачи и рассмотрения заявлений о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала, а также порядок распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала устанавливаются Правительством Свердловской области в соответствии с данным Законом. Следовательно, нормативные положения пункта 3 статьи 6 Закона об областном материнском капитале не могут ограничивать круг лиц, имеющих право на распоряжение средствами областного материнского (семейного) капитала, на его реализацию по улучшению жилищных условий путем строительства жилого помещения, а также ставить в неравное положение лиц, осуществляющих строительство жилого помещения, и лиц, уже построивших его.
Согласно пункту 2 Порядка распоряжения средствами материнского капитала лицо, получившее сертификат на областной материнский (семейный) капитал, направляет средства:
на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;
на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Лицо, получившее сертификат, вправе направить средства на приобретение, строительство жилого помещения, строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые лицом, состоящим на дату приобретения, строительства жилого помещения, строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат, а также в случае, когда приобретенное, построенное жилое помещение, построенный, реконструируемый объект индивидуального жилищного строительства оформлены (оформляются) в собственность ребенка (детей) лица, получившего сертификат.
Лицо, получившее сертификат, вправе направить средства на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в случае, когда приобретение, строительство жилого помещения, строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются с использованием кредитных (заемных) средств, выданных на указанные цели супругу (супруге) лица, получившего сертификат.
В Законе об областном материнском капитале и в Порядке распоряжения средствами материнского капитала отсутствует такое направление распоряжения средствами, как компенсация затрат лицу за построенный им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства.
Такое правовое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации в рамках своих дискреционных полномочий и направлено на установление дополнительных по сравнению с федеральным законодательством мер социальной поддержки семей, имеющих детей.
Меры социальной поддержки семей, имеющих детей, предусмотренные Российской Федерацией, в частности Федеральным законом о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, и субъектом Российской Федерации - Законом об областном материнском капитале, дополняют друг друга.
Устанавливаемые Федеральным законом о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, дополнительные меры формируются за счет средств федерального бюджета. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливают дополнительные меры поддержки семей за счет средств собственных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. С учетом этого, направления расходования средств различных бюджетов могут отличаться друг от друга.
Реализуя право субъекта Российской Федерации на издание собственных нормативных актов (в соответствии с положениями статьи 26.3.1. Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), Законом об областном материнском капитале по усмотрению органов государственной власти и исходя из возможностей бюджета субъекта определяются собственные направления поддержки семей.
Следовательно, отсутствие в оспариваемых нормативных положениях такого направления распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала, как компенсация затрат лицу за построенный им или его супругом (супругой) объекта индивидуального жилищного строительства, не противоречит федеральному законодательству и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя.
Таким образом, нормативные положения пункта 3 статьи 6 Закона об областном материнском капитале и Порядка распоряжения средствами материнского капитала в части отсутствия в них такого направления распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала, как компенсация затрат лицу за построенный им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства, не нарушают прав проживающих на территории Свердловской области лиц, имеющих троих и более детей, и соответствуют Уставу Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 56 Устава Свердловской области, статьями 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд постановил:
1. Признать соответствующими Уставу Свердловской области нормативные положения пункта 3 статьи 6 Закона Свердловской области от 20 октября 2011 года N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале" и Порядка распоряжения средствами (частью средств) областного материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилого помещения, строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26 декабря 2012 года N 1542-ПП, в части отсутствия в них такого направления распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала, как компенсация затрат лицу за построенный им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть размещено (опубликовано) на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), "Вестнике Уставного Суда Свердловской области".
Уставный Суд
Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Свердловской области от 22 октября 2018 г. "О соответствии Уставу Свердловской области пункта 3 статьи 6 Закона Свердловской области от 20 октября 2011 года N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале" и Порядка распоряжения средствами (частью средств) областного материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилого помещения, строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26 декабря 2012 года N 1542-ПП, в связи с запросом гражданки Е.В. Воробьевой"
Настоящее постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 27 октября 2018 г. N 198 (8498); на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 27 октября 2018 г.